Забьем мике баки. Киса и ося здесь были

31 января благодаря лондонской газете The Times миротворцы ООН в Западной Сахаре оказались в центре неприятной истории. Оказалось, что офицеры интернациональной миссии во время патрулирования подведомственных им территорий испортили древние наскальные рисунки: они оставляли поверх них свои автографы, нередко указывая не только имя, но и национальную принадлежность.

Глава западносахарской миссии Джулиан Харстон, спецпредставитель генсека ООН, обещал газете разобраться с провинившимися. Примечательно, что о действиях своих подчиненных он не мог не знать раньше: руководители археологических групп, работающих в регионе, уведомили спецпредставителя еще в конце декабря минувшего года. Потребовалось вмешательство прессы, чтобы происшествие стало достоянием общественности. Тут же выяснилось, что как минимум один офицер, чье имя написано на скале в Ладжуаде, получил аттестацию, прослушав курс по этике поведения миротворца. Еще один из оскандалившихся участников миссии - наш соотечественник по имени Евгений. Он ли оставил там самое популярное трехбуквенное русское граффити, или кто-то еще, не так уж важно. Увы, для кого-то это может составить предмет национальной гордости великоросса.

Миссия ООН по организации референдума в Западной Сахаре (МИНУРСО, Minurso) работает в регионе с 1991 года. В ее обязанности входит контроль за соблюдением перемирия между марроканскими войсками и Фронтом ПОЛИСАРИО (Народный Фронт за освобождение Сагиет Эль-Хамра и Рио-де-Оро). Фронт ПОЛИСАРИО с 1975 года, то есть с момента ухода испанцев из региона, добивается независимости бывшей последней африканской колонии. ООН же почти 20 лет пытается добиться проведения референдума в Западной Сахаре. На практике действия миссии ограничены постоянным патрулированием территории и ее разминированием, надзором за передвижением марроканских войск и вооруженных группировок Фронта.

Труднодоступные районы североафриканских пустынь остаются вечной головной болью ЮНЕСКО и культурных ведомств Судана, Египта, Ливии, Туниса, Алжира и Марокко: находящиеся там очаги древних культур чрезвычайно трудно охранять, а они нуждаются в постоянной защите. Так, в ноябре 2007 года выяснилось, что туристы сильно испортили наскальные росписи в районе Гильф-эль-Кебир (популяризованные романом и фильмом "Английский пациент") на границе Египта, Судана и Ливии. Закрыть пещеры можно, но бессмысленно: в отсутствие сторожей желающие всегда смогут преодолеть нехитрые преграды. Хитрых преград в таких местах не бывает, да они и не помогут.

На фоне иракской культурной катастрофы, когда музейные потери исчисляются десятками тысяч артефактов, а археологические заповедники превращаются в укрепрайоны, западносахарский эпизод выглядит детской шалостью. Однако тот факт, что вандалами оказались ооновцы, то есть люди, обязанные по своему положению соблюдать все возможные этические предписания и уважать местные обычаи и традиции, меняет дело. Если взорванные в Бамиане талибами статуи будд были актом безусловно варварским, но мотивированным религиозными и политическими соображениями, то граффити миротворцев в Западной Сахаре - это образец банальной глупости и безответственности.

Американским солдатам с весны 2007 года раздают колоды карт, на которых изображены иракские и афганские археологические памятники и артефакты. Каждая карта снабжена еще и каким-нибудь доходчивым текстом. Например: "Объезжайте археологические объекты, а не проезжайте сквозь них", "Прекратите копать, если наткнулись на стены, черепки или другие древние артефакты. Сообщите о них командованию", и так далее. Насколько действенной оказалась эта практика, неизвестно. Воспитание уважения к историческому наследию или природным красотам - штука трудная. Вот всеми в России читанные и любимые Ильф и Петров как хорошо написали: "Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика? … Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: "Киса и Ося здесь были" . А что толку? Все пишут.

"...- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ. Видите? Чуть повыше облака и несколько ниже орла! Надпись: «Коля и Мика, июль 1914 г.» Незабываемое зрелище!...
- Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьём Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были»".

Великий сын турецкоподданного Остап Бендер в сём случае совсем не прав. Используя босяцкое выражение «забить баки», он хотел сказать, что утрёт нос неведомым Коле и Мике. Однако смысл оборота «забивать (заколачивать, вкручивать) баки» совершенно иной: морочить голову, отвлекать внимание пустыми разговорами, врать.

Некоторые учёные считают, что выражение «забивать баки» заимствовано русским языком из белорусского и малороссийского, где «баки» - это глаза. «Витрещив баки, як цыбули», - скажет украинец, сравнив вытаращенные глаза с луковицами. Отсюда же и украинское «бачить» - видеть, смотреть. Есть у наших славянских братьев и оборот «забивать баки». Даже шутливая поговорка существует - «Забiли менi баки, ззiдять мене собаки». Иван Франко объяснял значение выражения «баки забивати» как «збаламутити, стуманити», а также «вдарити кого в лице так, щоб не тямив, що з ним дiется».

ОДНАКО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПОД «БАКАМИ» ПОДРАЗУМЕВАЮТСЯ ГЛАЗА? «Забивать глаза» - не звучит ни по-русски, ни по-украински. На мой взгляд, никто ничего ни у кого не заимствовал. Выражение - общее для славянских народов, использующих азбуку-кириллицу. Поначалу оно звучало как «забивать буки (буквы)». Вот как толкует его «Словарь русских донских говоров»: «Забивать буки (буквы)... Сбивать с толку, путать. Када чилавек чиво-нибуть расказываить, а она мишаить, а он гаварить: «Чиво ты мне забиваиш буквы».

«Буки» - название второй буквы церковнославянского алфавита (отсюда и синонимичное «буквы забивать»). Ясен и смысл выражения: некто встревает в чужой рассказ, «забивая» свои, лишние «буки». В русском языке существует и другой подобный оборот - «вклеить слово». Помните, у Гоголя в «Женитьбе»: «Да ещё, мать моя, вклеил такое слово, что и неприлично тебе сказать».

Использование старых названий букв в русских говорах - явление нередкое. К примеру: «О тебе, брат, глаголы идут» (идёт нехорошая молва, разговоры; от названия четвёртой буквы - «глагол»). Или: «Глянь-ка, экие Семён мыслете выписывает!» - о походке пьяного человека («мыслете» - старинное название буквы «м»). Не говоря уже об известном «на ять!» - то есть отлично, по высшему разряду (от названия упразднённой большевиками буквы - Ъ с поперечной палочкой, которая читалась как "е").

Так что, скорее всего, первоначально «забивались» именно «буки». И лишь затем они стали «баками»: для украинцев и белорусов - глазами, для весёлых «жиганов» - бакенбардами.

Кстати, у оборота «забивать буки» есть и второе значение - побоями доводить до отупения: «- Чиво ты бьёш? Ты иму буки забиваиш! Вроди он будить дурной» («Словарь русских донских говоров»). То есть то же, что у украинского «баки забивати»...

А в уголовный жаргон «забивание», а также «заколачивание» «баков» перешло благодаря весёлым одесситам. Я вам баки не забиваю: так оно и было!

Рецензии

По моему БУКИ - это истинные понятия. Наши буки забили богами. Если погуглить "древнеславянская азбука", то почти везде уже вторая буква БОГИ. "Я" не обозначало собственную личность - АЗЪ была собственная личность! АЗЪ есмь царь! Богов вообще не было, иначе не азбука а азбога. Да и букв то не было. Были БУКИ!!! И каждая бука имела свой образ. Веды - ведание, знание, глаголи - прямая речь и так далее. Дурят нашего брата, а мы верим.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ну вы и учудили, клоуны….

Краткие итоги дня.

Однако, начало - традиционное: Фьючерс индекса СиПи - плюс 0,09%

Тренд? Худо, и очень бедно. Зато какой боковик филигранный! Такие чёткие ретесты минимумов и максимумов не каждый день, и даже не каждый месяц, увидишь.

Чего ждут? ПрЫнца.

Вот только теперь — филигранный боковик. Всеохватный. Все нюансы подчёркнуты. Специально так нарисовать захочешь — не получится. Да ещё и матами покроют за подгонку и нетипичность.

Гэп на открытии торгов, кстати, закрыли. Работает техника, значит. Работает, родимая.

Значит, по технике — вниз.

Однако, про внешний фон, про то, что есть, с подробностями, - ещё поговорим. Чуть позже. А пока…

Российский рынок акций

Белая пятница получилась, Козлодоев.

Индекс ММВБ - плюс 0,83 %

Заодно вспомним . (это не только для проверки прогнозов, но и чтобы не особо напрягаться с новыми комментариями)

Индекс идёт в базу.

Цель 2 251 п.. И всё что ниже.

Хитроумные идальго решили перед смертью надышаться.

Мышите-не мышите, а в базу вам вернуться придётся.

Газпром

Повтор повтора:

То, о чём и раньше не молчали - цена идёт на середину транзитного интервала, уровень 136,5 руб. Чтобы уйти ниже.

Вчера вечером:

Как видите, сам ждал отскок. Не получился - максимум дня был 140,06 руб.

Цель на завтра - 137,6 руб. А уж первая она, или последняя, - это только завтра узнаем.

Цели снижения, намеченные вчера, достигнуты). И вдруг — такой рост! Теперь..

Рост-то — того! До уровня сопротивления по тренду.

Наверное, это правильно, что халявы не было дармоедам-шортистам, которые вовремя профит с рынка не забирают. Теперь очередь за «инвесторами». Посмотрим в понедельник, много ли среди них халявщиков. или их там большинство, как водится.

Часовой график

Цена вышла из боковика. Теперь она в волне снижения в коридоре большого даун-тренда.

Ближайшая цель - 135,5 руб.

Цена вышла из боковика, но только «в моменте». Теперь — до верхней границы коридора боковика?

Не факт. От слова «совсем»: 13 марта цена в своём росте до границы боковика не дошла. Значит?

Значит, и сейчас не обязательно гарантированный рост.

Расчётная техническая цель роста уже достигнута. Не гарантия разворота, конечно. тем более, что линии индикаторов вверх идут. Но!

RSI четвёртый раз за обозримый период подошла к верхней границе своего рабочего коридора. Повод?

Повод. Значит..

Кстати, насчёт пробоя уровня сопротивления по тренду: фокусы послеторгового аукциона. Посмотрите 5-мин. график:

Так что давайте без «давайте». Не запрягли ещё.

Сбербанк (ао)

Повтор повтора:

Цена ушла из коридора большого ап-тренда вниз. Это - наиглавнейший вывод.

Пробит ближайший уровень поддержки по даун-тренду. Про который мы думали, что это всего лишь «волна снижения в коридоре ап-тренда».

Нет. Самостоятельный тренд. Его коридор расширяется. Ближайшая поддержка - немного ниже 250 руб.

Дно? Не могу знать. И никто не может.

Дно? .. Не факт.

Часовой график

Сейчас RSI надо остудить. Насколько рынок позволит. Позволит цене только до МА (254,4 руб.) подняться - хорошо. Позволит до Параболика (257,6 руб.) - ещё лучше.

Судя по наклону линий индикаторов, «до МА» - очень оптимистический вариант.

Потом будем новый уровень поддержки по даун-тренду искать.

Получился рост до «средней». Уровень сопротивления по тренду даже в моменте не тестировался. Но..

Всё ещё может быть. Протестировать — и вниз. Если чёрный лебедь не курлыкнет так, что уже не до уровней сопротивления будет — только успевая уровни поддержки нумеровать.

Лукойл

Повтор повтора:

Построил уровни по ап-тренду. Да побольше, побольше. Для оптимизма.

Всё равно сомнения гложат.

Не напрасно глодали.

Часовой график

Рекордные объёмы на послеторговом аукционе. Поистине, как в последний раз.

Больные, что ли?!

Здоровые. Растерялись. На Блумверге новость проскочила, чтов рамках анти-российских санкций будет введён запрет (или ограничения?) на покупку российской нефти. Именно этим объясняется вертикальный взлёт цены нефти.

И что нам за радость от такой высокой цены? Забыли, как Иран свою нефть продавал, когда на него нефтяное эмбарго наложили? Почём брали — потом и продавал. Как игиловцы халявную сирийскую нефть продавали. По биржевой цене, что ли?! Да они и 10$ за баррель рады были.

И так плохо, и так плохо. Выяснится, что новость фейковая — цена нефти пуще прежнего упадёт.

А что касается рекордных вливаний в российские акции….

Ну, во-первых, не свои, наверняка. пенсионного фонда, например.

Во-вторых..

Прощай, прежняя жизнь!

Если хотели затариться по низким ценам, то смысл это делать по аукционным, на 2..3% выше сегодняшних минимумов?!

ФСК ЕЭС (сегодня не успели в Хрониках посмотреть)

Ну и что вы хотите сказать? Что цена оттолкнулась от уровня поддержки по ап-тренду, и теперь — только рост?

Цена всё в том же боковике, где и была.

Тут есть о чём поговорить, спору нет. сам торгую по технике, и нравятся мне подобные построения. Только вот..

Основные вопросы не к Дневному графику. К Часовому . Что в корне меняет акценты в этой гипотетической дискуссии.

Свеча рекрлная. на рекордных объёмах. Это чтобы купить подороже? как в старом анекдоте про новых русских:

  • Глянь какой галстук за 600 баксов купил.
  • Братан, ты лоханулся — я такой же за полторы штуки взял.

Посмотрите 5-мин. график.

На 3% дороже, чем на закрытии основной сессии.

Это что, здоровый оптимизм, называется?!

Поеятно, что от таких объёмов покупки цена вырастет обязательно. Только какой идиот так покупает на такие суммы?! Даже если покупателей несколько — то чем такой ажиотаж вызван?

Нет, не просто так получилось это «просто совпадение» со взлётом цены нефти. Совсем не просто.

Знайте: если кто завтра придёт и скажет «- Я вам сейчас всё объясню. Всё просто. Для профессионалов, конечно, всё просто. Вот я, кстати, и видеоролик небольшой записал — посмотрите обязательно» — точнее точного, что жулик и больной на всю голову.

Внешний фон

Европа

Всё хорошо.

Германия

Сначала обрадовались. Потом на понижение пошли. Да не успели — торги закончились. Теперь все выходные будут друг другу коленки кусать.

Обещают рост.

Обещали. Проехали.

Посмотрим, что с «ориентирами «.

ЕвроДоллар

Всё? Наелись? Довольны?

Теперь что?

Как бы они там не старались загнать ЕвроДоллар повыше, локальный минимум будет обновлён обязательно. Причём, сегодня. Причём, не один раз.

Утренний прогноз исполнился.

Повторим в понедельник утром?

Нефть

Опять прогноз неверный?! Почему?!

Потому что рынок акций ещё не упал.

Ждём. А пока - цель 65,3-$ за баррель. Посмотрим, куда оттуда цена нефти пойдёт.

Не знаю как, не знаю почему, но гэп будет закрыт.

Сегодня вечером? .. Время поджимает, но..

Посмотрим. (Блумберга почитаем ещё..)

Медь

Боковик. А в нём - ап-тренд. В котором уже пора вниз. И снова цена будет в даун-тренде.

Почему вниз цена пойдёт?

Вы будете смеяться, но - по , сделанному в выходные. (в каждой шутке только доля шутки)

Цена меди упала — негатив для рынка акций. В смысле, хороший индикатор для оценки ситуации на рынке акций. особенно, для российского рынка.

Вот так же, по идее, вместе с ЕвроДолларом и ценой меди, должна была упасть цена нефти. Однако, не упала.

Значит, что-то случилось. Архи-значимое.

Теряюсь в догадках. Так просто, как пертурбации на нашем рынке акций, этот взлёт цены нефти «ребалансировкой индексных фондов после экспирации» не объяснишь.

Торги в США

Опять «теперь только рост»?!

(это как-то с ростом цены нефти может быть связано?..)

Обещают рост. Всего. Индекса. Цены нефти.

Бежим куда? Торопимся?

Повтор повтора:

Неужели верите, что индекс СиПи ниже 2 700 п. уйдёт?!

Верю. Графикам? Верю.

Сглазили? Или, наоборот, повезло?

Увидим. Но на лету переобуваться нам не с ноги.

Подождём. Посмотрим.

Однако, вернёмся в наш тихий омут.

Рубль (СИ)

Ближайшая цель - 57,75 руб.

Вот так, значит?

Значит. При такой цене нефти.. При такой её динамике..

Оп-па! Значит, блумберг фейк-ньюс запостил?!

Тогда — по технике всё будет. С ценой нефти — про неё речь. Гэп закроют, и всё такое.

Как ни крути, это укрепление рубля — ненадолго.

Фьюче рс индекса РТС (RIM8)

Сегодня выше 126 265 фРТС уже не успеет подняться, а в понедельник так и эак вниз пойдёт. Пусть это сначала будет просто коррекция.

Один раз направление тренда изменилось — может и другой раз запросто.

Спокойной ночи.

Когда надписи на стенах из проделок вандалов становятся свидетельствами эпохи? Алексей Никулин рассказывает, как граф Орлов античную статую изрисовал, и приводит примеры граффити, ставших историческими документами .

«— Великие люди! Обратите внимание, предводитель. Видите, чуть повыше облака и несколько ниже орла. Надпись: "Коля и Мика, июль 1914 г.".
— Киса, — продолжал Остап, — давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: "Киса и Ося здесь были"».

«Задумался и Ипполит Матвеевич. Где вы, Коля и Мика? И что вы теперь, Коля и Мика, делаете? Разжирели, наверное, постарели? Небось, теперь и на четвертый этаж не подыметесь, не то что под облака — имена свои рисовать».

Если бы такая надпись действительно существовала, то могла рассказать о многом — о Владимире Маяковском, его стихотворении «Канцелярские привычки», в котором он высмеивает нравы современных, вернее, тогдашних курортников. А еще о том, что Киса и Ося — персонажи вполне реальные, так называл Маяковский своих друзей, Лилю Брик и ее мужа Осипа Брика. Правда, выводы Ипполита Матвеевича я бы не разделил — в августе 1914 года, через месяц после того, как мифические Коля и Мика оставили свои автографы, Россия втянулась во вполне реальную, мировую войну, потом революцию… В общем, я сильно сомневаюсь в их способности разжиреть и постареть к концу 30-х.

Если кто-то наивно думает, что желание таким примитивным образом себя увековечить появилось только в новейшее время и является прерогативой людей, у которых нет другой возможности оставить о себе «вечный след», разрисовывая краской скалы и пещеры, то он сильно ошибается. Этим грешили все и даже великие, которым мы теперь склонны прощать их маленькие шалости. Даже Грибоедов и Пушкин не удержались от соблазна: «И в умиленье вдохновенном, на камне, дружбой освященном, пишу я наши имена». Может, не были уверены в своем «бессмертии» или, скорее, поддались стадному чувству?

Причем если современники, безусловно, осуждают появление «художеств», то спустя какое-то время люди склонны не только простить, но превратить его в шедевр, начать оберегать от посягательств и даже использовать в качестве источника привлечения туристов и извлечения коммерческой выгоды, таким образом превращая не только граффити, но и само место в культовый объект, как, например, Берлинскую стену.

Для возведения на пьедестал, видимо, нужно любое из трех составляющих: известный автор, уникальное место или значимое событие.

Если я скажу, что частенько сталкиваюсь с настенной живописью, — это значит ничего не сказать. Бывая на съемках в самых разных местах и странах, я с ними сталкиваюсь постоянно, и иногда они становятся даже частью наших фильмов, поскольку имеют непосредственное отношение к тем событиям, о которых мы пытаемся рассказать. Они, как еще один штрих, дополняют информационную палитру, дают понять, о чем думал или мечтал один из участников тех событий. Причем с некоторых пор я стал целенаправленно заниматься идентификацией граффити.

Каракули капитана Хметевского

Когда мы снимали «Русский след» в Греции, на острове Антипарос нашей целью стала огромная пещера, известная еще со времен Александра Македонского. Правда, нас она интересовала лишь в той связи, что один из наших соотечественников, участников 1-й Архипелагской экспедиции капитан 1-го ранга Степан Петрович Хметевский побывал там в 1772 году, о чем оставил запись в своем дневнике, а также нацарапал свой автограф: «Глубины же онаго грота никто еще истинно не знает, хотя и многие из разных государств для любопытства приезжают. А кто во оном гроте был, тот высекал свое имя на камне, также и год; в том числе и мое имя было высечено».

Пещера действительно впечатлила своими размерами, но еще больше мы были поражены количеством автографов на ее стенах — их были тысячи… тысячи разных имен, дат, названий кораблей, наслаивающихся один на другой, нанесенных самыми разными способами, шрифтами, языками. Самая ранняя запись, которая была нами обнаружена, относилась к середине XVIII века, самая поздняя — к середине века XX, уже после войны. Видимо, в это время было принято решение сделать из пещеры туристический объект. С этого момента за «чистотой» пещеры стали следить, а автографы оберегать и даже, как мне показалось, подкрашивать.

К слову сказать, каракули капитана Хметевского мы не нашли, зато нашли несколько десятков русских фамилий, сделанных чаще всего обычным карандашом, в период между 1801 и 1846 годами. Никаких названий кораблей — только фамилия и год. Уже когда мы вернулись домой, я высказал предположение, что все эти люди — «военно-морские туристы», попавшие в эти края не случайно, а по государевой надобности. Надо сказать, что именно моряки 1-й Архипелагской экспедиции впервые проторили дорогу в этот регион в 1770 году, и с этого момента русские корабли были частыми гостями и на островах, да и вообще в Средиземноморье. Гипотеза оказалась верной — в «Общем морском списке» я нашел фамилии офицеров, названия их кораблей и даже миссии, в которых они участвовали. За каждым именем оказалась история, порой чрезвычайно драматичная. Например, один из них оказался впоследствии судим за спуск флага и сдачу своего корабля противнику и был отправлен на каторгу.

Другой, капитан-лейтенант Александр Васильевич Ершов, был не просто военным моряком — он впоследствии стал одним из героев обороны Севастополя, командиром 2-го бастиона. За проявленное мужество был награжден орденом Св. Георгия 4 ст. № 9598 (11 мая 1855 года). История даже сохранила его облик. Его портрет — один из 297 портретов лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в Крымской войне 1853-1856 годов.

Лейтенант Григорий Иванович Железнов, побывавший на Антипаросе в 1846 году на корвете «Андромаха», стал впоследствии адъютантом контр-адмирала Корнилова. Оба стали непосредственными участниками мистической истории, о которой можно подробно почитать .

Графская роспись по статуе

Соблазна оставить о себе отметку не избежал и граф Алексей Григорьевич Орлов, руководитель Архипелагской губернии на Кикладских островах в 1770-1774 годах. На основании статуи Апполона на острове Делос по его распоряжению было высечено его имя, причем, судя по количеству аналогичных автографов, сам остров, по сути являющийся уникальным античным музеем под открытым небом, был достопримечательностью задолго до прибытия русских на архипелаг.

Именно отсюда русские моряки отгружали в Россию античные статуи, постаменты и прочие античности, которые им приглянулись, чтобы впоследствии украсить собой Эрмитаж (коллекция адмирала Спиридова). Справедливости надо сказать, что этим занимались все — коллекционирование античных ценностей было довольно популярно в среде богатых европейцев.

Вторая причина, которая может косвенно оправдать наших соотечественников, — это полное отсутствие пиетета со стороны прежних «владельцев» островов: турки использовали памятники, особенно мраморные, весьма утилитарно — пережигали на известь. Наконец, местным жителям, островным грекам, пребывавшим «в жалком и угнетенном состоянии», и вовсе было наплевать на свое мраморное античное наследие — они использовали его при строительстве жилья.

Остров и сейчас является музеем под открытым небом, причем с особым режимом — приближаться к нему ближе чем на 500 м запрещено, вставать на якорь можно только в определенном месте и только в светлое время суток. Запрещено даже купаться, не говоря уже о нырянии с маской. И постамента мы сейчас не увидим — благодаря многочисленным автографам греки посчитали его особо почитаемой реликвией и спрятали куда подальше. Даже не говорят, куда именно.

«Русские буквы» в путеводителе

Самый грандиозный русский след по размеру мне удалось увидеть на скалах в Наваринской бухте — высота букв достигает нескольких метров, и расположены они на высоте 30 м! Здесь в 1827 году произошло знаменитое Наваринское сражение и была одержана блестящая победа русского флота (совместно с английской и французской эскадрами) над объединенной турецко-египетской эскадрой. Ее значение в деле обретения Грецией независимости было весьма значительным и даже решающим, а популярность в русском обществе XIX века просто невероятной. Именно после 1827 года название «наваринский» становится даже частью моды того времени — тогда возникло несколько «наваринских» цветов ткани: «наваринский синий», «наваринский пепел» и «наваринский дым».

Русские выбрали для увековечивания памяти своих моряков остров Сфактерия, французы — островок Пилос, а англичане — совсем крохотный островок Черепашка, в центре бухты Наварин, с названием, говорящим само за себя. Со временем памятники ветшали и нуждались в ремонте. В декабре 1889 года в Пилос заходила наша канонерская лодка «Черноморец» с целью осмотра состояния памятника и в апреле 1890 года — для его ремонта. Именно в эти годы и появились на скалах острова Сфактерия две надписи «ЧЕРНОМОРЕЦЪ», сделанные моряками канонерки, которые теперь являются местной достопримечательностью и включены в большинство местных путеводителей как «русские буквы».

Утренние грезы старшего фельдфебеля

Кстати, осматривая старую генуэзскую крепость на высокой скале, в одном из казематов я обнаружил странную на первый взгляд надпись — она недвусмысленно сообщала знающему человеку, что в 1943-1944 годах здесь базировалась немецкая береговая часть Кригсмарине, что-то типа нашей морской пехоты.

Самые богатые места в плане настенной живописи самого разного толка — это обитаемые и необитаемые острова Эгейского моря, которые во время войны были немецкими и итальянскими военно-морскими базами. Поскольку сооружений здесь за долгие предвоенные годы было построено немало, и подземных в том числе, — надписи на стенах расскажут о драматических событиях битвы за Лерос осенью 1943 года лучше, чем любой путеводитель. Причем большая часть рисунков находится за пределами досягаемости обычного туриста, поэтому более поздние «наслоения» практически отсутствуют.

Кстати, эти события стали толчком при создании Guns of Navarone («Пушки острова Наварон») — голливудского фильма, вышедшего на экраны в 1961 году, снятого по книге Алистера Маклина с участием голливудских звезд Грегори Пека, Энтони Куинна и Дэвида Найвена.

Самая роскошная галерея Лероса находится в казематах морской батареи PL388. Она была построена в 1938 году на горе Диапори и оборудована четырьмя 102-миллиметровыми пушками. После взятия острова немцами в ноябре 1943 года батарея была укомплектована моряками с десантной группы МАА 624 и переименована в Sylt.

Удалось выяснить, что автором всех граффити на батарее являлся немецкий моряк Герберт Фройнд. Прототипом его двух картин послужили работы фламандского художника эпохи позднего Возрождения Питера Брейгеля Старшего «Крестьянская свадьба» 1568 года и «Крестьянский танец» 1567 года.

Вот в этой карикатуре, видимо, воплощены утренние грезы старшего фельдфебеля, о чем свидетельствует надпись сверху на немецком: «Доброе утро, господин оберфельдфебель». Установить авторство удалось по календарю в верхнем правом углу — там, помимо числа 13, присутствует и название подразделения.

Дама с собачкой существует на стенах казематов в пяти или шести различных версиях, причем на каждой из них собачка норовит укусить барышню за разные места.

Рисунки итальянских моряков

На острове Лерос, как, впрочем, и на других островах в Эгейском море, в разное время служили и немцы, и итальянцы.

Например, по рисункам итальянских моряков на необитаемом острове Алимия можно установить, какие именно типы судов стояли в базе. Хотя рисунки были, вероятно, сделаны не художником, а моряком, но типы кораблей вполне можно идентифицировать: на одном рисунке — подводная лодка класса Acciaio, на другом — торпедный катер MAS 500, четыре таких катера использовались немцами на Ладоге.

После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года хозяевами базы стали моряки Кригсмарине — они в основном оставили после себя на стенах виды немецкой глубинки, а также серию карикатур, о которых в морской лоции сказано буквально следующее: «В южной бухте находятся брошенные строения, оставшиеся со Второй мировой войны. В одном из них ностальгирующие немецкие солдаты нарисовали серию карикатур, рассказывающих о том, какой могла бы быть жизнь на отдаленных тропических островах, если бы не было войны».

Путешествуя по островам, бывая на различных военных объектах, оставшихся в изобилии на островах после войны, я обратил внимание на довольно миролюбивый характер немецких граффити. Среди множества рисунков практически отсутствуют призывы, лозунги и сцены боевых действий — можно сделать вывод, что здесь они… «отбывали номер».

Чего не скажешь об итальянцах — их призывы к стойкости («Мы лучше погибнем в сражении, чем умрем, не увидев родины» и «Повиноваться, верить, сражаться») можно найти почти в каждом каземате. Но это очень легко объяснить, углубившись немного в историю. Большинство итальянцев изначально не испытывали энтузиазма, отправляясь умирать в Россию, Африку и Грецию. Когда в сентябре 1943 года Италия вышла из войны, итальянские моряки и артиллеристы не захотели сдать базы и вооружение своим бывшим союзникам — немцам. Несмотря на помощь британцев, они были обречены на поражение, и при любом исходе их участь была незавидной — для немцев они были предателями, и в плен попали только счастливчики. Лозунги на стенах батарей — демонстрация решимости итальянских артиллеристов сражаться до конца.

Защитники Бреста

Будучи совсем мальчишкой, я прочитал «Рассказы о неизвестных героях» и «Брестскую крепость» Сергея Сергеевича Смирнова, благодаря которому вся страна в начале 1950-х годов узнала о подвиге защитников крепости. До этого момента они не считались героями, многие защитники были репрессированы, в саму крепость водили курсантов военных училищ и на этом примере рассказывали, как не надо воевать. На мой детский ум эта книга оказала такое сильное впечатление, что военная история, исторические расследования малоизвестных событий стали важной частью моей жизни, а подвиг русских солдат, защитников Брестской крепости в июне 1941 года, крепости Осовец в 1915 году, — эталоном мужества и самопожертвования. То, что до сих пор можно увидеть в Брестской крепости и, в частности, в ее немузейной части, говорит больше, чем любой путеводитель.

Забивать баки

1. Жарг. угол. Отвлекать чьё-л. внимание разговором. СРВС 1, 96; ТСУЖ, 15, 58; ББИ, 22; Елистратов 1994, 29-30; Мильяненков, 79. 2. Волг. Приводить в состояние растерянности, расстраивать кого-л. Глухов 1988, 44. 3. Жарг. угол.; Разг. Лгать, вводить в заблуждение кого-л. ТСУЖ, 32; Елистратов 1994, 29; СВЯ 5; БМС 1998, 39; Грачев, Мокиенко 2000, 29. 4. Жарг. угол.; Прост. Превосходить кого-л. в чём-л. Грачев, Мокиенко 2000, 29. /i> От диал. (ворон. пск.) баки - глаза. 5. Жарг. комп. Шутл. Удалять файлы back (backup). Садошенко, 1995.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Забивать баки" в других словарях:

    забивать баки - забивать (заливать, вкручивать) баки см.: баки … Словарь русского арго

    забивать баки - сл. удалять файлы *.bak … Hacker"s dictionary

    БАКИ1 Забивать (заливать, вколачивать, вкручивать, травить) баки (бабки). 1. Жарг. угол. Отвлекать чьё л. внимание разговором. СРВС 1, 96; ТСУЖ, 15, 58; ББИ, 22; Елистратов 1994, 29 30; Мильяненков, 79. 2. Волг. Приводить в состояние… …

    баки забивать - Вешать лапшу на уши, говорить неправду. Хватит мне баки забивать. Общеупотребительное … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    баки - БАКИ1, ов, мн. Неправда, ложь, выдумки; нечто, отвлекающее внимание. Забивать (или заливать, вкручивать) баки лгать, отвлекать собеседника посторонними разговорами. Возм. через уг. в том же зн.; Возм. сближение с диал. «бакулить», «бакать»… … Словарь русского арго

    БАКИ ЗАБИВАТЬ - морочить голову. *Кому ты. баки забиваешь? Ты еще мал и глуп, не видал больших залуп … Язык Одессы. Слова и фразы

    1. Жарг. угол. Отвлекать чьё л. внимание разговором. СРВС 1, 96; ТСУЖ, 15, 58; ББИ, 22; Елистратов 1994, 29 30; Мильяненков, 79. 2. Волг. Приводить в состояние растерянности, расстраивать кого л. Глухов 1988, 44. 3. Жарг. угол.; Разг. Лгать,… … Большой словарь русских поговорок