Православный свято-тихоновский гуманитарный университет. Пстгу › факультеты и отделения › филологический факультет › выпускники

УНИКАЛЬНОСТЬ ПСТГУ Обучаясь в ПСТГУ, у студентов появляется возможность одновременно развиваться в разных направлениях с учетом индивидуальных потребностей. С одной стороны, Университет предлагает на 9 факультетах 52 программы обучения в области гуманитарного образования по востребованным специальностям с выдачей дипломов государственного образца. С другой стороны, предлагаемые программы позволяют не просто получить актуальную специальность, но и расширить круг компетенций за счет изучения иностранных языков и получения нескольких профессий. СТАЖИРОВКИ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ ЕВРОПЫ ПСТГУ создает возможности для получения первого профессионального опыта в процессе прохождения стажировок и практик. Университет имеет партнерские связи с 12 ВУЗами в Европе и США, в которых студенты ПСТГУ могут проходить обучение и практику по программам обмена. Таким образом, каждый студент может выстроить индивидуальную траекторию развития, которая может включать в себя получение сразу несколько специальностей, хорошую языковую и богословскую подготовку. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования является важным критерием оценки деятельности ПСТГУ, которое достигается за счет научной деятельности университета, собственных методик, высокого уровня квалификации преподавателей и известных приглашенных специалистов. Преподаватели ПСТГУ являются экспертами высокого уровня в своих областях, часто выступают на российских и международных научных конференциях, а также с лекциями в других ВУЗах. В стенах университета также проходят обучение и стажировку студенты из стран Европы и США. ПСТГУ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Желающим посвятить себя научной деятельности университет предоставляет возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, публикации работ в изданиях ПСТГУ, работы в научных центрах, участия в конференциях. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В университете налажена активная и разнообразная студенческая жизнь, он является местом проведения многочисленных научных и культурных мероприятий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПСТГУ Хорошая материально-техническая база университета позволяет использовать в процессе обучения современные технологии. Также студенты могут пользоваться библиотеками, электронными ресурсами, столовыми и даже студией коворкинга для подготовки к занятиям и отдыха. Для иногородних студентов предоставляется общежитие. НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И ОБЩЕЖИТИЯ В 2018 г. университет предлагает абитуриентам 375 «бюджетных» мест, часть из которых финансируется из государственного бюджета , часть - из собственных средств, а также 392 места на платной основе. На время обучения в ПСТГУ юношам призывного возраста предоставляется отсрочка от армии. Учеба в ПСТГУ требует от студентов целеустремленности, работоспособности и желания учиться. Только в этом случае все те возможности, которые предоставляет университет, позволят получить хорошую базу и преимущества, необходимые при дальнейшем трудоустройстве. ПСТГУ ждет своих студентов!

— Ваш вуз стал первым учебным заведением Русской Православной Церкви, выпускающим специалистов с дипломами государственного образца. Как это получилось, и каким образом нужно было изменить программу духовного учебного заведения, чтобы получить признание наравне со светскими вузами?

— Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ), учрежденный в 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II, впервые получил госаккредитацию в 1997-м, используя уже действовавший с 1992-1993 годов образовательный стандарт по теологии. Однако этот стандарт не был удовлетворительным. В ПСТБИ по предложению Министерства образования РФ был разработан стандарт по теологии второго поколения, который и был утвержден министерством. В его основу был положен принцип многоконфессиональности. Новый стандарт включил в себя ряд блоков, общих для разных религий (например, философию, историю, иностранные языки, элементы экономики, информатики и другие), и блок дисциплин религиозной подготовки, который является основным по количеству учебных часов.

Было создано отделение теологии в учебно-методическом объединении (УМО) классических университетов, куда вошли представители разных религий. При этом в УМО по теологии не было ни одного межрелигиозного конфликта, которыми нас пугали противники утверждения стандарта по теологии. Уже на основе новых стандартов ПСТБИ подтвердил свою госаккредитацию в 2002 году, а через два года получил статус университета и стал называться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).

Отличия наших учебных планов от программ духовных школ не носят принципиального характера. Нам пришлось включить в свои учебные планы предметы, обязательные для всех гуманитарных вузов, желающих иметь госаккредитацию. Но мы считаем, что наши студенты должны иметь представление и об экономике, и об информатике, и об истории науки. Занятия физкультурой, обязательные для всех, нашим студентам тоже необходимы. Количество учебных часов, отводимых на богословские дисциплины, незначительно отличается от норм духовных школ.

— Чем, на ваш взгляд, отличается теологическое образование от религиоведческого?

— Соотношение теологии с религиоведением во многом аналогично соотношению художника с искусствоведом, пианиста или композитора с музыковедом и т.п. Невозможно, например, математику или физику заменить историей науки вообще. В России, к сожалению, религиоведение стало прямым преемником «научного атеизма», что легко прослеживается как в биографиях ведущих религиоведов, так и в их печатных изданиях. Но и в Европе религиоведение остается компаративной наукой и не претендует на то, чтобы заменить собой теологию, которая изучает религиозный опыт изнутри, причем всегда с конфессиональных позиций.

Религиоведение использует выработанные теологией архетипы, понятийный аппарат, терминологию и т.д. Все это наглядно иллюстрирует сравнение учебных планов по специальностям «теология» и «религиоведение». Чтобы стать православным теологом, нужно основательно знать древние языки, библеистику, историю Церкви, патристику, литургическое богословие и т.д. Обо всем этом религиовед имеет самые поверхностные представления.

— Сколько выпускников оканчивает ваш вуз, каков конкурс при поступлении? Куда идут работать выпускники — в Церковь, в государственные учреждения или в школы преподавателями «Основ православной культуры»? Каковы перспективы служения или работы в Церкви выпускниц вашего вуза?

— В ПСТГУ в настоящее время насчитывается десять факультетов. Наибольший конкурс бывает на факультете церковных художеств, богословском, филологическом, историческом факультетах. Ежегодно университет выпускает примерно 250 человек. Большая их часть определяется с местом работы еще до окончания вуза. Значительная часть теологов становится священнослужителями, преподавателями. Выпускники других факультетов — сотрудниками образовательных и административных учреждений Церкви, иконописцами, реставраторами, регентами хора, социальными работниками, журналистами и т.д.

Студентки составляют примерно 50 процентов учащихся Свято-Тихоновского университета. Девушки учатся на общих основаниях с юношами, за исключением пастырского отделения богословского факультета. Но есть специальности, больше привлекающие девушек, например церковное пение, педагогика начальной школы. Кафедра церковного шитья, возрождающая древнее искусство золотошвеек, целиком женская. Многие специальности открывают девушкам возможность церковного служения — в качестве регентов, певчих, иконописцев, реставраторов, преподавателей воскресных школ в социальных, образовательных, издательских учреждениях Церкви. Именно в нашем университете получила богословское образование первая в России женщина — магистр богословия Наталья Сухова. Эта высокая ученая степень была присуждена ей за великолепную работу по истории реформ духовных академий.

— Есть ли среди выпускников вашего вуза представители епископата Русской Православной Церкви?

— Недавно в прессе появилась информация о том, что студенты и выпускники вашего вуза принимают участие в создании так называемого «православного корпуса» при движении «Наши». Как вы прокомментируете эту информацию?

— Некоторое время назад в вестибюле ПСТГУ были развешены листовки, приглашавшие студентов к участию в движении «Наши». Затем на сайте «Новости.ru» появилось сообщение о том, будто бы 23 мая заместитель руководителя «Наших» Борис Якеменко выступал перед студентами и выпускниками ПСТГУ в офисе некоего молодежного движения. Может быть, там было несколько студентов, но об организованном участии вуза в движении «Наши» речь идти не может. Устав ПСТГУ исключает возможность организованного участия университета в каких-либо политизированных акциях. Учащиеся и выпускники как частные лица вольны встречаться с кем хотят, но я уверен, что не было никаких значительных поводов для обсуждения этой темы в СМИ.

«НГ-Религии» /Патриархия.ru

Мы задали выпускникам Филологического факультета вопрос: «Как Вы думаете, что Вам дал ПСТГУ?» Ниже публикуем некоторые ответы. В скобках указан год выпуска и уровень полученного у нас образования. Место работы и род занятий выпускника указаны на момент проведения опроса.

Наталья Николаевна Токарева, учитель в государственной школе, частный репетитор (2017, бакалавриат):

Прекрасный педагогический состав, человеческое отношение, свободу от коррупции в учебном заведении, дисциплину, воцерковление.

Дарья Вячеславовна Грязных (Дяченко), учитель русского языка и литературы, МБОУ "Аверинская средняя общеобразовательная школа" Губкинского района Белгородской области (2017, бакалавриат):

Мне ПСТГУ дал четыре года жизни среди людей, для которых церковная жизнь и христианские ценности - это норма. Это главное, за что я благодарна университету. А еще за настоящих друзей, которых я встретила здесь, за интересных людей, которые преподавали у нас, за стажировку в Италии - это бесценный жизненный опыт.

Много знаний, дисциплинированность, ответственность, много верных друзей и знакомство с потрясающими преподавателями, некоторые из них, кстати, тоже стали моими друзьями. Умение работать с огромными объёмами информации, правильно оформлять тексты, расставлять приоритеты, находить общий язык с разными людьми, смотреть на один и тот же предмет по-разному. Самыми полезными оказались предметы "Филологическая работа с текстом", "Практическая грамотность", "Практическая журналистика", "Английский язык" и "Практикум по орфографии и пунктуации".

Александра Валерьевна Черноокая, выпускающий редактор новостного канала "СТВ", учитель русского языка и литературы (совместитель), редактор молодежного приложения газеты, магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета (2017, бакалавриат):

Я думаю, что навыки письменного изложения информации, склонность к исследовательской деятельности, способность заниматься длительное время кропотливой работой. Образование.

Ксения Сергеевна Науменко, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «СПК» Москомспорта (2017, магистратура):

ПСТГУ дал мне качественное филологическое образование, научил гибкости, а также укрепил в вере. ПСТГУ дал большой багаж необходимых знаний, развил силу воли и выдержку, научил не идеализировать церковную структуру и понимать, что везде есть люди и везде есть грехи, однако в каждом научил видеть Божью искру, и сквозь налёт нашего материального в религиозной организации (православной) видеть Церковь Христову. ПСТГУ подарил мне прекрасных друзей и мужа. А ещё самых талантливых преподавателей, которым я всегда буду стараться подражать, и надеюсь, что это удастся, хотя бы немного. Особую благодарность хотелось бы выразить Е. Е. Серегиной за помощь ближним и неимоверную доброту; М. А. Родиной, которая на протяжении трёх лет помогала в написании бакалаврской и магистерской, собственным примером учила быть терпимее и мягче к студентам; И. Е. Мелентьевой за интереснейшие пары и объяснение того, что в жизни не все бывает, как нам того хочется; О. В. Альбрехт за захватывающие пары и привитие любви к зарубежной литературе второй половины XIX-XX века; Г. Н. Храповицкой за самые атмосферные занятия и личный пример того, что значит быть интеллигентом, и конечно, А. В. Коровину и О. Н Склярову за занятия, которые остались не только в памяти, но и в сердце (как и сами преподаватели), чьи слова и советы помнятся и сегодня и помогают в различных трудностях.

Мария Романовна Сванидзе, учитель английского начальных классов НОЧУ СОШ «Живоносный источник» (2017, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне не только качественные и объемные знания, но и укрепил мой интерес к филологии. Кроме того, ПСТГУ - это ВУЗ с неповторимой атмосферой и людьми, которые позволяют личности раскрыться в полной степени.

Антон Юрьевич Вахранев, менеджер по логистике полиграфической компании «Бюро Маяк» (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне очень многое. Если кратко, то: знания, знакомство с интересными людьми, возможность пожить одному, возможность учиться тому, что интересно. Спасибо.

N.N., МВД России, эксперт-криминалист (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне прекрасное образование, сформировал определённое отношение к Церкви, подарил множество прекрасных знакомств.

Мария Ильинична Красовицкая, корреспондент-переводчик в МИА «Россия сегодня» (2015, бакалавриат):

Именно в ПСТГУ меня научили тому, чему я планирую посвятить всю жизнь. Это - художественный перевод. О. Ю. Мар открыла мне это искусство, вселила веру в себя, дала знания, которые я с тех пор хочу развивать и углублять. Любой текст я неизменно анализирую с точки зрения перевода. Для меня это одновременно тяжелый труд и дело для души, досуг и самореализация.

Французский - мой любимый язык. Я продолжаю им заниматься, и база, которую дала мне Е. Н. Шапенко, до сих пор очень мне помогает. Одно из основных условий успешного изучении языка (да и любого дела) - требовательность к себе. А это Екатерина Николаевна воспитывает в студентах как никто другой.

О. Н. Скляров преподавал у меня еще в школе. Для меня это Учитель с большой буквы. Трепетное, тонкое и глубокое отношение к тексту, любовь и уважение к слову - именно он показал мне, насколько это важно. Именно он - мой образец Филолога. А еще знания, которые я получила на занятиях Олега Николаевича, помогли мне впоследствии поступить в магистратуру «Вышки».

Я филолог-литературовед. Но в определенный момент всерьез думала о том, чтобы заняться лингвистикой. Причиной тому - лекции А. В. Вдовиченко. Лингвистом я так и не стала, но искренний интерес к этой науке, а также конкретные теоретические знания, которые дал мне Андрей Викторович, продолжают поддерживать меня в дальнейших занятиях филологией.

Елена Сергеевна Касухина, учитель русского языка и литературы школы 2126 «Перово» (2015, специалитет):

ПСТГУ дал мне хороших преподавателей, верных друзей, с которыми общаемся до сих пор, разноплановые знания, очень интересные предметы, огромное спасибо Вам!

Мария Ивановна Сидорова, корректор на новостном портале Life.ru (2015, специалитет):

Главное, что должен давать вуз - способность учиться. Кроме того, актуальные знания по выбранной специальности. И тёплые отношения, которые до сих пор поддерживаются, как с другими студентами, так и с преподавателями.

Ирина Олеговна Скворцова, преподаватель английского языка Пензенского Государственного Университета (2015, специалитет):

Из полученных в университете знаний и навыков мне пригодилось в работе трудолюбие, хорошее произношение, умение интересно подать языковой материал, понимание студентов. ПСТГУ мне дал знания, профессию и много-много друзей!

Елизавета Сергеевна Гаврилина, учитель английского языка Православной Свято-Петровской школы (2015, бакалавриат):

Очень пригодилось знание языка, которое дал мне вуз. Был полезен пример моих преподавателей, а также умение работать в сжатые по времени сроки.

Вера Олеговна Свинарчук, преподаватель церковнославянского языка Воскресной школы при храме святых благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине, г. Москва; преподаватель кафедры теории и истории языка Филологического факультета ПСТГУ (2015, магистратура):

Хорошее высшее образование, конечно! А также возможность сформироваться личностно и интеллектуально в благоприятной, отчасти даже «тепличной» среде, не испытывая давления чуждых мне ценностей и стереотипов; дружеские и профессиональные связи; ощущение себя частью большого сообщества умных, талантливых, молодых (по крайней мере - душой:) людей, не равнодушных к жизни Церкви и общества, особенно к интеллектуальной стороне этой жизни… Думаю, мое мировоззрение во многом было сформировано за годы учёбы в стенах ПСТГУ.

Дарья Александровна Александрова, преподаватель итальянского языка на курсах с опытом работы в нескольких школах (2014, специалитет):

Осознанность в вере… В личностном плане: общение с людьми, в том числе разных конфессий, возможность выработать свои позиции и научиться функционировать в разноплановые обществе. В профессиональном: летние школы и стажировки в Италии, которые во многом и определили мою профессиональную деятельность.

Кристина Геннадьевна Самуйлова, преподаватель кафедры романской филологии, зам. декана по воспитательной работе филологического факультета ПСТГУ; учитель итальянского языка и инспектор Православной Свято-Петровской школы (2013, специалитет):

ПСТГУ воспитал меня не только в профессиональном плане, но и в жизненном. Когда видишь перед глазами живые примеры подвижников, хочется следовать и учиться у них многому, не только в профессиональном плане, но и в духовной жизни. Осталось только научиться рассчитывать свои силы.

Кристина Викторовна Литвинцева, старший преподаватель школы Лингвистики НИУ ВШЭ (2012, магистратура):

Навык выступления на конференциях и написания статей.

Анна Николаевна Мельник, управляющая переводческим бюро, профессиональный устный переводчик (Париж) (2011, специалитет):

ПСТГУ дал мне всё - это была первая ступень к жизни моей мечты. Без ПСТГУ в моей жизни ничего бы не было возможно. Этот замечательный университет научил меня мыслить и никогда не сдаваться. После ПСТГУ я училась во многих университетах, в России и Франции, у меня были преподаватели из разных стран, но самые лучшие из всех навсегда остались - К. А. Александрова и Е. М. Королева. Самая сильная база, самые крепкие знания, самое большое развитие как научное, так и личное, самое душевное внимание, самые верные советы - я получила от них. Мне очень повезло учиться под их руководством, и я счастлива, что знакома с ними.

Екатерина Олеговна Надольская, секретарь-переводчик Итальянской школы им. Итало Кальвино (2011, специалитет):

Образование, друзей, незабываемые студенческие годы!

Мария Ивановна Хажомия, к.ф.н., преподаватель кафедры теории и истории языка ПСТГУ (2011, специалитет):

Возможность общаться с людьми из церковного круга, при этом получая знания о филологии и о себе.

Александр Юрьевич Карпухин, главный библиограф ВГБИЛ (2011, специалитет):

Знание иностранных языков, общая эрудиция, навык сбора и систематизации информации.

Алена Александровна Маловичко, мать пятерых детей (2006, специалитет):

Я очень и очень благодарна всем, кто меня учил и тем, кто этот институт создал и поддерживал. Я не самая лучшая выпускница, так как почти не применяла свои навыки и знания на деле, но ПСТГУ дал намного больше, чем просто диплом об образовании.

Елена Валерьевна Недич, преподаватель Богословского факультета Белградского университета (2006, специалитет):

Профессиональные знания, жизненный опыт, радость общения со многими удивительными людьми и многое другое.

Александра Андреевна Островская, преподаватель французского и итальянского языка языковой школы Soho Bridge; певчая и регент в храме Спаса Преображения на Болвановке (2005, специалитет):

Воцерковлённость, правильное понимание веры, основу и смысл жизни. Развил мои таланты и помог сбыться мечте - выучить итальянский. Дал сразу две профессии: преподавателя языков и певчей в храме (не напрямую, но благодаря Институту). Огромный круг знакомств в среде верующих людей, профессионалов в разных областях. Кстати, мужа тоже! И нескольких близких друзей. Хороший старт в жизни. Слава Богу за всё!

Татьяна Александровна Левшенко, к.ф.н., старший преподаватель кафедры современного русского языка филологического факультета ПСТГУ; редактор Отдела богослужебных книг Издательства Московской Патриархии (2001, специалитет):

Хорошее образование, хорошую работу, общение с хорошими людьми и даже семью (познакомилась с мужем в стенах ПСТГУ).

Анна Вячеславовна Валькова, преподаватель кафедры теории и истории языка и кафедры германской филологии Филологического факультета ПСТГУ (2001, специалитет):

Достойное гуманитарное образование, в некотором роде, новый взгляд на мир.

Студенты обучаются на девяти факультетах: богословском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, социальных наук, информатики и прикладной математики, дополнительного образования . Имеется дневное отделение (на всех факультетах, кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования). Для возможности дистанционного обучения действует Институт дистанционного образования. Ежегодно университет принимает участие во многих научных конференциях.

Лекционные и семинарские занятия проходят в зданиях в Лиховом переулке , д. 6, (Богословский факультет), в 1-м Новокузнецком переулке, дом 4, стр.1,2 (Факультеты Церковного пения, Информатики и прикладной математики) и на Иловайской улице , д.9 (остальные факультеты) .

История

Богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного вуза, где, в отличие от духовных семинарий и академий , могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера (ум. 1984) и иеромонаха Павла (Троицкого). В конце 1980-х годов, как только наступила относительная религиозная свобода, они организовали несколько лекториев , имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Воробьёв , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади , и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе отца Глеба Каледу , который тогда ещё скрывал своё священство и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Осенью 1990 года началась работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов. В состав инициативной группы входили священники Владимир Воробьёв, Глеб Каледа, Сергий Романов и Аркадий Шатов . Чаще всего они собирались в приходском доме протоиерея Димитрия Смирнова рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского . Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию . Когда устав курсов, наконец, был утверждён, патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус , Владимир Воробьёв, Глеб Каледа, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков , Димитрий Смирнов , Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов , Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для курсов были выделены помещения в МВТУ . Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

Весной 1991 года протоиерей Глеб Каледа в связи с назначение руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора , 29 мая на заседании учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьёв .

Курсы вначале имели шестерых преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

25-27 мая 1992 года Богословским институтом была проведена первая конференция под названием «Чтения памяти прот. Всеволода Шпиллера», в которой активное участие принял протопресвитер Иоанн Мейендорф . На одно из заседаний Чтений приехал Патриарх Алексий II. Он рассказал о своем общении с протоиереем Всеволодом и преподал своё благословение Богословскому институту .

В сентябре того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона , таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . Первыми факультетами были: пастырско-богословский факультет, задуманный как аналог духовных школ; миссионерско-катехизаторский факультет для подготовки преподавателей Закона Божьего; педагогический факультет для преподавателей светских дисциплин; факультет церковных искусств для подготовки специалистов в области церковного пения, иконописи и архитектуры .

8 декабря 1992 года в Главном здании МГУ состоялся Торжественный Акт Института, который возглавил Патриарх Алексий II. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. М. Лужков , Президент РАН Ю. С. Осипов и другие почетные гости. Во время презентации был образован Попечительский совет Института во главе со Святейшим Патриархом Алексием II и подписан договор о сотрудничестве в развитии ПСТБИ между Московским Патриархатом и Московским Государственным Университетом . Ректор нового института отмечал, что из-за плачевного материального положения ПСТБИ преподаватели не получали зарплаты, а студенты - стипендий, а вся жизнь и деятельность института строилась на энтузиазме студентов и сотрудников

7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования .

В августе 1993 года открылось заочное отделение, где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви .

В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории. Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех .

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило её» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

8 июня 1994 года Патриарх Алексий II освятил храм Живоначальной Троицы на Пятницкой улице , приписной к Николо-Кузнецкому храму, который стал базовым храмом Института .

В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института .

20 июля 1998 года после прохождения аттестации ПСТБИ получил государственную аккредитацию по направлениям религиоведение и педагогика . В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение . В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца .

В 2002 году Институт прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям, в том числе по 3 новым специальностям. В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия была изменена организационно-правовая форма Института: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение, Институт был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с сохранением принадлежности к Русской Православной Церкви .

В 2003 году был открыт факультет Дополнительного образования с четырьмя отделениями. Была отлицензирована аспирантура по семи научным направлениям . Первые преподаватели прошли специальную подготовку и приступили к разработке курсов Дистанционного образования. В начале 2004 года состоялся первый набор слушателей на новые дистанционные программы .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

21 мая 2004 года решением Аккредитационной коллегии по результатам Комплексной оценки деятельности вуза в 2004 году НОУ ВПО и приказом Министерства образования России от 25 мая того же года установлен государственный аккредитационный статус по типу высшее учебное заведение вида «университет» . Это стало первым случаем в новой России присуждения высшего государственного статуса учебному заведению Русской Православной Церкви . В связи с этим 7 октября 2004 года решением Священного Синода было принято название: «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» .

В 2004 году была в значительной степени решена проблема учебных помещений. Попечительским советом Университету было предоставлено во временное пользование здание, расположенное в спальном районе Очаково , где расположились Миссионерский, Филологический, Исторический, Педагогический факультеты и факультет Дополнительного образования, а также заочное отделение, библиотека, административные службы. Кроме того, настоятель храма великомученика Георгия на Поклонной горе протоиерей Сергий Суздальцев предоставил Университету для факультета Церковных художеств помещения, в которых проведён капитальный ремонт . В том же году впервые состоялся выпуск магистров теологии .

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с 2002 года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В 2005 году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования», которое в 2008 году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

29 июля 2005 года решением Правительства России приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах было передано здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке , чего институт добивался с 1992 года .

В начале 2007 году ПСТГУ было передано пятиэтажное здание по адресу ул. Иловайская , д. 9. Там были проведены ремонтные работы, и 28 октября того же года ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв в сослужении священников Николо-Кузнецкого храма совершил чин освящения общежития университета, где разместилось около 300 студентов .

9 апреля 2007 года ПСТГУ получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности и направлению «Социология». Тогда же начал работу социологический факультет ПСТГУ, что стало первым таким прецедентов в истории учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2009 году социологический факультет и факультет экономики и права были объединены в Факультет социальных наук .

Осенью 2007 года в ПСТГУ открылся факультет факультет информатики и прикладной математики с программой обучения, которая предусматривала: фундаментальную математическую подготовку, соответствующую базовой части курса математических факультетов университетов; специальную подготовку, включающую широкий круг курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием и приобретение практических навыков; базовое богословское образование . После открытия данной кафедры ПСТГУ перестал быть чисто гуманитарным учебным заведением .

28 мая 2010 года Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки) и специальности 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки) .

2 сентября 2010 года архиепископ Верейский Евгений (Решетников) совершил освящение нового учебного корпуса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и часовни в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На богослужении присутствовали епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) и префект ЮВАО г. Москвы Владимир Зотов . В новый корпус переехали шесть факультетов: миссионерский, филологический, исторический, педагогический, социальных наук и дополнительного образования. Также в новом корпусе устроены трапезная, библиотека, студенческий отдел кадров и другие отделы .

В 2012 году началось общеуниверситетское внедрение дистанционных образовательных технологий , для чего в целях централизованной координации и технической поддержки проекта был создан Отдел дистанционного обучения ПСТГУ, обслуживающий Систему дистанционного обучения ПСТГУ. Первоначально дистанционное обучение в полном объёме было реализовано только по дополнительным образовательным программам Факультета дополнительного образования, но предполагалось подключить все факультеты университета. С 2015 года все дистанционные образовательные программы в ПСТГУ реализуются в рамках Института дистанционного образования.

В сентябре 2016 года начались занятия в главном здании в Лиховом переулке, куда переехал Богословский факультет. В здание в Кузнецах, где он раньше располагался переехали факультет церковного пения и факультет церковных художеств .

Факультеты

Богословский факультет

декан факультета - протоиерей Павел Хондзинский

Факультет церковных художеств

Является одним из ведущих центров подготовки профессиональных специалистов во всех областях церковного искусства. Основан в 1992 году как Факультет церковных искусств .

Кафедры :

Факультет церковного пения

Открыт в 1992 году в числе первых факультетов. Его возникновение стало ответом на потребность в специалистах хорового дела, обладающих обширными знаниями в области церковного пения. На факультете накоплен опыт сочетания традиций светского и духовного музыкального образования. Студенты получают базовое музыкальное образование в объёме светских вузов, а также осваивают теорию и практику богослужебного пения .

Филологический факультет

Филологический факультет ПСТГУ призван содействовать умножению в обществе (в том числе и за пределами собственно церковных структур) числа носителей традиционной культуры, восприимчивых к христианским смыслам и ценностям и способных творчески выражать их посредством слова .

Кафедры

Педагогический факультет

Создан в 1992 году. Свою миссию факультет видит в возрождении традиций христианского педагогического служения .

Исторический факультет

Основная статья: Исторический факультет ПСТГУ

Исторический факультет ПСТГУ существует с 1994 года , когда был сформирован из Отделения русской истории, созданного в рамках историко-филологического факультета ПСТБИ в 1994 г. В 2000 году на базе отделения истории России был создан исторический факультет. Деканом был назначен к.и.н., доцент иерей Андрей Постернак.

На историческом факультете осуществляется подготовка специалистов по Отечественной истории и историко-архивоведению, преподавателей истории России и всеобщей истории для средних общеобразовательных школ (бакалавр , магистр) . Имеются государственные лицензия и аккредитация. Срок обучения на очной (дневной) форме 4-6 лет, очно-заочная (вечерняя) форма была закрыта.

Кафедры

  • Кафедра истории России и архивоведения - осуществляет подготовку по направлению и специальности история России, обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времён до конца XX в., источниковедению и историографии, методике преподавания истории и другим спецдисциплинам. Кафедру возглавляет Дмитрий Андреевич Цыганков.
  • Кафедра всеобщей истории - обеспечивает комплекс учебных дисциплин по истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории стран Западной Европы и Америки, библейской археологии, истории стран Азии и Африки, истории южных и западных славян и т. д. Кафедру возглавляет Дега (Дмитрий) Витальевич Деопик.

Факультет социальных наук

Факультет организован в 2007 году с целью подготовки специалистов для Русской православной церкви, государственных и муниципальных органов власти и управления, общественных организаций, современного российского бизнеса. Обучение на факультете построено по принципу соединения традиционного социологического, экономического и богословского образования . Занятия проводят преподаватели ПСТГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, институтов РАН .

Кафедры

Факультет информатики и прикладной математики

Факультет осуществляет обучение по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» квалификация «математик-программист». На факультете действует кафедра математики, кафедра информатики и научно-исследовательская лаборатория информационно-поисковых систем. Форма обучения: очная . Основателем и первым деканом был Емельянов Николай Евгеньевич . Первый набор студентов прошёл в 2008 году .

Cтуденты получают практические навыки работы с основными современными операционными системами, языками программирования, СУБД и в совершенстве овладеют некоторыми из них в соответствии с выбранной специализацией.

Накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных «За Христа пострадавшие» и базы данных «Иконография церковного искусства».

Кафедры :

Институт дистанционного образования

Институт дистанционного образования (ИДО) создан в ПСТГУ в 2015 году на базе кафедры новых технологий в гуманитарном образовании (НТГО) . Директором института стал проректор ПСТГУ по учебной работе протоиерей Геннадий Егоров . В том же году на кафедру НТГО отнесены все дисциплины, входящие в состав программ, при реализации которых используются дистанционные образовательные технологии.

Все образовательные программы института реализуются дистанционно, через интернет. Первой дистанционной программой ПСТГУ в 2004 году стал курс «Основы Православия» , которая и в настоящее время остаётся самой популярной программой ИДО. Кроме того, Институт дистанционного образования реализует рассчитанную на 3,5 года программу профессиональной переподготовки «Теология». В 2016 году была запущена первая в России полностью дистанционная богословская магистерская программа «Православное богословие и философия в современном дискурсе» .

За 14 лет дистанционные программы ПСТГУ закончили более 2000 человек из 127 стран . Большинство иностранных выпускников - жители Украины, на втором месте представители Германии. В десятку популярных стран входят Белоруссия, государства Прибалтики, Казахстан, США и Канада .

Специалисты кафедры НТГО ведут исследования в области организации дистанционного обучения и адаптации к нему учащихся и преподавателей. На основе полученного опыта был разработан оригинальный курс подготовки преподавателей для работы в системе дистанционного обучения ПСТГУ .

ИДО ПСТГУ (совместно с компаниями SAP и «Сургутнефтегаз») стал соучредителем первой Международной научно-практической конференции «Цифровое образование. XXI век », прошедшей в Москве 24 сентября 2018 года. Целью конференции стало создание постоянной площадки для обмена опытом профессионалов-практиков в области цифровизации образования .

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» предназначен для публикации «основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям, а также для публикации оригинальных научных материалов, представляющих интерес для социо-гуманитарной науки, имеющих теоретическую и практическую значимость» .

С 2010 года «Вестник ПСТГУ» входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК . В 2018 году серия I: Богословие. Философия. Религиоведение была включена в наукометрическую базу Scopus .

Издательство ПСТГУ

Основано в 1992 году. Издательская деятельность ПСТГУ ведётся по различным направлениям - издание книг известных богословов, философов и церковных писателей, написанных в XIX-XX веках, и публикация научных работ преподавателей университета, издание пособий для студентов духовных учебных заведений, публикация миссионерской общедоступной литературы о православной вере и жизни. Значительное место в жизни университета занимает издательская работа по трагической истории Русской Православной Церкви XX века .

Филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных города России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачётные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьёв: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

Оценки

В июне 2015 года ПСТГУ вошёл, по специальности «образование и педагогические науки», в Топ-10 высших учебных заведений Москвы по версии газеты «Коммерсантъ », выпускники которых устраиваются на высокооплачиваемую работу .

Согласно рейтингу востребованности вузов в РФ 2016 года, ПСТГУ занял третье место, уступив МГППУ и МГПУ .

Согласно рейтингу востребованности вузов в РФ 2018 года, опубликованным МИА Россия Сегодня, ПСТГУ стал самым востребованным среди гуманитарных вузов, опередив Московский городской педагогический университет и Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена .

Примечания

  1. St Tikhon"s Orthodox University
  2. Черных А. Глава Рособрнадзора поблагодарил ПСТГУ за стандарт по теологии // Коммерсантъ , 20.11.2017
  3. http://pstgu.ru/faculties/
  4. http://abiturient.pstgu.ru/Shemy-proezda-k-fakulytetam
  5. История Университета на официальном сайте ПСТГУ.
  6. «Свято-Тихоновскому университету - 20 лет: Сначала читали лекции в кинотеатрах…» Православие и мир , 17 ноября 2012.
  7. Памятная дата «Малая закваска» . Официальный сайт ПСТГУ, 6 февраля 2011.
  8. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) // Патриархия.ru
  9. Протоиерей Владимир Воробьев: Наивно ожидать святости от всех тех, кто называет сегодня себя христианином // Патриархия.Ru
  10. Глухарёв Е. // Газета «Коммерсантъ » № 56 от 09.12.1992
  11. Отчёт о результатах самобследования
  12. Протоиерей Владимир Воробьев: Главный результат ПСТГУ - наши выпускники // Православие.Ru
  13. // ПСТБИ
  14. Раздел «Дистанционное обучение» на Официальном сайте ПСТГУ
  15. Устав негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»
  16. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2004 года // Патриархия.Ru , 09.06.2005
  17. Доклад архиепископа Верейского Евгения // Русская линия , 04.10.2004
  18. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2005 № 1085-р «О безвозмездной передаче в собственность православного прихода храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы»
  19. Состоялось освящение общежития Свято-Тихоновского университета // Патриархия.Ru , 30.10.2007
  20. Летопись факультета // ПСТГУ
  21. В ПСТГУ открывается факультет информатики и прикладной математики / Новости / Патриархия.ru
  22. Факультет информатики и прикладной математики Емельянов Николай Евгеньевич (18.08.1939 - 14.01.2010)
  23. В ПСТГУ открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций // Православие.Ru , 25 июня 2010
  24. Архиепископ Верейский Евгений освятил новый учебный корпус Свято-Тихоновского университета // Патриархия.ru , 02.09.2010
  25. http://pstgu.ru/news/university/2016/09/02/67543/
  26. http://pstgu.ru/faculties/theological/chairs/
  27. http://pstgu.ru/faculties/theological/chairs/scripture/common/

Правосла́вный Свято-Ти́хоновский гуманита́рный университе́т (сокращённо ПСТГУ , полное наименование - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» ) - российское высшее учебное заведение в Москве. Основан в 1992 году как Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ). В 2004 году получил высший аккредитационный статус по типу «университет». С тех пор носит современное название. После завершения многоплановой реставрации в 2015 году в его помещениях разместился главный корпус ПСТГУ.

Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (ранее богословские дисциплины в рамках высшего образования изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование.

Имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям - теологии , религиоведению , педагогике , филологии и истории , а также по специальностям - историко-архивоведение, искусствоведение , методика начального образования, социальная педагогика , дирижирование , живопись и .

Студенты обучаются на десяти факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, факультете социальных наук, факультете информатики и прикладной математики, факультете дополнительного образования. Имеется дневное отделение (на всех факультетах, кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Приходите учиться в ПСТГУ!

    ✪ Православный Свято Тихоновский Гуманитарный университет День открытых дверей

    ✪ О моем обучении в Православном Свято- Тихоновском Униерситете город Москва

    ✪ О ПСТГУ - 2016 год

    ✪ Свято-Тихоновский Университет: Немного о наших делах

    Субтитры

История

Богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от духовных семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера (ум. 1984) и иеромонаха Павла (Троицкого). В конце 1980-х годов, как только наступила относительная свобода, они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Ворьбьёв , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади , и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда ещё скрывал своё священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Осенью 1990 года началась работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов. В состав инициативной группы входили священники Владимир Воробьёв , Глеб Каледа, Сергий Романов и Аркадий Шатов . Чаще всего они собирались в приходском доме протоиерея Димитрия Смирнова рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского . Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию. Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус , Владимир Воробьёв, Глеб Каледа, Николай Соколов , Сергий Романов, Александр Салтыков , Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов , Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана . Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

Весной 1991 года протоиерей Глеб Каледа в связи с назначение руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора , 29 мая на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьёв .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

25-27 мая 1992 года Богословским Институтом была проведена первая конференция под названием «Чтения памяти прот. Всеволода Шпиллера», в которой активное участие принял протопресвитер Иоанн Мейендорф . На одно из заседаний Чтений приехал Патриарх Алексий II. Он рассказал о своем общении с протоиереем Всеволодом и преподал своё благословение Богословскому институту .

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона , таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский .

8 декабря 1992 года в Главном здании МГУ состоялся Торжественный Акт Института, который возглавил Патриарх Алексий II. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. М. Лужков , Президент РАН Ю. С. Осипов и другие почетные гости. Во время презентации был образован Попечительский совет Института во главе со Святейшим Патриархом Алексием II и подписан договор о сотрудничестве в развитии ПСТБИ между Московским Патриархатом и Московским Государственным Университетом .

7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования .

В августе 1993 года открылось заочное отделение, где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви .

В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории. Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех .

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило её» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

8 июня 1994 года Патриарх Алексий II освятил храм Живоначальной Троицы на Пятницкой улице , приписной к Николо-Кузнецкому храму, который стал базовым храмом Института .

В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института .

20 июля 1998 года после прохождения аттестации ПСТБИ получил государственную аккредитацию по направлениям религиоведение и педагогика . В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение . В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца .

В 2002 году Институт прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям, в том числе по 3 новым специальностям. В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия была изменена организационно-правовая форма Института: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение, Институт был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с сохранением принадлежности к Русской Православной Церкви .

В 2003 году был открыт факультет Дополнительного образования с четырьмя отделениями. Была отлицензирована аспирантура по семи научным направлениям . Первые преподаватели прошли специальную подготовку и приступили к разработке курсов Дистанционного образования. В начале 2004 года состоялся первый набор слушателей на новые дистанционные программы .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

21 мая 2004 года решением Аккредитационной коллегии по результатам Комплексной оценки деятельности вуза в 2004 году НОУ ВПО и приказом Министерства образования России от 25 мая того же года установлен государственный аккредитационный статус по типу высшее учебное заведение вида «университет» . Это стало первым случаем в новой России присуждения высшего государственного статуса учебному заведению Русской Православной Церкви . В связи с этим 7 октября 2004 года решением Священного Синода было принято название: «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» .

В 2004 году была в значительной степени решена проблема учебных помещений. Попечительским советом Университету было предоставлено во временное пользование здание, расположенное в спальном районе Очаково , где расположились Миссионерский, Филологический, Исторический, Педагогический факультеты и факультет Дополнительного образования, а также заочное отделение, библиотека, административные службы. Кроме того, настоятель храма великомученика Георгия на Поклонной горе протоиерей Сергий Суздальцев предоставил Университету для факультета Церковных художеств помещения, в которых проведён капитальный ремонт . В том же году впервые состоялся выпуск магистров теологии .

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с 2002 года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В 2005 году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования», которое в 2008 году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

29 июля 2005 года решением Правительства России приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах было передано здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке , чего институт добивался с 1992 года .

В начале 2007 году ПСТГУ было передано пятиэтажное здание по адресу ул. Иловайская , д. 9. Там были проведены ремонтные работы, и 28 октября того же года ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв в сослужении священников Николо-Кузнецкого храма совершил чин освящения общежития университета, где разместилось около 300 студентов из разных регионов России .

9 апреля 2007 года ПСТГУ получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности и направлению «Социология». Тогда же начал работу социологический факультет ПСТГУ, что стало первым таким прецедентов в истории учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2009 году социологический факультет и факультет экономики и права были объединены в Факультет социальных наук .

Осенью 2007 года в ПСТГУ открылся факультет факультет информатики и прикладной математики с программой обучения, которая предусматривала: фундаментальную математическую подготовку, соответствующую базовой части курса математических факультетов университетов; специальную подготовку, включающую широкий круг курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием и приобретение практических навыков; базовое богословское образование . После открытия данной кафедры ПСТГУ перестал быть чисто гуманитарным учебным заведением .

28 мая 2010 года Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки) и специальности 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки) .

2 сентября 2010 года архиепископ Верейский Евгений (Решетников) совершил освящение нового учебного корпуса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и часовни в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На богослужении присутствовали епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) и префект ЮВАО г. Москвы Владимир Зотов . В новый корпус переехали шесть факультетов: миссионерский, филологический, исторический, педагогический, социальных наук и дополнительного образования. Также в новом корпусе устроены трапезная, библиотека, студенческий отдел кадров и другие отделы .

В 2012 году началось общеуниверситетское внедрение дистанционных образовательных технологий , для чего в целях централизованной координации и технической поддержки проекта был создан Отдел дистанционного обучения ПСТГУ, обслуживающий «Систему дистанционного обучения ПСТГУ» (eLearning Server). Первоначально дистанционное обучение в полном объёме было реализовано только по дополнительным образовательным программа Факультета дополнительного образования, но предполагалось подключить все факультеты университета

За 2015 год университет получил от Министерства образования и науки Российской Федерации около 112 млн руб. [значимость факта? ] .

Современное состояние

В университете существуют 10 факультетов:

  • Богословский факультет
  • Педагогический факультет
  • Филологический факультет
  • Исторический факультет
  • Факультет церковного пения
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет социальных наук
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования

Кроме десяти факультетов, в университете существует аспирантура и центр духовного образования военнослужащих.

Лекционные и семинарские занятия проходят в МГУ, и в зданиях Университета в Лиховом переулке , на Новокузнецкой улице (на территории Николо-Кузнецкого храма), Троицкого храма на Пятницкой улице, на Иловайской улице и на Поклонной горе. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон. Ежегодно университет принимает участие во многих научных конференциях.

Факультеты

Миссионерский факультет

Один из ключевых факультетов ПСТГУ. Образован в 1992 году (наряду с богословским), когда миссионерско-катехизаторские курсы были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Готовит миссионеров, научных работников, лекторов, преподавателей богословских дисциплин и законоучителей Русской Православной Церкви.

Кафедры

  • Кафедра миссиологии (доктор физ.-мат. наук, профессор Андрей Борисович Ефимов)
  • Кафедра религиоведения (доктор физ.-мат. наук, профессор Юрий Трофимович Лисица)
  • Кафедра культурологии (д. ф. н., профессор Доброхотов, Александр Львович)
  • Кафедра туризма (к. п. н., профессор Алексей Иванович Ткалич)
  • Кафедра социальной работы (к. и. н., доцент Зальцман Татьяна Валерьевна)

Исторический факультет

Основная статья: Исторический факультет ПСТГУ

Исторический факультет ПСТГУ существует с 1994 года , когда был сформирован из Отделения русской истории, созданного в рамках историко-филологического факультета ПСТБИ в 1994 г. В 2000 г. на базе отделения истории России был создан исторический факультет.

На историческом факультете осуществляется подготовка специалистов по Отечественной истории и историко-архивоведению, преподавателей истории России и всеобщей истории для средних общеобразовательных школ (бакалавр , магистр) . Имеются государственные лицензия и аккредитация. Срок обучения на очной (дневной) форме 4-6 лет, на очно-заочной (вечерней) форме 5 лет.

Кафедры

  • Кафедра истории России и архивоведения - осуществляет подготовку по направлению и специальности история России, обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времен до конца XX в., источниковедению и историографии, методике преподавания истории и другим спецдисциплинам. Кафедру возглавляет Дмитрий Цыганков.
  • Кафедра всеобщей истории - обеспечивает комплекс учебных дисциплин по истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории стран Западной Европы и Америки, библейской археологии, истории стран Азии и Африки, истории южных и западных славян и т. д. Кафедру возглавляет Дега (Дмитрий) Витальевич Деопик.

Факультет информатики и прикладной математики

Факультет осуществляет обучение по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» квалификация «математик-программист». На факультете действует кафедра математики, кафедра информатики и научно-исследовательская лаборатория информационно-поисковых систем. Форма обучения: очная . Основателем и первым деканом был Емельянов Николай Евгеньевич . Первый набор студентов прошёл в 2008 году .

Cтуденты получают практические навыки работы с основными современными операционными системами, языками программирования, СУБД и в совершенстве овладеют некоторыми из них в соответствии с выбранной специализацией.

Накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных «За Христа пострадавшие» и базы данных «Иконография церковного искусства».

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» предназначен для публикации «основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям, а также для публикации оригинальных научных материалов, представляющих интерес для социо-гуманитарной науки, имеющих теоретическую и практическую значимость» .

С 2010 года «Вестник ПСТГУ» входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК .

Издательство ПСТГУ

Основано в 1992 году. Издательская деятельность ПСТГУ ведётся по различным направлениям - издание книг известных богословов, философов и церковных писателей, написанных в ХIХ-ХХ веках, и публикация научных работ преподавателей университета, издание пособий для студентов духовных учебных заведений, публикация миссионерской общедоступной литературы о православной вере и жизни. Значительное место в жизни университета занимает издательская работа по трагической истории Русской Православной Церкви XX века .

Филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных города России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачётные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьёв: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

Оценки

Согласно мониторингу РИА Новости и НИУ-ВШЭ , проводившемуся в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приёма в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию», подготовленному по заказу Общественной палаты РФ в 2011 году ПСТГУ занял 4 место по качеству приёма студентов в негосударственные вузы