Что появилось в средневековье. Население средневековой европы

СРЕДНИЕ ВЕКА

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

В школе нам говорят, что XVI век - это эпоха Возрождения, XVII век - эпоха классицизма, XVIII - век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

Средневековье длилось очень долго - как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше - около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, - конец Античности.

Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем - с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

- Значит, поменялась и вера?

Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству - так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

- А это легенда?

Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились - например, рассказ о крещении Хлодвига, - не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

- Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период - Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

- Почему?

Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню - западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели - француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

- Давайте начнем с самого понятия - «Средние века». Почему «Средние»?

Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас - ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV - начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века - это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения - тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

- Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

Конечно. В XIX веке писатели-романтики увидели и другую - прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения - известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Все же признаем, что оба стереотипа Средних веков - темное время и золотое время - держатся до сих пор. Даже от образованных людей часто слышишь: «Мы же не в Средневековье!» Назвать что-либо или кого-либо средневековым - далеко не комплимент…

- Это не так уж неверно!

Я бы сказал, что Средние века не такие сусальные, какими их иногда воображали романтики, но и не эпоха скорбей и невежества (собственно, это нас и отталкивает), как нам старались внушить просветители. Явление надо изучать во всей полноте. По сравнению с Античностью Средневековье - период прогресса во многих областях, и я могу доказать это. В нем, несомненно, было «уродство»: сеньоры угнетали крестьян, церковь отличалась нетерпимостью и подвергала независимые умы (так называемых еретиков) суду инквизиции, которая пытала и сжигала бунтарей… Люди нередко голодали, и цвела нищета; люди боялись, боялись панически, например, лесов и моря… и дьявола. Но сегодня у нас еще больше страхов, и некоторые из них еще сильнее (страх перед инопланетянами или, что гораздо реальнее, перед атомной бомбой).

Но есть и «прекрасное» Средневековье, именно оно раскрывается в детском восхищении рыцарями, замками, соборами, романским и готическим искусством, красочностью (витражи!) и праздниками. Часто забывают, что женщины в ту пору, хоть и считались ниже мужчин по положению, получили, завоевали более справедливый статус, более высокий и авторитетный, какого не знали даже в древних Афинах. И наконец - но мы еще к этому вернемся, - именно в Средние века родилась Европа!

- Европа, вы сказали?

Да, это очень важно: Европа зарождается и формируется в Средневековье. Древнеримская цивилизация охватывала только часть Европы - южные территории, расположенные в основном вокруг Средиземного моря. Северные земли (Германия, затем Скандинавия), западные (Бретань, Англия, Ирландия) и восточные (Венгрия, Центральная Европа) лишь с V века стали мало-помалу включаться в общее политическое и религиозное пространство, составившее будущую Европу.

- Получается, что Римская империя как единое целое перестала существовать около 500 года от Р.Х.?

Именно так. Отныне новые жители будущей Европы начинают объединяться, и на тех территориях, где они обосновываются, вырастут государства, во главе которых встанет новый, очень важный исторический персонаж, к нему мы тоже еще вернемся, - король.

- И перестала существовать латынь, разговорный язык Римской империи.

Чем севернее, тем лучше сохранялся родной язык первопоселенцев, хотя, конечно, было много заимствований из латыни. Она превратилась в письменный язык ученых и такой оставалась до XV века. На юге латынь, на которой говорили в Римской империи, преображалась веками, в каждой стране по-своему. Из нее произошла группа романских языков: французский, итальянский, испанский, португальский и (об этом часто забывают) румынский.

- В следующем классе мы должны определиться, будем ли учить латынь, - что бы вы посоветовали?

Латынь важна тем, что дает нам доступ к наследию прошлого. Если вы готовитесь посвятить себя гуманитарным специальностям, имеет смысл пойти на факультатив, где неплохо обучают латыни. Если вы склоняетесь к естественным или точным наукам, выберите занятия полегче, но не пренебрегайте латынью вовсе. По моему мнению, в будущем вам поможет даже минимум знаний.

- А от греческого - языка восточной части Римской империи - на Западе отказались полностью?

Да, Восточная Римская империя стала отдельным миром - Византийской империей, так как во главе ее по-прежнему стоял император, правивший страной из Виза?нтия (позднее Константинополь). В том же городе находилась резиденция главы греческой (православной) церкви, который ставил себя выше Папы.

Западный христианский мир быстро (с VII века) отделился от Византии политически. Папа добился независимости не так скоро, окончательно - в XI веке.

Отношения между западным, римско-католическим, христианством и восточным, византийским, были прохладными, затем откровенно испортились. В 1204 году католики, выступив в крестовый поход против мусульманского Востока, захватили и разграбили Константинополь.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

Глава IV. Свет и цвет в Средние века Фрагмент Ватиканского манускрипта с литургией Святого Иоанна Златоуста, X-XI вв. Ватикан, Апостольская

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

Глава 4 Международные отношения в Средние века «Европа в Средние века развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с ближайшими к ней континентами. До Великих географических открытий конца XV века европейцы были незнакомы с Новым Светом (давние открытия норманнов

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА

Из книги Долг: первые 5000 лет истории автора Гребер Дэвид

Глава 10 Средние века (600-1450) Искусственное богатство включает вещи, которые сами по себе не удовлетворяют естественных потребностей, например деньги, являющиеся человеческим изобретением. Фома Аквинский Если в Осевое время возникли товарные рынки и мировые религии,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Из книги История Франции и Европы автора Эрве Густав

Глава VI Общий обзор Европы в средние века Венецианские корабли привозят крестоносцев в Константинополь, столицу и обширнейший порт греческой империи в средние векаЗападная ЕвропаЕвропа в период нашествия варваров (V–XI в.) - Вторжения новых племен, начавшиеся с начала

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора Тараторин Валентин Вадимович Цветков Сергей Эдуардович

Глава первая Бастилия в средние века Строительство Бастилии Шел тридцать второй год войны, которая позже получила название Столетней (1337-1453). Франция, потерявшая цвет рыцарства в битвах при Креси и Пуатье, разоренная набегами англичан и наваррцев, была вынуждена

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Глава 8 РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА 8.1. Общая характеристика средневековой Руси В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 2 Средние века

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА 6.1.РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости.

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

Глава 2. Древность и средние века Подобно многим другим народам, тибетцы возводили династии своих правителей к божествам. С Небом был связан древний клан Ча (Птицы).{32} Его резиденция - замок Юмбулаганг - был построен в долине Ярлунг, там, где сливаются реки Ярлунг и Дарпо.

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Средневековье – это особый исторический период между древними и новыми временами. Определить его границы с высокой точностью возможным не представляется, так как начинался он и заканчивался в разных странах в разное время.

Средние века: общее понятие о периоде

Для большинства европейских стран этот исторический период начался после того, как пала Западная Римская империя и закончился во времена Буржуазной революции в Англии. То есть, приблизительные границы – это 12 веков, начиная с пятого и заканчивая семнадцатым. В то же время специалисты по этой части истории считают, что Средние века закончились еще до открытия Америки, то есть, приблизительно, в 1500 году. Впервые термин “Средневековье” был применен еще в эпоху гуманизма – так деятели того времени отделяли его от “темного” прошлого.

Весь этот период подразделяется на части, которые существенно различаются между собой в культурном и социальном планах – это раннее, среднее и позднее Средневековье.

Этот период оказал значительное влияние на культурное и историческое развитие человечества. Основная его особенность – это становление и развитие феодальных отношений, который пришли на место характерного для древних времен рабовладения. Именно в это время зародились многие народности и сформировались основные черты их менталитета.

Рис. 1. Средневековый феодал.

В то время, с одной стороны, церковь диктовала условия государству и наказывала инакомыслящих, с другой же – это период научных и философских открытий, без которого современный мир выглядел бы совершенно иначе.

Что дало миру Средневековье?

Это было сложное время: люди той эпохи постоянно боролись за свое существования, а их уничтожали голод, черная чума и костры инквизиции. Однако именно с периодом Средневековья также связан и культурный расцвет, в частности, активное развитие архитектуры. Именно в это период были построены Винчестерский собор и Собор Парижской Богоматери, которые и сегодня остаются образцами этого вида искусства.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Собор Парижской Богоматери.

В Средние века жили и творили Ботичелли и Леонардо да Винчи, открывали тайны звезд Галилей и Коперник. В то же время большинство людей продолжали считать, что Земля – плоская. Это типично средневековый контраст.

Рис. 3. Николай Коперник.

Что мы узнали?

Мы узнали, что Средневековье – это уникальный исторический период по многим причинам: в частности, потому, что до сих пор ведутся споры о том, что такое Средние века с хронологической точки зрения. Была получена информация о том, на какие периоды делится Средневековье и какие отличительные черты имеет, а также каковы его социальные и культурные особенности. Были определены некоторые взгляды средневекового человека на мир и общество. Мы узнали, когда впервые появился соответствующий термин и кто его внедрил. Обозначено, что жизнь человека на протяжении всего этого времени была очень сложной, люди угнетались церковью – с одной стороны и природными факторами – с другой. В то же время эти беды подталкивали цивилизацию к развитию.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 2.

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

Экология познания: Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия - на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе:

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим . Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.


Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства. Посещение храма превращалось в род менуэта - при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать .

Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше. Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе . Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным. То уже Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее. опубликовано

Объяснение термина «средние века»

Первыми применять термин стали итальянские лингвисты и литераторы XV века. Флавио Бьондо в 1453 году предложил термин «средние века» вместо понятия «тёмные века», введённого Петраркой. Так стали называть период истории, отделяющий их время от античности. Вслед за ними историки стали использовать понятие «средние века» для обозначения временной эпохи, занимающей промежуток от падения Западной Римской империи до современного им периода Возрождения.

Определение 1

Термин применяют в узком и широком смыслах. В широком смысле, средние века – это хронологический период без указания на характерные черты, присущие средним векам, или историческая эпоха с наличием признаков европейского феодализма. В узком смысле, средние века – это западноевропейское средневековье, характеризующееся системой феодального землевладения, вассальными отношениями, могуществом Церкви и т.д.

Если началом средних веков историки однозначно считают падение Западной Римской империи в 476 году, то конец средневековья точно не определён. Предлагают такие варианты:

  • 1453 год – падение Константинополя;
  • 1492 год – открытие Америки;
  • 1717 год – начало Реформации;
  • 1640 год – начало Английской революции;
  • 1789 год – начало Великой Французской революции.

В последнее время российские учёные остановились на втором варианте, связанном с Великими географическими открытиями.

Периодизация средних веков

Учёные выделяют в средних веках три основных периода:

  1. Раннее Средневековье охватывает конец V- середину XI веков;
  2. Классическое (или Высокое) Средневековье длилось с середины XI до конца XIV века;
  3. Позднее Средневековье (его ещё называют Ранним Новым временем) – XIV- XVI века.

Общая характеристика Средневековья

Средние века занимают в истории человечества значимый отрывок времени. В Европе средние века охватывают двенадцать веков, в Азии они длились ещё дольше. Некоторые страны до сих пор сохранились черты этого исторического периода.

Основой характеристики Средних веков является зарождение феодализма, установление его господства и последующее его разложение. Некоторые народы перешли к феодализму после появления классовых различий, избежав формирования рабовладельческого устройства. Другие народы вошли в средневековье после крушения рабовладельческого строя, ставшего тормозом развития общества и государства. Но основа от пути вступления в средние века не изменялась. Главная черта средних веков присутствовала во всех странах: земля превращается в монопольную собственность землевладельцев-феодалов, которые эксплуатируют поставленных в зависимость от них крестьян.

Феодализм был прогрессивным явлением по сравнению с предыдущими ступенями развития человечества. Крестьянин, наделённый землёй, старался увеличить производительность труда. Эта заинтересованность увеличивалась с уменьшением его зависимости (личной и поземельной) и совершенствования феодальных отношений.

На этапе феодализма появляются мануфактуры, положившие начало зарождения классов нового буржуазного общества. Достигает своего расцвета торговля в городах. Города формируют отличную от латифундий культуру, основанную на идеалах свободы («воздух города делает человека свободным»). Прогресс товарно-денежных отношений заставляет аграриев приспосабливаться к требованиям рынка. Феодалы переводят крестьян с натуральных повинностей на денежный налог.

Замечание 1

Средние века стали временем формирования народностей путём слияния племён. Народности перерастали в нации. Варварские королевства переживали преобразования в централизованные государства, основанные на объединение нации или союза наций.

Культура средних веков шагнула от полученных в наследство от античности преданий до формирования научных представлений о мире.