Cочинение «Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н

Поздно вечером накануне того дня, в который Карл Иваныч должен был навсегда уехать от нас, он стоял в своем ваточном халате и красной шапочке подле кровати и, нагнувшись над чемоданом, тщательно укладывал в него свои вещи.

Обращение с нами Карла Иваныча в последнее время было как-то особенно сухо: он как будто избегал всяких с нами сношений. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, он взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело. Я прилег на свою постель, но Карл Иваныч, прежде строго запрещавший делать это, ничего не сказал мне, и мысль, что он больше не будет ни бранить, ни останавливать нас, что ему нет теперь до нас никакого дела, живо припомнила мне предстоящую разлуку. Мне стало грустно, что он разлюбил нас, и хотелось выразить ему это чувство.

Позвольте, я помогу вам, Карл Иваныч, - сказал я, подходя к нему.

Карл Иваныч взглянул на меня и снова отвернулся, но в беглом взгляде, который он бросил на меня, я прочел не равнодушие, которым объяснял его холодность, но искреннюю, сосредоточенную печаль.

Бог все видит и все знает, и на все его святая воля, - сказал он, выпрямляясь во весь рост и тяжело вздыхая. - Да, Николенька, - продолжал он, заметив выражение непритворного участия, с которым я смотрел на него, - моя судьба быть несчастливым с самого моего детства и по гробовую доску. Мне всегда платили злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, - сказал он, указывая на небо. - Когда б вы знали мою историю и все, что я перенес в этой жизни!.. Я был сапожник, я был солдат, я был дезертир, я был фабрикант, я был учитель, и теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову, - заключил он и, закрыв глаза, опустился в свое кресло.

Заметив, что Карл Иваныч находился в том чувствительном расположении духа, в котором он, не обращая внимания на слушателей, высказывал для самого себя свои задушевные мысли, я, молча и не спуская глаз с его доброго лица, сел на кровать.

Вы не дитя, вы можете понимать. Я вам скажу свою историю и все, что я перенес в этой жизни. Когда-нибудь вы вспомните старого друга, который вас очень любил, дети!..

Карл Иваныч облокотился рукою о столик, стоявший подле него, понюхал табаку и, закатив глаза к небу, тем особенным, мерным горловым голосом, которым он обыкновенно диктовал нам, начал так свое повествование:

- Я был нешаслив ишо во чрева моей матрри. Das Ungl"uck verfolgte mich schon im Schosse meiner Mutter! - повторил он еще с большим чувством.

Так как Карл Иваныч не один раз, в одинаковом порядке, одних и тех же выражениях и с постоянно неизменяемыми интонациями, рассказывал мне впоследствии свою историю, я надеюсь передать ее почти слово в слово: разумеется, исключая неправильности языка, о которой читатель может судить по первой фразе. Была ли это действительно его история или произведение фантазии, родившееся во время его одинокой жизни в нашем доме, которому он и сам начал верить от частого повторения, или он только украсил фантастическими фактами действительные события своей жизни - не решил еще я до сих пор. С одной стороны, он с слишком живым чувством и методическою последовательностью, составляющими главные признаки правдоподобности, рассказывал свою историю, чтобы можно было не верить ей; с другой стороны, слишком много было поэтических красот в его истории; так что именно красоты эти вызывали сомнения.

«В жилах моих течет благородная кровь графов фон Зомерблат! In meinen Adern fliesst das edle Blut des Grafen von Sommerblat! Я родился шесть недель после сватьбы. Муж моей матери (я звал его папенька) был арендатор у графа Зомерблат. Он не мог позабыть стыда моей матери и не любил меня. У меня был маленький брат Johann и две сестры; но я был чужой в своем собственном семействе! Ich war ein Fremder in meiner eigenen Familie! Когда Johann делал глупости, папенька говорил: «С этим ребенком Карлом мне не будет минуты покоя!», меня бранили и наказывали. Когда сестры сердились между собой, папенька говорил: «Карл никогда не будет послушный мальчик!», меня бранили и наказывали. Одна моя добрая маменька любила и ласкала меня. Часто она говорила мне: «Карл! подите сюда, в мою комнату», и она потихоньку целовала меня. «Бедный, бедный Карл! - сказала она, - никто тебя не любит, но я ни на кого тебя не променяю. Об одном тебя просит твоя маменька, - говорила она мне, - учись хорошенько и будь всегда честным человеком, бог не оставит тебя! Trachte nur ein ehrlicher Deutscher zu werden - sagte sie - und der liebe Gott wird dich nicht verlassen!» И я старался. Когда мне минуло четырнадцать лет и я мог идти к причастию, моя маменька сказала моему папеньке: «Карл стал большой мальчик, Густав; что мы будем с ним делать?» И папенька сказал: «Я не знаю». Тогда маменька сказала: «Отдадим его в город к господину Шульц, пускай он будет сапожник!», и папенька сказал: «Хорошо», und mein Vater sagte «gut». Шесть лет и семь месяцев я жил в городе у сапожного мастера, и хозяин любил меня. Он сказал: «Карл хороший работник, и скоро он будет моим Geselle!» , но… человек предполагает, а бог располагает… в 1796 году была назначена Konskription , и все, кто мог служить, от восемнадцати до двадцать первого года, должны были собраться в город.

Папенька и брат Johann приехали в город, и мы вместе пошли бросить Los , кому быть Soldat и кому не быть Soldat. Johann вытащил дурной нумеро - он должен быть Soldat, я вытащил хороший нумеро - я не должен быть Soldat. И папенька сказал: «У меня был один сын, и с тем я должен расстаться! Ich hatte einen einzigen Sohn und von diesem muss ich mich trennen!»

Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает - необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе

мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», - думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Сочинение на тему: Образ Карла Ивановича в повести Л.Толстого «Детство»

Уже первая глава повести Л.Н.Толстого привлекла моё внимание. Мы привыкли к тому, что встречаемся с учителями только в школе. Если случайно мы сталкиваемся с ними на улице, то, конечно, здороваемся, но они все равно для нас остаются учителями.

А вот Карл Иванович, которому поручены учеба и воспитание Николеньки Иртеньева и его брата Володи, — домашний учитель, гувернер. Для меня это необычно и непривычно. Знаю, что бывают репетиторы, но это совсем другое: дополнительные занятия за отдельную плату. А вот так, чтобы жить в семье, отчасти заменять детям и няньку, и даже родителей – это совсем другое.

Карл Иванович – человек необычайной доброты. На него даже рассердиться невозможно: рассердишься, что не дал выспаться, точнее, понежиться в кровати – и тут же сам на себя досадуешь – как ты мог?

Как истинный немец, Карл Иванович умеет разделять личное и деловое. Как бы он ни любил вверенных его попечению детей, он зорко следит, чтобы те не были чересчур избалованными, следовали правилу «делу время – потехе час».

Он одинок, история его жизни ужасная и в чужих детях – весь смысл его теперешней жизни. Всю нерастраченную ласку и нежность он дарит им, и нежные детские сердца не могут горячо не откликаться на эти непосредственные проявления сердечных чувств.

Отрочество - повесть Льва Николаевича Толстого. В ней автор изображает московский период жизни главного героя Николеньки и его семьи.

Показано его постепенное взросление, осознание себя и окружающих, изменение отношений внутри семьи.

Отрочество является связующим произведением, между счастливым детством Николеньки, проведенном в родном имении, и будущей университетской юностью, полной разочарований и укоров самому себе.

Отрочество соединяет в себе эти две эпохи жизни, оставляя еще детские игры и проказы, но и уже наполняя время сомнениями.

Начало отрочества

Начало повести начинается утром, с подготовки к поездке в Москву, к бабушке. Собрав вещи, дети отправляются на двух экипажах. Их провожает отец, который должен последовать за ними через несколько дней, завершив свои дела в поместье.

После остановки в деревне, дети отправляются дальше, и в поле их настигает гроза. Под дождем, во время ремонта кареты, встречается нищий. Началом своего отрочества Николенька отмечает разговор с Катенькой, дочкой гувернантки Мимм. Когда девочка поделилась с ним своими страхами, что они не смогут жить вместе в Москве, из-за разного статуса и что ей с матерью придется уехать. Тогда главный герой впервые задумывается, о том, что кроме его семьи и привычной жизни существуют другие люди со своей, неизвестной, судьбой.

В Москве

Приехав в город, дети встречаются со своей бабушкой, на которой тяжело сказалась смерть дочери. В детях она видит лишь напоминание об их матери. Николенька начинает завидовать своему брату Володе из-за его старшинства, что приводит к ссорам. Когда он случайно застает обнимающимися Володю и горничную Машу, эта зависть лишь усиливается. Николенька и сам начинает испытывать к Маше интерес, ставя себя в мечтах на место брата.

Во время игры с порохом Николеньку и Володю застает Мими, и, вычитав их, докладывает об этом случае бабушке. Бабушка заставляет отца уволить Карла Ивановича, который «не следит» за детьми, и нанять нового гувернера.

История Карла Ивановича

Перед уходом Карл Иванович рассказывает Николеньке историю своей жизни. Родившись без отца, он с детства воспитывался отчимом, который недолюбливал молодого Карла Ивановича, обвиняя его во всех проказах своих родных детей. Когда началась война, Карл Иванович вызвался идти в армию вместо своего брата и участвовал в боях против Наполеоновских войск. Попав в плен, он, напоив охранников, бежал и устроился на канатную фабрику, где проработал полтора года.

Вернувшись домой через несколько лет, Карл Иванович встречается с родными. Но попадает под взгляд имперских шпионов и ему приходится бежать в Россию, где он и устраивается учителем в семье Николеньки .

Учеба

Николенька учится хуже старшего брата, который уже готовится поступать в университет. В день рождения сестры Любочки, он получает единицу по истории, но скрывает это от гувернера. Потом ломает отцовский ключ от портфеля с рабочими бумагами. Все свои просткпки скрывает.

Вечером, среди гостей, гувернер за это пытается вывести Николеньки, но мальчик устраивает драку, и его уводят в чулан, обещая высечь розгами. В чулане Николенька предается мечтаниям, о самоубийстве и горе всех своих близких; о том, как станет генералом, и будет замечен императором; о мести гувернеру.

Мысли о гувернере и обещанных розгах возвращают его обратно в чулан. Утром Николеньку отчитывают бабушка и отец. С мальчиком случается припадок и его больного относят в комнату. С этих пор в нем зреет ненависть к гувернеру, которого он постоянно сравнивает с любимым Карлом Ивановичем.

Университетская среда

Володя успешно поступает в университет, что вызывает радость во всей семье. Старший брат теперь представляется Николеньке взрослым, имеющим право носить мундир, курить табак и пить шампанское. Николенька сам начинает успешно учиться, готовясь к вступительным экзаменам на следующий год. После продолжительной болезни умирает бабушка. Все имение она оставляет Любочке.

Николенька начинает общаться с университетскими товарищами Володи. Ближе всего он сходится с Дмитрием Нехлюдовым, начала дружбы с которым знаменует и начало нового этапа в его жизни - юности.