Запятые между частями сложносочиненного сложноподчиненного предложения. Постановка запятой между частями сложноподчинённого предложения

1. Придаточная часть сложноподчиненного предложения выделяется запятыми : Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород (Пан.); Сколько он сидел у поверженной ели, Андрей не помнил (Буб.); Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павл.); Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Пол.); Старик приказал сварить мясо по-настоящему, чтобы оно имело хороший вид (Сем.); Впрыскивание воды может служить прямым доказательством, что болевые влияния сами по себе не в состоянии понизить секрецию (И. П.).

2. В составе сложноподчиненного предложения могут быть неполные предложения:

1) неполное предложение в качестве главной части: Вот уже два года, как мы женаты (ср.: Мы женаты вот уже два года — простое предложение); Уже месяц, как он вернулся с юга (ср.: Он уже месяц как вернулся с юга — запятая перед союзом как «оторвала» бы сказуемое от подлежащего); Уже три недели, как мы здесь (ср.: Мы уже три недели как здесь — обстоятельство места выражено сочетанием как здесь ).

Но: Третий день как он здесь — простое предложение, тогда как в приведенных выше примерах в главной части предложения подразумевались слова прошло с того времени или прошло с того момента;

2) неполное (или близкое к неполному) предложение в качестве придаточной части: Трудно было понять, в чём дело; Готов помочь, чем смогу; Постепенно научились разбираться, что к чему (ср.: Поймёшь, что к чему ); Люди знают, что делают; Проходите, кто уже с билетами; Садитесь, где свободно; Делайте всё, что нужно; Поставьте, как вам удобно; Сообщите, кому следует; Ругали решительно все, кому не лень — с оттенком уточнения (ср.: Листовки свалены в кучу, их берут все кому не лень — фразеологический оборот со значением ‘всякий, кто хочет, кому вздумается’); Пошлите, куда необходимо.

Но: Делай что хочешь и т. п. [См. § 41, п. 2. ]

3. Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главной части (а перед ней не ставится); ср.: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… (Г.) — Нельзя сказать, чтобы он занимался хозяйством; Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала… (Герц.) — Но мне неудобно, чтобы ты сказала эти слова.

Не выделяются запятыми слова видишь, знаешь и т. п. в вопросительно-восклицательных предложениях типа: А он знаешь какой хороший!; А он видишь что делает? См. § 25, п. 8. ]

4. Между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения запятая не ставится:

1) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не: В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь (Гонч.); Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать; Я пришёл не чтобы мешать вам в работе, а, наоборот, чтобы помочь; Римские полководцы считали важным установить не сколько войск противника перед ними, а где они; Он знает не только где водится дичь, но и какие её разновидности там обитают;

2) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо и т. п. (обычно повторяющийся): Учтите и что он сказал, и как он это сказал; Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла; Я отвечу на ваш запрос или когда прибудет очередной номер информационного бюллетеня, или когда сам наведу нужную справку; Не представлял себе и как выбраться из создавшегося положения; Я знаю и как это делается; Мальчика прощали и когда он никого не слушался.

Но при ином порядке следования главной и придаточной частей: Как звали этого мальчика, и не припомню;

3) если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия): Я бы тоже желал знать почему (Л. Т.); Не знаю почему, но я его не понимал (Триф.); Трудно сказать почему; Он ушёл и не сказал куда; Он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Мать определяла температуру ребёнка губами: приложит их ко лбу и сразу определит сколько; Кто-то подал больному чашку воды, он даже не взглянул кто; Я не скажу какое, я говорю — большое несчастье.

Не ставится запятая перед придаточной частью и если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения: Не знаю почему и каким образом, но письмо вдруг исчезло; Позвонят — расспроси кто и зачем.

В условиях контекста возможна постановка запятой или тире и перед одиночным союзным словом: Что же надо делать? Научите, что — усиленное логическое выделение местоимения; Одно время он что-то шептал, не могли понять — что? (А. Т.) — постановка тире подчеркивает значение местоимения и оправдывается вопросительной интонацией.

Если при союзном слове, образующем придаточную часть, имеется частица, то постановка запятой перед ней факультативна: Я не помню, что именно; Он затрудняется сказать, что ещё; Эту цитату можно будет найти, я даже помню примерно где.

5. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, например, а также, а просто и т. п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится: Не хочется школьникам весной учиться, особенно когда тепло и ярко светит солнце; Пришлось проводить дополнительную исследовательскую работу, в частности когда началась экспериментальная проверка действия станка; Автор имеет право на получение части гонорара в соответствии с условиями договора, то есть когда рукопись одобрена издательством; Экспедицию придётся закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно когда начнётся сезон дождей; На всякий случай имейте при себе удостоверение личности, например когда будете получать деньги по почтовому переводу; Аспирант приехал в Москву для встречи со своим научным руководителем, а также чтобы поработать в архивах. [Ср. § 24, п. 4. ]

6. Если перед подчинительным союзом стоят усилительные частицы как раз, только, лишь, исключительно и т. п., то перед ними ставится запятая (вопреки интонации, так как при чтении пауза перед ними не делается): Катя вышла из столовой, как раз когда мы шагнули друг к другу через какие-то чемоданы (Кав.); Я эту работу выполню, только если буду свободен (ср.: …если только буду свободен ); Он приехал, исключительно чтобы помочь мне (ср.: Он приехал не только чтобы повидаться со мной, но и чтобы оказать мне помощь — влияние отрицательной частицы не ).

После выделительных частиц вот, ведь, стоящих перед подчинительным союзом в придаточной части, предшествующей главной, запятая не ставится: Хвастаться пока особо нечем, вот как работу выполним, тогда приезжайте.

7. Если между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения стоит вводное слово, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: Он подумал, возможно, что я не хочу с ним встречаться; Если есть спрос на что-либо, значит, будет и предложение.

Отнесение вводного слова по смыслу к главной или придаточной части определяется условиями контекста. Ср.: Он сердился, по-видимому, потому что лицо его было возбуждённым — вводное слово относится к главной части (возбужденное лицо может быть следствием, а не причиной состояния субъекта); Он торопился потому, по-видимому, что боялся опоздать на заседание — вводное слово относится к придаточной части, о чем свидетельствует расчлененность сложного подчинительного союза. [См.

1. сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…

Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

Ответ: 2, 3.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятую(ые) между частями, связанными сочинительной связью.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство, (1) щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, (2) но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор. Мечтал он о таком искусстве, (3) которое стало бы родным всем, (4) как простая русская песня, (5) чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились хохломские чашки, (6) украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (По Н.Беднику)

Ответ: 2.

3. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, (1) и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, (2) в ней много вымысла, (3) но ее правда в том, (4) что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, (5) когда передаются из рук в руки, (6) от учителя к ученику. (По Н.Беднику)

Ответ: 1, 3.

4. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Легко упрекать других, (1) когда находишься в положении бедственном, (2) но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, (3) что при мне был точно такой случай, (4) но нечто подобное обнаруживал я и в своем собственном поведении – (5) желание отойти, (6) уклониться, (7) не ввязываться… И, (8) уличив себя, (9) начал понимать, (10) как привычно стало это чувство, (11) как оно пригрелось, (12) незаметно укоренилось. (Д.Гранин)

Ответ: 2, 4.

5. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, (1) которые были ярко освещены. Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе, (2) и фонари походили на шары, (3) наполненные ослепительным кипящим молоком.

Он ехал по набережным, (4) вдоль каменных оград, (5) где бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, (6) черная и блестящая, (7) как смола, (8) а город опрокидывался в воду, (9) тонул, (10) уплывал и не мог уплыть, (11) только растворялся нежными золотистыми пятнами. (Ю.Олеша)

Ответ: 2, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Много озер на свете – больших и малых, (1) глубоких и мелких, (2) суровых и живописных, (3) но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, (4) и нет другого такого водоема в мире, (5) который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком озере не сложено так много легенд и сказаний, (6) песен и стихов, (7) поэм и рассказов. (По А.Муранову)

Ответ: 3, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Понимаешь, (1) какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию, (2) и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, (3) он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, (4) он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, (5) но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спинке, (6) и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, (7) его уже не было. (По К.Паустовскому)

Ответ: 2, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звезды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А.Куприн)

Ответ: 1, 3, 5.

9. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Вскоре на западе стала заниматься заря, (1) и свет подошел на восток, (2) как будто заря утренняя внизу, (3) невидимо за чертой горизонта, (4) взяла вечернюю и потянула к себе. Я шел очень скоро и так согрелся, (5) что не заметил даже, (6) как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошел заутренний час и мороз вступил в силу, (7) я взял один лиловый листок и хотел отогреть его теплой рукой, (8) но цветок был твердый и преломился в руке. (М.Пришвин)

Ответ: 1, 8.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

Ответ: 1, 8.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Что впервые заставляет человека взять в руки перо, (1) чтобы не выпускать его до конца жизни? Труднее всего вспомнить, (2) когда это началось. Очевидно, (3) писательство возникает в человеке, (4) как душевное состояние, (5) гораздо раньше, (6) чем он начинает исписывать стопы бумаг. Возникает еще в юности, (7) а может быть, (8) и в детстве.

В детстве жарче солнце, (9) гуще трава, (10) обильнее дожди, (11) ярче небо, (12) смертельно интересен каждый человек. (По К.Паустовскому)

Ответ: 1, 2, 6.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Вероятнее всего, (1) талант накапливается по капельке, (2) передаваясь по наследству, (3) от колена к колену, (4) как цвет волос, (5) черты лица или характера. Он пробивается по родословной, (6) как огонек по бикфордову шнуру, (7) чтобы однажды, (8) в каком-нибудь там поколении, (9) разразиться ослепительным взрывом. Никто не знает, (10) что такое талант, (11) где его искать в человеке. (По В.Солоухину)

Ответ: 7, 10, 11.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Пока еще сам не знаю, (1) что буду писать. Мысль существует во мне как волнение, (2) как желание передать другим все то, (3) что наполняет сейчас мой разум, (4) мое сердце, (5) все мое существо. Во что выльется мысль и какие пути она найдет для своего существования, (6) мне не ясно еще самому. Но я знаю, (7) для кого буду писать. Я буду говорить со всем миром.

Ответ: 1, 3, 6, 7.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, (1) жизненную задачу, (2) он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, (3) ради чего человек живет, (4) можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все материальные блага, (5) он и оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет, (6) чтобы принести людям добро, (7) облегчить их страдания, (8) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Ставя перед собой задачей карьеру или приобретательство, (1) человек испытывает больше огорчений, (2) а не радостей, (3) и рискует потерять все. А что может потерять человек, (4) который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, (5) чтобы добро, (6) которое человек делает, (7) было бы внутренней потребностью, (8) шло от умного сердца, (9) а не от головы.

Ответ: 4, 5, 6, 7.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, (1) и седой туман воцаряется над нами, (2) зная, (3) что пришел его час, (4) долгий час, (5) когда кажется, (6) что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро; (7) будут только возрастать туманы, (8) окутывая величавые в своей полночной страже горы, (9) будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале. (И.А. Бунин)

Ответ: 3, 5, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Сейчас каждый знает, (1) что Земля – шар. А как это проверить?

Когда корабль уходит в море, (2) он не сразу исчезает вдали. Сначала скрывается за горизонтом его корпус, (3) потом палуба, (4) а мачты еще долго видны, (5) но, (6) наконец, (7) скрываются и они. Это происходит потому, (8) что поверхность моря выпуклая. А выпуклая она потому, (9) что Земля – шар.

Ответ: 1, 2, 8, 9.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Врач почему-то не начинал прием, (1) и около дверей в тесном коридорчике, (2) освещенном чахлой лампочкой, (3) было настоящее вавилонское столпотворение. Пожилые женщины, (4) лица которых раскраснелись от духоты. Хмурые старики, (5) старшеклассницы, (6) визгливо кричащие, (7) что пройдут вне очереди, (8) потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, (9) которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (По К.Акулинину)

Ответ: 4, 7, 8, 9.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Студент хмуро поглядывал на занавешенные окна, (1) где за окнами, (2) вероятно, (3) спали люди, (4) не слыша почтовых звонков, (5) не ощущая холода, (6) не видя злого лица почтальона. А если разбудит колокольчик какую-нибудь барыню, (7) то она повернется на другой бок, (8) улыбнется от избытка тепла и, (9) поджав ноги и положив под щеку руку, (10) заснет еще крепче.

Ответ: 1, 7.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. бессоюзного предложения .

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

Ответ: 7, 8.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак (и) препинания между частями бессоюзного предложения.

Великий немой. Так называли кино, (1) когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Но первые киноролики, (2) отснятые братьями Люмьер, (3) сопровождались во время показа игрой на фортепиано.

Посетителям безмолвных киносеансов казалось, (4) что они попали в царство теней, (5) им невольно хотелось оказаться в реальном мире, (6) где видимое и слышимое находятся в неразрывном единстве. (По Л.Тарасову)

Ответ: 5.

3. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Специалисты давно заметили, (1) что у человека возникают большие трудности, (2) когда он остается наедине с книгой. Ведь важно рассмотреть то, (3) как книга написана, (4) ее художественную ценность. Появляется опасность не разглядеть хорошую, (5) настоящую книгу, (6) не отличить ее от подделки. В таких искусственных произведениях вроде бы все как надо: (7) события развиваются, (8) герои переживают. Но нет главного: чувства, (9) мысли и красоты. (По В.Пекелису)

Ответ: 7, 8.

4. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Старайтесь больше читать, (1) не глотать книги, (2) и стремитесь найти то самое главное, (3) что автор хотел сказать именно вам. Не бойтесь перечитывать книги, (4) это просто необходимо. Думаю, (5) что настоящим становится только второе прочтение художественного произведения. Тогда обязательно к первому впечатлению прибавляется новое, (6) появляются новые мысли, (7) новый взгляд на вещи.

Настоящий читатель должен обращаться с книгами как с умным собеседником, (8) они знают больше самого образованного человека.

Ответ: 4, 6, 8.

5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Весь день то дождь хлестал, (1) то снег, (2) небо в непривычной для меня степной стороне, (3) ничем не поддерживаемое, (4) сходилось с землей очень близко, (5) и в серой мгле было трудно что-то рассмотреть.

К вечеру темная мгла стала наваливаться, (6) заставляя нас взглядывать на часы. Встречные машины прошмыгивали с зажженными фарами, (7) белый свет сомкнулся и был забит мокрым снегом, (8) придорожные деревни наплывали как-то случайно.

Ответ: 2, 7, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра, (1) на сугробах угасали последние отблески солнца…

На другой день звероловы надели лыжи, (2) положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, (3) капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.

Дед поставил шесть капканов: (4) два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, (5) и в жерди понатыкали еловых лап. (По Ю.Качаеву)

Ответ: 1, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

За столом с приборами, (1) рядом с режиссером, (2) сидит звукооператор, (3) во время записи он передвигает рычажки, (4) следит за тем, (5) чтобы звук записывался мягко, (6) не слишком громко, (7) но и не слишком тихо, (8) а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: (9) ни один звук не проникнет в студию, (10) так уж все устроено. (По М.Гумилевской)

Ответ: 3, 9, 10.

8. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Четыре дня жители испанского города Гренады не могли понять, (1) что происходит. То и дело на разных улицах без какой-либо причины раздавались резкие полицейские свистки, (2) но ни нарушителей порядка, (3) ни самих полицейских не было видно. Очень трудно приходилось шоферам: (4) резкие свистки заставляли их без конца останавливаться, (5) хотя никакой вины водители за собой не чувствовали.

На пятый день все выяснилось: (6) полицейским-невидимкой оказался вылетевший из клетки попугай, (7) умевший подражать звукам полицейского свистка. (Ю.Дмитриев)

Ответ: 4, 6.

9. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Лес шумел… В нем всегда стоял шум, (1) потому что это был старый, (2) дремучий бор, (3) которого не касались пила и топор лесного барышника. Внизу было тихо, (4) пахло смолой; (5) сквозь полог сосновых игл, (6) которыми была усыпана почва, (7) пробились яркие папоротники… В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; (8) белая кашка склонялась отяжелевшими головками, (9) как будто в тихой истоме. (По В.Короленко)

Ответ: 4, 5, 8.

10. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Нет в природе прежнего буйства багряных красок, (1) они сменились мягкими серебристыми полутонами. Блестящее море, (2) светлое небо, (3) далекая полоска берега – все выглядит легким и призрачным, (4) словно весь видимый мир сделан из стекла или чего-то еще более прозрачного. Это прощальная улыбка уходящего летнего света; (5) скоро ночи станут синими, (6) а потом, (7) как всюду, (8) черными. (И.Зыков)

Ответ: 1, 5.

11. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Медленно, (1) кружась в воздухе, (2) падают с берез пожелтевшие легкие листья. Тонко просвистит рябчик, (3) прокличут в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, (4) прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, (5) бывало, (6) по осеннему, (7) расцвеченному красками лесу, (8) музыкальным поэтическим чувством наполняется душа.

Прозрачен осенью и чист воздух, (9) прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут поздние цветы. Еще зеленый, (10) роняя спелые желуди, (11) стоит на краю леса старый развесистый дуб. (По И.Соколову-Микитову)

Ответ: 3, 8, 9.

12. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. Пропала контурность, (1) выпуклость земных предметов, (2) подевались куда-то и свежая прохлада, (3) и горение росы, (4) и сверкание ее; (5) луговые цветы померкли, (6) вода потускнела, (7) а в небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная, (8) белесоватая мгла. (В.Солоухин)

Ответ: 2, 5, 6.

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита

Сложноподчиненное предложение - это вид сложного предложения, в котором главное предложение и придаточное (придаточные) связаны между собой подчинительной связью, то есть, придаточное или придаточные предложения отвечают на вопросы главного:

Я вышел на улицу сразу же (когда?), как только услышал вой сирен.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Придаточное предложение в составе сложноподчиненного выделяется запятыми , если стоит внутри главного или одной запятой, если стоит перед или после главного предложения :

    Как только рассвело, мы отправились в путь. Мы отправились в путь, как только рассвело. Мы, как только рассвело, сразу отправились в путь.

    Иногда между главным и придаточным предложением ставится двоеточие . Это допустимо в тех случаях, когда в главном предложении есть особое предупреждение о том, что в придаточном предложении будет разъяснение. В таких случаях на месте двоеточия можно поставить слова "а именно" :

    В комнате включился свет и она увидела то, что хотела: в углу, свернувшись клубочком, спал маленький мальчик.

    Тире в сложноподчиненном предложении также ставится в редких случаях. это случается, когда есть необходимость подчеркнуть интонацией изъяснительный тип придаточного предложения (либо условный тип - при наличии частицы ли ):

    Хорошо, что я смогла приехать в гости, а вот хорошо ли, что уезжаю - кто знает.

    Если для связи придаточного предложения с главным используются сложные подчинительные союзы "вместо того чтобы", "для того чтобы", "благодаря тому что", "с тех пор как" и т.п., то запятая разделяет главное и придаточное предложение только один раз:

    Перед союзом, если :

    Он перестал нормально спать, после того как к нему однажды залезли воры.

    После придаточного предложения, если придаточное предложение находится после главного :

    Вместо того чтобы готовиться к экзаменам, он ездил на речку и гулял во дворе.

    Обратите внимание . Иногда некоторые из сложных союзов могут распадаться, и тогда одна часть входит в состав главного предложения, как относительное местоимение или наречие , а вторая возьмет функцию союза в придаточном предложении:

    На улице луна светила так, что можно было читать книгу без фонарика.

    Не разбиваются в русском языке союзы "словно как", "тогда как", "лишь когда" и "даже если".

    Конструкции типа "как ни в чем не бывало", "во что бы то ни стало", "что есть мочи", "кто во что горазд" и другие не являются придаточными предложениями, поэтому не выделяются запятой (запятыми):

    В деревне одевались кто во что горазд.

    Если придаточное предложение выражено одним словом , то оно не отделяется запятой (запятыми):

    Она расплакалась, но не хотела говорить почему.

Сложноподчиненные предложения - это сложные предложения, части которых связаны интонацией и подчинительными союзами и союзными словами.

В сложноподчиненном предложении придаточное отделяется от главного запятой, а если находится внутри главного, то выделяется запятыми с двух сторон :

Очень хочется, чтобы все получилось. Дорога, по которой мы ехали, была извилистой.

Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится , если:

  • однородные придаточные соединены одиночными союзами И, ИЛИ:

    Мы знали, что погода будет хорошей и что поход удастся;

  • перед подчинительным союзом или союзным словом стоит НЕ:

    Он пришел не для того чтобы учиться, а чтобы пообщаться с друзьями;

  • придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова:

    Я к вам пишу случайно, право, не знаю как и для чего. (М.Ю. Лермонтов)

Знаки препинания при составных союзах .

Если придаточное присоединяется к главному при помощи составного союза благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, оттого что, несмотря на то что, вместо того чтобы, после того как, в то время как, вследствие того что, подобно тому как, с тех пор пока , запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации только один раз:

Мы сумели преодолеть это препятствие, благодаря тому что долго готовились к испытанию.

Между двумя и более придаточными запятая ставится , если:

  • они однородны и не связаны союзами или соединены повторяющимися союзами (В этом городе, где он родился, где прошли его детские годы, он чувствовал себя особенно хорошо.);
  • они связаны по способу параллельного подчинения (Чтобы успеть на поезд, мы встали пораньше и уложили вещи, которые приготовили накануне.)

Запомните: запятая не ставится при двух подчинительных союзах, стоящих рядом, если дальше следует вторая часть сложного союза:

Она решила что если будет хорошая погода, то мы выберемся на дачу. (Придаточное нельзя опустить или переставить в другое место предложения без ущерба для смысла.)

Различайте: предложения с косвенным и прямым вопросом:

Все хотели узнать, состоится ли экскурсия. - Где можно узнать, состоится ли экскурсия?

В сложноподчиненном предложении, кроме запятых, могут ставиться следующие знаки препинания:

Тире

Двоеточие

Точка с запятой

для интонационного отделения главной части от придаточной, если перед главным находится придаточное:
- изъяснительное:
(Когда он доберется до места назначения - одному богу известно.);
- условное: (Опоздаешь ли, доберешься ли вовремя - это уже ничего не изменит.);
- уступительное: Сколько бы ни думать об этом - все равно не найти ответа.

Перед подчинительным союзом, когда в главном предложении содержится предупреждение о дальнейшем разъяснении:
Я стремлюсь только к одному: чтобы мои близкие были живы, здоровы и ни в чем не нуждались.

Если однородные придаточные распространены и внутри них уже есть знаки препинания:
Медикам и аптекарям отвечал он, что докторский диплом дает ему право лечить кого и как он хочет; что он никому не навязывается с своим лечением; что он не обязан объявлять составление своего лекарства и что, впрочем, они могут разлагать его лекарство, как им угодно... (В. Одоевский)

Тестовые задания (В7)

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

1 вариант

Она еще не знала, (1) что ждало ее впереди. То, (2) что я твоя жена, (3) безусловно, (4) не дает мне никакого преимущества. (А. Рыбаков)

2 вариант

А он чем больше глядел на нее, (1) тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, (2) сострадательной к себе, (3) радостной к ней, (4) к этой новой Леночке, (5) и тихой благодарностью к прежней. Это было именно то самое чувство, (6) которого он так жаждал в Москве, (7) только светлое, (8) почти совсем очищенное от себялюбия. (А. Куприн)

3 вариант

И вот в такую ночь, (1) в тот поздний час, (2) когда в городе не спал только он один, (3) ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду. Тихо отворил калитку, (4) заранее отпертую тобой, (5) тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, (6) где слабо белело вдали, (7) на скамье под яблонями, (8) твое платье. (И. Бунин)

4 вариант

И в это время удивительная музыка, (1) будто бы подчиняясь ее горю, (2) продолжала уговаривать. Она единовременно думала о том, (3) что мимо нее прошла большая любовь, (4) которая повторяется только один раз в тысячу лет. (А. Куприн)

5 вариант

Казалось, (1) что день кончился и уже сумерки. Может быть, (2) там была какая-нибудь полянка либо подсека, (3) по которой можно понять, (4) куда забрался? (В. Белов)

Ключи к тестам

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (Авдеев М.)

2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Лейтенант Огарков, (1) верхом на белом коне, (2) обогнал идущих по дороге солдат и вскоре миновал небольшую возвышенность, (3) на склоне которой полуголые люди, (4) обливаясь потом, (5) рыли новый оборонительный рубеж. (Казакевич Э.)

5. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в неё и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (Паустовский К.)

6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Коковин Е.)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Григорьев Н.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (Вашенцев С.)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (Пришвин М.)

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт, (6) в ворота: не могло выдержать погоды. (Житков Б.)

11. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

12. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали.(Алексеев М.)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Бондарев Ю.)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Сологуб Ф.)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (Гроссман В.)

13. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительнго союза.
1) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша.(Гайдар А.)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. (Бахвалов А.)
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку.(Бахвалов А.)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (Распутин В.)

14. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.(Алексеев М.)
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром. (Бахвалов А.)
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака. (Бахвалов А.)
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Поляков Ю.)

15. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (Распутин В.)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (Распутин В.)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник.(Алексеев М.)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно.(Троепольский Г.)

16. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (Куваев О.)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, весёлый и радостный, вернулся. (Троепольский Г.)
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (Распутин В.)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(Куваев О.)

17. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане.(Тендряков В.)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. (Распутин В.)
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Троепольский Г.)
4) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.(Солоухин В.)

18. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (Гайдар А.)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху.(Бахвалов А.)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (Распутин В.)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветёт то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника.(Солоухин В.)

19. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (Гайдар А.)
2) При этих словах всё войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны.(Гайдар А.)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет. (Гранин Д.)
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (Фадеев А.)

20. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (Гайдар А.)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Бондарев Ю.)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.(Фраерман Р.)
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (Стаднюк И.)