Бланки теста люсина эмоциональный интеллект. Социальный и эмоциональный интеллект

Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Назначение теста

Диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта

Описание теста

В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человекможет контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ.

Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.

Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).

Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.

Инструкция к тесту

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

Тест

Бланк для ответов


утверждения
Совсем не
согласен
Скорее не
согласен
Скорее согласен Полностью согласен
утверждения
Совсем не
согласен
Скорее не
согласен
Скорее согласен Полностью согласен
1 24
2 25
3
26
4
27
5 28
6 29
7 30
8 31
9 32
10 33
11 34
12 35
13 36
14 37
15 38
16 39
17
40
18
41
19 42
20 43
21 44
22 45
23 46


Текст опросника ЭмИн

№ Утверждение Субшкала Ключ
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП +
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ -
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП +
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ +
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ -
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ -
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП +
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП -
9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ +
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ -
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП +
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ -
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП +
14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП +
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ +
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ -
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ +
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП -
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ +
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП +
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ +
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП -
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ +
24. Если надо, я могу разозлить человека МУ +
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ +
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП +
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП +
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ +
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП +
30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ -
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП -
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП +
33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ -
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП -
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ +
37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ +
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП -
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ -
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ -
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП -
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП -
43. Я не умею преодолевать страх ВУ -
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ -
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП -
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП -

Обработка и интерпретация результатов теста

Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть

МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы - ПЭ и УЭ.

ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ

Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)

Межличностный ЭИ

Шкала МП . Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ . Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Внутриличностный ЭИ

Шкала ВП . Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ . Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Нормы

Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.

Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше

Источники

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Д. В. Люсин Опубликовано в: Психологическая диагностика С В психологии интеллекта давно делаются попытки наряду с традиционно выделяемыми интеллектуальными способностями найти новые, которые были бы непосредственно связаны с решением социальных и личностных задач, встающих перед человеком в ходе его жизни. В 1920 г. Э. Торндайк сформулировал трёхкомпонентную модель интеллекта, включающую способности понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными предметами (механический интеллект) и людьми (социальный интеллект). Так в психологию было введено понятие социального интеллекта, который определялся Э. Торндайком как «способность понимать людей и управлять ими, поступать разумно в человеческих отношениях» (Thorndike, 1920, р. 228). Другие ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие как Ч. Спирмен, Д. Векслер, П. Вернон, Дж. Гилфорд также в той или иной форме утверждали, что понимание поведения других людей и себя самого должно выделяться в качестве отдельной интеллектуальной способности. Из более современных подходов такого рода можно назвать теорию множественных интеллектов Х. Гарднера, в рамках которой выделяется внутриличностный и межличностный интеллект (Gardner, 1983). К сожалению, конструкты, связанные со способностями в области понимания социальных взаимодействий и внутриличностных процессов оказались сложны с точки зрения их операционализации и различения с традиционными формами интеллекта. Так, на основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л. Кронбах (Cronbach, 1970) пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Тем не менее в последнее десятилетие в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных одной из способностей такого рода эмоциональному интеллекту (ЭИ). В широком смысле к эмоциональному

2 2 интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей (Goleman, 1995; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004). Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии, интуитивно кажется перспективным для решения прикладных психологических задач, расширяет сложившиеся представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая научную психологию. Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин "эмоциональный интеллект". Они определили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (Salovey, Mayer, 1990, p. 189). ЭИ трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: (1) идентификация и выражение эмоций, (2) регуляция эмоций, (3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель (Mayer, Salovey, 1997; Caruso, Mayer, Salovey, 2002). Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами (Mayer et al., 2001). Иначе можно было бы сказать, что они "информируют" человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений ЭИ трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, выявлять их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента ЭИ. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей: (1) идентификация

3 3 эмоций, (2) использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (3) понимание эмоций, (4) управление эмоциями. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ. Д. Гоулмен (Goleman, 1995) основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера (Salovey, Mayer, 1990), но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена "Эмоциональный интеллект" его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. Модель Р. Бар-Она (Bar-On, 1997) даёт очень широкую трактовку понятия ЭИ. Он определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями (по: Стернберг, 2002, с. 88). Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: 1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. 2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. 3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. 4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. 5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. Развитие моделей ЭИ можно описать следующим образом. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Бар-Она, который вообще отказывается относить к ЭИ когнитивные способности. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие ЭИ становится полностью метафорическим. Под интеллектом в психологии всегда понимается (о каком бы

4 4 его виде ни шла речь и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же ЭИ трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина "интеллект". Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей ЭИ вызвало необходимость в их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей (Mayer, Caruso, Salovey, 1999) предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая ЭИ как когнитивную способность, а ко второму типу - модели, трактующие ЭИ как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. К.В. Петридес и Э. Фёрнхем (Petrides, Furnham, 2000) провели несколько иное различение, которое они считают более широким: ЭИ как способность (они называют его ability EI или information-processing EI) и ЭИ как черта (trait EI). Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. ЭИ как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. ЭИ как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов. Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы: - оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области),

5 5 - оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки), - мнение разработчиков тестовых заданий, например, актёров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актёры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала). Проблема выбора правильного ответа остаётся не решённой, при этом разные способы её решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом (Roberts, Zeidner, Matthews, 2001). Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток опора на самоотчёт, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно (Робертс, Мэттьюс, Зайднер, Люсин, 2004). Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ. В отечественной психологии пока не существует стандартизированных методик для измерения ЭИ. Настоящая работа вносит вклад в восполнение этого пробела; она посвящена представлению опросника ЭмИн, разработанного на российской выборке для измерения эмоционального интеллекта. Ранние этапы

6 6 его разработки уже были описаны ранее (Lioussine, 2003; Люсин, Марютина, Степанова, 2004). В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ (табл. 1). Более подробно теоретическая модель, лежащая в основе опросника ЭмИн представлена в (Люсин, 2004). Табл. 1. Априорная структура эмоционального интеллекта, положенная в основу опросника ЭмИн Понимание Эмоций Управление эмоциями Межличностный ЭИ Понимание чужих эмоций Управление чужими эмоциями Внутриличностный ЭИ Понимание своих эмоций Управление своими эмоциями Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях

7 7 испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре. В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка (табл. 2). Табл. 2. Структура опросника ЭмИн ПЭ: понимание эмоций УЭ: управление эмоциями МЭИ: межличностный ЭИ МП: понимание чужих эмоций МУ: управление чужими эмоциями ВЭИ: внутриличностный ЭИ ВП: понимание своих эмоций ВУ: управление своими эмоциями ВЭ: контроль экспрессии Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими. Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций. Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями. Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей. Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

8 8 Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию. Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Для подсчёта баллов ответы испытуемых кодируются по схеме «совсем не согласен» - 0, «скорее не согласен» - 1, «скорее согласен» - 2, «полностью согласен» - 3 для утверждений с прямым ключом и «совсем не согласен» - 3, «скорее не согласен» - 2, «скорее согласен» - 1, «полностью согласен» - 0 для утверждений с обратным ключом. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал: МЭИ = МП + МУ ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы ПЭ и УЭ: ПЭ = МП + ВП УЭ = МУ + ВУ + ВЭ Психометрический анализ Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля 1. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года. Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам (табл.3). Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько 1 Приношу благодарность Н.Д. Михеевой, Е.А. Валуевой и Ю.Е. Кравченко за помощь в сборе данных.

9 9 ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51). Шкала, субшкала Табл. 3. Психометрические характеристики шкал и субшкал опросника ЭмИн Кол-во утверждений Среднее Стандартное отклонение МЭИ (межличностный 22 44,3 6,97 0,82 ЭИ) ВЭИ (внутриличностный 24 43,3 8,72 0,81 ЭИ) ПЭ (понимание эмоций) 22 43,8 7,41 0,80 УЭ (управление эмоциями) 24 43,8 8,05 0,80 МП (понимание чужих 12 24,6 4,10 0,69 эмоций) МУ (управление чужими 10 19,8 3,98 0,73 эмоциями) ВП (понимание своих 10 19,3 4,58 0,71 эмоций) ВУ (управление своими 7 13,7 3,15 0,69 эмоциями) ВЭ (контроль экспрессии) 7 10,4 3,28 0,51 α Кронбаха Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы. График собственных значений факторов представлен на рис 1. Визуальный анализ позволяет выделить два перелома кривой, на которых её крутизна сглаживается на третьем и шестом факторах, поэтому для содержательного анализа были выбраны 2-факторное и 5-факторное решения. Вращение факторов проводилось по методу варимакс. Рис. 1. График собственных значений факторов.

10 Eigenvalue 10 8 Scree Plot Component Number Результаты 2-факторного решения представлены в табл. 4 и 5. Первые два фактора объясняют 23% дисперсии. Анализ факторных нагрузок показывает, что эти два фактора точно соответствуют шкалам внутриличностного и межличностного ЭИ. По первому фактору высокие нагрузки имеют утверждения, относящиеся ко всем трём субшкалам, входящим в ВЭИ, по второму по обеим субшкалам, входящим в МЭИ. Таб. 4. Результаты 2-факторного решения Факторы Собственные значения До вращения Процент объясняемой дисперсии Кумулятивный процент объясняемой дисперсии Собственные значения После вращения Процент объясняемой дисперсии Кумулятивный процент объясняемой дисперсии 1 7,510 16,327 16,327 5,368 11,669 11,160 6,869 23,195 5,302 11,527 23,195 Табл. 5. Матрица факторных нагрузок после вращения, 2-факторное решение. Представлены нагрузки с абсолютным значением больше 0,4. утверждения Субшкала и ключ Факторы 1 ВЭИ 2 МЭИ 1 мп+,522 2 му- 3 мп+,573 4 ву+ -,427 5 му- -,407 6 вэ-,472 7 вп+ 8 вп- 9 му+, вэ-

11 11 11 мп+, ву- 13 мп+, вп+ -, му+, вэ- 17 му+, вп-, вэ+ 20 мп+, вэ+ -, вп-, вэ+ -, му+ 25 ву+ 26 вп+ 27 мп+, ву+ -, мп+, му- -, вп- 32 мп+, ву-, мп+, вп- 36 му+, ву+ -, мп- -, вэ-, му- 41 вп-, мп- 43 ву- 44 му- 45 вп-, мп- Аналогичным образом в табл. 6 и 7 представлены результаты 5-факторного решения. Первые пять факторов объясняют 37% дисперсии, а их содержание с высокой точностью соответствует пяти субшкалам опросника МП, ВП, МУ, ВЭ и ВУ. Наиболее высокие нагрузки на каждый фактор имеют утверждения, входящие в соответствующую ему субшкалу. Исключения встречаются редко, а факторные нагрузки в этих случаях, как правило, оказываются не высокими (эти факторные нагрузки в табл. 7 выделены курсивом). Табл. 6. Результаты 5-факторного решения Факторы Собственные значения До вращения Процент объясняемой дисперсии Кумулятивный процент объясняемой дисперсии Собственные значения После вращения Процент объясняемой дисперсии Кумулятивный процент объясняемой дисперсии

12 12 1 7,510 16,327 16,327 4,112 8,939 8,160 6,869 23,195 3,925 8,532 17,338 5,082 28,278 3,387 7,363 24,215 4,815 33,092 3,202 6,961 31,757 3,820 36,913 2,354 5,118 36,913 Табл. 7. Матрица факторных нагрузок после вращения, 5-факторное решение. Представлены нагрузки с абсолютным значением больше 0,4. утверждения Субшкала и ключ Факторы 1 МП 2 ВП 3 МУ 4 ВЭ 5 ВУ 1 мп+,530 2 му-,613 3 мп+,626 4 ву+,614 5 му-,448 6 вэ-,418 7 вп+ 8 вп-,455 9 му+ -, вэ-, мп+, ву- 13 мп+, вп+ -, му+ -, вэ-, му+ -, вп-, вэ+ -, мп+, вэ+ -, вп-, вэ+ -, му+ 25 ву+, вп+ -, мп+, ву+ 29 мп+, му- -, вп- 32 мп+, ву- -, мп+, вп-, му+ -, ву+ -, мп- -, вэ-, му-, вп-, мп- -, ву- 44 му-,532

13 13 45 вп-, мп-,472 Интерпретация результатов факторного анализа показывает, что внутренняя структура проанализированного набора утверждений является не очень сильной, но легко поддаётся осмысленной интерпретации, полностью соответствующей априорной структурной модели ЭИ, положенной в основу разработки опросника ЭмИн. Подавляющее большинство, хотя и не все утверждения из каждой субшкалы имеют высокие нагрузки на соответствующий им фактор. Однако следует учитывать, что целью факторного анализа в данном случае было изучение внутренней структуры опросника, но не принятие решения о том, какие утверждения включать в какую шкалу. Достаточно высокая внутренняя согласованность субшкал показывает, что включение в них утверждений с невысокими нагрузками по соответствующим им факторам было правомерным. Внешняя валидизация данной версии опросника ЭмИн пока не проводилась, хотя существуют некоторые данные о валидности предварительной рабочей версии, которая по набору утверждений была очень близка к окончательной и отличалась несколько иным набором субшкал. Было показано, что актёры и вокалисты имеют значимо более высокие баллы по межличностному ЭИ и субшкале «Контроль экспрессии»; межличностный ЭИ положительно коррелирует с тестом на эмоциональный слух В.П. Морозова и экспериментальной методикой на измерение эмоциональной экспрессивности речи (r = 0,26, p < 0,01 и r = 0,21, p < 0,01, соответственно), а субшкала «Контроль экспрессии» с этими же двумя методиками коррелирует отрицательно (в обоих случаях r = -0,18, p < 0,05) (Есин, 2006). В исследовании Т. Суворовой, проведённом под руководством Ю.Е. Кравченко, было получено, что шкалы межличностного и внутриличностного ЭИ значимо положительно коррелируют с точностью распознавания негативных эмоций по фотографиям. В настоящем виде опросник ЭмИн обладает достаточно высокой надёжностью, однако для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования его валидности. Валидизация методик на измерение ЭИ сталкивается с рядом проблем. В частности, довольно трудно выбрать внешний критерий, свидетельствующий о высоком или низком развитии эмоционального интеллекта. Одним из подходов может быть успешность профессиональной деятельно-

14 14 сти. Разумно предположить, что если человек успешен в профессиональной деятельности, тесно связанной с общением с другими людьми, пониманием их эмоциональных состояний и умением на них воздействовать, то у него ЭИ должен быть развит лучше, чем у неуспешных представителей этой же профессии или представителей других профессий, не связанных с общением. Другой подход может состоять в сопоставлении баллов ЭмИн с успешностью выполнения испытуемыми различных заданий на понимание чужих и своих собственных эмоций. Серьёзная сложность при валидизации любого опросника на ЭИ состоит в том, что получаемые баллы основаны на самоотчёте испытуемых. Одним из источников смещений результатов может быть субъективная важность ЭИ для испытуемого. Например, можно ожидать, что профессиональные психологи осознанно или неосознанно будут завышать свои результаты, так как для них ЭИ представляется профессионально важным качеством. На настоящем этапе разработки опросник ЭмИн может использоваться в исследовательских целях. Его применение в целях прикладной психодиагностики станет возможным после проведения полного психометрического обоснования.

15 15 Литература Есин И.Б. Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, С Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, С Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, 4, С Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, Caruso D.R., Mayer J.D., Salovey P. Relation of an ability measure of emotional intelligence to personality // Journal of Personality Assessment V. 79. P Cronbach L. J. The essentials of psychological testing (3rd Ed.). New York: Harper & Row, Gardner H. Frames of mind. New York: Basic Books, Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Lioussine D. Components of emotional intelligence and their relations with personality traits and gender // Psychology in dialogue with related disciplines. 8th European Congress of Psychology. Wien: European Federation of Psychologists" Associations, Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2003.

16 16 Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence V. 27. P Mayer J.D., & Salovey P. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. New York: Basic, Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion V. 1. P Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences V. 29. P Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standards for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion V. 1. P Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality V. 9. P Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper"s Magazine P

17 17 Приложение Текст опросника ЭмИн Утверждение Субшкала Ключ 1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если МП + он (она) пытается это скрыть 2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить МУ - с ним хорошие отношения 3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению МП + его лица 4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ + 5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное МУ - состояние своего собеседника 6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю ВЭ - всё, что думаю 7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся ВП + те или иные люди 8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП - 9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко ВЭ - и активно жестикулирую 11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без МП + слов 12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять ВУ - себя в руки 13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП Когда я злюсь, я знаю, почему ВП Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой МУ + ситуации 16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным ВЭ - человеком 17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в МУ + напряжённом состоянии 18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению ВП - к другим 19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, ВЭ + то могу это скрыть 20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное МП + состояние 21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или ВП - иное чувство 23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ +

18 Если надо, я могу разозлить человека МУ Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как ВУ + поддержать это состояние 26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу МП + чувствую это 28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь МП + к звучанию его голоса 30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ Если внимательно следить за выражением лица человека, МП + то можно понять, какие эмоции он скрывает 35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со МУ + мной своими переживаниями 37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас МП - замечаю это слишком поздно 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что ВЭ - я чувствую 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих МП - меня людей 43. Я не умею преодолевать страх ВУ Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не МУ - чувствует, не понимает 45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП -

19 19 Бланк для ответов Пол Возраст Род занятий (профиль учёбы) Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение. утверждения Совсем не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен утверждения Совсем не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен


СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ Д. В. Люсин Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критически проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах

Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные Д. В. Люсин Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн разрабатывался в течение нескольких последних лет. Ранние этапы его разработки

И.Н. Андреева, кандидат психологических наук, доцент, Полоцкий государственный университет РАЗЛИЧИЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ Введение. Для гармоничного развития

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПУЗЕП Любовь Геннадьевна кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования АНУШЕНКО Ольга Александровна

СТРУКТУРА ЭОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СВЯЗЬ ЕГО КОПОНЕНТОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫИ ОСОБЕННОСТЯИ: ЭПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Д. В. Люсин, О. О. арютина, А. С. Степанова В российской психологии пока не существует методик

Эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence», или EQ) Все наше существование пронизано чувствами и эмоциями. Вот только «управляемся» мы с ними по-разному: кто-то хорошо «считывает» и понимает эмоции

Пустовалова Л. М., магистр, преподаватель, кафедра ПО Тихонова И. Б., магистр, ст.преподаватель, кафедра ПО Чаусова Т. А., магистр, ст.преподаватель, кафедра ПО Психологические факторы эмоционального интеллекта

И. С. Степанов ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ Работа представлена кафедрой психологии личности и общей психологии Новосибирского государственного педагогического

Останина Анна Михайловна аспирант Кобзарева Инна Ивановна канд. психол. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» г. Ставрополь, Ставропольский край ОБЗОР ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ

Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 1 (24). С. 121 134 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ А. М. ДВОЙНИН, Г. И. ДАНИЛОВА В статье описываются результаты эмпирического

Свидетельствовать о защитной реакции против слабого Я и одновременно о жестоком Сверх-Я, которое ограничивает пациента. В целом можно говорить о том, что у пациента выявляется приобретенная аутоагрессия,

Исследования: психология Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 1 (24). С. 121 134 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ А. М. ДВОЙНИН, Г. И. ДАНИЛОВА В статье описываются

Секция 4. Образование и воспитание Семеновских Т.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОГНИТИВНО- АФФЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»)

Шевалдина К.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО ФИНАНСИСТА Научный руководитель: к.психол.н. Мужичкова Ю.Е. Существуют разные подходы к описанию эмоциональной

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, 3. С. 129 138. ИЗМЕРЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МУЗЫКАНТОВ И ХУДОЖНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ MSCEIT V. 2.0 Т.С. КНЯЗЕВА Резюме Для измерения эмоционального

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, 3. С. 120 128. Короткие сообщения САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ РЕЛЕВАНТНОСТИ Л.Д. КАМЫШНИКОВА, С.С. БЕЛОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ 12- е Международные чтения памяти Л.С. Выготского Орёл Е., Хавенсон Т., НИУ ВШЭ Цель исследования 2 Изучить

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Анфимова Н.И. Российский университет дружбы народов Москва, Россия EMOTIONAL INTELLIGENCE,

И.М. Бычкова ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Способность осознавать переживаемые эмоции и чувства,

Роль эмоционального интеллекта в профилактике профессионального выгорания медицинской сестры Сердакова Кира Геннадьевна доцент кафедры управление сестринской деятельности и социальной работы, кпн ФГАОУ

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, 1. С. 126 134. ОЦЕНКА СВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ РЕЧИ С КОМПОНЕНТАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Е.С. ДМИТРИЕВА, В.Я. ГЕЛЬМАН, К.А. ЗАЙЦЕВА,

АЛАЕВА М. В., ЖИДКОВА Н. С. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Аннотация. В связи с повышением социальных ожиданий в отношении образовательных учреждений особый интерес

УДК 159.9 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА Габдреева Гюзель Шаукатовна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра

Кишиков Р.В. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности менеджера // Актуальные проблемы современной науки. 2013. 4. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности

С. 91 100. ПЕРВЫЕ ШАГИ Роль эмоциональной сферы в регуляции профессиональной деятельности менеджера среднего звена ПАВЛОВ Станислав Витальевич Бакалавр психологии, выпускник факультета психологии, Национальный

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Гулина Ольга Владимировна студентка Писненко Александр Георгиевич доцент, канд. психол. наук ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКОЙ ВЕРСИИ ТЕСТА НА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЖ. ГИЛФОРДА И М. О САЛЛИВЕНА Д. В. Люсин, Н. Д. Михеева Настоящая статья посвящена анализу психометрических свойств русской версии

Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации И. Н. Андреева Внастоящее время актуальны исследования прогностического значения эмоционального интеллекта (ЭИ) совокупности умственных способностей,

УДК 159.922 ББК Ю937 ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕДУРЫ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТРА Л.Г. Матвеева, Е.В. Тарасова Описано исследование, посвященное созданию процедуры ассессментцентра для диагностики

М. В. Горонович РГППУ, г. Екатеринбург ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ Деятельность педагога на этапе реализации обучающей деятельности тесно связана с оперативной методической

Исследование особенностей эмоционального интеллекта с помощью методики «Эмоции людей». Разумова Л.Д. Одной из активно обсуждаемых проблем в современной психологической науке является проблема эмоционального

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УДК 159. 923 + 316.613 (575.2) (04) ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Г.И. Бийбосунова Рассматривается взаимосвязь личностных свойств

Теоретико-эмпирические исследования ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ИЗМЕРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ Р.Д. РОБЕРТС, ДЖ. МЭТТЬЮС, М. ЗАЙДНЕР, Д.В. ЛЮСИН Робертс Ричард Д. (Roberts Richard D.)

УДК 001 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Скороходова В.Д., Ларионова Л.А. Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет (664074, ул. Лермонтова, 83), e-mail:

Влияние порядка рождения и состава семьи на развитие эмоционального интеллекта А.А. Панкратова Объект исследования Эмоциональный интеллект (ЭИ) как способность управлять эмоциями. Иерархическая модель

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Моторина Н.В. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад

Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова Идея целостного изучения регулятивной функции субъекта реализуется нами в конструкте

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

Арефьева А.В., Гребнева Н.Н. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАМЯТИ, ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Тюменский государственный университет В данной работе выявлены

Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации В.В. Овсянникова, Д.В. Люсин. В истории научного исследования связей когнитивных и эмоциональных процессов акценты исследовательского

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ «ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ» КАРЬЕРЫ Соловьева Ольга Васильевна Алексеева Наталья Вадимовна Университет природы, человека и общества «Дубна», филиал «Угреша» г.

ИНТЕЛЛЕКТА 1 Чернов Альберт Валентинович ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО Канд. психол. наук, ассистент Казанского (Приволжского) федерального университета,

Допущена к защите Заведующий кафедрой Протокол от Защищена с отметкой «Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Институт психологии Кафедра социальной

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. 3 А. А. Панкратова Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера Сэловея Карузо В статье рассматриваются основные теории

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЕТОДОМ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА Мотин Алексей Евгеньевич магистрант, кафедра общей психологии Института психологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК На правах рукописи Камышникова Любовь Дмитриевна СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ

Методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкая, кандидат психологических наук В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ Е. А. Орёл Разработка инструмента, позволяющего оценить эмоциональный интеллект, является логичным продолжением разработки теоретического конструкта.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Сборник статей ХХVII Международной научной конференции (26 28 октября 2016 г.) Ответственный редактор

Худаева Майя Юрьевна канд. психол. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Факультег психологин Кафедра социальной психологии Дневная форма получения образования Психология. Социальная

Тема 13. Тестирование в исследовании систем управления 13.1. Сущность тестирования в исследовании систем 13.2. Практические аспекты тестирования в исследовании систем 13.3. Специфика методов тестирования.

ЛИМАЕВА Ю.Ю. ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Аннотация. В данной статье рассматривается влияние на развитие эмоционального интеллекта мужчин

Эмоциональный интеллект David R. Caruso, Ph.D. Yale University Спасибо Международный центр КТК www.mc-ktk.ru Негативные ЭМОЦИИ Позитивные 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Как Вы себя чувствуете? 0 1 2 3 4 5 6 7

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ Социальные контакты играют значительную роль в жизни любо го человека. Можно сказать, что успешность социального взаимодействия является одним из

Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла Е. А. Валуева Понятие эмоциональной креативности Появление понятия «эмоциональная креативность» в психологии связано с логикой развития

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ Коваль Ю. Б. ЭКСПРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. СПб.: Изд-во

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 159.923 ББК Ю941.19 Учёные записки ЗабГГПУ Н. А. Сеткова г. Чита, Россия Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий типа «человек знаковая система» В статье приведены результаты

Прогностическая валидность эмоционального интеллекта: обзор зарубежных исследований. Разумова Л.Д Данная статья представляет собой краткий обзор результатов исследований, посвященных прогностической валидности

УДК 159.9 Зеленова М.Е. УРОВЕНЬ СТРЕССА И ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Институт психологии РАН В данной работе рассматривается взаимосвязь между уровнем стресса и особенностями

Профессиональных знаний, освоение тонкостей профессиональной деятельности, совершенствование профессиональной позиции, критичность оценки себя и других, а также управляемость процесса профессионального

Кандидат педагогических наук (1995), доцент (2005) кафедры общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.


Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Область научных интересов - эмоциональный интеллект, восприятие и идентификация эмоций, связь эмоций с когнитивными процессами, проблема кросскультурной специфичности и универсальности эмоций.


Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 2000 года. Читает курсы лекций «Общая психология», «Современная психология эмоций», «Практикум по психометрике», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Статистические методы и математическое моделирование в образовании».


Основные публикации:

  • Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных тестов. Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
  • Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» // Познание, общество, развитие / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 88-101.
  • Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: продуктивная частотность // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. С. 69-77.
  • Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 103-111.
  • Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50-61.
  • Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38-48.
  • Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. Материалы международной научно-практической конференции. 20-24 октября 1999 г. / Под ред. Г.А. Емельянова. М.: ИП РАН, 2000. С. 25-35.
  • Bonis M. de, Lioussine D. Emotions, expressions faciales et primitives iconiques // Emotions, Interactions et Développement. Actes du Colloque international de Grenoble / Ed. par J.-M. Colletta et A.Tcherkassof. Grenoble: Editions Jérôme Millon, 2001. P. 69-73.
  • Люсин Д.В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2001. С. 333-346.
  • Люсин Д.В. Что выражает выражение лица? // Исследования обучения в контексте культурно-исторического подхода. Материалы вторых чтений, посвящённых памяти Л.С.Выготского. Москва, 15-17 ноября 2001 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: Смысл, 2002. С. 243-253.
  • Lioussine D. Components of emotional intelligence and their relations with personality traits and gender // Psychology in dialogue with related disciplines. 8th European Congress of Psychology. 6 - 11 July, 2003, Vienna, Austria. Abstract Book. Wien: European Federation of Psychologists" Associations, 2003. P. 196.
  • Lioussine D. Gender differences in emotional intelligence // 11th Biennial Meeting of the International Society for the Studies of Individual Differences. 13 - 17 July 2003, Graz, Austria. Abstract Book. Graz: University of Graz, 2003. P. 98.
  • Дядюнова М.П., Люсин Д.В. Связь между личностными чертами слушателя и восприятием музыки // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений, посвящённых памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2002 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2003. С. 46-50.
  • Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  • Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004
  • Люсин Д.В., Михеева Н.Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. О"Салливена // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 119-128.
  • Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129-140.
  • Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3-26.
  • Овсянникова В.В., Люсин Д.В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) / Под ред. В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2005. С. 280-293.
  • Люсин Д.В., Морозов В.П., Есин И.Б., Ямпольский А.Ю. Восприятие эмоциональной экспрессивности речи и эмоциональный интеллект // Труды международной конференции "Функциональные стили звучащей речи": 5 - 7 сентября 2005 года, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
  • Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology, vol. 44, no. 6, November - December 2006. P. 54 - 68.

Методика № 3: опросник ЭмИн Д. В. Люсина (приложение 4).

Цель: определить уровень эмоционального интеллекта.

По отношению к 46 утверждениям испытуемые должны выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Обработка проводится по шкалам: МЭИ (межличностный ЭИ (МП, МУ) - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими) и ВЭИ (внутриличностный ЭИ (ВП, ВУ, ВЭ-контроль экспрессии) - способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими).

Ниже представлены результаты диагностики уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Таблица 1

Результаты диагностической методики Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Высокий630525Средний945840Низкий525735эмоциональный интеллект подростковый арттерапевтический

По результатам диагностики Н. Холла большинство подростков (45% контрольной группы и 40% экспериментальной) имеют средний уровень эмоционального интеллекта, что характеризуется умением распознавать свои эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, индивидуальный стиль общения, привычки, предпочтения и другие особенности, а также произвольно управлять своими эмоциями и настроениями.

Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 30% участников контрольной группы и 25% экспериментальной. У этих подростков отсутствует или имеется незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

У 25% представителей контрольной группы и 35% экспериментальной низкий уровень эмоционального интеллекта. Они не умеют: управлять своими эмоциями и настроениями, чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, а также воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Рис. 1.


Рис. 2.

Результаты данной диагностической методики представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.

Таблица 2

Результаты диагностической методики М.А. Манойловой на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Интегральный показательВысокий525525Средний1050945Низкий525630Внутриличностный аспектШкала 1. Осознание своих чувств и эмоцийВысокий525420Средний9451050Низкий630630Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциямиВысокий315210Средний735735Низкий10501155Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людейВысокий315210Средний840735Низкий9451155Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людейВысокий1500Средний630630Низкий13651470

Результаты диагностической методики М.А. Манойловой представлены в таблице 2.

Высокий уровень эмоционального интеллекта в рамках интегрального показателя предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Такой уровень выявлен у 25% подростков контрольной группы и 25% экспериментальной.

Средний уровень (50% контрольная группа, 45% - экспериментальная) характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 25% контрольной группы и 30% экспериментальной. Представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в учебной деятельности, во взаимодействии и общении.

Внутриличностный аспект включает в себя 4 шкалы: 1.Осознание своих чувств и эмоций, 2.Управление своими чувствами и эмоциями, 3. Осознание чувств и эмоций других людей, 4. Управление чувствами и эмоциями других людей.

Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций.

Высокие показатели: 25% и 20% у подростков контрольной и экспериментальной групп соответственно.

Им характерно развитое эмоциональное самосознание, способность жить "в унисон" со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.

Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.

Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.

Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.

% учащихся и контрольной и экспериментальной групп имеют низкие показатели.

Для этих подростков свойственна низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.

Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.

По шкале 2. Управление своими чувствами и эмоциями Высокие показатели у 15% детей контрольной группы и 10% - экспериментальной.

У них развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.

Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.

Низкие показатели отмечены у 50% представителей контрольной и 55 экспериментальной групп.

Для них характерна низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.

Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей

Высокие показатели: 15% - контрольная группа, 10% - экспериментальная.

Подростки распознают эмоции других людей, понимают чувства партнеров по общению. Способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.

У них достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.

Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.

Способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.

Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.

Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей.

Высокими показателями обладают 5% детей контрольной группы и 0% экспериментальной, низкими 65% и 70% в контрольной и экспериментальной групп соответственно.

Высокий уровень данного показателя характеризуется умением управлять состоянием партнера. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.

Они способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.

Для низкого показателя свойственна противоположная характеристика.

Таблица 3

Результаты диагностической методики ЭмИн Д. В. Люсиной на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента


Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Очень высокий1500Высокий210210Средний735840Низкий840840Очень низкий210210

Рис. 3. Результаты диагностической методики ЭмИн Д. В. Люсиной в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента


Рис. 4.

Из таблицы и диаграмм видно, что очень высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает всего 5% подростков в контрольной группе и 0% в экспериментальной, высокий уровень выявлен у 10% в той и другой группе, в основной преобладают средний (КГ - 35% и ЭГ - 40%) и низкий (40% в обеих группах)уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, полученные результаты сигнализируют о необходимости развивающих воздействий на развитие эмоционального интеллекта у подростков. Поэтому нами разработан и реализован тренинг развития эмоционального интеллекта у подростков, который представлен в следующем параграфе.

Тест "Эмоциональный Интеллект" Д. Люсина

Автор методики исходил из определения эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Представляется, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него (как это делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ. Здесь уместна аналогия с личностными чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей.

Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.

Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме. Для утверждений с прямым ключом: совсем не согласен - 0, скорее не согласен-1, скорее согласен - 2, полностью согласен - 3; для утверждений с обратным ключом: совсем не согласен - 3, скорее не согласен - 2, скорее согласен - 1, полностью согласен - 0.

Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих субшкал:

МЭИ = МП + МУ

ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Другой способ суммирования субшкал дает еще две шкалы - ПЭ и УЭ:

ПЭ = МП + ВП; УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

Методика М. Холла

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

эмоциональная осведомленность;

управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более - высокий;

8-13 - средний;

7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более - высокий;

40 - 69 - средний;

39 и менее - низкий.

В ходе исследование был применен критерий Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми выборками (n1,n2?3 или n1=2, n2?5) по уровню количественно измеряемого признака. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.

Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза - H1={уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке}.

Рассмотрим алгоритм применения U-критерия Манна-Уитни:

1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й - другим.

2. Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.

3. Вновь разложить карточки по цвету на две группы.

5. Определить большую из двух ранговых сумм.

6. Вычислить эмпирическое значение U:

где - количество испытуемых в - выборке (i = 1,2), - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

7. Задать уровень значимости б и, используя специальную таблицу, определить критическое значение Uкр (б). Если, то H0 на выбранном уровне значимости принимается.