Изучить финский язык самостоятельно. Финский язык для начинающих

В этом выпуске:

  • Личные местоимения
  • Глаголы olla, opiskella
  • Указательные местоимения
  • Вопросительные формы
  • Ударение
  • Гармония гласных
  • Sade

Личные местоимения

Ниже в таблице приведены личные местоимения в финском языке. Обратите внимание, что у финнов нет разделения на женский и мужской пол. В предложениях местоимения первого и второго лица (minä, sinä, me, te) можно опускать. В таких случаях глагольные окончания как бы обозначают личные местоимения.

В третьем лице и проявляется «неправильность» глагола. А частичка -la – показатель инфинитива.

Отрицательная форма глагола образовывается с помощью частички ei в нужной форме и основы глагола:

Как видно из таблицы, в третьем лице единственного числа удваивается последняя гласная основы.

Указательные местоимения

В финском языке используются следующие указательные местоимения:

Образование вопросительных форм

Вопросы в финском языке строятся либо с помощью вопросительных слов (mikä, kuka, milloin и т.д.), либо путем прибавления частички –ko/-kö к глаголу. При этом, меняется порядок слов в предложении, что свойственно многим европейским языкам.

Интонация и ударение

Интонация в вопросительных предложениях ничем не отличается от повествовательных предложений, в отличие от русского языка, где одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, может быть как вопросительной, так и повествовательной. А вот ударение всегда падает на первый слог, а в сложносоставных словах главное ударение падает на первый слог первого слова, а второстепенное, третьестепенное и т.д. на первый слог следующих составных слов.

Например: ra -vin-to-la (ресторан), tä -nään (сегодня), te r-ve-tu -lo-a/

Но на первый слог всегда падает более сильное ударение! Но не надо при этом тянуть ударную гласную, как это было бы в русском языке.

Гармония гласных

Еще одно очень важное правило в финском языке – это гармония гласных. Гласные делятся на гласные заднего ряда (a, o, u), переднего ряда (ä, ö, y) и нейтральные (e, i). В одном и том же слове никогда не встречаются задне- и переднеязычные гласные одновременно. Исключения составляют сложносоставные слова, включающие в себя разные корни. Нейтральные гласные, как правило, сочетаются и задне- и с переднеязычными гласными.

В качестве примера:

Помимо гармонии гласных, здесь также показано образование национальностей путем прибавления окончания -lainen/-läinen к названию страны. Исключения составляют:

Suomi (перевода не требует) – suoma lainen
Ruotsi (Швеция) – ruotsa lainen
Venäjä (Россия) – venäläinen

Потренируйтесь в образовании национальностей со следующими языками (а заодно и запомните финские названия):

Saksa
Ranska
Espanja
Italia
Englantia
Japani
Kiina
Turkki
Arabia
Suahili
Viro=Eesti
И, напоследок, милое стихотворение, которое вполне соответствует нынешней погоде.

Финский язык онлайн, курсы и уроки финского языка на сайтах финских университетов и лингвистических центров.

Здесь подборка онлайн-материалов для изучения финского языка, подготовленных финскими учебными заведениями для иностранцев. Вряд ли онлайн курсы и уроки годятся для самостоятельного изучения языка – ведь комментарии и грамматика изложены на финском, но они станут замечательным подспорьем тем, кто занимается на обычных курсах или уже владеет основами языка.

Финский язык онлайн на Supisuomea

Финский язык онлайн на . Курс финского языка и культуры для иностранцев разработан совместно с государственной телерадиокомпанией Финляндии YLE. Именно благодаря ей видеоролики онлайн-уроков сняты красиво и профессионально, а комментарии и тексты, сопровождающие видеоматериалы существенно облегчают обучение.

Уроки поставлены на повседневных ситуациях и знакомстве с финским менталитетом. Сценки и диалоги включают как литературный, так и разговорный финский язык. Каждый онлайн-урок финского языка сопровождается видеороликом, параллельно дается грамматика и интерактивные упражнения с ответами. Есть небольшой финско-русский словарь.

Курс для начинающих Tavataan taas

Онлайн-курс предназначен для начинающих изучать финский язык с нуля. Первая часть курса состоит из базовых финских слов с английским переводом, использующихся в простейших бытовых ситуациях. Озвучены отдельные слова и короткие фразы, по ним удобно отрабатывать произношение.

Вторая часть с диалогами начального уровня и короткими текстами знакомит с базовой финской грамматикой. Стандартные для изучения темы: встречи, друзья, Финляндия, Хельсинки, экскурсии, шоппинг, ресторан, отель с переводом на английский.

Финский онлайн ресурс включает длинные и довольно сложные озвученные тексты или небольшие рассказы о Финляндии. Профессиональный диктор читает по-фински быстро, возможно для полного понимания придется прослушать текст не один раз.

Для удобства обучающихся имеется возможность прочитать текст, а также прослушать его по частям. К каждому отрывку прилагаются упражнения на понимание, немного грамматики, финско-английский словарь и таблица спряжения глаголов.

Темы онлайн-курса: финские праздники и обычаи, города и провинции Финляндии, история страны, времена года, театр, сауна и пр.

Самоучитель Kielikompassi

Финский язык на сайте Kielikeskus предназначен для самостоятельного изучения. Онлайн курс финского языка для иностранцев подготовлетом лингвистическим центром Университета города Ювяскюля.

Самоучитель, упражнения, грамматика, разговорный язык, тексты для прослушивания и задания для проверки. Комментарии на финском и английском языках.

Выучить финский язык самостоятельно: базовый финский за 11 уроков "с нуля"

Данный самоучитель создан для того, чтобы финским языком можно было заниматься самостоятельно, получая те же результаты, что и от занятий с репетитором. Этот курс вобрал в себя опыт, накопленый мной за 7 лет преподавания финского языка (информация обо мне ).

Книгу дополняет аудио-версия , которая содержит все слова, тексты и диалоги самоучителя, озвученные носителями финского языка - профессиональными дикторами - свыше 5 часов высококачественного аудио, которое можно скачать на любое устройство для дальнейшего прослушивания.

Самоучитель написан предельно подробно, с множеством примеров и переводами на русский язык всех текстов и диалогов, а в конце учебника даны ответы к домашним заданиям на проверку усвоения материала (с демо-уроками можно ознакомиться ).

Данный самоучитель - это онлайн курс для самостоятельных занятий финским языком "с нуля" и для тех, кто находится на начальных этапах, содержащий 11 уроков, освоив которые Вы начнёте говорить по-фински грамотно и сможете объясниться с финнами на чистом финском языке, спросить дорогу, купить билеты, рассказать о себе и о своих увлечениях и многое другое, изъясняясь при этом грамотно, что будет вызывать уважение у собеседников. Материал прочно уляжется в памяти, потому что в книге мы подробно разбираем суть каждой грамматической конструкции и отрабатываем её на текстах и диалогах, сконцентрированных на изучаемой грамматической теме, благодаря чему Вы сможете быстро, за 11 уроков, занимаясь самостоятельно, освоить базовый финский язык и начать говорить грамотно.
Количество страниц - 100, формат А4.

Данный самоучитель - это также базовый капитал для тех, кто намерен всерьёз заняться финским языком в дальнейшем, потому как написан на основе опыта моего преподавания, ориентированного на достижение уровня свободного владения языком. Также вероятно, что даже если Вы уже относительно давно учите язык, что Вы найдёте в данном самоучителе ответы на некоторые свои вопросы и проясните для себя какие-либо аспекты грамматики, ранее Вам непонятные (содержание курса читайте ниже), потому что данный курс достаточно насыщен, ориентируясь на мотивированных учеников, стремящихся овладеть финским языком в совершенстве.

Первый, второй, восьмой и одиннадцатый уроки самоучителя Вы можете начать осваивать сейчас, скачав их .

Если в процессе занятий по данному самоучителю у Вас появятся вопросы - пишите или звоните - я постараюсь максимально полно на них ответить.

Аннотация к самоучителю и инструкция по применению:

Данный самоучитель содержит базовый курс финского языка "с нуля" и подводит к уровню А.1.1 согласно европейской шкале. Освоив данный материал, читатель сможет понимать ясную простую речь, а также использовать в речи базовые грамматические конструкции и ориентироваться в самых простых речевых ситуациях. Методика подачи материала даёт возможность детально разобраться во всех правилах, быстро освоить базовую грамматику финского языка, выучить 700 самых распространённых слов и начать говорить по-фински правильно.

Для получения максимального результата в освоении материалов учебника необходимо выполнять все задания, данные в учебнике. Порядок работы с любым из уроков следующий:

3. Выучить новые слова.

4. Прослушивать данные тексты и диалоги много раз до полного понимания каждого предложения, каждой конструкции и каждого слова на слух.

5. Тренироваться переводить данные тексты и диалоги с русского на финский язык, закрыв финскую половину и периодически проверяя правильность своего перевода. Необходимо научиться переводить данные тексты и диалоги с русского на финский язык правильно, полностью понимая конструкции, а не механически заучивая фразы. Также нужно уметь переводить с русского на финский язык все предложения и конструкции, данные в качестве примеров в разделе правил.

6. После качественного полного выполнения всех вышеуказанных пунктов можно приступать к переводу предложений с русского на финский язык, данных в конце каждого урока (данные предложения для перевода к каждому уроку приведены ниже на этой странице) . Данное задание - это проверка на закрепление материала, тогда как все предыдущие задания - это тренировка, работа над закреплением материала. Поэтому перевод предложений с русского на финский язык делается в последнюю очередь и показывает результаты проделанной Вами работы. Проверить правильность Вашего перевода данных предложений можно в конце учебника в разделе «Ключи».

7. Если после текстов и диалогов предлагаются вопросы, то с ними необходимо проделывать те же действия, что и с самими текстами и диалогами (см. пункт 2,4,5), то есть читать и тренироваться переводить с русского на финский язык, и только после этого выполнять пункт 6 (перевод предложений с русского на финский язык с ключами в конце учебника). Также на данные вопросы необходимо отвечать устно или письменно.

Лексика и грамматика предыдущих уроков повторяются в последующих уроках, что способствует закреплению изученного ранее материала на фоне нового.

Oppitunti
Урок

Kielioppi
Грамматика

Sivu
Страница

Читателю

Урок 1
Приветствия
Количественные числительные
Как дела?
Знакомство

Звуки
Алфавит
Личные формы глагола
Гармония гласных
Инессив и Адессив
Утвердительное предложение
Партитив
Вопросительное предложение

Урок 2
Где находится…?

Типы глаголов
Прямое чередование в глаголах
Слово + вопросительный суффикс -ko

Урок 3
Бытовые диалоги

Отрицательное предложение
Отрицательный вопрос

Урок 4
Неделя
Сколько времени?

Глагол “tehdä” (делать)
Падеж Эссив с днями недели
Падеж Адессив с временами суток
Номинатив множественного числа
Обратное чередованиевглаголах
Двойное отрицание

Урок 5
Моя квартира

Притяжательный падеж (Генетив)
Притяжательные суффиксы (osa 1)
Порядковые числительные

Урок 6
Моя семья и моя квартира

Адессив в предложении, выражающем принадлежность
Партитив в отрицательном предложении

Урок 7
Моя семья и мой дом

Партитив при выражении количества

Урок 8
В туристическом агентстве

Чередование в существительных, прилагательных и числительных (тип А)
Чередование в существительных и прилагательных (тип В)
Местные падежи
Времена суток и употребление Адессива
Выражение времени: как долго

Урок 9
Мой будний день

Типы существительных, прилагательных, числительных и причастий

Урок 10
Моя неделя

Генетив существительных с послелогами
Генетив личных местоимений с послелогами
Притяжательные суффиксы

Урок 1 1
Путешествия

Наречия "много" (monta ja paljon)
Союз että и вопросительное слово mitä - «что»
Склонение метоимений
Падеж Элатив
Слово «нравиться» - tykätä ja pitää
Падеж Аллатив
Бессубъектное предложение
Настоящее и будущее время

Словарь

Ответы

Освоив материалы данного курса, Вы будете уметь грамотно переводить с русского на финский язык, полностью понимая все причинно-следственные связи, указанные ниже конструкции и им подобные.
По этим предложениям также Вы можете определить, владеете ли Вы материалом, изложенным в самоучителе, или же ещё есть неизученный материал.

Урок 1

демо-уроки .

Урок 2

Данный урок Вы можете изучить сейчас - см. демо-уроки .

  1. Можешь сказать, где ты живёшь?
  2. Вы знаете, где они?
  3. Он знает, где ты живёшь.
  4. Они в банке или в аптеке?
  5. Они знают, где вы учитесь.
  6. -Можете сказать, какой язык вы учите на курсах? -Мы учим шведский.
  7. Ты знаешь, в каком университете он учит финский?
  8. Они знают, какой язык Анна учит на курсах?
  1. Он знает, что я живу на Хельсингинкату?
  2. Ты знаешь, сколько ей лет?
  3. Я говорю по-фински очень хорошо.
  4. Бассейн здесь рядом. Поворачиваете направо, потом налево. Он там на углу.
  5. Он может говорить медленно?
  6. Касса на другой стороне.
  7. Третья дверь справа - это туалет.
  8. Ты знаешь, кто здесь говорит по-английски?
  9. Мы говорим немного по-французски.
Урок 3
  1. Они не владеют английским.
  2. Он не живёт здесь. Он здесь в отпуске.
  3. Они не говорят по-шведски?
  4. Я не учу в университете французский.
  5. Мы не живём в том розовом доме.
  6. Я не хожу на курсы.
  7. Ты не в библиотеке?
  8. Он не учит в университете шведский?
  9. Ты не понимаешь?
  10. Он не хочет учиться в университете?
  11. Вы не понимаете?
  1. Они не хотят ходить на курсы.
  2. Мы не хотим учить норвежский.
  3. Я не знаю, где здесь книжный магазин.
  4. Ты не говоришь по-русски?
  5. Вы не говорите по-английски?
  6. Ты не помнишь, кто он?
  7. Ты не в библиотеке?
  8. Эта женщина владеет английским, но она не владеет немецким, к сожалению.
  9. Ты не живёшь в Хельсинки?
  10. -Он не знает, где ты живёшь? -Он знает.
Урок 4
  1. Ты работаешь в том большом белом здании?
  2. -Сколько времени? -Времени без пяти шесть.
  3. В понедельник утром я встаю без 15 семь.
  4. -Что вы делаете вечером? -Отдыхаем.
  5. Я не говорю ни по-немецки, ни по-шведски.
  6. В четверг я встаю в 5 часов утра.
  7. Что она делает в воскресенье?
  8. А что они делают в четверг?
  9. Уроки начинаются без 10 восемь утра.
  10. Эти студенты учатся в том университете.
  11. -Где студенты? -Студенты в компьютерном классе.
  1. Те англичане живут в том доме.
  2. Эти эстонцы говорят хорошо по-фински.
  3. Те женщины не говорят по-шведски?
  4. Эти мужчины говорят довольно хорошо по-французски.
  5. Почему ты не хочешь жить в том большом жёлтом доме?
  6. Я живу в Хельсинки и не хочу жить в другом городе в другой стране.
  7. Она не в отпуске?
  8. -Где книги? -Книги в библиотеке.
  9. Почему ты не занимаешься физкультурой и не ходишь в спортзал?
Урок 5

1. Мы живём на пятом этаже.
2. На каком этаже вы живёте?
3. Мы живём на четырнадцатом этаже.
4. Они не хотят жить на двадцать втором этаже.
5. Он хочет жить на семнадцатом этаже.
6. В его комнате есть стол?
7. В вашей новой квартире есть компьютер?
8. -Эта комната твоя? -Нет, эта комната не моя.
9.-Этот дом ваш? -Нет, наш дом голубой.
10. Я хожу на курсы норвежского языка.

11. -Что это? -Это учебник шведского языка.
12. Вы ходите на курсы английского языка?
13. Они хотят жить в комнате Анны.
14. Моя новая квартира расположена в центре Турку.
15.Каждый понедельник и четверг он ходит на курсы французского языка.
16. В моей комнате новый шкаф.
17. Твоя комната светлая и уютная.
18. В нашем дворе маленький сад.
19. В вашем городе есть библиотека?


Урок 6
  1. У него квартира в центре Тампере.
  2. В Аниной квартире нет дорогого компьютера и большого телевизора.
  3. Как зовут Анину кошку?
  4. Как зовут Ленину сестру?
  5. Как зовут ту женщину?
  6. У Пекки маленькая однокомнатная квартира в центре Хельсинки, дорогая машина и дача за городом.
  7. В моей комнате есть телевизор, компьютер и холодильник.
  1. У Анны нет большой квартиры в центре Тампере, дорогой машины и дачи за городом.
  2. Лиза не может купить машину, потому что она не работает ещё.
  3. Лиза хочет работать, но она не может найти хорошее рабочее место (työpaikka).
  4. У Эммы нет большого хорошего дорогого холодильника, посудомоечной машины и тостера на кухне.
  5. У Хэлми нет учебника шведского языка, и она не ходит на курсы шведского языка.
Урок 7
  1. Почему вы хотите купить два компьютера?
  2. Я живу в центре Турку.
  3. У Пекки много хороших друзей.
  4. На («в») моей книжной полке много интересных книг и разных сувениров.
  5. Я не частный предприниматель, я инженер-строитель, работаю в большой финской фирме.
  1. Вы увлекаетесь математикой?
  2. У него есть два учебника финского языка.
  3. Вы часто сидите в гостиной?
  4. Мы работаем много на компьютере.
  5. Сколько человек живёт здесь?
  6. Сколько у вас машин?
  7. В твоей квартире две комнаты?
  8. -Как вас зовут? -Меня зовут Анна.
  9. -Как тебя зовут? -Меня зовут Пекка.
Урок 8
Данный урок Вы можете изучить сейчас - см. демо-уроки .

Урок 9

1. Они работают с одиннадцати до пяти вечера.
2. Обеденный перерыв с двух до трёх.
3. Магазин открыт с десяти до девяти вечера.
4. Ты расчёсываешь волосы каждое утро?
5. Музыкальный отдел открыт до восемнадцати.
6. Они идут из дома на («в») работу, с («из») работы в библиотеку, из библиотеки в («на») спортзал, со спортзала в бассейн, из бассейна в магазин, из магазина на рынок, с рынка на вокзал, с вокзала в универмаг и из универмага домой.

7. Вы идёте из театра в музей, из музея на («в») художественную выставку, с («из») выставки в ресторан, из рестрана в кино, а («и») потом гуляете по городу или ходите за покупками.
8. Мы едем в центр города на автобусе?
9. В моём доме нет лифта. Я живу на пятом этаже.
10. В вашем доме есть лифт?
11. В твоей комнате нет телевизора?
12. В моей комнате нет ни компьютера, ни принтера.
13. А ты занимаешься физкультурой каждое утро?


Урок 10
  1. Пойдёшь в театр со мной?
  2. Хочешь пойти к нам?
  3. После концерта они идут на художественную выставку, а («и») потом в ресторан.
  4. -Ты где? -Я у Кати.
  5. Вы живёте рядом с этим большим зданием?
  6. Когда я отдыхаю в Хельсинки, я живу обычно у своего друга.
  7. Вы идёте в кафе со своим («вашим») другом?
  8. Почему ты не хочешь пойти в бассейн с моей сестрой?
  9. Вы собираетесь к Юсси?
  10. -Где книги? -Книги на столе.
  1. Рядом с моим домом есть спортзал.
  2. Номер их квартиры - 145.
  3. Если будешь («ты есть») в Хельсинки, можешь переночевать у меня.
  4. Сегодня иду на курсы шведского языка. Я хожу на курсы через день («каждый второй день») - в пн., вт. и среду.
  5. В моей комнате много книжных полок.
  6. У тебя нет компьютера дома?
  7. В нашей библиотеке много интересных книг. Пойдёшь с нами в библиотеку?
  8. Они не говорят ни по-англ., ни по-шведски.
  9. Автобусы в Турку отправляются в 10 часов.
Урок 11
Данный урок Вы можете изучить сейчас - см. демо-уроки .

1. -Ты мечтаешь об этой поездке? -Конечно.
2. -Почему ты не понимаешь, что он устал от работы? -Потому что я тоже устала от работы.
3. Можете рассказать нам, что вы делаете вечером дома, когда приходите с («из») работы?
4. -Можете сказать, как добраться до вокзала («попасть на вокзал»)? -Не знаю, к сожалению.
5. -Тебе нравится эта книга? -Да, нравится. А тебе? -Да, мне тоже нравится эта книга.
6. -Вы живёте в этом большом белом доме? -Да.
7. - Как добраться быстро до («в») Хельсинки? - На скором поезде, на машине или на самолёте.
8. - Студенты любят читать? -Да, они читают каждый день в библиотеке и дома.

9. -Они знают, что вы придёте к ним завтра? -Нет, мы не хотим рассказывать им об этом.
10. Девочка, которая ему нравится, очень красивая.
11. Какой музей им нравится больше всего?
12. Я не могу и не хочу отказываться от этого проекта. Он очень интересный и важный «мне».
13. Книга, о которой он рассказывает тебе, действительно интересная.
14. Фильм, который мне нравится, довольно старый.
15. Можешь рассказать мне о том, что тебе нравится больше всего? Ты любишь заниматься физкультурой?
16. - Сколько километров от Хельсинки до Петербурга? - От Хельсинки до Петербурга примерно 400 километров.


Все эти и подобные им конструкции Вам будут полностью понятны по освоении самоучителя, точно так же, как будут понятны все конструкции демо-уроков после их изучения (перейти к демо-урокам).

Желаю Вам успехов!

 Финский язык входит в финно-угорскую группу, которая включает в себя кроме финского языка, венгерский, эстонский, мордовский, удмуртский, марийский, карельский и другие языки. Эти языки отличаются от славянских и других индоевропейских языков.

Для начала поговорим немного о фонетике .
Значение звука не меняется от того, в каком месте слова находится буква, обозначающая данный звук. В финском языке каждому звуку соответствует на письме всегда одна и та же буква. Долгие звуки обозначаются двумя одинаковыми буквами и имеют смыслоразличительное значение:


Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Гласные (vokaalit)

Гласные делятся на заднеязычные a, o, u и переднеязычные ä, ö, y, e, i .
a Открытый задний звук, почти как русское а в слове там .
o Полусмычковый задний звук, губы округлены. Почти как русское о в слове слон .
u Смычковый задний звук, язык с силой поднимается назад вверх, губы округлены больше, чем в произношении о . Почти как в русском слове тут .
ä Открытый передний звук. Язык расположен в передней части рта, низко. Как английское а , в словах bag, shall .
ö Полусмычковый передний звук. Губы округлены и вытянуты вперёд. Как в немецком слове schön или когда мы произносим слог БЁ .
y Смычковый передний звук. Язык поднимается с силой вперёд вверх. Губы округлены и сужены больше, чем при произношении ö . Как в немецком слове fünf или французском mur или в русском слоге БЮ .
e Близок к русскому э в слове этот .
i Соответствует русскому звуку и , но более глубокий. Щель между губами узкая. Как английская i в слове hill .


Названия букв алфавита и их произношение вы можете выучить и послушать на сайте
http://donnerwetter.kielikeskus.helsinki.fi/finnishforforeigners/ch1-en/ch1-gr-aakkoset.html.

На этом сайте много и других аудио-файлов, только грузятся они с трудом. Поэтому я решила записать для вас авто-генерируемые Google-переводчиком слова и словосочетания. Надеюсь, они вам помогут в процессе тренировок.

А теперь потренируйтесь произносить простые слова на одинарные и двойные гласные:

a aa ä ää
vapa vapaa tänä tänää n
ka ri kaa ri seinä n seinää n
ra ja raa ja vä rin vää rin
sa na Saa na tä llä tää llä
e ee ö öö
te tee Töölö Töölöö n
vene venee n lähtö lähtöö n
kene n kenee n höpö n höpöö n
mene n mennee n söpö n söpöö n
o oo i ii
koko n kokoo n ti li tii li
ko ta koo ta li ka lii ka
o tto oo tte ki vi kii vi
ro po Roo pe si vu sii vu
u uu y yy
tupsu n tupsuu n ky ky kyy kky
luku lukuu n sylty n sylttyy n
suku sukuu n ty vi tyy ni
tu li tuu li ry ppy ryy ppy

 Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте текст . Тег audio не поддерживается вашим браузером.

На начальном этапе я занималась по книжке и в результате неверно выучила произношение буквы е , я её произносила как русскую Е , а надо как Э . Мелодия слов сразуже меняется. Многие русскоязычные вместо ä говорят Я , а вместо y - Ю . Это сразу режет уши. Обратите на это внимание.

А теперь потренируйтесь произносить переднеязычные и заднеязычные гласные:

a ä e i
tana tänä veri vire
ala älä veli Vili
saa sää kelo kilo
pelata pelätä kepeä kipeä
o ö i y
kolo körö tiili tyyli
lopo löpö tilli tylli
luoda lyödä viihde vyyhdet
tuo työ siinä syynä
u y e ä
suu syy sekä säkä
kuu kyy eläke älä
luku kyky veli väli
tulli tylli veri väri

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Тег audio не поддерживается вашим браузером.  Задание:
- Потренируйтесь произносить слова из предыдущих упражнений.
- Выучите слова
  1. auto - машина
  2. bussi - автобус
  3. huone - комната
  4. talo - дом
  5. kissa - кошка
  6. koira - собака
  7. huono - плохой
  8. hyvä - хороший
  9. iso - большой
  10. pieni - маленький
  11. kukka - цветок
  12. kuva - картина
  13. kello - часы
  14. kirja - книга
  15. musta - чёрный
  16. valkoinen - белый
  17. uusi - новый
  18. vanha - старый
  19. pöytä - стол
  20. tuoli - стул


Я давно хотел написать этот материал, тем более что меня много раз просили помочь или спрашивали совета именно по методике.

В разрозненном виде я несколько раз обращался к этому вопросу, но теперь попробую обобщить.

При этом я буду опираться как на личный опыт, так и на опыт знакомых, которые тоже учили финский язык (или другие иностранные языки).

Замечание общего характера

Изучение и запоминание слов неразрывно связано с изучением языка вообще, в том числе и с изучением грамматики, и с изучением фразеологии. Изучение же языка в свою очередь очень зависит от мотивации.

Я знал финнов, которые начинали учить русский «красивый язык, мне очень нравится» — и долго или недолго помучавшись, они свое учение бросали.

Но вот у меня был знакомый, который познакомился с русской женщиной, очень полюбил ее, и ему страшно хотелось говорить с ней на ее языке. И не просто «я тебя люблю» или «давай попьем кофе».

Был один финн, которому русский язык был нужен для общения с его единомышленниками-сектантами в России, и он очень быстро делал успехи в учебе.

Один финский адвокат нашел для себя нишу в России, дело было очень прибыльным, но нужен был хороший русский — и он очень быстро продвинулся.

То есть если у человека есть сильная мотивация, то он выучит. Если мотивация слабая или очень абстрактная «хочу читать Эйно Лейно в подлиннике» — шансов выучить язык немного. (Я говорю сейчас про обычных людей, есть такая категория, как стихийные языковые гении, или финны их называют kielipää — они всасывают иностранный язык (или даже языки) как губка воду — и я встречал таких людей, но мои заметки не для них).

Казалось бы у русскоговорящих, живущих в Финляндии, мотивации хоть отбавляй, но, увы, жизнь и практика показывают, что это не так. Есть огромное количество людей старшего и среднего возраста, которые, прожив в Финляндии иногда довольно много лет, практически язык так и не выучили. Справляться с трудностями им помогают дети, родственники, знакомые, официальные переводчики, опять же сейчас в Финляндии на муниципальном уровне не так трудно найти служащего, говорящего по-русски или русскоязычного врача.

Хотя для меня, конечно, крайне странно, как можно жить в стране и не знать язык этой страны хотя бы на элементарном уровне.

Итак, это было первое рассуждение общего характера.

Мотивация предполагает, что вы понимаете, для чего вы хотите выучить финский.

Одно дело, если вы хотите просто справляться в учреждениях, магазинах, у врача и в аптеке. Это можно назвать asiointikieli — язык для ведения социальных дел.

Другое дело, если вы хотите общаться с финскими коллегами на работе, например.

Третье — если язык вам нужен исключительно для бизнеса.

Быть может, вы хотите понимать финские фильмы, передачи и даже песни на слух.

Именно поняв, что вы хотите от финского языка (=для чего вам нужен финский), вы сможете понять, что вам нужно учить из финских слов, а что не нужно (я думаю, среди русскоговорящих найдется немало людей, которые не знают, что такое «имплицитный» или, из другого лексического пласта, что значит «зашквариться» — и ничего, жизнь у них вполне удалась).

Потому что слов в финском языке много, разного рода лексических пластов хватает, а жизнь наша, увы, не такая длинная, и ее точно не нужно тратить напрасно.

На этом оставим общую часть и перейдем к части практической.

Словари

Прежде всего, вам нужен хороший финско-русский словарь . О словарях можно говорить много и долго, но, чтобы не тратить время: если вы хотите знать финский в размере больше чем «terve !» и «kiitos «, то вам нужно приобрести словарь . Он отнюдь не совершенен, но лучше его в данный момент на книжном рынке нет. Увы, на финском говорят всего миллионов 5 человек на планете Земля, поэтому, в отличие от английского, выбор очень небольшой.

Русско-финский словарь тоже нужен, но в гораздо меньшей степени — из личного опыта обращение к русско-финскому словарю происходит на порядок реже, чем к финско-русскому. Хотя, конечно, и на это влияют те задачи, которые вам нужно решать.

Многие слова, которых я не могу найти в Вахросе, приходится искать в Сети или, например, через английский язык — финско-английских словарей, в том числе в Интернете, гораздо больше, чем финско-русских, а самое главное, что они более соответствуют современному состоянию языка. Хотя, как вы понимаете, если вы не знаете английский, хотя бы немного, пользы от этого мало. Но, тем не менее, вариант финский›английский›русский иногда может помочь.

Если вы ставите перед собой специальные цели — например, работаете в области лесобумажной промышленности, то вам нужно найти специализированный словарь по данной отрасли. Опять же, выбор небольшой, но такие словари есть. На сайте www..

Очень важный момент!

Если ваша задача — углубленное знание языка, то на каком-то этапе очень важно перейти на финско-финские словари. Этот переход крайне непрост, сам по себе он означает, что вы сильно продвинутый изучающий, но этот шаг необходим. Потому что вы должны понимать, что, пока вы учите финский с помощью финско-русского словаря (и наоборот), вы учите так называемый русский финский. А вот если вы хотите знать именно финский, то и объяснения (толкования слов) вам нужно уметь понимать именно по-фински.

В качестве практического совета — можно поискать в Сети словари, выложенные в формате pdf , очень важно, чтобы в них был так называемый текстовой слой (то есть, чтобы они были распознаны — OCR — это такой компьютерный термин). Тогда, открыв такой словарь программой Adobe Reader (она бесплатная), вы можете находить интересующее вас слово как в обычном словаре.

Первые шаги

Дорога в десять тысяч ли начинает с первого шага. Наш путь в финскую лексику со слова kissa . И с предложения «Aurinko paistaa «. 🙂

Если уже серьезнее, то для начала вам необходимо выучить базовую лексику. Что это такое? Это какой-то набор самых распространенных слов. Сколько их?

А сколько слов в финском языке вообще? Вот на этот вопрос отвечают финны: Eräiden arvioiden mukaan suomessa on noin miljoona sanaa . — По некоторым оценкам в финском языке примерно миллион слов ( Jouko Vesikansa , видный финский лексиограф и редактор словарей).

Но не впадайте в панику! Потому что на самом деле слов еще больше — финский язык очень живой и в нем постоянно рождаются .

На самом деле в повседневной жизни финны употребляют несколько тысяч слов (все зависит от уровня образования, я знавал финнов, которые обходились и парой сотен, при этом из них половина была словами матерными — это, как мы понимаем, бывает и не только среди финнов). Для чтения худлита нужно знать пару десятков тысяч слов. Так что вот это и есть тот диапазон целей, к которым вы должны стремиться.

Так вот, на первом этапе вам необходимо знать где-то слов . Это очень условная цифра, плюс минус 200 (скорее, плюс). И их не так трудно выучить. Сразу только хочу предупредить, не гонитесь за количеством, не подсчитывайте лихорадочно — «ага, на сегодняшний день я знаю 346 слов!» Это только трата времени и нездоровая поспешность («план по валу», как это назвали бы в Neuvostoliitto ).

Какие слова относятся к этой базовой лексике? Вы можете с полным доверием отнестись к любому учебнику финского для начинающих, авторы там дают именно самые распространенные и нужные на первом этапе слова, никаких «фрустраций» и «гносеологий» там нет.

Поэтому по мере того, как вы занимаетесь по тому учебному пособию, которое у вас есть, вы и набираете эту минимально необходимую лексику.

Еще одно замечание. Изучение языка, как снова сказали бы в Neuvostoliitto , процесс диалектический. Это и изучение новых слов, и изучение грамматики. При этом и то и другое взаимосвязано и взаимозависимо. Не должно быть так, что вы набираете новые слова, но при этом хромаете в грамматике — и наоборот.

Хотя и здесь я встречал людей, которые справлялись при абсолютном, то есть тотальном незнании грамматики. Они говорили так:

MINÄ HALUTA KAHVI — я хотеть кофе

Согласитесь, что ваш финский собеседник вас поймет. Хотя такой язык я называю финско-татарским (пусть татары, если им доведется читать это, не обижаются — я отношусь к ним с огромным уважением, а русский на самом деле российские татары знают прекрасно, и при этом еще и свой замечательный язык, то есть являются билингвами, а это, как подтверждают психологии, очень полезно для мозговой деятельности человека, например, у двуязычных гораздо реже Альцгеймер).

Вообще — еще одно отступление в сторону — но это действительно очень важно.

Вступая в языковую коммуникацию (то есть, попросту, общаясь с иностранцами, в нашем случае с финном), вы не должны слишком много переживать по поводу того, что вы говорите неправильно, с ошибками или акцентом. Это практически неизбежно. Ваша задача 1) донести до собеседника какую-то мысль (вагон загружен, вы хотите такое же, но с перламутровыми пуговицами, ваша мама приедет из Петрозаводска завтра утром) 2) понять, что от вас хочет ваш собеседник. При этом пункт два в общем-то проблема не ваша — если ваш уровень владения языком недостаточно высок для адекватного понимания, пусть ваш собеседник старается передать послание, заложенное в его сообщении, как-то иначе.

Так что: не бойтесь говорить неправильно. Вы еще очень долго будете говорить неправильно, но лучше говорить неправильно, чем не говорить ничего.

И еще. Финны — народ маленький и, как полагается, поэтому гордый. Так что иностранец, который хоть немного говорит на их любимом финском (а они свой язык любят, как и каждый человек любит свой язык), вызывает у них симпатию и уважение. Замечено и на личном и на чужом опыте!

Итак, сделаем yhteenveto , резюме: грамматику и слова вы учите одновременно. Не нужно торопиться и нагонять количество слов. На первом этапе вам нужно знать несколько сот слов — даже с их помощью вы уже можете очень многое сообщить в реальном общении. «Лучше меньше, да лучше!» , как говорил классик (у меня почему-то сегодня все время советские штампы на уме, возможно, так влияет погода или международная обстановка).

Итак, конкретно

Какими же способами начинать изучение слов.

В Интернете существуют ресурсы (помню только один, правда, «Слова бегом»), где вам показывают какое-то слово, а вы должны выбрать из десяти предлагаемых правильное. Не вижу никакой практической ценности в такого рода подходе, но на самом-самом первом этапе, возможно, это может быть помощью.

Начиная изучение языка, новые слова нужно выписывать в тетрадь. Практически все, разве что кроме тех, которые вам и в русском не особо нужны. Лист тетради лучше всего разделить пополам, справа писать слово на финском, слева — перевод. Обязательно писать через строчку.

Писать разборчиво и обязательно правильно, начинающие учить постоянно забывают ставить т.н. умлауты — то есть две точки над буквами ä и ö . На практике, то есть на письме, это черточка над буквой. При этом некоторые даже говорят: а разве это так важно?

Да, важно: valittaa и välittää — это совершенно разные слова! Ни в коем случае нельзя записывать (и запоминать) слова неправильно — переучиваться труднее, чем выучить с нуля.

Шведское å на практике мне никогда не попадалось, но, возможно, на западе Финляндии дела обстоят по другому.

Сомневаетесь — лишний раз проверьте. Я вот иногда путаюсь в дифтонгах: h ty или höy ty, jou sta или juo sta — поэтому, если сомневаетесь, то лишний раз проверьте. А в начале проверяйте, даже если и не сомневаетесь.

Очень коротко.

В русском языке «я познакомился С АННОЙ» — «с кем».

А вот в финском знакомятся — tutustua — «в кого» (keneen ?) — то есть mihin -падеж (иллатив).

Иногда в русском и финском управление совпадают — например и в русском мы «влюбляемся в кого» — и в финском rakastua keneen .

Однако это бывает не всегда.

Мы «находим деньги в кармане», финны «находят деньги из кармана» — löytää taskusta mistä -падеж (элатив).

Как узнать правильное управление глаголов (реже управление бывает и существительных, как в русском например: «связь С КЕМ» — а не в кого)?

В учебниках об этом рассказывают, хотя и несколько разбросанно, плюс есть специальные книги, посвященные rektio .

Это книга, наверное, лучшее на данный момент:

Есть еще одна особенность управления.

Рассмотрим предложения:

Я хочу купить дом.

Я помог ему встать.

В связке «глагол + глагол» второй глагол стоит в словарной форме (инфинитиве).

В первом случае в финском совпадение с русским:

Haluan ostaa talon.

А вот во втором случае все не так просто:

Autoin hänet nousemaan.

Когда вы продвинулись в финском, начните читать простую неадаптированную литературу. Я всячески советую при этом не родную финскую, а переведенные на финский американские (именно американские) триллеры или любовные романы. Главное, чтобы в них было больше диалогов и меньше описаний природы и размышлений о сути бытия. И захватывающий сюжет. Американские книжки, переведенные на финский, хорошо удовлетворяют этим требованиям.

Вы будете не понимать, быть может, каждое второе слово, но сюжет будет тянуть вперед. За каждым словом лезть в словарь не нужно, не более 2-3 слов на страницу.

Очень помогают двуязычные тексты. Можно, например, найти роман Валтари «Синухе-египтянин» и на финском и на русском, и читать по очереди на обоих языках. Это тоже довольно интересно — видеть, как переводчик работал, чтобы донести до нас то, что было написано на другом языке. Какие-то обороты можно выписать, если вы не надеетесь на свою память.

Помните, что наши два языка — языки очень разные.

Не всегда можно найти стопроцентное соответствие типа lintu птица , kuorsata храпеть .

Иногда нужно крепко подумать, чтобы понять, что означает какое-нибудь toimentulotuki и по какому принципу это слово из трех слов образовано (поддержка дохода к действию дословно, и это ничего не говорит, а вот «социальное пособие», наверное, уже говорит больше). А tulla toimeen — это справляться , или ладить (с кем-то). Это важно понимать, потому что многие не понимают, почему русское «жить » можно и нужно переводить на финский разными глаголами elää и asua — и что путать эти глаголы не надо.

Языки и их лексика — это действительно разные Вселенные, и иногда в этой чужой Вселенной не так просто понять, что за существо перед тобой, иногда в нашей Вселенной просто нет слов и терминов для этого.

Но — поверьте на слово — на каком-то этапе вы вдруг почувствуете, что начинаете что-то понимать в этом чужом мире — когда вы можете сказать что-то вашему собеседнику-финну или понять его, уловить строчку в финской песне, понять заметку в газете. И, если не складывать руки (потому что не может иностранец язык ВЫУЧИТЬ, он всегда его будет УЧИТЬ), то, как ракета отрывается от Земли и уходит в космос, так и ваше изучение языка достигнет этапа, когда вы уже будете получать удовольствия от иностранного языка.

А финская культура — несмотря на то, что народ этот маленький — на самом деле очень богата и своеобразна, и знакомство с ней, предполагающее знание языка, обогатит любого человека.

  • ,