Анализ рассказа л толстого бедные люди. Уроки доброты в рассказе Л.Н

В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба."Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.

Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, и не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. "Некому и приглядеть за ней", – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.

"Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю".

Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.

– Эй, соседка! – крикнула Жанна. "Уж не случилось ли что", – подумала она и толкнула дверь.

В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла Фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко. Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.

Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. "Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!"

Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.

"Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?.." И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.

Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.

Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:

– Вот и я, Жанна!

– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.

– Ну, уж ночка! Страх!

– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?

– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут без меня делала?

Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.

– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я... Сидела шила... Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.

– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!

Оба помолчали.

– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.

– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки... Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать...

Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.

– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!

Но Жанна не двигалась с места.

– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?

– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему

«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ «Бабушкинская

СШ» Казунина Татьяна Николаевна

с. им. Бабушкина

2016 год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».

    Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

    Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.

    Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.

    Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Необходимое оборудование : учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.

Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Подготовка рабочих мест

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

    Постановка цели и задач урока (мотивация).

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.

3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.

Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)

Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивная (оценка результатов домашней работы).

Личностные (нравственно-этическая ориентация).

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.

Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста

Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.

Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)

Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).

6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Динамическая пауза

Зачитывает высказывания известных людей о доброте

Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.

Личностные : сознают необходимость заботы о здоровье

7. Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.

Конспект урока

Доброта – это единственное одеяние,

которое никогда не ветшает.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века». Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

    Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость )

    Я просила вас написать небольшое сочинение «Что такое доброта? Каким будет мир, если в нем будет царить доброта?» Зачитайте ваши высказывания о доброте.

Как варианты:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта – это хорошее отношение к людям.

Сострадание – это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному – вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)

    Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Но вначале послушаем сообщение Ксении Князевой о том, как создавалось это произведение.

    Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.

На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

    Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится». 1 остановка

    Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? Расскажите об отношении Жанны к мужу.

(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)

Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)

    Как вы думаете, что произойдет дальше?

    Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает ». (2-я остановка)

    Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)

    Почему? (Та больна)

    Что же могло случиться в доме соседки?

Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко ».(3-я остановка )

    Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?

    Что мы можем сказать о матери детей в этом эпизоде?

(умирая, она укутала своих детей)

    Как вы думаете, а что же сделает Жанна?

(Ребята выстраивают предположения)

Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и поднялась со стула». (4-я остановка)

    Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»

Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки …» (5-я остановка)

    А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом?

Чтение рассказа до конца (6-я остановка) .

    Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

    Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

    Понравился ли вам рассказ Толстого?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Для кого-то это был совсем неожиданный финал).

    Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.

    Я вам зачитаю высказывания великих людей о доброте, а вы, если согласитесь, то встаньте, пожалуйста, если не согласны, останьтесь на своих местах.

    Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ()

    Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. ()

    Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. ()

    Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ()

    Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. ()

    Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. ()

    Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?

    О чем этот рассказ? (о доброте, о любви к людям).

Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).

    А как еще можно назвать этот рассказ? Поработайте в парах.

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. И среди них, возможно, будет вариант «Богатые люди».

    Почему богатые (а если не будет, предложим его детям на обсуждение).

    Какими сокровищами обладали герои Толстого?

    Давайте напишем на маленьких «бриллиантах» из бумаги душевные качества этих людей. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь будут жить сокровища души.

    А мы с вами обладаем ли этими богатствами? Конечно, каждый из нас старается совершать лишь добрые поступки. Возьмите из коробочки «бриллиант» и подарите его кому-либо из одноклассников, объяснив, почему.

    Если вам не достался бриллиант, не расстраивайтесь, вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

    Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Возвратимся к эпиграфу и проследим взаимосвязь его с содержанием рассказа (И там, и здесь речь идет о доброте, это качество помогает героям оставаться людьми ).

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века А. Дементьева,

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом.

Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

    В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:

Написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

Развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

Развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»

Выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием эпизода.

    Спасибо за работу. До свидания.

Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»

Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.

  1. Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)

Учитель

Предположительный ответ ученика

Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали?

«После бала», «Кавказский пленник»)

А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди».

Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его?

Думаю о жизни бедных людей.

А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке?

Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.

Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества.

Ты согласен со мной?

Согласен.

Умница!

Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели.

О чем этими строками нам говорит писательница?

Читает высказывание М.Шагинян.

Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях.

Прочти слова писателя А.М.Горького.

А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький?

Читает слова А.М.Горького.

О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.

  1. Изучение нового материала .Проблемное задание (вопрос 6 на с.103ч.1)

Чтение рассказа.

  1. Осознание и осмысление прочитанного учеником.

Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение.

Читает рассказ 1 абзац.

Нет. Читает: полог – занавеска,закрывающая кровать.

Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато?

Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай.

Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101

Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101

Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем?

К соседке, проведать.

Физкультминутка, гимнастика для глаз

Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам.

Что же увидела она, войдя в избушку соседки?

А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей

Что она предприняла?

Прочти это на стр.102

Стр.102

Читает до конца текст.

Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо?

Ребенок соглашается идет чтение по ролям.

Чем же закончился рассказ? Прочти.

Стр.103 «Вот они…»

Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него?

Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые …

Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл.

Читает, что такое милосердие

Стр.144

Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это?

Да понимаю.

Чему учит нас этот рассказ?

Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем.

Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители

Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью.

  1. Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
  2. Домашнее задание.

Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.


Роман стал первым большим успехом в творчестве Федора Михайловича Достоевского. О молодом авторе заговорили как о талантливом писателе. Произведение сначала увидели Григорович, Некрасов и Белинский и тут же признали дарование новичка. В 1846 году «Петербургский сборник» напечатал книгу «Бедные люди».

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

Писатель начинает работу над романом «Бедные люди» в 1844 году, когда оставляет должность чертежника и решает всерьез заняться творчеством. Однако новое дело дается с трудом и он, нуждаясь в деньгах, вынужден заняться переводом книги Бальзака «Евгения Гранде». Она вдохновила его, и молодой автор вновь берется за свое детище. Поэтому произведение, которое должно было появиться еще в октябре, было готово лишь в мае 1845 года. Достоевский за это время не раз переписывал черновики, но в итоге получилось нечто, потрясшее критиков. Григорович после первого чтения даже разбудил Некрасова ради того, чтобы возвестить ему о рождении нового таланта. Оба публициста высоко оценили дебют литератора. Роман был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году и мгновенно приковал к себе внимание публики с подачи самых авторитетных критиков того времени.

Наряду с самобытными идеями автор использовал литературные клише своего времени. Формально это европейский социальный роман, его структуру и проблематику писатель позаимствовал у зарубежных коллег. Такую же композицию имел, например, труд Руссо «Юлия, или новая Элоиза». На произведение также повлияла мировая тенденция – переход от романтизма к реализму, поэтому книга заняла промежуточное положение между двумя направлениями, вобрав в себя признаки обоих.

Жанр

Жанр произведения – роман в письмах, так называемый «эпистолярный». Маленькие люди рассказывают сами о себе, о своих маленьких радостях и больших бедах, подробно о том, из чего, собственно, состоит их жизнь. Они откровенно делятся друг с другом своими переживаниями, мыслями и открытиями. Направление, которое отразилось в книге, носит название «сентиментализм». Оно и занимает промежуточное положение между романтизмом и реализмом. Его характеризуют повышенная чувствительность персонажей, акцент на эмоциях и внутреннем мире героев, идеализация деревенского образа жизни, культ естественности, искренности и простоты. Все это читатель находит в литературном дебюте Ф. М. Достоевского.

Эпистолярный жанр позволяет раскрыть персонажа не только подробным описанием, но и через его же манеру письма. Через лексикон, грамотность, особое строение предложений и особенности выражения мыслей можно добиться того, что герой как-бы охарактеризует себя сам, причем ненавязчиво и естественно. Именно поэтому «Бедные люди» отличаются глубоким психологизмом и уникальным погружением во внутренние миры персонажей. Сам Федор Михайлович писал об этом в «Дневнике писателя»:

Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям

О чем это произведение?

Главными действующими лицами романа «Бедные люди» являются титулярный советник Макар Девушкин и бедная сирота Варенька Доброселова. Они общаются в письмах, всего было передано 54 штуки. Девушка стала жертвой насилия и теперь скрывается от обидчиков под покровительством дальнего родственника, который и сам еле сводит концы с концами. Они оба несчастны и очень бедны, но пытаются помочь друг другу, жертвуя последним. Их беды на протяжении всего повествования все больше увеличиваются, как в количественном, так и в качественном отношении, они находятся на краю пропасти, от гибели их отделяет один шаг, ведь поддержки ждать неоткуда. Но герой находит в себе силы тянуть лямку нищеты и продолжать развиваться по тем параметрам, которые задает его идеал. Девица дает ему книги и ценные рекомендации, а он отвечает ей поклонением и обожанием. Впервые у него появляется цель в жизни, и даже вкус к ней, ведь Варя занимается его воспитанием и просвещением.

Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.

Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.

Главные герои и их характеристика

Характеристики героев романа «Бедные люди» во многом похожи. И Варенька, и Макар Алексеевич добры, искренни, имеют большую открытую душу. Но они оба очень слабы перед этим миром, он их спокойно задавит самоуверенный и порочный Быков. В них нет ни хитрости, ни ловкости, чтобы выжить. Хотя одновременно два персонажа очень разные.

  1. Девушкин Макар Алексеевич - смирный, кроткий, безвольный, посредственный и даже жалкий человек. Ему 47 лет, большую часть жизни он переписывает чужие тексты, читает он зачастую поверхностную, пустую литературу, в которой нет никакого смысла, но все-таки способен оценить Пушкина, а вот Гоголь с «Шинелью» ему не нравится, так как уж слишком Акакий Акакиевич похож на него самого. Он слабый и очень зависящий от мнения окружающих человек. Таков образ Макара Девушкина, родственный и Червякову из рассказа «Смерть чиновника», и Самсону Вырину из повести «Станционный смотритель».
  2. Варенька Доброселова хотя еще очень молода, но испытала много горя, которое ее совершенно не сломило (богатый дворянин обесчестил ее, проданную родственницей в счет уплаты за содержание). Однако красивая девушка не пошла кривой дорожкой и жила честным трудом, не поддаваясь на провокации и уговоры. Героиня начитана, обладает литературным вкусом, который ей привил студент (воспитанник Быкова). Она добродетельна и трудолюбива, ведь стойко отбивает атаки своей родственницы, которая хочет устроить ее на содержание к господам. Она намного сильнее Макара Алексеевича. Варя вызывает только восхищение и уважение.
  3. Петербург — еще один главный герой романа «Бедные люди». Место, которое в произведениях Достоевского всегда отображается достаточно объемно. Петербург описан здесь как большой город, приносящий несчастье. В Варенькиных воспоминаниях деревня, где она провела свое детство, предстает ярким, прекрасным раем на земле, а город, в который привезли ее родители, принес только страдания, лишения, унижения, потери самых близких людей. Это мрачный, жестокий мир, который ломает многих.

Тема

  1. Тема маленького человека. По названию «Бедные люди» видно, что основной темой произведения стал маленький человек. Достоевский в каждом из них находит большую личность, ведь только способность к любви и доброта характеризуют живую душу. Автор описывает хороших и порядочных людей, которых задавила нищета. Вокруг них царит произвол и орудует несправедливость, но в этих жалких и незначительных обитателях Петербурга все еще теплилась надежда на лучшее и вера друг в друга. Они – обладатели истинной добродетели, хоть их нравственного величия никто и не замечает. Они живут не напоказ, их скромный труд посвящен лишь бескорыстному желанию помочь другому человеку. И многочисленные лишения Девушкина, и самопожертвование Вари в финале говорят о том, что эти личности потому только и малы, что себя не ценят. Писатель идеализирует их и возносит им хвалу, следуя традиции сентименталистов вроде Карамзина.
  2. Тема любви. Ради этого светлого чувства герои идут на самопожертвование. Макар отрекается от забот о себе, все средства он тратит на свою воспитанницу. Все его мысли посвящены ей одной, больше его ничего не беспокоит. Варя в финале решает отплатить своему опекуну и выходит за Быкова по расчету, лишь бы больше не обременять Девушкина своим существованием. Она понимает, что он никогда сам не оставит ее. Эта опека ему не по карману, она уничтожает его и доводит до нищеты, поэтому героиня попирает свою гордость и вступает в брак. Это и есть настоящая любовь, когда люди готовы на все ради избранника.
  3. Противопоставление города и деревни. В романе «Бедные люди» автор намеренно сталкивает равнодушие и серость Петербурга и яркие краски добродушной деревни, где жители всегда помогают друг другу. Столица перемалывает и пропускает через себя души, делая из горожан алчных, порочных и безразличных ко всему обладателей чинов и званий. Они злятся от тесноты и суеты вокруг, жизнь человека для них ничто. Село, напротив, обладает целебным воздействием на личность, ведь деревенские жители спокойнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Им нечего делить, они с радостью примут чужую беду за свою и помогут решить проблему. Этот конфликт так же характерен для сентиментализма.
  4. Тема искусства. Достоевский устами своей героини говорит о разграничении литературы на качественную и некачественную. К первой он относит сочинения Пушкина и Гоголя, ко второй бульварные романы, где авторы делают акцент только на сюжетной стороне произведения.
  5. Тема родительской любви. Писатель изображает яркий эпизод, где отец плетется за гробом сына и роняет его книги. Эта трогательная сцена поражает своей трагичностью. Также Варенька трогательно описывает своих родных, которые очень много для нее сделали.
  6. Милосердие. Начальник Девушкина видит удручающее положение его дел и помогает ему финансово. Этот ничего не значащий для него дар спасает человека от голодной смерти.

Проблематика

  1. Нищета. Даже работающий человек в Петербурге того времени не может позволить себе есть досыта и покупать одежду. О девушке, которая не может обеспечить себя честным и упорным трудом, и говорить нечего. То есть, даже трудящиеся и добросовестные работники не могут себя прокормить и заработать на сносные условия жизни. Из-за своей финансовой несостоятельности они находятся в рабском подчинении от обстоятельств: их одолевают долги, домогательства, оскорбления и унижение. Писатель безжалостно критикует сложившуюся систему, изображая богатых людей равнодушными, жадными и злыми. Они не только не помогают другим, но и еще больше втаптывают их в грязь. Это не стоит труда, ведь нищий в царской России лишен права на правосудие и уважительное отношение. Его либо используют, как Варвару, либо ни во что не ставят, как Макара. В таких реалиях бедняки и сами теряют себе цену, продавая достоинство, гордость и честь за кусок хлеба.
  2. Произвол и несправедливость. Помещик Быков обесчестил Варю, но ему за это ничего не было, и быть не могло. Он – богач, и правосудие работает на него, а не на простых смертных. Проблема несправедливости особенно остро стоит в произведении «Бедные люди», ведь главные герои оттого и бедные, что их самих в грош не ставят. Макару платят так мало, что это даже прожиточным минимумом не назовешь, Варин труд тоже ужасно дёшев. Зато дворяне живут в роскоши, праздности и довольстве, пока те, благодаря кому это возможно, изнывают в бедности и невежестве.
  3. Равнодушие. В городе все остаются безразличными друг к другу, никого не удивишь чужой бедой, когда они повсюду. Например, судьба Вари волновала только Макара, хотя сирота жила у родственницы Анны Федоровны. Женщина была до того испорчена жадностью и алчностью, что продала беззащитную девушку на потеху Быкову. Далее она не угомонилась и дала адрес жертвы другим своим приятелям, чтобы они тоже попытали счастье. Когда такие нравы царят в пределах семьи, о взаимоотношениях чужих людей нечего и говорить.
  4. Пьянство. Девушкин запивает свое горе, другого решения вопроса у него нет. От пагубной привычки его не уберегают даже чувства любви и вины. Однако Достоевский в «Бедных людях» не спешит валить всю ответственность на своего несчастного героя. Он показывает безысходность и отчаяние Макара, как и его безволие. Когда человека втаптывают в грязь, он, не будучи сильным и стойким, сливается с нею, становится низким и противным самому себе. Персонаж не выдержал давления обстоятельств и нашел утешение в алкоголе, ведь больше негде. Последний удел русского бедняка автор описал в красках, чтобы показать масштаб проблемы. Как видно, чиновнику платят ровно столько, чтобы хватило на забытье в стеклянном стакане. Кстати тот же недуг поразил отца студента Покровского, который тоже когда-то работал, но спился и опустился на самое дно общественной иерархии.
  5. Одиночество. Герои романа «Бедные люди» ужасно одиноки и от этого, возможно, порочны и озлобленны. Трагически сломлен даже Быков, который понимает, что ему даже наследства некому оставить: вокруг одни охотники за чужим добром, которые только и ждут его кончины. От осознания своего положения он женится на Варе, не скрывая, что просто хочет обзавестись потомством, семьей. Ему, как ни странно, не хватает искреннего участия и тепла. В простой деревенской девушке он увидел естественность и честность, значит, она не оставит его в трудную минуту.
  6. Антисанитария и отсутствие медицинского обслуживания для бедных. Автор затрагивает не только философские и социологические проблемы, но и самые обыкновенные, житейские, касающиеся быта и жизни людей того времени. В частности, от чахотки умирает студент Покровский, совсем еще молодой человек, которому в силу безденежья никто не помог. Эта болезнь бедных (она развивается от недоедания и плохих условий жизни) очень широко распространилась в Петербурге того времени.

Смысл произведения

Книга наполнена остросоциальным смыслом, который проливает свет на критическое отношение автора к действительности. Он возмущен нищетой и бесправностью жителей «углов» и вседозволенностью высших чиновников и дворян. Оппозиционный настрой произведению придают не лозунги или призывы, а сюжет, который при всей своей обыденности потряс читателя описаниями и деталями жизни несчастных персонажей. К финалу становилось понятно, что несчастны они не личной драмой, а в силу несправедливости государственного строя. Но главная мысль романа «Бедные люди» выше политики. Она заключается в том, что и в таких бесчеловечных и жестоких реалиях нужно найти в себе силы любить искренно и беззаветно. Это чувство возвышает над враждебной действительностью даже маленького человека.

Кроме того, эта история хоть и заканчивается, на первый взгляд, не очень хорошо, имеет неоднозначный финал. Быков все-таки раскаивается в содеянном. Он понимает, что умрет в одиночестве в окружении лицемерных врагов, если не обзаведется семьей. Им движет желание приобрести прямого наследника. Однако почему же его выбор пал на Вареньку – бесприданницу и сироту? Он мог бы рассчитывать на более выгодную невесту. Но все же он решает загладить старый грех и узаконить положение своей жертвы, ведь видит в ней все те добродетели, которые необходимы для создания семьи. Она-то точно не предаст и не обманет. В этом прозрении и есть основная идея романа «Бедные люди» — маленькие люди иногда оказываются большими сокровищами, которые необходимо разглядеть и уберечь. Они должны быть оценены по достоинству, а не сломлены и перемолоты в жерновах испытаний.

Концовка

«Бедные люди» заканчиваются неоднозначным событием. После неожиданного спасения Макар воспарил духом и отогнал «либеральные мысли». Теперь он надеется на светлое будущее и верит в свои силы. Однако в это же время Варю находит Быков. Он делает ей предложение руки и сердца. Он хочет завести своих детей, чтобы они унаследовали его имущество, на которое посягает негодный племянник. Жених требует немедленного ответа, иначе предложение перейдет к московской купчихе. Девушка колеблется, но со временем соглашается, ведь только помещик может вернуть ей честное имя и утраченное достоинство, узаконив отношения. Девушкин в отчаянии, но ничего не может изменить. От горя герой даже заболевает, но все равно мужественно и смиренно помогает воспитаннице хлопотать по поводу свадьбы.

Конец романа Достоевского «Бедные люди» — день бракосочетания. Варя пишет другу прощальное письмо, где сетует на его беспомощность и одиночество. Он же отвечает, что все это время жил только ради нее, а теперь ему незачем «работать, бумаги писать, ходить, гулять». Макар недоумевает, «по какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?

Чему учит?

Достоевский дает нравственные уроки читателю в каждом своем произведении. Например, в «Бедных людях» автор раскрывает сущность невзрачных и жалких героев в самом выгодном свете и словно предлагает нам оценить, как мы ошиблись бы в этом человеке, сделав выводы о нем по внешнему виду. Недалекий и безвольный Макар способен на подвиг самоотречения ради бескорыстного чувства к Варе, а окружающие коллеги и соседи видят в нем лишь неопрятного и нелепого клоуна. Для всех он только посмешище: на нем срывают злобу и оттачивают языки. Однако он не ожесточился от ударов судьбы и все еще способен выручить любого нуждающегося, отдав последнее. К примеру, он отдает все свои деньги Горшкову только потому, что тому нечем кормить семью. Таким образом, писатель учит нас не судить по обертке, а глубже узнавать того, о ком идет речь, ведь он может быть достоин уважения и поддержки, а не зубоскальства. Так делает единственный положительный образ из высшего общества – начальник Девушкина, который дает ему деньги, спасая от нищеты.

Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.

Критика

Либеральные рецензенты восторженно отнеслись к новому дарованию на литературном горизонте. Сам Белинский (самый авторитетный критик того времени) прочитал рукопись «Бедных людей» еще до опубликования и пришел в восторг. Он вместе с Некрасовым и Григоровичем подогрел интерес публики к выходу романа и окрестил никому не известного Достоевского «Новым Гоголем». Об этом писатель упоминает в письме к брату Михаилу (16 ноября 1845 года):

Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное…

В своей подробной рецензии Белинский пишет о феноменальном даре литератора, дебют которого столь хорош. Однако не все разделяли его восхищение. Например, редактор «Северной пчелы» и консерватор Фаддей Булгарин отрицательно высказался о произведении «Бедные люди», затронув всю либеральную печать. Именно его авторству принадлежит термин «натуральная школа». Он применил его, как ругательство по отношению ко всем романам такого толка. Его атаку продолжил Леопольд Брант, заявивший, что сам Достоевский пишет неплохо, а неудачное начало его карьеры обусловлено излишним влиянием сотрудников конкурирующего издания. Таким образом, книга стала поводом для битвы двух идеологий: прогрессивной и реакционной.

Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое — пишет критик Брант.

Рецензент Петр Плетнев положительно выделил лишь дневник Вари, а остальное он назвал вялым подражанием Гоголю. Степан Шевырёв (публицист из журнала «Москвитянин») считал, что автор слишком уж увлекся филантропическими идеями и забыл о придании произведению необходимой художественности и красоты слога. Впрочем, он отметил несколько удачных эпизодов, например, знакомство со студентом Покровским и его отцом. С его оценкой был согласен и цензор Александр Никитенко, который высоко ставил глубокий психологический анализ характеров, но сетовал на растянутость текста.

Религиозную мораль произведения критиковал Аполлон Григорьев в «Финском Вестнике», подмечая «ложную сентиментальность» повествования. Он считал, что автор воспел мелочную личность, а не идеалы христианской любви. С ним полемизировал неизвестный рецензент в журнале «Русский инвалид». Он говорил об исключительной достоверности описанных событий, о том, что негодование писателя благородно и полностью соответствует интересам народа.

Наконец, книгу прочитал сам Гоголь, с которым Достоевского очень часто сравнивали. Он высоко оценил работу, но, тем не менее, мягко пожурил начинающего коллегу:

В авторе „Бедных людей“ виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод. Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе: всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок литературы

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж - 24 года,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

Образовательные:

Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

2. Развивающие:

Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);

Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

3. Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце

Виктор Гюго

На экране эпиграф

Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

Что такое, по-вашему, доброта?

(Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)

Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока

Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

(-Проанализировать рассказ;

Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)

Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа - Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 - Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 - Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)

3 - Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)

4 - Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

Какую страшную картину увидела Жанна?

Раздумывала ли она, как ей поступить?

(Найти в тексте подтверждение)

На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

(Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

О чём думает потом?

(Мысли о муже)

Почему боится мужа?

(Муж - глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

Сделайте вывод о поступке Жанны.

(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

Какова главная мысль рассказа?

(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)

А как вы объясните слово милосердие?

(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

Милосердие - не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

(Жанна и Симон - матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

Подтвердите примером из текста, что Симон - заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

Вернёмся к поставленным целям.

Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)

Какое бы название предложили вы?

Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.