Знаменитые подводники второй мировой ссср. Загадочные нацистские субмарины (3 фото)

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками - скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры - жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) - дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира - совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Английский адмирал сэр Эндрю Каннингхэм говорил: «Флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Потребуется триста лет, чтобы создать традицию». Немецкий флот, противник англичан на море в годы обеих мировых войн, был очень молод и не имел такого количества времени, однако немецкие моряки старались создавать свои традиции в ускоренном варианте - например, используя преемственность поколений. Ярким примером подобной династии является семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) родился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в списки кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года получил чин лейтенанта цур зее – в это время он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую войну Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS König) в звании капитан-лейтенанта. В мае 1915 года, соблазнившись перспективой службы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл курсы в школе подводников в Киле и получил под своё командование учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен командиром на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй немецкого флота 11 марта 1916 года.

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) - видно, что, кроме любви к морю, отец передал сыновьям и характерную внешность. Прозвище отца «Нос» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Решение стать подводником стало для Шульце судьбоносным, так как служба на подлодках дала ему куда больше в плане карьеры и известности, чем он мог бы достичь на надводных кораблях. За время командования U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих успехов, потопив британский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тонн, и заслуженно украсил свой мундир самой престижной наградой Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тонн), который использовался британским Адмиралтейством во время войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять минут Шульце добил его второй торпедой. Потопление лайнера сопровождалось большим количеством жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот день на её борту, помимо экипажа, находилось 2860 солдат, 200 офицеров и 60 человек медицинского персонала. На следующий день итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали причиной смерти 412 человек.


Британский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под командованием Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён другой немецкой лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим объясняется небольшое количество жертв при потоплении - погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года возглавлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгрия), совмещая эту должность со службой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Конец войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих наград Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В период между войнами он занимал различные штабные и командные должности, продолжая двигаться вверх по карьерной лестнице: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – контр-адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход нацистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал вице-адмиралом, а спустя два года получил чин полного адмирала флота. В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой войны вновь вернулся на флот, и уже окончательно оставил службу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.


Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел большую семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой родилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть только младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве. К сыновьям Шульце судьба была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на службу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-другому.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы заметил в надводном положении подводную лодку. Первая же атака оказалось успешной, и лодка, которой оказалась U 512 (тип IXC), после взрыва сброшенных с самолёта бомб скрылась под водой, оставив на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, оказалось неглубоким, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра. Около 15 человек оказалось в носовом торпедном отсеке, который в таких ситуациях мог служить убежищем.


К началу Второй мировой войны основной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Однако для B-18 тоже нашлось занятие - более 100 машин оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную службу. В этом качестве их служба была тоже недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных успехов «Боло».

Было принято решение выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось в два раза меньше, чем находившихся в отсеке людей. Кроме того, помещение стало заполняться хлором, который выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось подняться лишь одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом гибели лодки B-18 заметил спасшегося подводника и сбросил спасательный плот. Прежде чем его подобрал корабль ВМС США, Махен провёл на плоту десять суток. Во время своего «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, которые нанесли ему клювами существенные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы. Разорвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, несмотря на его противный вкус. 12 октября его обнаружил американский эсминец «Эллис». Впоследствии, находясь на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал характеристику своему погибшему командиру.

«Согласно показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его командир капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, сын адмирала и член семьи «Носа» Шульце, оставившей заметный след в германской военно-морской истории. Однако Вольфганг Шульце мало соответствовал своим знаменитым предкам. Он не пользовался любовью и уважением своего экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком. Шульце пил запоем на борту и очень строго наказывал своих людей даже за самые незначительные нарушения дисциплины. Однако, помимо падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» командиром лодки, экипаж Шульце был недоволен его профессиональными навыками командира субмарины. Веря в то, что судьба уготовила ему стать вторым Прином, Шульце командовал лодкой с чрезвычайным безрассудством. Спасённый подводник заявил, что во время прохождения U 512 испытаний и учений Шульце был всегда склонен оставаться на поверхности во время учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, при этом он мог отдать приказ о погружении, не предупреждая своих артиллеристов, которые после ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Конечно, мнение одного человека может носить и слишком субъективный характер, но если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze)соответствовал данной ему характеристике, то он очень сильно отличался от своего отца и брата Хайнца-Отто. Особо стоит отметить, что для Вольфганга это был первый боевой поход в качестве командира лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тонн. Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище своего отца, данное тому во время службы на флоте – «Нос» (нем. Nase). Происхождение прозвища становится очевидным при взгляде на фото – старый подводный ас имел большой и выразительный нос.

Хайнц-Отто Шульце

Если кем по-настоящему и мог гордиться отец семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позже старшего Вольфганга, но сумел добиться гораздо больших успехов, сравнимых с достижениями отца.

Одной из причин, почему так случилось, является история службы братьев до момента назначения командирами боевых субмарин. Вольфганг после получения звания лейтенанта в 1934 году служил на берегу и надводных кораблях – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau). После восьми месяцев обучения и практики старший из братьев Шульце был назначен командиром на учебную лодку U 17, которой и командовал десять месяцев, после чего получил ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце практически не обладал боевым опытом и презирал осторожность, его гибель в первом же походе вполне закономерна.


Хайнц-Отто Шульце вернулся из похода. Правее него командир флотилии и подводный ас Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp ), 1942 год

В отличие от своего старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно пошёл по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сразу выбрал службу на подводных лодках. После окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой войны. Лодкой командовал капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода. В результате одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и получил повреждения британский линкор «Нельсон» .

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на курсы командиров подлодок, после окончания которых командовал учебной U 4, затем стал первым командиром U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Получив под свою руку собственную лодку, Шульце в первом же походе показал прекрасный результат, потопив четыре судна на 10 778 тонн во время сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую характеристику действиям молодого командира U 432: «Командир добился успеха в своём первом походе, проявив настойчивость в атаке конвоя».

В дальнейшем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и только один раз вернулся из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми немецкие подводники отмечали свои успехи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тонн. Это было не совсем верно: личный счёт командира U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тонн были повреждены (по данным сайта http://uboat.net). Однако Хайц-Отто был на хорошем счету у командования, был смелым и решительным, при этом действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван своими коллегами «Маска» (нем. Maske).


Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем также был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии могут успешно действовать у восточного побережья США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки топливом. В том походе Шульце провёл в море 55 суток, потопив за это время пять судов на 25 107 тонн.

Однако, несмотря на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же судьба, что и его старшего брата Вольфганга. Получив под командование новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточного побережья Африки своими бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал службу на флоте уже после начала войны, в декабре 1939 года, и о деталях его карьеры в кригсмарине известно не очень много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на должность вахтенного офицера подлодки U 608 под командованием обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантику с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тонн.


Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции военно-морского музея в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на курсы подготовки командиров подлодок и спустя месяц стал командиром учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен командиром на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым командовал до конца войны. Любопытно, что данная лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но в 1957 году поднята, восстановлена и в 1960 году включена в состав ВМС ФРГ под названием «Вильгельм Бауэр». В 1984 году она была передана Немецкому морскому музею в Бремерхафене, где используется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и скончался в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» династии

Стоит отметить, что семья Шульце не является исключением для немецкого флота и его подплава – истории известны и другие династии, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух командиров подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в свой первый поход, который оказался для него и последним, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован британской лодкой E54. Выживших не было. Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно командовал четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб британского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).


Уцелевшие моряки с потопленных британским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле - для них война закончилась.

Во Второй мировой участвовали два командира подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), командир U 386 (тип VIIC), не добился никаких успехов, однако сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в Северной Атлантике глубинными бомбами британского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая командира, попала в плен. Командиру торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло гораздо меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой во время перехода из малайского Пенанга во Францию. Возле Кабо-Верде лодку атаковал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним командиром подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) командовал лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой участвовали ещё два командира лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), командир U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), командир U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни после начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным командиром со всеми задатками подводного аса, но удача быстро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту немецкой субмариной, потопленной во Второй мировой войне. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей. Командир лодки вместе с экипажем провёл всю войну в плену.

Людвиг Франц интересен прежде всего тем, что был командиром одной из немецких лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море вместе со всем экипажем, не успев добиться каких-либо успехов.


Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под командованием Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года в районе Бреста. Корабль тонул медленно, что дало возможность экипажу организованно его покинуть - погибло лишь 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми командирами подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), командовавший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), командир UB 21 и U 62, добился поистине выдающихся успехов – 53 уничтоженных судна на 124 535 тонн и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и британский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «Голубой Макс», как называли Pour le Mérite, на шею. Оставил после себя книгу мемуаров под названием «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), командир подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с лодкой и экипажем в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, сброшенных канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух командиров подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), командир U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – британский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и британскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер командовал знаменитой Фландрской флотилией подводных лодок, в которой воевало множество немецких подводных асов Первой мировой, а закончил свою флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине контр-адмирала.


Броненосец «Сюффрен» - жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под командованием Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. После взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), командир UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тонн). Погиб вместе со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Великобритании). Командовавший в конце Второй мировой лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) успехов не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о семейных династиях в немецком подводном флоте, хотелось бы еще раз отметить, что флот – прежде всего не корабли, а люди. Это касается не только немецкого флота, но будет справедливо звучать и в отношении военных моряков других стран.

Список источников и литературы

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Отто Кречмер вошёл в историю Второй мировой под прозвищем «Король тоннажа». За достижения его часто именуют лучшим подводником Дёница или подводным асом № 1. Но так ли это? Ведь некоторые из его коллег также совершили деяния, которые никто не смог превзойти. Не потеснят ли они Кречмера с пьедестала? Попробуем разобраться, кто же мог быть лучшим подводником Третьего Рейха.

Немецкие подводные асы

Французское слово «ас» стало активно использоваться в военной терминологии ещё в годы Первой мировой войны. Оно означало «специалист высшего класса» или «лучший из лучших». Изначально так называли военных лётчиков, в совершенстве владевших искусством пилотирования и воздушного боя и сбивших не менее пяти самолётов противника. Вскоре асы появились и у подводников. Уже в сентябре 1914 года немецкие подводные лодки заявили о себе как о грозном оружии, когда их торпеды отправили на дно четыре британских крейсера. После этого субмарины занялись истреблением торговых судов и добились внушительных успехов.

Отличительной чертой подводного аса кайзеровского флота было награждение командира подлодки высшим военным орденом Пруссии «Pour le Mérite» («За заслуги»). В вооружённых силах Германии из-за цвета креста его прозвали «Синим Максом». Первым кавалером ордена среди подводников стал знаменитый Отто Веддиген . Всего же в Первую мировую этой награды были удостоены 29 командиров субмарин. Яркими фигурами среди них были Лотар фон Арно де ля Перьер и Отто Херзинг.

Версальский мирный договор лишил Германию подводных лодок на 16 лет. Но с приходом к власти Гитлера «Версаль» был денонсирован, и в немецком флоте снова появились субмарины. К началу Второй мировой войны в его составе находилось 57 лодок. Кригсмарине обстоятельно готовились к подводной войне: на 1 сентября 1939 года было заложено 80 новых подлодок.

Так как подводные лодки опять вели войну против торгового судоходства, их командиров нужно было стимулировать к потоплению как можно большего количества судов. Поэтому по новым правилам Рыцарский крест полагался за 100 000 брт, а за 200 000 - Дубовые листья к нему. Уничтожение вражеского линкора или авианосца автоматически делало командира субмарины кавалером Рыцарского креста.

За время Второй мировой эту награду получили 124 командира. Однако лишь 34 из них сумели преодолеть планку в 100 000 брт, ещё 50 потопили свыше 50 000 брт. Семь командиров стали кавалерами Рыцарского креста за потопление или повреждение крупных военных кораблей: Прин, Шухарт, Эстен, Гугенбергер, фон Тизенгаузен , Бигальк и Розенбаум.

Обратим внимание на особо выдающихся подводников Дёница.

Отто Кречмер

Кречмер начал войну командиром небольшой «двойки» U 23. Он обладал всеми качествами для достижения успеха: бесстрашный, расчётливый, хладнокровный и агрессивный подводник. Его нелюбовь к болтовне стала притчей во языцех на подплаве. Коллеги дали ему прозвище «Молчаливый Отто».

До марта 1940 года U 23 действовала на Северном море . За это время ей было засчитано потопление эсминца и 25 738 брт торгового тоннажа. Но в реальности «двойка» потопила меньше: пять судов на 10 736 брт - и нанесла непоправимые повреждения двум судам на 15 513 брт.

2 апреля 1940 года Кречмера назначили командиром достраивавшейся U 99 - лодки типа VIIB. 18 апреля она вошла в строй кригсмарине. С этого момента началось восхождение «молчаливого Отто» на подводный Олимп, так как Атлантика была куда перспективнее Северного моря.

Отто Кречмер в Берлине после церемонии награждения Дубовым Листьями к Рыцарскому Кресту за потопление 200 тысяч брт. Bundesarchiv, Bild 183-L16644 / CC-BY-SA 3.0.
de.wikipedia.org

В своём первом походе Хесслер действовал уверенно и агрессивно, потопив в Атлантике четыре судна общим тоннажем 18 482 брт. Второй поход U 107 стал уникальным явлением в истории кригсмарине. Лодка была отправлена на юг, к африканскому порту Фритаун. Проведя 96 суток в море, она потопила 14 судов на 86 699 брт. Этот был лучший результат, показанный немецкой субмариной за один поход, и он остался непревзойдённым.

Так как сумма потопленного тоннажа в двух походах U 107 превысила 100 000 брт, Хесслеру полагался Рыцарский крест. Но Дёниц молчал. Командующий испытывал неудобство: представляемый к высшей награде был его зятем. Даже вмешательство высокого начальства не побудило Дёница к действию. В итоге наградные документы подписал сам гросс-адмирал Эрих Редер, а его штаб послал на U 107 персональное поздравление.

Третий поход U 107 cтал для Хесслера последним в его карьере подводника. Он снова получил задание действовать у африканского побережья, но прежний успех повторить не смог. После фритаунского побоища весны–лета 1941 года англичане ограничили движения одиночных судов, введя там систему конвоев.

Тем не менее Хесслеру удалось отличиться. 24 сентября того же года U 107 успешно атаковала конвой SL-87, потопив три судна на 13 641 брт. По возвращении лодки на базу Гюнтер Хесслер был переведён в штаб командующего подводными силами, где служил до конца войны.

Эрвин Ростин пришёл на подплав с тральщиков. В начале войны он командовал 7-й тральной флотилией, а затем поочерёдно был командиром тральщиков М 98 и М 21. В марте 1941 года, уже будучи капитан-лейтенантом, Ростин перешёл на подлодки и после окончания обучения стал командиром новенькой «девятки» U 158.

Ростин в буквальном смысле как метеор ворвался в ряды подводной гвардии Дёница. В первом полугодии 1942 года он совершил два похода к побережью США, в ходе которых потопил 17 судов на 101 321 брт. В первом из них Ростин отправил на дно пять судов на 38 785 брт.

Второй поход начался 20 мая 1942 года. U 158 успешно действовала в Мексиканском заливе и Карибском море. Ростин устроил там настоящее побоище, потопив 12 судов общим тоннажем в 62 536 брт. Узнав об этом успехе, 29 июня Карл Дёниц прислал на U 158 сообщение с поздравлениями командиру по поводу его награждения Рыцарским крестом.

Звезда Эрвина Ростина закатилась столь же быстро, как и взошла. Уже на следующий день после поздравления командующего U 158 была атакована американским самолётом и потоплена к западу от Бермудских островов. Весь экипаж погиб.

Вольфганг Лют

Теперь обратим внимание на последнего кандидата - выдающегося подводника Вольфганга Люта. Его персона, хорошо известная любителям морской истории, не нуждается в представлении. Поэтому перейдём сразу к аргументам в его пользу.

Лют стал первым и единственным командиром лодки II серии, кто был награждён Рыцарским крестом за реальные, а не мнимые успехи. За время командования «двойками» U 9 и U 138 ему было зачтено 12 торговых судов на 87 236 брт. И хотя реальный результат был меньше - 13 судов (12 в результате торпедных атак и ещё одно после постановки мин) общим тоннажем 56 640 брт, - никто из командиров «двоек» не сумел приблизиться к таким цифрам.

Вольфганг Лют. По многим меркам он был уникальным подводником, который выделяется своими достижениями среди асов Дёница.
4.bp.blogspot.com

Вольфгангу Люту принадлежит абсолютный рекорд по выносливости среди командиров немецких подлодок. На протяжении четырёх лет он командовал боевыми субмаринами, совершив 15 боевых походов общей длительностью 640 суток. При этом Лют прошёл более 160 000 км или, другими словами, четыре раза обогнул экватор, так что его можно признать не только талантливым подводником, но и прекрасным мореходом. Дизельные подводные лодки того времени были очень далеки от комфортабельных условий . Пройти такое расстояние в той вонище, сырости и прочих «прелестях», которыми они славились, надо было уметь.

Отдельно стоит вопрос и о его результативности. В кригсмарине Вольфганг Лют получил прозвище «Великий охотник» , что было вполне справедливо. В официальных немецких и послевоенных оценках успешности подлодок Германии первое место по потопленному тоннажу отдано Отто Кречмеру. Но вот именно торгового тоннажа больше на счету Люта.

Результат «молчаливого Отто» складывался из 40 судов на 208 954 брт и трёх вспомогательных крейсеров общим тоннажем 46 440 брт. Это дало в сумме 255 394 брт. Успехи Люта равнялись 46 потопленным судам на 225 204 брт. То есть «Великий Охотник» потопил «купцов» больше, чем Кречмер. Конечно, это не лишает Отто лидерства по общим результатам, но чётко указывает на то, что Лют был успешнее в войне с торговыми судами.

Кто есть кто

Проведённый анализ успехов и достижений вышеуказанных немецких асов позволяет сделать вывод, что Отто Кречмер - наиболее результативный подводник в кригсмарине. Но с учётом спорности его заслуги в потоплении плавбазы «Терье Викен», результат может быть снижен на 20 000 брт. Хотя даже с таким вычетом Кречмер обгоняет Люта в общем зачёте: 234 756 против 225 204 брт.

Тем не менее Вольфганг Лют показал лучший результат в количестве и тоннаже потопленных торговых судов, чем Кречмер. Значит, Лют может быть признан лучшим подводником кригсмарине с точки зрения войны с торговым тоннажем и разделить первое место вместе с Кречмером.

Одновременно с этим стоит отметить роль куда менее известных Хесслера и Ростина. Они получили свои Кресты честно, без каких-либо натяжек. Конечно, специфика действий лодок IX серии отличалась от «семёрок», но это не отменяет уникальности феномена «100 000 брт за два похода», который никто не смог повторить. Это позволяет Хесслеру и Ростину также претендовать на звание лучшего подводника.

Таким образом, места на пантеоне подводного «Олимпа» могут быть распределены так:

  • Отто Кречмер - лучший результат потопленного тоннажа в общем зачёте;
  • Вольфганг Лют - лучший результат в количестве и тоннаже торговых судов;
  • Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин - самое быстрое достижение планки в 100 000 брт.

Ну а Прин? Гюнтер Прин был и остаётся подводным асом № 1. Благодаря рейду в святую святых британского флота и успехам в тоннажной войне он сохранил за собой это звание в истории подплава кригсмарине.

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair, С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. - Random House, 1996.
  3. Blair, С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. - Random House, 1998.
  4. Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. - Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Busch, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. - Band 3. - Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn.
  6. Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. - Annapolis, 1999.
  7. U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). - HMSO, London, 1992.
  8. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. - Vol. 1–2. - Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  9. Черчилль, У. Вторая Мировая война / У. Черчилль. - В 6 т. Т. 1: Надвигающаяся буря. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1997.
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de