Годы жизни ирины токмаковой детской писательницы. В чудной стране

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ирина П етровна Токмакова Москва, 2016 Учитель: Антипова И.И. р одилась в марте 1929 г.

родилась 3 марта 1929г. в Москве. Родители Ирины являли собой пример интеллигентной семьи того времени: отец девочки, Петр Карпович - инженер-электротехник, мама, Лидия Александровна - детский врач, заведовала «Домом подкидышей». Ирина Петровна Токмакова

В годы Великой Отечественной войны детские дома были эвакуированы в глубокий тыл. Вместе со своей мамой в одном из них была и школьница Ира Токмакова. Двенадцатилетняя Ирочка уже тогда писала свои первые стишки, но считала, что таланта у неё не было. С золотой медалью девочка окончила школу, а после её ожидал Московский государственный университет. Уже там Ира училась на филологическом факультете. В 1953 году, после окончания учёбы, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию. Одновременно с тем работала переводчиком.

Профессиональный филолог, переводчица с армянского, литовского, узбекского, английского, болгарского, немецкого и других языков! Ирина Петровна - детский поэт и прозаик, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества. Она была одним из первых представителей советской литературы для детей в далекой Африке, где изучала, что читают Ири́на Петро́вна Токмако́ва д ети Нигерии и других африканских стран.

Ирина начала заниматься художественным переводом детских стихов случайно, после того, как ее знакомый прислал из Швеции книжку детских песен на шведском языке для ее сына.. Ирина перевела эти песенки на русский язык, а ее муж на удачу отнес перевод в издательство.

Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов. Несмотря на то, что от этого поступка не ожидалось многого, вскоре перевод Ирины вышел отдельной книгой. Очень скоро за первой книгой последовала и вторая, содержащая уже собственные стихи для детей Токмаковой, под названием «Деревья».

Повести – сказки о приключениях девочки Али и ее друга Антона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс. Творчество И.П. Токмаковой

Цель: ознакомление учащихся с творчеством И.П. Токмаковой, формирование культуры речи, приобщение детей к художественной литературе как к искусству слова. Задачи: создать условия для совершенствовани...

Жизнь и творчество Сурикова В.И.

Представляю презентацию и покадровый текст к ней с материалами биографии и истории создания картин великого художника Василия Сурикова. Презетация объёмная(43 кадра), поэтому делаю ссылку...

И прозаик, переводчик зарубежных стихов Ирина Токмакова. Биография этой удивительной женщины полна неожиданных переворотов. Несмотря на то что она написала много сказок-повестей воспитательного характера для детей дошкольного возраста и перевела английские и швейцарские фольклорные стихи, Ирина Петровна не планировала посвятить свою жизнь этому благородному делу.

Ирина Токмакова. Биография школьных лет

Родилась наша героиня в москве в 1929 году, 3 марта. Уже с раннего возраста начала проявлять писательские таланты Токмакова Ирина Петровна. Биография её полна интересных фактов, которые она частично отразила в своём творчестве. Но случилось это позже.

Она была очень любознательным ребёнком, проявляла тягу к знаниям. Много книг прочитала в школьной библиотеке. Накопленные знания помогли Ирине в учёбе. Школу окончила с золотой медалью.

Университетское время

Ирине Петровне нравились произведения отечественных и зарубежных поэтов и писателей. Первое стихотворение будущая поэтесса написала в детстве. Пробу пера никто не заметил, и девочка быстро забросила увлечение, решив, что к сочинительству у неё нет таланта.

После окончания школы поступила на лингвистический факультет в одно из самых престижных высших учреждений страны того времени - Московский государственный университет. После обучения работала переводчиком.

Творческая жизнь

Вплотную литературой будущая поэтесса начала заниматься поздно. Впрочем, даже никогда об этом и не думала Ирина Токмакова. Биография этой удивительной женщины полна неожиданных переворотов, как и встреча с господином Боргквистом, швейцарским энергетиком. Ему посчастливилось встретиться с начинающей переводчицей Ириной Петровной. Узнав, что женщина увлекается швейцарской народной поэзией, он прислал ей сборник детских народных песенок. Чтобы познакомить сына с творчеством зарубежных писателей, сделала первые переводы Ирина Токмакова. Биография ее является примером того, как сама судьба подтолкнула женщину заниматься тем, что ей нравилось и что у неё хорошо получалось.

Казалось бы, случайное знакомство с энергетиком из Швеции, а как оно повлияло на дальнейшую судьбу! Возможно, если бы не эта встреча, пошла бы по другому пути Ирина Токмакова. Биография для детей, которая пронизана трогательными историями, вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Лев Токмаков, муж Ирины, однажды отнёс её переводы в издательство, заранее нарисовав к ним иллюстрации. Супруге об этом ничего не сказал. Таким интересным образом в 1961 году вышла в свет первая книга Ирины Петровны «Водят пчёлы хоровод».

Проба перевода оказалась успешной. Через год выпустила первый сборник собственных стихов «Деревья» Ирина Токмакова. Биография ее полна спонтанных решений с успешным завершением вроде бы незапланированных дел.

Семейное творчество

Как и к первому сборнику переводов, к первой книге собственных стихотворений Ирины иллюстрации рисовал её муж. Быстрыми темпами издавала новые детские рассказы Ирина Токмакова. Биография этой удивительной женщины занимательна. Как и в произведениях, в ней много поучительных историй. В каждой есть скрытая, но понятная даже самым юным читателям мораль.

Что и для кого пишет Ирина Петровна

Кроме написания удивительных стихотворений и составления переводов известных произведений для детей, Токмакова всерьёз занялась драматургией. Работы были написаны для детской аудитории. Особенно популярны: «Заколдованное копытце», «Морозко», «Кукареку» и «Звездоход Федя».

Все знают детские повести-игры, которые сочинила Ирина Токмакова. Как и остальные произведения, они полюбились читателям, хотя значительно отличаются по стилю от остальных работ. Очень разносторонняя как личность и как поэт Ирина Токмакова. Биография, как и говорилось выше, интересна и увлекательна. Человек, никогда не мечтавший о писательстве, завоевал любовь неподкупной детской аудитории.

Заключение

Даже краткая биография Ирины Токмаковой увлекает не меньше, чем её произведения. Всё началось с переводов для семейного использования, но они не стали конечной остановкой на творческом пути поэтессы. Она постоянно развивала свой талант и сумела привить детям любовь к литературе.

Да и кому могут не понравиться её забавные повести-игры, весёлые стихотворения? Произведения ценятся с педагогической точки зрения. Каждое чему-то учит, что-то развивает и воспитывает в ребёнке.

1929 года) - детский поэт и прозаик , переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»). Её перу принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов. Жена художника-иллюстратора Льва Токмакова .

Биография

Напишите отзыв о статье "Токмакова, Ирина Петровна"

Ссылки

  • на BiblioГИДе
  • (недоступная ссылка с 11-03-2014 (1808 дней))

Отрывок, характеризующий Токмакова, Ирина Петровна

– Да, да, это правда, – сказал Пьер, весело улыбаясь. – Да, да, мне ничего этого не нужно. Я от разоренья стал гораздо богаче.
Но в январе приехал Савельич из Москвы, рассказал про положение Москвы, про смету, которую ему сделал архитектор для возобновления дома и подмосковной, говоря про это, как про дело решенное. В это же время Пьер получил письмо от князя Василия и других знакомых из Петербурга. В письмах говорилось о долгах жены. И Пьер решил, что столь понравившийся ему план управляющего был неверен и что ему надо ехать в Петербург покончить дела жены и строиться в Москве. Зачем было это надо, он не знал; но он знал несомненно, что это надо. Доходы его вследствие этого решения уменьшались на три четверти. Но это было надо; он это чувствовал.
Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе.
Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.
Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.

Токмакова Ирина Петровна
3 марта 1929

Детский поэт и прозаик, переводчик Ирина Петровна Токмакова (Манукова) родилась 3 марта 1929 года в Москве в семье инженера-электротехника и детского врача. «Почему я Петровна? Потому, что когда отец кончил институт, проучился в Дрездене, кончил то, что теперь называется Бауманское высшее инженерное училище, и работал у Сименса, ему сказали: «Нет, не пойдёт. Перч Карапетович Манукян - не пойдёт». И во всех документах, паспорте было записано - Пётр Карпович Мануков».
С детства писала Ирина стихи, но считала, что литературного таланта у неё нет.
В одном классе с ней училась дочь известного поэта В.И. Лебедева-Кумача. Стихи юной поэтессы попали к нему, и мэтр написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину - автор. Отметив недостатки, Лебедев-Кумач подчеркнул поэтические способности и посоветовал писать дальше. Но Ирина не собиралась становиться ни поэтом, ни писателем. Окончила школу с золотой медалью, затем в 1953 году - филологический факультет МГУ тоже с золотой медалью, училась в аспирантуре.

Потом стала работать переводчиком. Знакомый швед, узнав, что Токмакова любит поэзию, прислал ей в подарок книгу стихов и вместе с ней сборник шведских народных песенок для ее 6-летнего сына на шведском языке. Ирина Петровна перевела шведские песенки на русский язык, а ее муж - художник Лев Токмаков, прочитав эти переводы, решил нарисовать к ним иллюстрации. Так, в 1961 году, появилась первая книжка Ирины Токмаковой «Водят пчелы хоровод». Потом вышли шотландские народные песенки «Крошка Вилли Винки», а затем ее собственные стихи, сказки, пьесы.

Зная несколько иностранных языков, Ирина Петровна переводила на русский язык не только стихи, но и прозаические произведения: «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсена» Сельмы Лагерлеф, «Питер Пен» Джеймса Барри, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма и др.

Пьесы, «Морозко», «Заколдованное копытце», «Кукареку», «Звездоход Федя», «Звездные мастера» и др., написанные И. Токмаковой, поставлены многими театрами России. Особенно популярны ее необычные повести-сказки: «Аля Кляксич и буква «А», «Может, Нуль не виноват?», «Вместе почитаем, вместе поиграем, или Приключения в Тутитамии», «Станем грамотеями, или В гостях у Мудрослова».
И. П. Токмакова является лауреатом: международных почетных дипломов им. Андерсена; премии Льва Толстого «За вклад в развитие литературы для детей и детского чтения» в номинации «Художественная проза и поэзия»; всероссийской литературной премии им. А.С. Грина; Государственной премии Российской Федерации за произведения в области литературы и искусства для детей и юношества.
Чтобы вы пожелали всем, кто с детства знаком с вашим творчеством?
- Хорошей погоды, чтобы не было никаких катастроф, которые так надоели! Чтобы жили спокойно, мирно и, конечно, мне хочется, чтобы любили книгу. Чтобы понимали и не забывали: сколько бы не было плееров, телевизоров, Интернетов, от книги, которую держишь в руках, гораздо теплее. Любите книгу (из интервью).

Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.