Занимательные занятия по письму с буквой ч. План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности по грамоте "Звук и буква Ч" для детей старшего дошкольного возраста

Выпуск 28

В Шишкиной школе продолжаются занятия по русскому языку для дошкольников. На этот раз продолжится изучение букв русского алфавита. На урок пришли друзья из Шишкиного Леса: Зубок и Шуня. А лисичка Веснушка уже ждала их в студии. Только была она очень задумчивая. Веснушка размышляла о том, почему стол назвали столом, а часы — часами…

На помощь ей пришла Ведущая видеоурока Василиса. Она пояснила, что поскольку русский язык очень древний, то все тайны уже не узнаешь, но почему часы назвали часами понять можно.

Посмотрите на то, какими часы были раньше: на картинках изображены солнечные и водяные часы. Безусловно, так точно как сегодня по ним нельзя было узнать время. В солнечных часах тень от центральной стрелки показывала часы дня, а в водяных - пополняемый по капельке водяной столб двигал часовую стрелку. Поскольку часы показывали время лишь приблизительно, то ни минут, ни секунд по ним нельзя было определить.

И тут Шуня догадалась, почему часы назвали часами. Оказалось всё просто: — своё название они получили потому, что рассказывали людям о том, сколько часов прошло. Веснушка верно определила, что «час» — это корень от слова ЧАСЫ. Зубок обрадовался: «Так значит, мы сейчас можем нарисовать словесное дерево, которое вырастет из корня «час»?». Но Василиса остановила учеников: «Мы не сможем этого сделать, потому что пока не изучили одну букву в этом слове». Найдите в слове ЧАС новую букву «Че». В ней прячется звук «Ч». Спеть его нельзя, поэтому «Ч» — согласная. Зато теперь, когда мы нашли и изучили букву «Ч», мы сможем посадить дерево однокоренных слов.

Итак, посадили мы корень ЧАС и из него выросли однокоренные слова: часы, часики, часовой, часовщик. И в каждом из них можно найти букву «Ч» — нашу новую знакомую. Давайте поиграем в ребусы с этой буквой. Отгадайте, что тут зашифровано: ЧИ100ТА? Ученики быстро догадались, что это слово — ЧИСТОТА. В заключение урока им осталось только найти и собрать части вновь изученной буквы «Ч» в целую букву:

«Ч» похожа на четыре.
Буква наша — мы решили,
Потому что вчетвером
Мы читаем и поём.

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

– мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо -чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Рада вас приветствовать на нашем очередном интернет уроке по обучению грамоте. Сегодня, конечно, мы узнаем что-то новое, что-то интересное. Познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Но сначала выполните первое задание…

Назовите изображенные на картинке предметы и постарайтесь их запомнить.

Что у этих предметов общее? А какая картинка «лишняя»? (могут быть несколько вариантов) Почему?

Закройте глаза (перелистните чуть ниже страничку интернет-урока). Чур, не подглядывать! Откройте глаза. Скажите, что изменилось?

Верно, вместо тучки появилась самое необычное и интересное животное нашей планеты — черепаха.

А вы знаете, что…

Черепахи живут на Земле больше 220 миллионов лет. Удивительно, что они встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.

Всего существует около 230 видов черепах. Самая крупная сухопутная черепаха – галапагосская слоновая (около 2 м в длину и весят более 400 кг).

Самая маленькая черепашка на Земле – это крапчатая . Длина ее тела составляет 8-10 см.

Черепах принято считать очень медлительными существами. Но это не так. Медлительны только сухопутные черепахи. Вообще скорость передвижения сухопутных черепах зависит от температуры воздуха. Чем теплее воздух, тем быстрее идет черепаха, и наоборот. Водяные черепахи – быстрые пловцы. Например, кожистая черепаха в воде может достигать скорости более 30 км в час, Они отличные ныряльщики.

Черепахи могут жить более 150 лет. Рекордсменом является черепаха по кличке Джонатан, живущая на острове Святой Елены. Ей сейчас 182 года. Кстати, примерный возраст черепахи можно определить по годовым кольцам на ее панцирных щитках.

Черепахи понимают человеческий голос. Когда черепаха долго живет с хозяином, то она понимает, когда ее ругают, и прячется в панцирь. Если же ее хвалят – вытягивает шею и с удовольствием слушает. Кроме того, известны случаи, когда морские черепахи выбирались на берег, чтобы послушать песни.

В 1969 году человек, выпавший за борт, 15 часов удерживался на плаву, схватившись за панцирь морской черепахи. Удивительно, что черепаха терпела своего пассажира и не погружалась в воду, пока его не спасли.

В Древнем Китае черепаха являлась одним из самых почитаемых животных. Ее считали символом мудрости. Считалось, что черепахи приносят своим владельцам удачу, богатство и долголетие.

Мы много узнали интересного о черепахах, теперь знакомиться с новым звуком. Догадались с каким? ….Да, это звук [ч`] . Произнесите его…. Какой он?….. Верно, звук [ч`] — согласный, глухой и…. ВСЕГДА МЯГКИЙ !

1. Произносим вместе:

АЧ ОЧ УЧ ЫЧ ИЧ ЯЧ ЮЧ ЕЧ

Ач-ач-ач Оч-оч-оч Уч-уч-уч Ыч-ыч-ыч Ич-ич-ич Яч-яч-яч Юч-юч-юч Еч-еч-еч Ач-оч-уч Ич-еч-ач Яч-юч-еч

2. Проговариваем слова:

  • Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).
  • Оч: ночь, дочь.
  • Уч: могуч, тянуч, тягуч.
  • Ич: дичь.
  • Яч: мяч.
  • Юч: ключ, колюч.
  • Еч: меч, течь, печь.

3. Проговариваем слова , выделяя звук [ч] :

  • Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.
  • Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.
  • Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.
  • Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.
  • Ыч: кавычки; бычки.
  • Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.
  • Яч: ячмень.
  • Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.
  • Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.
  • Чу: хочу, каучук; жемчуг.
  • Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.
  • Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.
  • Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.
  • Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

4. Ласковые словечки

  • Пень – пенёчек
  • замок –
  • стакан –
  • кувшин –
  • палец –
  • язык –
  • гамак –
  • бок –
  • бак –
  • ваза –
  • коза –
  • вода –
  • собака –
  • коса –
  • кофта –
  • сани –
  • кисть –
  • ключ –
  • мяч –

5. Паровоз

Если произносить звуки [ч`] так: первый чуть громче - второй тише - третий громче - четвертый тише и т. д., можно услышать, как движется паровоз.

Если произносить эти звуки медленнее - паровоз останавливается, если быстрее - набирает ход. Поиграем?

— Я буду задавать вопросы про наш паровозик, а ты отвечай так, чтобы в слове был звук [ч’] .

  • Как едет паровоз? (покачиваясь, сворачивая…)
  • Куда едет? (в Сочи, Челябинск, Чебаркуль…)
  • Что везет? (почту, черешню, калачи…)
  • Когда едет? (вечером, ночью, в четверг…)
  • Кто машинист? (человек, мальчик…)
  • Кто будет встречать машиниста? (дочка, девочка…)

6. Чистоговорки

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

7. И г р а «Звук заблудился»

На болоте нет дорог.

Я по кош кам(коч кам) – скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,

На море г айка (ч айка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх

К абан (ч абан) пасет овец в горах.

Синее море перед нами,

Летают м айки (ч айки) над волнами.

8. И г р а «Дополните предложения»

Дополните предложения словами, включающими звук [ч ] , например: Чиполлино – чудный человечек.

1. Вчера в четыре часа четыре девочки…

2. Скучаю о…

3. Хочется чаю, чашку черники и…

4. Черной ночью черный кот…

5. Чесноков черными чернилами чертил…

6. Часовщик чинит…

О т в е т: 1) чинили чемоданы, чулки; 2) о птичке, чудаке-чибисе, Чебурашке; 3) чуточку черемухи и чернослива; 4) почесывался на чердаке; 5) очень четко чертеж; 6) часы ручные.

9. И г р а «Доскажи словечко»

Идет спокойно, не спеша.

Пусть видят все, как хороша.

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха).

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит… (черепаха.)

– Море, покачай-ка! –

Попросила… (чайка).

И. Гамазкова

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется… (Чиполлино).

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются… (часы.)

На лугу среди букашек

Поднялся переполох:

Оттеснил семью ромашки

Великан… (чертополох.)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха).


В. Серова

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка.

И зовется… (Чебурашка).

А вот и буква. Чудесная буква Ч в ч епчике!

1. Найди спрятанные буквы Ч . Обведи их.

2. Раскрась только те цветочки, на которых буква Ч написана правильно.

3. Сколько букв Ч спряталось на рисунке? Найди их и раскрась.

4. Раскрась обе буквы зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ч с правой стороны рисунка.


5. Соедини с буквой Ч только те предметы, названия которых начинаются со звука [ч`] .


6 .

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Возьми коричневый карандаш и закрась все участки рисунка, в которых ты видишь букву Ч .


7. И г р а «Слоговое лото»

1. Придумайте слова со слогами чай и чу .

2. Придумайте слова со слогами: ча, да, ку, сы, ту, ща, ша.

О т в е т: дача, куча, часы, туча, чаща, чаша.

8. И г р а «Ступеньки слов»

Впишите недостающие буквы.

9. И г р а «Слоговой аукцион»

Продолжите слова:чи… (-жик ) ча… (-ща ),че… (-ловек ), чер… (-ный ), пач… (-ка ), реч… (-ка ), свеч… (-ка ).

10. И г р а «Подберите пару»

человек черный чертеж чудесный

чай чистый часы червивый

чайник честный чернослив четкий

11. И г р а «Добавим слог до слова»

12. И г р а «Покорение вершин»

13. Кроссворды

Какая гласная пропущена?

О т в е т: час, чаща, чашка, О т в е т: чуб, чудо, чулок,

чайник, часовой. чудаки, чумазый

Буква Ч

1. Человек, играющий на скрипке. 2. Человек, лечащий больных. 3. Каменное сооружение для отопления помещения. 4. Позднее, темное время суток.

О т в е т: скрипач, врач, печь, ночь.

Сочетание «ЧН»

1. Магазин, где продают хлеб. 2. Деревянный домик для птиц. 3. Солдат, охраняющий границы страны.

О т в е т: булочная, скворечник, пограничник.

14. Читаем…

Словарь

  • Чадо — ребёнок
  • Чартер — это заказ авиарейса, включая самолет, экипаж, питание и обслуживание пассажиров.
  • Чародей — волшебник, колдун.
  • Чары — волшебство, колдовство.
  • Чахлый — плохо растущий, вянущий (о растениях) ИЛИ болезненный, хилый (о человеке).
  • Чаща — густой частый лес.
  • Чепуха — нелепость, бессмыслица.

Екатерина Козлова
Конспект занятия «Звук и буква Ч»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «ЗВУК И БУКВА Ч » .

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Различение и четкое произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой Ч .

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др. ;

Познакомить с буквой Ч ;

Закрепить навык произношения звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах;

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза двухсложных слов со стечением согласных;

Продолжать знакомить детей со способом словообразования существительных с суффиксом -ич;

Упражнять детей в спряжении глагола хотеть;

Упражнять детей в составлении и чтении слов с буквой Ч .

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Развивать речевое дыхание;

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, память, внимание,

мышление;

Развивать зрительный и пространственный гнозис;

Развивать мелкую моторику, общую в сочетании с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

Воспитывать выдержку, умение оказывать помощь друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ :

мяч, предметы со звуком Ч (очки, часы, ручка, чашка, черепаха, перчатка, ключ, бочонок, картинка ручка, карточка с изображением буквы Ч , магнитная азбука, фишки для выкладывания схем, бархатная бумага, ниточки для выкладывания буквы Ч , фломастеры, карточки со спрятанной мужду другими буквами буквы Ч , сундучок, ручки для сюрприза.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в кабинет. Здороваются с гостями.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В нашей группе живут славные дети. Всех хочется назвать ласково.

1). Ангелина, Дима назовут себя ласково (Ангелиночка, Димочка,

2). Даша, Катя, Кристина назовут ласково соседа ….

3). Катя назовет ласково Дашу, Андрей – Степу, Степа – Андрея.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ .

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я стучу, стучу, стучу!

Мигом всех я прокачу!

Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о звуке Ч ) .

Правильно. Мы будем повторять звук Ч , и познакомимся с буквой Ч . А поможет нам проверить ваши знания «Веселый поезд» . (Показать на него) .

Чтобы отправиться в путь на «Веселом поезде» нужно выполнить упражнение.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ :

Вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук Ч (Ч, Ч, Ч. Повторить 3 раза) .

4. ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «СЛОГОВАЯ» . (Произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ч .

Сначала вспомним, что мы знаем о звуке Ч . Какой это звук ? (Согласный, мягкий, глухой) . Почему, думаете, что звук согласный ? (Не поется) .

Как проверить глухой этот звук или звонкий ? (Горло не дрожит) .

Чем звук Ч отличается от других звуков ? (Звук Ч всегда мягкий ) .

Д/игра «Повтори за мной» . Повторяем слоговые дорожки :

Вместе – АЧ-АЧ-АЧ – ВРАЧ

ЧО-ЧО-ЧО – ПЛЕЧО

Девочки – ЧИК-ЧИК-ЧИК – КЛЮЧИК

Мальчики – ЧКА-ЧКА-ЧКА – РУЧКА

А теперь отвечает только тот, кого спрашиваю. Остальные слушают.

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

5. СТАНЦИЯ «ЛАСКОВАЯ» . Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Д/игра с мячом «Назови ласково» :

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЧКО СУМКА – СУМОЧКА

ОВЦА – ОВЕЧКА СОБАКА – СОБАЧКА

САНКИ – САНОЧКИ БЕЛКА – БЕЛОЧКА

КОЛЬЦО – КОЛЕЧКО ШАПКА – ШАПОЧКА

6. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В СЛОВАХ , ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

На станции стоит «Волшебный сундучок» . Нужно достать из него предметы, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого будем делить слова на слоги.

Д/игра «Раздели слова на слоги» :

В первом вагончике поедут слова с одним слогом.

В вагончике с двумя окошками поедут слова, в которых? (Два слога) .

В следующем вагончике разместятся слова? (Из 3 слогов) .

В последний вагон сядут слова? (В которых 4 слога) .

(Дети раскладывают предметы возле нужного вагончика. Проверяем правильность. Сундучок пустой. С заданием справились.).

7. ЗВУКО - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ. Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук Ч на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч) . Поезд довез вас до станции «ШКОЛЬНАЯ» – она последняя.

Чтобы сесть на свое место нужно сказать пароль. Назвать отчество сына. Д/игра

«Назови отчество сына» :

У Глеба сын – Глебович У Ивана сын – Иванович

У Петра сын – Петрович У Василия сын – Васильевич

У Сергея сын – Сергеевич У Максима сын – Максимович

У Андрея сын – Андреевич У Олега сын – Олегович

(Отметить детей) .

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ НА СТАНЦИИ ШКОЛЬНОЙ «Измени предложение» :

Я хочу учиться в школе.

Ты хочешь учиться в школе.

Он хочет учиться в школе.

Она хочет учиться в школе.

Они хотят учиться в школе.

Все : Мы хотим учиться в школе.

Составляем схему предложения «Мы хотим учиться в школе» . Ангелина составляет схему предложения у доски на фланелеграфе.

Сравнить свою схему со схемой на фланелеграфе. Проверить друг у друга.

Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово,

последнее слово (Дети показывают у себя на схеме) . Назвать предлог,

показать на схеме. (УБРАТЬ ФИШКИ) .

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Играем в нашу любимую игру «Поймай рассыпанное слово» . Приготовили ладошки : А, Ч, Й – ЧАЙ; О, Ч, И, К – ОЧКИ; Р, У, Ч, К, А – РУЧКА

Выставляется картинка РУЧКА.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Предлагаю вам выложить схему слова РУЧКА (Дети выкладывают, проверяют друг у друга) .

Называем все звуки по порядку , показываем на схеме пальчиком.

Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков ? (2) Какие? (У, А) .

Сколько согласных звуков ? (3) Назовите (Р, Ч, К) .

Назовите мягкий согласный звук , покажите его на схеме (Ч) .

(Молодцы со всеми заданиями справились хорошо) .

8. ФИЗМИНУТКА «КАБЛУЧОК» .

ЧОК-ЧОК-ЧОК – РУКИ НА БОЧОК!

(Дети выходят из-за столов, становятся в круг) .

ЧОК-ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК!

ПОКАЖИ СВОЙ КАБЛУЧОК!

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПРЫГАЮТ, КАК МЯЧИКИ.

НОЖКАМИ ТОПОЧУТ, ВЕСЕЛО ХОХОЧУТ.

(Повторить игру 2 раза) .

9. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч .

ПЕРВОЙ БУКВЕ В СЛОВЕ ЧТЕНИЕ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ.

Выставляется буква Ч .

На что похожа буква Ч ? (На цифру 4) .

Ч – ВЫ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛИ

ПИШУТ ТАКЖЕ КАК ЧЕТЫРЕ.

ТОЛЬКО С ЦИФРАМИ, ДРУЗЬЯ,

ПУТАТЬ БУКВУ НАМ НЕЛЬЗЯ .

Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч ? (В левую) .

Какой звук обозначается буквой Ч ? (Звук Ч ) .

Д/игра «Выложи букву » (На бархатной бумаге) .

Первый ряд выкладывает букву Ч из кружочков .

Второй ряд – из ниточек. (Проверяют друг у друга) .

Д/игра «Буква заблудилась » .

Разыщите, пожалуйста и обведите букву Ч , проверьте выполнение друг у друга.

10. РАБОТА С МАГНИТНОЙ АЗБУКОЙ.

А теперь мы с вами будем волшебниками. Сначала находим букву Ч , кладем ее в правый нижний угол, она нам будет нужна (Проверяем) .

ПЕРВОЕ ВОЛШЕБСТВО

Выкладываем слово РЕПКА. Какое слово выкладывали? Читаем его, индивидуально (Дети отвечают) .

ВТОРОЕ ВОЛШЕБСТВО

Волшебным взмахом своей руки заменим в слове РЕПКА букву П на букву Ч .

Какое слово получилось? (Дети читают по одному) .

ТРЕТЬЕ ВОЛШЕБСТВО

Подумайте, какое слово получится если заменить букву Е буквой У (Дети называют – РУЧКА) .

Проверяем, заменяем букву , читаем слово.

Отметить успехи детей.

11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Станция «Школьная» была последней. Все задания выполнены. Давайте вспомним чем мы занимались. Дети называют. БЕРУ СУНДУЧОК.

Наш сундучок был пустым. Смотрим. Пусто. Но ведь он волшебный. Мы волшебники. Говорим заклинание. Находим в сундучке РУЧКИ.

Кирилл –

Даша Р. –

Даша К. –

Никита –

Степан –

Дети получают ручки и уходят в группу.