Бильярд в половине десятого краткое содержание подробно. Организационно-технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме

Фемель Генрих - герой романа, известный архитектор. Роман построен как мозаика из внутренних монологов многих героев, так что одни и те же события освещаются с разных точек зрения и окружены прочным слоем воспоминаний и ассоциаций, где почти каждая деталь повествования имеет второй, символический смысл. Действие романа, вмещающее историю трех поколений семьи Фемелей, формально происходит в течение одного дня - 6 сентября 1958 г., когда Ф. Г. празднует свое восьмидесятилетие. В 1907 г. Ф. Г., никому не известный молодой человек, приехал в город, чтобы участвовать в конкурсе проектов на постройку грандиозного аббатства святого Антония. Заняв на конкурсе первое место, Г. Ф. сделал блестящую карьеру, взял себе за правило ко всему в жизни относиться с иронией и очень преуспел в этом. Г. Ф. шутя сумел завоевать успех, деньги. Он полюбил девушку из богатой семьи и женился на ней. Хотя и не всерьез, втайне посмеиваясь («Я был смеющимся Давидом», - говорит он о себе), но он принял «дары» власть предержащих. Слишком поздно Ф. Г. начал понимать, что ироническое превосходство его не спасет. Он мечтал о целом семейном клане, о семи сыновьях и сорока девяти внуках, но вместо этого история окружила его тенями ушедших: умирают его сын Генрих, дочь Иоганна, сын Отто становится фашистом и погибает под Киевом, жена оказывается в лечебнице для душевнобольных. Подводя итоги своей жизни в день восьмидесятилетия, Ф. Г. чувствует себя банкротом и просит секретаршу своего сына Леонору плюнуть на его надгробный памятник и выбрасывает свои ордена в сточную канаву. Но неприемлемой для него оказывается и иная позиция - позиция праведника, «агнца», готового отдать все ради высокой идеи. Именно в этой связи Ф. Г. противопоставляется своей жене Иоганне, которая во время войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, раздавала их незнакомым людям на улицах, в то время как их собственные дети голодали. Она хотела, чтобы дети «почувствовали вкус правды на своих губах» и не имели ничего, что могли иметь «буйволы». Деление на «агнцев» и «буйволов» в романе не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «Агнцы» - жертвы, но их руки «пахнут кровью и мятежом». Генрих Бёлль не делит людей на плохих и хороших, он лишь говорит, что «время не примиряет», а опасность возвращения фашизма велика, так как рядом с ненавистью растет чувство бессилия.

В заглавии романа «Биллиард в половине десятого » названа одна из спортивных игр.

1.Тематика:

Тема Бунтарства, тема порядка, тема ответственности, доброты.

Проблематика:

проблема одиночества, несбывшейся мечты, гордыни, безысходности.

Идея романа прежде всего в том, что не всегда в жизни бывает так как планируем, вот и Генрих казалось бы избегая злодеяний,размерив свою жизнь буквально по сантиметрам, оказался одиноким стариком, ежедневно обедающим в одном и том же кафе и играющим в бильярд.

Характеристика героев:

4.1 Генрих Фемель: Восьмидесятилетний старик, упрямый, скованный, привязанный к привычка, но в то же время добрый, но несчастливый человек, которому осталось лишь подводить итоги.

4.2 Жена Генриха Фемеля : содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти.

4.3 Гуго: Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

4.4 Роберт Фемель : сын Генриха, архитектор, высланный из Германии под страхом казни, поддержавший мать в антифашистских течениях.

4.5 Шрелла: друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Как и всякий большой художник, Бёлль пребывал в постоянном творческом поиске. Незалеченные раны войны, в 1940-1950-е гг., постоянно напоминали о себе. Трагическое прошлое Германии настоятельно требовало осмысления и оценки, расчет с фашизмом не был закончен, о чем напоминали и недобитые нацисты, и новоявленные реваншисты. Осваивая новые темы, Бёлль обогащал художественные средства выражения, опробовал свежие приемы, что показал один из наиболее известных его романов «Бильярд в половине десятого». Он увидел свет в том самом 1959 г., когда «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса, другой антифашистский роман, стал настоящей литературной сенсацией.

В романе Бёлля присутствует это «непреодоленное прошлое». Его композиция сложна. События обнимают полвека (1907-1957), судьбоносную для Германии пору; воскрешаются отдельные временные отрезки, по-разному увиденные и осмысленные персонажами, которые образуют две четко очерченные группы. Одна - это милитаристы, военные преступники, пропитанные «арийскими» мифами, принявшие «причастие буйвола». Это те, кто шел «в ногу со временем». Другая - те, кто принял «причастие агнца», люди честные, совестливые, не желающие сосуществовать с жестокостью, с несправедливостью. Но многие из той, первой группы, уцелев после войны, цинично внешне перекрасились: чиновник из «коридоров власти» Кетлингер, в пору «работы» в концлагере приказывавший выламывать у мертвецов золотые зубы, теперь играет роль демократа. Подобны ему и другие из «бывших», образующие социальный фон, щедро выписанный в романе. Но главное - это история семьи Фемелей, трех ее поколений. Старик Генрих Фемель, отметивший в 1947 г. свое 80-летие, архитектор, уважаемый и респектабельный член общества, не запятнал себя прямым сотрудничеством с нацистами, но и не противостоял им. Самим своим присутствием он словно «облагораживал» режим. (Надо помнить, что тоталитарные структуры нуждаются в «вывесках», в неких авторитетных лицах, как и в символах внешней респектабельности; хотя из Германии уехали многие ученые и деятели культуры, фашисты пытались использовать оставшегося Нобелевского лауреата престарелого Г. Гауптмана.) И все же Генрих Фемель разрушает легенду о себе как о верноподданном гражданине, когда швыряет в канаву свои ордена.

В романе поставлена проблема вины. Бёлль считает, что ее нельзя автоматически распространять на всех немцев. Одни творили преступления, другие молчали и своей «непричастностью» покрывали зло; третьи боролись с режимом. Сам Фемель вроде бы оказался удачливым. Его ум и талант были оценены. Он построил аббатство, которое должно было стать ему прижизненным памятником. У Фемеля была благополучная семейная жизнь, жена Иоганна из патрицианского старонемецкого рода. Но любимый сын Отто подался в нацисты и бессмысленно погиб на войне под Киевом. Жена, братья которой солдафоны пали в Первой мировой войне, после многих потрясений переживает острый душевный кризис. Ее сын Роберт, совершивший покушение на нациста, чудом избегает смертной казни. Позднее, архитектор по специальности, служит в саперных частях, занимается разрушением творений рук человеческих, в том числе аббатства, возведенного отцом. Но позднее Йозеф, внук Фемеля его восстановит.

В романе показано, что фашистский строй не был страшной, необъяснимой случайностью, но исторически обусловленным порождением прусских милитаристов, националистов, тех, кто уверовал в слова песни: «Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра весь мир». (Это провидел еще Генрих

Манн в «Верноподданном».) Порождение тех, кто молчанием, трусостью, мещанско-обывательской законопослушностью поддерживали режим. Вот почему персонажи романа - старый Фемель, Роберт, Иоганна и др. - предаются воспоминаниям, судят себя за грехи или ошибки.

«Глазами клоуна». Этот социально-психологический роман Бёлля, один из лучших, с его откровенной сатирико-иронической тональностью, вызвал несправедливые упреки автора в пессимизме. Он построен как монолог, воспоминания героя, который говорит о себе: «Я - клоун, официальное наименование моей профессии - комический актер». Он наблюдателен, проницателен и ироничен. Внутренние конфликты составляют смысл эпизодов, сцен и ситуаций, о которых рассказывает Шнир, вырастают из контраста между внешней благопристойностью и той ложью, нечистоплотностью, порочностью, которые постоянно обнажаются. Здесь многое определяет профессия Ганса Шнира, который постоянно пародирует, иронизирует, воспринимает окружающих как объект насмешки, разыгрывает пантомимы, высмеивающие социально-политическую жизнь Германии. Контраст - это также суть самой судьбы Ганса Шнира, выходца из внешне благопристойной семьи, избравшего столь несолидную профессию. Отец Ганса, фабрикант «бурого угля», воплощение респектабельности и порядка, абсолютно бездушен по отношению к собственному сыну. Двулична родительница героя, устроительница «журфиксов», привлекающих всяких сомнительных личностей. В период нацизма она уговорила дочь во имя горячо любимой родины отправиться служить в зенитную часть, где она и нашла смерть. Родители отрекаются от сына как от «невыгодного предприятия».

В двадцать один год Ганс Шнир уходит из дома, начинает самостоятельную жизнь. А она тяжела, связана с полубогемным, «кочевым» стилем жизни, переездами, дешевыми гостиницами, неутомимой погоней за заработками. У него нет по-настоящему близких друзей, единственная моральная опора у этого однолюба - Мария. Но и она уходит от него. Получивший травму ноги, да еще и попав под огонь критики, Шнир не только остается без работы, но и без гроша в кармане. Собственно, главные события в жизни Шнира заключены в его образах памяти. Непосредственное же действие охватывает около трех часов. В течение этого короткого срока он успевает не раз обратиться к знакомым с просьбой о помощи. Этот тест на сочувствие и понимание - проверка подлинной сути всех этих людей. Везде он наталкивается на отказ, закамуфлированный словесной шелухой, маскирующей скаредность, эгоизм и равнодушие. Даже отец, миллионер, выговаривающий сыну за то, что тот держит коньяк в холодильнике (что не принято в респектабельном обществе), оставляет его без гроша. Устами Шнира, героя, безусловно, близкого Бёллю, писатель клеймит бывших нацистов, перекрасившихся, но сохраняющих свою сущность, религиозных ханжей, денежных спекулянтов. В финале романа герой, вооружившись гитарой, сняв шляпу, начинает собирать подаяния на вокзале...

«Групповой портрет с дамой»: любовь Лени Груйтен. Этот роман, увидевший свет в 1972 г., воспроизводит самую широкую, по сравнению с прежними произведениями, социальную панораму. На это указывает и название романа. Вновь в центре романа - фигура «неконформисга», молодой девушки Лени Груйтен , которая в годы войны полюбила советского военнослужащего, офицера Бориса Котловского. И эта любовь, к тому же «запретная», немки и русского, как и сами герои, обретает символический смысл. Она - некий островок человечности, вызов чудовищному человеконенавистничеству войны (вспомним об аналогичном мотиве в романе «Прощай, оружие!» Хемингуэя). Борис Котловский умирает в финале от истощения. Но именно он учит Лени любви и пониманию немецких поэтов, ей прежде мало знакомых. Знаменательно, что и любовь их происходит на кладбище, где пленные занимаются изготовлением похоронных венков: война резко увеличивает потребность в изделиях подобного назначения. Выразительно окружение Лени: добрые люди, монахиня Рахиль , чудаковатый кладбищенский садовник Груидт , которые по-своему противостоят силам зла. А рядом, как правило, бесцветные, заурядные персонажи, данные в сатирическом ключе. Среди них - богачи Хойзеры , накопившие в результате экономического «чуда» миллионы: их величина обратно пропорциональна скудному духовному багажу богачей.

Горькая участь «маленького человека», его беззащитность перед лицом государства и общества - тема первого после Нобелевской премии (1972) романа Бёлля с нарочито поясняющим многословным названием «Потерянная честь Катарины Блум , или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974). После выхода роман был экранизирован. Соро- каиятилетняя Катарина Блум , добропорядочная женщина, экономка, сумевшая в силу рачительности, трудолюбия и любви к порядку стать хозяйкой отеля, полюбила одного из постояльцев, не зная, что он - разыскиваемый полицией преступник. Попав в руки следователей, она подвергается бесконечным унизительным допросам и обыскам. Но самое горестное, что она - в поле зрения желтой прессы, раздувающей вокруг нее истерию. Ее объявляют то «подругой бандита», то «коммунисткой», то «красной». Организованная травля является причиной смерти матери Катарины, попавшей в больницу. Наэлектризованные «граждане» осыпают героиню оскорбительными посланиями. Уничижительные ярлыки пришпиливают и к близким Катарины. Очернена репутация ее адвоката. Оказывается, что «свободная пресса» действует в содружестве с государственным аппаратом, который не может защитить ее от разнузданных газетчиков. Одного из них, Тетгеса, повинного в смерти ее матери, Катарина убивает.

Слава Бёлля не была для знаменитого писателя охранной грамотой от нападок, а порой и травли. И хотя он не раз говорил, что не желает заниматься политикой, обостренное чувство ответственности, неотторжимой от Бёлля-человека, побуждало его рисковать репутацией и вмешиваться в борьбу. Он верил, что литература должна давать утешение и надежду и что писательское слово может стать последним «оплотом свободы». Во «Франкфуртских чтениях» он гак высказывал свое мнение: «На современную литературу возложена ответственность, которую все просто не в состоянии вынести... Безликая политика, безликое общество, беспомощность церкви... От авторов, именно только от них ждут решающего слова. С науки нс спрашивают, с политиков тоже, церковь нс беспокоят, но вот писатели обязаны высказывать то, о чем остальные предпочитают молчать».

При жизни Бёлль обрел статус классика, литература о его творчестве, в том числе и на русском языке (С. Рожновский, Т. Мотылева, М. Рудницкий и др.) обширна. Помимо отдельных многочисленных изданий, вышло его пятитомное собрание сочинений (1989-1996).

«Бильярд в половине десятого» - роман Генриха Бёлля, опубликованный в 1959 году.

Формально действие романа происходит в течение одного дня - 6 сентября 1958 года, однако, используя воспоминания героев, повествование захватывает и события прошедших лет. В центре его история семьи Фемель с конца 19 века и до 1958 года. Она отражает отвращение Бёлля к периоду нацизма, как и к войне в целом.

Семья Фемелей включает три поколения архитекторов: Генриха Фемеля, его сына Роберта Фемеля и Йозефа, сына Роберта.

Леонора, секретарша Роберта Фемеля, описывает Роберта, а также мелкие радости своей заурядной повседневной жизни. Роберт дотошный во всем, что он делает. В офис прибывает старый друг Роберта, но Леонора отсылает его в отель «Принц Генрих», где Роберт проводит каждый день с половины десятого до одиннадцати. Человека, разыскивающего Фемеля, звали Неттлингер. Явившись в отель, он требует отвести его к Роберту, игравшему в бильярдной. Однако работник отеля Йохен, который был в этот момент за стойкой портье, не допускает этого, руководствуясь желанием Фемеля.

Наверху, в бильярдной, Роберт рассказывает Гуго, бою из отеля, о своей жизни, и читатель узнает, что Неттлингер был одним из полицаев. Роберт и его друг Шрелла, которые вместе с Неттлингером были одноклассниками, составляли оппозицию нацистам, они не собирались принимать «причастие буйвола». Шрелла исчезает после избиения Неттлингером и учителем гимнастики Бэном Уэксом, также полицаем. Неттлингер и Уэкс не только избивали Шреллу и Роберта, но и развратили его родного брата, Отто, который погиб в бою под Киевом в 1942 году. Его мать, Иоганна Кильб, попала в клинику для душевнобольных, её объявили сумасшедшей, чтобы защитить от преследования полицаев. Сегодня Генриху исполнилось 80 лет. Генрих и Роберт встречаются в баре после того, как навестили Иоганну в лечебнице, сидя и разговаривая первый раз за многие годы. Тем временем, Шрелла вернулся в Германию.

Как биллиардные шары, разбитые кием из единой фигуры, раскатываются по зеленому столу в причудливой форме, так и герои Бёлля, некогда единые, теперь - кто дальше, кто ближе друг к другу, к истине, застаются автором на день 6 сентября 1958 года. В этой дате нет ничего символичного для всеобщей истории, это дата, - время действия целого романа, - лишь день рождения главы семьи Фемель, восьмидесятилетнего старца, но в то же время в конце романа становится ясно, что это день рождения нового мироощущения целого семейства, достойнейшего и являющегося примером бытия творческой интеллигенции не только для своего окружения, но и для целого поколения немцев.

Много лет назад семья Фемель была многочисленна и дружна, жизнь их была полна радужных планов, надежд, но вдруг этот “удар кия” - страшный выбор, ставший перед ними, разбил их, отдалил друг от друга, доставил боль, страдания, смерть, заставил переосмыслить все жизненные ценности, свое положение в мире.

Хотя время романа обозначено всего одним днем, период его действия - годы, десятилетия, вплоть до начала истории человечества, до первого выбора между добром и злом, между так называемыми “агнцем” и “буйволом”. Этот выбор меняет и определяет жизнь каждого человека со времен Адама, этот выбор является в разное время человеческой жизни, но никому не укрыться, не избежать его. Кто-то делает выбор в отрочестве, кому-то он предоставляется в зрелости, может быть, даже в старости, этот выбор не всегда бывает явным, кто-то не узнает его поначалу, от него еще легко отстраниться, но чем дальше, тем яснее требуется от нас ответ, а те, кто ответил, должны принести жертву, - ту жертву, которая чем дальше, тем все труднее и труднее, все беспощаднее и бескомпромисснее.

Свой нравственный выбор герои Бёлля делают через отношение к фашизму. Что такое фашизм для автора? Это богопротивная, антихристианская, античеловеческая идеология смерти. Идеология “буйвола”, гордыни. Фашизм как лукавое зло проникает в человека и меняет его до неузнаваемости, он требует душу взамен вседозволенности. Живя в теле, человек умирает душой и еще при этой сытой, почетной жизни испытывает злобу, ненависть, тоску, одиночество. Но все ли могут, все ли хотят разглядеть, понять это, и сделать выбор?

Герои Бёлля делают свой выбор по-своему, образуя категории агнцев, буйволов и пастырей.

Агнцы - это хрупкие, бессильные, убогие люди, их бьют, ненавидят, над ними насмехаются. Они много страдают, фактически их жизнь есть страдание, иногда эти страдания кажутся бесплодными и безумными. Не безумно ли матери отнимать хороший хлеб у своих детей и питать их опилками, только чтобы не иметь ничего сверх других, не безумно ли бежать из достойного дома на станцию, чтобы уехать от своей семьи вместе с высланными евреями, не безумно ли умереть от голода перед собственным лотком жареной рыбы, не смея отказать в ней чужим детям? Могут ли эти муки страдающих людей изменить мир, лежащий во зле? Действительно ли они - те евангельские зерна, которые если не умрут, то не прорастут и не освятят мир?

Буйволы (как их называет Бёлль, “принявшие причастие буйвола”) - это люди силы и власти, они самоуверенны и жестоки, они горды (прошлым своей нации, своим положением, своей силой, даже своей религией), они не страдают сами, но заставляют страдать других, их не мучает совесть и укоры матери, они победили в себе голос Бога. Прошло время, и внешние их поступки стали вполне благообразны, но гордыня выжгла любовь из их сердец, и внутри они полны лукавства.

А есть еще “пастыри”. В пастыри Бёллем призывается Роберт Фемель, старший сын главы семьи Фемелей, талантливый архитектор, отвергший радости творчества, принесший их в жертву ради агнцев бывших (уже отстрадавших и умерших) и настоящих (страдающих и доныне), ради агнцев, которые до сих пор в опасности, так как время буйвола не прошло. Роберт становится подрывником. После тюрьмы, гонений и амнистии он вступает в немецкую армию, под начальство сумасшедшего генерала, бредившего “сектором обстрела”; притворно опираясь на законы артиллерии, Роберт взрывает ценности немецкой культуры и архитектуры, творения великих мастеров прошлого и в том числе прекрасное аббатство святого Антония, построенное его отцом в юности, - аббатство, с которым связана вся жизнь их семьи от ее начала.

Варварство ли это, бескультурность, антицерковность? Для Роберта это протест, это борьба против тех, кто смысл человеческой истории видит в постройках и не видит человека. Постройки, даже самые совершенные, лишь уплотненный прах по сравнению с живой страдающей душой его жены, умершей под бомбежкой, убитого нацистами мальчика, приносившего письма, и т. д. Нормально ли всячески оберегать постройки, пусть самые совершенные, но убивать людей, пусть даже врагов? Но разве только фашисты больше человека ценят изящные камни? Нет, оказывается и командование союзников просит прощения за уничтоженные здания, но не за жизни, и теперь, в обществе, победившем фашизм, в 1958 году множество людей платит деньги, чтобы посмотреть на древние детские гробницы, восхищаются башней св. Северина, но по-прежнему подкарауливают и избивают “агнцев” в лице мальчика Гуго, пленяются их чистотой, но и стараются осквернить ее, нажиться на ней, уничтожить, не терпя такого отличия.

Прошли годы со времен победы над фашизмом. Для Германии, для всего цивилизованного мира наступила новая эпоха. Но зло не побеждено окончательно, ведь эта битва будет идти до конца времен, эти идеи могут возрождаться и набирать силу (как и происходит в романе). Идеи антихриста - превосходства, силы и гордыни властвуют умами и в наше время. Но что может сделать простой человек, столкнувшись с этим злом? Мать Роберта стреляет в министра на военном параде, “посвященном буйволу”, его отец, признавая свою нерешительность в главном выборе, свое долгое отмалчивание, рушит его символ - пряничную копию аббатства, а сам Роберт вместо динамита выбирает более сильное оружие против зла, начало и конец всякого добра, - не только пастырство, но и отцовство: он усыновляет мальчика Гуго и обретает любовь.

Генрих Фемель - герой романа, известный архитектор. Роман построен как мозаика из внутренних монологов многих героев, так что одни и те же события освещаются с разных точек зрения и окружены прочным слоем воспоминаний и ассоциаций, где почти каждая деталь повествования имеет второй, символический смысл.

Действие романа, вмещающее историю трех поколений семьи Фемелей, формально происходит в течение одного дня - 6 сентября 1958г., когда Г. Ф. празднует свое восьмидесятилетие. В 1907 Г. ,Ф., никому не известный молодой человек, приехал в город, чтобы

Участвовать в конкурсе проектов на постройку грандиозного аббатства святого Антония. Заняв на конкурсе первое место, Г. Ф. сделал блестящую карьеру, взял себе за правило ко всему в жизни относиться с иронией и очень преуспел в этом. Г. Ф. шутя сумел завоевать успех, деньги. Он полюбил девушку из богатой семьи и женился на ней. Хотя и не всерьез, втайне посмеиваясь («Я был смеющимся Давидом»,.- говорит он о себе), но он принял «дары» власть предержащих.

Слишком поздно Г. Ф. начал понимать, что ироническое превосходство его не спасет. Он мечтал о целом семейном клане, о семи сыновьях и сорока девяти внуках, но вместо

Этого история окружила его тенями ушедших: умирают его сын Генрих, дочь Иоганна, сын Отто становится фашистом и погибает под Киевом, жена оказывается в лечебнице для душевнобольных. Подводя итоги своей жизни в день восьмидесятилетия, Г. Ф. чувствует себя банкротом и просит секретаршу своего сына Леонору плюнуть на его надгробный памятник и выбрасывает свои ордена в сточную канаву.

Но неприемлемой для него оказывается и иная позиция - позиция праведника, «агнца», готового отдать все ради высокой идеи. Именно в этой связи Г. Ф. противопоставляется своей жене Иоганне, которая во время войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, раздавала их незнакомым людям на улицах, в то время как их собственные дети голодали. Она хотела, чтобы дети «почувствовали вкус правды на своих губах» и не имели ничего, что могли иметь «буйволы». Деление на «агнцев» и «буйволов» в романе не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «Агнцы» - жертвы, но их руки «пахнут кровью и мятежом». Генрих Бёлль не делит людей на плохих и хороших, он лишь говорит, что «время не примиряет», а опасность возвращения фашизма велика, так как рядом с ненавистью растет чувство бессилия.

Роберт Фемель - единственный оставшийся в живых сын Генриха Фемеля. Еще будучи гимназистом, он дал клятву не принимать «причастия буйвола». Образ буйвола имеет в романе символическое значение. Прежде всего, буйволова морда - это знак Вотана, старшего бога древних германцев, поэтому буйвол ассоциируется с той расистской, антигуманистической пропагандой древнегерманского языческого культа, которую гитлеровцы проводили, противопоставляя этот культ христианству как религии иудейского происхождения.

С юношеским пылом Р. Ф. бросается на борьбу с фашизмом, подвергается жестоким истязаниям, приговаривается к смертной казни, но его бывший школьный приятель Неттлингер, ставший фашистом, «позволяет» ему бежать за границу. Вернувшись через несколько лет и будучи амнистирован, Р. Ф. внешне как будто примиряется с фашистским режимом, но в действительности по-прежнему его ненавидит и продолжает борьбу, мстит за погибших друзей. Р. Ф., как и его отец, по профессии архитектор, но во время войны он становится подрывником и начинает взрывать все, что только можно взорвать.

Он повергает в руины монументальные памятники прошлых лет, создавая новые - тем, кто пал жертвой этого общества: своей жене Эдит, убитой осколком во время бомбежки, младшему брату Отто, одурманенному «причастием буйвола», «всем, кто не представлял собой культурно-исторической ценности». Р. Ф. взрывает и аббатство святого Антония, 35 лет назад построенное его отцом. «Я бы взорвал все аббатства на свете, если бы мне удалось вернуть, воскресить…» - эта формула становится навязчивой идеей не только Р. Ф., но и его детей Йозефа и Рут, его матери и даже его отца.

Поэтому не случайно решение Йозефа, который, узнав, что аббатство было взорвано его отцом, отказывается от дальнейшего участия в восстановительных работах. Формулы и динамит приобретают для Р. Ф. значение протеста против бесчеловечности общества, против «слезливых убийц», для которых мертвые камни дороже живой человеческой плоти, против респектабельных господ, которые, называя себя гуманистами и христианами, пекутся, как и подобает образованным людям, об оконной перемычке XVI в., но глубоко равнодушны к смерти ребенка. Р. Ф. и в 1958 г. смотрит на собор святого Северина как на «ускользнувшую добычу».