Как Orator Club превратил курсы ораторского мастерства в прибыльный бизнес. Чему тут учат и сколько это стоит? Аудитория слушателей Orator Club

Когда-то он практически «на общественных началах» вещал на скамейке в Парке Горького, а сегодня в его проекте задействованы Ирина Хакамада и Юрий Кобаладзе, за право поучиться у которых лучшие из лучших платят сотни тысяч. «Коммерсантъ Стиль» Арсен Нерсисян рассказал о бизнесе не ради бизнеса, об амбициозной цели - сделать русский язык модным продуктом для иностранцев, а также о потерях и кризисах, без которых ничего бы не получилось.


- Арсен, расскажите, пожалуйста, что стало стартом вашего проекта?

Сначала я просто хотел самореализоваться. В поисках себя успел отучиться на юриста, поработать семь лет в разных юридических и консалтинговых компаниях, но это не приносило мне удовлетворения. Мне трудно быть исполнителем, не проявляя свою творческую инициативу. А дальше была череда случайностей. Я попал на курсы в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО), после которых устроился на «Рен-ТВ». За время работы там я сделал интервью с Жириновским, Каспаровым и другими известными людьми, политиками, получил нужный опыт, полезные контакты. Затем у меня случился внутренний кризис: я ушел со всех работ, одномоментно потерял все источники дохода, пришлось продать квартиру и заложить в машину. Я потерял многие знакомства, потому что, когда ты лузер и банкрот, ты мало кому интересен. В общем, мне довелось хорошенько так упасть. Признаюсь, пережить все это и встать потом на ноги мужчине, а особенно кавказскому, очень непросто. Но я рос в семье очень сильных людей - отец был политиком в стане Гейдара Алиева, и меня воспитал в том же духе, человеком, который не сдается и готов брать на себя ответственность за все, что с ним происходит. Поэтому я благодарен всем этим потерям: именно они в итоге меня привели к тому, что я так долго искал.

Оказавшись на мели, я все время задавал себе вопрос: почему так произошло, пытался проанализировать. И вот в один момент понял свою главную ошибку - я делал то, что не хотел, и совсем не слушал себя. А самое главное - я не понимал, кто я, каковы мои сильные стороны и в чем мое призвание. Стал искать ответ в своей родословной. В моем роду учителя и политики - все они служили людям. К тому же их деятельность была связана с речью, c ораторским искусством. Так пазл и сложился, я понял свое призвание - хочу помогать людям говорить красиво.

- Каким был первый шаг от идеи к ее воплощению? Где, будучи на мели, брали первые инвестиции?

Да я об этом даже не думал тогда, главной была идея, которая состояла в том, что я могу сделать очень крутые курсы. Но я не знал, с чего начать, поэтому просто стал действовать. Позвонил своему педагогу по технике речи, Анжелике Завьяловой, у которой я занимался за несколько лет до этого в МИТРО, и предложил ей провести тренинг по ораторскому искусству. Она согласилась. Потом освежил связи с ресторанами - там мы проводили первые занятия. Но порой мы сидели в Парке Горького под дождем, с группой из 3–4 человек, откликнувшихся на мой призыв в «Одноклассниках», которые толком даже не платили денег. Я для них написал курс из 6 занятий, и стоил он 4 000 рублей. Все это было несистемно, не было ни названия, ни сайта. Но однажды я встретил знакомого, с которым вместе учился, и выяснилось, что он занимается созданием сайтов. Он сделал мне первый сайт и дал ему случайное свободное имя «Оратор-клуб». Потом нарисовали логотип. И пошло-поехало. Мы сняли комнатку в историческом здании на Сухаревской, поставили там первый компьютер и стали пытаться как-то наладить бизнес.

- То есть не было никакого бизнес-плана и изучения рынка - вы работали только на одной идее?

Понимаете, у меня тогда было состояние, которое называется «терять мне больше нечего». Во время этой депрессии я каждое утро гулял по лесу и пришел к трем простым вещам, которые сейчас советую приходящим к нам людям, если вижу у них состояние некой сломленности. Первое - не надо ничего бояться. Страх - очень опасный фантом. Перед смертью многие начинают понимать, какими были дураками, что не до конца любили, не так дружили из-за своих внутренних фобий и поэтому, к сожалению, не прожили полноценно свою жизнь. Вторая важная вещь - рискуй! Я не имею в виду, что нужно сказать: гори оно все огнем, идти в казино и все деньги ставить на зеро. Я рискую, если чего-то действительно хочу, понимая при этом, что иду на риск. И третье - мечтай и действуй. Вот три правила, которые я выработал в тот непростой период. Они мне очень помогли.

Но все-таки вы же не были единственными на этом рынке. Конкурентов наверняка изучали, чтобы получить какие-то преимущества?

Да, 93 школы ораторского искусства были моими конкурентами в самом начале пути. проанализировал их предложения. В основном там работали педагоги по актерскому мастерству, которые никогда не взаимодействовали с людьми бизнеса. Но я сразу знал, кто мои клиенты, знал, что к ним нужен другой подход. У них нет 3–5 лет на то, чтобы научиться говорить красиво. Им нужно здесь и сейчас, ведь эти люди привыкли добиваться результата и много работать для этого. Анжелика разработала курс именно для таких клиентов. Поэтому путь, по которому пошли мы, не был подражательством. При этом многое вырабатывалось интуитивно, мы ориентировались на свой вкус. Например, первую презентацию сделали в фотостудии-лофте, когда еще никто не использовал их под проведение мероприятий. Мне показалось, это будет круто, хотя для нас это было достаточно дорогое удовольствие. Но людям очень понравилась атмосфера, которую мы создали: профессиональный фотограф, дорогой заварной чай вместо привычного «Липтона» в пакетиках. Все ведь создается из деталей. Я изначально хотел сделать громкий бренд, некий «Луи Виттон» в области дополнительного образования. Я рос в достаточно обеспеченной семье и привык к некоторым ритуалам (в частности, заваривать хороший чай), потому что их соблюдение говорит об уровне того места, где ты находишься. И, как оказалось, наш клиент именно этого хочет. Я старался сделать все как можно круче и для себя решил: если ко мне приходит педагог, то это педагог, лучший в своей области! Но главное - он должен быть учителем от Бога.


- Вы помните своего первого ВИП-клиента?

Конечно! Это была бабушка в валенках (Смеется.) Нам тогда позвонили из Киева, сказали, что уважаемому человеку нужен педагог по ораторскому искусству. Мы все сидим, ждем этого уважаемого человека, и тут приходит бабушка. Мы удивились, но, конечно, предложили ей пройти на занятие. В перерыве она говорит: «Ой, мне так все понравилось, но надо ехать. А вы не подскажете, где “Мариотт” находится?» Через две недели «бабушка» мне позвонила и сказала, что нас ждет самолет. Нас привезли во Внуково-3, на частный борт. «Бабулечка» оказалась персональным помощником одного крупного предпринимателя и встречала нас на каблуках, в одежде от «Шанель» и с личным водителем. В Москве валенки были своего рода маскировкой. Чтобы получить объективную картину, в таком обличии она прошлась по московским школам, оценила их уровень и выбрала лучших из лучших. Шеф ее оказался одним из владельцев очень крупной нефтегазовой компании на Украине, и он стал нашим первым ВИП-клиентом.

- Сегодня к вам в клуб люди приходят за реальными знаниями или за определенным статусом?

Может сложиться ошибочное мнение, что у нас такой снобский проект. Да, мы работаем только с топ-классом, но не потому что они - топ-класс, а потому что у них другой уровень мотивации. Например, эффективность корпоративного тренинга составляет 0,01% по одной простой причине - сотрудника заставили туда пойти. Его мотивация настолько низкая, что он не делает домашние задания, не вникает в то, что говорит педагог, не имеют личной заинтересованности. А когда ты принес свою копейку, честно заработанную, то законно требуешь: давай-ка меня научи, пока не научишь, я от тебя не отстану. Тогда люди учатся и у них глаз горит по-настоящему. И педагог может подстегнуть этот интерес, напитать интересной информацией. Вот когда происходит трансформация, и люди раскрываются, понимают свой потенциал.

А насчет знаний и статуса… Знаете, я пришел к выводу, что чистые форматы уже не работают. Людям не нужно просто образование или вечеринки - им требуется все и сразу. Конечно, основное направление нашего клуба - это образовательные программы. У нас учатся ораторскому искусству у Анжелики Завьяловой, лидерству - у Ирины Хакамады, этикету - у Алёны Гиль, но в процессе обучения наши клиенты занимаются и нетворкингом - заводят полезные связи, помогают друг другу в бизнесе, вместе путешествуют, и некоторые даже заводят семьи. Сейчас наш клуб - это настоящее сообщество, 1500 успешных людей, которые вместе становятся увереннее в себе, развиваются и добиваются своих целей.

- Вы можете отказать клиенту в услугах, если, например, не сходитесь с ним во взглядах?

Мы - частное заведение, и мы имеем право отказывать. Но у нас для этого есть правильная формулировка - нет мест. Обижать человека, говорить, что он нам не нравится или не подходит, не в наших правилах. Снобство в отношениях с клиентом непозволительно. Причем это работает и в обратном направлении. Когда я вижу, что человек приходит к нам и ведет себя как сноб, всегда могу корону с него сбить и привести его в чувство. Аккуратненько так. Поэтому процент «ручного труда» у нас высокий, это не механическая работа, а работа, связанная с отношением, и тут очень тонкие материи задействованы. Деньги решают далеко не все.

Но принимаем действительно не всех желающих, и это связано с тем, что нам важно сохранить атмосферу, которой мы очень дорожим. Сейчас активно развиваем такое понятие, как «клуб». Не просто же так оно мне попалось в виде доменного имени. Я считаю, есть все предпосылки для того, чтобы создать закрытый клуб для единомышленников, где не будет иметь значения, кто богаче. Это должна быть некая интеллектуальная площадка, где можно встретить близкого по духу человека, потенциальных бизнес-партнеров, просто адекватных и интересных людей. Мы практически уже дописали концепцию клуба, и я думаю, что, уж если ввязываться в это, нужно, чтобы он стал одним из передовых интеллектуальных закрытых клубов в стране. Если у нас в очередной раз не сменится строй, а мировое сообщество не будет так сильно давить на нас, и все будут жить в мире, уверен, есть все предпосылки сделать площадку, где новая интеллектуальная молодежь с новым мышлением сможет создавать будущее.

- Равнение на лучшее и на лучших - это следствие вашего перфекционизма или исключительно бизнес-ход?

Скорее - это личное мое желание. У меня, как у любого профессионала, есть своя реперная точка. Например, кардиолог, сделав 116-ю операцию на сердце успешно, может c полным правом сказать, что он лучший в своем деле. Вот и я считаю, что, если смогу обслужить первое лицо государства, неважно, кто на тот момент им будет, для меня это будет веха, подтверждающая, что я, мой клуб и мои педагоги достигли максимума. Когда мы этого добьемся - а мы, если честно, уже близко к этому подошли,- я получу настоящее профессиональное удовлетворение.

Если я верно вас поняла, деньги никогда не были вашей главной целью, важнее была самореализация. Но вы преуспели и в том, и в другом. Или все еще есть к чему стремиться?

За пять лет мы сумели создать действительно большую индустрию. И я считаю себя счастливым человеком по одной простой причине - я делаю то, что хочу и не делаю того, чего не хочу. Это было самое важное условие в моей жизни. Из еще нереализованного - мои грандиозные планы в отношении популяризации русского языка. У меня пока нет ресурса, чтобы выйти на уровень межгосударственных отношений и государственной политики и попытаться сделать так, чтобы русский язык стал неким продуктом, интересным для иностранцев. Очень хотелось бы, чтобы они воспринимали русскую школу так же, как сегодня мы воспринимаем английскую: это круто, я хочу отдать туда ребенка! Я мечтаю, чтобы лет через 20–50 американцы также ходили бы в русскую школу и говорили: мы тут изучаем язык великих поэтов и мыслителей. Вот чего мне хочется достичь и надеюсь, что Orator.Club - одна из ступеней на пути к этой глобальной цели.

Беседовала Кира Васильева

Сегодня интернет-поисковики выдают ссылки на несколько десятков школ и курсов ораторского искусства в Москве. 6 лет назад конкуренция была не меньшей, что ничуть не испугало юриста Арсена Нерсисяна. Оставшись у разбитого корыта, он решил заняться новым для себя делом и открыл школу ораторского мастерства The Orator Club. Поначалу это были уроки для нескольких человек в парках и кафе, сейчас - прибыльный бизнес с оборотом 100 млн рублей в год. Нерсисян рассказал Inc., как заполучил в клиенты украинского олигарха, чем подкупил Ирину Хакамаду и для чего создает на базе школы элитный клуб для избранных.

Сегодня The Orator Club предлагает более дюжины курсов: от техники речи и актерского мастерства - до стратегического нетворкинга и правил гостеприимства. Занятия проходят раз в неделю на протяжении одного сезона - зимнего, летнего или весеннего. Среди тренеров клуба - опытные дикторы, режиссеры и актеры, среди клиентов - губернаторы, политики и жители Рублевки.

Один курс в среднем стоит 100 тысяч рублей, и это не предел - индивидуальный курс может стоить в 3,5 раза дороже. По запросу клуб может организовать обучение в любой точке на карте мира (и даже в частном самолете).

The Orator Club в цифрах

Аудитория слушателей Orator Club

60% мужчин

40% женщин

Источник: данные компании

В долгах как в шелках

Я как человек творческий, с КВНовским прошлым, всегда хотел заниматься делом, связанным с искусством, но в кавказских семьях это не поощрялось. Мне говорили: надо зарабатывать деньги, чтобы кормить семью, - говорит Арсен Нерсисян, закуривая прямо в помещении в Парке Горького, где проходят занятия The Orator Club.

Прежде чем основать клуб в 2011 году, Нерсисян сменил два десятка занятий. Юрист по образованию, он преподавал гражданское право, консультировал, работал директором по развитию бизнеса в банке и продавал детское питание. К 27 годам Нерсисян задолжал знакомым 11 млн рублей: занимался лоббистской деятельностью и что-то пошло не так (подробности он не раскрывает). Чтобы расплатиться, ему пришлось продать квартиру и автомобиль BMW.

Я чувствовал себя полным лузером. Друзья и знакомые от меня отвернулись, я впал в депрессию и понял, что пора начинать все с нуля, - вспоминает Нерсисян.

Бизнес-идею он почерпнул из своего безоблачного прошлого. Как-то подруга вытащила Арсена на курсы ораторского мастерства в Школу телевидения Останкино. Он еще долго с удовольствием вспоминал уроки актрисы и педагога по технике речи Анжелики Завьяловой, но обшарпанные стены и унылые кабинеты, в которых проходили занятия, ему сильно не понравились.

На уроки был спрос, и я уже тогда не понимал - почему нельзя то же самое делать красиво и грамотно? - рассказывает Арсен.

«Армянский бизнес»

Весной 2011 года Нерсисян позвонил своему бывшему педагогу Анжелике Завьяловой и предложил сотрудничество. Она на тот момент уже уволилась из Останкино и согласилась написать курс из 6 занятий. Арсен взял на себя организацию площадки и привлечение клиентов. Стартовые инвестиции взять было негде, и первые занятия проходили в парках и кафе, с которыми удавалось договориться.

У нас не было ни названия, ни площадки, ни денег. Мы собрали 8 человек, пошли в Парк Горького, попросили в дирекции 10 стульев, сели и начали первое занятие, - вспоминает Арсен.

Перед запуском предприниматель поискал в интернете курсы ораторского мастерства в Москве и обнаружил 93 организации. Самой известной среди них на тот момент была компания «Ораторика» Ирины Киреевой и Радислава Гандапаса - они по выходным дням готовили желающих к презентациям и публичным выступлениям. На рынке было также множество предложений от театральных студий и бывших дикторов Гостелерадио, которые давали частные уроки. При кажущемся обилии конкурентов спрос был довольно низким - всего около сотни запросов в месяц в поисковиках.

Я понимал, что рынка нет, но чувствовал: этот навык нужен людям - просто им нужно помочь сформулировать запрос. К тому же мне очень не хотелось снова идти работать юристом, - говорит Нерсисян.

Мы согласились, и несколько месяцев нам в 7 утра звонили бабушки и охреневали от цен на курсы. Никакой конверсии это нам не принесло, а 2 млн рублей мы выплачивали еще несколько месяцев, - сетует Арсен.

Шампанское и черешня

Погоня за Хакамадой

Первый опыт сотрудничества Нерсисяна с Ириной Хакамадой оказался неудачным. Бизнесмен организовал ее лекцию в одном из ресторанов Екатеринбурга, но публика не проявила внимания и Хакамада просто ушла.

После той неудачной истории я все же уговорил ее прийти к нам. Поначалу она отказывалась, но я убедил: мол, мне кажется, вы кайфанете от того, что делаете, - вспоминает Арсен.

Поначалу он не мог платить Хакамаде требуемый гонорар, но обещал со временем прийти к более высокой ставке. В отличие от мастер-классов, курс позволяет увидеть результат своей работы, и это стало главным аргументом. Хакамада и сейчас ведет в школе два курса - «Публичные выступления. Дебаты» и «Лидерство».

Во-первых, Арсен предложил мне целый курс, а не одну лекцию, а во-вторых, слушателей собеседуют на предмет, насколько они хотят учиться. Это меня и подкупило, - рассказала Хакамада Inc.

Курс о дебатах стоит 75 тысяч рублей за 12 часов, «Лидерство» - 125 тысяч рублей за 24 часа, но желающих цена не останавливает.

Это средняя цена, которая убирает ленивых и неуспешных молодых людей, которые еще ничего в жизни не сделали, денег не заработали, но приходят за чудом, - говорит Хакамада.

Сейчас желающие поступить на курсы в Orator Club проходят собеседование, но с осени Нерсисян планирует ввести еще и тестирование. Таким образом бизнесмен намерен определять тип личности потенциального слушателя, заранее понять его цели и отсеивать тех, кто недостаточно мотивирован (или не впишется в тусовку).

«Лига Плюща»

Ценник - один из параметров, которым мы определяли, готов ли человек потратить большие деньги, чтобы попасть в наш клуб и получить доступ к деловым контактам, - говорит Нерсисян.

В ближайшие 5 лет Арсен Нерсисян хочет сделать Orator Club чем-то большим, чем школа для спикеров. Он планирует открыть курсы фехтования, бокса и превратить свое нынешнее помещение в Парке Горького в спортивную площадку - чтобы «развивать невербалику на выступлениях».

Я буду развивать интеллектуальный клуб на примере американских и английских закрытых клубов для статусных людей по интересам. Хочу, чтобы у нас собирались те, кто будет править страной через 10-15 лет, - объясняет он.

По словам Арсена, будущий клуб должен стать «неким подобием Лиги Плюща», а его членами станут отдельные выпускники и друзья Orator Club. Эта система призвана упростить нетворкинг и позволить людям быстрее находить проверенные деловые контакты и поручительство.

Радислав Гандапас,

бизнес-тренер, преподаватель ораторского искусства:

В России в целом высокий спрос на курсы ораторского мастерства, потому что этот предмет не преподают в школе - в отличие от Запада, где умение хорошо говорить считается одним из ключевых бизнес-навыков. Там навыки публичной речи закладываются с детства, и ребенок при поступлении в университет уже имеет опыт публичных выступлений. У нас же многие учатся этому только по необходимости, когда в цейтноте готовят презентацию.

На базе Orator Club уже сложилось коммьюнити, куда входят более 150 человек - выпускники курсов, которые устраивают совместные походы в театры, кино и на светские мероприятия, а летом ездят в путешествия. Общение пока происходит в WhatsApp, но Нерсисян уже разрабатывает отдельную онлайн-платформу и мессенджер, которые станут основной площадкой для общения участников клуба (на их разработку уходит почти вся прибыль).

Это будет как небольшая закрытая социальная сеть, которая расширит возможности для нетворкинга. Например, если вам нужно найти кого-то из топ-менеджеров в страховании, можно вбить тег #страхование и узнать имена этих людей–участников клуба, посмотреть их рекомендации и связаться с ними, - поясняет Нерсисян.

По задумке Арсена, доступ к подписке на мероприятия и рассылку клуба будет платным, да и членство будет даваться не каждому выпускнику автоматически, а только тем 50-100 людям в год, которых изберет комьюнити.

В больших городах живут одиночки с амбициями, и когда они находят единомышленников - у них появляются друзья, компания, тусовки. Через призму ораторского искусства мы просто предлагаем посмотреть на жизнь с другой стороны, - говорит предприниматель.

На свою жизнь с другой стороны Нерсисян уже посмотрел - он приобрел квартиру в том же доме, в котором когда-то продал жилье за долги.

Высокая цена курсов - один из способов отсева на пути к членству в Orator Club, но не единственный. С этого года все желающие попасть в Клуб будут проходить обязательное психологического тестирование. Его разработала компания "Проф-Диалог" под руководством доктора наук, профессора Александра Князева. По словам Нерсисяна, тестирование поможет определить настоящую мотивацию человека, который приходит в Клуб. Как показала практика, некоторых привлекает не личное развитие и курсы клуба, а возможность познакомиться с нужными людьми или даже найти обеспеченного мужа. Чтобы избежать ситуации с зевающими на занятиях голддиггерами, Нерсисян сделал Orator Club закрытым клубом для избранных. Раньше он сам проводил собеседования, но после нескольких неудач решил довериться профессиональному психологу. В Клуб берут только людей с правильной мотивацией, ее выявляют на тестировании. Члены Клуба, прежде всего, должны стремиться стать заметнее в публичном поле, обрести уверенность и правильно действовать в сложных ситуациях. Тестирование также помогает узнавать сильные качества, способности и потенциал нового члена Orator Club, чтобы грамотно выстраивать траекторию обучения. Каждому члену клуба составляют roadmap - карту его движения к цели, на которой указывают, какие курсы ему подходят, сколько времени и денег для этого потребуется.

Членам клуба доступны не только курсы, но и другие закрытые мероприятия Orator Club: чтецкие вечера, на которых приглашают известных актеров, воскресные встречи с политиками и бизнесменами, мастер-классы и “PreТеатръ” - сценическая практика в формате театральных миниатюр. Также они могут ездить в совместные путешествия и экспедиции - в декабре Orator Club планирует экспедицию в Аргентину, Боливию, Чили, Патагонию, а в летом 2018 года - на Камчатку. Члены Клуба часто отмечают праздники вместе и ездят в совместный отпуск. “Чистые форматы не работают. Людям не нужно просто образование или вечеринки - им нужно все и сразу, - объясняет Нерсисян. - Конечно, основное направление нашего Клуба это образовательные программы, но в процессе обучения наши клиенты занимаются нетворкингом - заводят полезные связи, помогают друг другу в бизнесе, вместе путешествуют, и некоторые даже заводят семьи. Сейчас наш Клуб - это сообщество, 1500 успешных людей”. По словам бизнесмена, жизнь многих участников Orator Club сильно изменилась после курсов - обучение помогло им почувствовать уверенность в своих силах и знаниях, решиться сменить работу, если она не устраивала, начать свой бизнес, если кто-то долго хотел, но сомневался.

Арсен Нерсисян уверяет, что Orator Club удалось за пять лет не только стать лидером на рынке образовательных курсов, но и изменить сам рынок. “Мы задали новые требования к отбору преподавателей, начали привлекать лучших экспертов и педагогов в своей области. На сегодняшний день Orator Club – это успешный проект, который вдохновил уже более сотни бизнесменов, топ-менеджеров и публичных деятелей», - уверяет он. Нерсисян предпочитает вкладывать в развитие бизнеса, создавая “ Louis Vuitton в мире образования”. Его задача на ближайшие пять лет - развить Клубную культуру в России, чтобы она достигла уровня английских клубов и сообществ в университетах Лиги Плюща.

Фотография на обложке: Orator Club

Или не расскажут уже никогда - много ли позволено даже отставному разведчику? Однако частью секретов и он делится со своими слушателями: одно время в Orator.Club курс «Разведподготовки» читал генерал-майор СВР в отставке, профессор МГИМО Юрий Кобаладзе. Сегодня цикл его занятий называется уже «Стратегический нетворкинг». Но не конспирации ради, а точной формулировки для - тут не играют в шпионов, а готовятся к долгой и блестящей карьере. «Моя мысль проста: чтобы стать успешным, знаменитым или просто полезным людям, вы должны получить максимум знаний и завести максимально широкий круг связей», - говорит Кобаладзе. И подробно рассказывает о своем опыте по выстраиванию полезных контактов. А ему есть что рассказать: помимо службы во внешней разведке, он, профессиональный журналист и радиоведущий, работал во многих странах мира. Вехи его послужного списка можно перечислять по названию должностей или компаний, а лучше - по именам тем людей, с которыми ему удалось не просто познакомиться, а поддерживать долгие дружественные отношения. Шутка ли, когда закончился контракт в Лондоне, провожать его приехал личный секретарь Маргарет Тэтчер - с премьер-министром Англии ему, тогда простому советскому журналисту, повезло завязать личное знакомство.

«Как сделать так, чтобы ты выделялся? Чтобы запомнили именно тебя и с тобой делились информацией? Невозможно быть дипломатом или журналистом, если ты постоянно не заводишь связи, которые полезны в твоей деятельности и позволяют решать стоящие перед тобой задачи», - рассказывая о своем пути, Юрий Георгиевич, кажется, уже набрасывает конспект нового выступления в Orator.Club. Или - главу будущей книги: «Сегодня в России появляется новая область знаний - social network, и если раньше это делалось и преподавалось интуитивно, то сегодня настало время все это документально оформить в учебное пособие».

Если описать кратко, то social network - это процесс непрерывного расширения связей для достижения служебных и иных, даже личных целей. И, как ни странно, как только эта тема появилась в обществе, многие, даже профессионально заинтересованные люди заговорили о том, что неэтично, неприлично даже - использовать других для своей выгоды. Хотя тут стоило бы привести ряд примеров, среди которых - Лига плюща в Америке: все выпускники восьми частных университетов объединены меж собой и всегда помогают друг другу. У нас бы это сразу назвали «мафией», а там это - добрая традиция. И хорошо еще вспомнить, что любому гению нужно окружение, которое будет способствовать его росту.

Но есть и антипримеры: Кейт Феррацци, один из главных специалистов в мире по social network, был потрясен, побывав в России: на его лекцию записалось множество различных специалистов, но за три дня, которые он провел здесь в свободном, что называется, полете, к нему так никто и не подошел ни познакомиться, ни поговорить. Какие же тут тогда эксперты по social network?! Можно было бы сказать - русские: с широкой душой, радушным гостеприимством и обильным застольем. Но лучший, пожалуй, ответ - начинающие. Именно их сегодня готовят в Orator.Club.

Этот клуб был задуман Арсеном Нерсисяном шесть лет назад как «Louis Vuitton в образовании» - попав на лекцию Анжелики Завьяловой по ораторскому мастерству, он был потрясен харизмой преподавателя. И решил создать проект, который бы так же давал больше, чем набор базовых навыков - желание что-то делать самому и двигаться вперед, заражая своим энтузиазмом окружающих. Оглядываясь назад, можно сказать - все получилось: и элитарный Клуб, и профессиональные наставники, и отличные выпускники. Во многом благодаря тому, что в основе подхода ко всем и ко всему - перфекционизм. Здесь, например, нет «коучей с улицы» - у каждого преподавателя как минимум 20-летний стаж и куда более богатый жизненный опыт. Это не просто профессионалы - это настоящие гении своего дела: в Orator.Club читают авторские курсы Ирина Хакамада и Светлана Сорокина, Алена Гиль и Людмила Панкратова. И такие же требования предъявляются к выпускникам. Да они все на виду: лучшие из лучших становятся амбассадорами Клуба и их портреты украшают обложки журналов и те самые билборды на Рублевке.