Ущемление ребенка в школе. Нарушение прав ребенка в школе

Образование – это необходимая часть жизни в обществе, которая является основой гармоничного личностного роста и развития. Каждый ребенок обязан посещать школу, потому у родителей возникает ряд переживаний и вопросов в течение всех лет обучения. Прежде всего, нужно знать какие есть права ребенка в школе. Их необходимо в доступной форме объяснить даже первокласснику.

Права ребенка в школах России и Украины

Дети , а ущемление прав ребенка в школе является наказуемым. И российские, и украинские школьники имеют одинаковые права:

  • самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
  • на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
  • на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
  • получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
  • участвовать в благоустройстве территории, но исключительно по собственной инициативе, то есть ребенок не обязан убирать листья во дворе или сдавать денежные средства;
  • обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
  • посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
  • при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
  • рассчитывать на помощь школьного психолога;
  • посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
  • на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
  • время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
  • быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
  • получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
  • получать образование на родном языке.

Некоторых мам интересует вопрос прав ребенка инвалида в школе. По закону и согласно Конвенции ООН, дети, у которых есть инвалидность, могут посещать образовательные учреждения наравне с другими учениками. При наличии медицинских показаний и согласия родителей, ребенок-инвалид имеет право обучаться в специализированных учреждениях (коррекционные школы). В таких заведениях работа направлена на занятия с детьми, имеющими определенные нарушения, а преподаватели обладают необходимыми знаниями и навыками.

Защита прав ребенка в школе

Чем младше ученик, тем сложнее ему самостоятельно отстаивать свои интересы. Потому права ребенка в школе, как в России, так и Украине, защищать призваны, прежде всего, родители. Конечно, некоторые конфликты можно решить непосредственно с классным руководителем, но иногда приходится обращаться к директору или в другие инстанции.

Следует знать, что в школе считается и физическое, и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимают ситуации, когда к школьнику были применена физическая сила. К сожалению, точного определения психического насилия нет. Но к его формам принято относить следующие факты:

Если ситуация действительно серьезная и ее разрешение невозможно на уровне классного руководителя, то выходом может быть перевод в другое учебное заведение. Но родители имеют право отстаивать интересы своего ребенка и обратиться к директору, с требованием разобраться в ситуации. Если результат их не удовлетворит, то они могут написать заявление в милицию или прокуратуру.

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Многим родителям приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в школах, в которых учатся их дети. Данная подборка поможет проконсультировать друзей и коллег, как аргументированно отстоять свою позицию перед администрацией школы.

1. В гимназии обязывают покупать детям школьную форму у конкретного производителя. Форма очень плохого качества и при этом дорогая. Директор гимназии утверждает, что если мой ребенок будет ходить в школу без формы или в форме неустановленного образца, то его имеют право не пустить на уроки и даже отчислить. У них действительно есть такое право?

Обязательный или добровольный характер ношения школьной формы зависит от того, закреплены ли требования к форме в уставе вашей гимназии или ином локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего распорядка) или нет. В любом случае исключить ребенка из гимназии или не пускать его на уроки за то, что он не носит форму, администрация гимназии не вправе.

Напрямую вопрос о школьной форме в законодательстве не урегулирован. Однако в соответствии с пунктами 12 и 13 части 2 статьи 32 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» (далее – закон № 3266-1) образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, правила внутреннего распорядка, иные локальные акты. Минобразования России в письме от 14.11.2000 № 22-06-1203 разъяснило, что образовательное учреждение вправе ввести форму для обучающихся, но это обязательно должно быть зафиксировано в уставе или ином локальном акте.

При этом, даже если в уставе или ином локальном акте установлены такие санкции за нарушение требования об обязательности школьной формы как исключение учащегося либо его недопущение на занятия, эти положения незаконны. Во-первых, в таком случае нарушается конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Во-вторых, основания для исключения из образовательного учреждения названы в пункте 7 статьи 19 закона № 3266-1. Это неоднократные грубые нарушения устава, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Вряд ли можно отнести к таким грубым нарушениям явку без формы или в форме неустановленного образца.

2. В школе учительница ударила моего ребенка. Какие меры должна предпринять администрация и куда я могу обратиться, если со стороны директора не будет должной реакции?

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается (п. 6 ст. 15 закона № 3266-1). Администрация школы по жалобе родителей должна запросить у учителя письменное объяснение, провести дисциплинарное расследование, и если изложенные в жалобе факты подтвердятся, не позднее одного месяца со дня обнаружения данного проступка привлечь учителя к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ, п. 2 ст. 55 закона № 3266-1). Возможны следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Причем применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, является специальным основанием увольнения педагогического работника (п. 2 ст. 336 ТК РФ, п. 4 ст. 56 закона № 3266-1). Конкретный вид ответственности определяет администрация школы (ч. 5 ст. 193 ТК РФ). При отсутствии мер реагирования со стороны администрации вы можете жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием (окружное управление образованием, департамент образования и т. д.). Кроме того, можно жаловаться в прокуратуру (она обязана осуществлять надзор за исполнением законов органами управления и руководителями любых коммерческих и некоммерческих организаций – п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ») и уполномоченному по правам ребенка. Можно требовать и возбуждения уголовного дела по статьям 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) или 116 (нанесение побоев, не повлекших легкого вреда здоровью) Уголовного кодекса. Для этого необходимо подать заявление мировому судье, к судебному участку которого относится адрес вашей школы (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Кроме того, если факт физического насилия подтвердится в ходе дисциплинарного или уголовного расследования, вы можете требовать от школы компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, п. 3 ст. 32 закона № 3266-1).

3. В государственной школе, где учится мой сын, практикуются постоянные поборы на различные хозяйственные нужды – от ремонта помещений до оплаты услуг охранников. Вправе ли школа собирать деньги с родителей на хозяйственные нужды?

Собирать деньги с родителей школа не вправе. Но родители могут исключительно на добровольной основе по своей инициативе передавать школе деньги в качестве благотворительного взноса.

Порядок финансирования любого образовательного учреждения зависит от его статуса: государственное (федеральное, субъекта Федерации), муниципальное или частное. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из бюджета соответствующего уровня на основе специальных нормативов (п. 2, 4 ст. 41 закона № 3266-1). При этом образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (п. 8 ст. 41 закона № 3266-1). Пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), тогда жертвователь может требовать отчета об использовании средств, и если они были использованы не по назначению, потребовать их возврата (п. 5 ст. 582 ГК РФ). Например, можно пожертвовать школе деньги конкретно на оплату услуг охранной организации. Возможно и пожертвование без указания определенного назначения использования средств. В любом случае передача денег школе должна осуществляться в безналичном порядке путем перечисления на ее банковский счет либо на счет благотворительного фонда, из средств которого впоследствии выделяется помощь школе. Прямого запрета на получение пожертвований наличными нет, но такой порядок обязательно должен сопровождаться выдачей жертвователю квитанции к приходному кассовому ордеру с подписью главного бухгалтера и печатью (штампом) кассира (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40).

Если под видом добровольных пожертвований в школе собирают деньги фактически принудительно (например, всем родителям объявляется конкретная сумма, которую необходимо передать на нужды школы), можно жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием, Рособрнадзор, прокуратуру.

4. Дочь учится в первом классе, и учительница ставит им в тетрадках оценки, включая неудовлетворительные (двойки, тройки). Я слышала, что оценки в первом классе запрещены. Это так?

Да, это так. Причем в первом классе недопустима не только система балльного (отметочного) оценивания. Не рекомендуется даже использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (например, «звездочки» и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка (письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13).

5. В школе требуют, чтобы дети посещали занятия только в сменной обуви. Тех, кто забывает «сменку», дежурные отправляют домой за обувью. Где установлена обязательность ношения сменной обуви в школах?

Обязательность наличия у учащихся сменной обуви обычно устанавливается в уставе школы или иных локальных актах (например, в правилах внутреннего распорядка), которые учащиеся обязаны соблюдать.

Необходимость наличия сменной обуви связана с поддержанием чистоты в помещениях школы, однако в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» такого обязательного требования, как наличие сменной обуви у учащихся, не предусмотрено.

Но даже если обязательность посещения занятий в сменной обуви установлена локальным актом школы, отказывать ученикам в доступе в школу на том основании, что они явились без «сменки», незаконно.

В данном случае нарушается право на образование. Вы можете письменно пожаловаться на действия дежурного, не пустившего ребенка на занятия, директору школы, а если эта практика не прекратится – в контролирующие организации (территориальный орган управления образованием, прокуратуру).

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать , чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок . В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

У нижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

У даление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА