Древнейшая письменность на земле шумерская клинопись. Шумерская письменность (изобретение клинописи)

Когда говоришь о культуре Месопотамии, следует отметить, что ее основой является письменность этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно этот вид письменности является тем характерным элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии.

Для примера: если мы слышим слово «Египет», перед нашим взором предстают величественные пирамиды, храмы и сфинксы. В то время как все сооружения Месопотамии того времени расплылись и не позволяют судить об их грандиозности. Единственной памяткой о прошлом остаются лишь памятники письменности в виде всевозможных глиняных табличек, надписей на стенах, барельефах и плитах.

В музеях по всему миру в данный момент хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами. Рождение письменности Месопотамии приходится на IV-III тыс. до н. э. Скорее всего, она стала следствием развития системы «учетных фишек».

«Учетные фишки» - трехмерные символы (шарики, конусы, квадраты и т.д.), используемые для учета продукции и товаров в ближневосточных поселения в IX-IV тыс. до н.э.

"Учетные фишки" и их оттиски на камне

Со временем, для удобства, «учетные фишки» начали просто оттискивать на стенках коробок с товарами (делать отпечатки, пока глина еще не застыла). Позднее, оттиски начали заменять на различные рисунки, несущие в себе более сложные обозначения. Это одна из теорий возникновения месопотамской клинописи, которая позволяет объяснить, почему для письма была выбрана именно глина, а также необычную подушкообразную форму древних табличек.

Развитие письменности

На раннем периоде развития письменности в Месопотамии существовало более 1500 различных значков, каждый из которых обозначал одно или несколько слов. Следуя системе унификации значков, постепенно их количество уменьшалось и в нововавилонский период составило уже чуть более 300 штук.

Одновременно с унификацией происходила фонетизация письма – значки начали использоваться не только по своему прямому назначению для определения слова, но также и как слоговые части других слов. Это дало возможность, перейти клинописи на новый уровень, который был подкреплен живой речью.

Самыми первыми памятками шумерской письменности являются своеобразные ребусы, которые были понятные лишь тем, кто присутствовал при их создании. Это были вещественные доказательства проведения определенных сделок по продаже или обмену товаров. Примерно в это же время появляются первые учебные тексты.

К середине III тыс. до н. э. клинопись развивается настолько, что ее начинают применять для формирования религиозных и научных текстов, сборников пословиц, географических пособий и словарей.

Значение клинописи для мировой культуры

Клинопись шумеров получила широкое распространение и за пределами Месопотамии – для своих нужд эту письменность используют аккадцы, эблаитяне и хетты.

Около 1500 г. до н. э. жители Угарита используют клинопись для создания своей слоговой письменности, которая, скорее всего, стала основой финикийского письма, от которого, как известно, берет начало греческий алфавит.

В I тыс. до н. э. письменность Месопотамии заимствуют персы для создания своего парадного письма, несмотря на то что в этот период уже существуют более удобные системы письма – арамейская и греческая.

Несмотря на то, что во второй половине II тыс. до н. э., Ассирия и Вавилония приходят в упадок, месопотамская письменность остается жить и используется в качестве языка международного общения по всему Ближнему Востоку. Так, договор между царем хеттов Хаттусили III и египетским фараонов Рамсесом II составлен на аккадском языке.

Для чего нужна метеостанция домашняя ? Купить современное техническое решение и забыть о неверных прогнозах погоды.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись.

Клинопись иногда называют письмена на глине, исходя из того, что материалом этого письма служили глиняные плитки.

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Клинопись не была изначальным письмом шумеров. На первых порах шумеры использовали рисуночное письмо.

Каждый знак древнешумерского письма выражал понятие, которому в устной речи соответствовало слово, т.е. данное письмо было идеографическим, возникшим на базе пиктографии. Тексты с рисуночными идеограммами представляют собой памятники так называемой протошумерской письменности, или проклинописи, являющейся наиболее ранним вариантом шумерской клинописи.

Между развитием клинописи и иероглифами есть много общего. И древние египтяне, и шумеры писали рисунками, стараясь с наибольшей точностью изобразить то, о чем хотели поведать, оставить информацию. В дальнейшем их рисунки упрощались, а изображения стали передавать, как и само понятие, так и сходное с ним действие. Например, рисунок ноги мог быть и частью тела ногой, и передавать глаголы движения ходить, бежать, стоять и т.п. Во многих шумерских текстах истинно мудрый человек называется «внимающий», в языке шумеров слово «разум» и «ухо» обозначались одним и тем же знаком. Любопытно, что шумеры не знали слова «читать», и тексты они не читали, а «видели» или «слышали».

Если египтяне долгое время старались сохранить в качестве письма рисунок, то шумеры, исходя из особенностей глины, заменили точное изображение предмета комбинацией черточек - вертикальных, горизонтальных и наклонных. Название «клинопись» такое письмо получило за внешний вид. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины. Там, где палочка писца начинала чертить знак, на сырой глине появлялось небольшое углубление, а когда он вел линию дальше, знак шел тонкой чертой. Поэтому знаки получались похожими на треугольники или клинышки. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твердыми, как камень. Археологи научились складывать даже разбитые таблички и читать написанное на них. И если запись делалась на камне или металле, то и в этом случае старались сохранить внешний вид клинышков. (В таблице на нескольких рисунках показано, как шумерское письмо постепенно превращалось в клинопись).

Большую роль в шумерской клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли, как правило, перед определяемым словом, указывая, к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т.д.) оно относится.

Шумерская клинопись была заимствована целым рядом соседних семитских и несемитских народов.

Около середины III тысячелетия до н.э. шумерскую клинопись приспособили для своего языка аккадцы (вавилоняне) и ассирийцы.

Сохранив общие принципы клинописи, выработанные шумерами, аккадцы в то же время внесли в заимствованную систему письма некоторые изменения. Они сократили количество знаков с 1000 до 510, из которых наиболее употребительны ми были лишь 300. Слоговые знаки аккадцев формировались не только из соответствующих знаков шумерской клинописи, но и создавались на основе идеограмм, передававших односложные слова аккадского языка. В аккадской клинописи увеличилось количество слоговых знаков.

Ассиро-вавилонская клинопись в ее общеизвестной форме окончательно вышла из употребления после завоевания Вавилонии персами в 539 г. до н.э. и разрушения города Вавилон.

Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.


Шумерская клинопись: вверху - каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу - фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи


Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.



Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.


Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.


| |

Шумер - цивилизация с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это - наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до нашей эры) и династические периоды (3-ье тысячелетие до нашей эры) и до появления Вавилона в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Шумерская цивилизация и особенности древней письменности.

Это место рождения письменности, колеса и сельского хозяйства. Наиболее важным из археологических открытий сделанных на территории шумерской цивилизации, несомненно, является письменность. Огромное количество табличек и манускриптов с записями на шумерском языке, было найдено в период изучения шумерской цивилизации. Шумерская письменность - самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.

Огромное множество разнообразных текстов, которые написала шумерская цивилизация на шумерском языке, выжило и дошло до нашего времени, были найдены как персональные письма, так и деловые письма, квитанции, лексические списки, законы, гимны, молитвы, истории, ежедневные отчеты, и даже библиотеки, заполненные глиняными табличками. Монументальные надписи и тексты на различных объектах, на статуях или кирпичных постройках, получили большое распространение в шумерской цивилизации . Много текстов выжило в многократных копиях. Шумерский язык продолжал быть языком религии и закона в Месопотамии даже после того, как семиты завладели историческими территориями шумеров. Шумерский язык вообще расценивается как одинокий язык в лингвистике, так как он не принадлежит не к одной из известных языковых семей; аккадский язык, в отличие от языка шумерского принадлежит к языкам семито-хамитской языковой семьи. Было много неудачных попыток соединить шумерский язык, с какой либо языковой группой. Шумерский язык - агглютинативный язык; другими словами, морфемы ("единицы значения") соединены вместе, чтобы создавать слова, в отличие от аналитических языков, где морфемы просто добавляются, для создания предложений.

Шумеры, их устный и письменный язык.

Понимание шумерских текстов сегодня может быть проблематичным даже для экспертов. Самые трудные, это ранние по
времени тексты. Во многих случаях шумеры и их тексты не поддаются полной грамматической оценке, то есть полностью не расшифрованы до сих пор. В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами. Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции. Аккадский язык постепенно заменил язык, на котором говорили шумеры, (примерно во 2-3 веках до нашей эры, точное датирование, является предметом дебатов), но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.