Цитатный план повести собачье сердце. «Собачье сердце» анализ

Анализ произведения

В данном произведении объединены три жанрово-художествен­ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое — это операция, которую осуществил про­фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен­ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор­менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист­ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не­сколько:

1) операция по пересадке Шарику человеческих желез;

2) появление в квартире профессора представителей домкома;

3) профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док­тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса».

Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти­ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи­ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи­рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать­ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По­лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы­вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос­хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но­вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ­ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра­шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со­жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча­ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар­тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще­ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен­ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на­столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят­ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо­дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу­ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

План

1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен­ным боком.

2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на­звал Шариком и забрал к себе домой.

3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате­лями.

4.Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.

5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова - это невероятное явление в художественной культуре XX века.

Трагическая судьба мастера, у которого не было возможности быть напечатанным и по достоинству оцененным, известна многим. В течение тринадцати лет Булгакову не удавалось пробиться к издателям и увидеть в прессе хоть одно свое произведение.

Идейная основа повести

Имя этого широко известного на сегодняшний появилось в литературе впервые во времена советской власти. Ему пришлось на себе ощутить все сложности и особенности советской действительности тридцатых годов. Ранее детство и юность писателя прошли в Киеве, а более зрелые годы - уже в Москве. Именно во время его пребывания в Москве была написана повесть «Собачье сердце». В ней с изящнейшим мастерством и талантом раскрыта тема абсурдной дисгармонии, которая имела место исключительно из-за вмешательства человека в вечные законы природы.

«Собачье сердце» являет собой филигранный образчик сатирической фантастики. Если сатирические произведения просто то цель сатирической фантастики - это предупреждение о потенциальных последствиях человеческой деятельности. Об этом и говорит в своей повести Михаил Булгаков. «Собачье сердце» - это произведение, в котором именитый мастер отобразил свои идеи, касающиеся необходимости невмешательства в нормальный ход эволюции. Он считает, что здесь не могут иметь место насильственные, агрессивные нововведения, что все должно идти

своим чередом. Эта тема была и остается вечной как во времена Булгакова, так и в XXI веке.

Анализ повести «Собачье сердце» Булгакова лишь помогает понять, что революция, имевшая место в России, была не результатом рационального и постепенного духовного развития всего социума и каждого человека в отдельности, а всего лишь бессмысленным преждевременным экспериментом. Но, по мнению автора, чтобы избежать всех ужасных последствий, ожидающих общество, достаточно создать в стране то положение, которое существовало до революции.

Профессор Преображенский

Герои «Собачьего сердца» Булгакова - это самые типичные московские обитатели времен тридцатых годов прошлого века. Один из основных действующих персонажей - профессор Преображенский. Это человек демократичный как по своему происхождению, так и по убеждениям. Он великий деятель науки, и его стремление состоит в помощи людям без нанесения им вреда. Являясь известным и образованным представителем медицины, процессор Преображенский занимается операциями, нацеленными на омоложение стареющих дам. Он решается на операцию, во время которой собаке будет пересажена часть человеческого мозга. «Пациентом» профессора стал обычный пес по кличке Шарик.

Полиграф Полиграфович Шариков

Результаты эксперимента были удивительны. На свет появился «новый человек» - Шариков, который по задумке писателя являет собой образ советского человека. В романе «Собачье сердце», анализ которого достаточно затруднителен по многим причинам, Михаил Булгаков показал среднестатистического представителя советских времен: алкоголика с тремя судимостями. Именно из таких людей, по мнению автора, планируется построить новое общество.

«Новому человеку» даже было нужно полное имя - Полиграф Полиграфович Шариков. Как и любой другой обыватель, он страстно желает выбиться в люди, но совершенно не понимает, каким образом можно этого достичь. Характер героя оставляет желать лучшего, он агрессивный и наглый, у профессора Преображенского постоянно возникают с ним конфликты.

Наглость, лицемерие и лживость - вот какие качества в советском человеке хотел изобличить Булгаков. «Собачье сердце» (анализ произведения это подтверждает) показывает, насколько несносным и бесперспективным становится состояние общества. Шариков не стремится ничему научиться, он остается невежественным разгильдяем. Профессор Преображенский ужасно недоволен своим подопечным, на что тот отвечает, что в такое время каждый имеет свои права.

Швондер

В своем нежелании стать полезным членом общества Полиграф Полиграфович не одинок, он находит своего «единомышленника» - Швондера, который работает председателем домкома. Швондер становится идеальным наставником Шарикова и начинает учить его советской жизни. Он предоставляет новоявленному «человеку» литературу для изучения, из которой тот делает только один вывод - все надо делить. Вот в этот момент Шариков и стал «настоящим» человеком, понял, что основными стремлениями сильных мира сего является грабеж и воровство. Это автор показал в своей повести «Собачье сердце». Анализ поведения основных героев доказывает, что главный принцип социальной идеологии, то есть так называемое равенство, может привести исключительно к отрицательным последствиям.

Работа Шарикова

Знаменательным в понимании образов повести является работа, на которую поступает Полиграф Полиграфович. Он на некоторое время исчезает из квартиры профессора Преображенского, которому он уже изрядно надоел, а затем появляется снова, но очень дурно

пахнущий. Шариков объясняет своему творцу, что он нашел работу и теперь занимается отловом в городе.

Этот эпизод показывает, насколько близок главный герой к полному перевоплощению, ведь он уже начал «охотиться» на животных, забыв, что у него внутри собачье сердце. Анализ героя точно демонстрирует все качества, которые пропагандируются в человеческом обществе. Последним предательством в жизни Шарикова стал донос на самого профессора, после которого Преображенский решил повернуть все вспять и превратил Полиграфа Полиграфовича обратно в Шарика.

Вывод

К сожалению, подобные перемены обычно происходят намного сложнее и длительнее, чем в повести «Собачье сердце». Анализ ее доказывает, что автор показал возможность изменений, но стоит осуществлять их или нет, становиться ли праведным и честным человеком, каждый решает самостоятельно.

«Проблемное изучение эпического произведения» (на примере повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе)

Тема: В чем суть спора о «собачьем сердце»?

Цели: проанализировать образ Шарика; проанализировать образ Клима Чугункина; сравнить образы Шарика и Шарикова; выявить влияние Швондера на Шарикова; рассмотреть точку зрения профессора о собачьем сердце; рассмотреть позицию Борменталя; разрешить спор о собачьем сердце; рассмотреть понятие «шариковщина».

Оборудование : текст повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

На прошлом уроке мы с вами разобрали образ профессора Преображенского, мотивы и задачи его эксперимента, а так же познакомились с его ближайшим окружением. Сегодня мы подробнее рассмотрим образ Шарика, образ донора гипофиза, Клима Чугункина, и образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова, процесс его становления в обществе и знакомство со Швондером. Помимо этого мы выясним, какой спор о «собачьем сердце» вели профессор и доктор Борменталь, и выясним, кто из них прав.

    Подготовка к восприятию темы.

На основе таблиц с цитатной характеристикой профессора Преображенского, подготовленных учениками дома, повторить материал предыдущего урока: вспомнить политические, философские, нравственные взгляды профессора Преображенского, его мнение о революции, о пролетариате. Сказать о его отношении к пациентам, прислуге, своему ассистенту, доктору Борменталю, псу Шарику.

    Повторение пройденного материала по домашнему заданию.

    Объявление темы, цели урока.

а) В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель видит серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Возникает сочувствие к бедняге. Исповедь Шарика печальна (цитата из 1 главы): «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас» . Умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни.

Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность.

Предложить ученикам высказать свое отношение к Шарику.

б) Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя. Предложить ученикам обратить внимание на его описание (История болезни профессора Ф.Ф. Преображенского): «(В тетради вкладной лист)

Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. <…> Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти удар ножом в сердце в пивной…».

- Телосложение Шариков наследует от Клима, как и черты внешности, которые свидетельствуют об общей умственной неразвитости ее владельца. Ничего о взглядах Чугункина на жизнь писатель не сообщает.

Шариков похож на Клима ростом и привычками: он курит, пьет, сквернословит, играет на балалайке, дебоширит и ворует.

в) Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним, что собака чувствует благодарность к своему спасителю, называет профессора «божеством». Даже те безобразия, которые творит собака (разодранное чучело совы, разбитая фотография) выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков (бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину).

Собака Шарик, в отличие от Шарикова, обладает способностью разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Шарик думает и размышляет как интеллигентный человек.

Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта поколений, традиций, исторической мудрости. В результате операции из «милейшего пса» получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают». Он играет на балалайке, спит на палатях в кухне, бросает окурки на пол, ругается, подкарауливает в темноте Зинку, ворует, «держит себя неприлично», наконец, пишет доносы на своего «папашу» и угрожает его убить. Теперь Полиграф Полиграфович Шариков – заведующий подотделом отчистки города Москвы от бродячих животных. Он теперь полезный член нового общества. Нечеловеческие в своей аморальности, цинизме и бездушии поступки Шарикова-«гражданина» вынуждают профессора Преображенского уничтожить результаты своего опыта – вернуть все к исходному положению.

г) Швондер видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» дома, который ему вверен. И его целью было сделать из Шарикова не человека, но «пролетария».

В конце концов, восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком культурным и образованным.

Швондер старается повлиять, воспитать Шарикова в марксистском духе. Его влияния нельзя не заметить. Это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о своих правах, но и о превосходстве над буржуями (глава 6): «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» . Полиграф Полиграфович Шариков становится прямым продуктом Швондера, и если последний раскрывается в повести схематично, то бывший пес выписан ярко и узнаваемо.

д) Спор доктора Борменталя и профессора Преображенского о том, собачье или человеческое сердце у Шарикова, занимает до сих пор и читателей, и исследователей. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет ли Шариков типично человеческие черты характера или же они – часть его собачьего прошлого. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет? Предложить Ученикам поразмышлять над этим вопросом.

Преображенский (глава 8): «...Вы, доктор, делаете крупнейшую ошибку, ради Бога, не клевещите на пса.<> Я хотел проделать маленький опыт... И вместо этого что ж получилось. Боже ты мой!.. Доктор, передо мной тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся. Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе».

е) Борменталь (глава 8): «Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится? Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова! <…> Человек с собачьим сердцем!». Доктор заявляет, что созданный их руками Шариков – человек «с собачьим сердцем», вкладывая в это определение весь ужас и отвращение к поступкам Шарикова, ничего общего с человеческими не имеющим.

Борменталь, осознавая опасность для общества, которую несет в себе Шариков, решает следующее (глава 8): «Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск накормлю его мышьяком. Черт с ним, что и папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существ <…> Кончено. Я его убью!»

ж) Шариков, с точки зрения Борменталя, – человек с «собачим сердцем». Он подразумевает, что худшие черты характера Шариков получил от собаки. По версии Преображенского собачья природа Шарикова (например, неприязнь к котам) является его лучшей частью, потому что обладает Шариков именно «человеческим сердцем», и оно, по мнению профессора, «самое паршивое из всех, которое существует в природе». Предложить ученикам высказать свое мнение по данному вопросу.

з) В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. В Шарикове Булгаков отобразил проблему целого сословия, указал на стремление многих людей отстаивать свои права, отказываясь принимать какие-либо обязанности. Потому имя этого героя стало нарицательным. Так возник термин «шариковщина».

В основе «шариковщины» – самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди. Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы.

    Формирование новых знаний и способов деятельности

а) Как ведет себя Шарик в начале повести?

Какое поведение у Шарика в доме профессора?

б) Какие сведения есть в произведении о Климе Чугункине?

Какие выводы можно сделать, рассмотрев его образ?

Чем Шариков похож на Клима Чугункина?

в) Как можно охарактеризовать Шарика? Чем отличается от него Шариков?

г) Чего добивался Швондер, оказывая влияние на Шарикова? Преуспел ли он?

д) Что говорил профессор Преображенский о «собачьем сердце» в споре с Борменталем?

е) В чем заключается позиция Борменталя?

Как предлагает поступить Борменталь с Шариковым?

ж) В чем суть спора о «собачьем сердце»?

з) Почему возникает понятие «шариковщина»?

Что включается в это понятие?

Основываясь на тексте повести и сравнительной характеристике Шарика и Клима Чугункина большинство критиков сходятся во мнении, что прав профессор Преображенский. Действительно, Шарик думает и рассуждает как человек интеллигентный и, несмотря на выходки, является хорошим, добрым, ласковым псом. Человек, Клим Чугункин, который послужил донором гипофиза, трижды судимый вор, алкоголик, дебошир, интеллектуально неразвитый субъект. В Шарикове, как мы видим, преобладают черты его «донора», из чего следует, что именно «человеческое сердце» сделало из Шарика такого отвратительного человека.

    Обобщающее слово учителя

    Оценивание работы учащихся.

Составить план повести, разделяя ее на две части: до 5-й главы и после (письменно); в каждой из частей указать, от чьего лица ведется повествование. Подумать над вопросом: Совпадает ли авторская позиция с позицией профессора Преображенского?

    Домашнее задание

Используемая литература:

1) Булгаков М. А. Собачье сердце. – М., «Эксмо», 2009. – с. 672.

2) Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. – СПб., «Глагол», 2000. – С. 3-60.

План пересказа

1. Пес рассказывает о своей нелегкой жизни.
2. Профессор Преображенский берет его к себе.
3. Первые впечатления Шарика в доме профессора.
4. Визит членов домкома к Преображенскому.
5. Беседа доктора Борменталя и Филиппа Филипповича о новых «порядках».
6. Операция.

7. Доктор Борменталь описывает этапы преображения Шарика.
8. Шариков заявляет свои права.
9. Шариков наглеет.
10. Еще одна операция.
11. Преображенского и Борменталя обвиняют в убийстве Шарикова.
12. Пес остается жить у профессора.

Пересказ
I

В подворотне около общественной столовой лежал дворовый пес и жаловался на свою тяжелую жизнь. Повар из столовой облил его бок кипятком, и теперь он нестерпимо болел. Была зима, мела метель, псу было очень холодно. Он думал, что если бы ему удалось поесть, то он мог бы еще выздороветь. Но пес был готов смириться со своей судьбой. Он ругал про себя повара, дворника, называл их «человеческими очистками», говорил, что терпеть не может пролетариев. Мимо прошла девушка, машинистка, она пожалела пса. Но метель заставила ее поскорее скрыться в столовой. Псу тоже было жаль машинистку. Он знал, какой гадостью ей приходится питаться в этой столовой, но на хорошую еду у нее не хватало денег. Пес смеется над кличкой, которую дала ему машинистка, - Шарик. По его мнению, Шарик должен быть круглый, упитанный, глупый, а он лохматый, долговязый и бездомный.

Из магазина напротив вышел гражданин в хорошем дорогом пальто, с остроконечной бородкой и с пушистыми седыми усами. Пес сразу учуял, что у него есть колбаса. «Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне». Пес собрал последние силы и пополз к господину. Тот заметил пса, достал колбасу, отломал кусок и отдал собаке. Потом он позвал его за собой. «За вами идти? Да на край света. Пинайте меня вашими фетровыми ботинками, я слова не вымолвлю». И пес пополз за господином. Его бок болел, но пес думал только о том, как бы выразить свою любовь и преданность «чудесному видению в шубе». Господин привел пса к своему дому. Собака заметила швейцара и очень испугалась, но господин повел ее дальше. Швейцар поздоровался с господином, назвал его Филиппом Филипповичем, сказал, что «в третью квартиру жил-товарищи вселились. Теперь во все квартиры вселяться будут». Сейчас у них собрание, выбрали новое товарищество, а прежнее выгнали. Эта новость очень расстроила Филиппа Филипповича.

Шарик начал учиться, как только ему исполнилось четыре месяца. Свое обучение он начал по цветам. По всей Москве висели зелено-голубые вывески - мясная торговля. Но вскоре он понял, что зеленый цвет не всегда означает мясо, например, он однажды зашел в магазин электрических принадлежностей, откуда его прогнали, ударив изолированной проволокой. Потом он выучил букву «а» в слове «Главрыба», затем букву «б», потому что к этому слову было удобнее подбегать с хвоста, так как в начале стоял милиционер. Он знал и другие буквы, умел складывать слово «колбаса». Но он не смог прочесть таблички на двери квартиры, в которую его привел господин, потому что в слове была странная «пузатая двубокая дрянь, неизвестно, что обозначающая».

Дверь им открыла красивая молодая женщина. В квартире было много света, и пес начал осматриваться. Но тут хозяин заметил, что у пса обожжен бок, и велел женщине, которую звали Зина, отвести его в смотровую. Пес решил, что попал в клинику для собак, испугался и стал вырываться. Он разбил стеклянную дверь, укусил за ногу молодого человека, который помогал Филиппу Филипповичу удержать его. Тут ему в нос ударил какой-то тошнотворный запах, и пес уснул.

Когда он очнулся, то понял, что не умер, а ему только забинтовали его бок, который теперь совсем не болел. Он посмотрел на молодого человека, замазывающего укус зеленкой. Филипп Филиппович спросил у пса, зачем тот укусил доктора Борменталя и разбил стекло, но тот в ответ только жалобно заскулил. Зина спросила, как профессору удалось заманить такого нервного пса. «Лаской-с, единственным способом, который возможен в общении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно не стояло», - ответил Филипп Филиппович. Потом он попросил накормить пса колбасой.

Профессор поманил Шарика в свой кабинет, удививший того ярким светом и великолепным убранством. Особенно пса заинтересовало чучело совы, которое он сразу невзлюбил. К профессору стали приходить клиенты, которых он осматривал, а пес лежал на полу и смотрел. Иногда он засыпал, но звонок новых посетителей или громкий разговор будили его. Окончательно он проснулся только тогда, когда в кабинет вошли четверо скромно одетых молодых людей. Один из них сказал, что у них к профессору есть дело, но Филипп Филиппович не дал ему договорить, а спросил, почему в такую погоду они ходят без калош, ведь теперь они испортили его персидские ковры. Он обратился к ним: «Господа», на что молодой человек ответил, что они не господа. Тогда профессор поинтересовался у него, мужчина он или женщина. Оказалось, что женщина. Все четверо возглавляют новое домоуправление, главным у них является Швондер. Их совет решил, что Филипп Филиппович занимает слишком большую площадь, поэтому они постановили забрать у него две комнаты. Но профессор ответил, что его квартира освобождена от выселения и уплотнения: он не только живет в квартире, но и работает в ней, оперирует людей. Швондер пригрозил подать жалобу в высшие инстанции. Профессор позвонил какому-то человеку и сообщил ему, что его операция отменяется, он собирается уехать за границу, потому что в такой обстановке работать невозможно: люди из домоуправления собираются отнять у него комнаты. А так как Филипп Филиппович не может оперировать людей там, где режет кроликов, то он вообще оперировать никого не будет. Человек на другом конце трубки потребовал к телефону этого самого Швондера. После разговора с ним Швондер покраснел, остальные смотрели на него, раскрыв рты. Потом женщина предложила профессору купить у нее несколько журналов в пользу детей Германии, но Филипп Филиппович отказался, чем вызвал еще большее недоумение у членов домоуправления. Они ушли, а профессор пошел обедать.

На столе было так много еды, что у Шарика потекли слюнки. Он сидел около Филиппа Филипповича с видом часового и ждал, когда тот даст ему что-нибудь. Филипп Филиппович угостил пса осетриной, которая ему не очень понравилась, потом куском ростбифа. После этого пес уже не мог смотреть на еду. Он лег на полу и стал дремать. Откуда-то сверху послышалось пение, и профессор спросил у Зины, что это такое. Оказалось, что наверху опять устроили собрание. Филипп Филиппович заметил: «пропал Калабуховский дом». Сначала по вечерам домоуправление будет петь, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел с паровым отоплением. И все оттого, что люди занимаются не своим деле у Он сказал, что живет в этом доме уже давно. Раньше внизу стояла калошная стойка. Но теперь ее нет, потому что однажды кто-то украл все калоши, пальто и самовар швейцара. Почему убрали из подъезда ковер и цветы, ведь они никому не мешали? За двадцать лет электричество выключал и всего раза два, а теперь выключают каждый месяц. «Если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». Доктор Борменталь заметил, что профессор произносит контрреволюционные вещи, и если его кто-нибудь услышит, то ему будет хуже. Но Филипп Филиппович не обратил внимания на его слова. Он сказал, что собирается ехать вечером на «Аиду». Затем он напомнил доктору Борменталю, что, если появится подходящий труп, надо сразу сообщить ему.

Шарик стал жить у профессора. Он решил, что вытащил самый главный собачий билет. Он называл Филиппа Филипповича волшебником, а себя - «принц-инкогнито». Пес ждал хозяина домой и с веселым лаем встречал его в прихожей. Однажды он разорвал чучело совы и разбил портрет Мечникова. Его потащили тыкать мордой в сову, а он думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Псу даже ошейник купили. Сначала он хотел снять его, но, когда Зина повела его гулять, он заметил, с какой завистью смотрят на него уличные собаки, и смирился с ошейником. После того как у него появился ошейник, пес осмелился проникнуть на кухню, где хозяйничала повариха Дарья Петровна. Сначала она прогнала Шарика, но вскоре он стал тихонько лежать на полу и смотреть, как она готовит. Иногда Дарья Петровна подкармливала его. За неделю, проведенную у профессора, пес съел столько, сколько съел за последние полтора года уличной жизни.

Как-то утром пса начали преследовать странные предчувствия, он даже завтрак съел без аппетита. После того как Зина выгуляла его, беспокойство немного прошло. Но тут раздался тревожный звонок. Филипп Филиппович разволновался и велел звонившему Борменталю везти что-то немедленно сюда. В квартире поднялась кутерьма, которую Шарик очень не любил. Приехал Борменталь и привез дурно пахнущий чемодан, который тут же отнес в смотровую. Филипп Филиппович бросился к нему, даже не допив кофе. Зине велели запереть пса в ванной. Шарик подумал, что в отместку раздерет новые калоши профессора и чучело совы. Но тут его вывели из ванной и повели в операционную. Там он заметил Борменталя, чьи глаза упорно избегали пса. У Зины, одетой в белый халат, были точно такие же глаза. Борменталь подошел к нему и ткнул в нос ватой. У пса закружилась голова. Сквозь сон он слышал, как Филипп Филиппович приказывает положить его на стол. Потом он перестал что-либо чувствовать.

Шарик лежал на операционном столе. У него было обрито брюхо, теперь Борменталь брил его череп. Зина попросила разрешения уйти и скрылась за дверью. Филипп Филиппович взял нож и разрезал живот Шарика. Он вырвал ножницами его семенные железы, а Борменталь в это время подал ему другие железы, которые профессор тут же пришил псу. После этого Борменталь стал быстро зашивать рану. Затем они занялись головой. Сначала профессор разрезал кожу на черепе, потом с помощью коловорота высверлил в черепе собаки маленькие дырочки и пилой разрезал его. Обнажился мозг Шарика. «Пот с Борменталя полз потоками, Филипп же Филиппович стал положительно страшен». У Шарика стал падать пульс. Борменталь вколол ему в сердце какое-то лекарство. И вот Филипп Филиппович дошел до самого важного момента операции. Борменталь подал ему придаток, который профессор выхватил из банки. Наконец операция была завершена. Борменталь пришивал кожу черепа на место. Филипп Филиппович позвонил Зине и велел ей приготовить свежее белье и ванну. Он был уверен, что пес не выживет. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый».

Из дневника доктора Борменталя

Доктор Борменталь описывает историю болезни пса Шарика. Он пишет, что над ним была произведена первая в мире операция: у Шарика удалили семенные придатки и гипофиз, а вместо них пересадили семенные придатки и гипофиз скончавшегося мужчины. С помощью этой операции профессор

хочет выяснить влияние гипофиза на омоложение организма. Собаке становится то лучше, то хуже, но вскоре она начинает идти на поправку. И тогда в состоянии здоровья на блюдаются странные изменения: выпадение волос на лбу и по бокам туловища, лай отдаленно напоминает стон, кости удлиняются. Пес отчетливо лает: «Абыр». Профессор расшифровал это слово, оно означает «рыба». Пес начал улыбаться и ходить на задних лапах. Потом Шарик обругал профессора Преображенского по матери. У него отвалился хвост, и он начал произносить другие слова: «пивная, еще парочку, извозчик, мест нету, вечерняя газета». Вскоре по Москве поплыли слухи. В утренней газете появилась удивительная заметка: «Слухи о марсианах в Обуховском переулке ни на чем не основаны. Они распущенны торговцами с Сухаревки и будут строго наказаны». В «Вечерней газете» появилась заметка о новорожденном ребенке, который играет на скрипке, а под ней фотография доктора Борменталя.

«Филипп Филиппович как истинный ученый признал свою ошибку - перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание. От этого его изумительное, потрясающее открытие не становится ничуть меньше». Профессор велел купить существу одежду. Лексикон Шарика обогащается постоянно. Вскоре он стал осознанно говорить. Так, когда профессор Преображенский приказал ему не кидать объедки на пол, Шарик ответил ему: «Отстань, гнида». Борменталь понял, что, будучи псом, Шарик слышал на улице разные слова и теперь воспроизводит их.

В Москве творилось что-то непостижимое. Нескольких су-харевских торговцев арестовали за распространение слухов. Начали говорить, что скоро земля налетит на небесную ось и будет конец света. Борменталь переселился в квартиру Преображенского. Когда он рассказал профессору о своих гипотезах, о возможности превратить это существо в «высокопсихологическую личность», Филипп Филиппович с ухмылкой ответил: «Вы думаете?» Он занялся изучением истории болезни человека, от которого пересадили гипофиз. Им оказался Клим Григорьевич Чугункин, трижды судимый. Он занимался кражами, играл в трактирах на балалайке, был алкоголиком. В конце концов собака совершенно превратилась в человека, который самостоятельно одевается, ест человеческую пищу, ведет разговор и курит.

Вечером Филипп Филиппович читал заметку, написанную Швондером. В ней говорилось, что Шарик является незаконнорожденным сыном профессора Преображенского: «Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». В соседней комнате бывший Шарик играл на балалайке и пел «Светит месяц». Преображенский попросил привести Шарика к нему.

«У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности... Пиджак, порванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской», на шее человека висел ядовитого цвета галстук, а на ногах были лакированные туфли, из которых выглядывали белые гетры». Преображенскому не нравилось, как был одет бывший Шарик, особенно раздражали его лаковые туфли. Он попросил Шарика не бросать окурки на пол, не разговаривать с Зиной, не ругаться в квартире, не плеваться. Шарик ответил, что его слишком притесняют, он же не просил делать над ним операцию, потребовал документы: без документов в Москве жить нельзя, его и так Швондер постоянно спрашивает, на каком основании он проживает у профессора. Оказалось, что домком «защищает интересы трудового народа», а значит, и Шарика. Он сказал, что теперь его будут звать Полиграф Полиграфович, он нашел это имя в календаре. А фамилию он согласен взять наследственную - Шариков.

Швондер потребовал у профессора расписку, подтверждающую, что Шариков действительно был зарожден в его квартире лабораторным способом. «Глупее ничего себе и представить нельзя», - заявил Преображенский, но написал расписку. Швондер сказал, что надо Шарикова поставить на военный учет в милиции, но тот заявил, что не собирается воевать, так как он болен, ведь ему пришлось перенести такую серьезную операцию. Профессор и доктор Борменталь многозначительно переглянулись. Швондер и Шариков вышли из кабинета профессора. Преображенский признался, что за эту неделю измучился больше, чем за последние 14 лет. Но тут в квартире раздались крики и грохот. Профессор и доктор побежали смотреть, в чем дело. Оказалось, что Шариков увидел на кухне кота и побежал за ним. Он загнал животное в ванную, и сам оказался там запертым. Коту удалось сбежать, но во время погони Шарикон сломал в ванной кран, и теперь вся квартира была полна воды. Шариков не мог выйти из ванной, потому что сломал замок. Пришлось звать швейцара Федора. Он починил кран, открыл дверь в ванную, и вся квартира оказалась затоплена. Федор сообщил Преображенскому, что Шариков разбил стекло в соседней квартире, потому что кидал камнями в ее хозяина. Профессор попросил обязательно докладывать о таких происшествиях.

Во время ужина Борменталь учил Шарикова, как надо вести себя за столом. Шариков слушал его мало, но постоянно наливал себе водки. Профессор спросил, что собирается Шариков делать вечером. Тот захотел идти в цирк. Преображенский напомнил ему, что он и так постоянно ходит в цирк, лучше бы хоть раз театр посетил. Но Шариков отказался. Профессор спросил, что он читает, и тот ответил: «переписку Энгельса с Каутским». Но из нее он ничего не понял, кроме того, что надо все взять и поделить. «А то у некоторых по семь комнат и сорок брюк, а другим приходится по помойкам лазить». «Вы стоите на самой низшей ступени развития», - воскликнул профессор. Он удивлялся, как такое неразвитое существо позволяет себе в присутствии двух образованных людей давать советы космического масштаба и космической глупости одновременно. Выяснив, что эту переписку дал Шарикову Швондер, Преображенский приказал Зине кинуть ее в печку. Потом он попросил Борменталя сводить Шарикова в цирк, только если там не будут показывать кошек. Когда они ушли, Преображенский прошел в свой кабинет, достал из шкафа банку с гипофизом собаки, долго рассматривал его, а потом проговорил: «Ей-богу, я, кажется, решусь».

Через шесть дней после происшествия с котом Шариков получил документы. Он заявил, что имеет право на 16 квадратных аршин в квартире Преображенского, поэтому ни за что не собирается съезжать отсюда. Профессор сказал, что, может, на квартиру у него и есть права, а вот кормить его никто не будет, если он не научится вести себя прилично. После этих слов Шариков целый день не причинял никому беспокойства. Но на следующий день Шариков стащил со стола деньги и напился в кабаке. Он притащил с собой в квартиру двух пьяных личностей, которых удалось прогнать только с милицией. Но после их ухода пропали шапка профессора и подаренная ему студентами трость с дарственной надписью.

Поздно ночью в кабинете профессора сидел доктор Борменталь. Борменталь благодарил профессора за то, что тот приютил его на своей кафедре, когда он был еще нищим студентом. Теперь Преображенский для него больше, чем учитель. Преображенский был очень растроган его словами, он просил прощения за то, что во время операций иногда повышает на доктора голос. Борменталь стал уговаривать профессора совершить обратную операцию, но Преображенский даже слушать не хотел, ведь может подняться скандал, и их могут засудить. А так как у них нет подходящей трудовой наследственности, то их обязательно посадят. Если профессора может спасти его мировая известность, то Борменталя все равно посадят, а Преображенский не может бросить его в беде, ведь он для него не только ученик, но, как выяснилось, и друг. Филипп Филиппович заговорил о том, что совершил самую большую в своей жизни ошибку. Он не мог понять, зачем он столько лет изучал придатки мозга. Неужели для того, «чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают»? Борменталь спросил, что было бы, если бы вместо мозга Клима они взяли мозг, например, Спинозы. Но Преображенский не видел смысла лабораторным путем выращивать гениев, если природа сама может об этом позаботиться: «Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!» Профессор вспомнил о том, что все свои опыты производил только для того, чтобы найти ключ к вечной молодости.

Борменталь ужаснулся тому, что может вырасти из Шарикова, если его как следует обработает Швондер. На это Преображенский ответил, что «Швондер и есть самый главный дурак», ведь он сейчас натравливает Шарикова на профессора, а что будет с самим Швондером, если Шарикова натравят на него? В это время в коридоре послышались какие-то шорохи, и вскоре на пороге кабинета показалась Дарья Петровна. Она была в одной ночной рубашке и тащила за собой упиравшегося Шарикова: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина - невинная девушка. Хорошо, что я проснулась». После этих слов Дарья Петровна покраснела и убежала. Борменталь подошел к Шарикову и хотел его ударить, но Преображенский помешал ему. Тогда доктор обещал наказать его завтра утром, когда тот протрезвеет.

Доктору Борменталю не удалось наказать Шарикова на следующий день, так как тот пропал из квартиры. Федор обыскал весь дом, а Борменталь даже в домкоме был, но нигде они не нашли Шарикова. Женщины обрадовались его исчезновению и надеялись, что он больше вообще не вернется. Через два дня Шариков приехал на грузовике. На нем была кожаная куртка и кожаные сапоги. Он сказал, что Швондер устроил его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вонь, исходившую от него, он объяснил так: «Вчера котов душили, душили». Борменталь подошел к нему, взял за глотку и заставил просить прошения у Зины и Дарьи Петровны за то, что посмел прийти к ним ночью. Потом он сказал, что если Шариков собирается жить в квартире профессора, то должен быть тише воды, ниже травы, не то будет иметь дело с ним. Два дня в квартире стояла тишина. Шариков уходил утром на работу, к обеду возвращался и обедал вместе с Преображенским и Борменталем. Через два дня Шариков привел смущенную молодую девушку. Он заявил, что собирается расписаться с ней, поэтому Борменталь должен убираться из приемной, в которой он до этого времени спал. Преображенский позвал девушку за собой в кабинет и там поговорил с ней. Она плакала: Шариков совсем запугал ее, рассказал ей, что был ранен в боях, а теперь он над ней главный. Она больше не может питаться в столовой солониной, она скоро отравится, а Шариков обещал ей каждый день ананасы, да еще колечко забрал у нее. Когда девушка вышла из кабинета, Шариков пригрозил уволить ее. Борменталь схватил его за лацканы и сказал, что лично каждый день будет проверять, не уволена ли она, и если окажется, что уволена, то он убьет Шарикова.

На следующий день Шариков уехал на службу, а к профессору пришел его старый пациент. Но он пришел не на прием, а принес профессору бумагу, написанную Шариковым. В ней говорилось, что Преображенский и Борменталь ведут контрреволюционные разговоры, угрожают убить председателя домкома Швондера и даже приказали прислуге Зине сжечь книгу Энгельса. Кроме того, Борменталь тайно, без прописки проживает в квартире Преображенского. Эта бумага попала к пациенту по долгу его службы, и он решил показать ее Филиппу Филипповичу, так как уважает его, а Шарикова считает подлецом. Он обещал уничтожить донос.

Вечером Шариков вернулся домой, и Преображенский позвал его в свой кабинет. Там он попросил его собрать вещи и убираться из его квартиры. Шариков стал угрожать ему и даже вытащил пистолет. Но Борменталь сумел справиться с ним. Скрутив, они положили Шарикова на операционный стол. После этого доктор повесил около входного звонка записку с просьбой не беспокоить профессора, потом закрыл черный вход, забрал ключ от двери и попросил Зину и Дарью Петровну никуда не выходить из квартиры некоторое время. Затем в квартире наступила тишина. Рассказывали, что в смотровой профессора весь вечер горел яркий свет. Зина говорила, что через некоторое время доктор Борменталь сжег в печке свою тетрадь, в которой вел записи по Шарикову.

Эпилог

Через десять дней после этого вечера в квартиру Преображенского пришли двое в милицейской форме: один в черном пальто, другой - Швондер. Человек в черном пальто сказал, что им необходимо произвести в квартире профессора обыск, и если понадобится, то арестовать Преображенского, Борменталя, Зину и Дарью Петровну. Оказалось, что их обвиняют в убийстве Шарикова. Преображенский ответил, что они не убивали никакого Шарикова, у него в квартире живет пес Шарик, но он совершенно живой, хоть и перенес тяжелую операцию. Милиционеры потребовали, чтобы пса немедленно предъявили. Борменталь привел Шарика, который то шел на задних лапах, то становился сразу на все четыре.

Человек в пальто посмотрел на существо и спросил, как же оно могло служить в очистке? Профессор ответил, что не он его туда назначал, а Швондер. Милиционер спросил, как же он раньше разговаривал? «Шарик и сейчас может говорить, но все меньше, - ответил профессор. - Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм». Шарик заговорил, отчего человек в черном пальто побледнел и упал в обморок.

Шарик окончательно превратился в пса. Иногда у него болела голова, но в тепле квартиры боли быстро прекращались. Он был счастлив оттого, что живет теперь в такой квартире. «Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».

«Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

Стилистические особенности

Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов...» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.