Значение Великих географических открытий.

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки - отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы .

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн ,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла .
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл .
Ему лучше не звонúть ,
кто звонúт , тому водить.

В яслях дети баловáлись ,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть ,
встанем все по алфавúту :
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт ,
тот расчёт наш облегчúт .

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко - молОко - молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

рУбашка-рубАшка-рубашкА!

Ekaterina AL

Надо обратиться вслух:
Эй, лОшадь
эй, мЫло -

и ударение слышно.

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

Тема урока: Как люди открывали и изучали Землю

Цели урока :
выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование : физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
Тип урока : комбинированный.

Ход урока.

    Организационный этап

2. Проверка домашнего задания


1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?

3. Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.

Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.

Имя исследователя

Открытия

Представления о Земле древних людей.

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли. Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях. Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы.

Великие географические открытия.

Открытия особенно большого значения были сделаны в XV-XVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло. Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин.

Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (см. Презентацию). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении.

В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (см. Презентацию). В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область. И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

Современные исследования.

В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве

Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.

Значение Великих географических открытий

Практическое

Социально-политическое

Общечеловеческое (гуманистическое)

Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей

Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения

Мир поделили на Старый и Новый Свет

Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами

Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей.
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке.

Географический диктант:

    Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?

    Назовите имя ученого, который дал название науке географии.

    Кто открыл Тихий океан?

    Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?

    Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?

    Кто и когда открыл Новый свет?

Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались.
На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.

4.Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 2-7.

С древних времен люди пытались постичь природу Вселенной. Не обладая возможностями современной науки, астрономы открывали новые планеты, лунные горы, солнечные пятна; изучали звезды, образующие галактики. Звезды, планеты и созвездия, которые можно видеть на небосклоне невооруженным глазом, люди знали всегда. А как же та планета, на которой жили сами люди, и живут сейчас? Кто открыл нашу планету? Как открывали Землю? Может быть, люди всегда знали о Земле?

Неизвестная Вселенная

В прошлом разные народы называли свое местонахождение по-разному, подразумевая различные значения этих слов. Для древних славян слово «земля», означало поверхность той местности, на которой они находились, или территорию, например, земля Новгородская или Киевская. А другие народы «землями» обозначали собственные территории. То, что было за пределами этих «земель», оставалось долгое время неизведанным. И выходит так, что неизведанную планету Земля люди все-таки открывали.

Чтобы узнать, как человек открывал Землю, надо, прежде всего, выяснить, когда это происходило, и кто первый понял, что живет на планете, подобной другим, вращающимся вокруг Солнца. В древности существовали различные представления о строении Вселенной. Но уже много веков назад древние греки предполагали, что земля не бесконечна, имеет определенную форму и находится в каком-то пространстве. Различные наблюдения природных явлений подтверждали, что Земля не плоская, а имеет форму шара, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но это противоречило священным писаниям и учению о геоцентрической модели мира, утверждаемому древнегреческим ученым философом Аристотелем. Он считал, что Земля – это свободно висящий шар в центре множества вложенных друг в друга сфер с различными планетами, а за так называемой «сферой неподвижных звезд», находится «перводвигатель», приводящий в движение всю Вселенную.

Первооткрыватели

  • Почти четырнадцать столетий просуществовала эта теория строения Вселенной. И только в средние века, в эпоху утверждений о божественном происхождении мира, европейские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи осмелились говорить о том, что Земля подобно другим планетам двигается в пространстве.
  • В это же время арабские и азиатские ученые изобрели более совершенные инструменты для астрономических наблюдений. В эту эпоху арабскими исследователями было совершено множество открытий новых земель. Рассматривая то, как открывали новые земли арабские мореплаватели, стоит отметить, что они бороздили воды Индийского океана, путешествуя в Индию и Китай, основывали новые колонии на побережье Африки.
  • На севере планеты норманнами были открыты острова Исландия и Гренландия, а также берега Северной Америки. К берегам Ледовитого океана отправлялись новгородцы. Новые земли открывали не только ученые, но и торговцы.
  • Стоит упомянуть то, как открывали новые земли люди, не относящиеся к науке. Чтобы расширить торговые связи, возникала необходимость в исследовании новых торговых путей. Так, например, итальянский купец Марко Поло открыл для европейцев неизвестные Китай и Индию. Тверской купец Афанасий Никитин снарядил корабли и через Персию, и Аравийское море вышел к берегам Индии и составил точные описания увиденных стран.
  • В середине пятнадцатого столетия испанские корабли во главе с Колумбом совершили величайшее для человечества открытие на берегах Атлантического океана. И уже в 1521 году Магеллан совершает кругосветное путешествие.

Благодаря этим и многим другим мореплавателям, и первопроходцам, развивалась наука, техника, открывались новые территории, пополнялись знания о планете в целом.

Открытие Земли

Наконец, величайшее открытие планеты Земля, было сделано астрономом Николаем Коперником в XVI веке, когда в своей научной работе «О вращении небесных сфер» он описал теорию гелиоцентрической системы мира. Коперник все расставил на свои места. День сменяет ночь из-за вращения Земли вокруг своей оси, времена года меняет движение планеты вокруг Солнца. Прошло несколько столетий после этих открытий, прежде чем 12 апреля 1961 года первый человек увидел нашу планету из космического пространства, совершив полет на космическом корабле вокруг Земли, открывая ее для всех вновь. Сегодня человечество обладает мощными мыслительными и технологическими инструментами, с помощью которых можно собрать огромное количество сведений о Земле и всей Вселенной. Поэтому вопрос о том, как открывали Землю, остается открытым. Впереди еще множество сложных научных исследований и открытий, и интереснейших историй.

Как люди открывали и изучали землю

Знания о Земле, о материках, океанах и морях пришли к людям не сразу. Они по маленьким крупицам накапливались в течение многих веков и систематизировались многими учеными-географами и мореплавателями.

В наше время, при помощи спутников можно легко сфотографировать и изучить любой уголок нашей необъятной планеты. Однако так было далеко не всегда. Люди потратили много сил и времени, для того, чтобы открыть мир.

Первые путешественники-открыватели

В античном мире, первые открытия новых земель были связанны с проложением торговых путей моряками - торговцами. В 600 году до н. э., древние финикийцы впервые за всю историю человечества смогли осуществить путешествие вокруг Африки, что дало возможность людям изобразить первые географические карты материка.

В ходе этого морского путешествия были открыты такие острова как Мадейра, Азорские и Канарские острова. Еще одними героическими открывателями мира стали древние греки, которым удалось не только открыть такие земли как Индия, юг Франции, юго-западные земли Британии, Гренландию, но и сделать верные выводы касающиеся природных явлений и строения планеты.

Именно древнегреческие мореплаватели впервые высказали теорию о том, что земля имеет круглую форму. Древние греки, которые путешествовали по северным землям, рассказывал в своем государстве о северном сиянии, о дыхании моря (приливы и отливы) , однако их соотечественники приняли их за безумцев, настолько неправдоподобно звучали их рассказы.

Великие географические открытия

Благодаря развитию торговли и совершенствованию кораблестроительства, в 15-17 веке в Европе наступил период Великих географических открытий, в течении которого людям удалось открыть материки и острова, которые до тех пор оставались под завесой тайны.

В 1492 году известный испанский мореплаватель Христофор Колумб, в поисках новых торговых путей с Индией открыл Новый Свет, который позже получил название Америка. Значительный вклад в открытии новых территорий удалось сделать португальскому моряку Васко де Гамма, который в 1948 году открыл несколько остров Азии и Океании.

В 1512 году первое кругосветное путешествие совершил португалец Фернан Магеллан. Во время этого путешествия были сделаны первые карты Индийского океана.

В 17 веке европейцами была открыта Новая Зеландия, Гавайские острова и Австралия. В этот же период русские первопроходцы покорили всю территорию Сибири, и вышли на Дальний Восток.

Последним материком, который открыли люди в 1820 году, стала далекая Антарктида.

Важность географических открытий

В результате того, что люди открывали новые земли, человечество смогло накопить знания о мироустройстве: движении солнца, луны, смены сезонов на разных территориях, наличии полюсов.

Людям стали доступны те блага и природные ресурсы, которыми изобиловали новые земли. Благодаря географическим открытиям в период Античности, Средневековья и Нового времени, мы имеем возможность полноценно изучать географию нашей планеты

Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых-географов постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой геосферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них - географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятельности человека.

В наш космический век Земля, которая раньше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происходящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Где они были расположены?

Основные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - опытные корабельщики, мореходы и купцы, - нагрузив свои корабли разными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможно, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий ученый, историк и путешественник ~ оставил нам классический памятник античной науки, известный иод названием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из описанных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития географии называют познавательно-описательным.

  1. Какие знания о нашей планете были накоплены в древнем мире?
  2. Назовите имена ученых и расскажите о вкладе, который они внести в развитие географии.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, затем - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путешествие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран.

Когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам, в том числе к географии.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды.

Рис. 4. Одна из карт античного мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) велись поиски морских путей в Китай и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила первые представления о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников.

  1. Назовите наиболее значимые открытия, сделанные в период раннего средневековья.
  2. Каково значение эпохи Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Важнейшие географические путешествия и открытия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. В XVIII в. в России был проведен целый ряд экспедиций, задуманных Петром I. Все они получили общее название Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды этой экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок. Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном ряду с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

Многочисленные экспедиции ХVIII-XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX в. внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях, цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях науки. В 60-е гг. 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыл новые возможности в изучении Земли.

Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а также делать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли.

Рис. 6. Морские суда служат научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек.

Так постепенно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям.
  4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников знаний.
  5. На какие вопросы отвечает современная география?