Внешний вид девочки суок из трех толстяков. Суок, что значит «вся жизнь

Олеша Юрий, сказка "Три толстяка"

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки "Три толстяка" и их характеристика

  1. Доктор Гаспар Арнери, очень ученый, умный, добрый. Переживал за простой народ.
  2. Суок, девочка 12 лет, очень смелая, добрая, решительная, родная сестра наследника Тутти
  3. Наследник Тутти, мальчик 12 лет, разлученный с Суок в 4 года, печальный, тихий, добрый и совсем не злой.
  4. Просперо. Оружейник, очень сильный и мужественный
  5. Тибул. Гимнаст, храбрый и честный.
  6. Три толстяка. Жадные, трусливые, жестокие.
  7. Тетушка Ганимед. Добрая и гостеприимная
  8. Продавец воздушных шаров. Жадный и трусливый торгаш.
  9. Раздватрис, учитель танцев, тощий, глупый, смешной.
План пересказа сказки "Три толстяка"
  1. Прогулка доктора Арнери
  2. Закрытые ворота
  3. Стрельба из пушек
  4. Башня рушится
  5. Сто плотников
  6. Гимнаст Тибул на площади Звезды
  7. Люк в куполе
  8. Полет продавца шаров
  9. Необычный торт
  10. Сломанная кукла
  11. Подземный ход
  12. Странный негр
  13. Силач Лапитуп
  14. Капустная голова
  15. Невыполнимое задание
  16. Потерянная кукла
  17. Балаганчик клоуна Августа
  18. Соук во дворце
  19. Суок получает ключ
  20. Суок спасает Просперо
  21. Суок в плену
  22. Измена гвардейцев
  23. Спасение Суок
  24. Победа народа
  25. Тайна Суок и Тутти.
Кратчайшее содержание сказки "Три толстяка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Доктор Арнери становится свидетелем неудачного восстания и видит бегство гимнаста Тибула
  2. Гвардейцы ломают куклу наследника Тутти и Толстяки приказывают Арнери починить ее.
  3. Арнери теряет куклу, но находит Суок, которая вместе с ним идет во дворец и притворяется куклой.
  4. Суок разговаривает с Тутти и получает ключ от зверинца
  5. Суок выпускает Просперо и тот убегает через подземный ход
  6. Суок хотят бросить зверям, но народ побеждает и Толстяков садят в клетку.
Главная мысль сказки "Три толстяка"
Власть, основанная на поборах и жестокости, рано или поздно будет свергнута угнетенным народом.

Чему учит сказка "Три толстяка"
Эта сказка учит нас смелости, самоотверженности, добру и справедливости.Учит честно выполнять свое дело. Учит не быть жадными, жестокими. Учит тому, что власть должна заботиться о народе, а не угнетать его.

Отзыв на сказку "Три толстяка"
Мне понравилась эта сказка и особенно девочка Суок, которая оказалась очень храброй. Она совершенно не боялась за свою жизнь, потому что знала, что делает нужное и правильное дело. Она помогала своим друзьям и друзья помогли ей. Также мне очень нравится в этой сказке умный доктор Гаспар Арнери, честный и добрый.

Пословицы к сказке "Три толстяка"
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Если вздохнуть всем народом - ветер будет.
Богачу прибыль, а бедняку гибель.
Бог терпел и нам велел.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Три толстяка" по главам
Глава 1. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери
Доктор Гаспар Арнери был таким умным, что мог сойти за волшебника. Он знал около ста наук.
В тот день доктор решил сходить в парк, что располагался за городом, недалеко от дворца Трех толстяков и поискать новых жуков и других насекомых.
Доктор тщательно оделся, несмотря на теплое утро и яркое солнце, и решил дойти до городского вала, а там, возле городских ворот, нанять извозчика..
Но оказалось, что ворота закрыты, а вокруг непривычно много народа для вторника.
Доктор спросил, что случилось, и узнал, что Тибул и Просперо повели народ на штурм дворца Трех толстяков, а остальной народ гвардейцы не выпускают из города.
Доктор понял, что за своими научными изысканиями прозевал важное общественное событие.
Тут раздались выстрелы из пушек и несколько человек, в том числе доктор залезли на башню, чтобы посмотреть что происходит у дворца.
У доктора был бинокль и им было видно, как бегут прочь от дворца люди, и как их преследуют конные гвардейцы.
Все бросились вниз, и слесарь крикнул, что гвардейцы сейчас ворвутся и что они схватили Просперо.
И действительно в ворота влетели гвардейцы, которые кололи и рубили, а следом они волокли связанного человека - оружейника Просперо.
В башню попала бомба и она рухнула, а доктор Гаспар Арнери упал.
Глава 2. Десять плах.
Доктор потерял сознание, а когда пришел в себя был уже вечер. Он увидел мертвого слесаря, а ниже множество мертвых, уже холодных людей. У него разбились очки и сломались каблуки.
Доктор услышал далекую музыку и пошел на нее. Вскоре он пришел в освещенный квартал города. Там жизнь текла своим чередом. Цветочница продавала розы богатой госпоже и ее дочери. Госпожа говорила, что хорошо, что Просперо схвачен, потому что он желал им зла.
Тут пробегал мальчишка и толкнул даму и девочку дернул за косичку. Он кричал, что гимнаст Тибул жив.
Цветочницы пришли в восторг. Но тут мимо прошла процессия - карета с гербом, гвардейцы и сто плотников, которые шли, чтобы изготовить десять плах.
Доктор нанял экипаж и поехал домой.
Глава 3. Площадь звезды
Доктор Арнери ехал через город и видел что некоторые радовались тому, что Просперо схвачен, другие напротив предрекали скорую гибель Толстяков.
Доктор доехал до площади Звезды. Эта площадь так называлась потому, что была покрыта стеклянным куполом, а в его середине горел самый большой в мире фонарь, напоминавший планету Сатурн.
Здесь толпилось много народа и стояли гвардейцы. Они смотрели как по крыше пробирается маленькая фигурка - гимнаст Тибул. Он убежал от гвардейцев и теперь хотел через площадь Звезды добраться до рабочих кварталов.
Тибул вступил на стальной трос, который вел от дома к Звезде и пошел размахивая своим плащом.
Гвардейцы внизу приготовились стрелять и офицер решил лично застрелить Тибула. Он предупредил, что сейчас гимнаст свалится в бассейн и выстрелил. В бассейн свалился сам офицер, потому что какой-то гвардеец оказался быстрее и спас Тибула. Гвардейцы разделились стали палить друг в друга.
В это время Тибул добрался до фонаря и выключил его. Потом он вылез через люк на крышу купола и убежал.
Доктор Арнери приехал домой и стал записывать случившееся. Вдруг в его комнату проникает гимнаст Тибул.
Глава 4. Удивительные приключения продавца воздушных шаров
На следующий день на площади Суда строились десять плах.
Дул сильный ветер и продавца воздушных шаров подняло в воздух. Он летел и кричал. С его ноги сорвался огромный соломенный башмак и упал прямо на голову учителя танцев Раздватриса. Учитель был сильно рассержен и стал кричать. Но его тут же арестовали, как нарушителя общественного спокойствия.
А продавец воздушных шаров летел прямо во дворец Трех толстяков.
Он влетел в окно кухни и приземлился прямо в огромный торт, который срочно нужно было подавать на стол трем толстякам.
Главный кондитер не растерялся, он велел обмазать продавца кремом и посыпать цукатами. Потом торт вместе с продавцом и шарами поставили на стол. Продавец открыл один глаз и увидел Трех толстяков.
Толстяки обсуждали торт и мятеж, Они решили пока не казнить Просперо, чтобы узнать от него имена заговорщиков. А сам Просперо сидел в клетке в зверинце наследника Тутти.
Гости захотели увидеть Просепро и Толстяки распорядились привести его.
Привели Просперо и он показался Толстякам очень страшным. Просперо обличал Толстяков и говорил, что скоро их власть кончится. Толстяки пообещали ему казнить его вместе с Тибулом.
Потом Просперо увели и Толстяки приготовились есть торт. Но только они хотели отрезать голову продавцу воздушных шаров, чтобы узнать что у него внутри, как раздался громкий плач.
В зал вбежал наследник Тутти, мальчик двенадцати лет, который должен был стать наследником всего богатства Толстяков. Он рыдал, ведь гвардейцы кололи саблями его любимую куклу, которая умела ходить, танцевать, сидеть и смеяться. И кукла сломалась.
Толстяки испугались, что во дворце мятеж, ведь и стража кричала гвардейцам одобрительные слова. Но еще больше Толстяки испугались слез наследника Тутти.
Поэтому канцлер срочно написал доктору Арнери, чтобы тот отремонтировал куклу наследника, или его накажут.
А в это время поварята уносили торт. Один из них поскользнулся и торт упал. Поварята веселились и смеялись. Увидев, что рядом нет главных кондитеров, продавец предложил поварятам шары, если они помогут ему сбежать.
Один поваренок показал ему кастрюлю, через которую вел подземный ход.
Поварята схватили шары и выбежали на лужайку, но тут на них заругался кондитер и поварята выпустили шары. Шары взлетели высоко в небо.
Глава 5. Негр и капустная голова
Утром тетушка Ганимед понесла доктору Гаспару мышь в мышеловке. Она вошла в комнату и увидела доктора, но потом она увидела негра в красных штанишках и уронила мышеловку. Мышь убежала. А доктор Гаспар сказал, что негр любит яичницу.
Потом доктор и негр ушли, а тетушка Ганимед пила валериановые капли.
Гаспар и негр направились на Четырнадцатый рынок, где купленные Толстяками артисты давали представление.
Первым выступал клоун, который начал прославлять Толстяков, но в него кинули лепешкой и он убежал.
Потом вышел силач Лапитуп, который стал подбрасывать гири и говорить, что так разобьется голова Просперо. Негр пошел на силача и стал обвинять его, называя его родителей и сестру. Силач растерялся и убежал.
А толпа решила, что негр такой же купленный артист и хотела побить его. Но негр сказал, что он гимнаст Тибул и его сразу узнали.
В это время показалась карета и гвардейцы. Граф Боневентура искал доктора Арнери и доктора увезли. Силач Лапитуп хотел догнать карету и выдать Тибула, но не успел.
Тогда он, стрелок-испанец и директор балагана стали наступать на Тибула. Тибул перепрыгнул через забор и оказался в огороде.
Он стал кидать в преследователей капустой, но вдруг одна голова заговорила и сказала, что она продавец воздушных шаров. Тибул вырвал продавца из земли.
В это время мимо пролетал шар и испанец стал стрелять в него. Он промахнулся и попал в шляпу директора. Директор надел ему на голову бумажный круг, а силача Лапитупа покусала собака.
Тибул в это время убежал.
Глава 6. Непредвиденное обстоятельство
Когда Тибул проник в комнату Гаспара, тот решил сделать его негром и натер специальной жидкостью.
Когда гвардейцы повезли его, Гаспар увидел в темноте кареты красивую девочку, которая лежала совершенно неподвижно. Доктор подумал, что она больна и его позвали вылечить ее.
Но когда Гаспара привезли домой, капитан гвардейцев дал ему приказ Трех толстяков. Доктору надо было до утра починить куклу. Доктор сразу засомневался, ведь он был не знаком с механизмом куклы.
Он приступил к работе и понял, что нужно сделать новое колесико, но для этого металл надо было выдерживать два дня. Между тем, кукла кого-то напоминала ему, но кого он не мог вспомнить.
Доктор решил идти во дворец и сказать, что не сумеет починить куклу к утру, пусть с ним делают что захотят.

Глава 7. Ночь странной куклы
Доктор ехал в карете и решил вздремнуть. Он стал считать слонов и скоро уже спал. Ему снились разгневанные Три толстяка.
Но вдруг карета остановилась. Гвардейцы не хотели ее пропускать и требовали, чтобы они ехали обратно. Доктор сказал, что он Гаспар Арнери, но его подняли на смех. Тогда он хотел показать куклу, но обнаружил, что кукла пропала. Она выпала где-то по дороге.
Гаспар Арнери поехал обратно, всюду ища куклу. Но ее нигде не было.
Наконец он проголодался и хотел перекусить. Но все было закрыто.
Он увидел огонек на окраине и поехал туда. Это оказался балаганчик. Дверь ему открыл клоун Август и, узнав Арнери, пригласил его войти.
Август рассказывал, что Тибул исчез, потом вспомнил про свою дочь. Доктор заволновался и спросил где она. Тогда клоун позвал Суок и в балаганчик вошла девочка. Доктор обомлел, перед ним стояла кукла наследника Тутти.
Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы
Доктор принимает девочку за куклу и не хочет поверить, что она девочка. Но тут появляется негр Тибул, смывает с себя краску и целует Суок.
Тибул уверяет доктора, что Суок самая обычная девочка.
Потом он говорит Суок, что той придется сыграть роль куклы наследника Тутти, чтобы проникнуть во дворец и освободить оружейника Просперо.
Тибул рассказывает Суок про подземный ход, который она должна найти.
Потом Суок наряжают в самое красивое платье и везут во дворец.
На улице она видит как тонкий человек отбирает у собаки настоящую сломанную куклу и бежит. Это был учитель танцев Раздватрис.
Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом
Наследник Тутти с нетерпением ждал куклу. И вот появился доктор Гаспар с Суок. Он шел по дворцу и Суок шла рядом.
Наследник был счастлив.
Доктор сказал, что научил куклу танцевать и говорить. Наследник плакал от счастья.
А Суок спела прекрасную песню.
Потом пришли Три толстяка и стали спрашивать какой награды хочет доктор. Доктор попросил помилования всем, кого должны были казнить. Но Толстяки закричали, что просьба преступна.
Тогда доктор шепнул Суок "Умри" и та сделала вид, что умерла. Наследник зарыдал и попросил всех помиловать.
Толстяки сдались и доктор спокойно уехал.
У кукла Суок осталась с наследником. Когда на лужайке Наследник стал есть пирожное, Суок тоже попросила кусочек. Наследник обрадовался, что она теперь будет с ним завтракать.
Суок ела пирожное и увидела ужас в глазах слуги - тот никогда не видел, чтобы куклы ели.
Она перестала есть, и слуга облегченно вздохнул. Он решил, что ему показалось от жары.
Суко услышала какой-то стук, напоминающий стук часов. А Наследник сказал, что это бьется его железное сердце.
Глава 10. Зверинец
Наследник ушел делать уроки, а Суок осталась одна.
Она не знала, что Толстяки старались сделать из Наследника злого и жесткого человека, а потому лишили его общества детей. Оставив ему только зверинец. Суок ждала ночи.
Когда вернулся наследник, Суок стала рассказывать ему про свою жизнь и Наследник с удивлением узнавал о бедных и несчастных людях. Потом Суок сказала, что умеет свистеть на ключе и Наследник дал ей ключ от зверинца. Суок посвистела, а потом машинально положила ключ в карман.
Когда наследник уснул, Суок пошла в зверинец. Гвардеец решил, что видит сон и он действительно спал.
Суок шла между клетками и искала Просперо.
Вдруг ее кто-то позвал. Она подошла к клетке и увидела странное, обросшее существо. Существо сказало, что верило, что увидит ее перед смертью, и протянуло Суок дощечку с какими-то надписями. А потом оно умерло и Суок решила, что это умер Просперо. Она громко закричала.
Глава 11. Гибель кондитерской
Поднялась тревога. Три гвардейца вошли в зверинец, но ничего не заметили. Потом один увидел что-то розовое в ветвях деревьев, и гвардейцы решили, что это попугай. Они хотели его поймать, но тут прибежал старый смотритель зоопарка и сам полез на дерево. Но внезапно он закричал про дьявола и упал вниз, запутавшись в ветвях.
Гвардейцы разбежались.
А во дворце в этот момент тоже царила паника. Из города сообщали, что началось восстание и его возглавляет Тибул. Толстяки лишились аппетита и думали как подавить восстание.
В это время от зверинца показалась страшная огромная фигура рыжего мужчины. Он вел пантеру, а на его плече сидела маленькая девочка.
Пантера бросилась вперед и гвардейцы разбежались, бросая оружие. Просперо взял два пистолета, а Суок один. Они направились в кондитерскую и стали искать выход. Проперо громил все, опрокидывая кастрюли и ища подземный ход.
Наконец нужная кастрюля была найдена, и Просперо прыгнул в нее и скрылся.
Но тут в кондитерскую заскочила пантера и Суок бросила в нее чайник. Пантера тоже бросилась за Проперо. Вбежали гвардейцы.
Суок плакала, она думала, что Просперо погиб.
Но из кастрюли раздался выстрел, а потом гвардейцы вытащили за хвост мертвую пантеру.
Суок смеялась, а гвардейцы арестовали ее.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис
В этот же вечер за учителем танцев Развдатрисом пришли гвардейцы и потребовали, чтобы он срочно ехал во дворец. Раздватрис очень любил Трех толстяков и тут же поехал с гвардейцами.
На улицах было много народа. Многие скандировали "Просперо".
Неожиданно путь гвардейцам преградили другие гвардейцы, которые не хотели их пропустить. Раздались выстрелы, карету перевернули. Учитель упал и стал рыться в своих вещах. Все было на месте, кроме самого ценного.
В это время, один из гвардейцев увидел в коробке что-то красное и схватил коробку. Трое гвардейцев с красными повязками спешно поскакали во дворец.
Глава 13. Победа
Ночью в спальню наследника Тутти вошли трое незнакомцев и стали вливать ему в ухо какое-то снадобье. Воспитатель Тутти спрятался и следил за действиями незнакомцев. А незнакомцы говорили, что теперь наследник будет спать трое суток и не узнает, что случилось с его куклой.
Суок в это время сидела в тюрьме и не думала о своей судьбе. Она думала о Тибуле и Просперо.
Трое гвардейцев, которые везли сломанную куклу, сняли красные повязки, символ восстания, чтобы их пропустили во дворец.
Канцлер распорядился привести Суок. Огромный гвардеец грубо схватил девочку и поволок ее. Но в это время он получил страшный удар в ухо и упал. Суок подхватили другие руки и кто-то прошептал ей: "Не бойся".
Суок привели в зал и стали допрашивать. Но Суок не отвечала на вопросы. Три толстяка злились и даже приказали гвардейцу щелкнуть Суок по носу. Но Суок все равно молчала.
Тогда смотритель зоопарка предложил принести попугая. И попугай стал рассказывать, что происходило ночью. Он рассказал, как девочка назвала свое имя, как она освободила Просперо.
Толстяки приговорили Суок к смерти. Ее должны были растерзать звери. Но Суок по прежнему молчала.
Суок бросили в клетку к тиграм, но тигры не обратили на девочку внимания. Один просто потрогал ее лапой и отошел. Тогда все увидели, что на самом деле это просто сломанная кукла.
В это время народ пошел на приступ.
Толстяки и министры пытались бежать в гавань, но их окружили и поймали. Толстяков привели обратно в большой зал и показали народу.
А из шкафа гвардеец с красной повязкой вывел Суок и все аплодировали смелой девочке.
Эпилог.
Через год на праздничном представлении вместе выступали Суок и Тутти. И зрители закидывали их цветами.
В той дощечке, которую передало в зверинце умирающее существо, было написано, что Суок и Тутти родные брат и сестра, которых в четыре года разлучили Три толстяка. Эту дощечку передал Суок старый ученый Туб, которого заставили сделать куклу Наследнику и вставить ему железное сердце. Но ученый отказался вставлять Тутти железное сердце и за это его посадили в клетку.
Тутти - значит Разлученный, а Суок значит Вся жизнь.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Три толстяка"

Название: Три толстяка.

Окончил два курса юридического факультета Новороссийского университета (Одесса). Творческую деятельность начинал как фельетонист в газете железнодорожников «Гудок» (1922), где публиковался под псевдонимом «Зубило». Автор статей о театре и литературе, книг «Вишневая косточка», «Три толстяка», «Зависть» (1927), «Ни дня без строчки»; пьес «Три толстяка» (впервые поставлена, как балет, в Большом театре СССР в 1935 году), «Заговор чувств» (1929, переработка «Зависти», впервые поставлена в театре Е.Вахтангова), «Список благодеяний» (1931, впервые поставлена в театре Мейерхольда). Автор сценариев игровых, анимационных («Девочка в цирке"-1950, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"-1951, совместно с И.Ивановым-Вано), документального фильма «Кино за 20 лет» (совместно с А.Мачеретом).

Главные герои:


Доктор Гаспар Арнели

Гимнаст Тибул

Учитель танцев Раздватрис

Просперо

Три толстяка

Наследник Тутти


Характеристика главных героев:


Доктор гаспар Арнели-умный, отважный, смелый.

Гимнаст Тибул-ловкий, проворный, смелый.

Учитель танцев Раздватрис-самолюбивый, трусливый, несдержанный.

Оруженосец Просперо-смелый, сильный, отважный.

Суок-безстрашная, смелая, ловка.

Три толстяка- самолюбивые, ленивые, злые.

Наследник Тутти- добрый, доверчивый, несчастный.

Краткое содержание:


В одном городе некогда жил доктор. Звали его Гаспар Арнери. Он был ученый, и не было в стране никого мудрей его. Страной же, где жил Гаспар Арнери, правили Три Толстяка, прожорливые и жестокие.
Однажды летом, в июне, ясным погожим днем доктор отправляется на прогулку. На площади он неожиданно застает столпотворение, слышит выстрелы и, забравшись на башню, видит, как от Дворца Трех Толстяков бегут ремесленники, преследуемые гвардейцами. Оказывается, народ под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула восстал против власти Трех Толстяков, но восстание потерпело поражение, а оружейник Просперо схвачен. Бомба попадает в башню, из которой Гаспар Арнери наблюдает за происходящим, она рушится, и доктор теряет сознание. Очнулся он, когда наступил вечер. Вокруг валяются трупы убитых. Возвращаясь домой через площадь Звезды, доктор видит, как оставшийся на свободе другой предводитель восстания гимнаст Тибул, спасаясь от преследующих его гвардейцев, ловко идет по узкой проволоке прямо над площадью, а затем убегает через люк в куполе. Дома уставший доктор собирается лечь спать, как неожиданно из камина вылезает человек в зеленом плаще. Это гимнаст Тибул. На другой день на площади Суда готовят десять плах для схваченных мятежников. Тогда же случается необычайное происшествие: ветер уносит продавца воздушных шаров вместе с шарами и тот падает прямо в открытое окно дворцовой кондитерской и попадает прямо в огромный торт. Чтобы избежать наказания, кондитеры решают оставить продавца в торте, вымазав его кремом и облепив цукатами, и подать в зал, где проходит парадный завтрак. Таким образом продавец шаров, дрожащий от страха, что его съедят, становится свидетелем происходящего в зале. Дегустация торта временно откладывается. Три Толстяка хотят лицезреть пленного оружейника Просперо, а затем, когда, насладившись этим зрелищем, они собираются продолжить пиршество, в залу с криком и плачем врывается двенадцатилетний мальчик — наследник Тутти.
У Толстяков нет детей, и они собираются передать все свое богатство и управление страной Тутти, который воспитывается во Дворце, как маленький принц. Толстяки всячески балуют его и потакают его капризам. Кроме того, они хотят, чтобы у мальчика было железное сердце, они не разрешают ему играть с другими детьми, а его занятия проходят в зверинце. Вместо друга для него создана удивительная кукла, которая наделена способностью расти и развиваться вместе с Тутти. Наследник чрезвычайно привязан к ней. И вот любимая кукла сломана: мятежные гвардейцы, перешедшие на сторону Просперо и восставшего народа, искололи её штыками.
Толстяки не хотят, чтобы наследник Тутти огорчался. Куклу необходимо срочно починить, но никто не способен этого сделать, кроме ученейшего доктора Гаспара Арнери. Поэтому решено отправить ему куклу, чтобы к следующему утру она, починенная, снова была у Тутти. В противном случае доктора ждут серьезные неприятности. Поскольку настроение Толстяков испорчено, торт с продавцом воздушных шаров уносят обратно на кухню. Поварята в обмен на воздушные шары помогают продавцу выбраться из Дворца, показывают ему тайный ход, который начинается из гигантской кастрюли.
Между тем на Четырнадцатом рынке Три Толстяка устраивают празднества для народа: спектакли, развлечения, представления, во время которых артисты должны агитировать за Трех Толстяков и отвлекать внимание народа от плах, которые возводятся для казни. На одном таком представлении присутствуют доктор Арнери и гимнаст Тибул, превращенный доктором для конспирации в негра. Во время выступления силача Лапитупа Тибул не выдерживает и прогоняет его со сцены, открыв народу, что он вовсе не негр, а самый настоящий Тибул. Между ним и подкупленными циркачами завязывается потасовка. Тибул обороняется капустными кочанами, срывая их прямо с грядки и бросая в противника. Схватив очередной кочан, он неожиданно обнаруживает, что это человеческая голова, и не кого иного, как продавца воздушных шаров. Так Тибул узнает о существовании тайного подземного хода во Дворец Толстяков.
Пока Тибул сражается, доктора Гаспара Арнери находят посланцы Толстяков и вручают ему приказ и сломанную куклу. Доктор Гаспар Арнери пытается починить куклу, но к утру он явно не поспевает. Нужно ещё по меньшей мере дня два, и доктор вместе с куклой отправляется к Толстякам. По дороге его останавливают охраняющие Дворец гвардейцы и не пускают дальше. Они не верят, что он действительно Гаспар Арнери, а когда доктор хочет показать им куклу, то обнаруживает, что её нет: задремав, он обронил её по дороге. Расстроенный доктор вынужден повернуть назад. Проголодавшись, он заезжает в балаганчик дядюшки Бризака. Каково же его удивление, когда он обнаруживает здесь куклу наследника Тутти, которая оказывается вовсе не куклой, а живой девочкой по имени Суок, похожей как две капли воды на куклу. И тогда у появившегося здесь вскоре Тибула возникает план освобождения Просперо.
Утром доктор Арнери является во Дворец. Кукла не только исправлена им, но ещё больше походит на живую девочку, чем раньше. Суок хорошая артистка и прекрасно представляется куклой. Наследник в восторге. И тогда доктор просит в награду отмены казни десятерых мятежников. Возмущенным Толстякам ничего не остается, как согласиться, иначе кукла может снова испортиться.
Ночью, когда все спят, Суок проникает в зверинец. Она ищет Просперо, но в одной из клеток обнаруживает чудовище, обросшее шерстью, с длинными желтыми когтями, которое вручает ей какую-то дощечку и умирает. Это великий ученый Туб, создатель куклы для Тутти: он был заключен в зверинец за то, что не согласился сделать наследнику железное сердце. Здесь он провел восемь лет и почти потерял человеческий облик. Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его. С помощью выпущенной из клетки страшной пантеры Просперо и Суок прорываются к той самой кастрюле, откуда начинается подземный ход, но Суок не успевает вслед за Просперо и схвачена гвардейцами.
На следующий день состоится суд над Суок. Чтобы наследник Тутти случайно не вмешался и не расстроил их планы, по приказу Толстяков его временно усыпляют. Суок не отвечает на вопросы и вообще никак не реагирует на происходящее. Разгневанные Толстяки решают отдать её на растерзание тиграм. Выпущенные из клетки тигры, увидев жертву, сначала бросаются к ней, но затем неожиданно равнодушно отворачиваются. Оказывается, это вовсе не Суок, а та самая испорченная кукла, которую мятежные гвардейцы отобрали у нашедшего её учителя танцев Раздватриса. Настоящую Суок спрятали в шкаф, подменив куклой.
Между тем уже звучат выстрелы и рвутся снаряды, восставший народ под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула штурмует Дворец.
Власти Толстяков приходит конец. А на той дощечке, которую вручил отважной Суок умирающий создатель куклы, он раскрыл ей важную тайну: она сестра Тутти, в четыре года похищенная вместе с ним по приказу Толстяков и затем разлученная с братом. Тутти оставили во Дворце, а девочку отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы с длинной красной бородой.



Отрыовк или эпизод, понравившийся тебе больше всего:

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не былона самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей.Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, чтоэтих фокусников принимали за колдунов и волшебников. Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмароч-ный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебни-ка. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что онидействительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел сволшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ. Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук.Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арне-ри. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. Ашкольники распевали про него песенку с таким припевом: Как лететь с земли до звезд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар.

Вас было двое: сестра и брат - Суок и Тутти.
Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков.
Я - Туб, учёный. Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки». Я не знал, для чего это было нужно.


Я сделал такую куклу. Я был большим учёным. Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же. Я сделал эту куклу. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы, с длинной красной бородой.

Три Толстяка приказали мне: «Вынь сердце мальчика и сделай для него железное сердце». Я отказался. Я сказал, что нельзя лишать человека его человеческого сердца. Что никакое сердце - ни железное, ни ледяное, ни золотое - не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца.
Меня посадили в клетку, и с тех пор мальчику начали внушать, что сердце у него железное. Он должен был верить этому и быть жестоким и суровым. Я просидел среди зверей восемь лет. Я оброс шерстью, и зубы мои стали длинными и жёлтыми, но я не забыл вас. Я прошу у вас прощения. Мы все были обездолены Тремя Толстяками, угнетены богачами и жадными обжорами. Прости меня, Тутти, - что на языке обездоленных значит: «Разлучённый». Прости меня, Суок, - что значит: «Вся жизнь»...»
"Три толстяка", Юрий Олеша


Ю.Олеша, В.Мейерхольд, 1930-е.

Пронзительная сказка Юрия Олеши.
Когда-то давно, в советские времена ее считали революционной, а мятежника Просперо чуть ли не самым главным героем.
На самом деле это сказка о любви. Конечно, несчастливой. Здесь, говоря сказочным "языком обездоленных", разлученными были все.


Маленькой циркачке Олеша дал имя своей бывшей возлюбленной - Симы Суок. Судьба развела их: Симочка ушла от него к другому писателю, Владимиру Нарбуту. Тогда Олеша женился на ее сестре Оле, тоже с фамилией Суок.

Сестры Суок: Лидия, Серафима, Ольга. 1920-е.

В финале сказки он сделал Наследника Тутти братом печальной девочки.
А вот ее сердечным другом стал канатоходец Тибул, в котором Олеша зашифровал себя.
Имя циркача надо было просто читать наоборот. И тогда получалось "Лубит".
Любит Суок.

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) - писатель, которого считают одним из самых лучших стилистов в русской литературе XX века.

Его виртуозный язык трудно оценить, читая неполный текст произведения, а лишь его краткое содержание. «Три толстяка» - роман-сказка, опубликованный в 1928 году. Это воплощение духа романтической революционной борьбы против несправедливости и угнетения, он полон увлекательных событий и удивительных персонажей.

Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах

Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. Об учености Гаспара Арнери, доктора всех наук, в городе знали все - от уличных мальчишек до знатных особ. Однажды он собрался на далекую прогулку за город, ко дворцу злобных и жадных правителей - Трёх толстяков. Но из города никого не выпускали. Оказалось, что в этот день оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца.

К вечеру оказалось, что восставший народ побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы его найти, гвардейцы жгли кварталы рабочих.

Площадь звезды

Краткое содержание: «Три толстяка», глава 3. Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе и смеялся на представлении в зверинце, где правителей изображали три толстых обезьяны. Возвращаясь домой, доктор Гаспар попал на площадь Звезды. Она называлась так, потому что над ней висел на тросах самый большой на свете фонарь, похожий на планету Сатурн. Над толпой, заполнившей площадь появился Тибул. Он шел по тросу, на котором держался огромный фонарь. Гвардейцы тоже разделились на тех кто поддерживал народ, и тех, кто кричал: «Да здравствуют три толстяка!». Дойдя по проволоке до фонаря, Тибул выключил свет и в наступившей темноте скрылся.

Добравшись домой, где за него волновалась экономка - тетушка Ганимед, доктор как истинный историк собрался записать события дня. Тут за спиной раздался шум, доктор оглянулся и увидел, что из камина выбрался Тибул.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.

Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.

Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.

Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.

Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.

Негр и капустная голова

Ю.К.Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 5. Утром, зайдя к доктору, тетушка Ганимед очень удивилась, когда увидела у него в кабинете негра.

Правительство подкупило артистов и на одной из площадей шло цирковое представление, прославляющее Толстяков. Туда отправились и доктор с негром. Зрители прогоняют клоуна, призывавшего казнить мятежников, а негра принимают за такого же продавшегося циркача. Оказалось, что это Тибул. Спасаясь от тех, кто хотел поймать его и передать властям, бросая в них капустные кочаны, гимнаст натыкается на продавца шаров и обнаруживает тайный ход на дворцовую кухню.

Непредвиденное обстоятельство

Ю. К. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 6. Доктор Гаспар превратил Тибула в негра с помощью специальных жидкостей и ужасно расстроился, когда он неосторожно открылся на представлении, а потом пропал.

К ученому приехал капитан гвардейцев со сломанной куклой и приказом исправить её к утру. Доктор удивляется мастерству, с которым сделана кукла и понимает, что где-то видел её лицо. Разобрав механизм, он понимает, что не успеет починить куклу к утру и едет во дворец, чтобы объяснить это толстякам.

Ночь странной куклы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 7. В пути доктор засыпает в коляске, а очнувшись, обнаруживает, что кукла пропала, ему даже почудилось что она ожила и ушла от него. Долго искал он куклу, пока не попал в балаганчик труппы бродячих артистов дядюшки Бризака. Здесь он вспомнил, где видел лицо куклы наследника - на неё была похожа маленькая артистка из труппы дядюшки Бризака - танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок. Трудная роль маленькой актрисы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 8. Когда доктор увидел Суок, он долго не мог поверить, что она не кукла. Его сумел убедить в этом только Тибул, который появился в балаганчике. Когда доктор рассказал о необычайном сходстве девочки и куклы и о своей потере, гимнаст изложил свой план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.

По дороге во дворец они увидели учителя танцев Раздватриса, несшего в руках найденную сломанную куклу наследника.

Кукла с хорошим аппетитом

Ю. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 9. Суок хорошо играла свою роль. Доктор объявил, что он не только переодел игрушку в новое платье, но и научил её петь, сочинять песенки и танцевать. Наследник Тутти был в полном восторге. Были довольны и толстые правители, но они страшно разгневались, когда доктор в качестве награды потребовал отменить казнь восставших рабочих. Тогда доктор сказал, что кукла снова сломается, если его требование не будет исполнена и наследник будет очень недоволен. Помилование было объявлено, доктор уехал домой, Суок осталась во дворце.

Ей очень понравились пирожные и у куклы появился аппетит, чему Тутти очень обрадовался - ему так скучно было завтракать одному. А ещё Суок услышала, как бьется железное сердце наследника Тутти.

Зверинец

Краткое содержание, рассказа «Три толстяка», глава 10. Толстяки хотели вырастить Тутти жестоким, поэтому лишили его общества живых детей, подарили зверинец, чтобы он видел только злых диких зверей. Суок рассказала ему, что в мире есть богатство и бедность, жестокость и несправедливость, что трудящиеся обязательно свергнут власть толстяков и богачей. Она много рассказывала ему про цирк, что она умеет насвистывать музыку. Тутти так понравилось, как она высвистывает песенку на ключике, который висел у него на груди, что он не заметил, как ключ остался у Суок.

Ночью девочка пробралась в зверинец и стала искать клетку с Просперо. Вдруг её окликнуло по имени страшное существо, похожее на гориллу. Страшный зверь умер, успев передать Суок небольшую дощечку: «Там написано всё».

Часть четвертая. Оружейник Просперо. Гибель кондитерской. Учитель танцев Раздватрис

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, главы 11-12. Толстяки получили страшные известия о том, что на дворец идут восставшие. Все сторонники власти бросились из дворца, но у зверинца они в страхе остановились: на них двигался Просперо, держа в одной руке за ошейник огромную пантеру, в другой - Суок.

Он выпустил пантеру, а сам, вместе с Суок, стал пробираться в кондитерскую, - искать кастрюлю, где начинался тайный ход из дворца. Верные толстякам гвардейцы схватили юную танцовщицу, когда она уже была готова прыгнуть в подземный ход вслед за Просперо. Оружейник вышел на волю, Суок должны были казнить.

Учителя танцев Раздватриса должны были доставить во Дворец по приказу Трех Толстяков, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Им досталась и сломанная кукла наследника Тутти.

Победа

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 13. В то время, когда Просперо бежал через подземный ход, в спальню Тутти по приказу канцлера вошли три человека. Они влили в ухо Тутти снотворное, усыпив его на трое суток, чтобы он своими слезами не помешал расправе над Суок.

Она сидела в караульном помещении, охраняемом гвардейцами, все еще верными толстякам. В тот момент, когда за ней пришел страшный канцлер, чтобы отвести её на суд Трех Толстяков, в караульную прошли три гвардейца, перешедшие на сторону восставших. Канцлер получил страшный удар и упал без сознания, а вместо Суок на суд отнесли сломанную куклу.

Судьи не могли добиться от куклы ни слова. Попугай, которого позвали в качестве свидетеля, повторил разговор Суок с Просперо и существом, умершем в клетке, которого звали Туб.

Суок приговорили к смерти от диких зверей. Но когда её положили перед тиграми, те никак не отреагировали на рваную, грязную куклу. Разразился скандал, но тут начался штурм дворца восставшим народом.

Победа восставших была полной, а трех толстяков посадили в ту клетку, где сидел Просперо.

Эпилог

На дощечке была написана история великого ученого Туба. По приказу Толстяков брата и сестру - Тутти и Суок - разлучили. Тутти стал наследником, а Суок отдали к бродячим артистам. Туб по приказу Трех Толстяков сделал куклу, которая должна была остаться с наследником. Когда ему приказали заменить живое сердце Тутти железным, он отказался, за что его бросили в клетку. Тутти на языке обездоленных значит «разлученный», а Суок - значит «вся жизнь».

Татьяна Рыжкова

Урок литературы и кино: «Три Толстяка»

Завершаем публикацию статьи (начало см. в № 22), где представлен опыт организации читательской и зрительской деятельности учеников 5–6-х классов при изучении романа-сказки Юрия Олеши «Три Толстяка». Сопоставление на уроке сюжета и мотивов литературной сказки с её кинематографическим прочтением помогает юным читателям обнаружить скрытые смыслы текста, понять различие между языком кинематографа и языком литературы.

М ы продолжаем работу над планом романа - ищем кульминацию. Композиция второй части сложнее, чем первой. Поэтому и план получается сложным, но именно такая кропотливая работа наглядно показывает, как в романе переплетаются сюжетные линии и какова роль второстепенных персонажей. На уроке подробно останавливаемся только на одной сюжетной линии.

- Кто мог проникнуть во дворец, охраняемый так, что и мышь не проскочит, кто мог узнать о подземном ходе?

- Как же тайна стала известна?

Её случайно узнал продавец воздушных шаров, который попал во дворец, причём совершенно невероятным образом.

- Когда мы анализировали сцену на площади Звезды, то вы решили, что она напоминает цирковое представление. А есть ли ещё “цирковые сцены” в романе?

Ю.К. Олеша придумывает очередной цирковой номер - полёт на шарах. Продавец - по сути, клоун, как и, добавим, забегая вперёд, Раздватрис. Не случайно писатель “соединяет их” в клоунаде с падающим на голову Раздватрису башмаком. Шутовство, буффонада заранее готовят читателя к благополучной развязке и снижают образы зла, превращая их в комические. (На самом деле практически все сцены романа решены как цирковые номера - в этом нетрудно убедиться, перечитав текст: эпизоды на кухне, за завтраком у Толстяков, освобождение Просперо и др.)

Сцену за завтраком мы видим с точки зрения продавца шаров, который наблюдает за происходящим, трясясь от ужаса, но не за жизнь мятежников и Просперо, а за свою. Он вообще не способен никому сочувствовать: о его чёрствости писатель сообщает читателю в самом начале второй части. Его полёт - случайность и авторское наказание за эгоизм и бессердечие. Судьба сталкивает продавца с ещё более бессердечными людьми, больше похожими на зверей в своей жестокости и жажде крови. Благодаря продавцу читатель узнаёт обо всём, что случилось во дворце и привело к отмене торжеств и казни, а ещё и о тайне подземного хода.

Внутри истории продавца оказывается новая история - о сломанной восставшими гвардейцами кукле наследника Тутти и о самом наследнике. Кукла, в свою очередь, вновь приводит нас к доктору Арнери - учёному, который может всё на свете, по мнению обывателей, далёких от науки. Обратим внимание учеников и на хронологические петли, которые придают повествованию некоторую загадочность.

Все эти эпизоды развивают действие и наконец приводят нас к главной героине.

Аналогично проводим работу над планами третьей и четвёртой частей, выявляя кульминацию и развязку.

Кульминационным эпизодом в романе является казнь Суок, за которой следует развязка: звери не тронули куклу, Суок оказалась спрятанной в часах, а восставший народ победил своих угнетателей. Сюжетные линии вновь соединились. До эпилога ни мы, ни герои не знаем о том, что Тутти и Суок - разлучённые брат и сестра: на эту тайну неоднократно намекает автор, обещая, что в своё время читатель обо всём узнает.

- Почему же он не рассказывает этого сразу?

Рассказав о том, как Три Толстяка поручили Тубу сделать куклу, а потом разлучили брата и сестру, взяв Тутти на воспитание, автор вынужден был бы сначала познакомить нас с Толстяками и их жизнью, рассказать, что стало с Суок. Но тогда это был бы роман о детях, а этот роман о борьбе за свободу. Построив роман иначе, Ю.К. Олеша лишил бы роман интриги , тайны : почему Суок так похожа на куклу (или наоборот)?

В фильме казнь тоже кульминация, тем более что казнить должны не только девочку, но и доктора Гаспара. Но если казнь Суок в романе превращает цирк в ристалище, в арену мучеников и напоминает о других цирках, в которых шли кровавые гладиаторские бои, казни первых христиан, то растянутая финальная сцена фильма с похищением топора не несёт этого эмоционального напряжения, подана в комическом ключе, а для щекотания нервов зрителя автор сценария придумывает ранить Тутти (что выходит за рамки вероятного и хоть как-то объяснимого логикой отношений между персонажами).

Завершает этот этап работы над романом и кинофильмом анализ образов балаганчика дядюшки Бризака и мира Трёх Толстяков. Такое задание выполняла группа 2.

Эти образы противопоставлены друг другу и имеют символическое значение. В балаганчике доктор чувствует себя спокойно, уютно - как дома. В нём всё просто, на первый взгляд убого, но это мир света (десять зеркалец, перед каждым свеча). Там нет ярких фонарей, а только керосиновая лампа, но свет и тепло идут от человеческих сердец. В этом мире иллюзорна роскошь костюмов, а за уродливыми, но смешными, а не страшными масками скрыты добрые лица, тогда как в мире богатых всё наоборот: за роскошными одеждами - пустота душ и нищета сердец, а сытые лица и есть маски, скрывающие уродство и грубость их носителей. Ю.К. Олеша с любовью, подробно, выстраивая длинные ряды однородных членов, создаёт образ балаганчика, тогда как для описания дворца не находит и пары слов, обращая внимание лишь на каналы, железные мосты и стражу. Этот мир отъединён от мира обычных людей, вынесен за городские ворота, здесь можно жить, не слыша стонов народа, не видя его горя.

- Каким представил дворец Трёх Толстяков Алексей Баталов ?

Высокие стены, тяжёлые башни, роскошь залов можно увидеть на экране. Но панорамы дворца в фильме нет. Поэтому предлагаем детям описать или нарисовать дворец.

Балаганчик в фильме является только фоном, режиссёр не показывает его специально, так, как это делает автор романа, - антитеза стирается.

Ч тобы помочь ребятам понять, что такое образ-символ, предлагаем ответить на домашние вопросы, связанные с образами Трёх Толстяков и их сторонников, дядюшки Бризака и цирка.

Восстановим, как развивается действие в фильме, от каких эпизодов романа и почему отказывается режиссёр, вводит ли новые и с какой целью.

Вот к каким выводам мы приходим.

1. А.В. Баталов в целом сохранил фабулу романа, но при этом внёс некоторые изменения в его сюжет, причём иногда эти изменения влияют и на общий смысл произведения.

2. Отказавшись от мотива разлучённых брата и сестры, сценаристы вывели из фильма этическую проблему ответственности учёных за свои свершения, а убрав сцены с попугаем в зверинце и учёным-смотрителем, сняли противопоставление позиций, которые могут занимать учёные.

4. Изменив историю продавца, сценаристы лишили действие мотивации, не объясняя, как Просперо стала известна тайна подземного хода.

5. Отказавшись от мотива восставших гвардейцев и сцены суда над Суок, А.В. Баталов придал действию большую динамику, но раньше времени раскрыл секрет спасения Суок (увидев в камере куклу и девочку, зритель сразу же догадывается о подмене, и сцена казни не вызывает такого волнения, как в романе).

Теперь, когда мы посмотрели на фильм и на роман как на художественное целое, можно более пристально вглядеться в отдельные образы этих произведений.

Новое домашнее задание выполняется в группах.

Группа 1 сравнивает образы второстепенных персонажей с их киновоплощением. В центре внимания учеников оказываются образы продавца воздушных шаров, учителя танцев Раздватриса, капитана Бонавентуры.

Группа 2 получает аналогичное задание и работает с образами гостей Трёх Толстяков, гвардейцев и учителей Тутти.

Группа 3 анализирует образы дядюшки Бризака, доктора Гаспара и учёного Туба.

Вопросы для групп 1–3

1. Какие чувства вызывают у вас богачи, учитель танцев Раздватрис и продавец воздушных шаров? Почему? Перечитайте описания этих персонажей. Какие художественные приёмы помогают писателю вызвать у вас эти чувства?

2. Какое впечатление произвёл на вас капитан Бонавентура? Выделите художественные средства, помогающие писателю создать этот образ. Есть ли в фильме образ, похожий на романного Бонавентуру? В чём вы видите сходство? Для чего в фильме режиссёр превратил капитана в комический персонаж?

3. Какие чувства вызвали у вас доктор Гаспар, дядюшка Бризак? Какие качества доктора Гаспара Арнери ценят жители города? Почему? Как связан образ доктора Гаспара с образом балаганчика? Почему артисты согласились помочь доктору? Что ценит в людях дядюшка Бризак?

4. Кого напоминают вам гости Трёх Толстяков? Как гости относятся к хозяевам? Как автор относится к Толстякам и их гостям, какие художественные средства помогают ему выразить это отношение?

5. Какое впечатление произвели на вас учителя наследника Тутти? Почему Три Толстяка подбирали именно таких учителей?

Группа 4 анализирует образы Трёх Толстяков и наследника Тутти.

2. Страшны или смешны Толстяки в романе? А в фильме? Что помогает режиссёру создать этот образ?

3. Какая связь существует в романе между образами народа и Трёх Толстяков?

4. Почему Трём Толстякам понадобился наследник? Почему они решили взять маленького ребёнка? Как Три Толстяка относятся к наследнику? Каким хотят его видеть? Как добиваются своей цели? Есть ли в фильме ответы на эти вопросы?

5. Как и почему менялось ваше отношение к Тутти? Что в рассказе о судьбе наследника вызывало у вас сочувствие? Что знает о жизни наследник Тутти? Подберите эпитеты и метафоры, характеризующие мир Тутти.

6. Какими качествами наделён Тутти в романе, какими в фильме? Какие эпизоды с Тутти придумывает режиссёр? Для чего он это делает?

Группа 5 работает с образами Суок и Тибула.

1. Перечитайте разговор Суок и Тибула. Как относятся друг к другу артисты цирка? Какие качества воспитывает цирк в артистах?

2. Есть ли в фильме эпизоды, раскрывающие отношения цирковых артистов?

3. Вспомните чувства, которые вы испытывали при посещении цирка. Сравните свои цирковые переживания с переживаниями от эпизодов романа, рассказывающих о погоне за Тибулом, о приключениях продавца воздушных шаров, разгроме кондитерской и др. Чем похожи эти эпизоды на цирковое представление?

4. Что дают людям артисты цирка? Что может открыть зрителям цирковое представление, чему может научить их? Своё мнение докажите примерами из романа. С какой целью автор проводит параллель между цирком и жизнью?

5. Есть ли в фильме эпизоды, играющие такую же роль? Какое впечатление вызвал у вас эпизод на площади Звезды, поставленный А.Баталовым?

6. Почему мир балаганчика, цирка противопоставляется автором миру Трёх Толстяков и богатеев?

7. Что Суок в романе знает о жизни?

8. Можно ли ответить на предыдущий вопрос, посмотрев фильм?

9. Почему в фильм не вошёл её рассказ Тутти о жизни бедняков?

10. Какими качествами наделена Суок в романе, какими - в фильме?

Цель каждой группы - выявить роль образа в романе и в фильме, а также обнаружить, какие художественные средства используют авторы для создания образа и выражения своего к нему отношения.

Этап III. Сопоставительный анализ образов романа и кинофильма

О чевидно, что изменения, внесённые при драматизации текста романа, не могли не отразиться и на трактовке образов персонажей. О некоторых мы уже говорили на предыдущих уроках; на этом этапе необходимо понять, как образы связаны друг с другом, почему даже небольшие отступления сценаристов от авторского замысла приводят к значительному искажению художественной идеи первоисточника.

Сопоставительный анализ образов второстепенных персонажей обнаруживает, что они либо исключаются из сюжета (подкупленные актёры, Туб, смотритель зверинца и попугай), либо в той или иной степени искажаются (продавец воздушных шаров, главный кондитер, клоун Август, наследник Тутти), либо “разрастаются” (Раздватрис, доктор Гаспар), либо “раздваиваются” (капитан Бонавентура превращается в комический персонаж, а в качестве злодея в фильме появится циничный генерал, унаследовавший черты романного Бонавентуры).

Так, продавец воздушных шаров в фильме персонаж отрицательный: он доносчик, и взлетает он в воздух не случайно, а потому, что кто-то из сторонников Тибула перерезает верёвку с шарами. Продавец и во дворце, взлетев над столом Трёх Толстяков, продолжает доносить, сообщая генералу, где он видел Тибула. Он подвергается авторами фильма едкому осмеянию и лишается какого бы то ни было сочувствия, которое всё же звучит в тексте романа.

Образ дядюшки Бризака приобретает более сильное социальное звучание. В романе дядюшка Бризак - обычный человек, цепенеющий от страха, когда в балаганчик входит негр и хватает Суок, со вздохом провожающий свою девочку. Он явно не любит Трёх Толстяков и богачей, но борется с ними словом, поддерживая дух народа, доставляя ему радость. Это клоун, говорящий людям правду, высмеивающий богатых и жадных, сожалеющий о судьбе пропавшего Тибула, сам нуждающийся в поддержке доктора Арнери - друга обездоленных, но не пытающийся остановить Тибула или убедить его в том, что восставшие не могут победить Трёх Толстяков. В фильме клоун смирился с неизбежностью несправедливости, сомневается в необходимости борьбы и в успехе восставших и, любя Суок и Тибула, опасается за их жизни.

Однако за прямым значением образа балаганчика мы можем увидеть другие, которыми наделяет его автор. Балаганчик - маленький цирк, чья арена ограничивается вставшими в круг зрителями. В цирке же всё - по-настоящему, хотя это и игра и на актёрах смешные маски. Артист не застрахован от неудачи, падения и даже смерти. Но для писателя это символ свободы человеческого духа, братства, основанного на понимании, почти зверином чутье партнёра и доверии ему, бесстрашии, без которых невозможен ни один цирковой трюк. Об этом читателю говорит разговор Тибула и Суок, в котором Тибул даёт девочке задание и объясняет её новую роль (ч. III, гл. 8).

Балаганчик в романе становится приютом для всех, кто попал в беду, потому что взаимопомощь - одно из главных его правил. Здесь находит помощь доктор Арнери, сам когда-то давно спасший Суок от побоев богатой старухи. Сюда возвращается Тибул перед тем, как продолжить борьбу. И даже после победы народа балаганчик остаётся таким, каким был всегда. Здесь ценят не деньги и славу, а добро, помогают всем, кто нуждается в поддержке. Так, Суок, спасая Просперо, думает не о награде, не о славе, а о своём долге. Образ цирка подталкивает ассоциации читателя, который домысливает то, чего не договорил автор: цирковые люди - вечные странники, лишённые чувства собственности, живущие в мире с людьми и животными, работающие за кусок хлеба, но отдающие людям сердца и дарящие им радость. Циркачи - наследники скоморохов, они не только развлекают, смешат народ, но и говорят ему правду, высмеивая в своих куплетах и номерах человеческие пороки. Неслучайно рядом с оружейником Просперо, пятнадцать лет учившим народ ненавидеть Трёх Толстяков и их власть, Олеша ставит Тибула, циркового артиста, учившего людей восхищаться смелостью и ловкостью - чудесами, которые творит человек, учившего народ верить в свои силы.

Этим несложным жизненным правилам в романе противостоит мироотношение богачей. Образ Трёх Толстяков в романе является символом, за которым стоят ненавистные писателю явления и человеческие качества: отнятое у народа богатство (хлеб, уголь и железо), жестокое правление, бесчеловечность, глупость, трусость, самовлюблённость - всё то, что мешает людям жить на земле в мире и согласии. Богатство в романе - зло, потому что убивает в человеке человека, превращает в жирное животное. Не случайно Три Толстяка и их гости нарисованы Олешей крупными сатирическими мазками: в них нет ничего человеческого, а все их мысли сосредоточены на еде и одновременно на том, как бы не потолстеть ещё больше. Они напоминают резиновых кукол, которые могут лопнуть. В этом образе писатель соединяет смешное и страшное: они тупы, их жестокость сродни звериной, из наследника Тутти они хотят сделать именно зверя. Наследник им нужен для того, чтобы не передавать власть в чужие руки: всё должно быть так, как было, а воспитанник лучше случайного наследника, потому что из ребёнка можно вылепить всё что угодно - и он станет таким же, как ты сам. Тутти живёт во дворце, но на самом деле посажен, как волчонок, в клетку, хоть и роскошную. В нескольких эпизодах из жизни дворца Олеша разоблачает его хозяев, раскрывая, что это трусливые, глупые, не видящие дальше своего носа существа, только внешне напоминающие людей. В финале Толстяков сажают в клетку, в которой они держали Просперо, выставляя, как животных в зверинце, на потеху народу.

Два противоположных мира, вступивших в поединок не на жизнь, а на смерть, встречаются в романе: к наследнику Тутти вместо куклы доктор Арнери привозит живую девочку - цирковую артистку Суок.

Трём Толстякам не удаётся обмануть природу: в Тутти нет их крови, и он предпочитает диким зверям куклу, хоть и не живое, но напоминающее человека существо. Вероятно, в его памяти сохраняется образ сестры, которая и послужила образцом для куклы. Поведение куклы приводит наследника в восторг: он так до конца и не понял, что перед ним живая девочка, ведь он никогда не видел детей. Мир, о котором рассказывает кукла, удивляет Тутти: там нет богатства, но там есть то, чего он лишён, - жизнь, интересная, полная событий. Это всё, что нужно ребёнку для счастья.

В фильме мы ничего не знаем о Тутти, о намерениях Толстяков - перед нами мальчик, в котором нет никакого внутреннего разлада. А ведь его наличие - залог перерождения из наследника в товарища Суок. Тутти в фильме - уверенный в себе, капризный, но отходчивый ребёнок. Он привык повелевать. Тутти не страдает обжорством - напротив, ему вовсе не хочется есть, и он отдаёт завтрак собаке. Собака, вероятно, должна в фильме заменить зверинец и подчеркнуть изоляцию Тутти. Но авторам фильма не удаётся добиться задуманного: во-первых, собака традиционно связывается у нас с другом, помощником человека, во-вторых, наследник относится к ней по-человечески.

Главное отличие этого эпизода в фильме от литературного первоисточника в том, что Тутти быстро узнаёт о том, что Суок - живая девочка. Но удивительное сходство Суок с куклой не вызывает у него никаких вопросов. Остаются непрояснёнными и причины, по которым сценаристы отказываются от рассказа Суок о своей жизни (возможно, зритель уже получил о ней представление, а монолог занял бы много времени).

Причины названных и других изменений, которые обнаружит зритель, найти трудно, разве что можно допустить, что авторам фильма важно показать, что одинокий Тутти успел привязаться к девочке и готов отстаивать её перед Толстяками. Возможно, поэтому, чтобы вызвать большее доверие и сочувствие к Тутти, А.В. Баталов заставляет мальчика броситься спасать Суок и пролить кровь, убеждаясь, что кровь у него настоящая, а сердце его не железное. В романе Тутти выводится на время из сюжета, чтобы не помешать суду над Суок и её казни.

Отказ от сюжетной линии учёного Туба, смастерившего чудесную куклу, которая росла и менялась, как настоящая девочка, вместе с Тутти, отказ от мотива родства детей вынуждает А.В. Баталова связать их кровью, пролитой мальчиком в отчаянном порыве. “Дети - герои” - этот мотив доминирует в фильме: Суок спасает Просперо, Тутти готов спасти Суок, и оба забывают о себе.

Истинное волшебство - в силе дружбы. За жизнь Суок сражаются и Тибул, и Просперо, и Тутти (в фильме). Отчётливо проявляется позиция А.Баталова: дружба, любовь помогают творить чудеса, а любят тех, кто щедр душой, честен и справедлив, кто готов забыть о себе, помогая нуждающимся в беде. И в этом с ним абсолютно согласился бы Юрий Олеша.

И всё же авторам фильма не удалось последовательно воплотить замысел писателя, сохранить уникальность жанра «Трёх Толстяков». Олеша пишет роман, похожий на подробный литературный сценарий большого циркового представления, с клоунами рыжими и белыми, гимнастами, силачами (Лапитуп, Просперо), стрелками, танцовщицами, зверями и дрессировщиками. Этот цирковой дух и придаёт роману изюминку, делает его уникальным литературным произведением: нам не страшно читать о страшном, дух захватывает от трюков, но мы всё время где-то в самой глубине сознания уверены, что всё закончится хорошо. В фильме же всё слишком всерьёз, слишком реально, хотя есть и полёты на воздушных шарах, и невероятные трюки Тибула, и “выступление” силача Просперо, песенки и танцы с жонглированием, и даже тигрица, разгоняющая толпу придворных и гвардейцев в парке Трёх Толстяков. Но атмосферы цирка всё же не хватает.

Р абота с кинофильмами открывает ученикам, что законы кинематографа довольно жёстки: они диктуют сценаристу и режиссёру определённые условия - лаконизм, динамизм, выделение главного и отказ от всего второстепенного - укрупнение мелких фигур или, напротив, полное их “уничтожение”. Надпись в титрах - по мотивам романа - появляется именно потому, что авторы фильма отдают себе отчёт в том, что полный перевод литературного произведения на язык кинематографа невозможен. Их задачей остаётся сохранение мыслей и идеи писателя. Чем сложнее по идее и структуре литературный текст, тем меньше шансов у кинематографистов осуществить его экранизацию, адекватную писательскому замыслу.

И «Три толстяка» - не экранизация, а кинофильм именно по мотивам знаменитого романа Юрия Олеши - даже названия произведений пишутся по-разному.