Виды прогресса. Общественный прогресс

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса. Достижения и противоречивость прогресса

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель «Политика», Платон «Законы»). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает «успех», «движение вперед». Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества – глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере, освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать движущие силы прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному принципу: непрерывно увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая «лестница». На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла «вестернизация» концепции. В результате появились такие виды прогресса, как «америкоцентризм» и » европоцентризм».

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными социальными процессами. Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством «органической солидарности». Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется «триумфом идеи развития». В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Социальный (общественный) прогресс – поступательное развитие общества, его подъем на более высокие ступени, или уровни.это такое развитее общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. Понятие социальный прогресс – это характеристика или оценка, которую люди дают дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки является представление об идеалах, к которым должно стремится человеческое общество. Когда изменения происходя в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном случае, говорят об отсутствии прогресса. Главные критерии социального прогресса : 1. Сохранение человечества – исходный и главный критерий. Прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества - реакционна. 2. Создание социальных условий , предоставляющих каждому возможность жить свободно и счастливо в соответствии с историческими изменяющимися общечеловеческими идеалами подлинно человеческого бытия: свободы и счастья. 3. Человек – гл. ценность общества и прогресс только тогда действительно прогресс, когда он способствует улучшению жизни людей. В философии предлагаются и др критерии социального прогресса. Надежды на лучшее будущее мыслители прошлого и настоящего связывают с ростом общественного богатства и улучшением благосостояния людей, с преодолением социальной несправедливости, с подъемом культуры, развитием разума, просвещения, науки, нравственности . Т.о. социальный прогресс - это такое развитее общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса служат : 1. Рост производимого обществом валового продукта (в целом на душу населения); 2. Уменьшение голода и нищеты в обществе. 3, Рост потребностей людей и степени их удовлетворения. 4. Изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенного тяжелого физического труда. 5. Развитие народного образования и повышение уровня образованности населения. 6. Развитие социального обеспечения и здравоохранения. 7. Обеспечение гражданских право и свобод человека. Решение этих задач – не самоцель, а условие и средство социального прогресса. Социальный прогресс многопланов. Важнейшие составляющими соц. прогресса – технический прогресс и духовный прогресс (предполагает рост культуры). Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению. Поэтому прогресс нельзя искусственно подготовить, форсировать, Люди должны быть психологически готовы к нему, желать его. Человечеству, хотя и ценой больших жертв улучшать условия общественной жизни

Единый поступательный процесс человеческой истории складывается из конкретно-исторических периодов, определяемых сменой форм производства. Каждый из этих периодов обладает своими особенностями развития, что дает основание говорить о конкретно-историческом содержании общественного прогресса. Поэтому основоположники марксизма отказались от абстрактной постановки вопроса об общественном прогрессе точно также, как они отбросили рассуждения об обществе вообще.

Это значит, что общественный прогресс в каждой общественно-экономической формации и на каждом этапе отдельной формации имеет свои особенности. Причины различия социального содержания конкретно-исторических отрезков общественного прогресса, в конечном счете, сводятся к различию способов производства и форм собственности. Эта конкретная форма в развитии общества получила название типа общественного прогресса. Следовательно, тип общественного прогресса определяется спецификой способа производства и формой собственности. В соответствии с этим различают четыре основных типа общественного прогресса: первобытный, антагонистический и социалистический-посткапиталистический, электронно-коммуникационный.

Первобытный прогресс связан с чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил и отсутствием социального антагонизма. В этот период в жизни общества господствовала первобытная общественная собственность, большую роль играл первобытный коллективизм. Развиваясь по объективным законам, родоплеменное общество прошло два основных этапа – матриархат и патриархат. В лоне патриархального общества складывались предпосылки классового общества.

Антагонистический тип прогресса по времени связан с тремя формациями – рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Прогресс в классовом обществе намного ускоряется в сравнении с прогрессом в первобытном обществе. Ом осуществляется прежде всего благодаря производительным силам, а также трудящимся массам, их труду и борьбе за социальную справедливость. Данный тип общественного прогресса внутренне противоречив, поскольку в эксплуататорских формациях поступательное развитие осуществляется на основе обострения антагонистических противоречий. Прогресс здесь достигается за счет эксплуатации и угнетения народных масс.

В эксплуататорском обществе прогресс в разделении труда сопровождался усилением отделения города от деревни и умственного труда от физического. Отделение города от деревни было позитивным явлением, поскольку повышало производительность труда, но привело к возникновению антагонизма между городом и деревней, поскольку город стал эксплуатировать деревню, что отрицательно влияло на развитие и деревни, и города.

Аналогичная ситуация складывалась и с процессом отделения умственного труда от физического. С возникновением классового общества исчезает целостный характер труда. Умственный труд отделяется от непосредственных производителей, которые обрекаются на тяжелый физический труд, и становится, по преимуществу, привилегией господствующих классов. Все развитие классового общества во всех сферах его жизни – от материального до духовного – протекает в рамках этой противоположности.

Антагонистический прогресс постоянно сопровождается войнами. Эксплуатация человека человеком и истребление человека человеком – это две стороны классово-антагонистического общества на всем протяжении его истории. Эксплуататорские классы всегда рассматривали вооруженное насилие и войны в качестве действенного средства для подавления сопротивления трудящихся и прогрессивных движений, для собственного обогащения. Вспомним расправу войск Тьера и Бисмарка с Парижской Коммуной в 1872 г., интервенцию 14 государств против Советской России в конце 20-х гг. XX столетия, Первую и Вторую мировые войны. В результате непродуктивных военных расходов, больших и "малых" войн, кризисов и депрессий монополистический капитализм только за XX в. нанес народам ущерб в материальных ценностях, который минимально исчисляется цифрой 6600 млрд долл. И это произошло в мире, в котором более 1,5 млрд человек терпели нужду, в котором миллионы умирали от голода.

Социалистический-посткапиталистический тип общественного прогресса по времени начинается с победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. Поскольку новая формация проходит ряд этапов, то и общественный прогресс здесь имеет то же строение. В условиях постсоциализма-посткапитализма в основном ликвидируется внутренняя противоречивость общественного прогресса, он приобретает в значительной мере неантагонистический характер. Субъектом и объектом общественного движения становятся по преимуществу народные массы, которые осуществляют прогресс и пользуются его плодами. Принцип "от каждого – по способностям, каждому – по труду" является стимулом и мерилом материального благосостояния человека и вместе с тем стимулом и мерилом труда да благо общества. Всесторонность прогресса означает и то, что осуществляется необходимое развитие внутри страны всех ее районов, отраслей экономики и культуры, всех наций и народностей.

Многие трудности данного прогресса обусловлены постоянным стремлением некоторых руководителей отдельных стран оказывать давление на другие народы. Именно поэтому эти народы лишены возможности обратить все свои ресурсы на внутренние нужды: на развитие экономики, повышение благосостояния трудящихся и подъем культуры. Сформировавшаяся сверхдержава постоянно угрожает другим народам войной и регулярно развязывает против отдельных стран военные действия.

Электронно-коммуникащоный тип общественного прогресса. К. Маркс делил всю историю человечества на "предысторию" и "подлинную историю", которая, вероятно, начинается с информационного общества. До этого человечество как бы искало оптимальное внутреннее устройство. Информационная фаза наступающей формации, судя по всему, как раз и является искомой общественной организацией, которая обеспечивает все факторы, чтобы решить сознательно основные задачи: познание и преобразование природы, удовлетворение духовных и материальных потребностей людей и всестороннее, гармоничное развитие личности. Поэтому полная компьютеризация социальной жизни приведет к подлинному царству свободы или, как говорил К. Маркс, – к "реализованному гуманизму".

Зарубежные идеологи часто обвиняют марксизм в "финализме". Они утверждают, что для марксистских партий коммунизм есть конец истории, прекращение исторического движения. Однако это фальсификация марксизма. С точки зрения последнего, в рамках доступного для нашего обозрения будущего, коммунизм действительно является последней общественной формацией или "последней формой устройства человеческого рода" .

Но она является "последней формой" в том смысле, что открывает безграничные возможности развития для человека и человечества. Информационное общество – не застывшее состояние, на котором останавливается движение. Наоборот, это форма особенно быстрого, непрерывного, всестороннего, практически бесконечного движения по пути дальнейшего прогресса общества.

В марксистской литературе действительно говорится о коммунизме как конечной цели борьбы рабочего класса и его прогрессивных партий. Но эта формулировка ни в коей мере не означает, что с достижением коммунизма "кончается" история человечества. Смысл ее в другом. Имеется в виду, что с построением коммунистического общества полностью будет решена всемирно-историческая задача, стоящая перед рабочим классом и его партиями.

Исчезнут все следы классового деления общества. Исчезнет, следовательно, и рабочий класс как особая социальная группа. Вместе с ним отпадет нужда в партиях – политических организациях, созданных для руководства борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Развитие человечества будет продолжаться вне классовых различий и политических форм. Новые цели вдохновят и увлекут человеческий род. Но это будут уже цели, выдвинутые новым (информационным) обществом и теми руководящими организациями, которые к тому времени сформируются. Современное развитие показывает, что мечта о новом обществе в конце XX – начале XXI вв. начинает осуществляться на базе телекоммуникационной революции с использованием информационных технологий.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 551.

На вопрос Какие виды прогресса вам известны? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Следует различать морфологический и биологический прогресс. Последний выражается в том, что устойчиво увеличивается численность особей популяции или вида, расширяется ареал, происходит дивергенция и образование новых видов. Биологический прогресс далеко не всегда совпадает с морфологическим. Другими словами, хорошая приспособленность организмов не обязательно связана со сложной организацией.
Именно поэтому мы наблюдаем сейчас сосуществование в экосистемах организмов самых разных уровней организации: бактерий и цветковых растений, цианобактерий и приматов.
Большой вклад в понимание закономерностей макроэволюции внесли эмбриологические исследования.
Немецкий натуралист Фриц Мюллер во второй половине XIX века, исследуя индивидуальное развитие различных видов ракообразных, обнаружил, что в ходе онтогенеза многие животные как бы повторяют эволюцию.
Такие же наблюдения сделаны при изучении других видов, Например, в развитии зародыша млекопитающего можно выделить стадию, на которой он напоминает рыбу - у него имеются жаберные щели, которые потом исчезают. У зародыша бесхвостых млекопитающих, в частности человека, на определенной стадии образуется хвост, который потом также редуцируется.
Э. Геккель абсолютизировал эти закономерности и сформулировал биогенетический закон, согласно которому эволюция идет за счет добавления новых стадий развития и новых признаков к уже существующим у предкового организма. Однако, это закон не является универсальным. Уже Мюллер обнаружил то, что новые признаки, приводящие к существенному уклонению от предковой формы, могут появляться и на начальных стадиях онтогенеза. В этом случае онтогенез может и не отражать филогенез.
Некоторое подтверждение биогенетического закона получено в генетических экспериментах при изучении развития насекомых. В частности, показано, что усложнение организации беспозвоночных в линии, ведущей к насекомым, связано с увеличением числа регулирующих генов. Новые гены возникают в результате дупликации предшествующих и их последующей дивергенции.
Не удивительно, что зародыши разных классов позвоночных на больше похожи друг на друга ранних стадиях развития, чем на поздних этапах. Онтогенез можно представить как цепь событий, и каждое последующее событие зависит от предыдущего. В этих условиях малейшее уклонение в "траектории" онтогенеза на начальных этапах может привести к значительному уклонению в конце пути, т. е. у взрослого организма. Поэтому ранние стадии развития более консервативны, т. к. они более жестко контролируются естественным отбором.
Сопоставление данных анализа нуклеотидных и аминокислотных последовательностей с морфологическими исследованиями выявило несовпадение скоростей их эволюционных изменений. Так, скорости аминокислотных замен в белках лягушек и млекопитающих принципиально не отличаются, в то время как морфологическое разнообразие млекопитающих и лягушек не сопоставимо.
Подобное несоответствие обнаруживается при сравнении аминокислотных и нуклеотидных последовательностей человека и высших обезьян. Их морфологические различия настолько значительны, что систематики отнесли их к разным семействам. Однако данные молекулярного анализа свидетельствуют о том, что их белки и ДНК идентичны на 99%. Другими словами, морфологическая эволюция в филогенетической линии, приведшей к человеку, происходила с очень большой скоростью и не сопровождалась большим изменением молекулярных признаков.