Церковь должна помогать армии.

Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в
духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за
века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться -
нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии.

Вспомним,
что такой труднооцениваемый политик, как Сталин, ничего лучше не нашел, как в
1943 году восстановить Патриаршество. В течение двух суток был подготовлен
Собор, на который из лагерей и тюрем съехались архиереи, чтобы начать духовное
возрождение в разгар войны, в начале коренного перелома. И этот перелом
свершился. Мне могут возразить: Сталин воспитывался в семинарии, а мы были
советскими людьми, у нас другое воспитание. Однако нельзя не согласиться с тем,
что его отношение к коммунистической идеологии было все же более трепетным, чем
наше.

Весь опыт нашей жизни подтверждает, что идеология безбожия у нас
не приживается. Несмотря на то, что прошли годы, что пришли поколения, которые
не слышали о Боге, не читали религиозной литературы, даже чисто статистически
религиозность нашего народа гораздо выше, чем в Европе, где никаких гонений ни
на Церковь, ни на мечеть, ни на синагогу не было. Это говорит о том, что дух
веры неистребим.

Если это понимал такой руководитель нашего государства,
как Сталин, я думаю, что и каждый может сообразить, что религия играет огромную
роль в жизни народа. Она - хранительница духовных ценностей, нашей исторической
памяти.

Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об
Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа
благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в
храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому
эти святые имена, эти события, в которых явился победоносный русский дух,
хранились как предание и дошли до наших дней.

На что еще хотелось бы
обратить внимание? Когда Император Петр Великий решил переделать Россию на
западный лад - это оказало существенное влияние на все стороны жизни народа.
Этот европейский подход принес, безусловно, положительные результаты, но
некоторые элементы его носили деструктивный характер. Была создана новая
государственная идеология, которая сначала была усвоена верхушкой общества,
затем его слоями. Согласно ей, военные образуют одну общественную среду,
чиновники - другую, ученые - третью, и так далее. Такое деление на сословия,
между которыми возникают противоречия, ни в коей мере не соответствует
исторической реальности нашего государства, его духу.

Как-то, в
офицерском собрании, я обратился к аудитории: «Господа офицеры! Есть ли среди
вас некрещеные?» Из полного зала поднял руку один человек. Что это значит? Это
значит, что и сейчас мы присутствуем, хотя и при военном, но, одновременно, и
при церковном собрании. Каждый крещеный человек есть член Русской Православной
Церкви. Поэтому он не может воспринимать духовенство этой Церкви как «вы», а
себя - как «мы». Если ты крещеный, член Церкви - это значит «мы», и если я строю
храм - я его строю себе, своей Церкви, в том числе своему священнику, своему
митрополиту и так далее. То же и в Армии. Практически у нас нет россиянина,
независимо от национальности, вероисповедания, который так или иначе не
относился бы к Армии. Либо он является военнослужащим, либо в армии служит
кто-то из его родственников, либо он работает в военно-промышленном комплексе,
либо его ребенок учится в одной школе с сыном солдата или офицера. То есть Армия
- это не значит «они», Армия - это тоже «мы».

Дальше. Если посадить
российскую армию на жалованье, чтобы она была профессиональная - хотя кто
скажет, что у нас армия непрофессиональная? - она не станет чем - то отдельным
от народа. Поэтому говорить о единстве Церкви и Армии в этом смысле даже смешно.
Это все равно, что говорить о единстве русской отечественной школы, образования
и науки. Армия и Церковь - это совершенно, абсолютно пересекающиеся области.

Лозунг об отделении Церкви от государства - это лозунг французской
революции. И мы вслед за Лениным его повторяем. А что это значит? Вот я люблю
свою Родину, и я готов ей служить. Готов служить и нашей Армии, не получая
жалованья от Министерства обороны, и делаю это с энтузиазмом, и нахожу людей,
которые готовы нашей Армии помогать. Тогда в чем заключается это отделение -
совершенно непонятно. Во всех европейских странах в армии присутствуют
капелланы, и это в порядке вещей. Никто не говорит о слиянии Церкви с
государством. От такого слияния, прежде всего, пострадала бы она сама. Слава
Богу, Церковь свободна от этого. Церковь не может быть ведомством по
православному вероисповеданию, как это стало при царе Петре I и продолжалось 200
лет.

Сейчас в России для Церкви сложились самые благоприятные условия за
всю тысячелетнюю историю нашей страны. И каждый гражданин должен усвоить две
вещи: Армия - это моя Армия, Церковь - это моя Церковь. Если у нас не будет
Армии - мы не сохраним свою территорию, даже если у нас и будет достаточно
населения. Хотя, если наши женщины по-прежнему будут отказываться рожать детей -
нам придется еще и еще отдавать огромные территории другим народам. От Армии, от
ее боеспособности, эффективности зависит, быть ли нашему государству.

Независимо от того, кто это государство защищает - буддист, мусульманин
или православный. И буддист ведь защищает наши храмы, наши мечети, наши
синагоги!

В государстве Израиль, которое возникло после войны и имеет
демократический строй, конституцию, парламент, особым образом относятся к людям,
которые являются хранителями религиозных традиций. Они не работают, их
государство кормит за счет налогоплательщиков только для того, чтобы они были.
Эти люди живут совершенно иначе, чем все остальные граждане. Они молятся Богу,
исполняют все предписания, они многодетны. И государство осознает, что
присутствие этих людей в народе воспроизводит самоидентичность. Не будь этих
людей - и еврейский народ забудет свою историю, свой язык, забудет своих
мудрецов. А у нас Церковь зачастую воспринимают только лишь как хранительницу
своих сословных интересов. Это крайне неверно.

Журналисты нам часто
задают вопросы: «Вы благословляете, освящаете танковые колонны. А как же
заповедь «не убий»? Но русский солдат никогда не идет на войну убивать. Он идет
умирать. У него совершенно иное отношение к войне и к ратному подвигу. Армия
должна восприниматься не как место, где надо убивать, а как место, где можно
счастливо послужить своему Отечеству. Надо осознать, что наше Отечество
находится в реальной опасности! И если мы не вернемся к подлинному
патриотическому воспитанию, которое основано на знании традиций, исторического
пути России, ее религиозности, - то мы не сможем реализовать наши планы, и
произойдет катастрофа. Поэтому сейчас нам не время разъединяться. Тем более, что
политическая задача современности перед нами поставлена, это - интеграция в
европейскую жизнь. Но если в Европе присутствие священников в Армии
воспринимается как совершенно необходимое, то в России, к сожалению, иначе.

Семь лет существует факультет православной культуры в Академии ракетных
войск имени Императора Петра Великого. За семь лет его существования среди
курсантов Академии, которые посещают занятия на этом факультете, где параллельно
происходит воцерковление, не было ни одного нарушителя дисциплины. Разве это ни
о чем не говорит?

В заключение хотелось бы кое о чем напомнить. Все мы
учились в советской школе, проходили разные идеологические дисциплины. Нас
учили, что Церковь всегда была служанкой государства. Отлично! Возьмите нас, и
мы будем служить государству и его Армии.

Сейчас оно находится в
состоянии системного кризиса. Однако, согласно опросам населения, Церковь и
Армия - по - прежнему самые здоровые, самые надежные институты в государстве.
Так считают россияне. Будем надеяться, что в умах людей, принимающих решения,
вопрос о необходимости всестороннего взаимодействия нашей Армии и нашей Церкви
дозреет и принесет плод, давно ожидаемый народом.

Прот. Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела
по
взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1993, стр. 12-19

Армия и политическая власть

Полковник В.М.РОДАЧИН ,

кандидат философских наук

ВОПРОС о взаимосвязи армии и политической власти затрагивает одну из коренных проблем политики государства, от решения которой зависят характер развития и устойчивость общественно-политического строя, властных отношений и общества в целом. Процесс демократического обустройства России и других суверенных государств бывшего СССР сделал чрезвычайно актуальными все аспекты взаимоотношений вооруженных сил с политической властью.

Армия как гарант стабильности политической власти. Чаще всего понятие «армия» включает организованную военную силу, содержащуюся страной в целях оборонительной или наступательной войны. Она действительно служит своеобразным «инструментом войны», предназначенным для ведения вооруженной борьбы, хотя сегодня все больше ориентируется на ее предотвращение. Кроме этого, армия - специфический политический институт, несмотря на то что руководство Вооруженных Сил России в своих действиях исходит из требования деполитизащии армии, что не является противоречием. «Указы Президента России о департизации и деполитизации Вооруженных Сил будут выполняться неукоснительно, - подчеркнул министр обороны Российской Федерации генерал армии П.С.Грачев. - Кто не может без политики, пусть ею занимается. Но прежде он обязан уволиться из рядов Вооруженных Сил России».

Понятие «политизация» применительно к армии отражает определенное ее состояние, характеризующееся следующими признаками!: самостоятельной политической активностью; вовлеченностью в политику в качестве объекта борьбы политических сил; приверженностью к какой-либо одной идейно-политической доктрине, партии (либо внутренний раскол армии на соперничающие идейно-политические группировки, фракции); сочетанием профессиональной службы с различными видами политической деятельности у военнослужащих. Требование деполитизации армии означает исключение указанных явлений из жизни войск. Крайний взгляд на деполитизацию, как на полное изолирование армии от политики, свидетельствует о непонимании ее природы, функционального предназначения, механизма управления, военной практики. Безусловно, армию нельзя отождествлять с институтом политики, поскольку она в отличие от действительных институтов политики не имеет непосредственного отношения к политической деятельности, не является самостоятельным субъектом политики, участвующим в борьбе за власть и формирование государственной политики. Одновременно как элемент государственной организации и политической системы общества армия - политический институт, выполняющий важные политические функции в общественной и международной жизни.

Главная из них связана с внешней политикой государства, поскольку именно в этой сфере реализуется основное предназначение армии - быть гарантом надежной военной безопасности и национальных интересов страны. Гораздо больший интерес представляет внутренняя функция Вооруженных Сил Российской Федерации, через которую раскрывается предназначение их как элемента государственной организации и политической власти. Сегодня- стало очевидным, что армия не должна вмешиваться во внутриполитические процессы даже по приказу властей и в интересах государства., Однако всего лишь 27% опрошенных участников Всеармейского офицерского собрания, проходившего 17 января 1992 года, исключили правомерность осуществления внутренней функции вооруженных сил стран СНГ. Сказалось то обстоятельство, что политическое руководство Советского Союза неоднократно использовало армию в районах политической напряженности, межэтнических конфликтов, что вызывало отрицательное отношение общественности. Тем не менее 63% опрошенных офицеров были убеждены в необходимости внутренней функции армии. Появились официальные разработки и научные работы, исследующие ее содержание как в общем плане, так и применительно к Объединенным Вооружённым Силам СНГ и ВС РФ.

Уместно напомнить, что еще Аристотель, Н.Макиавелли, другие мыслители писали, что армия всегда была инструментом «поддержания власти против неповинующихся» ее воле, «основой власти во всех государствах». При этом следует иметь в виду, что свою внутреннюю функцию армия не обязательно осуществляет средствами прямого военного насилия. Этот вариант допускается лишь в самых крайних случаях, когда все другие способы не дали желаемых результатов. Как правило, внутренняя функция проявляется косвенным образом в виде присутствия армии на данной территории, контроля ею ключевых объектов, непоколебимости ее позиций в той или иной конфликтной ситуации, дестабилизирующей общественно-политическую обстановку, угрозы применения силы.

Внутренние функции армии могут обеспечиваться разными способами и обслуживать интересы различных социально-политических сил. Поэтому при проявлении одной и той же функции, например «служить опорой власти и быть гарантом политической стабильности общества», она может выполнять «прогрессивную» или «реакционную», «консервативную» или «демократическую», «националистическую», «национал-патриотическую», «интернационалистическую» и иную политическую роль. Многочисленные примеры внутриполитической борьбы в Грузии, Азербайджане, Молдове, Таджикистане и других суверенных государствах убеждают в неоднозначности политической роли национальных вооруженных формирований, ориентирующихся на различные социально-политические силы.

Основное содержание внутренней функции Вооруженных Сил составляют поддержка конституционного строя, законно избранной народом политической власти, недопущение массовых, а тем более вооруженных, антиконституционных действий оппозиционных властям политических сил, а также стихийных конфликтов и столкновений, дестабилизирующих общественную обстановку. Реализуя ее, армия призвана осуществлять демократическую политическую роль, выступать в качестве миротворческой силы, разделяющей конфликтующие стороны.

Значительное влияние на содержание функций армии и характер выполняемых ею задач оказывают традиции, тип сложившегося политического режима, степень ее свободы в отношениях с властью и др. Сила традиций в отношениях армии и власти всегда была велика. В течение прошлых столетий некоторые государства развивали и поощряли традицию подчинения военного руководства гражданским властям. В США, например, за всю историю ни один генерал не посылал войска к Белому дому. Любые попытки неповиновения властям или несогласия с проводимой президентом или конгрессом политикой заканчивались немедленным увольнением отважившихся на это военачальников. Так случилось с генералом Д.Макартуром во время корейской войны и с героем войны в зоне Персидского залива генералом Н.Шварцкопфом. Традиция подчинения армии политической власти исторически сложилась и в Италии. Вооруженные силы практически не участвовали ни в установлении, ни в свержении милитаристского режима Муссолини. До революции Россия также имела прочные традиции повиновения военнослужащих, вдохновляемых идеями верного служения самодержавию и Отечеству. В советский период в основу взаимоотношений власти и социалистической армии был положен принцип безусловного подчинения последней институтам власти, контролируемым и направляемым партией. Даже массовые сталинские репрессии против командных кадров не вызвали протеста и сопротивления властям.

В ряде других стран сложилась противоположная тенденция. Испанские военные, например, всегда проявляли определенную независимость от власти и стремились навязать ей необходимые решения. Противясь усилиям властных органов установить жесткий контроль над вооруженными силами, они не раз угрожали демократии заговорами. А в феврале 1981 года некоторое время держали заложниками парламентариев и кабинет министров. Особенно рельефно традиции дистантирования от гражданской власти и политической самостоятельности армии сложились в большинстве стран «третьего мира», в которых отсутствуют развитая экономическая, социальная база, политическая система. В этих государствах армия представляет собой наиболее организованную и мощную военную и политическую силу, способную навязать правительству свою волю или заменить его.

Одним из важнейших факторов детерминации отношений армии и политической власти является тип политического режима. При тоталитарном режиме известны три модели их взаимоотношений. Первая - «партийно-тоталитарная» (сталинский режим власти). Политическое господство осуществляется монопольно руководством правящей партии (гражданской партийной номенклатурой). Армия становится важнейшим и полностью подчиненным, подконтрольным объектом партийной власти. Вторая - «полувоенно-тоталитарная» (гитлеровский режим). Политическая власть находится в руках правящей партийной элиты, которая составляет либо органический компонент политической власти, либо наиболее мощную и влиятельную силу давления на нее. Армия является одновременно центральным объектом политической власти и ее частичным субъектом. Третья модель - «военно-тоталитарная», или «стратократическая» (от греч. «стратос» - армия). В ней армия оттесняет политическую партию и осуществляет единоличное (монопольное) политическое руководство. При таком режиме привычные органы власти упраздняются или подменяются военными. Например, режим бразильских «горилл», установившийся в марте 1964 года, в Институциональном акте № 1 верховного революционного командования провозгласил, что «победоносная революция сама себя узаконивает в качестве учредительной власти». На этом основании были отстранены от власти президент, 6 губернаторов штатов 46 членов палаты депутатов, 4500 служащих федеральных учреждений. Во всех моделях армия выполняла функцию важнейшей опоры тоталитарной власти и являлась гарантом установленного ею порядка. Поскольку ее целью было обеспечение полного и повсеместного контроля власти над всеми сторонами государственной, общественной и даже частной жизни, постольку политическая роль вооруженных сил не могла не быть исключительно реакционной - жандармской и репрессивно-милитаристской.

Авторитарный режим власти включает следующие модели: «гражданско-авторитарную», «полувоенно-авторитарную» и «военно-авторитарную». Армия в них занимает положение объекта, полностью подчиненного авторитарной власти. Несмотря на внешнее сходство моделей авторитарного и тоталитарного режимов власти, политическая роль армии имеет существенные отличия. Авторитарный режим, представляя собой сильную государственную власть, не распространяет ее влияния на все сферы общественной и частной жизни. Он допускает известную свободу политическим институтам, включая политические партии и некоторые общественные организации. Принцип разделения властей фактически не действует, даже если и имеются формальные структуры законодательной, исполнительной и судебной власти. Она концентрируется в руках монарха, диктатора или небольшой авторитарной группы.

Политическая роль армии не всегда реакционна. Она может быть и патриотической, миротворческой (удерживающей от классовых столкновений, гражданской войны), консолидирующей общественные силы и укрепляющей целостность государства. Если авторитарный режим является переходной формой от диктатуры к демократии, политическая роль армии имеет явную демократическую ориентацию. Практически всегда успешная экономическая и политическая модернизация была обеспечена поддержкой армии (Испания, Тайвань, Сингапур, Южная Корея). Она помогла авторитарной власти, нацеленной на реформы, развернуть борьбу с коррупцией и махинациями чиновничества, мобилизовать все ресурсы страны, провести рыночные преобразования и силой подавить выступления тех слоев, которые пытались им препятствовать. Так действовал авторитарно-военный режим Пак Чжон Хи, утвердившийся в феврале 1961 года в Южной Корее. В результате были заложены основы нынешнего процветания страны, хотя ее политическая система не в полной мере еще демократическая.

В условиях демократии (демократического режима) существует особая модель эффективного гражданского контроля над вооруженными силами, опирающаяся на безусловное признание военными верховенства гражданской политической власти. Она не является унифицированной и имеет множество вариантов практического воплощения. При этом учитываются национальная специфика, применяемые механизмы гражданского контроля и др. Крайний вариант гражданского контроля предполагает полное отстранение руководства армии от прямого доступа к высшему политическому руководству, особенно президенту, а военнослужащих - от какого бы то ни было участия в политике, что может обернуться отчуждением армии от власти и фактической бесконтрольностью действий военачальников. При таком положении ущемляются, а то и вовсе игнорируются гражданские права военнослужащих.

«Американский» вариант гражданского контроля заключается в следующем. Во-первых, конгрессу дано право обсуждать и утверждать военный бюджет, требовать отчета высших военных чинов о положении в армии, издавать уставы, наставления, регламентирующие действия войск; во-вторых, гражданское министерство обороны, где министр, его заместители являются гражданскими лицами, осуществляет непосредственное военно-политическое управление войсками; в-третьих, политические права и свободы военнослужащих ограничены значительными правовыми запретами.

«Немецкий» вариант гражданского контроля отличается прежде всего тем, что в дополнение к законодательным правам парламента установлен специальный институт уполномоченного бундестага по обороне «для охраны основных прав и в качестве вспомогательного органа бундестага при осуществлении им парламентского контроля». Он избирается парламентом сроком на 5 лет и подчиняется только ему, обладая большими полномочиями. Кроме того, министр обороны - гражданское лицо, а его заместители и другие армейские руководители - военные. Доверие к ним со стороны политического руководства исходит из стремления не подорвать эффективность военного управления. Наконец, военнослужащие считаются «гражданами в военной форме». Им гарантируются равные права, в том числе и вступления в политические партии (при этом запрещается в интересах партии действовать на службе), участия в политических мероприятиях во внеслужебное время. Не допускаются агитация, политические речи, распространение печатных материалов, совмещение службы с депутатской деятельностью.

Стремление создать эффективный гражданский контроль над Вооруженными Силами высказало и российское политическое руководство. Пока обозначились только его контуры: парламентский контроль, предусматривающий по Закону Российской Федерации «Об обороне» право Верховного Совета России на принятие военной доктрины, утверждение военного бюджета, определение структуры и численности Вооруженных Сил, согласие на назначение высшего военного командования, решение о применении ВС за рубежом; разделение органов и функций управления, относящихся к гражданскому Министерству обороны и Генеральному штабу; департизация российской армии; законодательный запрет на вмешательство ее в политику. Пройдет немало времени, прежде чем механизм гражданского контроля будет отлажен во всех деталях, а главное, эффективно заработает.

Данный контроль будет способствовать осуществлению армией политической роли или, как говорится в конституции Италии, «соответствовать демократическому духу Республики». Свое реальное выражение это найдет в поддержке законно избранной народом власти, защите, как гласит статья 8 конституции Испании, конституционного строя и порядка, обеспечении стабильности общественно-политической обстановки. Следует подчеркнуть, что стабилизирующая роль армии не сводится к силовой реакции на действия, угрожающие обществу изнутри, чреватой «большой, бессмысленной кровью». Она обеспечивает стабильность общества своим неучастием в политической борьбе, отсутствием партийных симпатий и антипатий, невозможностью использования ее в политических и иных целях, твердостью и последовательностью своих политических позиций, ориентированных на поддержку закона, государственных устоев, законодательной и правительственной власти.

Однако следует признать, что армии не всегда удается осуществлять стабилизирующую, а также и демократическую роль. В ряде случаев она самостоятельно вмешивается в политику, становится активным субъектом властных отношений.

Военные перевороты и политическая активность армии . В странах, где в массовом сознании сложилось мнение о «необходимости сильной руки», армия выходила на политическую арену, отождествляя свою мощь с силой политической власти. Особенно это относится к развивающимся странам. В Латинской Америке за последние 150 лет было совершено свыше 550 военных переворотов. Одна Боливия с 1825 по 1964 год выдержала 180 военных переворотов. Военные диктатуры длительное время властвовали в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Чили.

В феврале 1992 года они безуспешно пытались взять власть в Венесуэле. Свое влияние военные продемонстрировали во время политического кризиса в Перу, где 5 апреля 1992 года президент А.Фухимори распустил парламент, посадил под арест группу его руководителей и приостановил действие некоторых статей конституции. Твердая поддержка армией действий президента позволила ему контролировать ситуацию и решительно осуществлять свою программу выхода из «конституционного тупика».

В Азии военные являются активными участниками политической борьбы. По данным Г.Кеннеди, за период с 1945 по 1972 год там произошло 42 военных переворота. И в дальнейшем активность их в этой части света не снижалась: перевороты в Филиппинах, Фиджи (1987 год), Бирме (1988 год), Таиланде (1991 год). В целом ряде стран - Шри-Ланка, Бирма, Пакистан, Южная Корея - армия является мощной политической силой, а высшие военные чины - составной частью правительства. В Ираке после военного переворота (1978 год) сохраняется один из самых репрессивных режимов С.Хусейна.

Устойчивой зоной военных переворотов остается и Африка. С1948 по 1985 год было отстранено от власти 68 глав государств и правительств. Военные захватили власть в Нигерии и Либерии (1985 год), Лесото и Уганде (1986 год), Того и Сомали (1991 год). В январе 1992 года под напором военных вынужден был уйти в отставку президент Алжира Бенджедит, подписав декрет о роспуске парламента. В мае того же года вооруженные силы свергли президента Сьерра-Леоне Джозефа Момо.

Достаточно высокую активность продемонстрировали военные и в политической жизни некоторых европейских стран. Например, в Греции за последние 50 лет произошло 11 военных переворотов. В Испании с 1814 года было совершено 52 военных путча, включая две последние попытки (в 1978 и 1981 годах) при демократическом строе. Португальские вооруженные силы сыграли решающую роль в апрельской «революции гвоздик» в 1974 году, положившей конец фашистскому режиму. Французская армия в 1958 и 1961 годах бросала вызов правительству. В Польше в обстановке нараставшего политического кризиса президент В.Ярузельский с помощью армии осуществил режим чрезвычайного положения. Роль силы, пытающейся сохранить целостность федеративной государственности в Югославии и подавить сепаратистские движения, взяла на себя югославская Народная армия. Как военный путч расценили события 19-21 августа 1991 года в бывшем Советском Союзе многие политические лидеры и публицисты. Однако объективный и всесторонний анализ показывает, что, во-первых, это была именно попытка государственного переворота, в которой главными организаторами стали правительственные и партийные структуры. Во-вторых, лишь часть высшего командного и политического руководства, втянутая в планы заговора, стремилась использовать армию в качестве ударной силы. Выводы комиссии по расследованию участия Вооруженных Сил в государственном перевороте и парламентские слушания в Верховном Совете России, состоявшиеся 18 февраля 1992 года, подтвердили, что армия преимущественно была на стороне домократии. «Армия не пошла против своего народа, - отмечал в докладе Главком Объединенных Вооруженных Сил СНГ маршал авиации Е.Шапошников, - не подняла против него оружия, хладнокровие большинства генералов, офицеров, личного состава армии и флота, взвешенные оценки ими разворачивающихся в стране событий не позволили, чтобы августовский переворот имел непредсказуемый результат».

Осознание недопустимости силового участия военных в политике нашло свое проявление в тенденции постепенного отстранения их от политической борьбы, которая была отмечена на мадридской конференции политологов в 1990 году. Однако преждевременно объявлять ее «доминирующей в XX веке» и утверждать, что в Европе процесс этот «давно закончился», а в «Латинской Америке близится к полному и необратимому завершению». Что касается Европы, то она не ограничивается только западной частью, где с начала 80-х годов действительно отсутствуют попытки военных переворотов и другие формы вмешательства армии в борьбу за власть. С крахом тоталитарных структур и подъемом демократических и национальных движений в странах Восточной Европы и государствах, расположенных на европейской части территории бывшего СССР, вероятность вмешательства военных во властные отношения усилилась. Она уже стала реальностью в Югославии, отчасти в Польше, Румынии. В странах же Латинской Америки частота военных переворотов заметно снизилась. Но серьезных оснований для выводов о том, что в будущем они будут полностью исключены, нет. Для этого должны быть искоренены порождающие их причины.

Вероятность непосредственного вмешательства военных в политику значительно возрастает в обстановке углубляющейся общественной и международной нестабильности, особенно когда правительства, другие властные структуры утрачивают контроль за развитием событий, оказываются неспособными принимать и проводить в жизнь действенные меры. Давно замечено, что военнослужащие практически всегда поддерживают хорошо действующее гражданское правительство. И наоборот, одним из устойчивых факторов подталкивания их к подготовке и осуществлению переворотов является слабое, бездарное правительство. Поэтому нельзя дать абсолютную гарантию того, что даже наиболее стабильные сегодня страны Западной Европы в будущем смогут избежать полосы дестабилизации общественной или международной жизни, способной спровоцировать военный переворот.

По выводам ведущих западных политологов, например Дж.Лепингвелла из университета штат Иллинойс, такие ситуации чаще всего возникают при так называемых системных конфликтах, создающих угрозу коренным интересам общества, национальной безопасности, суверенитету и целостности государства, конституционному строю и общественному порядку. Традиционно же армия выступает в качестве гаранта общественно-политической стабильности и целостности государства. Отстаивая интересы безопасности, она считает себя силой, ответственной за предотвращение междоусобиц, недопущение хаоса, анархии, распада страны. Ее девиз - «Политика принадлежит партиям, Отечество же - армии». В подробном исследовании Т.Горовица, посвященном выявлению причин вовлечения офицерского корпуса Шри-Ланки в подготовку и совершение военных переворотов, показано влияние именно названных факторов, вызывающих системные конфликты. Их действие имеет место и, более того, усиливается в России и СНГ. Внушают тревогу прежде всего дальнейший спад экономики, углубление инфляционных процессов, многократное возрастание цен, угроза массовой безработицы. Экономическая нестабильность дополняется обостряющимися политическими противоречиями и межнациональными конфликтами. В России продолжается напряженная борьба вокруг проблем государственного устройства, принятия новой Конституции, распределения властных полномочий между законодательными и исполнительными органами, центром и субъектами Федерации. После провозглашения суверенитета Татарстана, Башкортостана, Тувы, Чечни сохраняется опасность дезинтеграции России. Обозначилась тенденция потери интереса у ряда государств к упрочению Содружества. Договор о коллективной безопасности подписали представители лишь шести государств - Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Бишкек, к сожалению, не стал местом рождения новой конфедерации.

Такое развитие событий не только болезненно воспринимается многими военнослужащими, прежде всего кадрового состава, но и существенно задевает их интересы. Все это может стать мощным стимулом к вмешательству армии в политику, чего с нетерпением ждет определенная часть общественности. Телефонный опрос лидеров общественного мнения в конце марта 1992 года показал, что 10% из них уверены - на смену команде демократов придут военные. Сильным провоцирующим фактором здесь являются тяжелое социальное положение военнослужащих и членов их семей, гнетущая обстановка усиливающегося раскола, дискриминация по национальному признаку, учащающиеся факты безнаказанных нападений на солдат и офицеров, печальным итогом которых является гибель многих из них. Недостаточное внимание властей к усложняющимся проблемам армии также способствует ее политизации. Уже не раз в постановлениях офицерских собраний выражалось беспрецедентное для армейских общественных структур требование к правительствам государств СНГ считаться с интересами военнослужащих. Накапливающийся в Вооруженных Силах потенциал напряжения в конце концов может достигнуть критической массы.

Видя в армии «спасительницу государства и нации», многие обыватели и некоторые теоретики берут за образец результаты осуществленного в 1973 году переворота чилийской хунты. И если еще недавно имя генерала Аугусто Пиночета для всех было символом реакции и диктатуры, то теперь оно приобретает прямо противоположное значение и ассоциируется с успехом общественных реформ и динамизмом экономики Чили. Конечно, этот опыт показателен, но во многом уникален. За 16 лет установленного режима военной хунтой удалось не только преодолеть состояние кризиса и нестабильности, в котором пребывало общество, но и создать необходимые предпосылки для его дальнейшего развития за счет приватизации почти всего производства (за исключением меднорудной промышленности и авиатранспорта), внешних долгов, здравоохранения, образования, а также - впервые в мировой практике - социального обеспечения.

И все же стратократия в любом виде, по выводу большинства политологов, неэффективна как форма государственного правления и режима власти. Прежде всего потому, что управление государством в конечном счете - не дело армии. Для этого нужны специальные знания и навыки. Причем чем общество более развито, тем менее приемлем в нем командный стиль управления. Ужесточение дисциплины, ответственности, другие меры «наведения порядка», которые способна осуществить армия, могут дать лишь кратковременный эффект, поскольку не устранят коренных причин общественного кризиса. Военный режим, установленный вследствие переворота, по мнению С.Файнера, не сможет обеспечить себе достаточно широкую и прочную поддержку в обществе, необходимую для проведения реформ. Военными методами невозможно добиться гражданского согласия. Не стимулируют они и трудовую активность граждан. Абсолютизация власти военными оборачивается против самой же армии. «Как только военные в каком-то государстве утратили свою политическую девственность, - пишет У.Гаттеридж, - падает воинская дисциплина, рассеивается профессиональная традиция признания авторитета власти».

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, армия является не только военным, но и политическим институтом общества, важным инструментом политики государства, гарантом безопасности, целостности и стабильности политической системы и общества в целом. По своему характеру ее политическая роль может быть и негативной. Достигнуть полной деполитизации вооруженных сил невозможно. Допустима и необходима департизация армии. Во - вторых, отношения армии и политической власти сложны и противоречивы, обусловлены множеством факторов. В зависимости от конкретных обстоятельств могут иметь место различные «модели» взаимосвязи армии и власти. Требованиям цивилизации и демократии отвечает модель гражданского контроля над вооруженными силами. В-третьих, в условиях общественно-политической нестабильности, развития кризисных процессов армия способна выходить на политическую арену в качестве самостоятельной политической силы, осуществляя в том числе подготовку и проведение военных переворотов и устанавливая стратократию - прямое военное правление. В-четвертых, военные перевороты - недопустимая в современных условиях форма разрешения общественно-политических кризисов. Государство и общество должны сделать все, чтобы удержать армию от непосредственного вмешательства в политику.

Гражданский мир и согласие. Мирное разрешение конфликтов в обществе. - М.: МВПШ, 1992. - С.92; Военная мысль. Специальный выпуск. - 1992. - Июль. - С.4.

Аристотель. Сочинения. - Т.4. - М.: Мысль, 1984. - С.603.

Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - С.36.

Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира». - М.: Наука, 1989.

Антонов Ю.Ю. Бразилия: армия и политика. - М.: Наука, 1973. - С.220.

Панкина А. Может ли армия стабилизировать страну. - Новое время. - 1990. -С. 50.

Woddis J. Annies and politics. - New York, 1978. - P.9.

Kennedy G. The Military in the Third World. - London, 1974. - P.7.

Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира». - C.4.

Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций. - М.:Наука, 1988. - С.112.

Армия. - 1992. - № 6. - С.17.

Свободная мысль. - 1992. - № 2. - С.68.

Lepingwell J. Institutional Change and Soviet Civil-Military Relation. - Chicago. -1990 -P.4.

Horowitz T. Conp Theories and Officers Motives: Sri Lanka in Comporative Perspective.-Princeton, 1980.

Новое время. - 1992. - № 17. - C.17.

Правда. -1992. - 14 января; Известия. -1992. - 2 марта; Независимая газета. - 1992. -30 апреля.

Waipin M. Militarism and Social Revolution in the Third World. - N.Y, 1981.

Third World Quarterly. - 1985. - N 1. - P.17

Еще совсем недавно трудно было представить столь тесное и конструктивное взаимодействие армии и церкви в нашем обществе. Ну а сегодня военные командиры и начальники осознали, что священнослужители стали помощниками в воспитании личного состава, создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.

Участие военнослужащих в богослужениях стало доброй традицией

«Военный человек нуждается в духовной поддержке. Потому что риски, связанные с воинской службой, настолько велики, что их нельзя компенсировать никакими материальными благами. Никакие материальные блага не могут компенсировать увечья, а тем более утрату жизни, - отметил на одной из встреч с военнослужащими Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - И если человек принимает присягу и дает обязательства в случае необходимости отдать за Родину жизнь, это значит, что такой вид служения стране и народу требует огромной нравственной силы».

Долг - нравственное понятие. Только внутреннее осознание необходимости исполнить свой долг, упование на волю Божью и его содействие помогают человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах. «Все это является причиной, по которой церковь всегда была, есть и будет с Вооруженными Силами, делая все, чтобы духовно поддерживать, укреплять и воспитывать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, готовности защитить свой народ даже ценой собственной жизни», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Об истоках сотрудничества Православной церкви с армией, о том, как в настоящее время осуществляются эти контакты, и о многом другом корреспонденту военного информационного агентства «Ваяр» рассказал руководитель Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями протоиерей Сергий Кузьменков.

Отец Сергий, каковы же исторические корни взаимодействия Православной церкви и Вооруженных Сил?

История взаимодействия церкви и Вооруженных Сил очень давняя. Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков принятия христианства на Руси.

Русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его христолюбивым. Среди святых, почитаемых Православной церковью, - Феодор Стратилат, Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Наш народ всегда жил с Богом. И поэтому любому его благому деянию предшествовала молитва перед началом доброго дела. Русские дружины шли в бой с благословения церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение - она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. И тому есть немало примеров.

Перед Куликовской битвой великий князь Московский Дмитрий Донской прибыл в Свято-Троицкий монастырь, где долго молился и принял благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, пославшего с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. После того сражения 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем, снова посетил Троице-Сергиеву обитель, где совершил поминовение православных воинов, погибших на поле Куликовом.

Известны также факты поста и молитвы русского войска перед походами полководца Александра Суворова.

Русские воины всегда следовали словам Евангелия «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, 15:13).

Священники были рядом с солдатами и офицерами в боях и походах, разделяли с ними победы и неудачи, благословляли и воодушевляли воинство на подвиг, утешали раненых, провожали в последний путь убитых… Однако революции начала ХХ века принесли воинствующий атеизм, плоды которого мы пожинаем до сих пор.

Каким образом Белорусская православная церковь сотрудничает с Вооруженными Силами на современном этапе? Насколько сильно ее влияние в среде защитников Отечества?

В мае 1998 года состоялась первая конференция «Церковь и армия». Ее итогом стало заключение Соглашения между Белорусской православной церковью и внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

После подписания 12 июля 2003 года Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью были заключены соглашения о сотрудничестве с Государственным комитетом пограничных войск и Министерством обороны, а также разработаны конкретные программы взаимодействия. На основании постановления Синода Белорусской православной церкви от 22 октября 2003 года в целях более четкой координационной и организационной деятельности указами правящих архиереев в каждой епархии был назначен священник, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами, и закреплен постоянный священник за каждой воинской частью. Именно с того времени и началось активное сотрудничество служителей веры и защитников Родины, укрепившее ранее установленные контакты между церковью и армией.

Священнослужители добросовестно трудятся на духовной ниве, проводя индивидуальные и групповые беседы с солдатами, прапорщиками и офицерами, курсантами, воспитанниками суворовского и кадетских училищ. И я, и мои коллеги свидетельствуем, что военнослужащие очень часто просят о личной встрече со священником. О чем спрашивают? Это вопросы веры и ее поиска, о том, как выстроить свой духовный образ в армии, отношения с родителями, с девушками и многие другие.

Благочинный Слонимского церковного округа иерей Вадим Петлицкий проводит занятия с кадетами СШ № 9 г. Слонима

Священнослужитель - нейтральное лицо, которому всегда можно открыться, не боясь каких-либо последствий. И такой разговор очень часто дает возможность подругому взглянуть на возникшую проблему, найти ее решение, обрести душевный покой.

Кстати, от людей в погонах неоднократно выражалась благодарность священнослужителям, несущим пастырское служение в воинских коллективах, за мудрый совет и конкретную помощь. Не редкость также, когда человек в форме берет у священнослужителя благословение. Человека, получившего духовное напутствие, тяжело одолеть врагу, который стремится поработить его дух, волю.

С духовной точки зрения, мы зачастую становимся рабами греха. Вера способствует тому, что люди освобождают себя из рабства греха, страсти. Мы должны совершенствоваться. А совершенство может быть только в творчестве, когда человек свободен.

Протоиерей Сергий Кузьменков служит молебен об упокоении душ погибших воинов

Сейчас многие люди больны алкоголизмом, наркоманией. Бездушные наркотики, водка руководят совершенными разумными существами, которые перестают отвечать за свои действия. И это беда… Разве воины, подверженные такому одурманиванию, могут творчески совершенствоваться, брать на себя ответственность за безопасность соотечественников? Бесспорно, нет. Поэтому церковь всегда была рядом, защищая человека от пленения - прежде всего духа.

В многочисленных беседах с военнослужащими мы стараемся вложить в них осознание своего служения: защита Родины - это священный, святой долг гражданина, а не работа. Священно­служители заостряют внимание на том, что военную форму носили и наши предки, которые были героями. И нынешним ее обладателям ни в коем случае нельзя уронить их честь.

Храм святого мученика Иоанна Воина при 11-й гвардейской отдельной механизированной бригаде

Перед принятием присяги все военнослужащие проходят собеседование со священником, который напоминает молодым людям о важности предстоящего в их жизни события.

Ведь Военная присяга - это слова, которым следует оставаться верными до конца и за нарушение которых нужно нести ответ. А присяга в присутствии священника - двойная ответственность. Нарушишь данный обет - будешь осужден пред Богом и народом. Как сказано в Святом Писании: «Словом ты оправдаешься, словом - и осудишься». Не всякий способен быть защитником Отечества. Задача церкви - помочь воину совершенствоваться в духе, в крепости духовной, чтобы он понимал ту ответственность, которую возлагает на свои плечи.

Сейчас в армию призываются молодые люди, которые хорошо разбираются в сфере религии. Этому способствует проведение различных форумов соответствующей тематики, деятельность воскресных школ, открытый доступ к духовной литературе и т. д. И если раньше приходилось начинать рассказ о вере и образе жизни верующего человека с самых азов, то теперь такая необходимость отпала. Что очень отрадно.

Однако данные знания следует совершенствовать. И не только у действующих военнослужащих, но и у тех, кто готовится стать профессионалом в военной области. Например, воспитанники Минского суворовского военного училища проходят серьезную духовную подготовку. А в Военной академии этого нет… Хотелось бы, чтобы подобная практика существовала на всех ступенях военного образования.

Если говорить о других формах сотрудничества Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил, к ним относятся ритуалы освящения боевых знамен, техники и оружия, которое должно использоваться исключительно для защиты, а не нападения. Церковь благословляет только на защиту Отечества. Пока в мире существует зло, от него необходимо защищаться. Надо быть готовыми отстоять чистоту своего народа.

Кроме того, в воинских частях помещения освящаются святой водой, создаются православные уголки и библиотеки. Давно стали доброй традицией поздравления с православными праздниками, участие военнослужащих в богослужениях.

Какие шаги предполагает предпринять Белорусская православная церковь в плане укрепления своего влияния в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности?

Каждый человек, который возлагает на себя особое служение обществу, облачается в форму, которая всегда ассоциируется с доверием. Это военнослужащие, священники, спасатели, врачи. Службу данных людей невозможно ограничить временными рамками. Она накладывает на служивого человека определенный обет - пожертвовать собой ради других людей.

Если говорить о церкви и армии, у них немало общего. Армия защищает граждан от видимого врага, а церковь - от невидимого. И тот и другой враг приносит огромный вред человечеству. Причем оружие как средство борьбы отходит на второй план. Война идет за душу человека. Поэтому церковь видит свои главные цели в том, чтобы укреплять дух людей в погонах, учить их правильно разбираться в основах веры, не разделяя при этом военнослужащих по религиозным верованиям. Она объединяет воинский коллектив на духовную защиту. А священнослужитель - это своего рода духовный врач, опекун, наставник.

Возьмем дореволюционную историю: в армии действовали тогда войсковые (полковые) храмы, где постоянно присутствовал священник. Ему вменялось оказание духовной помощи служивым людям любой веры.

В настоящее время на территории Беларуси функционирует свыше 15 войсковых храмов - отдельно стоящих, строящихся, в которых несут свое послушание священники.

Первый из них был открыт на территории части внутренних войск МВД. Отрадно, что они не пустуют, военнослужащие идут сюда по собственной воле, а не по настоянию командования. Безусловно, верующий военнослужащий строит свои взаимоотношения с сослуживцами не на пике зла.

Воинский храм хранит в себе определенные духовные воинские традиции, которыми сильно воинство. Строя храмы, мы сохраняем, возрождаем традиции, позволяющие нашему народу «людьми зваться».

Еще один немаловажный момент - упрочение взаимопонимания между священнослужителями и военнослужащими. В скором времени появится документ, регламентирующий данные взаимоотношения. Священнослужители должны уметь работать с людьми в погонах. В свое время Митрополит Филарет, благословляя священнослужителей на пастырское окормление воинов, напутствовал их такими словами: «Мы должны помогать, а не навредить защитникам Отечества». В данной связи Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями предполагает организовать постоянно действующие семинары для священнослужителей, окормляющих воинство.

Священник обязан быть образцом для паствы, «стеклом», через которое можно увидеть Бога. Он предстоит от народа, являясь носителем благодати, которая дана ему в таинстве рукоположения. Священнослужитель должен учить людей пускать в душу Бога, строить свои отношения друг с другом на основе любви.

Скоро исполнится год со дня назначения нового Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Что изменилось за это время во взаимодействии Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил Республики Беларусь?

Владыка систематически интересуется данными вопросами. Посещая епархии Белорусской православной церкви, он часто бывает в полковых храмах. Митрополит Павел выступает за то, чтобы в них постоянно находились священники, которые будут удовлетворять духовные потребности воинского коллектива. На сегодняшний день 99 священнослужителей несут на постоянной основе пастырское послушание по взаимодействию на территории воинских частей.

Освящение знамени Слонимского кадетского корпуса в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси обозначил также немало задач в плане выполнения и совершенствования программ сотрудничества церкви и армии. Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями периодически проводит их анализ. Наша задача - создать основу, на которой можно строить плодотворное двустороннее взаимодействие.

Подчеркну, что руководство Белорусской православной церкви постоянно находится в тесном контакте с руководителями Министерства обороны Беларуси, пограничного ведомства и внутренних войск, что свидетельствует о взаимном уважении и общности интересов.

Что вы пожелаете защитникам Отечества - читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины»?

Я хочу пожелать им крепости духовных и телесных сил, быть верными своему слову, коим является Военная присяга. А еще помнить: кто, если не они, защитит на дом?!

Всех нас объединяет общая цель - сохранять мир и спокойствие на родной земле. Божье благословение да сопутствует нам всем в этих благих и добрых намерениях.

Беседовала ОКСАНА КУРБЕКО, фото Елены Затирки и из архива Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями

В рамках социальной структуры происходит постоянное перемещение как индивидов, так и групп - из одной страты в другую, а также и в пределах той же казни. Социальная мобильность проявляется при движении инд индивида и групп от одного социального статуса к другому. В социологии различають:

вертикальную социальную мобильность - перемещение из одной страты в другую. Различают восходящую социальную мобильность (например, доцент стал профессором или заведующим кафедрой) и нисходящую (доцент стал так ксистом или мусорщиком);

горизонтальную социальную мобильность - переход из одной социальной группы в другую, но в пределах одной страты (например, переход из одной семьи в другую, такую??же по своему социальному статусу, или переиз зд с одного места жительства в другое без изменения своего социального статуса, как: доцент. Львовского университета становится доцентом. Днепропетровского университета.

Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую (групповая, как правило, является следствием серьезных социальных сдвигов, таких как революции или экономические преобразования, иностранные интервенции или смены политических режимов и др.). Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое времясу

занимали очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, которая из-за поражения на выборах или в результате революции потеряла реальную власть. Согласно образному выражению. С. Сорокина, случай нисходящей индивидуальной социальной мобильности напоминает падение человека с корабля, а групповой - корабль, затонувший со всеми людьми, которые были на борту.

В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступеням социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды. В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока. Процессы индустриализации, затем - сокращение доли неквалифицированных ра ков, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побудивших людей менять свой социальный статус. Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стр а тамами.

Питирим. Сорокин описал своеобразные каналы вертикальной мобильности, которые функционируют в каждом обществе, каким бы закрытым оно не было. Он считал, что между стратами всегда существуют своеобразные"лифты", как кими индивиды едут вверх-вниз, такие, например, какриклад, як:

Армия.

Питирим. Сорокин исследовал, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начиная с низших чинов, с 66 византийских императоров - 12. Кромвель,. Вашингтон,. Будьонниы - примеры выдающегося социально ого аванса благодаря военной карьері.

Церковь

Питирим. Сорокин изучив биографии 144 римских пап, обнаружил, что 28 из них вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Папа. Григорий VII был сыном столяра, а. Геббон, архиепископ. Рейнский, в прошлом был рабом. Вместе с тем, церковь была серьезным каналом нисходящей мобильности: еретики, язычники, враги церкви, среди которых были и обладатели и знать, - стали банкротами и были уничтоженияні.

Школа, образование.

Примером здесь могут стать хорошо известны биографии. Тараса. Шевченко,. Михаила. Ломоносова.

Собственность.

Сорокин установил, что не все, а только некоторые профессии способствуют накоплению богатств. В 29% случаев это позволяет сделать дело фабриканта, у 21% - банкира и биржевика, у 12% - торговцы что право удается, во времена. Сорокина еще не существовало многих новых профессий и видов деятельности, характерных для современного постиндустриального обществва.

Надо признать, что информационно-пропагандистская война, которая ведётся против России её врагами, своих целей вполне достигла. Больше всего это заметно на южном, кавказском направлении. После обеих чеченских кампаний, которые не окончились, как ожидалось, нашей полной победой, нет больше единого мнения о необходимости «удерживать» Кавказ или призывать в армию уроженцев из этого региона. В обществе, в том числе в армии и правоохранительных органах отмечается рост, как антикавказских, шовинистических, так и антирусских, а точнее, русофобских, настроений. Это не может не отражаться на морально-психологическом климате в частях и подразделениях, не влиять на их боеготовность; заметно снижает эффективность использования войск при выполнении поставленных боевых задач. Все эти вопросы и проблемы не получили, на мой взгляд, своевременной и должной оценки у руководства государства и силовых структур.

Союз Меча и Креста

Одной из мер по повышению и поднятию боевого духа, как главной составляющей комплекса морально-психологического обеспечения войск, должно стать формирование у военнослужащих уверенности в своих силах, твёрдой убеждённости в своей правоте и адекватности восприятия обстановки, складывающейся из различных информационных источников. Именно по этим «точкам» и работают наши противники, лишая военнослужащих национального самосознания и возможности свободно ориентироваться в историческом и духовном пространстве, используя накопленный поколениями потенциал.

Очевидно, для решения этой важной проблемы надо, прежде всего, на официальном уровне, признать то, что является непреложным, но забытым фактом: исторически Россия существует, опираясь на два столпа: Армию и Церковь. Когда врагам удавалось подрубить один из этих столпов, государство рушилось. Но, благодаря существованию второго, опоре на него, ей всегда удавалось не только воскресать, но и восстанавливать свой боевой потенциал, навёрстывая утраченное. Этот благословенный союз Меча и Креста - есть подлинный гарант нашей национальной безопасности.

Веч(р)ные союзники России

За примерами ходить далеко не надо: XIII-XV век, ордынское нашествие, которое полностью разорило страну, лишило её не только войска, но и государственного суверенитета. Единственной опорой и скрепой русского народа в те годы оставалась Церковь, благодаря которой, были не только собраны силы, но и сломлен сначала языческий, а затем, с принятием захватчиками ислама, и мусульманский духовный прозелитизм. Орда распалась под ударами не только внутренних междоусобиц и заговоров, но и из-за упорного в первую очередь духовного сопротивления русского народа, не желавшего перенимать чужие традиции, обычаи, веру. Произошло обратное: многие ордынцы, знатные татарские мурзы, приняв Православие, перешли на службу России и честно служили ей, положив начало многим княжеским и дворянским родам. Все помнят так же, что перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий Донской поехал за советом-благословением не куда-нибудь - к волхвам-шаманам или Римскому папе, а к «светильнику земли Русской» преподобному Сергию Радонежскому. А «стояние на Угре», положившее официальный конец игу, завершилось нашей победой во многом благодаря поддержке ростовским архиепископом Вассианом колеблющегося Ивана Третьего.

Начало XVII века. Смутное время и польско-литовско-шведское нашествие. Фактическая оккупация большей части страны, отсутствие регулярной армии, казны, законов и фактически независимости. В Москве изменниками боярами готовится приём посольства и утверждение на царство ставленника Запада - польского королевича, но планам оккупантов и предателей не суждено сбыться из-за твёрдой позиции Патриарха Ермогена, отказавшегося признавать ставленника папы и поднявшего народ на ополчение своими грамотами и воззваниями. За это он был уморен голодом в подвале Чудова монастыря в Кремле.

Начало ХХ века. Революция, уничтожившая величайшую мировую державу и её вооружённые силы, попытки создания нового государства и армии и жуткие гонения на Церковь. Казалось бы, какая тут взаимосвязь? Но те, кто стояли за плечами организаторов переворота прекрасно знали то, о чём позабыли сегодня мы: «Чтобы покончить с Россией, нужно разрушить оба её столпа - две основы». Именно поэтому нападки на Русскую Армию и Церковь шли параллельно и бешеными темпами. Армию Российской Империи с её славными традициями врагам фактически удалось уничтожить. На грани ликвидации была и Церковь. К 1941 году на свободе оставалось всего три архиерея РПЦ, были разорены и закрыты все монастыри (из нескольких сот действующих до 1917 года), на территории РСФСР действовало всего около 100 храмов (из 78 тысяч бывших до революции).

Грянувшая война показала слабость пестуемой руководством страны РККА, неготовность многих её солдат и командиров противостоять натиску германской армии. В тот тяжелейший для страны период, несмотря на пережитые гонения и притеснения, РПЦ полностью и безоговорочно поддержала власть, призвав уже на второй день войны верующих (которых по рассекреченным недавно данным переписи 19З7 года было больше чем неверующих) устами патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) выступить на защиту Родины. Всю войну Церковь активно помогала государству, властям, организовывая сбор денег в помощь фронту, построив на свои средства танковую колонну «Дмитрий Донской» и авиаэскадрилью «Александр Невский». Полностью Россия восстановила свою мощь к 1943 году, не только одержав столь важную победу на Курской дуге, но и восстановив Патриаршество, заключив фактически заново разорванный Петром союз государства с Церковью.

1991 год. С развалом СССР прекратила своё существование и считавшаяся мощнейшей в мире теперь уже Советская армия. Что удерживало тогда страну, балансирующую на грани сползания в гражданскую войну и экономического краха? Какие силы? Без сомнения, к ним следует отнести Церковь (её молитвы), голос которой, наконец, стал звучать свободно, а авторитет расти в геометрической прогрессии, в т.ч. среди политиков, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В наше время мы наблюдаем схожую картину. Российская армия, несмотря на все попытки свернуть ей шею, показала свою стойкость и боеспособность в тяжких испытаниями обоих чеченских и грузинской кампаниях, выстояла под жесткими ударами реформаторов-сокращенцев и сегодня набирает силу, навёрстывая упущенное время. Церковь же, наоборот, после заигрывания с ней, попыток встроить её в фарватер соглашательской, направленной против интересов России политики, подвергается сегодня бешеным нападкам со стороны либералов-западников, контролирующих СМИ, создавая из любого повода мощнейшую информационную атаку на первых её лиц и Самого Христа. Это ещё раз подтверждает двуединство главной задачи наших врагов: разрушить союз Армии и Церкви, подрубив оба государствообразующих столпа.

Отсюда и должно исходить военное руководство, используя церковный опыт верности России и бескомпромиссного стояния в Истине. Остаётся разобраться, в чём заключается аккумулированный опыт Церкви, который может быть полезен отлучённой от неё на долгое время Армии.

Из плена забвения

Но прежде чем кидаться из одной крайности в другую, я предложил бы учесть опыт и ошибки прошлого. Например, почему мощнейший партийно-пропагандистский аппарат ГлавПУРа СА и ВМФ, пронизавший насквозь все армейские структуры снизу доверху, не смог ничего противопоставить слабо-организованным деструктивным силам, развалившим изнутри и армию и государство? Очевидно, что одной из причин столь явного идеологического поражения, была неэффективность коммунистической пропагандистской машины, её идеологическая зашоренность, омертвелость и шаблонность, которая поэтому и проигрывала национал-либералам на фоне всегда свежо звучавших лозунгов и идей о свободе, равенстве и самостийности.

Сегодня, как было отмечено выше, вопрос межнациональных и межэтнических отношений в воинских коллективах стоит очень остро. Официальная пропаганда, связанная действующей безыдейной (ст.13) и секуляризованной (ст.14) Конституцией не в состоянии дать воинам требуемого ответа и примеров решения этого вопроса. Но так ли уж не решаема эта проблема даже в рамках действующего законодательства? Мешает ли Основной Закон обращаться к истокам своих корней, славных побед и героям походов и войн прошлого? Отнюдь.

Чего стоит один исторический факт взятия Казани войсками Ивана Грозного? Кто его «замолчал», лишив русский народ, не только национальной гордости, самосознания и исторической памяти, но позволив сегодня спекулировать на этом этническим сепаратистам, лишив нас возможности аргументированно на него отвечать? А ведь только тот факт, что за годы существования этого ханства, через Казань в плен было уведено до 5 миллионов русских людей, делает всё понятным и легко объяснимым! А кто назовёт русских героев - участников той героической осады? То же можно сказать и о победах атамана Ермака, который с дружиной в несколько сот человек присоединил к России огромные пространства Сибири. Кто сегодня помнит имена сподвижников Ермака Тимофеевича: Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Матвея Мещерякова, Андрея Воейкова и других?

Так же благополучно замалчивались постсоветскими идеологами героические примеры действий русских войск в ходе войны на Кавказе. Тогдашние жители тех малоизвестных и труднодоступных краёв, были куда более дики и кровожадны, чем их нынешние потомки и всё же Кавказ был покорён русским солдатом! Что мы знали, вступая в кавказскую кампанию, о героях ещё той, первой кавказской войны: А.П.Ермолове, Н.П.Слепцове, Н.И.Евдокимове, А.А.Вельяминове, Ю.П.Кацыреве, М.Г.Власове, А.О.Осипове и многих-многих других, чьих славных подвигов, примеров так не доставало нашим воинам в ходе обеих нынешних кавказских кампаний? Кто знает, что наводивший ужас на чеченцев неубиваемый «Шайтан-боклю» - казачий генерал Я.П.Бакланов возил с собой на пике значок - чёрное знамя с главой Адама и словами из христианского символа веры: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь!».

Не акцентировался источник многочисленных и славных побед русских над турками и персами - нашими извечными противниками на южном направлении. Ислам и тогда заменял идеологию этих воинственных народов, стоял во главе их политических систем. За счёт чего побеждали русские чудо-богатыри, вооружённые подчас хуже, чем снабжённые английским оружием янычары Оттоманской империи, покорившие себе все ближайшие народы? За счёт преобладания русского духа, источник которого находился в глубокой религиозности нашего народа, о чём не раз свидетельствовали А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев...

Сознательно замалчивались победы и герои Русско-японской (за счастливым исключением «Варяга») войны и переименованной в угоду возобладавшей идеологии из Второй Отечественной (Первой мировой) в империалистическую войну. Что знает нынешнее поколение воинов о подвигах миноносца «Стерегущий», душе обороны Порт-Артура генерале Романе Кондратенко, казаке Кузьме Крючкове, унтер-офицерах Кушнерове, Зайкове и Чеснокове, прапорщике Ставицком, полковниках Канцерове, Ширинкине, Вавилове, безымянных героях крепости Осовец, организованно отражавших атаки немцев более полугода(!)? А что слышали о сформированной из горцев Кавказа туземной дикой дивизии - одной из наиболее боеспособных соединений Русской армии? Кто изучал её опыт, когда, например, во время конной атаки у галицийской деревни Цу-Бабино впереди всех скакал, потрясая Кораном мулла, а за ним с воплем «Аллаху акбар!» летели, готовые умереть за Россию всадники, среди которых было немало в прошлом абреков?

Какие сделаны выводы, если по прошествии почти ста лет с её начала, в России на государственном уровне не открыто и одного памятника её героям!

Жертвы агитпропа

А на каких же героях воспитывалось молодое поколение строителей коммунизма, без боя сдавшее Советский Союз? Были ли среди них люди, отстаивающие национальные интересы, т.е. интересы, прежде всего, государствообразующего русского народа, его веру, традиции, культуру? Первыми на слуху - герои гражданской (по сути братоубийственной) войны, отцеженные, мифологизированныеи изрядно подретушированные: чуваш В.И.Чапаев, молдаване М.В.Фрунзе и С.Г.Лазо, украинцы (малороссы) Н.А.Щорс, С.М.Будённый, Г.И.Котовский. Кто вспомнит их идеалы, отвечающие не только сегодняшним, но и тогдашним запросам советской молодёжи? На поверку выходит, что это люди - представители малых народов России, её национальных окраин проливали кровь русских людей за светлое будущее, которого так никто и не дождался.

Следующими идут герои более близкой и понятой нам Великой Отечественной войны: Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, З.А.Космодемьянская, Н.Ф.Гастелло, В.В.Талалихин, И.Н.Кожедуб... Их куда больше. Только Героев Советского Союза более 12000. Но и в их часто отретушированных до неузнаваемости биографиях внимание акцентировалось, как правило, на нацеленность на победу советского, социалистического строя, преданность партии и делу Ленина-Сталина. Уже на закате перестройки, словно спохватившись, начали раскрывать национальный состав героев, почти 80 % которых оказались русскими. А сколько до сих пор ломается копий над подвигом А.Матросова, «28 панфиловцев»? Был ли факт беспримерного героизма или это скорее литературная мифологизация, к которой были склонны политкомиссары?

Следующими традиционно идут герои Даманского и афганской войны. О героях пограничниках надолго остановивших китайскую экспансию вспоминать, по политическим мотивам, долгое время было не принято. А что с почти сотней «афганцев», получивших высшую награду страны, интересы которой они защищали «за речкой»? Сегодня та война, перешагнув водный рубеж, уже пришла к нам, и вопрос о том, кому и зачем оказывалась братская помощь в виде интернационального долга, с некоторых пор, давлеет над их реальными подвигами. Если сюда включить довольно слабую информированность допризывной и войсковой молодёжи о Героях России обоих чеченских кампаний, число которых превысило полтысячи человек, то картина получиться весьма печальная и неприглядная. И само собой напрашивается вывод: в России нет идеала, эталона национального героя, символа национальной гордости русских, способного объединить народ, дать ему пример победоносности!

«Нет больше той любви...»

Но ими вполне могут стать бережно хранимые Церковью Русские святые. Среди них, едва ли не треть принадлежит к воинскому сословию. В их числе один из авторитетнейших национальных героев прошлого Александр Невский и его младший сын - московский князь Даниил, который ещё в 1300 году нанёс первое в истории России поражение оккупантам. Примечательно, что оба и отец и сын закончили свою жизнь монахами. Это и правнук Даниила - князь Дмитрий Донской. Среди наших святых - князья Михаил Тверской - первый русский военачальник, убитый на Кавказе в 1318 г. и замученные в плену за верность Вере и Отечеству Роман Рязанский и Михаил Черниговский. Среди них, князь Мстислав, прозванный за свою отвагу и многочисленные подвиги Храбрым, и воин Меркурий Смоленский, вышедший один против тысячи. Среди них былинный богатырь Илья Муромец (чьи мощи ныне открыто почивают в Киево-Печерской лавре), легендарные воины-иноки Александр Пересвет и Родион Ослябя и славный князь Довмонт-Тимофей Псковский.

Последний, не имея ни одного поражения в своих многочисленных боевых походах против воинственных соседей, в возрасте семидесяти лет с десятикратно меньшей по численности дружиной разбил немцев под стенами Пскова, одолев в поединке магистра ливонского ордена. Среди наших святых - праведный воин Фёдор (Ушаков) - прославленный адмирал, многократно громивший турецкий флот и не имевший ни одного поражения от нагоняющих сегодня страх мусульман. Фактически святыми почитаются в народе непобедимый «Ангел Суворов» и воин Евгений Родионов - русский солдат, попавший в 1996 году в плен к боевикам, и принявший лютую смерть за отказ снять свой нательный крестик и принять ислам.

У всех этих людей помимо множества воинских качеств было и ещё два вполне на первый взгляд мирных, отринутых современниками - терпение и смирение. Смирение (не перед врагом) перед волей Божьей - судьбой, когда, например, выбор командира остаться прикрывать отход остальных, падает на тебя. Ведь будучи фактически приговорённым к смерти, продолжать вести бой до последней капли крови, можно только смирившись с мыслью о смерти. Именно такие, сознательно жертвующие собой воины, не посрамившие своего имени и оружия - носители настоящей воинской чести. Именно благодаря таким как они удавалось остановить, измотать, обессилить врага, внушив ему ужасную и неотразимую мысль о непобедимости русских.

Подвиг жертвенности: «Нет больше любви той, кто положит душу за други своя» выше всех стоит в Церкви, поскольку он соответствует подвигу Христа, добровольно пошедшего на крест, чтобы подать людям пример настоящего терпения и смирения. Именно этих качеств лишены, в силу своей ментальности, многие народы, исповедующие ислам, где поставленных на поток зомбированных самоубийц-камикадзе малограмотные и часто самозваные «имамы» сходу «записывают» в шахиды - мученики за веру.

Терпеливо выдержать натиск, чтобы потом внезапно обрушиться на врага, может только смиривший себя до смерти русский воин. Эта загадка жертвенной стойкости русского солдата, которая восхищала всех подряд наших противников, имеет только одно объяснение - евангельское: «Нет больше той любви, кто положит душу за други своя». Она и должна стать основой победной национальной идеологии и лучшим ответом русофобам, обосновавшимся на информационных просторах страны с названием Россия.

Роман Илющенко , подполковник запаса, бакалавр религиоведения