3 богатыря название. Кем на самом деле были илья муромец, добрыня никитич и алеша попович

Его хояйкой является Любава. Утонченная девушка назвала своего ослика именем пророка. Моисей - ослик Любавы, который носит имя пророка. Моисей дружит с конем Алеши Поповича, Юлием. Моисей, как настоящий конь, сопровождает Алеши Поповича во всех его походах. Несмотря на небольшие размеры Моисей умудрился победить в бою Тугарина Змея. Разглагольствовать не любит и говорит всегда по делу, не всегда отвечает, но всегда высшуает мужа своей хозяйки, и если уж очень надо, поможет советом. А советы у рассудительного ослика Моисея на редкость полезные и правильные. Добрый, благородный и смелый, умеющий дружить (весь в хозяйку), готовый прийти на помощь.

С самого раннего возраста воспитанием юного богатыря занимался его дядя Тихон. Он и мечом его владеть учил и храбрым быть и смелым. Отважный Тихон старался присматривать за Алешей и очень переживал, когда тот что-то делал не правильно. И, конечно же, не захотел оставлять племянничка один на один со злобной ордой, поэтому и увязался за ним, решив снарядить его настоящим мечом. Однако, дядя был человеком недалеким, вот и выменял у цыган подозрительного коня на меч. Хотя все что не делается, то к лучшему. На пути к тугарам Тихон заботился и оберегал Алешу как мог, помогал ему и словом и делом. Все-таки повезло русскому богатырю с таким веселым и неунывающим родственником.

Если есть на свете первые красавицы, то она краше всех. Любава самая любимая и единственная внучка у своей бабули. А влюблена Любава, в своего друга детства, она за ним хоть в лес, хоть в гору, а имя ему – Алеша Поповичь. Конечно, он тоже ее любит, ну как устоять перед первой девушкой в своей деревне. Любава всем чем может помогает Алеше, умеет дружить и любить, поддерживает в трудную минуту. Несмотря на то, что ее балует Бабуля, ради Алеши готова на все, и постоянно это доказывает в фильме. При том, что она с головой кидается в Алешины проблемы, Любава очень нежная и ранимая девушка, робкая и застенчивая, но когда дело доходит до беды, в которую попал Алеша, Любава превращается в настоящую русскую женщину.

Конь Юлий

Юлий родом из Новгорода. Этот до ужаса болтливый конь своей веселостью и любовью к красноречию похож на ослика из мультфильма «Шрек». Однако этим схожесть и заканчивается, Юлий в отличие от своего американского героя изворотливый и очень хитрый. Чтобы спасти свою шкуру он готов пойти на всяческие ухищрения. Хотя, в определенные моменты предстает перед зрителями в роли настоящего бесстрашного богатырского коня. Гай Юлий имеет способности к чтению, и как он сам утверждает, до того как его похитили цыгане успел прочесть много книг. Не смотря на то, что он постоянно бежит от неприятностей, они находят его сами. Так, например, желая избежать опасности быть убитым на поле брани с тугарами, он проигрывает свою шкуру подозрительному говорящему дереву в надежде выиграть два полцарства.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия - тогда это была одна страна. Даже - ей-богу не вру! - Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить - ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

Конечно, помню.

Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Все! - Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

Нету там русских! - Сказал я с серьезным видом.

Это как же так, нету? - Все внимание было теперь обращено на меня.

А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

Илья Муромец! - Вспомнил кто-то.

Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи - не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец - еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья - брюнет, Добрыня - блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно - рыжий-бесстыжий.

Почему бесстыжий?

Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня - имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги . Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились . Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ну ты и 3.14здобол!

Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины - это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м - 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец - не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, - именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот - почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря - город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом - город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец - покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин - довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей - Илья Муромец.

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он - богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена - Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это - закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» - по-гречески «защитник»

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью


Название картины: «Богатыри»

Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Богатыри»
Картина написана: 1881-1898 г.
Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.