Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей.

Вариант 9 ЧАСТЬ 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение в соответствии с логикой и замыслом автора. ЧАСТЬ 2 Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В14. (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности... (6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы: (13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. (14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо. (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. (16) — Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив! (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед: (23) — Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело. (25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву) А1. В каком предложении текста содержится ответ на вопрос: «Почему героиня не могла заснуть?» 1) 7 2) 2 3) 3 4) 10 А2. Как вы понимаете фразу героини: «На душе потеплело» (предложение 24)? 1) Надежда убедилась в том, что с отцом не случится ничего плохого. 2) Надежда наконец-то ощутила себя счастливой. 3) Героиня обрадовалась встрече с матерью. 4) Надежда была рада возвращению в свой дом. A3. Как характеризует отца Надежды информация, заключённая в предложениях 16—18? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчицы... 1 1) не стремится понять свою дочь. 2) считает, что жизненным трудностям надо уметь противостоять. 3) уверен, что жалость к себе лишает жизненных сил. 4) счастьем считает возможность быть рядом с близкими людьми, любить их. А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обернулся» (предложение 9). 1) превратился 2) съездил 3) оглянулся 4) окутался А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1) (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. 2) (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив! 3) (19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. 4) (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему отец называет героиню не Наденькой, а Надеждой!» Такая форма имени говорит... 1) о серьёзности проблемы, поставленной героиней. 2) о чрезмерно строгом отношении отца к героине. 3) о значительной разнице в возрасте отца и героини. 4) о разнице в социальном положении героя и рассказчика. А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1) эпитет 2) олицетворение 4) фразеологизмы 3) синтаксический параллелизм Задания B1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Замените слово ВЕДАЕМ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 1—3 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова. В3. Из предложений 11 — 15 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение). В4. Из предложений 1—3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени не чередуется с -у(ю), -ю(ю). В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. — Вот,(1) папа,(2)мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы. — Несчастливы?! — повторил он удивлённо. 2 И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5)вроде бы ничего не понимая. — Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме — вот я и счастлив! Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(14) одинокую,(15) холодную,(16) они,(17) мать и отец,(18) стояли на лестничной площадке,(19) и плакали,(20) и махали,(21) и повторяли мне вслед: — Мы любим тебя,(22) мы любим тебя! и сейчас он подошёл к окну покурить. Облокотившись о подоконник,(6) отец смотрел на дождь,(7)на стекло в потёках,(8) а услышав мои шаги,(9) выпрямился и обернулся. Его лицо показалось мне таким бледным,(10) старым,(11) беспомощным,(12) морщины такими усталыми,(13) что я чуть не подумала о самом страшном. Может,(14) он болен и скоро умрёт? В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 5. Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед: — Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! На душе потеплело. Как много и мало нужно человеку для счастья! В11. Среди предложений 6—15 найдите предложения с обособленным(ыми) обстоятельством (-ами). Напишите номера этих Предложений. В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. В8. Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В10. Среди предложений 12—18 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. В13. Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. В14. Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Шёл уже первый час ночи,(1) когда я вышла на кухню,(2) чтобы успокоиться. А на кухне горел свет,(3) потому что там был отец,(4) который писал очередную статью. Отец часто работал по ночам,(5) 3 ЧАСТЬ 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным разделам орфографии. Приводя примеры, применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы - понимаете смысл последней фразы текста: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.1. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю. Бондарева. 4 Ответы вариант № 9 Часть 1 № ответ задания 3 А1 2 А2 4 A3 3 А4 2 А5 1 А6 4 А7 Часть 2 № ответ задания не знаем В1 поздняя, сердце, несчастны <поздний, к В2 сердцу, несчастный> сдерживая ВЗ измучивала, накатывала В4 1, 2, 6, 7 В5 1 В6 1, 2, 3, 4, 13 В7 в родительском доме В8 думаешь В9 15 В10 9, 12, 15 В11 3 В12 2 В13 3 В14 5

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон - главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных - тёмный фон, создаваемый святилищем храма, ______ они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.

2. Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3. При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4. Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5. Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. во-первых

2. иными словами

3. поэтому

5. потому что.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН, -а, м.

1. Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец - на красном фоне мелкие цветочки.

2. Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3. Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.

4. Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. БЫВАЛЫЙ моряк избороздил все моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор.

2. Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.

3. В пруду парка жили лебеди, ослепительно белые, с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, они плавали вдоль берега, неизменно вызывая восторг посетителей.

4. Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить.

5. Наш родной язык, имеющий статус мирового, нуждается в уважительном и БЕРЕЖНОМ отношении.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

СТРОЖАЙШИЙ режим

внимательно ПРОЧИТАЯ

опытные ИНСТРУКТОРЫ

ПРОБЕГИ быстрее

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться

отр..слевой

зап..реть

ин..рционный

в..негрет

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о.. белил, по..ставить

и..целить, во..петь

пр..молк, пр..успел

поз..вчера, под..брал

пр..писал, пр..добрый

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Пр..дирчивый

опасл..вый

наста..вать

магни..вый

выносл.. вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закваш..нный

ископа..мый

измуч..нный

расслаб..шься

подвергн..шься

12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так (не)хватает.

2. Достичь (не)ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.

3. Под вычислительным облаком понимается структура из (не)исчислимого множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

4. Учитель, (не)смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу.

5. Где только (не)побывали туристы в течение последних лет!

13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к сети в любое время и почти в - любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов. 2)На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям. 3)В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо - глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов. 4)Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким. 5)(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а на все языки мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4)а.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её истории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловаренных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её неповторимыми закатами рассветами с бесконечным простором заречных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начинал расходиться в долинах.

16

М.В.Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся На таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

ВАРИАНТ 9 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

(23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

(29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в край них домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (33)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(35)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

(38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и го родов».

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924 2001) русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы военная и деревенская.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белогрудка разбойничала в селе?»

1) Белогрудке нужно было добывать много дичи, чтобы кормить детёнышей.

2) Белогрудке легче было охотиться на домашнюю птицу, чем на дикую.

3) Вблизи гнезда дичи уже не было, и Белогрудка стала охотиться в селе.

4) Белогрудка мстила людям за то, что они погубили её детёнышей

Ответ: ______________ __________________.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет ?

1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

4. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

О твет: ________________________________.

5. Из предложений 30 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «временно исчезла» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________________________ __.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она ещё, 1 конечно, 2 не знала, 3 что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, 4 но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, 5 бросили малышей возле леса и ушли.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, 1 а в крайних домах, 2 расположенных ближе к лесу, 3 птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе, 4 кто это разбойничает ночами.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 14 - 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 31 - 34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбран ного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргумент ируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен состав лять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити рование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и пр окомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргуме нтируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печа лях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 9 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

абзаца

Проверка заданий 2 – 14

задания

Вариант 9 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они де­лали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон - главный храм афин­ского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его соз­датели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для уг­ловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных - тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьши­ли расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выгляде­ли совершенно одинаково, а разница между ними обнаружива­лась только при непосредственном измерении.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измере­нии между ними обнаруживалась разница.

2) Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3) При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые ко­лонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4) Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5) Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинако­выми.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых иными словами поэтому хотя потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово исполь­зовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН, -а, м.

1) Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец - на красном фоне мелкие цветочки.

2) Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3) Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовы­вается на фоне жёлтой листвы.

4) Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

начАв надОлго налИта убралА созЫв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БЫВАЛЫЙ моряк избороздил все моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор. Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начис­ленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты. В пруду парка жили лебеди, ослепительно белые, с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, они плавали вдоль берега, неизменно вызывая восторг по­сетителей. Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить. Наш родной язык, имеющий статус мирового, нуждается в уважи­тельном и БЕРЕЖНОМ отношении.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями СТРОЖАЙШИЙ режим внимательно ПРОЧИТАЯ

опытные ИНСТРУКТОРЫ ПРОБЕГИ быстрее

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все области человече­ской природы не только работают в согласии с логикой и последова­тельностью, но и с под­линной правдой и верой.

Б) Благодаря ежегодного обильного плодоноше­ния, морозостойкости, способности легко раз­множаться, слива полу­чила широкое распро­странение на территории России.

В) Знаменитая Нижегород­ская ярмарка открыва­лась ежегодно, прини­мавшая людей со всей России.

Г) Совершенно понятно, почему каждый владе­лец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художни­ками создаются произ­ведения пейзажной жи­вописи.

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт…раться отр…слевой зап...реть ин…рционный в… негрет

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

о… белил, по..ставить и..целить, во..петь пр…молк, пр…успел

поз..вчера, под..брал пр…писал, пр…добрый

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

придирч…вый опасл…вый наста…вать магни...вый выносл…вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закваш…нный ископа…мый измуч…нный расслаб…шься подвергн...шься

12.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими служ­бами, которой часто так (не)хватает.

Достичь (не)ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычис­лений.

Под вычислительным облаком понимается структура из (не)исчислимого множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

Учитель, (не)смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу. Где только (не)побывали туристы в течение последних лет!

13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспе­чивают доступ к сети в любое время и почти в любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сай­тов.

На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям.

В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древ­нее в мире письмо - глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов.

Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась доро­гой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким.

(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а на все языки мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4)а.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её ис­тории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловарен­ных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её не­повторимыми закатами рассветами с бесконечным простором за­речных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начи­нал расходиться в долинах.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригиналь­ное.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая. На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащую­ся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экза­меную - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждо­го слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в дерев­не, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и оче­рёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Турге­невым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без голо­вы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксако­ва. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он су­ществовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное ме­мориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пят­надцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а дава­ли в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо бы­ло надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробу­дила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так ве­лико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, оша­рашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно пе­реливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (ЗО)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собст­венному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есе­нин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский совет­ский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1) При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2) Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, ак­тивно пользуются методом скорочтения.

3) Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С.Т. Аксакова.

4) Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокоху­дожественных произведений.

5) Произведения великих русских поэтов, прозаиков, xудoжникoв пробуждают в людях любовь к Отечеству.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1) Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 5-6 содержится рассуждение.

3) Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4) В предложении 21 содержится повествование.

5) В предложении 28 содержится описание.

22. Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью личного местоимения, синонимов и противи­тельного союза. Напишите номер этого предложения.

24. «Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) _____ («добрые и светлые чувства» в предложении 26), (Б)______ («омывается душа» в предложении 27), а также синтаксическое средство - (В)_______ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство - (Г)_______ (предложение 32) - подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) сравнение

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов

5) эпитеты

6) противопоставление

7) метафора

Вариант 9
Часть 1

А1. Зависимость пройденного телом пути от времени задается уравнением S = 3 + 2t + t 2 . Средняя скорость тела за вторую секунду его движения равна


1) 4 м/с
2) 5 м/с
3) 6 м/с
4) 10 м/с

А2. Сила тяги двигателя 200 Н, сопротивление воды 50 Н, сопротивление воздуха 5 Н. Равнодействующая всех сил, действующих на катер, если он плывет против течения воды, равна


1) 40 Н
2) 55 Н
3) 145 Н
4) 165 Н

А3. Самолет выполняет фигуру «мертвая петля» высшего пилотажа. Сила реакции опоры, действующая на пилота со стороны кресла, максимальна в точке



1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

А4. Две пружины имеют одинаковую жесткость. Первая из них растянута на 2 см, вторая сжата на 2 см. Отношение потенциальных энергий пружин



E П2

равно

E П1

1) 1
2) 4
3) 8
4) –1

А5. Шар массой 1 кг упруго ударяется о стенку со скоростью 20 м/с под углом 60° к нормали и отскакивает от нее под тем же углом. Импульс силы, действующей на стенку, равен


1) 10 Н·с
2) 20 Н·с
3) 40 Н·с
4) 34,6 Н·с

А6. С какой скоростью полетит пуля массой 10 г после пробивания доски толщиной 5 см, если пуля подлетела к доске со скоростью 400 м/с, а сила сопротивления со стороны доски равна 12 кН


1) 100 м/с
2) 200 м/с
3) 300 м/с
4) 400 м/с

А7. Подвешенный груз растягивает легкую пружину на Δl = 16 см. Период колебаний груза на этой пружине равен


1) 0,08 с
2) 0,8 с
3) 1,25 с
4) 1,4 с

А8. Шар, плотность которого 200 кг/м 3 , плавает в воде (ρ в = 1000 кг/м 3). Какая часть объема шара находится над поверхностью воды?


1) 0
2) 1/5
3) 1/4
4) 4/5

А9. Что происходит при установлении теплового равновесия между двумя одинаковыми газами, имеющими разную температуру, при помещении их в один сосуд?


А) выравниваются средние квадратичные скорости всех молекул
Б) мгновенные скорости всех молекул становятся одинаковыми
1) только А
2) только Б
3) А и Б
4) нет правильного ответа

А10. В одном сосуде находится азот, а в другом - водород. Температура и концентрация молекул в обоих сосудах соответственно одинаковы. Отношение давления азота к давлению водорода равно


1) 1:14
2) 1:28
3) 1:1
4) 14:1

А11. На рисунке представлены две зависимости объема от температуры для идеального газа одной и той же массы. Если известны углы α 1 и α 2 , то отношение давлений газа



P 1

равно

P 2



1)

P 1

=

tgα 2

P 2

tgα 1

2)

P 1

=

tgα 1

P 2

tgα 2

3)

P 1

=

sinα 1

P 2

sinα 2

4)

P 1

=

sinα 2

P 2

sinα 1

А12. Газ получил количество теплоты 300 Дж. Его внутренняя энергия уменьшилась на 200 Дж. Работа, совершенная газом, равна


1) 100 Дж
2) 20 Дж
3) 300 Дж
4) 500 Дж

А13. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом –2е , отделилась маленькая капля с зарядом +3е . Заряд оставшейся части капли стал равным


1) –е
2) –3 е
3) –5 е
4) е

А14. Электровоз развивает мощность 2400 кВт при КПД 80%. Если напряжение в цепи 6 кВ, то через мотор электровоза протекает ток, равный


1) 400 А
2) 500 А
3) 800 А
4) 1000 А

А15. Сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током, расположенный перпендикулярно вектору индукции в однородном магнитном поле, при увеличении индукции магнитного поля в 3 раза и уменьшении силы тока в 3 раза


1) уменьшится в 9 раз
2) уменьшится в 3 раза
3) не изменится
4) увеличится в 3 раза

А16. При вращении витка провода с частотой ν в однородном магнитном поле с индукцией В магнитный поток Ф через площадь витка изменяется со временем по закону Ф = BS cos4π νt . При этом ЭДС индукции ε in в витке изменяется по закону


1) BS cos4π νt
2) BS sin4π νt
3) BS 4π ν sin4π νt
4) BS 4π ν cos4π νt

А17. Изменение электрического заряда конденсатора в колебательном контуре происходит по закону q = 10 –3 sin 6 πt . Максимальное значение силы тока в контуре равно


1) 6π · 10 –3 A
2) 6 · 10 –3 A
3) 6π 10 –3 sin 6 πt A
4) 6π 10 –3 cos 6 πt A

А18. Свет переходит из воздуха в среду. Угол падения равен α, угол преломления - β. Скорость света в среде равна


1) c

3) источники любые, разность хода

4) источники когерентные, разность хода

А20. При увеличении интенсивности падающего на фотокатод монохроматического света число фотоэлектронов


1) убывает
2) увеличивается
3) не изменяется
4) сначала убывает, а затем увеличивается

А21. Электрон в атоме водорода переходит со второго энергетического уровня на первый. Как при этом изменится энергия атома водорода?


1) уменьшится в 2 раза
2) уменьшится в 4 раза
3) увеличится в 2 раза
4) увеличится в 4 раза

А22. Период полураспада радиоактивного изотопа равен 4 часам. Какая часть атомов распадется за 12 часов?


1) 1/8
2) 1/3
3) 2/3
4) 7/8

238

U

92

испытало один α-распад, затем 2 β – -распада. Образовавшееся ядро состоит из
1) 90 протонов и 234 нейтронов
2) 92 протонов и 234 нейтронов
3) 90 протонов и 144 нейтронов
4) 92 протонов и 142 нейтронов

А24. Какие эксперименты надо провести, чтобы установить зависимость увеличения собирающей линзы от расстояния между предметом и линзой?




1) А и Б
2) А и В
3) А и Г
4) А, В и Г

А25. По графику зависимости силы кулоновского взаимодействия между двумя одинаковыми точечными элементарными зарядами в вакууме, приведенному на рисунке, определите модули величины зарядов



1) 1 мкКл
2) 10 мкКл
3) 1 мКл
4) 10 мКл

Часть 2

B1. С вершины наклонной плоскости из состояния покоя скользит с ускорением тело массой m . Как изменятся время движения, ускорение и модуль силы трения этого тела, если увеличить высоту наклонной плоскости h , не меняя расстояния между точками А и В?




1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу

B2. Идеальный одноатомный газ переходит из состояния 1 в состояние 2 (см. диаграмму). Масса газа не меняется. Как ведут себя объем, температура и внутренняя энергия газа в ходе этого процесса?



Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Объем

Температура

Внутренняя энергия

B3. Между пластинами заряженного плоского конденсатора поместили диэлектрик с диэлектрической проницаемостью? так, что он полностью заполнил объем между пластинами. Как изменилась емкость конденсатора, заряд на пластинах и напряжение между ними, если конденсатор подключен к источнику тока?


Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

B4. По графику зависимости задерживающего потенциала от частоты падающего света можно определить работу выхода электронов из металла, красную границу фотоэффекта, постоянную Планка.



Установите зависимости между физическими величинами и параметрами, по которым их можно определить.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 3

C1. В цилиндре, закрытом подвижным поршнем, находится идеальный газ. Его переводят из состояния 1 в состояние 2, а затем в состояние 3. как показано на рисунке (ΔU - изменение внутренней энергии газа, Q - переданное ему количество теплоты).



Меняется ли объем газа в процессе проведения опыта, и если меняется, то как? Ответ обоснуйте, указав какие физические закономерности вы использовали для объяснения.

C2. Если во время полета между двумя городами дует боковой ветер со скоростью 20 м/с перпендикулярно линии полета, то самолет затрачивает на перелет на 9 минут больше, чем в безветренную погоду. Найдите расстояние между городами, если скорость самолета относительно воздуха постоянна и равна 328 км/ч.

C3. В цилиндр объемом 0,5 м 3 закачивается воздух со скоростью 0,002 кг/с. В верхнем торце цилиндра есть отверстие, закрытое предохранительным клапаном. Клапан удерживается в закрытом состоянии стержнем длиной 0,5 м, который может свободно поворачиваться вокруг оси в точке А (см. рисунок).

К свободному концу стержня подвешен груз массой 2 кг. Клапан открывается через 580 с работы насоса, если в начальный момент времени давление воздуха в цилиндре было равно атмосферному. Температура воздуха в цилиндре и снаружи не меняется и равна 300 К. Определите площадь отверстия, закрытого клапаном.

C4. При проведении лабораторной работы ученик собрал электрическую цепь по схеме на рисунке. Сопротивления R 1 и R 2 равны 20 Ом и 150 Ом соответственно. Сопротивление вольтметра равно 10 кОм, а амперметра - 0,4 Ом. ЭДС источника равна 36 В, а его внутреннее сопротивление - 1 Ом.




На рисунке приведены шкалы приборов с показаниями, которые получил ученик. Исправны ли приборы или же какой-то из них даёт неверные показания?

C5. Период электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора и катушки индуктивности, равен 6,3 мкс. Амплитуда колебаний силы тока I m = 5 мА. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА. Найдите заряд конденсатора в этот момент.

C6. На рисунке представлены энергетические уровни электронной оболочки атома атома и указаны частоты света, излучаемого и и поглощаемого при переходах между ними. Какова частота ν 13 , если ν 24 = 4·10 14 Гц, ν 32 = 3·10 14 Гц, а при переходе с уровня Е 4 на уровень Е 1 излучается свет длиной волны λ = 360 нм?