Д н мамин сибиряк произведения. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк: произведения и биография

  • Авва. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Аверко. (Разбойники. Очерки I.). СС-1958, Том 9.
  • Автобиография. Воспоминания. СС-1958, Том 10.
  • Автобиографическая записка. СС-1958, Том 10.
  • Ак-Бозат. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Аленушкины сказки. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
Б
  • Баймаган. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Балабурда. Рассказ.
  • Башка. Из рассказов о погибших детях. Уральские рассказы, СС-1958, Том 1
  • Без названия. (1894) Роман
  • Белое золото.
  • Бородавка.
  • Богач и Еремка. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Бойцы. Очерки весеннего сплава по реке Чусовой. Уральские рассказы.
  • Болезнь Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Братья Гордеевы. Повесть. (1891) Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Бурный поток. (На улице.)
В
  • В болоте. Из записок охотника. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • В водовороте страстей. Роман (под псевд. Е.Томский)
  • В глуши. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • В горах. Очерк из уральской жизни. Рассказы и очерки 1881 -1884 гг.
  • В каменном колодце. Рассказ.
  • В камнях. Из путешествия по реке Чусовой. СС-1958, Том 1
  • В последний раз. Повесть. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • В ученье. Рассказ.
  • "В худых душах..." Рассказ, Уральские рассказы, СС-1958, Том 1
  • Ванькины именины. Аленушкины сказки.
  • Верный раб. Повесть. Уральские рассказы.
  • Вертел. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Волшебник. Рассказ.
  • Весенние грозы.
  • Вольный человек Яшка. Уральские рассказы.
  • "Все мы хлеб едим..." Из жизни на Урале. СС-1958, Том 1
  • Встреча.
Г
  • Главный барин. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Глупая Окся. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Говорок. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Горное гнездо. (1884) Роман, СС-1958, Том 1
  • Гроза. Из охотничьих рассказов. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
Д
  • Два завещания.
  • Дедушка Семен Степаныч. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Депеша. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Детские тени.
  • Дикое счастье. Роман. (1884, первоначальное название "Жилка").
  • Доброе старое время. Повесть. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Дорога. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Дорогие гости. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Друзья детства. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Дурной товарищ.
Е
  • Емеля-охотник. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
Ж
  • Жилка. (1884, первоначальное название романа "Дикое счастье").
З
  • Зверство. Летние этюды. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Зеленая война.
  • Зеленые горы. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Зимовье на Студеной. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Золото. Роман.
  • Золотопромыленники. Бытовая хроника в 4 действиях. СС-1958, Том 6.
  • Золотая лихорадка.
  • Золотая ночь. Из рассказов о золоте. Рассказы и очерки 1881 -1884 гг.
  • Золотуха. Очерки приисковой жизни. Уральские рассказы.
И
  • Из далекого прошлого. Воспоминания. СС-1958, Том 10.
  • Из уральской старины. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Избранные письма (59). СС-1958, Том 10.
  • Ийи. Святочная фантазия. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
  • Именинник.
  • Инфлуэнца. Монолог. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • История одного пильщика. Рассказ. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
К
  • Казнь Фортунки. Рассказ. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Кисейная барышня.
  • Клад. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Комбинация. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Конец первой части. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Книжка. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Книжка с картинками. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Кормилец (Из жизни на Уральских заводах)
  • Крестник. Этюд. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Крупичатая. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
Л
  • Лебедь Хантыгая. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Легенды (3). СС-1958, Том 10.
  • Лес. Психологический этюд. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Лесная сказка.
  • Лётные. Из рассказов о жизни сибирских беглых. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
М
  • М-ме Квист, Бликс и Ко. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Майя. Легенды. СС-1958, Том 10.
  • Максим Бенелявдов. (1883) Повесть.
  • Малиновые горы. Рассказ.
  • Meдведко.
  • Мизгирь. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Миллион.
  • Морок. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Мумма. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
Н
  • На перевале. Из осенних мотивов. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • На реке Чусовой
  • На пути. (Из рассказов старого охотника)
  • На рубеже Азии. Очерки из захолустного быта. СС-1958, Том 1
  • На "Шестом номере". Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • На шихане. Из записных книжек охотника. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
  • Ната. Из летних рассказов. Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Не у дел. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Не укажешь. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Новичок. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Ночевка. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Ночь. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
О
  • О книге. Из далекого прошлого. Воспоминания
  • Оборотень. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Общий любимец публики.
  • Озорник. Рассказ. Уральские рассказы.
  • Около нодьи.
  • Осип Иванович.
  • От Урала до Москвы.
  • Ответа не будет. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9.
  • Отрава. Очерк, Уральские рассказы, СС-1958, Том 3.
  • Отрезанный ломоть. Воспоминания. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
  • Охонины брови. Повесть

П
  • Падающие звезды.
  • Пан Копачинский. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Первые студенты. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Переводчица на приисках. Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Письма (избранные) (59). СС-1958, Том 10.
  • Пир горой. Повесть. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • По дешевой цене. Глава из романа. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • По новому пути.
  • Под домной.
  • Под землей.
  • Подснежник. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Поправка доктора Осокина. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
  • Попросту. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Пора спать. Аленушкины сказки.
  • Последние клейма. (Разбойники. Очерки III.). СС-1958, Том 9.
  • Последняя веточка. Из старообрядческих мотивов. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Постойко. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Приваловские миллионы. Роман в 5 частях.
  • Приемыш. Из рассказов старого охотника. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Приисковый мальчик. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. Аленушкины сказки.
  • Преступники.
  • Проводы. Из далекого прошлого. СС-1958, Том 10.
Р
  • Разбойник и преступник. (Разбойники. Очерки IV.). СС-1958, Том 9.
  • Разбойники. Очерки. СС-1958, Том 9.
  • Ранние всходы.
  • Рассказы и сказки для детей (10) . СС-1958, Том 10.
  • Родительская кровь. Очерк. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4.
С
  • С голоду.
  • Савка. (Разбойники. Очерки II.). СС-1958, Том 9.
  • Самородок. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Семейная радость. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Седьмая труба. Эскиз. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Серая шейка. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Сестры. Очерк из жизни Среднего Урала. СС-1958, Том 1
  • Сибирские орлы. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Сказка о том, как жила-была последняя Муха. Аленушкины сказки.
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Аленушкины сказки.
  • Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост. Аленушкины сказки.
  • Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Аленушкины сказки.
  • Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку. Аленушкины сказки.
  • Сказочка про Козявочку. Аленушкины сказки.
  • Сократ Иваныч. Глава из романа "Железный голод". Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Старатели. Рассказ.
  • Старики не запомнят. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Старый воробей. Рассказ. Рассказы и сказки для детей. СС-1958, Том 10.
  • Старый шайтан. Рассказ. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
Т
  • Таинственный незнакомец. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6.
  • Три конца. Уральская летопись.
У
  • Удивленный человек. Очерк. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5.
  • Умнее всех. Сказка. Аленушкины сказки.
  • Упрямый козел.
Х
  • Хищная птица. Рассказ. Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6.
  • Хлеб. Роман.
Ч
  • Черты из жизни Пепко. Роман

6 ноября (25 октября) 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) – великий русский прозаик и драматург.

Нет такого человека в России, кто не слышал бы имени Мамина-Сибиряка и не прочитал хотя бы одной его книги.

В послереволюционные годы это имя было покрыто таким толстым слоем «хрестоматийного глянца», что многие не знают ни настоящей судьбы знаменитого писателя, ни многих его произведений. Стоит произнести «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», как перед глазами встает известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, в каракулевой папахе.


Д.Н. Мамин-Сибиряк

По воспоминаниям друзей, писатель был среднего роста, но крепкого телосложения, обаятельный, с красивыми черными глазами, с неизменной трубкой. Несмотря на вспыльчивость, он отличался добротой и общительностью, слыл прекрасным рассказчиком, часто являлся душой компании. При этом не терпел несправедливости, был прямым, цельным человеком, не умел лгать и притворяться. Как всякого хорошего человека, «его любили старики, дети и не боялись животные». Колоритная фигура Мамина-Сибиряка была так заметна, что сам Илья Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины.

Однако личная судьба Мамина-Сибиряка складывалась трудно и несчастливо. Благополучными можно назвать только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Не лёгок был и творческий путь знаменитого писателя. В конце жизни он писал издателям, что его сочинений «наберется на 100 томов, а издано только 36». Не было литературного успеха, которого он заслуживал, а семейная драма русского прозаика и вовсе напоминает собой сюжет мексиканского сериала…

Детство и юность

Дмитрий Наркисович Мамин родился в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежавший Демидовым), в 40 километрах от Нижнего Тагила, что на границе Европы и Азии. Отец будущего писателя - потомственный священник. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая («без работы я не видел ни отца, ни матери»), читающая. В семье была большая библиотека: выписывали из Петербурга журналы, книги. Мать любила читать детям вслух. Любимой книгой Дмитрия в детстве была «Детские годы Багрова-внука» (Аксаков).

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». Сохранились сотни удивительных писем Дмитрия Наркисовича к родителям, где он пишет «Мама» и «Папа» всегда с большой буквы. Но пришла пора учиться всерьез, а денег на гимназию у небогатого священника Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата Николая увезли в Екатеринбургское духовное училище (бурсу), где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Мити. Он считал годы в бурсе потерянными и даже вредными: «...училище не дало ничего моему уму, не прочитал ни одной книги... и не приобрел никаких знаний». (Позже это же училище заканчивал и Павел Петрович Бажов).

После духовного училища сыну священника был прямой путь в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Но ему было «тесно» в семинарии, и курса будущий писатель не окончил. В 1872 году Мамин поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учиться ему было крайне трудно, отец не мог посылать денег. Студент часто голодал, был плохо одет. Дмитрий зарабатывал себе на хлеб тем, что писал в газеты. А тут еще и тяжелая болезнь - туберкулез. Пришлось бросить учебу и вернуться домой на Урал (1878 год), но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья. Скоро умирает отец. Все заботы о семье берет на себя Дмитрий.

Певец Урала

Дмитрию Наркисовичу пришлось очень много работать, давать уроки: «Я три года по 12 часов в день бродил по частным урокам». Он писал статьи, занимался самообразованием. Переехал в Екатеринбург. Писал книги. Писатель исходил много дорог по Уралу, сплавлялся по уральским рекам, познакомился со многими интересными людьми, изучал архивы, занимался археологическими раскопками. Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно» - это было его любимое выражение.

Свои первые журналистские работы будущий «классик» подписывал Д. Сибиряк. В те времена всё, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым-Уральцем.

Признание пришло к писателю далеко не сразу. 9 лет он посылал в разные редакции свои произведения и всегда получал отказ. Лишь в 1881-1882 годах в московской газете «Русские ведомости» была напечатана серия очерков Д. Сибиряка «от Урала до Москвы». Талантливого провинциала заметили не издатели, а журналисты-радикалы. В петербургском подцензурном журнале «Дело» вышел ряд его очерков об Уральской земле, а впоследствии печатался и наиболее известный роман «Приваловские миллионы». Впрочем, для серьёзного писателя печататься в «Деле» 80-ых годов не представляло большой чести: журнал доживал свои последние дни и брал любой материал, допущенный цензурой (вплоть до бульварных романов). Произведения Мамина-Сибиряка заслуживали большего. Однако эта публикация позволила талантливому писателю наконец «достучаться» до столичных издательств и стать известным не только на Урале, но и в европейской части великой страны.

Мамин-Сибиряк открыл миру Урал со всеми его богатствами и историей. О его романах нужно вести отдельный и серьезный разговор, который не впишется в рамки данного очерка. Романы потребовали от Мамина-Сибиряка огромного труда. Помощников и секретарей у писателя не было: приходилось много раз самому переписывать и редактировать рукописи, делать вставки, выполнять техническую обработку текстов. Мамин-Сибиряк отличался огромной работоспособностью как писатель и был талантлив во многих литературных жанрах: романах, повестях, рассказах, сказках, легендах, очерках. Жемчужины его творчества – «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», «Три конца» – внесли огромный вклад в развитие русской литературы и русского литературного языка.

О языке этих произведений Чехов писал: «У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».

Жизнь на переломе

Дмитрий Наркисович приближался к своему сорокалетию. Пришло сравнительное благополучие. Гонорары от издания романов дали ему возможность купить дом в центре Екатеринбурга для матери и сестры. Он женился гражданским браком на Марии Алексеевой, которая оставила ради него мужа и троих детей. Она была старше его, известная общественная деятельница, помощница в писательской работе.

Казалось бы, есть всё, чтобы жить спокойной, счастливой жизнью, но у Дмитрия Наркисовича начался кризис «среднего возраста», за которым последовал полный духовный разлад. Его творчество не замечала столичная критика. Для читающей публики он по-прежнему оставался мало кому известным «талантливым провинциалом». Самобытность творчества уральского «самородка» не находила должного понимания у читателей. В 1889 году Мамин-Сибиряк пишет в одном из писем другу:

«... Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок».

Мучило недовольство собой. Не очень удачной была женитьба. Не было детей. Казалось, жизнь кончается. Дмитрий Наркисович начал пить.

Но к новому театральному сезону 1890 года из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Гейнрих (по мужу и сцене - Абрамова). Они не могли не познакомиться: Мария привезла Мамину-Сибиряку подарок от Короленко (его портрет). Они полюбили друг друга. Ей 25 лет, ему почти 40. Всё складывалось не просто. Писателя мучил долг перед женой. Муж не давал Марии развода. Семья Мамина-Сибиряка и друзья были против этого союза. В городе пошли сплетни, пересуды. Актрисе не давали работать, не было жизни и писателю. Влюбленным ничего не оставалось, как бежать в Петербург.

20 марта 1892 года Мария родила дочку, но сама умерла на следующий день после тяжёлых родов. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой. От пережитого потрясения он плакал по ночам, ходил молиться в Исаакиевский собор, пытался залить горе водкой. Из писем к сестре: «У меня одна мысль о Марусе...Хожу гулять, чтобы громко разговаривать с Марусей». Из письма к матери: «... счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок... Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена - все мое счастье».

«Алёнушкины сказки»

Елена-Аленушка родилась больным ребенком (детский церебральный паралич). Врачи говорили - «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница - «тётя Оля» (Ольга Францевна Гувале позже стала женой Мамина-Сибиряка) вытащили Алёнушку с того света. Пока Алёнушка была маленькой, отец днями и ночами сидел у её кроватки. Недаром её называли «отецкой дочерью». Можно сказать, что Мамин-Сибиряк совершил подвиг отцовства. Скорее он совершил три подвига: нашел в себе силы выжить, не дал пропасть ребенку и снова начал писать.

Отец рассказывал девочке сказки. Сначала он рассказывал те, что знал, потом, когда они закончились, начал сочинять свои. По совету друзей Мамин-Сибиряк стал их записывать и собирать. Алёнушка, как и все дети, обладала хорошей памятью, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться.

В 1896 году «Алёнушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: «...Издание очень милое. Это моя любимая книга - её писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». Эти слова оказались пророческими. Его «Алёнушкины сказки» ежегодно переиздаются, переводятся на разные языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, умением писателя занимательно преподнести ребёнку важные нравственные понятия, особенно чувство доброты. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников назывался «Мамин слог». Куприн писал о них: «Эти сказки - стихотворения в прозе, художественнее тургеневских».

Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье - писать для детей».


Мамин-Сибиряк с дочерью

Надо только представить, в каком душевном состоянии он писал эти сказки! Дело в том, что у Дмитрия Наркисовича не было никаких прав на своего ребёнка. Алёнушка считалась «незаконнорожденной дочерью мещанки Абрамовой», а первый муж Марии Морицевны из мести не давал разрешения на её удочерение. Мамин-Сибиряк доходил до отчаяния, собирался даже убить Абрамова. Только через десять лет, благодаря усилиям жены писателя - Ольги Францевны - разрешение было получено.

«Счастье писать для детей»

Мамин-Сибиряк задолго до «Алёнушкиных сказок» знал это счастье. Ещё в Екатеринбурге был написан первый рассказ-очерк для детей «Покорение Сибири» (а всего детских произведений у него около 150!). Писатель посылал свои рассказы в столичные журналы «Детское чтение», «Родник» и другие.

Все знают сказку «Серая шейка». Она вместе с «Алёнушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей» (в серии «Библиотека мировой литературы для детей»). Когда сказка была написана, у неё был грустный конец, но позже Мамин-Сибиряк дописал главу о спасении Серой шейки. Сказку много раз издавали - и отдельно, и в сборниках. Много сказок до последних лет не были опубликованы. Теперь они возвращаются к читателям. Сейчас мы можем прочитать «Признание старого петербургского кота Васьки», написанное ещё в 1903 году, и другие.

С раннего детства известны всем рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из этих рассказов были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студёной» был удостоен в Золотой медали Санкт-Петербургского комитета грамотности (1892).

Легенды в творчестве Maмина-Сибиряка

У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к созданным коренным населением Урала и Зауралья: башкирами, татарами. Раньше часть коренного населения называлась кыргызами (они упоминаются в легендах Мамина-Сибиряка). В 1889 году он писал в общество Российской словесности: «Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества», просил дать ему на это разрешение. Разрешение - «Открытый лист» - было выдано Мамину-Сибиряку.

Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898 году, которая позже не переиздавалась. Часть легенд входила в собрания сочинений Мамина-Сибиряка, самая известная из которых «Ак-Бозат» . В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда «Майя» явно автобиографична, в ней ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, очень любившего жену, да и созвучие имен - Майя, Мария. Это личная песнь о горькой любви, о тоске по умершей любимой.

Святочные рассказы и сказки Мамина-Сибиряка

Сын священника, человек верующий, Мамин-Сибиряк писал и для взрослых, и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 года их, естественно, не печатали. Во времена борьбы с религией эти произведения невозможно было увязать с именем писателя-демократа. Теперь они стали публиковаться. В святочных рассказах и сказках Мамин-Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом.

Последний период жизни

Последние годы писателя были особенно трудными. Он много болел сам и очень переживал за судьбу дочери. Похоронил самых близких друзей: Чехова, Глеба Успенского, Станюковича, Гарина-Михайловского. Его почти перестали печатать. 21 марта (роковой день для Мамина-Сибиряка) 1910 года умирает его мать. Это была для него огромная потеря. В 1911 году писателя разбил паралич.

Незадолго до смерти он писал другу: «...Вот и конец скоро… Жалеть мне в литературе нечего она всегда для меня была мачехой... Ну, и черт с ней, тем более, что меня лично она переплетена была с горькой нуждой, о какой не говорят даже самым близким друзьям».

Приближался юбилей писателя: 60 лет со дня рождения и 40 лет литературной работы. О нём вспомнили, пришли поздравить. А Мамин-Сибиряк был в таком состоянии, что уже ничего не слышал. В свои 60 лет он казался дряхлым стариком с потухшими глазами. Юбилей был похож на панихиду. Говорили хорошие слова: «гордость русской литературы», «художник слова»... Подарили роскошный альбом с поздравлениями и пожеланиями. В этом альбоме были слова и о его работах для детей: «Вы открыли свою душу нашим детям. Вы поняли и полюбили их, а они поняли и полюбили Вас...»

Но «признание» пришло слишком поздно: Дмитрии Наркисович умер через шесть дней (ноябрь 1912 года). После его смерти ещё шли и шли телеграммы с поздравлениями к юбилею. В столичной печати не заметили ухода Мамина-Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья и почитатели его таланта собрались на траурный вечер. Похоронили Мамина-Сибиряка рядом с женой на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Судьба Алёнушки

Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными. В своём завещании Елена Мамина написала, чтобы дом её отца после смерти последнего владельца стал музеем, «который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен».

Её завещание было исполнено: в центре Екатеринбурга есть замечательный Литературный квартал, куда входит сохранившийся Дом Мамина-Сибиряка (ул.Пушкинская, 27) со всей обстановкой тех лет, книгами, фотографиями, рисунками и рукописями писателя.

Алёнушка умерла в 22 года от скоротечной чахотки осенью 1914 года, когда шла Первая мировая война. Погибли все её архивы, стихи, рисунки, часть работ отца. Похоронили Алёнушку рядом с родителями. Через год всем троим был установлен памятник. На нём высечены слова Мамина-Сибиряка: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

Елена Широкова

по материалам статьи: Капитонова, Н. А. Мамин-Сибиряк Д. Н. // Литературное краеведение: Челябинская область / Н.А. Капитонова. - Челябинск: АБРИС, 2008. - С. 18-29.

В последнее время сайт сайт всё чаще отзываается на один и тот же поисковый запрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»

Частота и пугающая регулярность этого запроса сперва удивила нас, затем - озадачила: «Неужели лишь эта глобальная проблема сегодня волнует молодое поколение всего постсоветского пространства?» - подумалось нам.

Оказалось, что этот неразрешимый вопрос мучает лишь жертв нынешней системы среднего образования – школьников и студентов, которым вместо чтения русской литературы сегодня предлагаются готовые ответы на простые вопросы, как в избирательном бюллетене («да», «да», «нет», «да» - нужное зачеркнуть!). Несовершенство ЕГЭ усугубляется абсолютной уверенностью учащихся в том, что во «всемирной паутине» легко можно найти решение всех неразрешимых задач, какие когда-либо ставило перед собой человечество.

Мы не будем разбивать в пух и прах эту завидную уверенность, ибо надежда умирает последней. Мы ответим на этот вопрос, не используя «слишком много буков», дабы ответ смог «асилить» каждый представитель «поколения пепси», т.е. - в духе теста ЕГЭ.

Вопрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
Варианты ответов:

  1. Он полюбил женщину из соседского гарема;
  2. Он воспылал страстью к кобыле по кличке Ак-Бозат (диагноз - зоофилия);
  3. Жена плохо вела хозяйство, не прибиралась в кибитке и не умела доить кобылиц, а целыми днями сидела «вконтакте.ру».

Теперь попробуйте, дорогие мои, принципиально ничего не читающие пользователи, ткнуть пальцем в небо и выбрать правильный ответ. Сделать это мы бы рекомендовали и чиновникам от образования, которые сочиняют подобные тесты по русской литературе. Их единственная цель – превратить российских школьников в тупых, послушных баранов, способных без лишних размышлений и утомительного чтения выбрать уже предложенные кем-то варианты ответов.

Всем остальным учащимся мы посоветуем обратиться к первоисточнику и прочесть весьма достойный (не путать со словом «отстойный»!) литературный текст сказки русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Чтение «Ак-Бозат» займет не более 10-15 минут, что в любом случае меньше времени, затраченного на поиск готового ответа в интернете.

Итак,

«Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
(мнение авторов сайта, знакомых с текстом «Ак-Бозат»)

Герой сказки Бухарбай, в прошлом очень состоятельный человек, по собственной вине потерял (прогулял, пропил, прокутил) всё свое состояние. Единственное, что он сумел сохранить – породистого жеребёнка по кличке Ак-Бозат (Звезда). Много лет Бухарбай растил жеребёнка, и кобыла Ак-Бозат стала главным делом его жизни: одновременно и памятью об отце и матери, и надеждой на собственное лучшее будущее, объектом самореализации.

Упорный труд приносит свои плоды: на Бухарбая обращает внимание дочь богатого человека, которая нравится и самому Бухарбаю. Однако в качестве калыма за дочь ее отец просит Ак-Бозат! Казалось бы, кобыла - вполне допустимая оплата семейного счастья с любящей женой.

Однако лошадь была похищена! И происходит это как раз в тот момент, когда Бухарбай «изменил» своему предназначению – согласился обменять Ак-Бозат на семейное счастье, домашний очаг и материальное благополучие. В результате жизнь без Ак-Бозат, без мечты, которой он один раз изменил и потерял навсегда - оказалась для него невыносимой. Поэтому герой покидает жену (!) и устремляется в путь к своей путеводной звезде - Ак-Бозат, обладание которой, как он понимает, и составляло истинный смысл его жизни.

Весь детский цикл произведений Мамина-Сибиряка, в том числе «Аленушкины сказки», многими критиками конца XIX и начала XX века обычно связывался с рождением дочери писателя (март 1892 г.). На самом деле Мамин-Сибиряк обратился к жанру детской литературы задолго до появления дочери.

Так, 4 ноября 1881 года молодой Мамин сообщал матери: «На днях кончил небольшую статейку «Покорение Сибири», которая будет печататься в «Иллюстрированном журнале для детей» с января. Там же приняты два моих маленьких рассказа «Мосье Бульон» и «Нет худа без добра» (Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина).

«Емеля-охотник», один из лучших классических детских рассказов, написан в 1884 году. Рассказ «Свисток» переделанный позже автором в рассказ для детей под названием «Кормилец», написан в 1885 году. В том же году создан рассказ «Зимовье на Студеной» и послан Маминым на соискание премии С.-Петербургского Фребелевского педагогического общества. (Рассказ опубликован лишь в январе 1892 года, то есть за два с лишним месяца до рождения дочери писателя.)

В конце 80-х и в начале 90-х годов Мамин-Сибиряк уже систематически печатался в журналах «Детское чтение», «Всходы», «Детский отдых», «Родник», «Мир божий», позднее в «Юной России», «Современном мире» и других прогрессивных журналах. Во главе этих органов стояли передовые люди своего времени, педагоги, писатели, общественные деятели. Каждый из них был рад привлечь к сотрудничеству в свой журнал молодого талантливого уральского писателя. Так, известно, что во время второго приезда Мамина-Сибиряка в Петербург, в начале 90-х годов, редактор журнала «Мир божий» В. П. Острогорский предложил ему постоянное сотрудничество в своем журнале. Мамин-Сибиряк согласился, передал Острогорскому свой рассказ «Зимовье на Студеной» и с тех пор много лет подряд печатал в «Мире божьем» свои произведения для детей.

Для понимания той среды, в которой формировался будущий детский писатель, достаточно сослаться на его «Автобиографическую записку». Вспоминая о своих детских годах, Мамин писал: «Для себя большие читали «Современник» и Добролюбова, и Д. Н. еще детским ухом прислушивался в далеком, медвежьем углу к отзвукам и отголоскам великого движения конца 50-х и начала 60-х годов. Вообще вся обстановка жизни скромной поповской семьи носила не совсем заурядный характер и дала уму и характеру Д. Н. ту закалку, которая дается только у своего очага любящими руками». Это была атмосфера труда, поисков благородных идеалов, интеллектуальных интересов.

Большое влияние на педагогические воззрения Мамина-Сибиряка оказал выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, передовые взгляды которого были близки Мамину.

Свои произведения для детей Мамин создавал легко и быстро, утверждают современники писателя. Так, Д. И. Тихомиров, редактор «Детского чтения», журнала, о котором, по словам Н. К. Крупской, очень тепло отзывался В. И Ленин, в своих воспоминаниях писал: «Детские рассказы выливались у Мамина - сразу, писались легко, прямо «набело» и без всякой помарки» (Д. И. Тихомиров «Из жизни Д. Н. Мамина-Сибиряка». Сб. «Воспоминания о Д. Н. Мамине-Сибиряке» составила З. А. Ерошкина, Свердлгиз, 1936, стр. 162).

Все произведения, написанные Маминым для детей, отличаются глубоким идейным и социальным содержанием, тонко и умно обличает в них писатель капиталистический строй. Его детские рассказы и сказки прославляют труд, они глубоко гуманны, они протестуют против всех форм угнетения человека, вызывают сочувствие к униженным и обездоленным.

Получив для печати новый рассказ Мамина, «Кара-Ханым», проникнутый любовью к малым народностям и действенным желанием помочь им, Д. И. Тихомиров 12 марта 1896 года восторженно писал Мамину: «…Убил ты нас всех, до слез тронул, без преувеличения… И Нилыч был поражен и восхищен от души, и не скрывал этого, и велел тебе написать горячий привет. Дорогой мой, - ты взял новую ноту, новую тему, - ты другим указываешь пути. Твой глубоко содержательный рассказ покажет всем, что с детьми при уме и таланте можно говорить и с великим успехом, - и о серьезных материях. Давно этого ждет детская литература! И кому же и начать было, как не тебе! Приветствую от всей души! Пиши, пиши! пиши!» (Письмо не опубликовано. Хранится в Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина).

Мамин-Сибиряк придавал огромное значение детской книге: «Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, потому что она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определенному руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодарную почву семян» («Из далекого прошлого», рассказ «Книжка с картинками»).

Будучи уже известным писателем, автором многих романов и повестей, Мамин-Сибиряк в 1894 году писал А. А. Давыдовой, издательнице журнала «Мир божий»: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье писать для детей и чувствовать напряженное внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово и дарить автора своими чистыми детскими улыбками…» (Текст, письма приводится по статье Вл. Кранихфельда, опубликованной в ж. «Современный мир» № 11, 1912 г., взятой, по его словам, из архива М. К. Иорданской.)

Рассказы Мамина для детей с интересом читаются взрослыми и выдержали «испытание временем». Из года в год переиздаются детские рассказы и по настоящий день.

Рассказы для детей переводились на иностранные языки, издавались в Париже, Польше, Болгарии, Чехословакии. Вот что писала, например, на ломаном русском языке в 1906 году переводчица маминских сказок чешский педагог А. А. Теска: «Я хотела бы прислать Вам всю радость и восторг, которые Вы возбудили своей книгой у наших чешских детей; я читала ее в классе народной школы и очень жалею, что Вы не могли увидеть в это время пылающие глазки всех, которые слушали, притаив дыхание, и что не слышали всеобщий длинный вздох после чтения, провожаемый восклицанием: «Как хорошо!» Но не одним детям Вы радость доставили своим произведением: все мы, большие, жалче детей: всю душу занесла пыль забот да разочарований жизнью и всего, что в ней так гадко, - и вот от Ваших рассказов пахнуло таким свежим воздухом, что хоть на времечко короткое, а все же пыль разлетелась и яркие краски на душе заиграли. Спасибо Вам тысячу раз!..» (Рукописный отдел Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина.)

Мамин-Сибиряк не был педагогом ни по образованию, ни по профессии, но все его произведения, написанные для детей, педагогичны в подлинном смысле слова. Без всякой нарочитой тенденции он воспитывает в детях благородные чувства, жажду знаний, любовь к родному краю, природе, животным.

5 сентября 1891 года он пишет матери: «…Избалованные дети - несчастье на всю жизнь и для себя, и для родителей, и для общества. Нужно воспитывать рядового солдата, а остальное пусть сам получает…» (Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина).

К этому вопросу писатель вновь вернулся в 1894 году, когда писал матери: «Мы раз разговорились с Чеховым на эту тему. У него нет ни жены, ни детей, и разговор имел чисто теоретическое значение. Чехов заявил категорически, что, если бы у него были дети, он не оставил бы им буквально ни гроша, потому что не желает их губить. Это глубоко верно, а я прибавлю к этому, что нужно оставить детям столько, сколько необходимо для скромного существования, и не больше того» (письмо от 3 марта 1894 г.). Характерно, что Мамин имеет в виду сынков богачей, «придавленных родительскими капиталами». Это была уже определенная система взглядов, принципиальная точка зрения на вопросы воспитания молодого поколения, и Мамин был ее последовательным проводником и защитником.

Именно для воспитания в детях чувства любви к родине писатель задумал цикл исторических познавательных произведений, над которыми работал несколько лет. В письме от 13 августа 1895 года Мамин сообщал матери: «Хочу написать русскую историю для детей в форме путешествия. Сначала напишу новгородскую историю, потом киевский период, потом татарщину, собирание Москвы и закончу Петром. Работа большая, займет несколько лет…».

Из переписки писателя, в частности с Д. И. Тихомировым, видно, что в августе 1901 года Мамин специально ездил «по Великому пути», по Ладожскому озеру, на Волхов, чтобы накопить фактический материал, воскресить историческую обстановку. «Это мне необходимо для истории, для детей», - писал Мамин.

К этому труду Мамин готовился много лет, но осуществить его полностью ему не удалось. Лишь с 1904 года стали появляться первые его исторические очерки: «Сударь Пантелей - Свет Иванович», «Славен город Великий Новгород» и др.

Велико было чувство ответственности писателя перед многомиллионной аудиторией детворы и юношества, для которой он творил. Считая своих юных читателей «самой строгой публикой», Мамин тщательно обрабатывал свои детские произведения, внося в каждое новое издание поправки и изменения.

«В посту выйдет первый том моих детских рассказов, - писал он матери 12 февраля 1895 года. - Как мне кажется, эти маленькие безделки доставят мне больше популярности, чем все написанное раньше для большой публики».

Мамину-Сибиряку не очень «повезло» с критикой его творчества для взрослых, зато он был единодушно признан как дореволюционной, так и советской печатью непревзойденным мастером детского рассказа и сказки, добрым и умным другом детей, мастером тонкого психологического портрета, характеристики.

ЕМЕЛЯ-ОХОТНИК

Рассказ

Первоначальное название рассказа - «Бегун». Впервые опубликован в 1884 году в серии «Рассказы для детей младшего возраста», изд. Фребелевского педагогического общества, СПб. Рассказ был награжден премией этого общества. Выходил много раз отдельными изданиями и в сборниках детских рассказов.

Критика единодушно отмечала гуманизм рассказа и прелесть образа Емели.

Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк, сб. «Рассказы и сказки», т. 1, 1910, изд. журнала «Юная Россия», серия «Библиотека для семьи и школы». В этом издании был снят подзаголовок «Повесть для детей».

ЗИМОВЬЕ НА СТУДЕНОЙ

Рассказ

Впервые напечатан в журнале «Мир божий», 1892, № 1. 20 апреля того же года Мамин сообщал матери, что рассказ удостоен золотой медали С.-Петербургского комитета грамотности.

В «Зимовье на Студеной» опоэтизирован труд одинокого рыбака-охотника, обманутого купцами и заброшенного на далекое, оторванное от людей зимовье. Проникновенно рассказывает писатель о действенной любви русского человека к родной природе, к домашним животным, птицам.

Уральский журналист В. П. Чекин писал: «Зимовье на Студеной» - одно из тех немногих, искренне, лучшим «соком» авторских «нервов» написанных произведений нашей небогатой художественно-бытовой литературы, которые, раз прочитанные, никогда потом не забываются. От этого рассказа веет трогательно-претворенной правдой… Огни светлого, гуманного, истинно человеческого вспыхивают во всех этих рассказах под грубой, неприглядной внешней оболочкой большинства героев Мамина» (сб. «Урал», Екатеринбург, 1913, стр. 35 - 36).

С 1892 года рассказ перепечатывался много раз. Печатается по тексту: сб. «Зарницы», 1909, издание журнала «Юная Россия», серия «Библиотека для семьи и школы».

Стр. 52. Самоеды - старое русское название ненцев и других народностей Севера. Это слово происходит от «самэ-еднэ» (земля саамов).

Вогулы - ныне манси - народность, проживающая в Тюменской и отчасти Свердловской областях.

ПОСТОЙКО

Рассказ

Впервые напечатан в журнале «Детское чтение», 1893, № 3, затем выходил неоднократно. Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк, сб. «Рассказы и сказки», т. 1, 1910, издание журнала «Юная Россия».

ПРИЕМЫШ

Из рассказов старого охотника

СЕРАЯ ШЕЙКА

Рассказ

Впервые опубликован под названием «Серушка» в журнале «Детское чтение», 1893, № 12. Затем выходил много раз. Между текстами имелись расхождения: в журнальной публикации «Серая Шейка» именовалась «Серушкой». В последующих изданиях она всюду называется «Серой Шейкой». Подготавливая к печати отдельное издание рассказа, Мамин изменил название рассказа, изменил его концовку, сочтя ее слишком мрачной для детей, и ввел для этого новую главу, в которой рассказывается о спасении Серой Шейки.

Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк, сб. «Рассказы и сказки», т. 1, 1910, издание журнала «Юная Россия».

АК-БОЗАТ

Рассказ

Впервые напечатан в журнале «Детское чтение», 1895, №№ 1 и 2.

Еще в ноябре 1894 года Д. И. Тихомиров, редактор журнала «Детское чтение», восторженно писал о «чистом сердце» Мамина, о «чистых сценах любви» в рассказе «Ак-Бозат». Из переписки с ним Мамина видно, как оба они были заинтересованы в том, чтобы сделать рассказ более доходчивым, ярче его проиллюстрировать.

Отдавая себе отчет в социальной заостренности рассказа, Тихомиров, готовя отдельное издание рассказа (1907 г.), советуется с Маминым: «Публикации теперь давать не стоит - время глухое». Видимо, тоже опасаясь вмешательства цензуры, Мамин-Сибиряк внес существенные поправки в текст рассказа при очередной публикации его. Так, он исключил фразу: «У богатых людей жадность растет вместе с богатством и готова проглотить собственную тень»; изменил характеристику кулака Цацгая. В прежней редакции было: «Цацгай был скуп как все богатые люди (курсив мой - А. Н.) и как все богатые люди давал своим пастухам столько, сколько было нужно, чтобы не умереть с голоду». В новой редакции было снято обобщение и осталось: «Цацгай был скуп и давал своим пастухам столько, сколько было нужно, чтобы не умереть с голоду».

Рассказ был встречен положительными отзывами критики.

При жизни писателя рассказ переиздавался много раз. Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Ак-Бозат», 1910.

В ГЛУШИ

Рассказ был тепло отмечен печатью. В журнале «Мир божий» (№ 4, 1898) была опубликована рецензия, метко характеризующая особенности рассказа. «Господин Мамин, - писалось там, - изображает неподражаемо своих уральских героев, оставаясь всегда объективным, ни мало не стараясь их приукрасить или превознести, что, по нашему мнению, составляет одну из самых ценных сторон его выдающегося художественного таланта. Благодаря именно этой особенности его рассказы производят впечатление необыкновенной свежести и цельности, чего-то здорового и живительного, как природа Урала, которую он умеет изображать, как никто».

Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк, «В глуши», издание журнала «Юная Россия», серия «Дешевая библиотека для семьи и школы», 1909.

Стр. 99. Ясачить - облагать податями. Здесь - добыча охотника.

ВЕРТЕЛ

Рассказ

Впервые напечатан в журнале «Всходы» (иллюстрированный журнал для детей школьного возраста, 1897, № 19). Затем печатался много раз в сборниках и отдельными изданиями.

Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Рассказы и очерки», сборник «По Уралу», 1900, серия «Библиотека детского чтения».

СТАРЫЙ ВОРОБЕЙ

Рассказ

Впервые напечатан в журнале «Детское чтение», № 4, 1894; отдельной книжкой вышел в 1899 году («Издатель», СПб), затем выходил много раз при жизни автора как в сборниках, так и отдельными изданиями.

Написан рассказ, видимо, в 1892 году. В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится рукопись рассказа, на которой имеется собственноручная надпись Дмитрия Наркисовича: «15 марта Маруся (М. М. Абрамова, жена писателя, умершая 22 марта того же года.) переписывала этот рассказ».

Печатается по тексту: Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Рассказы и сказки», т. 1, 1910, издание журнала «Юная Россия». В тексте устранены погрешности по рукописи 1892 года.

БОГАЧ И ЕРЕМКА

Печатается по тексту издания 1904 года.

, ) и ряда других известных сказок, в том числе всеми любымой .

Сказки Мамин-Сибиряк

Cказки

Алёнушкины сказки

Биография Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 - 1912) - известный русский писатель, беллетрист-этнограф, прозаик, драматург и сказочник.

Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 6 ноября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. «Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом», — вспоминал Дмитрий Наркисович.

С 1860 по 1864 год Мамин-Сибиряк учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Мамин-Сибиряк домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.

Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (1868-1872).
К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки.

Весной 1871 г. Мамин перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете.

Начал печататься в 1875.
Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и жизнью края замечаются и в этом произведении.
В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг.

В 1876 г. Мамин-Сибиряк перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин-Сибиряк не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.

Оказавшись в родных местах, Мамин-Сибиряк собирает материал для нового романа из уральской жизни. Поездки по Уралу и Приуралью расширили и углубили его знание народной жизни. Но новый роман, задуманный еще в Петербурге, пришлось отложить. Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать образование братьям и сестре семья в апреле 1878 года переезжает в Екатеринбург. Но и в большом промышленном городе недоучившему студенту устроиться на службу не удалось. Дмитрий стал давать уроки отстающим гимназистам. Утомительная работа оплачивалась плохо, но учитель из Мамина вышел хороший, и скоро он приобрел славу лучшего репетитора в городе. Не оставил он на новом месте и литературной работы; когда не хватало времени днем, писал по ночам. Несмотря на денежные затруднения, он выписывал из Петербурга книги.

В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891). Он женится на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала не только женой и другом, но также и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с «простецами», имеющими огромный жизненный опыт, и даже избирается гласным Екатеринбургской городской Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками — Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с крупнейшими писателями нового поколения — А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки». В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц — длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник», отмеченный в 1884 году международной премией.

Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сб. рассказов Детские тени, 1894; хрестоматийные рассказы Емеля-охотник, 1884; Зимовье на Студеной, 1892; Серая Шейка, 1893; Аленушкины сказки, 1894-1896).

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его — через неделю, 15 ноября 1912 года, он скончался. Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета «Правда» посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое революционное значение его произведений: «Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем». «Правда»высоко оценила заслуги писателя и в детской литературе: «Его влекла чистая душа ребенка, и в этой области он дал целый ряд прекрасных очерков и рассказов».

Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь писателя «Аленушку» — Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом. А в 1956 году прах и памятник писателя, его дочери и супруги, М.М. Абрамовой, были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища. На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

Алфавитный указатель произведений Д. Н. Мамина - Сибиряка

Составитель: В. Г. Есаулов, 26 мая 2006 г. Использованы указатель Вадима Ершова и состав нижеуказанного собрания сочинений. Условные сокращения: СС-1958 - Собрание сочинений Д. Н. Мамина-Сибиряка в 10 томах, Москва: Правда, 1958 (Библиотека "Огонек"). А . Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Аверко. (Разбойники . Очерки I.). СС-1958, Том 9. Автобиография. Воспоминания . СС-1958, Том 10. . СС-1958, Том 10. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Б . Легенды . СС-1958, Том 10. . Рассказ. Башка. Из рассказов о погибших детях . Уральские рассказы, СС-1958, Том 1 Без названия. (1894) Роман Белое золото. Бородавка. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Очерки весеннего сплава по реке Чусовой. Уральские рассказы. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Повесть .(1891) СС-1958, Том 6. Бурный поток. (На улице.) В . Из записок охотника . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. В водовороте страстей. Роман (под псевд. Е.Томский) . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Очерк из уральской жизни . . Рассказ. . Из путешествия по реке Чусовой . СС-1958, Том 1 В последний раз. Повесть . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ. Рассказ, Уральские рассказы, СС-1958, Том 1 Ванькины именины. . . Повесть. Уральские рассказы. . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Рассказ. Весенние грозы. . Уральские рассказы. " " Из жизни на Урале . СС-1958, Том 1 Встреча. Г Главный барин. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Говорок. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Горное гнездо. (1884) Роман, СС-1958, Том 1 Гроза. Из охотничьих рассказов. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. Д Два завещания. Дедушка Семен Степаныч . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Детские тени. Дикое счастье . Роман. (1884, первоначальное название "Жилка"). . Повесть. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Друзья детства. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Е . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Ж Жилка . (1884, первоначальное название романа "Дикое счастье "). З Зверство. Летние этюды. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . . Из далекого прошлого. Воспоминания . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Роман. Золотопромыленники. Бытовая хроника в 4 действиях .СС-1958, Том 6. Золотая лихорадка. . Из рассказов о золоте . Рассказы и очерки 1881 -1884 гг. . Очерки приисковой жизни. Уральские рассказы. И Из далекого прошлого . Воспоминания . СС-1958, Том 10. , СС-1958, Том 4. Избранные письма (59). СС-1958, Том 10. Ийи. Святочная фантазия. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Именинник. Инфлуэнца. Монолог . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. . Рассказ. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. К . Рассказ. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Кисейная барышня. . Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого. Воспоминания . Из далекого прошлого. Воспоминания Комбинация. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. (Из жизни на Уральских заводах) Крестник. Этюд . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Л . Легенды . СС-1958, Том 10. Легенды (3). СС-1958, Том 10. . Психологический этюд. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Лётные. Из рассказов о жизни сибирских беглых. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. М М-ме Квист, Бликс и Ко. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Легенды . СС-1958, Том 10. Максим Бенелявдов. (1883) Повесть. . Рассказ . . Мизгирь. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Миллион. Морок. Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Мумма. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Н На перевале. Из осенних мотивов . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . (Из рассказов старого охотника) . Очерки из захолустного быта . СС-1958, Том 1 На "Шестом номере". Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6. На шихане. Из записных книжек охотника. Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. Ната. Из летних рассказов . Рассказы и повести 1893-1897 гг., СС-1958, Том 6. Не у дел. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Не укажешь. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Ночевка. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Ночь. Эскиз . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. О О книге . Из далекого прошлого. Воспоминания Оборотень. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Общий любимец публики. . Рассказ. Уральские рассказы. . Осип Иванович. От Урала до Москвы. Ответа не будет. Рассказ. Рассказы 1902-1907 гг. СС-1958, Том 9. Отрава. Очерк, Уральские рассказы, СС-1958, Том 3. . Воспоминания. Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. . .Повесть П Падающие звезды. Пан Копачинский. Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. . Рассказ. Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. (59). СС-1958, Том 10. . Повесть . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. По дешевой цене. Глава из романа . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. По новому пути. . . . Очерк . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Уральские рассказы, СС-1958, Том 4. Попросту. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 6. Пора спать. . Последние клейма. (Разбойники . Очерки III.). СС-1958, Том 9. Последняя веточка. Из старообрядческих мотивов . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. . Рассказ . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. . Роман в 5 частях . . Из рассказов старого охотника . Рассказы и сказки для детей . СС-1958, Том 10. Приисковый мальчик. Рассказ . Сибирские рассказы, СС-1958, Том 5. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. . Преступники. . Из далекого прошлого . СС-1958, Том 10. Р Разбойник и преступник. (Разбойники . Очерки IV.). СС-1958, Том 9. Разбойники . Очерки. СС-1958, Том 9. Ранние всходы. Рассказы и сказки для детей (10) . СС-1958, Том 10.