Феофан прокопович что написал. Произведения феофана прокоповича

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (в миру Елиазар (Елисей)) (1681–1736), архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, верный сподвижник Петра I в реформах Русской православной церкви, писатель и ученый.

Родился 8 (19) июня 1681 в семье киевского купца. Воспитывался дядей, Феофаном Прокоповичем, ректором Киевской академии.

Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский.

В 1698 отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан.

В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. Преподавал поэтику, риторику и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу.

К тому времени Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей; в его богословии проступили явные инославные, но скорее не католические, а протестантские мотивы. писал по этому поводу в Путях русского богословия : «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации». Так, согласно Прокоповичу, дела человеческие не имеют «совершительной силы», воля и душа фатально поражены грехом, спасение достигается только верою. Уже современники упрекали Прокоповича в том, что подобные взгляды не соответствуют традиции православного богословия и гораздо ближе к учению об «оправдании верой» и к учению Кальвина о «предопределении».

В Киеве Феофан создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию Владимир (поставлена 1705), где «равноапостольный» князь, принявший христианство, выставлен как образец просвещенного монарха, одолевшего вековое невежество.

В петербургских проповедях (О власти и чести царской и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 был рукоположен в сан епископа Псковского; с 1724 – архиепископ Новгородский.

Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Именно протестантские влияния помогли Феофану обосновать идею безусловного первенства светской власти (с ее «верховенством над землей») над духовной, которая должна быть преобразована, дабы существовать наравне с любыми другими государственными учреждениями.

Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. В Регламенте и в трактате Правда воли Монаршей обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.

Его оппоненты (в первую очередь, Стефан Яворский) считали, что, постоянно критикуя в своих сочинениях католицизм («папизм») за претензии на политическую власть («папоцезаризм»), он в то же время сам впадал в противоположную крайность, наделяя государство и монарха всеми возможными атрибутами сакральности (цезарепапизм) и по существу лишая церковь права на реальный авторитет в религиозно-нравственных вопросах.

Кроме Духовного регламента , написал также введение к Морскому уставу и Слово похвальное о флоте Российском (оба 1719), Розыск исторический (1721), Правда воли монаршей (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет Прокоповича пошатнулся, усилился ропот духовенства по поводу его далеких от ортодоксии, «лютеранских» взглядов. Однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Анне Ивановне, расправляясь с противниками посредством доносов в Тайную канцелярию.

Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого , изданной в 1773) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д.Кантемира.

Феофан Прокопович Архиепископ Феофан (в миру Елеазар Прокопович; 8 (18) июня 1681, Киев 8 (19) сентября 1736, Санкт Петербург) епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. Фактически руководитель… … Википедия

Феофан (Прокопович) знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в православную тогда… … Биографический словарь

Один из замечательнейших иерархов русской церкви XVIII века, сотрудник Петра Великого, писатель и проповедник.Феофан Прокопович по происхождению своему был сын киевского купца и родился в Киеве 8 го июня 1681 г. (хотя биографы определяют год и… … Большая биографическая энциклопедия

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ русский церковный деятель, богослов, писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Киево Могилянской академии. После завершения философского курса, приняв униатство,… … Философская энциклопедия

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ - (8(18)06.1681, Киев 8(19).09.1736, Петербург) политический и церковный деятель, богослов. Философские взгляды Ф. П. складывались под влиянием таких ценностей европейской культуры, как рационализм, просветительство и секуляризация, к рые были… … Русская Философия. Энциклопедия

- (1681 1736), государственный и церковный деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ Новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава Учёной дружины. Ректор Киево Могилянской академии (1711 16). В 1720 составил «Духовный регламент», на … Энциклопедический словарь

Феофан (Прокопович) - (Прокопович) – известный проповедник и государственный деятель Петровской эпохи. Родился он в 1681 г. в Киеве, образование получил в киево могилевской академии, потом уехал в Рим, где слушал лекции в Иезуитской коллегии св. Афанасия –… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ФЕОФАН Прокопович - (Елисей Прокопович), архиеп. (1681–1736), рус. правосл. церк. деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. в Киеве в семье небогатого купца (возможно, наст. его фамилия была Церейский; Прокопович девичья фамилия его матери). Учился в… … Библиологический словарь

- (1681–1736) русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1 й трети 18 в. См. Прокопович Феофан … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Морозов П.О.. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования Петра Морозова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1880 года…
  • Феофан Прокопович как писатель , Морозов П.О.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования Петра…

Епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года - первый вице-президент Святейшего Синода (и по смерти Стефана Яворского - его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года - первенствующий член Синода. Проповедник и государственный деятель, публицист, поэт, сподвижник Петра I.


Родился в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.

Преподавательская деятельность в Киеве

Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагидокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором.

В 1711 был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Френсисом Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.

В Петербурге

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 вызвал его в Петербург.

Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Так как после основания Петербург некоторое время оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен «Духовный регламент» (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» - стихи о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского - его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года - первенствующий член Синода.

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство.

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский , в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

С 1725 был архиепископом Новгородским.

Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы верховников подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Но всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан выступает представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы.

Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII в. в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Нащинским и Самуилом Миславским; некоторые переводились на русский язык. «Слова и Речи» изданы в 3-х частях (СПб., 1765).

Оценка

Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например, Маркелл Родышевский) Феофана протестантом.

Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, - таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями.».

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.».

Прокопович Феофан (1681-1736) - русский богослов, церковный и государственный деятель, писатель и учёный. Он имеет украинское происхождение, родился 18 июня 1681 года в Киеве. При рождении учёного назвали Елеазаром. Всю жизнь он потратил на борьбу с предрассудками и невежеством. Прокопович написал несколько трактатов на тему ораторского искусства и философии, он отлично владел латынью, греческим и польским языками.

Образование богослова

Будущий церковный деятель воспитывался в купеческой семье. Он рано остался без родителей, поэтому воспитанием мальчика занимался дядя, ректор Киево-Могилянской коллегии. Именно там Елеазар получил начальное образование, он изучал греческий язык и латынь. После этого юноша отправился в польскую иезуитскую школу, для этого ему пришлось принять униатство.

Окончив школу в Польше, Прокопович перебрался в Рим. Там он продолжил обучение в коллегии Святого Афанасия. Студент увлекался произведениями римских и греческих классиков, читал философскую и богословскую литературу. Учёба давалась ему легко, вскоре Папа Римский обратил внимание на талантливого юношу. Он предложил ему остаться в Италии, однако Елеазар предпочёл вернуться в Киев.

Преподавание и первые труды

В 1704 г. Прокопович снова приехал в Киев, там он стал преподавателем Киево-Могилянской академии. Педагог обучал студентов поэтике, философии и риторике. Также он составил подробное руководство по богословию. Оно отличалось от предыдущих ясностью изложения и минимумом приёмов схоластики. Благодаря своим способностям вскоре Елеазар стал ректором академии.

Во время работы в учебном заведении Прокопович написал трагикомедию «Владимир», в которой описывалась победа христианства над язычеством. Также он неоднократно сочинял стихи на русском, польском и латыни. На трёх языках было выпущено произведение «Епиникион», приуроченное к Полтавской победе в 1709 году.

Учёный был самым известным теоретиком литературы и ораторского искусства. Даже сейчас критики высоко оценивают его сочинения «Поэтика» и «Риторика». Первое из них было напечатано посмертно в 1786 году. Произведение «Риторика» издали только в 1982 году, до этого читатели могли знакомиться лишь с выдержками из текста. Обе работы были написаны на латыни, они включали в себя лекции Прокоповича из Киево-Могилянской академии.

Сотрудничество с Петром

В 1711 г. Пётр I назначил талантливого писателя игуменом Братского монастыря в Киеве. Елеазар продолжил свою деятельность, издавая статьи и рассуждения на различные темы. Все его произведения отличались живым языком, остроумием и стремлением критически анализировать ситуацию с разных сторон. Прокопович был противником схоластических методов и католицизма, он отдавал предпочтение европейским взглядам. Особое уважение учёный испытывал к теориям Френсиса Бейкона и Рене Декарта.

В 1716 г. Пётр вызвал Феофана в Петербург. Изначально тот стал советником правителя, писал переводы и толкования различных иностранных книг. Также он составил «Духовный регламент», издал несколько правительственных документов, написал предисловие к «Морскому уставу». За свои заслуги в 1720 г. Прокопович получил сан архиепископа. В следующем году его избрали первым вице-президентом Святейшего Синода. Благодаря привязанности Петра писатель регулярно получал дорогие подарки, деньги и хозяйство.

Смерть деятеля

В конце января 1725 г. Пётр умер, после этого Феофан примкнул к партии Екатерины. Он всячески поддерживал императрицу, поэтому уже через несколько месяцев был возведён в сан Новгородского архиепископа. Параллельно с этим Прокоповичу приходилось бороться с противниками его политических убеждений. Многие обвиняли его в неискренности и даже боялись.

Постоянное давление заставило учёного пересмотреть свои взгляды. Он оставался приверженцем науки и просвещения, но уже не так яростно спорил с несогласными. Феофан стал панегиристом, оправдывавшим существующий порядок, независимо от собственных идеалов. Он оказал влияние на Татищева, Кантемира и других учёных. Восьмого сентября 1736 года Феофан Прокопович умер в Санкт-Петербурге, там его и похоронили.

Феофан (Прокопович) - знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в православную тогда иезуитскую коллегию святого Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьников сцены, Феофан написал "трагедокомедию": "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы с старыми русскими предрассудками. Восторженным панегириком преобразовательных начинаний государя явился Феофан также и в своих проповедях, одна из них - по случаю Полтавской победы 1709 г. - была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии. Продолжая свою преподавательскую деятель, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Баконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве, Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург, Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 г. Феофан сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются, или, по крайне мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии", - под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и многое другое. С 1720 г. Феофан был архиепископом новгородским и вскоре затем сделался первенствующим членом Святейшего Синода. В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархии из киевских ученых, руководителем которых был Стефан Яворский (см.), в своих воззрениях на отношение светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая, притом, во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемая "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии, Феофан вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегириком, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшем науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан является представителем критическо-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам нашей церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдоучености, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежат также сомнению и влияние его на В.Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана. Феофан умер 8 сентября 1736 г. Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Миславским; некоторые переводились на русский язык. "Слова и Речи" изданы в 3-х частях (СПб., 1765). См. Ю.Ф. Самарин "Ст. Яворский и Феофан Прокопович как проповедники" (М., 1844, и "Сочинения" Самарина, том V, М., 1880); И.А. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); П.О. Морозов "Феофан Прокопович как писатель" (СПб., 1880). П. М.

  • - Феофан - знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии...

    Биографический словарь

  • - министр продовольствия в правительстве А. Ф. Керенского) - Керенский где-то? - / - Он? / За казаками. - / И снова молча. / И только / под вечер: / - Где Прокопович? - / - Нет Прокоповича...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - см. Феофан...
  • - - церковный и общественный деятель, учёный, писатель, педагог. С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии. С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский. С 1721 вице-президент Синода...

    Педагогический терминологический словарь

  • - церковный деятель, сподвижник Петра I, поддерживавший его реформы. Известен прозападными взглядами и симпатиями к протестантизму...

    Православный энциклопедический словарь

  • - 1. Сергей Николаевич - рус. бурж. экономист и публицист, политич. деятель. В 90-х гг., находясь в Бельгии и Швейцарии, входил в "Союз рус. социал-демократов за границей", занимая позиции крайне правого "экономизма"...
  • - см. Прокопович, Феофан...

    Советская историческая энциклопедия

  • - епископ Черниговский и Новгород-Северский. В 1631 году упоминается иеромонахом Киевского Михайлова монастыря, затем настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря...
  • - игумен киевского Кириловского мон., 1696...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Феофан П. {Брокгауз} - русский ученый, государственный деятель, писатель, деятель культуры и просвещения, сподвижник Петра I. Окончив Киево-Могилянскую академию, продолжал образование в польских уч-щах и...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ПРОКОПО́ВИЧ Феофан – рус. и укр. обществ. и церк. деятель, ученый, поэт. Род. в купеч. семье в Киеве...

    Философская энциклопедия

  • - знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Прокопо́вич Сергей Николаевич, русский буржуазный экономист, публицист и политический деятель...
  • - церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ, архиепископ. Сподвижник Петра I. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1-й трети 18 в. См. Прокопович Феофан...

    Большая Советская энциклопедия

  • - украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; "трагедокомедия" "Владимир" ; "Слово о власти и чести царской" ...

    Большой энциклопедический словарь

"Феофан Прокопович" в книгах

Феофан Прокопович

Из книги автора

Феофан Прокопович Приступая к выяснению места и значения Феофана Прокоповича в истории русской религиозной мысли, необходимо сказать, что это была даровитейшая личность, вместившая в себя бездну образованности своего времени, образованности богословской и светской,

4. Феофан ПРОКОПОВИЧ

Из книги 100 пророчеств о судьбе русского народа автора Клыковская Тина Николаевна

4. Феофан ПРОКОПОВИЧ Разумети же подобает, что когда глаголют законоучители, что власть высочайшая, Величеством нарицаемая, не подлежит никей же другой власти, слово есть только о власти человеческой, Божией бо власти подлежит, и законам от Бога, яко на сердцах

Из книги Дворцовые тайны [с иллюстрациями] автора

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

Глава 19 Архиепископ Феофан Прокопович В XVIII веке из лиц духовного звания не было никого, кто бы имел такое важное значение, не только в сфере церкви, но и во всем политическом строе государства, как Феофан Прокопович. С его именем тесно соединяются: важнейшее дело -

Лукавый поп: архиепископ Феофан Прокопович

Из книги Дворцовые тайны автора Анисимов Евгений Викторович

Лукавый поп: архиепископ Феофан Прокопович Блистательный бастардДатский путешественник фон Хаген, побывавший в Петербурге в 1736 году, записал впечатления от встречи с архиепископом Новгородским Феофаном: «Этот господин покровительствовал реформации духовных лиц,

Архиепископ Феофан Прокопович: лукавый поп

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Архиепископ Феофан Прокопович: лукавый поп Датский путешественник фон Хаген, побывавший в Петербурге в 1736 году, записал впечатления от встречи с архиепископом Новгородским Феофаном: «Этот господин покровительствовал реформации духовных лиц, которую проводил

Феофан Прокопович{54}

Из книги Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 автора Бойцов М. А.

Феофан Прокопович{54} История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всероссийской.Преставился Петр II 1730 года января 18 дня во втором часу пополуночи (…). И долго разглагольство было о

4.5.1. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.5.1. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович Знаменитый проповедник и государственный деятель родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда

Глава 19 Архиепископ Феофан Прокопович

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 19 Архиепископ Феофан Прокопович В XVIII веке из лиц духовного звания не было никого, кто бы имел такое важное значение, не только в сфере церкви, но и во всем политическом строе государства, как Феофан Прокопович. С его именем тесно соединяются: важнейшее дело –

Прокопович Феофан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Феофан Прокопович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

1. Феофан Прокопович

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

1. Феофан Прокопович К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления

Феофан Прокопович (1681–1736)

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Феофан Прокопович (1681–1736) 8. За Могилою Рябою За Могилою Рябою. над р?кою Прутовою было войско в страшном бою. В день нед?лный ополудны стался нам час велми трудный, пришол турчин многолюдный. Пошли навстр?чь козацкия, пошли

Феофан Прокопович

Из книги Пантеон российских авторов автора Карамзин Николай Михайлович

Феофан Прокопович Архиепископ великого Новаграда и Великих Лук, святейшего правительствующего синода первенствующий член, родился в 1681, умер в 1736 году.Ученый богослов и природный оратор. В речах его, духовных и светских, рассеяно множество цветов красноречия, хотя слог

ФЕОФАН Прокопович

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ФЕОФАН Прокопович (Елисей Прокопович), архиеп. (1681–1736), рус. правосл. церк. деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. в Киеве в семье небогатого купца (возможно, наст. его фамилия была Церейский; Прокопович - девичья фамилия его матери). Учился в Киево–Могилянской