Умение управлять людьми как называется. Проявление высокомерия

Высокомерие – это личностное качество, проявляющееся в безразличии человека к мнению и чувствам окружающих, тенденции ставить себя выше всех остальных и их потребностей. Важный момент в определении высокомерия – демонстрация своего презрительного отношения, позиции, без уважения других, что проявляется как на вербальном уровне (насмешками и унизительными замечаниями), так и на невербальном (выражением лица или игнорированием).

Психология рассматривает качество личности высокомерие, как категорию, формирующуюся в процессе развития, под воздействием воспитательных и социальных факторов, но также иногда к этому приводят особенности психологического развития и полученных психологических травм. Отражает высокомерие процессы, происходящие в эго, и формируется на основании самооценки, восприятии своих личностных качеств, но, к сожалению, не в объективной перспективе.

Что это такое

Высокомерие людей появляется вследствие искаженного восприятия собственной личности, когда малейшие заслуги или достижения воспринимаются сверхважными или актуальными. Призма восприятия собственного вклада нарушена настолько, что выполнение будничных дел и даже заданий среднего уровня сложности человек расписывает, как достижение, оценить которое должен весь окружающий мир.

Неадекватность самооценки и оценки уровня окружающих приводит к тому, что высокомерный человек считает себя значительно более успешным, достойным, умным и красивым, чем в реальности. В сравнении с другими высокомерие рождает установку на то, что все являются недостойными и ущербными, даже если объективные показатели говорят обратное. На глазах человека находится своеобразная пелена, не позволяющая адекватно реагировать на происходящее, что актуализирует другие негативные проявления личности, такие, как склонность к хамству, надменности и тщеславию, а при более тонкой душевной организации – к обидчивости, стремлению манипулировать.

Несмотря на то, что главными характеристиками высокомерия является нарушение самооценки и поведенческого аспекта реагирования на социальные происшествия, причиной возникновения высокомерного взгляда на мир является воспитание. Родительские поощрения, безусловно, должны присутствовать в любом воспитании, поскольку формируют уверенность и способность справляться с дальнейшими жизненными трудностями, но при избыточной похвале формируется обратная реакция.

Тот ребенок, которого часто хвалят, причем используя формулировку, где он называется самым лучшим или сравнивается с другими, то формируется уверенность в собственной личностной исключительности, особенно, когда родители пытаются похвалой подбодрить кроху или заменить ею какие-то другие функции общения. Чем дальше благоприятные замечания старших от реальности, тем менее адекватной будет , так с детства человек приучается воспринимать окружающих изначально недостойными или ниже уровнем. Чтобы избежать подобного развития, хвалить или ругать ребенка необходимо только за совершенные поступки, четко выделяя его действия, при этом, никак не оценивая личность.

Благоприятно данное качество только для ошибочного собственного восприятия человека, для окружающих это по большей части негативный опыт. Негативное действие оказывает высокомерие также на уровень общего развития человека, его личности и когнитивной сферы. Практически полностью исчезает мотивация, ведь нет смысла чего-то добиваться, считая себя и так самым успешным. Чем дольше человек живет в состоянии высокомерия, тем вероятнее наступление скорейшего эмоционального потрясения, поскольку реальность всегда восстанавливает естественный ход вещей. В такие моменты люди сталкиваются с собственным бессилием, ничтожностью, недостаточным развитием и прочими характеристиками недостаточного развития и ошибочного мнения о себе. Приходится реорганизовывать свою модель взаимодействия и обращаться за помощью к тем, кого считали недостойными даже приветствия. Человек может вовремя изменить ситуацию, если будет ориентироваться в признаках высокомерия.

Признаки высокомерия

Проявление высокомерия заключается в отсутствии способности у человека замечать таланты, достижения и достойные качества других людей. Также страдает способность к замечанию совершаемых для него окружающими поступков, помощи, благоприятных отзывов или прощения ошибок.

Возможно повышение и обидчивости, что связано с тем, что окружающие люди начинают делать замечания относительно заносчивости или неадекватности оценки. Чем больше растет уровень высокомерия, тем чаще человеку начинает казаться, что социум его недооценивает – это порождает не только обиду с уходом в себя и изоляцию, но также провоцирует множественные конфликты. Неспособность выдерживать критику и ответственность – главные черты высокомерных личностей. Во всех проблемах виноваты окружающие, для оправдания собственных оплошностей всегда находятся объяснения.

Высокомерные люди избегают вопросов, считая, что это является признаком незнания и демонстрацией своей нуждаемости в чужой помощи. Потребность оставлять репутацию непогрешимости остается настолько высока, что человек выбирает оставаться без необходимой информации, даже если от этого испытывает ощутимый вред. Доходит до смешных вариантов, когда отсутствует внутренняя возможность спросить дорогу в незнакомом месте или попросить официанта рассказать об особенностях блюда в новом ресторане. Мотивация при этом единственная – чтобы даже посторонние люди не заподозрили некомпетентность в ситуации, где нормально явление отсутствия ориентации в неизвестной области.

Рядом со страхом показать свою неосведомленность ходит неумение признавать ошибки, принимать чужую точку зрения. Порой упорство в отстаивании своего мнения оборачивается катастрофическими последствиями, если человек занимает руководящую должность или его деятельность связана с работой с людьми. Упрямство и уверенность в собственной правоте не позволяют произнести слова извинения. Даже если человек согласится под серьезным давлением с чужой позицией, то внешне продемонстрирует недовольство и промолчит в признании своих ошибок.

Повышенный эгоизм и любовь к вниманию проявляются к активизации на общих собраниях и конференциях или даже в кругу друзей. Такой человек стремится к тому, чтобы говорил только он, не учитывая уровень заинтересованности других в его речах и с гипертрофированной обидчивостью на перебивания или замечания. Сам человек не способен дослушать говорящего, вся информация кажется ему незначительной, глупой или не стоящей внимания, поэтому часты перебивания и простое неумение погрузиться в рассказ собеседника.

Общение с людьми явно не своего круга вызывает излишнюю раздражительность, показываемую всеми доступными способами. Толерантность отсутствует, как и мнение, что любой человек является уникальной личностью. Тут возможны даже прямые оскорбления, жестокие шутки и издевательства.

Чувство собственного превосходства провоцирует такие проявления гордости, как отсутствие элементарных знаков вежливости и воспитания, например, поздороваться с человеком при встрече первым или подать руку. Складывается внутреннее ощущение, что собственная личность настолько значима и исключительна, что все остальные должны замечать его и здороваться первыми, в противном случае повышенная собственная значимость создается за счет игнорирования других.

Проблема проявления высокомерия

Проблемы высокомерности остро касается не только самого человека, но является общесоциальной, ведь общение в подобном ключе не приносит пользы, удовольствия, развития, а наоборот только ухудшает психологическое самосознание ближайшего социума. От таких личностей быстро отворачиваются не только друзья, но также поверхностные знакомые начинают делать вид, что впервые его видят. Профессионального понимания, поддержки и товарищеской атмосферы так же не может быть в присутствии человека, относящегося снисходительно, а порой и уничижительно к другим. Личная жизнь может напоминать хождение по «минному полю» или отсутствовать полностью.

Высокомерие препятствует нормальному равноправному общению, и пока сам человек с неадекватной самооценкой не поймет свои ошибки, в его ближнем кругу будут только виктимные личности. Склонность к жертвенности, сниженная самооценка заставляют людей искать подтверждение своей ущербности вовне и тогда тот, кто мнит себя божеством, полностью реализует их картину мира. При этом данный союз нельзя назвать ни гармоничным, ни продуктивным, но только укрепляет деструктивные особенности каждого.

Внутриличностная проблематика высокомерия в том, что человек все же пытается обмануть себя в своей исключительности. На самом деле подсознательные механизмы оценки действительности работают довольно хорошо, и внутренний голос всегда напоминает человеку о его недостатках. Чем чаще и сильнее подобные напоминания, тем интенсивнее человек выносит свое презрение окружающим, поскольку это единственный способ изменения действительности, доступный ему. Пока гармоничная личность будет замечать свои недостатки, и искать пути их преодоления, развития новых качеств, высокомерный человек будет искать изъяны в других или заведомо порочить чью-то репутацию иллюзорно возвышаясь.

В ситуации, когда жизнь сталкивает высокомерного человека с реальностью, его реальной беспомощностью, то он очень сильно фрустрируется, в такие моменты возможно падение в другую крайность. Человек резко осознает, что все его достижения и хорошие качества были лишь плодом его фантазии и начинает принижать себя, опять не видя реальности. Если же ситуация не разворачивается так, чтобы показать ему реальное положение дел, то возрастает риск переоценки своих моральных, физических и прочих возможностей. За этим следуют проваленные проекты, разорванные отношения, общее истощение организма, внутриличностный кризис.

Примеры из литературы и жизни

Тема высокомерия часто присутствует в жизни, поэтому неизбежно стала сюжетом для литературы и кино. Существует высокомерие, основанное на социальном разделении, и проявляется оно соответствующими примерами. Например, на совещании мужчина может вызваться на сложный и оплачиваемый проект, мотивируя тем, что справится лучше присутствующих женщин, которые заранее глупее. Классовое высокомерие проявляется в нежелание посещать какие-либо заведения. Например, человек, причисляющий себя к элите, может брезгливо относиться к лофтовым кофейням, предпочитая рестораны, а бедный художник может избегать дорогих и пафосных клубов, аргументируя это недостойностью и низким духовным развитием завсегдатаев этих мест.

Высокомерное отношение встречается у учителя по отношению к ученикам, когда вместо того, чтобы выслушать точку зрения младшего, разобраться в проблеме и разнице взглядов, учитель выбирает продавить свою позицию авторитетом.
У начальников крупных организаций, особенно недавно назначенных встречается высокомерие, направленное на всех. Сотрудники, десятилетиями выполнявшие свою работу прекрасно, становятся некомпетентны, а родственники и дети вдруг должны подчиняться любой воле.

Высокомерие может встречаться и там, где для этого, кажется, нет повода. Парикмахер будет смотреть осуждающе на клиентку, не разбирающуюся в принципах стрижки, не смотря на то, что успешна в других областях. Продавец на рынке может критиковать вкус аристократической дамы, и ставить в пример себя, без учета ее мнения и потребности в совете. Чем уже кругозор человека, ниже уровень его общей осведомленности, тем вероятнее развитие высокомерного отношения и позиционирования своего пути исключительно верным.

Подобные социальные проблемы широко рассматриваются в классической литературе, особенно у Чехова и Достоевского. Реакции персонажей не всегда описываются высокомерием, но могут присутствовать описания надменного взгляда, нетерпения в спорах, упорности в своей позиции, отсутствием чуткости к чужому мнению, положению, состоянию.

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.

«Большинство людей не видят ловушки, в которой находятся». Это высказывание передает смысл любых психологических манипуляций. Как узнать, что кто-то пытается навязать вам свое мнение? Как вычислить манипулятора и противостоять ему? В статье - 5 типов людей, наиболее подверженных манипуляции.

Из этой статьи вы узнаете:

Какие психологические механизмы заставляют людей манипулировать или подчиняться

Термин «манипуляция » в большинстве случаев имеет негативный оттенок. Под ним понимают способ психологического воздействия, которое изменяет поведение и восприятие других людей. При этом манипулятор использует скрытые, обманные, а иногда и насильственные тактики.

К манипулированию, так или иначе, прибегают все. Это неотъемлемая часть повседневной жизни, от которой никуда не деться. Избежать такого воздействия невозможно, поэтому лучше научиться вовремя распознавать его. Что касается использования манипуляции , ее применяют только в том случае, когда человек представляет ее последствия и отвечает за них. В противном случае, такое поведение в обществе считается аморальным.

На чем основана классификация манипуляций

Как работает психология манипуляции и подчинения? Манипуляцию людьми в современной психологии определяют как вид психологического воздействия. Его цель - возбуждение у людей намерений, которые не соответствуют их реально существующим желаниям.

Манипулирование обладает рядом конкретных признаков:

  • происходит воздействие психологического характера;
  • объект воздействия воспринимают как средство достижения собственных целей;
  • в результате выигрывает только манипулятор;
  • факт воздействия и его направленность тщательно скрывают;
  • манипуляторы играют на слабостях и используют психологическую силу;
  • у объекта появляется ложная мотивация.

Большинство людей не задумываются о том, что ими «управляют» ежедневно: в семье, в личных дискуссиях, в рабочем коллективе. Психологи считают, что стремление управлять другими отражает слабость индивида и его неуверенность в себе. Такое желание - компенсация собственных комплексов. Интересно, что многие манипулируют окружающими, даже не осознавая этого. Чтобы этого избежать - стремитесь к объективности в восприятии собственных поступков и действий.

5 типов людей, наиболее подверженных манипуляции

Кто рискует стать жертвой манипуляции? Изучение психологии манипуляции и подчинения позволило психологам выделить 5 типов людей, наиболее подверженных чужому воздействию:

  1. Люди, опирающиеся в поступках на здравый смысл и логику, стремящиеся к комфорту и безопасности. Ими управляют на уровне потребностей.
  2. Творческие люди, живущие в состоянии стресса. На мечтателей воздействуют на уровне воображения и эмоций.
  3. Рациональные люди с логическим мышлением. Такими манипулируют, задевая их чувство собственного достоинства, а также совесть и моральные принципы.
  4. Гедонисты, чье поведение определено инстинктами. Для управления используют их тягу к наслаждениям.
  5. Люди, не способные к объективному анализу происходящего и критическому мышлению. Ими манипулируют, запугивая и причиняя боль.

Какие способы воздействия используют манипуляторы

Существуют определенные виды манипуляций, то есть приемы и способы воздействия на сознание человека. Классификация манипуляций в современной психологии основана на группировке способов воздействия по разным критериям.

Среди способов управления выделяют 4 основных :

  1. Осознанные. Человек понимает механизм воздействия и предвидит конечный результат, который и является его целью.
  2. Неосознанные. Манипулятор смутно представляет суть влияния и его конечную цель.
  3. Коммуникационное (лингвистическое). Воздействие на собеседника во время диалога с помощью речи.
  4. Поведенческое. Управление собеседником во время диалога с помощью поступков, действий, ситуаций.

Существует специализированная литература - книги по манипуляции людьми. В них выделяют несколько уровней психологического влияния. Они определяются наиболее уязвимыми точками объекта воздействия:

  • эмоции;
  • привычки и стиль поведения, образ мышления;
  • интересы и потребности;
  • убеждения и мировоззрение;
  • профессиональные навыки.

Манипулирование подчиненными

В большинстве компаний главный манипулятор - ее руководитель. К сожалению, многие начальники путают мотивацию и манипулирование.

Очевидный вид манипуляции - несоответствие слов и поступков. Например, руководство не обеспечивает подчиненных условиями для выполнения сложной работы. На словах директор превозносит сотрудника, убеждая его в том, что он - единственная надежда компании. Или же на словах подчиненного обвиняют в невыполнении обязанностей, а на деле поручают ему все больше и больше заданий.

Совет от редакции : . Оно научит вас влиять на подчиненных без насилия и мотивировать без манипуляций.

Манипулирование руководителем

Наиболее распространены манипуляции «Обезьяна на шее» и «Хочу с вами посоветоваться». В первом случае сотрудник подыгрывает самолюбию руководителя и «перевешивает на его шею свою обезьяну» - сложное поручение. Во втором случае подчиненный перекладывает ответственность на руководителя как за принятие решения, так и за его исполнение. В случае неудачи он сможет списать ее на неправильный совет.

Манипулирование коллегами

Сотрудники воздействуют на коллег разными способами, иногда не осознавая, что занимаются манипуляцией людьми. Можно выделить 3 основных способа управления:

  • «Сирота казанская ». Работник держит дистанцию с руководством, чтобы при случае сослаться на то, что им по сути никто не руководит.
  • «Загруженный сотрудник ». Сотрудник соглашается на все поручения, но не выдает конкретных результатов, ссылаясь на неподъемную загруженность.
  • «Дитя малое ». Работник притворяется бестолковым, чтобы снять с себя ответственность и передать поручение своему коллеге.

Как противостоять манипуляциям и блокировать давление

Существуют действенные методы преодоления и блокирования давления и манипуляций.

Чтобы защититься от самого искусного манипулятора, нужно четко представлять, как работает манипуляция .

Механизм психологического воздействия

Если информация, которую вы получаете извне, не фильтруется и сразу отправляется от «фокуса внимания» к инстинктивному решению проблемы, значит - вы попали в ловушку. На схеме действия манипулятора указаны желтыми стрелками. Он воздействует через эмоции, переключая ваше внимание с критического анализа проблемы на ее простое, привычное решение. Необходимость анализа вызывает беспокойство, и вы инстинктивно выбираете кажущиеся надежными стереотипные действия.

  1. Научитесь распознавать манипуляцию и замечать давление на эмоции.
  2. Соблюдайте дистанцию с коллегами и руководством, не показывайте им все свои слабости.
  3. Слушайте людей и соотносите слова с поступками.
  4. Фильтруйте и проверяйте сомнительную информацию.
  5. Научитесь говорить твердое «нет».
  6. Отстаивайте свою позицию.
  7. Мыслите конструктивно, оценивайте с позиции непредвзятого критика.
  8. Не пытайся поддерживать со всеми идеальные отношения и казаться лучше, чем на самом деле.

Манипуляция людьми и нейтрализация ее последствий - обычное для социума явление. Зная механизмы психологического воздействия, люди легко добиваются своих целей. Хорошо, если эти цели не связаны с ущербом для объекта влияния. В противном случае манипулированию можно и нужно сопротивляться. Каждый из нас имеет право на собственное мнение. Именно поэтому критическое мышление и взвешенность решений - лучшая защита от попыток управлять вашим сознанием.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление) ; замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление) .

Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно - намерение разгадано и адресат настороже.

Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель - получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, мы называем манипуляцией . Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия - жертвой (манипуляции).

Таким образом, манипулирование - это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией.

Аналогично, если женщина с помощью всяческих женских хитростей скрыто управляет мужчиной, дабы он избавился от вредных привычек (злоупотребление спиртным, курение и т. д.), то можно только приветствовать такое управление. В иных случаях достаточно трудно провести грань - манипуляция это или нет. Тогда термин "скрытое управление" будет иметь более широкий смысл.

В общем случае скрытого управления инициатора управляющего воздействия будем называть управляющим субъектом или просто субъектом, или отправителем воздействия. Соответственно адресата воздействия будем называть управляемым объектом или просто объектом (воздействия).

ЧАСТЬ I. Психологические основы скрытого управления

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг нас.

Глава 1. Эксплуатация потребностей человека

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели.

О. Уайльд

1.1. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Четыре источника манипулирования

В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.

Нами управляют наши потребности.

Каждый из нас обладает какими-то слабостями.

Каждый характеризуется некими пристрастиями.

Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы .

Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.

Классификация потребностей

Общепризнана следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.

- Физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс и т. д.).

- Потребность в безопасности, уверенности в будущем.

- Потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, еди- номышленникам и т. п.).

- Потребность в уважении, признании. Потребность в самореализации.

Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека (а значит, и здоровья физического) положительных эмоций.

Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т. п. Поэтому считаем возможным дополнить классификацию А. Маслоу еще одним, шестым видом: потребность в положительных эмоциях .

1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Еда - это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Жевательная резинка «Дирол» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера!

Заразительный пример

В американском городе Кливленде директор зоопарка был весьма огорчен поведением молодой гориллы - она упорно отказывалась от еды. Поэтому он ежедневно залезал к ней в клетку, ел фрукты, хлеб, жаркое до тех пор, пока неопытная горилла, подражая ему, не научилась есть самостоятельно.

Дальше дело пошло само - физиологическая потребность в пище плюс приобретенный навык сделали свое дело: детеныш прибавил в весе. (Однако за время обучения и директор набрал 15 кг и теперь изнуряет себя диетами, чтобы избавиться от лишнего веса.)

Как победить лень мужа

Обитательница коттеджа обращается к соседке, женщине с отличной фигурой, вышедшей в свой сад: "Дорогая, не могла бы ты надеть свой купальник-бикини? Он так тебе идет!"

Получив согласие, она заходит в свой дом и говорит мужу: "Не хочешь ли посмотреть, какие купальники теперь в моде? Как раз такой на соседке. Заодно постриги лужайку".

Ясно, что жена использует эротический стимул для того, чтобы заставить мужа поработать. Кроме того, распаленный видом соблазнительных женских форм муж (жена это знает по опыту) вечером в постели будет не так ленив, как обычно.

Данной манипуляцией жена достигает сразу двух целей.

Голая правда

Об эффективности манипуляций, использующих сексуально-эротические потребности, свидетельствует и следующий исторический эпизод.

Так же просто, как, к примеру, купить сахар в ближайшем супермаркете. Только вот такое умение по своей цене гораздо дороже всего, что есть на свете.

В случае если вы твердо решили узнать, как управлять психологией человека, слова Рокфеллера должны отпечататься в вашей памяти на всю оставшуюся жизнь. Ведь каждый из нас знает, что личностный рост возможен только в тесном контакте с обществом. Человеческая психология - это такая вещь, которая закладывается в каждого индивида с самых ранних лет.

Учимся управлять другими людьми

Для того чтобы иметь власть над человеком и понимать его психологию, мало знать только его характер и то, как он себя ведет. Первое, что необходимо сделать - это научиться пользоваться полученными знаниями и применять их к конкретной личности исходя из особенностей человека и его характера.

В данной статье мы поговорим о том, как управлять психологией человека и как правильно применять полученные знания на практике.

Изучите особенности психики

Для того чтобы человек вышел за пределы своего сознания, психологи во всем мире используют людьми. В большинстве случаев это гипноз. Данный метод оказывает прямое воздействие на психику. После того как человек входит в суженное состояние сознания, ему достаточно легко внушить что-либо, а также можно управлять его мыслями и поведением.

Конечно же, преследование корыстных целей посредством гипноза тоже преследуется по закону. Именно по этой причине профессиональные психологи применяют гипноз только при очень большой необходимости. К примеру, если человека что-то очень сильно тревожит, посредством этого метода психолог сможет "вытащить" засевшую проблему из глубины сознания.

Человека прежде всего базируется на знании этой самой психологии, а также на личностных характеристиках индивида. Данные знания помогут одному человеку менять поведение другого с пользой для себя. Для того чтобы узнать личностные качества интересующего вас человека, наблюдайте за каждым его действием и прислушивайтесь ко всему что он говорит. После того как вы поймете, что достаточно хорошо его изучили, используйте предложенные в данной статье способы управления людьми.

Способ первый: требуй больше

Данный способ подразумевает, что вы должны попросить у человека намного больше, чем вам необходимо на самом деле. Ну или, к примеру, попросите его сделать для вас что-нибудь необычное. Конечно же, он вряд ли согласится. По истечении небольшого количества времени вы сможете обратиться к нему с просьбой сделать для вас то, что вам действительно необходимо. в данном случае такова, что он вам попросту не сможет отказать. Все дело в том, что он постесняется отказать во второй раз, да и вторая просьба по сравнению с первой покажется ему намного проще.

Способ второй: обращайтесь к собеседнику исключительно по имени

Данный совет дает известный на весь мир психолог По его мнению, обращаясь к человеку по имени, вы тем самым подтверждаете его значимость. Именно имя для восприятия человека является приятным. Ведь если у человека оно есть, значит, он существует или когда-то существовал.

Естественно, если вы подтвердите значимость собеседника, в ответ на это получите расположение и уважение. Тут стоит сказать, что данное правило необходимо применять и к званиям, чинам, титулам и социальным ролям. К примеру, если вы будете называть одного и того же человека достаточно долго своим лучшим другом, он рано или поздно подсознательно начнет верить, что между вами есть дружба.

Способ третий: лесть

Как мы уже говорили, управление психологией человека - вещь довольно-таки непростая, даже если на первый взгляд кажется, что расположить к себе собеседника достаточно легко. Это относится и к данному способу. Иногда нам кажется, что для того, чтобы расположить к себе человека, нужно попросту наговорить ему комплиментов и всяких приятных слов. Тут самое главное - не переборщить. Ведь если человек поймет, что вы говорите с ним посредством лживых комплиментов, у него в душе возникнет буря негодования. И тогда ни о какой симпатии и расположении не может идти и речи. Главное - понимать, что данный способ можно применить далеко не к каждому и не в любой ситуации.

Управление человеком данным способом заключается в том, что вы как бы подтверждаете все скрытые мысли и чувства своего собеседника.

Способ четвертый: отражение

Вся суть его заключается в том, чтобы в какой-то момент подражать интересующему вас человеку. Ведь каждый индивид склонен к дружбе с тем, кто на него более или менее похож. Самое интересное, что после такого приема «подопытный» еще какой-то период времени будет общаться на позитивной ноте и с другими людьми, которые не принимали участия в вашем разговоре. Тут психология управления основывается на тех же принципах, что и в случае обращения по имени.

Способ пятый: используйте усталость собеседника

Конечно же, если вы попросите человека о чем-либо в тот момент, когда он устал и хочет отдохнуть, то он вряд ли согласится на вашу просьбу. В таком случае вам обязательно нужно подчеркнуть всю ее значимость. Поверьте, на следующий день ваш оппонент обязательно выполнит то, о чем вы просили его вчера. Все дело в том, что когда мы кому-то в чем-то отказываем, мы ощущаем дискомфорт.

Способ шестой: несложная просьба

Для того чтобы понять, как управлять психологией человека, прежде всего, как мы уже говорили, необходимо узнать о нем как можно больше. Подойдите к интересующей вас личности и попросите о чем-то совсем простом. По истечении небольшого промежутка времени попросите того же человека о чем-то наиболее трудном. Данный способ подразумевает постепенное привыкание человека к нарастающей сложности.

Самое главное - не просите обо всем и сразу. Между вашими просьбами должно пройти достаточно много времени, в противном случае вас попросту сочтут за наглеца.

Способ седьмой: побольше слушайте, поменьше говорите

Даже если в какой-то момент разговора вы начинаете понимать, что совершенно не согласны с мнением своего собеседника, не стоит сразу же набрасываться на него со своими доводами и мыслями. Научитесь сначала выслушивать. После того как он закончит свою речь, расскажите ему о том, что вы очень цените его позицию, но у вас по данному поводу есть свое личное мнение. После этого ваш собеседник поймет, что он для вас что-то значит, и постарается прислушаться к вам, даже если и не придерживается вашей точки зрения.

Способ восьмой: перефразируем слова

Посредством данной техники можно легко и просто наладить контакт практически с любым человеком. Данный способ подразумевает то, что во время ведения разговора вы время от времени должны проговаривать фразы своего собеседника, только уже иными словами. Такой подход поможет человеку понять самого себя, а также убедиться в том, что вы настоящий друг и сочувствующий товарищ.

В заключение скажем, что лучше всех о том, как управлять психологией человека, знают волевые и харизматичные личности. Именно им удается расположить собеседника к себе и сделать так, чтобы он выполнил их просьбу. Такие люди в большинстве своем не знают отказа.

Тренировка

Теперь вы имеете представление об управлении человеком и его действиями. В данном случае весь секрет заключается в психике индивида. Отдельно стоит сказать, что для тренировки своих навыков вы в качестве практики можете использовать онлайн-игры "Управление людьми". И как вы понимаете, для того, чтобы расположить к себе человека, совсем не обязательно применять такой сложный метод, как гипноз. Более того, посредством применения данных методик по управлению людьми можно полностью исключить чувство дискомфорта и "использованности", которые в обязательном порядке присутствуют после гипноза.

Главное, полученные знания вы сможете применять для того, чтобы выстраивать доброжелательные и хорошие отношения с окружающими вас людьми!