Девиантное поведение личности кратко. Девиантное поведение человека: основные формы и их причины

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное.

Девианты отличаются от других - нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Асоциальное поведение, чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

– это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил.

Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Точные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» - других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков.

Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Примеры девиантного поведения

Так как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например - бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Инновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

Данный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Проблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

Не пропустите. . .

Девиантным, отклоняющимся поведением называют человеческие действия, которые не соответствуют моральным или правовым нормам, стандартам, установленным в обществе.

Социальный контроль за обществом осуществляется посредством введения различных социальных норм, деятельность которых направлена на сохранение системы общества, ее целостности. Все нормы, направленные на изменение норм уже устоявшихся, и являются девиантным поведением.

Девиацию можно разделить на две группы: социально-одобряемую и социально-осуждаемую. К первой группе будут относиться всем известные вундеркинды и гении, учащиеся среднеобразовательных учреждений, окончившие учебу с золотой медалью. Социально-одобряемые девиации чаще всего связаны с творчеством, с огромными успехами в какой-либо сфере общественной жизни, приносящими пользу обществу.

Ко второй же группе можно отнести поведение, которое как раз и направлено на ликвидацию устоявшихся социальных норм (вызывающее поведение, курение в общественном месте). Также сюда можно отнести такие виды отклоняющегося поведения, как чудачество, эксцентричность, алкоголизм, наркоманию.

Особой формой девиантного поведения считается совершение преступления. Социологи называют его поведением делинквентным – деянием, которое всегда носит отрицательный характер, при любых условиях его совершения. Преступление направлено либо на подавление прав и свобод человека (захват в заложники, шантаж, угрозы), либо на захват собственности и имущества (ограбление). Преступление всегда наносит вред личности, обществу и государству.

К делинкветному поведению относятся правонарушения, наказанием за которые является привлечение к административной ответственности. А также хулиганство и драки, брань и ругань в местах общественного пользования: то есть, противоправные поступки, не являющиеся преступлением.

Отклоняющееся поведение – это вопрос выбора: многие люди, стараясь добиться успеха и достичь всех своих целей, прибегают к запрещенным методам, наносящим вред обществу. Они действуют сознательно, совершая правонарушения или преступления. Девиация может выражаться и в форме протеста против ценностей, принятых в обществе. Такое неповиновение может привести к террористическим актам, вооруженным восстаниям и религиозному экстремизму.

Чаще всего девиация является следствием нежелания индивида принимать общественные нормы и стандарты.

Отклоняющееся поведение можно считать относительным: его можно соотносить лишь с нормами и ценностями определенной культурной группы, а не всего общества в целом. Существует хороший пример, иллюстрирующий это утверждение: курение. В группе людей, не принимающих сигареты и дым, поведение курящего человека считается девиантным. Для остальных же оно полностью нормально. То же самое с группой курящих людей, среди которых есть один некурящий.

Каждая социальная группу самостоятельно выводит признаки девиантного поведения, имеющего место быть среди их культурных и моральных ценностей.

Формы отклоняющегося поведения

Все девиантное поведение можно разделить на четыре основных вида: инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт.

Инновация. Такая форма поведения имеет место быть, когда индивиды, согласные с общественными ценностями, отрицают легальные и разрешенные обществом методы их осуществления. К этому виду девиаций можно отнести великих ученых и изобретателей, шантажистов.

Ритуализм. Индивиды ценности общества отрицают, но преувеличенно требуют методы и способы их реализации. Человек тщательно следит за четким выполнением требований, однако, первостепенная цель уже не имеет смысла.

Ретретизм. Индивидом отрицаются общественные ценности и стандарты, и он старается избежать и способов их реализации. Так появляются наркоманы, алкоголики – люди, старающиеся убежать от действительности.

Бунт. Индивид не просто отрицает ценности общества, но и старается на их место внедрить ценности новые. Сюда можно отнести революционеров.

Причины появления девиантного поведения

Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Чаще всего девиации проявляются именно в подростковом возрасте. На основе девиантного поведения формируются различные молодежные субкультуры: их главная особенность – неприятие ценностей взрослых и способы отклонения от них.

Именно в этом возрасте есть возможность остановить и изменить неправильное поведение подростка.

Воспитание. Акцент делается на те положительные качества, которые были свойственны индивиду до «начала» девиантного поведения. Лучший способ – обратиться к старым воспоминаниям, рассказам о счастливом прошлом.

Стимуляция. Человек никогда не встанет на путь исправления, если это не станет его настоящей целью. У подростка следует вызвать интерес в изменении, только тогда будет решительный сдвиг в процессе.

Компенсация. Если человек хочет побороть себя и избавиться от собственных недостатков, ему следует попытаться добиться успеха в областях, к которым у него есть особое предрасположение, успехи.

Корректирование. Отрицательные качества человека уничтожаются, тогда как положительные выходят на первый план. Только тогда человек сможет создать для себя систему правильных ценностей и установок.

Психология девиантного поведения

Условно его можно разделить на две группы: отклонение от норм психического здоровья (чудачество, эксцентричность) и отклонение от норм морали и нравственности (пьянство, наркомания, правонарушения).

В основном склонность к девиации имеют индивиды с ярко-выраженными психическими расстройствами и заболеваниями. Именно из-за проблем с психикой люди совершают противоправные и противоморальные проступки. Они вредят не только себе, но и окружающим их людям.

Психическая нестабильность может проявиться у людей, к которым общество предъявляет требования завышенного уровня. Человек начинает сильно переживать собственные неудачи, и эти неудачи откладываются и сказываются на его психике. Человек начинает чувствовать неполноценным, ущемленным, чем-то отличным от других людей.

Большой отпечаток на психическом здоровье индивидов оставляет переходный возраст. Он бывает у каждого человека, но каждый переживает по-своему. Мышление и восприятие мира человека меняется под влиянием близких людей и воздействием внешних факторов.

Сказываются и расстройства личного характера: человек не умеет самостоятельно выходить из трудной для него ситуации, не может в полной мере реализовать свое «Я».

Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

Виды и примеры девиантного поведения

Поведение, причиняющее вред конкретно личности человека, его психическому и физическому здоровью. Такой вид девиации особо популярен среди подростков и может быть выражен в форме мазохизма, самоубийств.

Поведение, причиняющее вред социальной группе. Самым популярным видом данной формы отклоняющегося поведения являются всем известные алко- и наркозависимости.

Поведение, причиняющее вред всему обществу в целом. Самый опасный вид девиации, к которому относятся преступления (делинквентное поведение), хулиганство, ограбление, убийство, применение насилия.

Was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу..

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. , жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность) поведения. Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная (правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

  1. Социальное неравенство . Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества . Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда , которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростков возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»