Eve online защищенный грузовой контейнер. Увеличение трюма корабля в EVE Online - EC и GSC

Являясь смежной профессией для Шахтёров, Торговцев и Производственников (а так же, для курьерских миссий агентов) - Грузоперевозчики (Haulers) вполне самостоятельная профессия, требующая серьёзных навыков и мастерства. Основное направление деятельности игроков этой профессии – доставка существенных объёмов груза в точку назначения.

Основным орудием начинающего Грузоперевозчика является корабль Индустриального класса (Industrial Ship). У каждой расы в EVE-online есть несколько разновидностей индустриальных кораблей. У Галлентов (Gallente) самая широкая линейка, включающая в себя пять разновидностей Итерона (Iteron), у Минматар (Minmatar) - три корабля, и по два у Калдари (Caldary) и Амарр (Amarr).

Примечание: Навык Индустриального корабля не может быть выучен на пробном аккаунте.

Для того, что бы начать использовать индустриальные корабли какой либо расы, необходимо выучить до III уровня навык «Расовый Фрегата» (Название_расы Frigate, 2 ранк, 36 000 ISK), до III уровня навык «Командоваение Кораблём» (Spaceship Command, 1 ранка, 18 000 ISK), до требуемого уровня сам навык индустриального корабля этой расы (Название_расы Industrial, 4 ранк, 270 000 ISK). У этих навыков одинаковые первичные и вторичные атрибуты - Perception / Willpower.

Примечание: Требуемые навыки указаны в закладке «Req.Skills» в меню информации о корабле. Меню информации можно посмотреть в разделе Рынок (Market), кликнув на иконку «i» напротив корабля.

Рассмотрим сказанное на примере минматарского (Minmatar) индустриального корабля «Мамонт» (Mammoth).
Для того, что бы управлять им, необходимо выучить:

У всех индустриальных кораблей одинаковый бонус от профилирующего навыка (на примере «Мамонта», бонус даётся за уровни навыка «Minmatar Industrial»):

  • плюс 5% к объёму трюма за уровень навыка;
  • плюс 5% к скорость за уровень навыка.

Таким образом, с V уровнем навыка «Minmatar Industrial», объём трюма нашего «Мамонта» станет 5 625 х 1,25 = 7 031,25 м3, максимальная скорость 110 х 1,25 = 137,5 м/с.


Одна из самых важных вещей в грузоперевозках - это размер трюма корабля. О нём и поговорим. Есть несколько способов увеличения трюма корабля, помимо тренировки профильного навыка:

  • установка модулей расширяющих трюм (например, Expanded Cargohold);
  • установка спец. оснастки – ригов (Cargohold Optimization I, II);
  • использование контейнеров (например, Giant Secure Container)

Для использования модулей расширяющих трюм (Expanded Cargohold) необходимо владеть навыками Механика (Mechanic , 1 ранк, 18 000 ISK) I уровня и (для некоторых модулей) Улучшение Корпуса (Hull Upgrades , 2 ранк, 54 000 ISK) I уровня. Навыки имеют одинаковые первичный и вторичный атрибуты - Intelligence / Memory.

Примечание: Каждый уровень навыка Механика добавляет 5% к количеству хитпоинтов структуры вашего корабля, каждый уровень навыка Улучшение Корпуса - 5 % к броне.

В таблице приведены существующие в игре модули с характеристиками и примерные цены на них (путь в Маркете - Ship Equipment / Hull & Armor / Hull Upgrades).

Название

Пенальти на скорость

Бонус к трюму

Пенальти на ХП структуры

Навыки

Цена

Basic Expanded Cargohold -20 m/sec
Marked Modified SS Expanded Cargo -20 m/sec
Expanded Cargohold I -15 m/sec

Hull Upgrades I
Mechanic I

Type-E Altered SS Expanded Cargo -20 m/sec
Mark I Modified SS Expanded Cargo -14 m/sec

Hull Upgrades I
Mechanic I

Alpha Hull Mod Expanded Cargo -20 m/sec
Type-D Altered SS Expanded Cargo -13 m/sec

Hull Upgrades I
Mechanic I

Partial Hull Conversion Expanded Cargo -20 m/sec
Beta Hull Mod Expanded Cargo -12 m/sec

Hull Upgrades I
Mechanic I

Local Hull Conversion Expanded Cargo I -11 m/sec

Hull Upgrades I
Mechanic I

Expanded Cargohold II -10 m/sec

Hull Upgrades II
Mechanic I

Модули расширяющие трюм устанавливаются в нижние слоты (low slots) корабля. У нашего «Мамонта» их четыре. Установив в каждый слот по Expanded Cargohold II , мы получим объём трюма (с учётом V уровня навыка «Minmatar Industrial») 7 031,25 х 1,275 х 1,275 х 1,275 х 1,275 = 18 581.18 м3.

Примечание: Исходя из этих соображений, следует, что самые важные слоты для корабля-грузоперевозчика - нижние. Количество нижних слотов определяет, в значительной степени, размер трюма, а значит - востребованность корабля.


В настоящий момент в игре существуют два модуля спец. оснастки (рига), увеличивающие трюм корабля (о ригах смотрите соответствующую статью) - Cargohold Optimization I (стоит около 40kk ISK) и его Т2 версия Cargohold Optimization II (путь в Маркете: Ship Modifications / Astonautic Rigs). У любого индустриального корабля есть 3 соответствующих слота для их установки.

Технические характеристики модуля Cargohold Optimization I .

  • бонус к трюму корабля - 15%;
  • пенальти на количество брони -10%;
  • стоимость калибрации 100 единиц

Для использования Cargohold Optimization I необходимо выучить следующие навыки (первичный / вторичный атрибуты - Intelligence / Memory):

  • Mechanic III уровня (1 ранк, 18 000 ISK);
  • Jury Rigging III уровня (2 ранк, 54 000 ISK);
  • Astronautics Rigging I уровня (3 ранк, 18 000 ISK)

Добавим на наш «Мамонт» три модуля Cargohold Optimization I : 18 581.18 х 1,15 х 1,15 х 1,15 = 28 259,65 м3.

Для того, что бы закончить разговор о трюме корабля рассмотрим «безопасные» контейнеры (Secure Container). Благодаря физике EVE , существуют поля, позволяющие сжать предметы, за исключением живых форм. Например, контейнер, занимающий в трюме 3 000 м3, вмещает 3 900 м3.

Для использования «безопасных» контейнеров необходимо выучить навык Anchoring (3 ранк, 67 500 ISK, Memory / Charisma) до I уровня.

В таблице приведены существующие в игре контейнеры, характеристики и примерные цены (путь в Маркете - Ship Equipment / Deployable Equipment / Cargo Containers).

Название

Объём контейнера Объём в трюме Стоимость Коэффициент

Giant Secure Container

Huge Secure Container

Large Secure Container

Medium Secure Container

Small Secure Container


Примечание: Учитывая коэфициент сжатия и стоимость можно сказать, что контейнеры - это самые дешёвые «расширители трюма».

Положим в трюм нашего «Мамонта» (28 259,65 м3) девять Giant Secure Container (сумарный объём 9 х 3 900 = 35 100 м3). Итоговый объём 36 359,65 м3.


Теперь, я бы хотел поговорить об опасностях, поджидающих грузоперевозчика в космосе. До тех пор, пока ваши маршруты лежат через хайсеки, Вам нечего опасаться. Но стоит Вам залететь в систему со статусом безопасности ниже 0.5, ждите неприятностей в лице пиратов. Индустриальные корабли – одна из самых лёгких добыч и, вместе с тем, одна из самых «вкусных». Линкор (Battleship) уничтожит индустриальный корабль новичка в течение нескольких секунд. Собственно говоря – вот так обстоят дела…

Почему я не разместил этот абзац в самом начале текста? По простой причине, EVE-online – игра, подчинённая балансу. Любое действие имеет своё противодействие и появление абсолютной силы недопустимо.

Давайте немного поговорим о тактике и оборудовании, позволяющем оставаться в живых. Для начала, необходимо понять простую вещь – индустриальные корабли не предназначены для боя. Задачей пилота является сохранность груза, и чем быстрее корабль покинет опасное место (в идеале – не попадёт в него), тем лучше эта задача будет решена.

Возможно самым правильным решением, является использование скаута – корабля, проверяющего, что ждёт Вас за следующими воротами . Но для этого нужен либо второй аккаунт, либо товарищ, имеющий свободное время.

Есть три принципиальных возможности уйти от пиратской засады:

  • вернуться в ворота, из которых Вы вышли;
  • бежать с места боя, прыгнув к следующим воротам;
  • использовать модуль невидимости (например, Prototype Cloaking Device I ,его использование обсудим в разделе «Для продвинутых»).

Индустриальные корабли – медленные, тяжёлые и, вместе с этим, хрупкие корыта. Физика EVE-online связывает массу и скорость корабля. Вдобавок к этому, есть ещё параметр манёвренность - agility, отвечающий за скорость разворота (у индустриальных кораблей он равен 1, у перехватчиков – 3,1). Возвращаться в ворота проще более лёгким и быстрым кораблям (массой около 10 000 тонн), прыгать в следующие – более тяжёлым и медленым.

Проиллюстрируем сказанное на примере амаррского корабля «Символ» (Sigil , масса 11 000 тонн, скорость при V уровне профильного навыка 193,75 м/с) и минматарского «Мамонта» (Mammoth , масса 12 500 тонн, скорость при V уровне профильного навыка 137,5 м/с).

Важное примечание: Каждый уровень навыка Навигация (Navigation) увеличивает скорость корабля на 5%, каждый уровень навыка Командование Кораблём (Spaceship Command) улучшает манёвренность на 2%.

Исходные условия задачи одинаковые. Наш индустриальный корабль прыгнул в следующую систему и висит в послепрыжковой невидимости (она сохраняется в течение 1 минуты ) в 12 км от ворот. Мы в лоу-секторе (статус безопасности системы ниже 0,5) и около ворот висит пират (один или несколько).

В случае лёгких кораблей, аналогичных «Символу», предлагается прорываться обратно к воротам. Для этого в средних слотах (Med slot) должен быть установлен 10mn АБ (10mn Afterburner I , модуль даёт бонус к скорость около 100%), в нижних слотах (Low slot) комбинация из стабилизаторов инерции (Inertia Stabilizers I , модуль улучшает манёвренность корабля), нанофиберов (Nanofiber Internal Structure I , модуль уменьшает массу корабля) и инжекторов (Overdrive Injection System I , модуль увеличивает скорость корабля).

Итак, корабль висит в 12 км от ворот в послепрыжковой невидимости. У вас есть чуть меньше минуты на принятие правильного решения. Правой кнопкой мыши на ворота, из которых вышли, из выпадающего меню выбираем пункт «Add as fist way point». Левой кнопкой мыши выбираем эти же ворота и нажимаем «Approach», сразу же включаем наш 10mn АБ – корабль начинает разгоняться в направлении ближайших ворот. Включаем автопилот и скрещиваем пальцы. При подлёте на расстояние 2.5 км от ворот автопилот должен их активировать (Jump) и отправить корабль в предыдущую систему.

В этой тактике ставка делается на скорость корабля. Вам необходимо пролететь около 10 км до ворот. Мой «Символ» делает это на скорости 800 м/с за 15 секунд (это не идеальные цифры). Скорее всего, за это время в Вас несколько раз выстрелят, по этому необходима соответствующая танковка (смотрите далее).

Важное примечание: Корабль, находящийся в послепрыжковой невидимости, ориентирован сразу во все стороны. Это означает, что он не теряет время на разворот в нужную сторону, а сразу начинает разгон.


Другой тактикой является прорыв к следующим воротам. Помешать варпу корабля могут две вещи:

    блокировка варп-двигателя корабля модулями варп-джамеров противника (скрамблер/ Warp Scrambler I - работает на дистанции 7.5 км с силой 2 и дизраптор/ Warp Disruptor I - работает на дистанции 20 км с силой 1);

    нарушение вектора вашего разгона в направлении объекта прыжка, путём физического тарана кораблём противника.

Для противодействия варп-джамеров применяются стабилизаторы варп-двигателя (Warp Core Stabilizer I , модуль добавляет +1 к силе варп-двигателя). Исходя из этих соображений, нижние слоты забиваются стабилизаторами варп-двигателя для предотвращения его блокировки. У «Мамонта» 4 нижних слота, соответственно мы можем установить в них 4 стабилизатора варп-двигателя.

Примечание: Все корабли в EVE-online (за исключением транспортников-блокадранеров у них сила варп-двигателя 3 единицы) имеют силу варп-двигателя 1 единица. Блокировка варп-двигателя считается простым суммированием сил применяемых модулей. Например, сила варп-двигателя «Мамонта» равна 1, плюс сила четырёх стабилизаторов (4), итоговая сила 5. Противник использует один дизраптор (-1), итоговая сила двигателя 4 - варп-двигатель работает, прыжок возможен. Другой пример - противник использует три скрамблера (-2 х 3 = -6) (или пять дизрапторов, -5), итог - сила двигателя -1 (в случае дизрапторов 0), двигатель заблокирован, варп-прыжок не возможен.

Если корабль разгоняется для прыжка дольше 10 секунд, то в средний слот ставится 1mn МВД (1mn MicroWarpDrive I , +500% к скорости и сигнатуре корабля, для кораблей весом 1 500 тон, цикл работы МВД постоянен и равен 10 секундам), с выключенной функцией автоповтора (ПКМ). Выбираем следующие по маршруту ворота, жмём «Warp to» и включаем 1mn МВД на 1 цикл работы. Отработав цикл - МВД выключится, но за это время разгонит корабль до необходимой для прыжка скорости. В течении примерно 10 секунд корабль будет находится под огнём противника, поэтому необходимо уделить внимание танковке (смотрите ниже),

Примечание: Для совершения прыжка с помощью варп-двигателя необходимо соблюдение нескольких условий: корабль должен быть разогнан в направлении прыжка минимум до 75% от своей максимальной скорости, варп-двигатель не должен быть заблокирован противником.

Попытка противодействию блокировки варп-двигателя не всегда оканчивается успехом. Я видел применение шести дизрапторов с летальным исходом для грузоперевозчика. Возможно, стоит рассматривать комбинированный вариант, нацеленный на быстрый уход в варп-прыжок, но идеального решения эта задача не имеет.

Использование скаута является лучшей тактикой.

Подробно танковка (увеличение оборонительных свойств корабля) разобрана в соответствующем разделе. Применительно к индустриальным кораблям стоит отметить, что танковать прийдётся средними слотами (нижние заняты другим оборудованием), а значит щитом, независимо от расовой принадлежности. Кроме того, подразумевается, что индустриальный корабль находится в зоне поражения ограниченное время, а значит нет смысла использовть разного рода востановители щита. Ограничтесь модулями увеличивающими сопротивление щита повреждениям и модулями увеличивающими размера щита.


Вместо заключения.
Освоив перевозку грузов индустриальными кораблями, Вы можете задаться вопросом, что же дальше? Взгляните на транспортные корабли (Transport Ships) и фрейтеры (Freighters). Первые обладают повышенной живучестью, вторые – потрясающими размерами трюма. Это следующий виток развития грузоперевозок, а ведь есть ещё кариеры (Carriers), прыгающие через несколько солнечных систем..

Ingame symbols for different sizes of containers, from left to right: small, medium and large.

Containers (often referred to as cans ) are in-game items that can be assembled in the item hangar of a station or Upwell structure , placed in a ship"s cargo hold or deployed in space as a way to store, share and sort items. There are five different container types that can be bought on the market, which differ in their functionality and purpose.

Contents

Standard Container

A standard cargo container, used for common freight.

Standard container are comparatively small and used in ships that don"t have the capacity of a hauler or freighter to increase the size of their cargo space. Since standard containers have a higher capacity than volume, pilots can actually gain space by putting them into their ships. Getting multiple smaller one instead of a bigger container is less efficient and thereby standard containers are generally not used to sort or separate cargo.

Although there is the option to "Launch for Self" when right-clicking them in the cargo hold of a ship in space, this will simply jettison them in their assembled state. This does not anchor them and other pilots can scoop the container, though doing so in a High-Sec system will generate a suspect timer . Be advised that the now assembled container is much larger and might not fit into the cargo hold again, since items can only be repackaged in a hangar. It will not despawn on downtime , though, so you have time to pick it up again.

Secure Container & Audit Log Secure Container

This medium audit log container is fitted with a password-protected security lock.

Secure Container and Audit Log Secure Container have the same basic functionality as the standard container, but their unique features are the ability to be deployed in space and being secure , which means that the items in them can be locked and unlocked by players and access to the container as a whole can be protected with a password. This makes them ideal to ad hoc share inventory space and items with a small group of people without the need to build a POS or even citadel.

When deployed, lasts 30 days in space. To anchor them, the skill Anchoring I is required, but not to use them as containers.

For information on the logging ability of the Audit Log Secure Containers see the topic below: .

Station Container

This is a Station Container. It is fitted with a password-protected security lock and computerized inventory auditing. Although the construction of a Station Container is much like that of other Cargo Containers a Station Container is far too big to fit in a ship"s cargo hold and is only used for storage and inventory management at stations.

Sample Audit Log

Audit Container configuration options

Station containers can not be jettisoned nor launched into space. Assembled, they are too large to fit inside any ship"s cargohold, meaning they can only be used in stations for organizational purposes. They contain auditing functionality, which stores a log showing:

  • When the container was assembled
  • When item stacks are locked and unlocked, alongside the quantity of the stack at the time of locking/unlocking
  • When passwords are changed
  • When the container"s configuration is changed
  • When the container was renamed

They can also be configured to require a password for doing certain actions, and to lock inserted items by default.

Freight Container

Overview

Container Type Expanding Space Password Logging Anchorable Capacity (m³)
Standard Container 120 - 780
Secure Container 120 - 3,900
Audit Log Container 120 - 780
Station Container 1,000,000 - 100,000,000
Freight Container 1,000 - 250,000

Other Containers

Jettison Container

This cargo container is flimsily constructed and may not survive the rigors of space for more than an hour or so.

This is a special container, in that it can not be built or bought. Instead this container spawns whenever items get jettisoned into space, which it then contains. The container can not be scooped to the cargo hold and only lasts about two hours in space, since technically it counts as space debris for the game engine - like ship wrecks. They have a capacity of 27,500 m³ and items can be freely dropped into and recovered from them which makes them ideal for mining operations . Once all items have been removed, the jetcan despawns.

Mobile Tractor Unit

The Mobile Tractor Unit (MTU) is a deployable structure. It does not tractor containers, only jetcans and wrecks. It tractors the closest wreck or can the owner has rights to take from within a 125-175km range at 1-1.5km/s velocity and then loots it. 100-125 m3 volume. Has 27,000 m3 capacity when deployed, but can only be filled with items from wrecks and containers looted by the MTU.

Mobile Depot

Mobile depots are a deployable structure. Taking up 50-100 m3 in volume, they can store 3,000-4,000 m3 once deployed after a 60 second deploy timer. They can also be used for ship refitting by the owner. It can be scanned down, but if attacked after the deploy timer has completed, it will enter reinforcement for 2 days. Anchored mobile depots will last for up to 30 days in space.

FAQ & Blurbs

I loot a lot of secure and audit log containers form explorers I explode. For some reason they think It keeps their loot safe or something... It doesn"t.

The can can drop just like any other item (if it drops, it will contain all items inside, the is no separate drop roll for the contents, this makes it a bit of an all or nothing affair...) once looted, I am now the new owner of the can, and have the option to retrieve the password, set a new one, reprocess the can, etc...

Can secure containers be probed out?

As of Apocrypha, no. Secure containers CANNOT be probed down.

You can have them in a ship in a packaged state, they will automatically assemble when jettisoned/launched. I have tested this, it works. An enormous freight container can be hauled to location in any ship with at least 2,500m3 cargo, and then launched to give a floating can with 250,000m3 capacity.

They can not be anchored or locked, but do not seem to despawn either. I have had several of different sizes sitting at safe spots for over 3 months and they are still there. the only real down side to using them other than not being able to lock them, is they have zero structural points. they can be destroyed in one shot from a noob ship with a civilian gun, just like jetcans.

The advantage they have is only when compared to jetcans, they are basically a jetcan as far as utility goes, but are much larger, and never despawn. They can not be scanned down, So using one at a safe spot for storage is fairly safe as they can only be found if they scan you down while you are on grid with it. they can also be dropped inside a pos shield for storage, but again can not be locked.

Грузовые корабли eve и их оснащение для перевозки различных товаров и оборудования.

Многие действия в eve связаны с грузоперевозками или так называемой логистикой.

Если вы торговец или производственник, то грузовые корабли понадобятся для перевозки груза к месту продажи или производства. Шахтеру нужно перевозить руду и минералы. Пвпешнику нужны доставки новых кораблей и оснащения взамен уничтоженных и т.д.

В каких то аспектах игры грузовые корабли имеют решающую роль, а в каких-то второстепенную, но нужны они в основном везде.

Виды грузовых кораблей.

У каждой расы в eve есть несколько видов грузовых кораблей.

Грузовые корабли (Industrial Ships) eve делятся на два класса:

Standard Industrial Ships - корабли для грузоперевозок в безопасных системах

Advanced Industrial Ships-Transport Ships - улучшенные грузовые корабли, с возможностью установки системы маскировки (Covert Ops Cloaking Device II), имеющие бонус к мощности варп-привода.

Так же к грузовым кораблям можно отнести корабли большого тоннажа (Capital Ships):

Freighters - корабли с огромным трюмом и большой прочностью.

Jump Freighters - корабли с большим трюмом и хорошей прочностью и возможностью гиперпрыжка в удаленную систему.

Навыки для стандартных грузовых кораблей

Первое что нужно сделать для того чтобы начать пользоваться стандартным грузовым кораблем это выучить навыки (для корабля каждой расы существует свой индивидуальный навык):

Spaceship Command (уровень III) - проходной навык для кораблей всех рас.

Amarr \ Caldari \ Gallente \ Minmatar Industrial (уровень I) - навык для управления грузовыми кораблями Amarr, Caldari, Gallente, Minmatar. Так же изучение данного навыка дает бонусы - улучшения для соответствующего корабля.

Требуемые навыки прописаны в окне информации на корабль во вкладке «Требования»

Бонусы корабля прописаны в окне информации на корабль во вкладке «Описание»

Рассмотрим виды стандартных грузовых корабли.

После обновления Odyssey 1.1 в линейке грузовых кораблей eve произошли изменения.

В каждой расе появился корабль с хорошей защитой и маневренностью:

Badger, Sigil, Wreathe и Nereus

За каждый освоенный уровень навыка …. Industrial:

Повышение манёвренности — на 5%

Так же имеются корабли с большим трюмом общего назначения:

Tayra, Bestower, Mammoth и Iteron Mark V:

За каждый освоенный уровень навыка ....Industrial:

Увеличение ёмкости грузового отсека — на 5%

Часть кораблей получила бонусы и специальные отсеки на перевозимые грузы:

Hoarder - специальный отсек для патронов и прочих зарядов (Ammo, Cap Booster Charges, Nanite Repair Paste и др.) Похоже, что можно перевозить все барахло из ветки Ammunition & Charges

Kryos - имеет специальный отсек для минералов

Epithal - специальным трюмом для продуктов планетарного взаимодействия.

Miasmos - трюм для руды, льда и необработанного газа.

За каждый освоенный уровень навыка ….Industrial:

Увеличение ёмкости специального отсека для соотв. кораблей — на 10%

Повышение максимальной полётной скорости — на 5%

Расширение грузового отсека корабля:

Если корабль предназначен для грузоперевозок, то трюм у него должен быть максимального объема.Увеличения трюма вы достигнете, изучая профильные навыки и установив на корабль специальные модули.Модули на расширение грузового отсека будут действовать только на трюмы общего назначения. Специальные трюмы для перевозки боеприпасов, минералов, руды, продуктов с планет расширяются только с помощью изучения навыков (модули на них не действуют).

Expanded Cargohold II - модули расширения грузового отсека.Устанавливаются в нижние слоты (low slots), не потребляют ПГ,ЦПУ и Капаситор корабля, дают бонус к размеру трюма корабля и оказывают негативное влияние уменьшая кол. структуры и скорость корабля. Бонус на расширение трюма мин.= 17,5% (Т1) макс.=27,5%

(Т2) Для использования Т2 Cargohold нужны навыкиMechanics (уровень I)Hull Upgrades (уровень II)В таблице приведены характеристики существующих в игре модулей:

Medium Cargohold Optimization I - риги расширения грузового отсека. Устанавливаются в риг-слоты, которых на данных кораблях имеется три штуки.

Эта модификация корабля предназначена для увеличения объема его грузового отсека за счет уменьшения хитов брони. Бонусы Т1=15%, Т2=20%. Но т.к. у Т2 рига калибровка равна 150ед., то на корабль вы сможете установить два Т2 риги, в то время как Т1 риги имеют калибровку 100ед. и поместятся все три штуки.

Для использования ригов нужно выучить навыкиMechanic III уровняJury Rigging III уровня Astronautics Rigging I уровня

Giant Secure Container - контейнеры, которые по механике игры занимают объем в трюме корабля 3 000м3, а вмещают 3 900м3, дополнительный объем 900м3.

Для использования контейнеров нужен навык

Anchoring (уровень I)

В табл. приведены существующие контейнеры данного типа:

Название

Объём контейнера Объём в трюме Коэффициент

Giant Secure Container

3900

3000

Huge Secure Container

1950

1500

Large Secure Container

Medium Secure Container

Small Secure Container

Механизм работы коэффициентов улучшения

Для примера рассмотрим эволюцию трюма галентского грузового корабля Iteron Mark V:

  • Базовый объем трюма
V= 5 800 м3
  • Изучаем навык Gallente Industrial до 5го уровня (бонус 25%)
V=5 800м3 * 1,25= 7 250м3
  • У корабля имеется 5ть штук low slots, устанавливаем в них 5ть модулей Expanded Cargohold II (бонус 27,5%)
V=7 250м3*1,275*1,275*1,275*1,275*1,275=24 428 м3
  • Монтируем риги 3шт. Medium Cargohold Optimization I версии т1 (бонус 15%)
V= 24 428*1,15*1,15*1,15=37 152м3
  • Итого: 5 800* 1,25*1,275*1,275*1,275*1,275*1,275*1,15*1,15*1,15=37 152м3

Если перевозить нужно мелкий товар, то можно воспользоваться контейнерами Giant Secure Container, (внешний объем 3 000м3, а внутренний 3 900м3, дополнительный объем 900м3).В трюм итерона можно погрузить 12 таких контейнеров, прибавка по объему составит 10 800м3.Получаем корабль с полезным объемом V= 37 152м3+10 800м3= 47 952м3.

Для сравнения табл.

Где,

Мах V,м3 - максимальный объем трюма корабля с профильными навыками изученными в 5ть, с установленными ригами Medium Cargohold Optimization I - 3шт. и Expanded Cargohold II - во все нижние слоты.

Маневренность - базовая маневренность корабля, без навыков и бонусов.

Маневренность для грузового корабля так же важна как и размер трюма. От маневренности зависит с какой скоростью ваш корабль будет разворачиваться и следовательно уйдет в варп.

Как видно из сравнения амарский Bestower имеет самый большой трюм и самую маленькую маневренность. Самый защищенный их этих четырех кораблей калдарский Tayra имеет 5ть разъемов средней мощности для танковки щитом.

Корабли с бонусом на спец. трюм.

Спец. трюм расширяется с помощью изучения профильного навыка. Т.к. из данной ветки один корабль расы Minmatar и три корабля расы Gallente, то и изучать нужно навыки Gallente Industrial и Minmatar Industrial

Сравнительная таблица

Где,

Базовый V,м3 - объем спец. трюма без учета навыков.

Мах V,м3 - объем спец трюма с профильным навыком уровня 5

Hoarder - специальный отсек для зарядов

Kryos - специальный отсек для минералов

Epithal - специальным отсек для продуктов планетарного взаимодействия.

Miasmos - спец. отсек для руды, льда и газа.

Если вы шахтер и копаете, допустим, руду, то Miasmos ваш выбор или Kryos

Для производственников связанных с планетами подойдет Epithal

Для перевозки, больших по объему, батареек (Cap Booster Charges) подойдет Hoarder.

Теперь рассмотрим препятствия и опасности в eve подстерегающие грузоперевозчиков на их пути.

В хайсеках полеты довольно безопасные. Кроме случаев перевозки очень ценного груза. Вас могут просканить без видимого лока корабля и убить прямо в хайсеке так называемые суицидники. Часть груза сгорит, но что-то достанется пиратам. Будьте внимательны!

Еще более сложная ситуация складывается при вылете в системы со статусом безопасности ниже 0,5 (лоусеки и нули). Грузовые корабли довольно легкая добыча для пиратов в лоусеках и коренных жителей 00.

Теперь о тактике перелетов по опасным системам. Грузовой корабль не предназначен для ведения боя и защита у него не особо прочная. Поэтому самая главная ваша задача будет сохранить груз быстро покинув опасное место или заранее избежать перелета через подозрительные системы.

Что для этого нужно. Ну во первых сбор информации по карте, по локалу. Наличие скаута-разведчика который пойдет впереди грузового корабля и будет анализировать ситуацию. Если вы летаете постоянно по данному маршруту не помешают смотровые буки(закладки места) над\под воротами на расстоянии 180-200км, с помощью данных бук вы визуально увидите что твориться на воротах, сможете варпнуть на гейт, не попадете в лоусеках под смарту, а в нулях в мобилу. Хорошо иметь еще буки в самой системе в удалении от объектов(в 00 такие буки обязательны), для того чтобы спрятаться и обдумать дальнейшие действия.По поводу спрятаться. На грузовой корабль можно установить первичную систему маскировки Prototype Cloaking Device I (Improved Cloaking Device II), варпать с таким модулем(если он включен) нельзя, скорость он режет в режиме невидимости на 90%(75%), но функцию маскировки выполнит.

Если вы все же попали в засаду, что делать

Вариант 1. После прохода в гейт вернуться назад в ворота из которых вышли

Вариант 2. Прыгнуть к следующим воротам или на какой-нибудь объект, буку

Вариант 3. Использовать систему маскировки Prototype Cloaking Device I

Вариант 4. Плюнуть на все и спасать «яйцо» с импами

Во всех случаях кроме последнего корабль должен иметь хорошую маневренность и скорость

Что вступает в противоречие с модулями расширения грузового отсека которые прилично режут скорость корабля.

Выбирать нужно оптимал. Для увеличения скорости и маневренности в лоу слоты можно напихать Inertia Stabilizers(маневренность)Nanofiber Internal Structure(скорость+маневренность) Overdrive Injection System (скорость).

А в мед слоты установить 10mn Afterburner(АБ) - активный модуль заметно повышающий скорость корабля, базовое прибавление в среднем 135% (а если еще и соответствующие навыки из раздела Navigation выучить то и больше)

Для общей информации упомянем о МВД.

10MN Microwarpdrive II (МВД) модуль для грузового корабля версии Т1 спорный, т.к. установить без доп. подпорок по ПГ на корабль вряд ли удастся. Скорость увеличивает на 500% (минус МВД: сложно фитить из за требований реактора, увеличивает сигнатуру корабля(500%) и может быть вырублен скрамблером- Warp Scrambler). Но если вовремя МВД активировать, то одного цикла будет достаточно, чтобы корабль долетел до ворот.

Вариант 1.

Вы пропрыгнули в гейт видите пару, тройку пиратов. После пропрыга вы по механике игры висите в невидимости в течении 1мин. и корабль ориентирован сразу на все стороны.

Спешить не надо.

Включите тактический экран, для лучшей ориентации и оцените ситуацию.

Если возможности уйти в варп нет, корабли противника близко к вам и судя по их характеристикам быстро вас залочат.

Значит нужно лететь назад в гейт.

Устанавливаете автопилот на обратный путь, выбираете ворота, нажимаете кнопку пропрыгнуть в гейт и включаете АБ(хорошо активировать перегрев), включаете автопилот(чтобы на автомате провалиться в другую систему).

Если повезет все заагрятся на ваш корабль, а вы долетите до ворот. Если нет то вас или уничтожать или часть пиратов(без агрессии) пройдет за вами в другую систему, тогда нужно начинать все сначала - анализ ситуации и т.д.

Вариант 2.

Вы решили прыгать на следующие ворота или буку.

В данном случае нужно быть уверенным в том что на вас не успеют положить диз (Warp Disruptor) или скрамблер (Warp Scrambler).

Корабли противника далеко, не видно включенных сенсор бустеров, корабли типа БШ, нет мобил (Mobile Warp Disruptor) и кораблей типа Interdictors, Heavy Interdiction Cruisers. Ваш корабль маневренный и (или) вы установили на корабль модули противодействия системам глушения варп-привода Warp Core Stabilizer (могут помочь только в случае Warp Disruptor , Warp Scrambler)

Warp Core Stabilizer -модуль уменьшающий мощность систем глушения варп-привода «-1»ед.

Мощность варп-привода корабля 0ед.

Мощность систем глушения варп-привода:

Warp Scrambler- сила глушения 2ед

Warp Disruptor - сила глушения 1ед

Что бы уйти в варп под Disruptor или Scrambler общая сила глушения всех Warp Scrambler и Warp Disruptor активированных на корабль должна быть меньше 0ед. или равана 0ед.

Если на ваш корабль накинули один Warp Scrambler и одни Warp Disruptor их общая сила глушения будет равана 1+2=3ед. Что бы беспрепятственно уйти в варп на корабле должно быть установлено 3шт или более модулей Warp Core Stabilizer

Более подробно об увеличении маневренности и скорости корабля и работе системы варп-привода написано в статье «Фит корабля….»

Вариант 3.

Включение системы маскировки.

Это надо смотреть по месту. После прохода в ворота можно активировать систему маскировки, если мала вероятность что быстрым кораблем или кучей дронов вас не выбьют из режима невидимости.

Основное назначение маскировки это спрятаться в укромном месте на буке и исключить возможность нахождения вашего корабля сканирующими зондами.

Танковка (увеличение оборонительных свойств корабля).

Защита грузового корабля с учетом занятости нижних слотов, подразумевает танк щитом (средние слоты), не зависимо от расы корабля. А с учетом кратковременности пребывания в зоне агрессии есть смысл устанавливать модули расширения щита(Shield Extenders) и повышения степени защиты различным видам оружия (Shield Resistance Amplifiers, Shield Hardeners), не используя активные модули откачки щита.

Про щитовые модули смотрите подробнее здесь…

Пример фита Iteron Mark V, , для безопасных систем.

Верхние слоты

Improved Cloaking Device II - режим невидимости, варпать нельзя, скорость падает почти до нуля.

Средние слоты

10MN Afterburner II - увеличение скорости корабля

1x Medium Shield Extender II - увеличение хитов щита корабля.

EM Ward Field II - защита по ЕМ резистам.

Thermic Dissipation Field II - защита по термал резистам.

Нижние слоты

5x Expanded Cargohold II - для расширения трюма корабля.

Риги

3x Medium Cargohold Optimization I - для расширения трюма корабля

----------

Совет.В одну сторону полетели с грузом - фит выше, а на обратном пути если летите пустой в нижние слоты можете навставлять Local Hull Conversion Inertial Stabilizers I маневренность увеличиться и как следствие в варп корабль уходить будете очень быстро.

Дальнейшее развитие.

Освоив грузовые корабли eve стандартной версии, можно переходить к изучению навыков на корабли с улучшенными характеристиками Transport Ships или Freighters. Первые за счет своих бонусов дают возможность летать в опасных системах. Вторые, фрейтеры, помогут вам в перевозке крупногабаритных и ценных грузов (Vтрюма в р-не 543 000м3 - 581 000м3 безExpanded Cargohold II, профильный навык в 5ть). Или джамп-фрейтеры обладающие двумя достоинствами: большим трюмом и возможностью гиперпрыжка в удаленную систему.

Перемещение материальных ценностей из точки A в точку B является одной из постоянных проблем в EVE Online и оптимизация схем логистики позволяет существенно увеличить приток капитала. В этой заметке мы поговорим про увеличение трюма корабля в EVE Online и связанные с этим аспекты.

Регистрируйтесь в EVE Online и покоряйте космические дали вместе со всем миром. Полностью переработанная система обучения новичков поможет вам в этом!

Expanded Cargohold - прямое решение вопроса

В игре существует 1 способ напрямую увеличить вместимость грузового отсека и 1 метод вместить в трюм больше, чем туда может технически поместиться.

Для начала рассмотрим первый способ. Вы без труда найдёте на рынке Expanded Cargohold (далее по тексту - EC) - модули, которые увеличивают вместимость трюма, но они отрицательно влияют на:

  • толщину обшивки (structure hitpoints);
  • модификатор максимальной скорости (maximum velocity modifier).

На момент написания гайда в EVE Online существует 7 версий Expanded Cargohold:

Название

Увеличение трюма

Модификатор скорости

Толщина обшивки

Expanded Cargohold I

Civilian Expanded Cargohold

Type-D Restrained Expanded Cargo

Expanded Cargohold II

Сюжетный*

"Basic" Expanded Cargohold

Сюжетный*

Limited Expanded "Archiver" Cargo

Фракционный*

ORE Expanded Cargohold

* «Сюжетные» модули выдаются в качестве награды за определённые задания; «Фракционное» оборудование приобретается за очки репутации в магазинах соответствующих корпораций (в данном случае - Outer Ring Excavations).

!!! Обратите внимание на то, что EC’ы не распространяют своё действие на отсеки для руды, поэтому их нет смысла устанавливать на специализированный транспорт (Iteron Федерации Галленте). На «рудовозки» имеет смысл устанавливать Reinforced Bulkhead’ы, поскольку штраф, с которым связано увеличение размера трюма корабля в EVE Online, также не применяется к спец. отсекам.

Компромиссы при увеличении трюма корабля в EVE Online

Штраф к модификатору скорости не имеет существенного значения для нас, поскольку все перемещения на грузовом транспорте осуществляются warp-прыжками. Вы ведь не собираетесь лететь на автопилоте?

Примечание для новичков: при использовании автопилота корабль выходит из варп прыжка за несколько километров от цели и преодолевает оставшееся расстояние на обычном ходу. Ганкеры-суицидники отлавливают таких неосторожных пилотов на «гайках». Ни в коем случае не используйте автопилот, если не хотите остаться без корабля и имплантатов.

Напротив, толщина обшивки может сыграть роль в критической ситуации. Так, вашей транспортной барже нужно некоторое время, чтобы взять курс на направление прыжка - на некоторых видах «грузовиков» в определённых ситуациях задержка может достигать 13 секунд - более, чем достаточно, чтобы нападающий взял вас в прицел и успел дать несколько залпов. В таком случае увеличение объёма трюма корабля в EVE Online может стать для вас фатальным.

Балансируйте между большим трюмом и безопасностью. Не кладите все яйца в одну корзину и помните о том, что жадность сгубила фраера.

30% сверх объёма трюма с помощью GSC

Помимо описанного выше, есть ещё один способ, который не отнимает у вашего корабля характеристики, но имеет некоторые ограничения. Так, в игре есть Большие Безопасные Контейнеры (GSC/Giant Secure Container ), которые можно перевозить в трюме. Они занимают 3000 кубов места и вмещают в себя 3900 кубических метров груза. Фактически, этот метод позволяет увеличить на треть объём, который вы можете взять собой, но в контейнер нельзя положить вещь, большую чем 3900 м3. К тому же, если вас грузовой отсек стандартно вмещает в себя 10 000 кубов, то вы сможете положить вовнутрь только 3 контейнера (каждый из которых займёт по 3000 единиц места).