Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.
«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»
Так считал американский писатель Леонард Левинсон.
Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему
Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института
Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:
Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.
Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.
Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .
Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.
Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от
Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.
По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.
Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:
И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:
Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.
Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из
- Понятие общественный прогресс;
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!
Выполняем
задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.
Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило
. Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.
1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:
2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Таким образом, вот как выглядит наш ответ:
25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.
- Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
- Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.
Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса. Достижения и противоречивость прогресса
Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.
Первые упоминания
Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель «Политика», Платон «Законы»). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.
Что такое прогресс?
Это слово имеет латинские корни и в переводе означает «успех», «движение вперед». Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества – глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.
Основные компоненты
Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:
- Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
- Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
- Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере, освобождение познания от границ экономической целесообразности.
Новое время
В этот период стали усматривать движущие силы прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному принципу: непрерывно увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая «лестница». На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла «вестернизация» концепции. В результате появились такие виды прогресса, как «америкоцентризм» и » европоцентризм».
Новейшее время
В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными социальными процессами. Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством «органической солидарности». Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.
Классическая концепция
Рубеж 19-20 веков именуется «триумфом идеи развития». В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.
Цели и задачи
Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.
Социальный (общественный) прогресс – поступательное развитие общества, его подъем на более высокие ступени, или уровни.это такое развитее общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. Понятие социальный прогресс – это характеристика или оценка, которую люди дают дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки является представление об идеалах, к которым должно стремится человеческое общество. Когда изменения происходя в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном случае, говорят об отсутствии прогресса. Главные критерии социального прогресса : 1. Сохранение человечества – исходный и главный критерий. Прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества - реакционна. 2. Создание социальных условий , предоставляющих каждому возможность жить свободно и счастливо в соответствии с историческими изменяющимися общечеловеческими идеалами подлинно человеческого бытия: свободы и счастья. 3. Человек – гл. ценность общества и прогресс только тогда действительно прогресс, когда он способствует улучшению жизни людей. В философии предлагаются и др критерии социального прогресса. Надежды на лучшее будущее мыслители прошлого и настоящего связывают с ростом общественного богатства и улучшением благосостояния людей, с преодолением социальной несправедливости, с подъемом культуры, развитием разума, просвещения, науки, нравственности . Т.о. социальный прогресс - это такое развитее общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса служат : 1. Рост производимого обществом валового продукта (в целом на душу населения); 2. Уменьшение голода и нищеты в обществе. 3, Рост потребностей людей и степени их удовлетворения. 4. Изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенного тяжелого физического труда. 5. Развитие народного образования и повышение уровня образованности населения. 6. Развитие социального обеспечения и здравоохранения. 7. Обеспечение гражданских право и свобод человека. Решение этих задач – не самоцель, а условие и средство социального прогресса. Социальный прогресс многопланов. Важнейшие составляющими соц. прогресса – технический прогресс и духовный прогресс (предполагает рост культуры). Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению. Поэтому прогресс нельзя искусственно подготовить, форсировать, Люди должны быть психологически готовы к нему, желать его. Человечеству, хотя и ценой больших жертв улучшать условия общественной жизни
Единый поступательный процесс человеческой истории складывается из конкретно-исторических периодов, определяемых сменой форм производства. Каждый из этих периодов обладает своими особенностями развития, что дает основание говорить о конкретно-историческом содержании общественного прогресса. Поэтому основоположники марксизма отказались от абстрактной постановки вопроса об общественном прогрессе точно также, как они отбросили рассуждения об обществе вообще.
Это значит, что общественный прогресс в каждой общественно-экономической формации и на каждом этапе отдельной формации имеет свои особенности. Причины различия социального содержания конкретно-исторических отрезков общественного прогресса, в конечном счете, сводятся к различию способов производства и форм собственности. Эта конкретная форма в развитии общества получила название типа общественного прогресса. Следовательно, тип общественного прогресса определяется спецификой способа производства и формой собственности. В соответствии с этим различают четыре основных типа общественного прогресса: первобытный, антагонистический и социалистический-посткапиталистический, электронно-коммуникационный.
Первобытный прогресс связан с чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил и отсутствием социального антагонизма. В этот период в жизни общества господствовала первобытная общественная собственность, большую роль играл первобытный коллективизм. Развиваясь по объективным законам, родоплеменное общество прошло два основных этапа – матриархат и патриархат. В лоне патриархального общества складывались предпосылки классового общества.
Антагонистический тип прогресса по времени связан с тремя формациями – рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Прогресс в классовом обществе намного ускоряется в сравнении с прогрессом в первобытном обществе. Ом осуществляется прежде всего благодаря производительным силам, а также трудящимся массам, их труду и борьбе за социальную справедливость. Данный тип общественного прогресса внутренне противоречив, поскольку в эксплуататорских формациях поступательное развитие осуществляется на основе обострения антагонистических противоречий. Прогресс здесь достигается за счет эксплуатации и угнетения народных масс.
В эксплуататорском обществе прогресс в разделении труда сопровождался усилением отделения города от деревни и умственного труда от физического. Отделение города от деревни было позитивным явлением, поскольку повышало производительность труда, но привело к возникновению антагонизма между городом и деревней, поскольку город стал эксплуатировать деревню, что отрицательно влияло на развитие и деревни, и города.
Аналогичная ситуация складывалась и с процессом отделения умственного труда от физического. С возникновением классового общества исчезает целостный характер труда. Умственный труд отделяется от непосредственных производителей, которые обрекаются на тяжелый физический труд, и становится, по преимуществу, привилегией господствующих классов. Все развитие классового общества во всех сферах его жизни – от материального до духовного – протекает в рамках этой противоположности.
Антагонистический прогресс постоянно сопровождается войнами. Эксплуатация человека человеком и истребление человека человеком – это две стороны классово-антагонистического общества на всем протяжении его истории. Эксплуататорские классы всегда рассматривали вооруженное насилие и войны в качестве действенного средства для подавления сопротивления трудящихся и прогрессивных движений, для собственного обогащения. Вспомним расправу войск Тьера и Бисмарка с Парижской Коммуной в 1872 г., интервенцию 14 государств против Советской России в конце 20-х гг. XX столетия, Первую и Вторую мировые войны. В результате непродуктивных военных расходов, больших и "малых" войн, кризисов и депрессий монополистический капитализм только за XX в. нанес народам ущерб в материальных ценностях, который минимально исчисляется цифрой 6600 млрд долл. И это произошло в мире, в котором более 1,5 млрд человек терпели нужду, в котором миллионы умирали от голода.
Социалистический-посткапиталистический тип общественного прогресса по времени начинается с победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. Поскольку новая формация проходит ряд этапов, то и общественный прогресс здесь имеет то же строение. В условиях постсоциализма-посткапитализма в основном ликвидируется внутренняя противоречивость общественного прогресса, он приобретает в значительной мере неантагонистический характер. Субъектом и объектом общественного движения становятся по преимуществу народные массы, которые осуществляют прогресс и пользуются его плодами. Принцип "от каждого – по способностям, каждому – по труду" является стимулом и мерилом материального благосостояния человека и вместе с тем стимулом и мерилом труда да благо общества. Всесторонность прогресса означает и то, что осуществляется необходимое развитие внутри страны всех ее районов, отраслей экономики и культуры, всех наций и народностей.
Многие трудности данного прогресса обусловлены постоянным стремлением некоторых руководителей отдельных стран оказывать давление на другие народы. Именно поэтому эти народы лишены возможности обратить все свои ресурсы на внутренние нужды: на развитие экономики, повышение благосостояния трудящихся и подъем культуры. Сформировавшаяся сверхдержава постоянно угрожает другим народам войной и регулярно развязывает против отдельных стран военные действия.
Электронно-коммуникащоный тип общественного прогресса. К. Маркс делил всю историю человечества на "предысторию" и "подлинную историю", которая, вероятно, начинается с информационного общества. До этого человечество как бы искало оптимальное внутреннее устройство. Информационная фаза наступающей формации, судя по всему, как раз и является искомой общественной организацией, которая обеспечивает все факторы, чтобы решить сознательно основные задачи: познание и преобразование природы, удовлетворение духовных и материальных потребностей людей и всестороннее, гармоничное развитие личности. Поэтому полная компьютеризация социальной жизни приведет к подлинному царству свободы или, как говорил К. Маркс, – к "реализованному гуманизму".
Зарубежные идеологи часто обвиняют марксизм в "финализме". Они утверждают, что для марксистских партий коммунизм есть конец истории, прекращение исторического движения. Однако это фальсификация марксизма. С точки зрения последнего, в рамках доступного для нашего обозрения будущего, коммунизм действительно является последней общественной формацией или "последней формой устройства человеческого рода" .
Но она является "последней формой" в том смысле, что открывает безграничные возможности развития для человека и человечества. Информационное общество – не застывшее состояние, на котором останавливается движение. Наоборот, это форма особенно быстрого, непрерывного, всестороннего, практически бесконечного движения по пути дальнейшего прогресса общества.
В марксистской литературе действительно говорится о коммунизме как конечной цели борьбы рабочего класса и его прогрессивных партий. Но эта формулировка ни в коей мере не означает, что с достижением коммунизма "кончается" история человечества. Смысл ее в другом. Имеется в виду, что с построением коммунистического общества полностью будет решена всемирно-историческая задача, стоящая перед рабочим классом и его партиями.
Исчезнут все следы классового деления общества. Исчезнет, следовательно, и рабочий класс как особая социальная группа. Вместе с ним отпадет нужда в партиях – политических организациях, созданных для руководства борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Развитие человечества будет продолжаться вне классовых различий и политических форм. Новые цели вдохновят и увлекут человеческий род. Но это будут уже цели, выдвинутые новым (информационным) обществом и теми руководящими организациями, которые к тому времени сформируются. Современное развитие показывает, что мечта о новом обществе в конце XX – начале XXI вв. начинает осуществляться на базе телекоммуникационной революции с использованием информационных технологий.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 551.
На вопрос Какие виды прогресса вам известны? заданный автором Европеоидный
лучший ответ это Следует различать морфологический и биологический прогресс. Последний выражается в том, что устойчиво увеличивается численность особей популяции или вида, расширяется ареал, происходит дивергенция и образование новых видов. Биологический прогресс далеко не всегда совпадает с морфологическим. Другими словами, хорошая приспособленность организмов не обязательно связана со сложной организацией.
Именно поэтому мы наблюдаем сейчас сосуществование в экосистемах организмов самых разных уровней организации: бактерий и цветковых растений, цианобактерий и приматов.
Большой вклад в понимание закономерностей макроэволюции внесли эмбриологические исследования.
Немецкий натуралист Фриц Мюллер во второй половине XIX века, исследуя индивидуальное развитие различных видов ракообразных, обнаружил, что в ходе онтогенеза многие животные как бы повторяют эволюцию.
Такие же наблюдения сделаны при изучении других видов, Например, в развитии зародыша млекопитающего можно выделить стадию, на которой он напоминает рыбу - у него имеются жаберные щели, которые потом исчезают. У зародыша бесхвостых млекопитающих, в частности человека, на определенной стадии образуется хвост, который потом также редуцируется.
Э. Геккель абсолютизировал эти закономерности и сформулировал биогенетический закон, согласно которому эволюция идет за счет добавления новых стадий развития и новых признаков к уже существующим у предкового организма. Однако, это закон не является универсальным. Уже Мюллер обнаружил то, что новые признаки, приводящие к существенному уклонению от предковой формы, могут появляться и на начальных стадиях онтогенеза. В этом случае онтогенез может и не отражать филогенез.
Некоторое подтверждение биогенетического закона получено в генетических экспериментах при изучении развития насекомых. В частности, показано, что усложнение организации беспозвоночных в линии, ведущей к насекомым, связано с увеличением числа регулирующих генов. Новые гены возникают в результате дупликации предшествующих и их последующей дивергенции.
Не удивительно, что зародыши разных классов позвоночных на больше похожи друг на друга ранних стадиях развития, чем на поздних этапах. Онтогенез можно представить как цепь событий, и каждое последующее событие зависит от предыдущего. В этих условиях малейшее уклонение в "траектории" онтогенеза на начальных этапах может привести к значительному уклонению в конце пути, т. е. у взрослого организма. Поэтому ранние стадии развития более консервативны, т. к. они более жестко контролируются естественным отбором.
Сопоставление данных анализа нуклеотидных и аминокислотных последовательностей с морфологическими исследованиями выявило несовпадение скоростей их эволюционных изменений. Так, скорости аминокислотных замен в белках лягушек и млекопитающих принципиально не отличаются, в то время как морфологическое разнообразие млекопитающих и лягушек не сопоставимо.
Подобное несоответствие обнаруживается при сравнении аминокислотных и нуклеотидных последовательностей человека и высших обезьян. Их морфологические различия настолько значительны, что систематики отнесли их к разным семействам. Однако данные молекулярного анализа свидетельствуют о том, что их белки и ДНК идентичны на 99%. Другими словами, морфологическая эволюция в филогенетической линии, приведшей к человеку, происходила с очень большой скоростью и не сопровождалась большим изменением молекулярных признаков.