Женщины на службе Отечеству (историческая ретроспектива). На службе Отечеству Ч.1

Московское высшее военное командное училище (МВВКУ) - одно из старейших и престижнейших военных учебных заведений нашей страны. И хотя не раз оно меняло название и дислокацию, но всегда оставалось "кремлевским" - правофланговым в строю братских школ боевых командиров. Именно этому училищу посчастливилось связать воедино лучшие традиции русского и советского военного образования, унаследовав многовековой опыт и боевой дух российской армии.

Прошлое и настоящее МВВКУ неразрывно связано с военной и политической историей России. За годы своей деятельности училище подготовило десятки тысяч высококвалифицированных офицерских кадров, ставших оплотом отечественных Вооруженных Сил. Не было ни одной войны, выпавшей на долю нашей страны в XX-м столетии, в которой не приняли бы участие, приумножив славу русского оружия, воспитанники МВВКУ.

Настоящая книга - авторская версия глав, опубликованных в 2007 г. издательством "А2-А4". К сожалению, весь тираж книги, получившей название "Московское высшее военное командное училище. 90 лет в строю", был распространен заказчиком. Широкой публике книга осталась неизвестна. Решить эту проблему и призвано настоящее переиздание самой важной, первой ее части, написанной д.и.н. Владимиром Алексеевичем Волковым.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
История Древней Руси - череда больших войн с Византией, Венгрией и Польшей, хазарами, печенегами и половцами. Позднее русичам пришлось сражаться с немецкими и шведскими рыцарями, монголами. Победы сменялись поражениями, но даже после самых страшных из них Русь находила в себе силы возродиться и нанести по торжествующим врагам ответный разящий удар. Костяком войска того времени были дружины, командовали которыми сами князья старшие дружинники, называвшиеся воеводами. От их выучки и таланта напрямую зависел исход любого сражения, а зачастую и всей войны. Военные знания приобретались в Древней Руси, как правило, опытным путем, с помощью опытных наставников. Так, например, воспитателем, наставником одного из славнейших наших воителей князя Святослава Игоревича (? - 972) был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава еще один варяг главный киевский воевода Свенельд, который огранил незаурядный талант князя, сделав его самым выдающимся полководцем первой русской эпохи, разгромившим Хазарский каганат на Волге, воевавшим с Византийской империей, павшим весной 972 г. в битве с напавшими из засады печенегами.

Такую же подготовку получали и сыновья, и внуки, и правнуки Святослава. Изучая военное дело, воеводы получали знания из устных преданий и рассказов о богатырях, а затем и из рукописных книг - кратких летописных записей, "Поучения Владимира Мономаха", "Слова о полку Игореве". Именно из них черпал сведения о войнах прошлого другой выдающийся полководец Древней Руси Александр Невский (1220-1263). Его подготовка так же включала практические уроки, обычные для военачальников того времени.

У юного Александра, как и у других его сверстников княжеского рода, был свой дядька (наставник) - боярин Федор Данилович, заслуженный и опытный ветеран, не понаслышке знавший все секреты военного ремесла. Несомненно, в обучении сына принимал участие и его отец, один из самых видных воителей той эпохи Ярослав Всеволодич, бивший и литовцев под Усвятом и немецких рыцарей на реке Эмбах (эстонское название Эмайыга, русское - Амовжа), совершивший поход в "страну мрака" - Финляндию.

Как и других княжеских и воеводских детей Александра учили владению оружием, прежде всего мечом и копьем, стрельбе из лука и метанию сулиц (дротиков). Огромное значение имело обучение верховой езде. Будущий командир должен был знать боевые сигналы, поднимающие воина в атаку или приказывающие ему отойти.

Индивидуальное мастерство подросших витязей оттачивалось во время воинских игрищ или "игрушек", некоего аналога западноевропейских рыцарских турниров. Состязания русских воинов были менее формализованы, чем рыцарские забавы, не имели службы герольдов, специального турнирного оружия и доспехов. Участвовавшие в "игрушках" воины использовали боевое оружие, однако старались действовать им не в полную силу. Тем не менее, имели место и несчастные случаи, когда раззадорившийся поединщик начинал разить "противника" по настоящему. Так во время "игрушки" 1390 г. в Коломне в присутствии великого князя Василия I был убит его "кормилич" (воспитатель) боярин Остей.

Часто дело обучения княжичей становилось наследственным. Варяг Шимон был воспитателем одного из сыновей Ярослава Мудрого Всеволода, а сын Шимона Георгий растил и учил военному делу внука Всеволода знаменитого Юрия Долгорукого.

Воспитатели князей становились лучшие дружинники, ближайшие помощники и советники князя в делах военных и государственных. Слово "дружинник" восходит к еще более древнему слову "друг" значение которого - "спутник в походе", "товарищ по войне" - заметно отличалось от современного. Численность дружин первых славянских князей была невелика, однако они представляла собой грозную силу, ведь каждый такой отряд состоял из хорошо обученных и вооруженных воинов. Позднее дружины стали именоваться "дворами", а служившие в них воины - "дворянами". За свою службу они получали наделы земли с крестьянами и должны были выступать в поход вместе с боевыми холопами, слугами, проходившими особую военную подготовку. умевшими сражаться не только холодным, но и появившимся огнестрельным. появившимся оружием.

Такое оружие могло существенно повлиять на ход борьбы с монголами, в середине XIII в. подчинившими своей власти русские земли и на протяжении полутора веков разорявших их.

О первых огнестрельных орудиях на Руси известно с конца XIV в. Незадолго до Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской (1350-1389) нанес первое большое поражение Орде, во время похода 1376 г. Одной их его ратей на татар было захвачено несколько пушек, из которых москвичи и стреляли по татарам во время осады своего города Тохтамышем в 1382 г. Москва пала, и эти пушки оказались захвачены врагом. Вновь артиллерийские орудия появляются уже в Твери в 1389 г. Затем уже пушечное производство было налажено и в других городах. Поначалу орудийные стволы ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали и сваривали.

Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 - 110 мм, массой 60 - 170 кг. Именно залповый огонь таких пушек остановил наступательный порыв татарской конницы на реке Угре осенью 1480 г. Одержанная вследствие этого победа позволила Ивану III сбросить монголо-татарское иго.

На рубеже XV-XVI вв. на Руси появляется и ручное огнестрельное оружие. Поначалу ружья назывались "ручницами", и только позднее - самопалами и пищалями, хотя термин "ручница" встречается в документах XVI и даже XVII вв.

Поскольку стволы первоначальных "ручниц" были кованными, изготовление их было доступно любому опытному кузнецу. Этим объясняется широкое распространение ручных пищалей уже в начале XVI в. Ими вооружались отряды пищальников, все стрельцы, большая часть конных и пеших городовых казаков, вольные казаки и боевые холопы. Таким образом, ручное огнестрельное вооружение стало непременной принадлежностью русской пехоты XVI-XVII вв.

Появление и совершенствование огнестрельного оружия изменило рисунок боя, и, следовательно, военного обучения. В пользу этого говорит бесспорный факт - несшие государеву службу вместе со своими помещиками боевые холопы умели сражаться не только холодным, но и огнестрельным оружием, что требовало специального обучения. Ратному делу стали учить и пушкарей (артиллеристов), а с середины XVI в. стрельцов - государевых служилых людей, вооруженных пищалями, то есть фитильными ружьями. Содержавшееся за счет казны стрелецкое войско имело ряд черт свойственных регулярной армии, однако разрешение заниматься в мирное время торговлей и промыслами снижало боевые возможности стрельцов, неохотно оставлявших свои дворы и лавки в военное время.

Стрелецкое войско было создано в 1550 г. при царе Иване IV Васильевиче (1530-1584). Сильная армия была ему нужна для осуществления великих замыслов - покорения Среднего и Нижнего Поволжья и завоевания выхода к Балтийскому морю. Со временем планы царя стали сбываться. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. - Астрахань, началось завоевание Сибири. Но начатая в Прибалтике Ливонская война 1558-1583 гг. завершилась поражением России, против которой выступила армии польского короля Стефана Батория, перестроившего вооруженные силы своего королевства на регулярной основе. На исход войны повлияло и организованное Иваном IV истребление командных кадров. Вместе с другими русскими воеводами погиб и М.И. Воротынский, под руководством которого был составлен первый воинский устав - Боярский приговор о сторожевой и станичной службе (1571 г.), на долгие годы определивший порядок организации охраны и обороны южных и юго-восточных границ страны. В 1572 г. в битве у Молодей Воротынский разбил 100-тысячную орду крымского хана Девлет-Гирея. Избежали гибели и вернулись в Крым лишь около 20 тысяч татар. Вскоре, однако, царь заподозрил Воротынского в измене и подверг его пыткам, от которых тот и умер.

Частые войны вынуждали Ивана IV уделять большое внимание подготовке ратных людей, прежде всего пушкарей и стрельцов. Свое умение они должны были демонстрировать на учебных стрельбах в присутствии самого государя. Об этом мы знаем доподлинно из описания такого рода смотров, сделанном английским купцом и дипломатом Энтони Дженкинсоном, наблюдавшим за ними во время его пребывания в нашей стране в 1557 г.

Зимой за пределами Москвы, для предстоящего артиллерийского испытания заранее изготовили два огромных сруба, толщиною в 30 футов (ок. 10 м), полностью засыпанных землей. Перед срубами установили белые мишени, облегчавшие пушкарям наведение орудий на цель. В стороне на возвышенном месте оборудовали наблюдательную позицию, откуда за стрельбами мог наблюдать царь и его окружение.

На смотр доставили все находившиеся в Москве пушки, установив их в один ряд в соответствие с размерами, начиная с малокалиберных и кончая "великими" орудиями, стреляющими ядрами весом в пуд и более. Каждая пушка выстрелила по три раза и обе цели оказались полностью уничтоженными.

Тогда же состоялся стрелковый смотр. В нем участвовало 5000 стрельцов, по-видимому, весь московский стрелецкий гарнизон. На этот раз мишенью служила стена, сложенная из ледяных глыб, толщиной около 60 см. Длина ледового вала составила 400 м, а высота 1,8 м. Огневой рубеж был устроен на расстоянии 54 м от мишени. Здесь и находились стрельцы, по команде царя открывшие огонь и разбившие ледяную стену своими пулями.

В начале XVII века Россия переживала один из самых трудных и мрачных периодов своей истории. Современники чаще всего называли его "Великим Московским разорением" или "Лихолетьем", потомки назвали "Смутным временем". Воспользовавшись ослаблением Русского государства поляки захватили Смоленскую и Черниговскую землю, шведы - Карелию и Ижорскую землю. Стремясь вернуть потерянные территории, первые цари из рода Романовых Михаил Федорович (1596-1646) и Алексей Михайлович (1629-1676) обратились к европейскому военному опыту, приступив к созданию полков "нового строя" - солдатских (пехотных) и рейтарских (кавалерийских). Обучение служивших в этих полках солдат и рейтар военному делу становится регулярным. Занимались им нанятые на русскую службу иноземные офицеры-инструкторы. Они давали письменное обязательство учить русских людей "с радением всякому ратному делу, чего сам умею и сколько могу научить, без всякие хитрости и оплошки".

Обучение набранных в полки "нового строя" солдат, рейтар и драгун облегчалось тем, что в первую очередь в них набирались представители служилого сословия: иноземцы, обедневшие дворяне и дети боярские, казаки, жители приграничных уездов, многим из которых ратное дело было "за обычай".

Для военного обучения военнослужащих полков "нового строя" очень скоро понадобились не только инструкторы, знания и опыт которых сильно разнились, но и печатные руководства. В 1647 г. в Москве на русском языке тиражом в 1200 экземпляров было напечатано обширное сочинение датчанина И.Я. Вальгаузена "Военное искусство пехоты" ("Kriegskunst zu Fuss"), в переводе получившее название "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей".

Наставления Вальгаузена имели в основе правила передовой в то время нидерландской военной школы. Автор подробно разъяснял принципы обучения солдат в ротном и полковом строю (правила построения и перестроения рядов и шеренг, приемы владения мушкетом и пикой, ведения огня), давал рекомендации по организации караульной службы, объяснял основные требования к "походному строению" и устройству временного лагеря, основные способы поддержания дисциплины и порядка в армии и т.п. Особое внимание обращалось на получение достоверной информации о противнике и на необходимость активных действий в военное время. Русское издание труда Вальгаузена было иллюстрировано и служило наглядным пособием для исполнения 143 предписанных эволюций с мушкетом.

Пристальное внимание уделялось в Москве разработке теоретических оснований артиллерийского дела. Еще в 1606 г. на русский язык была переведена часть второй книги трехтомного трактата барона Леонарда Фронспергера "Военная книга" (Kriegsbuch), изданного во Франкфурте-на-Майне в середине XVI в. Эту книгу размножили во многих рукописных списках. Позднее она была переработана и дополнена подьячим Посольского приказа Онисимом Михайловым, приступившим к составлению своего наставления в 1607 г. и завершившего его лишь в 1621 г.

Книга Михайлова получила название "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". Она содержит подробные сведения об организации войска, употреблении артиллерии, основных типах орудий, их характеристиках, приемах ведения боевых действий, более 50 рецептов пороха. Выписки из "Устава" рекомендовалось раздать для руководства воеводам и головам (сотенным командирам).


© Все права защищены

Масютин Максим

Участвуя в проекте "На службе Отечеству" в течение двух месяцев, Максим написал эту работу. Это одна из лучших работ в классе. Проект прошёл публичную защиту на уроке Мужества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

О. Фокина.

Защищать Родину – долг каждого гражданина. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной. Историкам известно много событий, когда на защиту Отечества вставали его сыны и дочери. Самым важным таким событием является Великая Отечественная война, которая не оставила равнодушным никого: ни взрослого, ни малого, ни мужчину, ни женщину. Нет ни одной семьи, которая оставалась бы в стороне от этого события. Не исключение и наша семья.

Мой прадедушка Масютин Петр Михайлович родился 24 сентября 1918 г. В октябре 1939 г. пошел на действительную службу. Прошла она в Монголии. Бои при Халхин-Голе были первой военной школой. Дедушка командовал орудийным расчетом в войне против японских захватчиков на реке Халхин-Гол. Он был смел, отважен. Его орудие разбило два японских штаба, восемь автомашин, два броневика и один танк. За редкую стойкость и отвагу в боях с японскими захватчиками ему была вручена медаль «За Халхин-Гол».

Немного оставалось служить солдату. Скоро домой к родным, но не сужденно было сбыться солдатским мечтам. Началась Великая Отечественная война. В числе других дедушка был направлен в военное училище. А враг в это время уже захватил: Прибалтику, Украину, Белоруссию часть России. Враг рвался на Кавказ. Быстро был пройден курс обучения. Младший сержант Масютин вместе с товарищами отправился на фронт в составе автобатальона при артполке. Не одну тысячу километров прошагал он со своим полком, десятки городов и сотни деревень освобождал сначала на родной земле, а затем на земле, повержанной фашистами Европы, теряя боевых друзей, был ранен сам. Я знаю, прадедушка был смелым, мужественным, стойким солдатом. Об этом говорят его многочисленные награды: медали «За Мужество и Отвагу», «За Победу», «За взятие Берлина», «Медаль Жукова». Приказом по 36-й мотострелковой дивизии от 3 сентября 1945 года мой прадедушка Петр Михайлович Масютин награжден «Орденом Славы III степени».

Второй мой прадедушка Харитонов Валентин Иванович родился

9 ноября 1925 года. В ноябре 1941 года он был привлечен на строительство астраханских оборонительных рубежей. В марте 1943 года он был призван в действительную армию в Сталинградский Краснознаменный корпус и зачислен слесарем по ремонту танков до сентября 1943 года.

В дальнейшем воевал стрелком 1570 артилерийского полка. С боями

брал железнодорожную станцию Войково в Крыму, в составе зенитного полка долгое время охранял от бомбежек г.Керчь и мост в Керченском проливе. Был демобилизован в феврале 1946 года по болезни.

В 1941 году был призван в армию и после ранения вернулся домой.

Мой дед Масютин Василий Петрович 12 февраля 1957 года рождения служил с 1975 по 1977 год на границе с Ираном в городе Нагорный Карабах. Дослужил до старшего сержанта, был награжден Нагрудным знаком «Отличник погранвойск» 2 степени.

Мой второй дед по маминой линии Шупиков Батырбек Устаевич

в городе Энгельсе Саратовской области в строительной части.

Мой дядя Масютин Виктор Васильевич 15 февраля 1980 года рождения с 2001 года был призван в город Володарск Нижегородской области. Служил механиком в автомобильных войсках, затем перевели в финансовую часть экономистом в звании младшего лейтенанта, где он и сейчас проходит службу.

Мой дядя Масютин Михаил Васильевич 17 ноября 1985 года рождения проходил службу с 2005 по 2007 год во внутренних войсках в городе Калач-на-Дону.

Во время конфликтов в Чечне возил на бензовозе топливо для танков, был награжден нагрудным знаком

«За отличие в службе» ВВ МВД России.

Мой папа Масютин Василий Васильевич 10 марта 1982 года рождения проходил службу с 2000 по 2002 год в ракетных войсках

В городе Горячий ключ Краснодарского края.

Защитников Родины среди наших родственников много. Человек должен гордиться тем, что он служит в армии, на самом деле он становится смелее и сильнее. Я тоже хочу служить, чтоб не прервать эту семейную традицию. Хочу походить на своего отца, деда. Хочу проверить себя на выдержку, стойкость. Но к этому времени нужно хорошо подготовиться: стать крепким, сильным, выносливым, ловким.

К сожалению, сегодня в вооружённых рядах не всё так гладко, воинская служба полна жестокости. Жестокость со стороны старослужащих к новобранцам может нести различные последствия. Некоторые призывники не выдерживают все эти тяготы и самовольно покидают свои части – сбегают. Я считаю, что нужно создать такие условия, чтобы у призывников было желание служить, а для наших родителей не было соблазна освободить своего ребёнка от службы в армии любыми путями.

У России всё и всегда должно быть лучшее, - это закон. Или хотя бы просто быть - но своё. Свои апельсины, свой чай, свои леопарды, свои процессоры - и свои игры. Как на любую капиталистическую ПРО ответим очередной "неудобной" ракетой - так и на любой "игровой хит" условного противника найдётся звучное "А у нас". Они говорят DOOM - мы "Смута ". Они Age of Empires - а мы "Ацтеки ". Они Need for Speed - а мы "Берегись автомобиля ". Ну и "Паркан " на Wing Commander , да. А вот как быть со, скажем, космическими стрелялками? С какой-нибудь, например, Way Point Zeta ? Нечем ответить, сдулись, сдаёмся? Русские НЕ сдаются. И пусть это убого и начисто забыто даже самыми оголтелыми товарищами (теми, кому нравятся упомянутые апельсины и чай), - но оно БЫЛО. Ныне же извлечено из-под слоёв пыли неизвестного хим. состава, изучено и представлено всей мировой аудитории. Чтобы боялись - да почище каких-то там медведей у пультов ядерных боеголовок. "На службе Отечеству " - от одного названия мурашки бегут по коже!.. А уж как сама-то игра страшна !..

Год 2170-й. По мечтам разработчиков игры (коих, кстати, всего два человека, причём один из них женщина, - да, вспоминаем тезис про коня с избой, товарищи!), к этому времени Россия смогла победить коррупцию, дороги, дураков и что-то ещё (то самое, из-за чего все беды на самом деле) и... нет, к великому сожалению, не завоевала весь мир, не восстановила контроль даже над Карсской областью, не говоря уже о форте Сагалло, а, наоборот, стала полноценной частью мирового сообщества. Противно? Не то слово! Но родина хотя бы развитая, влиятельная и уважаемая. Уже не совсем плохо. К этому времени космос активно осваивается человечеством под эгидой ООН, но, к сожалению, как и в бесконечно далёкие годы, кое-кто не хочет жить честно.

Именно для борьбы с такими вот антиобщественными элементами и были придуманы международные отряды космической милиции (да-да, "ми-", не "по-"!), задачей которых является патрулирование межпланетных торговых путей и - да, жестокий отстрел пиратских посудин, часто кочующих по ним, чтобы грабить несчастных странствующих купцов. И отдельно указывается, что наш протагонист - один из таких вот "ментов", причём - россиянин, представляющий родину в составе этих самых международных сил. Ура! Конечная цель, если это кого-то интересует, тоже есть - посредством борьбы с пиратами дослужиться от лейтенанта (в этом звании мы начинаем игру) до - всего лишь - генерала армии. Маршалом стать не дадут. Ибо кому-то уже заготовлено тёплое местечко, а вы без связей.

Собственно, вся игра - это ни разу не симулятор, а именно что космическая стрелялка, почти что виртуальный тир. Вид от первого лица с автоматическим перемещением (хотя можно изменять направление движения, подавать назад и вперёд и даже регулировать скорость) - из кабины космического штурмовика ИЛ-144к. Есть мощная лазерная пушка и ракеты для отстрела встречаемых нарушителей закона, есть защитное силовое поле, позволяющее быть уверенным, что уж с одного-то выстрела никто нас точно не отправит в лучший мир, а также весьма полезная вещь - радар.

На радаре, в частности, можно увидеть типы вражеских кораблей в виде дифференцированных по цвету столбиков, а также индикатор состояния вашего корабля (в зависимости от полученных им повреждений). Причём состоит этот индикатор из двух "частей": кольца того или иного цвета, символизирующего общий уровень опасности в текущий момент, и целого набора шкал, обозначенных словосочетаниями из вражеского языка; каждая такая шкала показывает тот или иной параметр: состояние защищённости конкретного конструктивного элемента летательного аппарата, запасы топлива (да, они не бесконечны), количество оставшихся ракет и даже температурные показатели - например, корпуса корабля или упомянутой лазерной пушки, от перегрева которой может случиться взрыв... Вражеских кораблей всего три вида, различаются они по мощи установленного на них вооружения, прочности силового поля, скорости и манёвренности. Играть, надо сказать, отнюдь не просто - убить (точнее, подбить и взорвать) могут запросто, тем более что бои против нескольких противников сразу здесь не редкость.

Графика... Ну, давайте скажем так: есть. Даже, наверное, не совсем плохая. Эффектов, правда, ожидать не приходится, всюду царствует её величество Плоскость, но... это же НАША игра! Своя, родная! Да ещё и, похоже, некоммерческая. То есть люди сделали и распространили на радость всем патриотам - правда, тогда ещё не через Интернет, а через FIDO. Не знаете, что это такое? Как всё изменилось... В общем, вердикт: а) раритет; б) гордость отечественного игростроения, в полной безвестности которой виноват только и исключительно Запад; в) не смотрите на графику, однообразие и несоответствие заявленному жанру, - это именно что стрелялка, которая должна быть сложной, и в этом плане игра способна доставить массу удовольствия; г) многое из того, что описано выше, - юмор. Что и где - предоставляем догадаться читателю.

КИРЕЕВ Евгений Владимирович
Родился 12 августа 1957 года в станице Шелковской Чечено-ингушской АССР, в прошлом - земли Ставропольского края. По завершении учебы в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище проходил службу на различных должностях политсостава на Украине, в Закавказье, Прибалтике. В 1987 году окончил Военно-политическую академию. На преподавательской работе с 1992 года. Прошел должности от преподавателя до начальника цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин Даугавпилсского и Ставропольского высших военных авиационно-инженерных училищ. В настоящее время заместитель начальника кафедры общественных наук Военно-воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина. Кандидат педагогических наук. Полковник.

Хочу обратиться к уважаемым коллегам - офицерам Российской армии, преподавателям и учащимся военно-учебных заведений, офицерам и будущим защитникам нашего Отечества, членам их семей со словами: "Братья и сестры!".

Ни для кого не секрет, что современное Российское общество переживает глубочайший духовный кризис. Об этом заявляют и представители высшего руководства государства, об этом с тревогой и болью говорится на различных общественно-церковных форумах, патриотическими средствами массовой информации.

В условиях нарастания процесса глобализации, построения "нового мирового порядка" на первое место выходит духовная борьба. Духовное противостояние, жесточайшая борьба за души людей, их мировосприятие, отношение к жизни в настоящее время приобретает особую остроту и значимость в силу целого ряда причин экономического, политического и идеологического характера. Недругов у нашего Отечества сегодня, пожалуй, больше, чем даже во времена монголо-татарского ига или Смутного времени на Руси на рубеже 16-17 веков. Заокеанские "режиссеры" большой политики не скрывают, что России отводится роль сырьевого придатка, поставщика энергоносителей и других ресурсов, жизненно необходимых для т. н. "золотого миллиарда" населения планеты. Русский народ, как известно, в это число не входит. Усиленно подсчитывается и везде обнародуется, сколько нас останется (оставят!) к такому-то году нынешнего столетия. Для него уготована другая судьба, очень похожая на ту, что была прописана в фашистском плане-проекте "Ост" - изгоев, рабов и лакеев по обслуживанию вредных химических производств на благо "великой Германии". Ум, интеллект, а главное, духовные корни и традиции русского народа новоявленным архитекторам "нового мирового порядка" только помеха. Не дать вернуться к своим православным истокам, корням и традициям - самая главная задача наших недоброжелателей.

Как спастись в этом жестоком мире? Как обрести облегчение многим, заблудшим в современном "идеологическом плюрализме", уставшим от мирской грязи и разврата, страха и лжи в условиях усиленного насаждения антинародной, антихристианской идеологии, именуемой как либеральная?

Живя и оценивая настоящее, слыша о прогнозах на будущее, человек ищет выхода и, невольно, обращается к прошлому, к истории и опыту предков. Там он видит их многовековую жизнь в православной традиции, в жертвенном служении за веру православную, Отечеству и родную, как правило, многодетную семью. Как приблизиться к этим чудным истокам, как найти ответы на вопросы, за которыми стоит твоя личная жизнь, жизнь твоих детей и внуков, народа русского?

На мой взгляд, очень многие ответы любой заинтересованный человек сможет найти в лекциях профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия Осипова Алексея Ильича, которые благотворительно передаются в виде аудиозаписей на компакт-дисках в военно-учебные заведения.

Следует отметить, что как истинно верующий человек и великолепный оратор, мастер слова и искусный полемист, профессор Осипов А.И. является желанным гостем в любом коллективе - трудовом, учебном, научном, военном. Многие годы, помимо основной учебно-педагогической деятельности в духовных школах Русской Православной церкви, он читает публичные лекции, несет людям слово Божие, проповедует христианские идеи, помогая человеку встать на путь спасения.

Лекции профессора Осипова А.И. представляют собой многогранный источник православного просвещения, позволяющий найти исторически выверенные, правильные ориентиры в миропонимании, осознании и духовном возрождении наших соотечественников, воинов армии и флота.

Глубоко убежден, что "духовность" и "армия" - неразделимые понятия. Это подтверждает бога тая история России, исторические вехи становления и развития ее армии. Самые великие победы русского воинства были связаны с Православием. "Молись Богу! От Него победа!" - говорил А.В. Суворов. И действительно, с Божьей помощью, русский солдат стойко переносил все тяготы и лишения воинской службы, громил врагов, защищал братьев по вере. В до революционной армии, как известно, не было ни политработников, ни специальных органов воспитательной работы. Но в русской Армии были военные священники Русской Православной Церкви. Их присутствие рядом с русским воинством было продиктовано всем укладом жизни Российского общества. "За Веру, Царя и Отечество!" - вот главные каноны, на чем зиждилась "воспитательная работа" в войсках. Неуставные взаимоотношения и другие виды казарменного безобразия, имеющие место в современной Российской армии, не были характерны для армии Российской Империи, в которой военнослужащие, в основном, исповедовали веру Православную. С русским солдатом рядом всегда был Православный священник. Христианин - это воин, сражающийся, по апостолу Павлу, с "духами злобы под небесной".

В чем же сила Русской Православной Церкви? Каковы основы ее духовной жизни? В чем суть православного взгляда на проблемы воспитания и образования? Что есть Бог? В чем смысл жизни человека на Земле? Эти и многие другие философско-религиозные проблемы затрагивает профессор Осипов А.И. в своих лекциях. Вне сомнения, они представляют интерес для всех, кто обеспокоен духовным состоянием современного российского общества, кто сам заблудился в лабиринтах чужеродных идеологических концепций.

Лекции Осипова А.И. - великолепный вспомогательный материал для всех, кто занимается учебной и воспитательной деятельностью. Сама жизнь показывает, что современная педагогика не мыслима без христианских ценностей, традиций и норм поведения. Ведь православие - неотъемлемая часть Российской культуры, изучение или знакомство с которой делает человека более умиротворенным, благородным, толерантным, обеспокоенным и ответственным за себя, свою семью и свое Отечество.

Лекционный материал профессора Осипова А.И. необходимо воспринимать не как религиозную агитацию и пропаганду, "затягивания" в христианскую веру. Нет! У каждого человека своя дорога к Богу. Православие исторически является основным элементом российской духовности. С верой во Христа связано наше великое прошлое, возрождающееся настоящее и более великое будущее.

Лекции Осипова А.И. представляют интерес для всех категорий военнослужащих и членов их семей, они ориентированы на людей различных убеждений и уровней веры. Могут быть использованы в учебном процессе профессорско-преподавательским составом, особенно при изучении гуманитарных и социально- экономических дисциплин с курсантами и слушателями всех специальностей и специализаций, различных форм обучения. Существенную помощь материалы могут оказать командирам и воспитателям при организации и проведении различных воспитательных мероприятий, как-то лекций, бесед, информирований, тематических вечеров и утренников, коллективных просмотров видеоматериалов, занятий по общественно-государственной подготовке.

Правовой основой для использования лекционных материалов доктора богословия, профессора Осипова А.И. в учебно-воспитательном процессе вуза являются Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" и Соглашения о сотрудничестве, заключенные Русской Православной Церковью с силовыми министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Не вызывает сомнения, что лекции Осипова А.И. позволят качественно улучшить состояние духовно- нравственного, патриотического воспитания и просвещения подчиненных, повысить эффективность формирования личности военнослужащего на основе исторических, культурных и боевых традиций Русской армии и народа.

http://www.pobeda.ru/biblioteka/na_sluzhbe_otechestvu.html

Поводом встретиться с председателем региональной общественной организации «Офицерское собрание» генерал-майором в отставке Олегом Путинцевым стало празднование 100-летнего юбилея Красной Армии. Олег Дмитриевич оказался интересным собеседником. Он – из военной династии. Уже несколько поколений посвящают свою жизнь служению Родине. История семьи в погонах начинается с отца, Дмитрия Тихоновича, – ветерана Великой Отечественной войны. Эстафету Путинцева-старшего приняли сыновья – Борис и Олег. Борис окончил Горьковское радиотехническое военное училище. А Олег стал артиллеристом. Сейчас уже его сын, Игорь, представляющий уже третье поколение, продолжает традиции.

– Отец и не думал быть военным, – рассказывает Олег Дмитриевич. – Окончил Богучарское педагогическое училище, несколько месяцев работал учителем истории и географии в Журавской неполной средней школе. В 1939 году отца призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Все его мирные планы перечеркнула советско-финская война, после окончания которой отца, учитывая его образование, направили в Харьков. Здесь, в училище, он и встретил Великую Отечественную войну. В декабре 1941 года его направили на курсы «Выстрел» при военной Академии имени М.В.Фрунзе в Ташкенте, которые он окончил в марте 1942 года. И на – фронт! Вот только не политруком, а артиллеристом. Осенью 1942 года 78-я стрелковая дивизия, где он служил, была переброшена под Москву. В районе Ржева полки насмерть встали на пути фашистов, рвущихся к Москве. Отец воевал в составе противотанкового дивизиона. На самом переднем крае расчёты наших пушек-сорокопяток первыми встречали немецкие танки.

Поскольку я сам артиллерист, то могу смело утверждать, что эти пушчонки могли более-менее эффективно поражать бронированные цели лишь с расстояния в сотни метров или из засады. В случае промаха фашистские танки, обладавшие, как правило, орудиями гораздо более крупного калибра, могли уничтожить целый расчёт всего лишь одним выстрелом.

Как рассказывал отец, неслучайно артиллеристы с чёрными юмором называли сорокопятки «Смерть врагу – конец расчёту», причём вместо «конец» использовалось гораздо более выразительное слово. И подвиг каждого бойца, поджигавшего танки из таких пушек, значим.

Отцу довелось освобождать Воронежскую область – свою малую родину. Дивизия участвовала в наступательной операции «Малый Сатурн» в декабре 1942 года. Штаб находился в Калаче. С боями прошёл Украину, Молдавию, Венгрию, Чехословакию. Боевой путь завершил в Австрии. В 1945 году отец серьёзно заболел. Угодил в медсамбат, где и встретил мою маму. По болезни отца демобилизовали. Так что вернулся домой капитан Дмитрий Путинцев в наградах и с женой-казачкой из Урюпинска.

– До сих пор по поводу даты 23 февраля ведутся споры между историками. Так, некоторые из них считают, что Рабоче-крестьянская Красная Армия фактически была создана 28 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров РСФСР. Что вы думаете по этому поводу?

– Чтобы понять, о чём идёт разговор, позволю сделать небольшое отступление. Разгоравшаяся в России Гражданская война и угроза военной интервенции требовали от Советского правительства создания регулярной армии. Уже 28 января 1918 года Совет народных комиссаров принимает Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а следом, 11 февраля, был основан Рабоче-крестьянский Красный Флот (РККФ).

Предполагалось набрать в Красную армию 18-летних парней, причём на добровольных началах. Но молодёжь не спешила вступать в ряды РККА, а фронтовики, уставшие от войны, отдыхали по домам. 22 февраля 1918 года правительство вынуждено было обратиться к народу с Декретом-воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!». На следующий день началась массовая запись петроградских рабочих в Красную Армию. Всего за 23-26 февраля записалось около 10 тысяч человек. Желание послужить молодой Республике изъявили также около восьми тысяч офицеров бывшей царской армии.

А 23 февраля 1918 года красноармейские отряды оказали решительное сопротивление германским войскам под Псковом и Нарвой. Некоторые историки ставят под сомнение этот факт, поскольку никаких документальных доказательств якобы этому не существует. Возможно, и не было, но, тем не менее, 23 февраля – это прежде всего дань памяти тем людям, которые в судьбоносный для молодой Республики час встали на защиту своей Родины. И, собственно, сейчас этот день так и называется – День защитников Отечества, что, по-моему, очень точно отражает суть произошедшего сто лет назад.

– Олег Дмитриевич, можно ли говорить, что Вооружённые Силы рождались на обломках царской армии?

– В принципе, так и есть. Временное правительство добило старую армию путём её демократизации и либерализации. На фронте царила полная неразбериха - никто толком не мог понять: за кого воевать?! Солдаты полками сдавались в плен, братались, дезертировали с поля боя. Не подчинялись они и своим офицерам. Из старой русской армии единственными частями, сохранившими воинскую дисциплину, были полки латышских стрелков, которые перешли на сторону Советской власти.

Правительство советского государства с огромными усилиями пыталось сформировать армию, но этот процесс шёл, как я уже говорил, очень тяжело. В строительстве новых Вооружённых Сил был использован опыт русской армии. Пришлось отказаться от принципа добровольности и выборности командиров, поскольку он крайне вредно влиял на уровень боеспособности частей. После ряда реорганизаций восстановили единоначалие. Теперь за порядок и дисциплину отвечали командир и комиссар. 29 июля 1918 года в стране был введён воинский призыв, который позволил к середине сентября довести численность РККА до почти полумиллиона человек.

Наряду с количественным ростом армия укреплялась и качественно. Одними лозунгами о том, что социалистическое Отечество в опасности, войну не выиграешь. Нужны были опытные кадры, пусть и не поддерживающиеся всё цело Советскую власть. В массовом порядке стали призывать так называемых военспецов, то есть офицеров и генералов царской армии. Во время Гражданской войны в Красную армию было призвано около 75 тысяч бывших офицеров из 150-тысячного корпуса офицеров Российской империи. В то время как в Белой армии служили 35 тысяч царских офицеров. Часть из них после разгрома «белого движения» перешли на сторону большевиков. Всего в годы Гражданской войны до 50 процентов командного состава в РККА были военспецы. Многие потом стали гордостью СССР, как, например, полковник Борис Шапошников, ставший маршалом Советского Союза и начальником Генерального штаба армии. Ещё один руководитель Генерального штаба Красной армии во время Великой Отечественной войны – маршал Александр Василевский. В Гражданскую войну он вступил штабс-капитаном.

Действенной мерой укрепления среднего командного звена стали военные школы и курсы ускоренной подготовки красных командиров из числа солдат, прошедших боевую закалку на фронтах Первой мировой войны. Достаточно вспомнить Василия Чапаева, ставшего комдивом, или Семёна Будённого, возглавившего 1-ю Конную армию.

Рабоче-крестьянская Красная Армия прошла через горнило войн, с честью отстояв завоевания Великого Октября. В феврале 1946 года РККА была преобразована в Советскую Армию, просуществовавшую до 1992 года.

– «Холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны. Вчерашние союзники весной 1949 года создают организацию Североатлантический альянс НАТО. Чем ответил СССР?

– Советский Союз, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветские правительства, и укрепил эту сплочённость созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. В эту организацию входили СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия. Албания, ГДР, Монголия. А в 1955 году был создан военно-политический союз – Организация Варшавского Договора (ОВД), куда входили Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Албания. Позже в 1968 году она денонсировала договор. Варшавский договор стал мощным фактором в стратегии сдерживания, которую СССР выработал в ответ на создание агрессивного блока НАТО.

Мне довелось служить в Группе советских войск в Германии (ГСВГ), и могу сказать, что её боевой потенциал был сопоставим со всеми европейскими армиями, входившими на тот момент в Североатлантический альянс. Войска Группы относились к первому стратегическому эшелону – войскам прикрытия. Здесь занимались не муштрой, а настоящей боевой учёбой. Мы в полной мере осознавали, что именно нам предстоит удержаться на линии границы ГДР до мобилизации всех Вооружённых Сил СССР и стран, входивших в Организацию Варшавского договора. К сожалению, социально-политические преобразованиями в СССР и других государствах Восточной Европы на рубеже 1980-1990-х годов привели к тому, что в феврале 1991 года странами-участницами было принято решение об упразднении военных структур Варшавского договора. Пришлось выводить войска из Восточной Европы, и чем всё это закончилось вам хорошо известно.

– Вам довелось участвовать в выводе войск с территории Чехословакии?

– В Центральную группу войск я был переведён из Забайкальского округа в 1988 году, на должность командующего ракетными войсками и артиллерией. Здесь я получил звание «генерал-майора». 26 февраля 1990 года в Москве было подписано Соглашение о полном выводе из Чехословакии советских войск. Согласно документу, вывод войск предусматривалось провести в три этапа. В академии нас не учили этому. Дело совсем новое. А предстояло вывести ни много не мало, а более семи тысяч человек. Плюс к тому же технику, вооружение, семьи. Забот полон рот.

Член попечительского совета Верхнемамонского казачьего кадетского корпуса имени Матвея Платова
генерал-майор в отставке Олег Путинцев поздравил команду учебного заведения, ставшей лучшей
в военно-тактических спортивных соревнованиях «Православный воин-2017»..
Фото с сайта Верхнемамонского казачьего кадетского корпуса.

Но самая большая головная боль – ядерное оружие. На территории ЧССР находились хранилища ядерных боеприпасов. Пришлось не спать ночами, контролировать погрузку, разгрузку в спецвагоны. Хранилища были освобождены в ходе первого этапа вывода ЦГВ и переданы чешским представителям уже в июле 1990 года. Не поверите, но прощались мы с чешскими коллегами со слезами на глазах. Они хорошо понимали, что будет со страной после ухода советских солдат.

После распада СССР, в мае 1992 года, были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации. История Красной Армии – Вооружённых Сил СССР на этом закончилась. Новая армия стала вооружённой силой государства с новым социально-политическим устройством. Но армия России по праву является преемником боевой славы и лучших традиций той Красной Армии, которая родилась в бурных событиях 1918 года.

– После Чехословакии куда вас направили?

– В Белоруссию. Предложили должность командующего ракетных войск и артиллерии Белорусского военного округа. Но вскоре пришёл 1991 год – развал Советского Союза. Мой военный опыт никому не понадобился, и мне пришлось уволиться. Обидно было: 48 лет, генерал-майор. Но отчаиваться, долго не пришлось. Посол России в Белоруссии, с которым я был в хороших отношениях, предложил мне работу в Исполнительном секретариате СНГ. Там я проработал двенадцать лет. Курировал все силовые структуры стран СНГ.

– В Российской Армии продолжает службу ваш сын?

– Игорь пошёл по моим стопам. Также окончил Ленинградское высшее военное артиллерийское училище. И тоже с золотой медалью. Так что фамилия Путинцевых дважды выбита золотыми буквами на мраморе в стенах училища. Служил в ГСВГ, затем в Алакуртти под Кандалакшей. В июне 2000 года Игорь успешно окончил Михайловскую военную артиллерийскую академию. Сейчас он полковник, защитил диссертацию, преподаёт там же, в академии. В общей сложности семья Путинцевых в погонах служит Отечеству уже более семидесяти лет.

Пользуясь возможностью, хотел бы поздравить всех ветеранов военной службы, действующих военнослужащих с юбилеем и пожелать всего доброго, семейного благополучия, здоровья и мирного неба над головой.

Беседовал Валерий КАЗАНОВ.


Олег Путинцев, сын Игорь и внук Евгений, который мечтает
стать офицером. Фото из семейного архива Олега Путинцева.