Что такое.

Всем привет!

Как вы уже поняли, началась Неделя детской и юношеской книги, няк. И уж не знаю удивлю ли я вас или нет, но я очень люблю читать книги хе-хе. И литературу я начала читать намного раньше чем мангу, хи-хи. Хоть я и до мозга костей являюсь анимешницей (весёленькая болезнь если честно), но даже сейчас продолжаю читать книги для подростков, десу.

Как вы, надеюсь, помните, я уже рассуждала на тему отличий между мангой и комиксами, и они действительно были. Ну, а сегодня мы поговорим (как вы уже поняли из названия) об отличиях и совпадениях между книгой и мангой.

Вы спросите: что вообще может быть между ними общего? На первый взгляд, действительно совершенно ничего. Книги пишут, а мангу рисуют. В основном, книги делают в твёрдом переплёте, мангу же всегда — в мягком. Книги пишут по всему миру, а хорошую мангу рисуют лишь японцы. Но, если подумать, и то, и другое занятие можно назвать искусством: ведь не каждый человек может написать хорошую книгу и нарисовать мангу. Это требует специальных навыков и жизненного опыта, потому что сюжет должен затягивать читателей будь то манга или книга.

В книге чувства героя описываются словами, словосочетаниями, а иногда ещё и иллюстрациями, в манге же есть определённые символы, которые показывают эмоции персонажей. Также нельзя забывать про выражение лица, поэтому, если вы не знаете этих символов, не переживайте, незнание не затруднит прочтение манги. Ко всему прочему, в манге, как и в книге, может описываться внутренний мир человека: его страдания и переживания — и это действительно очень захватывающее чтиво, ничуть не хуже книжного. Я перечитала действительно много манги разных жанров: от психологии и триллера до романтики и юмора.

Самой первой книгой (которую я прочитала самостоятельно), давшей начало всей этой любви к литературе была всем известная (надеюсь) «Мэри Поппинс». Ну а первой мангой, после которой я вообще начала погружаться в этот мир и узнавать что-то новое об этом, была «Корзинка фруктов». Сюжет описывать не буду, если станет интересно просто загуглите, бу-га-га-шеньки.

Приветствую вас, дети Немезиды, неописуемые герои мифичного мира!

Аниматик, если и исчезает, то не навсегда. Как моль я возвращаюсь снова и снова, жужжу в вашем сознании до полного самоотречения. Такой я настойчивый. И наглый. А тема сегодня косвенно касается аниме, но все же стоит внимания, потому что многие люди до сих пор не понимает ценность манги как литературного источника. Особенно в сравнении с комикс продукцией, пленившей разум подростков по ту сторону Тихого океана.

Итак, манга и западный комикс, главные отличия.


Если вы читали один из моих ранних эпизодов «Почему все аниме снято по манге?», вы уже в курсе, что манга преимущественно черно-белая (так дешевле) и читается справа налево. Но это только поверхностные внешние различия. Разлом проходит значительное глубже. И он как всегда связан с нацией и идеологией.

Культурные различия

Одним из основных водоразделов между западными комиксами и мангой является темп. Сюжет в манге развивается гораздо медленнее, с ощутимо меньшим акцентом на действие. Мангаки зарабатывают небольшие деньги, которые зависят от количества страниц и глав, поэтому для них есть смысл не торопиться раскрывать основную историю как можно дольше. «Тянуть резину», говоря грубо. Также в отличие от западных комиксов, которые посвящают страницы преимущественно динамичным сценам экшена, манга стремится воспроизвести различные эмоциональные реакции персонажей. Часто это превращает сериал в мыльную оперу.

Тематические различия

В то время как западные комиксы концентрируются вокруг супергероического бытия, ежедневной борьбы добра и зла, манга касается более рискованного материала, такого как секс, насилие, психические расстройства. Причина такой свободы самовыражения берет корни в религиозной принадлежности Японии к синтоизму и буддизму, для которых секс не является олицетворением стыда. Это позволяет японцам быть более либеральными в изучении собственной сексуальности, чем большинству американцев, идейно застрявших в подростковом возрасте.

Стилевые различия

В западных комиксах ключевые кадры размещаются по центру, чтобы занять всю первую сцену в произведении. Зато мангака выбирает нижнюю часть страницы. Также в манге используется более кинематографический стиль повествования, который склонен изображать персонажей в драматических позах, с разных углов и планов. Мангака строит сцену кадр за кадром, синхронно с диалогом или словами автора. Западные комиксы, графические новеллы визуально более однозначные и не обязательно сочетают панели слов и соответствующие им действия. Ну наконец рассмотренный мной чиби стиль, согласно которому герои манги изображаются как маленькие дети с гипертрофированными эмоциями — это одна из особенностей этого вида массовой литературы.

Производственные различия

Количество манги, которая ежегодно попадает на полки магазинов, гораздо больше, чем комиксов Америке. Манга составляет более 30 процентов всех опубликованных журналов и книг в Японии. Кроме того, 40 процентов фильмов, произведенных в Восточной стране — это аниме, которое по большому счету представляет собой подвижный разрисованный эквивалент манги. В то время как западные комиксы ориентированы больше на подростков, мангу читает гораздо более широкая аудитория. Как я описывал в одном из ранних эпизодов, человек любого возраста может найти себе мангу или аниме по душе и мировоззрению, не боясь быть обвиненным в инфантилизме или высокомерии.

Вот так, люди добрые. Надеюсь ваши сомнения развеялись, если они были, и вы с головой погрузитесь в прекрасный, хоть и черно-белый мир манги. А поможет вам моя муза на день, Хиширо из популярной манги ReLife.

Чем отличается Манга от Манхвы?

  • 1) "манхва" это просто корейское чтение японского слова "манга"

    2) им обозначаются две вещи. во-первых, японские манга, во-вторых, собственно корейские комиксы

    3) ну а отличаюься.. . много чем отличаются

    4) корейские, конечно, в чем-то самобытны, но, на самом деле, под очень сильным японским влиянием

    5) только корейцы ни за что в этом не признаются)))

  • манга- черно-белый комикс

    манхва- цветной

  • Манга - Япония, с права налево

    Манхва - Корея, слева на право

    Маньхуа - Китай

  • Манхва - это корейские комиксы)))

    Корейская манхва очень похожа на японскую мангу и китайскую маньхуа. Они имеют много общих черт, но каждая обладает собственными особенностями текст и графика согласуются с культурой и историей соответствующих стран. Манхва находилась под влиянием тяжелой новейшей истории Кореи, это повлияло на многообразие форм и жанров 1. Отталкиваясь от основного течения, копирующего особенности манги, манхва развилась до авторских мини-историй, графически ориентированных работ и манхва-сериалов, распространяемых через интернет. На данный момент длинные сериалы интернет-манхвы на специальных порталах (например Media Daum) и личных страничках являются популярным ресурсом среди молодого поколения Кореи.

    Манхва читается в том же направлении, что и книги на русском языке горизонтально слева направо, потому что текст на хангыле обычно так и пишется, хотя иногда он может быть записан так же как японский и китайский вертикально справа налево. Оба варианта читаются сверху вниз.

    В отличие от Японии, анимация, основанная на манхве, в Корее вс ещ редка (несколько заметных хитов в конце 80-х и начале 90-х Dooly the Little Dinosaur и Fly! Superboard). Однако, манхва в последние годы часто экранизируется в телесериалы и фильмы. Full House, 2004, и Goong, 2006 примеры лучших телесериалов такого рода за последнее время.

  • Европейские страны всерьёз озабочены тем, что некоторые, вполне взрослые люди, уходят от реальности с помощью японской анимации, или «аниме». Непосвящённый в тонкости человек может только рассмеяться: как можно зависеть от мультфильмов? Дело в том, что аниме не совсем мультфильмы в том понимании, к которому мы привыкли. Большинство рассчитаны на взрослую аудиторию, и зачастую содержат сцены жестокости и даже насилия, хотя тонкого юмора и философии там тоже предостаточно. Этим же грешат и манга – японские комиксы. Очень часто манга и аниме – это разные адаптации одних и тех же историй. Но разница между этими модными видами японской поп-культуры существенная.

    Появление

    Если идти от простого, аниме — это японская анимация. К слову говоря, «аниме»- это сокращение от английского «animation», хотя многие привыкли думать, что это слово имеет французские корни. В 1917 году в стране восходящего солнца появились первые мультфильмы, более традиционные для японской аудитории, чем американские. До семидесятых годов японские мультфильмы называли «манга-эйга», что опять же указывает на тесную взаимосвязь аниме и манги. В сегодняшнем развитии у аниме несколько видов: TV-сериал, фильм, OVA (аниме исключительно для видео), ONA (аниме для Интернета) и TV-Special (бонусная серия, часто не связанная с основным сюжетом).

    Аниме

    Манга появилось значительно раньше аниме. Первыми японскими комиксами можно считать картинки, посвящённые жизни животных, которые создал Тоба ещё в двенадцатом веке. Хотя само слово появилось только в 1814 году, художник Хокусай Кацусика использовал это название для своих «картинок из жизни». А чуть позже так стали называть все японские комиксы. То, что они завоевали популярность как среди самих японцев, так и по всему миру – заслуга Тэдзука Осаму, который определил характерный стиль прорисовки лиц как для манги, так и для аниме.


    Манга

    Характерные черты

    В манге и аниме есть общие законы построения сюжета и прорисовки деталей, что делают их непохожими на европейскую или американскую анимацию. Во-первых, это лица. Традиция рисовать женственные, тонкие черты лица сложилась ещё в Японии ещё в древности, а увеличенные иногда почти круглые глаза – это признак юности и чистоты. В манге и аниме положительные герои всегда красивые, длинноногие и широкоглазые. Отрицательные персонажи могут иметь глаза, похожие на глаза хищных птиц, а то и вовсе прикрытые чёлкой или головным убором.

    Что касается цвета, то традиция в манге – это чёрно-белые картинки, аниме же, за исключением первых опытов, всегда в цвете.

    С сюжетом всё несколько сложнее. Манга – это текст, сопровождающий картинку. Текст этот должен быть ёмким, понятным, и с тоже время глубоким. Поэтому сюжет манги зачастую более захватывающий, чем сюжет аниме, созданного по той же истории. В аниме же – главное видеоряд, который отличается динамичностью, зачастую в ущерб основному сюжету. Особенно это заметно в аниме, основанных на японской мифологии, с обязательным философским подтекстом.

    У аниме есть определённая структура, достаточно консервативная. Обязательно вступление (пролог), ролик-заставка, основной сюжет, финальный ролик-заставка и, наконец, кадры из следующей серии. Кстати, заставка должна длиться около полутора минут и сопровождаться оригинальной музыкой, написанной специально для аниме.

    Манга – более распространённый вид искусства. В Японии комиксы сопровождают почти все печатные издания. Некоторые вообще выходят отдельными книгами. Манга создаются для разных возрастов:от детей, не умеющих толком читать, до пенсионеров. В создании японского комикса участвуют чаще всего два человека: автор и художник. Аниме – это целый штат сотрудников: режиссёры, художники, актёры, озвучивающие мультфильм. Как и любое кинотворчество, создание аниме достаточно затратное. И в Японии к нему относятся серьёзно. Актёры для озвучивания фильмов приглашаются профессиональные и знаменитые, нередко это звёзды эстрады.

    И манга и аниме – по-своему интересны, недаром они снискали такую популярность среди наших соотечественников. Главное – не увлекаться, и помнить, что фантастические сюжеты – всего лишь плод воображения талантливых авторов.

    Выводы сайт

    1. Аниме появилось в начеле двадцатого века, в то время, как манга известна ещё со средних веков.
    2. Аниме — это мультфильмы, а манга – это комиксы.
    3. Сюжеты манги более глубоки и интересны, сюжеты аниме несколько упрощены.
    4. Манга чаще чёрно-белая, аниме – в цвете.
    5. Над создание манги трудится всего несколько человек, создание аниме требует большого штата сотрудников, денежных и трудозотрат.

    Начнем с происхождения. Почти ни для кого не секрет, что явление это — японское, хотя уже и вышло на международный уровень. Изначально существовало такое явление, как манга — это японские комиксы (причем, обратите внимание, что настоящая манга рисуется и, соответственно, рассматривается справа налево, а не наоборот!). Этот термин появился в далеком в 1814 году с легкой руки знаменитого японского графика Хокусай Кацусика, а картинки из жизни как художественное явление существуют аж с 12 века!

    Среди манги есть масса жанров — от откровенно порнографических, до фантастических, ретро, боевых и искусств (и так далее — подробнее ниже). Авторы-художники манги — это увлеченные мастера-фанатики своего дела, причем в самой Японии — это одна из самых низкооплачиваемых профессий. Так и представляешь себе нечесаного японского художника, запертого в крошечной квартирке с карандашом за ухом и с банкой рисового пива, корпящего над эскизами…

    Затем, как гласит история, один из этих мангака (так называются художники, рисующие манга) по имени Осаму Тезука (Osamu Tezuka) отправился на работу в студию Диснея. Вернувшись оттуда домой с опытом анимации, он основал в Японии студию, которая переложила комиксы в мультипликационный формат. Так появилось аниме, а студия Тезуки создала среди прочего сериал «Астробой», который популярен до сих пор.

    То есть теперь вы чувствуете разницу? Манга — это комиксы, аниме — это мультфильмы. (Некоторые манга имеют свои переложения в виде аниме). Кстати, опять же, как говорят знатоки, большие глаза у героев аниме — это именно влияние студии Диснея. В некоторых фильмах (но не во всех) чем больше у героя глаза — тем он «главнее». У второстепенных персонажей глаза все меньше и меньше…

    Если вы уже знакомы с аниме не понаслышке, то наверняка обратили внимание, что, в отличие от своих европейских и американских собратьев-мультфильмов, аниме отличает упрощенная анимация: персонажи двигаются достаточно просто, а саму картинку отличает статичность. Это происходит из экономии, ведь, как мы упоминали, ремесло художников не относится к высокооплачиваемым, и на производство мультфильмов не выделяется большое количество средств.

    Теперь о жанрах манга и аниме: их существует огромное количество. Например, аниме, предназначенное для старших мальчиков и юношей с 12 до 16−18 лет, называется сёнэн, а для старших девочек и девушек — сёдзё. Жанр сёдзё-аниме, который называется махо-сёдзё — «девочки-волшебницы», рассказывает о приключениях девочек, наделенных магической силой.

    Или возьмем такой жанр, как «меха». Это сложные, как правило, самодвижущиеся механизмы, которые не имеют реальных прототипов — то есть, придуманы специально для этого проекта. Обычно термином меха обозначают гигантских роботов и огромные человекоуправляемые боевые машины.

    Интересен жанр аниме, рассказывающий о мирах, альтернативных нашему и находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Он называется паропанк и возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической, то паропанк — на ретро-эстетике. Что такое киберпанк, сегодня знает каждый, кто видел хоть одну серию из голливудской трилогии «Матрица». Но немногие знают, что существует разновидность аниме, рассказывающая о жизни после глобальной катастрофы, с характерным названием «постапокалиптика».

    И теперь мы вплотную подошли к тем фильмам и режиссерам, которые сделали аниме массовым и в тоже время культовым видом искусства. (Конечно, мы здесь не рассматриваем хентай — порнографическую «ветвь» аниме). Одни из самых популярных мультсериалов — это «Наруто», «Сейлормун» и «Рубаки» с бесконечным количеством продолжений. Забавный, местами смешной сериал «Крутой учитель Онидзука». Многим нравится сериал про вампиров «Хелсинг», а лично мои любимые фильмы — «Школьные войны» и «Подручный бездарной Луизы».

    Классиком жанра считается режиссер Хайао Миядзаки — уникальный по сочетанию качества своих фильмов и популярности. О его фильме «Принцесса Мононоке» режиссер Энди Вачовски (да-да, один из тех братьев Вачовски) как-то сказал: «Посмотрев фильм „Принцесса Мононоке“, вы можете сделать только одно — броситься к телефону и заказать все фильмы, которые он сделал. „Принцесса Мононоке“ принадлежит к числу фильмов, которые оправдывают существование кино. Он отпечатывается в вашем воображении и остается там, — это шедевр».

    Помимо вышеупомянутой «Принцессы», Миядзаки снял еще множество фильмов, среди которых — «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок Хоупа», «Навсикая из долины ветров». А самый известный фильм режиссера, «Унесенные призраками», получил Оскара за лучший анимационный фильм и принес в прокате 260 миллионов долларов, хотя это не главное его достоинство. Вышедший в прошлом году фильм «Рыбка Поньо на утесе» также был отмечен, на этот раз на Венецианском фестивале.

    Другой культовый режиссер Мамору Канбэ известен широкому зрителю шокирующим фильмом «Эльфийская песнь» (Elfen Lied). Естественно, к эльфам сюжет не имеет никакого отношения — это печальная и шокирующая история любви.

    «Я почувствовал, что именно изображение переживаний героев было тем, что делало её поистине непреодолимой силой: так честно и непритязательно передаются здесь эмоции» — сказал сам режиссер о своем творении, и редко кто может удержаться от слез при просмотре этого произведения, кстати, снятого по манге.

    Таким образом, манга не менее популярна, чем аниме. А количество ресурсов в сети, которые посвящены рисованию манги, говорят о том, что многие от простого потребления хотят перейти к созданию шедевров этого направления в искусстве. Может быть, один из них — вы?