Что руководит миром и всеми нами. Думы о егэ бывшего учителя

МГНОВЕНИЕ
(1) Что же руководит миром и всеми нами? (2) Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (3) Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?
(4) Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка - Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма.
(5) Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен последний миг прощания, что смерть - нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.
(6) Вечность - это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.
(7) Если долголетие Земли - лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека - мгновение наикратчайшего мгновения.
(8) 26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась звезда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв продлился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет.
(9) Никому не известно, с чем был связан этот взрыв - со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождением, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже суждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж загадочную белую дыру.
(10) Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?
(11) Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12) Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13) Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле - большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни.
(14) Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил. (15) Как иначе осмыслить это?
(16) Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?
(17) Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.
(18) 3нает ли человек, что он обречён?.. (19) Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защищается, успокаивается надеждой - нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев...
(20) 0н не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего потаи простеньких плотских удовольствий. (21) При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.
(22) И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23) Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24) Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25) Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость - старостью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26) В его убеждённости - пружины движения, энергии, действия, страстей. (27) В его гордыне - легкомыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.
(28) Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?
(29) Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.
(По Ю. Бондареву *)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».

Показать текст целиком

Время – вот что дано человеку, чтобы познать тайны нашей планеты, нашей жизни. Но, многим из нас не хватает данного срока жизни, ведь, в среднем человек может прожить семьдесят лет, при правильном образе жизни около ста. И все же, почему что-то созданное человеком остается «жить» даже после его смерти, будь то, искусство или нечто иное?

Автор данного текста приводит нас к совместному размышлению о человеческой жизни, ведь, как бы мы не старались, нам не стать бессмертными . Но, не смотря на это, мы передаем друг другу бесценный опыт из прожитого нами времени.

Сейчас мы живем в современном мире, все что создано нами, передается из поколения – в поколение , при этом совершенствуется. Накопленные человеком знания, произошедшие события во время жизни, созданная культура, быт, обычаи, искусство и многое другое, все это остается в мире , даже после смерти человека . Но неизвестно, как долго мы можем делиться опытом с друг другом , можно только предположить это, ведь человек может нести что-то из прошлого «сквозь время», но увидеть будущее ему не дано.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Мы редко задумывается о том, насколько коротка наша жизнь. Проходит всего каких-то семьдесят лет после рождения, и человек превращается лишь в воспоминание. Для нашей бесконечной Вселенной семьдесят лет – лишь одно мгновение. Насколько же быстротечна человеческая жизнь? Этим вопросом задается в своем тексте русский писатель Ю. В. Бондарев.

В своем тексте Бондарев пишет: “Если долголетие Земли – лишь мгновение микро-скопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека – мгновение наикратчайшего мгновения”.

Этой метафорой писатель хочет сказать, что человек живет безумно мало, и в отведенный срок в неполный век зачастую не успевает сделать всего того, что хотел, жизнь пролетает с бешеной скоростью. Необходимо помнить об этом, чтобы бесцельно не растрачивать ценные секунды.

Но человек отстраняет эту мысль, защищается от нее, “успокаивается надеждой – нет, роковое, неизбежное не случится завтра, еще есть время”. Ведь осознание кратко-временности жизни может привести к упадку духа, ощущению бессмысленности любых действий и стремлений. Однако автор

замечает, что “это почему-то не вызывает отчаяние, не придает поступкам бессмысленной тщетности”.

Бондарев считает, что человек осознает быстротечность жизни, но все-таки не хочет расставаться с ней. Человек убежден в своей наивысшей власти на Земле, мнит себя бессмертным, и “в его убежденности – пружины движения, энергии, действия, страстей”. Я согласна с позицией автора. Пусть век наш недолог, но он прекрасен тем, что у нас есть возможность ощутить всю красоту жизни. И просто непозволительно бесполезно тратить предоставленное нам время.

При прочтении текста Бондарева мне вспомнился Илья Ильич Обломов, главный герой романа “Обломов” И. В. Гончарова. Илья Ильич был апатичен и до ужаса ленив, все время лежал на диване, предаваясь мечтам о великом, но никогда не воплощая ни одно из своих мечтаний в жизнь. Ему казалось, что у него всегда будет время для свершений, и он постоянно все откладывал на завтра, которое никогда не наступало. Обломов бессмысленно растратил всю свою жизнь и не заметил, как быстро она кончилась.

Тема быстротечности жизни звучит и в стихах многих поэтов. Я могу привести в пример стих С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”. Все это стихотворение – словно реквием поэта по молодости, которую больше никогда не вернуть, по “утраченной свежести, буйству глаз и половодью чувств”. Реквием по ушедшему безвозвратно времени.

В заключение могу сказать, что возможность жить нам дана лишь один раз, и чтобы она стремительно не пролетела, надо радоваться каждому моменту, каждой минуте. Зря потерянное время нельзя вернуть, нужно беречь его и тратить только на то, что имеет значение.


Другие работы по этой теме:

  1. Страшное, темное время “ежовщины”, ужас которого до конца не понять потомкам. Никогда не понять этой не минутной, а длящейся изо дня в день муки. Это...
  2. Каким должно быть отношение к матери? Ценим ли мы все то, что она делает для нас? Над этими вопросами размышляет советский прозаик и поэт Ф....
  3. В тексте Юрия Васильевича Бондарева поднимается важная проблема загрязнения нашей планеты человеком. Эта экологическая и в то же время нравственная проблема актуальна как никогда. Ю....
  4. Как относиться к тем, кто не похож на тебя? Невольно задумаешься над этим вопро-сом, читая текст российской писательницы Л. Улицкой. В своем тексте она описывает...
  5. Каждый человек сам прокладывает свой жизненный путь. Одно из главных решений мы принимаем, выбирая, какой профессии посвятить себя. Но всегда ли специалист любит свою работу?...
  6. Что значит быть писателем? Вот проблема, поставленная автором в тексте. Рассуждая над данным вопросом, герой К. Г. Паустовского приводит пример из своей жизни. В годы...
  7. Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим “русским Востоком”, его природой и...

Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского - и не потому, что инстинкт самохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек -данного мира, а его мужество и свобода его - это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и цен­ ность других. В этой слабости его величие и сознание собственной нужно­ сти на земле. В то же время человек

(Повеств., невосклиц., слож- ное, союзное, сложноподчиненное, состоит из трех частей; I предл.: глав­ ное, простое, двусост., осложн. вводным словом, распр., полное; II предл. обстоят. придаточ. условия, простое, неполное, осложн. однородными сказуемыми и обособ. распр. обстоят., выраж. дееприч. оборотами, распр.; III предл.: определит. придаточное, простое, двусост., ослож од­ нородными сказуемыми, распр., неполное.) В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне (и не только на войне) - это его во всем, что мы называем будущим. Отними у людей пульс са­ мопожертвования, эту вспышку высокого духа, - и люди сильных убежде­ ний проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия - в этом я борьбы жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверно, все же в том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться; другие - яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденн­ой в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.

Стиль этого текста публицистический. Признаки этого стиля:
1) цель - информирование, передача общественно значимой информа­ ции с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступками, действиям;
2) логичность;
3) образность;
4) эмоциональность;
5) оценочность;
6) призывность;
7) общедоступность;
8) использование общественно-политической лексики;
9) наличие разнообразных видов синтаксических конструкций. Парадоксалист - человек, любящий говорить парадоксы.
Всём - [ф’ с’ ó м] - 1 слог
в - [ф’] - согласный, парный глухой, парный мягкий с - [с-] - согласный, парный глухой, парный мягкий ё - [ó] - гласный, ударный
м - [м] - согласный, непарный звонкий, парный твердый
4 букв, 4 звука
Что - [ш т ó] - 1 слог
ч - [ш] - согласный, парный глухой, непарный твердый т - [т] - согласный, парный глухой, парный твердый
o - [ó] - гласный, ударный
3 буквы, 3 звука
(На) котором - местоимение.
I. Можно поскользнуться (на чем?) на котором. Н.ф. - который.
II.Пост.: относит.; непост.: пр.п., ед.ч., м.р.
III. Можно поскользнуться (где?)

Текст Ю. В. Бондарева заставил меня задуматься над философской проблемой.Автор размышляет о быстротечности человеческой жизни.Его волнуют вопросы:"Почему молодость так коротка, а старость так длительна?Что же руководит миром и всеми нами?Над проблемой, почему, несмотря на быстротечность жизни, человек не впадает в отчаяние, предлагает поразмышлять и нам.

Комментируя данную проблему, писатель говорит, что жизнь-наикратчайшее мгновение, что "человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли", а также не хочет расставаться с жизнью, подчас зная, что обречен.Сознание человека наделёно умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, человек не впадает в отчаяние, так как убежден в бессмертии.

Говоря о проблеме быстротечности человеческой жизни, вспоминается роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Базаров не мог предположить, насколько коротка будет его жизнь, пока не заразился тифом.Герой мог вылечиться, но не позволил своему отцу, Василию Базарову, его лечить.Он умирает, но уверен, что не зря прожил жизнь.

Многие люди, больные раком или другими неизлечимыми болезнями, уезжают лечиться за границу, покупают дорогостоящие лекарства, одним словом, борются с болезнью, как могут, а другие смиряются, не впадают в отчаяние и тихо, молча угасают.Так или иначе все смертны, рано или поздно каждый покинет Землю.

Таким образом, можно сказать, что человеческая жизнь не долговечна.Поэтому остается или смирится с этим, или впасть в отчаяние.

Обновлено: 2018-04-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Сенина 2016 вариант 12 сочинение по Бондареву "Мгновение" Что же руководит миром и всеми нами Может быть это раскаленная бездна звезды в центре Вселенной

Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака?
На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. Мир стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.



Сочинение

Какие способы саморазвития нам известны? Искусство, творчество, наука, бизнес и многое другое становится подвластно человеку ровно в тот момент, когда он начинает усиленно этим интересоваться. Однако любой процесс мышления начинается с книги. О том, какую роль она играет в жизни человека, предлагает нам порассуждать Ю.В. Бондарев.

Говоря о книге, писатель акцентирует наше внимание на то многообразие функций, которое она в себя вмещает. Рассуждая о её вкладе «в пучину темноты и нравственного застоя», о связующих и проводных свойствах, о философском предназначении, исторической констатации, автор подводит нас к мысли о том, что существование в современном мире невозможно без книг, потому что именно они этот мир создают и совершенствуют. Тем самым, Ю.В. Бондарев подчеркивает значимость литературы для нашего исторического прошлого, будущего и настоящего, и, к тому же делает акцент на утолении экзистенциальных и социальных потребностей человека.

Мнение автора таково: книги, прежде всего, помогают человеку познавать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, получать духовные и нравственные ценности и передавать их последующим поколениям. Без книг человечество не смогло бы осознавать себя, оно не имело бы прошлого и будущего, а довольствовалось бы бездуховным, бесчувственным, безнравственным, бесперспективным, скучным настоящим. Книга – это вторая действительность, второй опыт, и «величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги».

Безусловно, Ю.В. Бондарев прав. Книга занимает в нашей жизни главенствующую роль. С неё начинается всестороннее развитие человека, формируются взгляды и точка зрения, затем рефлексия и осознание роли человека во всемирной истории. Книги позволяют обмениваться информацией и чувствами из поколения в поколение, позволяя нам, современным людям, понять историю человечества и передать собственный опыт нашим детям. Литература в целом – лучший друг человека, ведь только в книге можно найти ответы на любые интересующие вопросы, без риска вместо этого получить волну осуждения и непонимания.

Например, в романе Р.Д. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», на примере общества потребления, в котором чтение книг является нарушением закона, автор очень ясно показывает, что может стать с миром без книг. Общество в романе не умеет мыслить и чувствовать, оно очень легко поддается влиянию и контролю, интересуется низменными вещами и наплевательски относится к собственным стремлениям и мечтам. В этом мире без книг нет прошлого, люди в нем зациклены лишь на своих социальных ролях. Однако те, кто все же читал, как, например, одна из героинь, Кларисса Маклеллан, смогли помочь главному герою романа осознать всю абсурдность происходящего, воспротивиться системе и попытаться спасти себя и свою душу.

Главному герою романа Д. Лондона «Мартин Иден» чтение книг помогло найти и реализовать себя. Будучи безграмотным и простым рабочим, Мартин не задумывался о своем предназначении, о целях, отличных от тех, чтобы просто напиться с друзьями после работы. Книги стали инициатором и опорой в развитии творческого потенциала главного героя, его интеллектуальном развитии, отправной точкой в его стремлениях и желаниях. Он полностью изменил свои взгляды на мир и на людей, приобрел новые знакомства и при этом смог реализовать себя как писателя, оставаясь все тем же простым и добродушным Мартином, каким его всегда считала его семья.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что книга охватывает всю нашу жизнь, формирует, создает и демонстрирует образ мира и любого живого, разумного существа в частности. В наш век, наверное, ни один вопрос, возникший когда-либо в голове человека, не останется без ответа – все давно придумано за нас. И как сказал однажды британский философ, Томас Карлейль: «…Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, - все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг».