Как отличить наречие от краткого прилагательного. Прилагательные и наречия в английском языке: значение категорий и их применения

Особенность некоторых наречий такова, что зачастую их путают с формами кратких прилагательных. Чтобы не допускать ошибок, необходимо усвоить основные отличия наречий от прилагательных в предложении. В статье приведена таблица с примерами, которая поможет отличать эти части речи друг от друга.

Как отличить наречие от прилагательного в речи?

В русском языке некоторые качественные наречия совпадают с формами кратких прилагательных. Таблица с примерами поможет легко различить эти части речи в словосочетаниях и предложениях.

Часть речи

Грамматические особенности

Вопросы


Виды синтаксической связи в словосочетаниях

Примеры

Образованные от качественных прилагательных наречия

Неизменяемая часть речи, не имеют окончаний

Обычно примыкают к глаголам

справился (как?) легко с заданием;

разбираться (как?) прекрасно в предмете;

пожать (как?) крепко руку

Краткие прилагательные

Изменяются по родам и числам, можно выделить окончание

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Согласуются с существительными и местоимениями по роду, числу

облако (каково?) легко - легкое облако;

произведение искусства (каково?) прекрасно - прекрасное произведение искусства;

тканое полотно (каково?) крепко - крепкое тканое полотно;

Чем отличается наречие от прилагательного в предложении?

В предложениях наречия обычно выполняют синтаксическую роль обстоятельства, тогда как краткие прилагательные - роль именного сказуемого.

Примеры : Книга помогла более полно изучить предмет (наречие, обстоятельство). - Ведро полно грибов (краткое прилагательное, именное сказуемое). Заяц испуганно убежал прочь (наречие, обстоятельство). - Животное было испугано криком охотника (краткое прилагательное, именное сказуемое).

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.

Русский язык сложен для изучения, словарный запас исчисляется миллионами слов, часть из которых являются наречиями. Рассмотрим, что такое наречие в русском языке и как оно образуется.

Вконтакте

Описание

Наречие — это часть речи, которая указывает на признак какого-либо действия или обстоятельство, при котором действие совершается. В предложениях чаще всего бывают связаны с глаголом. Не имеют , рода, числа, окончаний, падежа. Те, которые образованные от качественных прилагательных, обладают степенью сравнения: тихо — тише, глубоко — глубже.

Слова, относящиеся к данной части речи, делятся на шесть больших групп, каждой из которых свойственны свои вопросы. Вопросы наречий в :

  • образа действия, к ним ставятся следующие вопросы: «как?», «каким образом?», «как именно?»;
  • меры и степени, к ним ставятся вопросы: «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?»;
  • времени, их вопросы: «когда?», «как давно?», «как долго?», «с каких пор?»;
  • места, можно поставить вопросы: «где?», «откуда?», «куда?»;
  • причины — «почему?», «отчего?»;
  • цели, можно поставить вопросы: «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»;

Есть пять способов образования:

  • путем добавления к основному слову приставки — приставочный,
  • путем присоединения суффикса — суффиксальный,
  • приставочно-суффиксальный,
  • словосложение,
  • с помощью преобразования одной из частей речи в другую.

Приставочный способ образования означает добавление приставки. Например: легко-нелегко, слабо — неслабо, туда — оттуда.

При суффиксальном способе к прилагательному или глаголу добавляется ряд суффиксов. Для — это суффиксы о/e: быстрый — быстро, гладкий — гладко, смешной — смешно. К относительным прилагательным добавляется суффикс «и»: всяческий — всячески, мужеский — мужески, героический — героически. От глаголов образуются при помощи суффиксов а/я, учи/ючи с, добавляемых к основе: молчать — молча, любить — любя, играть — играючи.

С помощью одновременного присоединения суффикса и приставки образование происходит так:

  • приставка «по-» плюс суффиксы «-ому/ему-»: по-новому, по-хорошему;
  • приставка «по-» вместе с суффиксами «-и/ски-»: по-русски, по-индийски.
  • приставки «до-», «из-», «ис-», «со-», «с-» и суффикса «-а-»: искоса, издалека, допоздна, слева.
  • основ прилагательных с добавлением приставок «в-», «на-», «за-» и суффикса «-о-«: заново, затемно, влево, направо.
  • существительных и приставок «на-», «в-», «с-», «по-», «из-» с добавлением суффикса «-у-»: снизу, вверху, поутру.
  • собирательных числительных с использованием приставок «в-», «на-» и суффиксов «-о-», «e», «ем»: втроем, втрое.
  • порядковых числительных с использованием приставок «в-», «во-» и суффиксов «-ых/их-»: во-вторых.

Способ словосложения — метод, при котором часть речи образуется за счёт слияния двух слов (в данном случае с использованием суффикса). Примерами такого способа являются слова еле-еле, мимоходом.

Путем перехода одной части речи в другую образованы слова: домой, весной, шагом, чуточку.

Виды

По разряду классифицируются на две большие группы: определительные и обстоятельные. Определительные, обозначающие способ совершения того или иного действия, сочетаются в предложении или словосочетании с именами существительными, а также глаголами и (к ним можно отнести такие виды — образа действия, меры и степени). Обстоятельные делают акцент на обстоятельствах, при которых было совершено действие (места и времени, цели и причины). Чаще всего они употребляются с глаголом

Относительные

Относительные наречия выполняют в предложении функции союзных слов. Орфогафически это те же самые вопросы, но лексический смысл состоит в раскрытии главной части предложения. Например: мы не знаем, где живёт Василий Иванович.

Важно! В данном случае слово «где» является не вопросом, а связующим звеном между главной и зависимой частью и указывает, чего именно не знают говорящие.

Примерами служат словоформы: где, когда, зачем, почему, откуда.

Качественные

В школьной программе качественные наречия не выделяются в отдельную группу — они входят в состав наречий образа действия. Образуются от качественных прилагательных путем прибавления суффиксов о/e, к ним можно поставить вопрос «как?»: громко, слабо, дёшево. Могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Например: громко-громче, слабо-слабее, дёшево-дешевле.

Предикативные

Предикативное наречия часто используются в простых безличных предложениях, выполняя функцию сказуемого. Обозначают состояние: «сложно», «тихо», «спокойно», «можно», «нельзя», «необходимо».

Сравните: «мне очень сложно даётся математика» (здесь слово «сложно» связано с глаголом «даётся) и «Ваня потерял семью на войне. Ему очень сложно» (слово «сложно» описывает состояние мальчика — это предикативн. нар.).

Употребление в речи

Важно! Употребление наречий делает нашу речь богаче, выразительнее и красивее, даёт собеседнику дополнительную информацию, а рассказывающему — возможность точно описать происходящие события. Без них будет невозможен современный диалог. Их отсутствие делает нашу речь сухой, вызывая чувство недосказанности.

Сравните два примера:

  1. Я закончил писать и пошёл спать.
  2. Вчера я поздно закончил писать и медленно пошёл спать.

Во втором случае собеседнику яснее видна картина произошедшего. Уставший под вечер автор работал допоздна, и ещё более утомлённый отправился спать. В отдельных случаях без наречий и вовсе невозможно существование предложений. Это относится к предикативным видам, которые являются сказуемыми. Так, предложение «В лесу стало тихо» теряет смысл при отсутствии в нём слова «тихо», которое является предикативным наречением.

Чем отличаются от имен прилагательных

Те, кто свободно владеет русским языком, знают, как отличить наречие от имени прилагательного, ведь отыскать различия будет совсем не сложно. Прилагательное даёт качественную характеристику предмета: сладкий чай, синее небо, деревянный мост, новая мебель. Синтаксически оно связано с именем существительным, с которым должно стоять в одном падеже. Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам: южный-южная, южные, южного. Имеет характерные окончания: -ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее.

Какие черты помогают отделить наречие от прилагательного:

  • указание на определенный признак, обстоятельство, способ совершения действия;
  • синтактическая связь с глаголом;
  • отсутствие склонения по родам, числам и падежам;
  • наличие окончаний: -о, -а, -и.

Краткий список

Полный список слов, относящихся к данной части речи, невозможно уместить в масштабах одной статьи, ввиду богатства русского языка. Приведём вам краткий список наречий, которые чаще всего используются в повседневной жизни:

    • быстро,
    • далеко,
    • домой,
    • вчера,
    • вкусно,
    • приятно,
    • дорого,
    • дёшево,
    • горячо,
    • жарко,
    • холодно,
    • тепло,
    • рано.

Наречие как часть речи. Разряды наречий

Уроки русского языка Наречие

Вывод

Употребление наречий в речи необходимо, так как без них невозможно представить общение, выражение эмоций, подробного описания происходящих событий. Эти части речи имеют характерные морфологические, синтаксические признаки, позволяющие отличить их от других слов.

Это вторая часть урока, посвященного разнице между прилагательными и причастиями. Стоп, вы еще не смотрели первую?! Тогда я подожду, вот тут сейчас появится ссылка на предыдущий урок, меня пока можно поставить на паузу..
Посмотрели? Окей, теперь давайте продолжим.
Как ещё можно опознать, что перед нами наречие?

В то время, как прилагательные могут иметь невероятное разнообразие суффиксов: ous (glamorous), ful (careful), y (heavy) и многие и многие другие; то большинство наречий образуются из самих же прилагательных с помощью суффикса LY: glamorous - glamorously, careful – carefully (обратите внимание, l дваивается не просто так, а потому что тут один суффикс (ful) оканчивается на L, а другой (ly) на L начинается, heavy – heavily (обычно при добавлении суффиса y заменяется на i)
Не забываем также, что good – исключение, и наречие «хорошо» будет “well”
Но и здесь не всё так просто, к сожалению. Некоторые слова, которые оканчиваются ly являются прилагательными, например:
Friendly, lovely, lonely, silly.
Что делать? Сверяйтесь со словарём – он вас не подведёт.

Ещё нам необходимо запомнить, что с глаголами be быть /look выглядеть/feel чувствовать/sound звучать /taste быть на вкус, когда они употребляются в своем прямом значении, мы используем прилагательное и его место после глагола – be/look/feel/sound/taste+adjective.

She looked beautiful – Она выглядела красиво.
В русском мы употребляем в таких случаях наречие! Будьте внимательны, правила английского языка требуют прилагательное.

I am good – Мне хорошо/Со мной всё хорошо.
That sounds great! – Это звучит замечательно!

Это еще не все. Существует три исключения, в которых многие и многие допускают ошибки:
Late – hard – fast
Эти три слова являются и наречиями, и прилагательными. Они не меняют форму. То есть понять, с чем мы имеем дело, можно по их позиции в предложении:
She came late – Она пришла поздно. После глагола – наречие.
Excuse my late arrival. – Извините мое позднее прибытие. – перед существительным late –прилагательное.
He is a fast (прил) driver он быстрый водитель –
He drives fast (нареч). он быстро водит
My mom is a hard (прил) worker моя мама усердный работник
My mom works hard (нареч). моя мама работает усердно

К словам late и hard можно добавить суффикс LY и получить наречия, но их смысл тогда будет другим:
lately – последнее время
I have been getting tired a lot lately – Я очень устаю последнее время.

На этом всё на сегодня. Давайте ещё раз вспомним, что мы сегодня прошли.
1. У прилагательных и причастий имеются свои суффиксы, по которым можно догадаться о том, какая перед вами часть речи. Но не полагайтесь на одни лишь суффиксы! Они могут и подвести, как например со словами friendly, lovely, lonely и silly, что являются прилагательными.
2. После глаголов be/look/feel/sound/taste, когда они используются в своем основном значении мы используем прилагательное.
3. Late-hard-fast это и прилагательные и наречия, зависит от места в предложении, наречия lately и hardly имеют другие значения.

Различие между указанными формами определяется в контексте. Всем было грустно (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). Он грустно посмотрел на приятеля (функция обстоятельства образа действия).

Лицо его грустно, печально (функция именной части сказуемого в двусоставном предложении).

Те же различия характерны для форм простой сравнительной степени указанных частей речи. Сравнительная степень прилагательного в предложении обычно является именной частью сказуемого и поясняет признак подлежащего, например: Он был маленький, но стал выше. Сравнительная степень слова категории состояния является именной частью сказуемого в безличном предложении: Всем стало веселее. Сравнительная степень наречия служит обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому, например: Он сделал много, но не больше, чем остальные.

Слова категории состояния следует отличать также от омонимичных им существительных, например: Ну, мне пора. - Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра… (А. Пушкин). В первом предложении употреблено слово категории состояния (показатель - функция сказуемого в безличном предложении), во втором - имя существительное (показатель - функция подлежащего в двусоставном предложении).

1) общее грамматическое значение (состояние);

2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс - о;

3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении.

По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями, например: Мне плохо (слово категории состояния). - Он плохо читает (наречие). Ему грустно (слово категории состояния), - Старик грустно улыбнулся (наречие).

Слова категории состояния на - о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн).

Скучно, страшно, замирает всё вокруг, (Ф. Сологуб)

От кратких прилагательных среднего рода лично-предикативные слова отличаются тем, что не обозначают знака предмета и не имеют форм согласования, так как не изменяй по родам и числам. Ср.: комната светла, дом светел, здание сет комнаты светлы (краткие прилагательные) - в комнате зданиях) светло (категория состояния). Краткие прилагательные всегда обозначают временный признак подлежащего, а омонимы им безлично-предикативные слова употребляются только в безличностных предложениях.

От наречий безлично-предикативные слова отличаются следующим:

а) наречие обозначает признак действия, а категория состояния вообще не обозначает признака, она выражает состояние живых существ, среды, предметов;

б) наречие примыкает к главным словам;

Тогда как безлично-предикативные слова, наоборот, подчиняют глагол, инфинитив примыкает к ним;

в) наречие обычно не управляет дательным субъекта, а для категории состояния характерно управление дательным падежом, обозначающим лицо (или предмет), находящееся в том или ином состоянии. Например: Уже поздно выезжать. (категория состояния).

Значительно реже, чем наречия и краткие прилагательные, в категорию состояния переходят имена существительные. При этом существительные теряют значение предметности и начинают выражать состояние. Ср.: Лень (сущ.) портит человека и Мне лень (категория состояния) вставать рано. Во втором примере слово лень обозначает состояние субъекта, выраженного местоимением мне.

Значение качественной оценки состояния обычно развивается у абстрактных существительных, например: стыд, срам, позор, мука, каторга, жаль, охота, неохота, неволя, досада, горе, беда, пора, время, досуг, недосуг, лень, ужас и др.

Переход существительных в категорию состояния сопровождается не только изменением их лексического значения, но и потерей ими грамматических значений, свойственных существительным, - значений рода, числа и падежа. Поэтому, выступая в новой для них функции - в функции сказуемого безличного предложения, они ни с какими словами не согласуются. Ср.: Была весенняя пора (сущ.) и Пора (кат. состояния) было отдыхать. В отличие от существительных они имеют формы времени и наклонения (пора было уезжать, пора бы ему вернуться и т.д.), могут определяться качественными наречиями (очень жаль, ужасно неохота, так лень), имеют дательный лица и подчиненный инфинитив (ему лень пошевельнуться).

Б езлично-предикативные слова, обозначающие состояние окружающей среды (погода, атмосферные явления), обстановки и др. Например: туманно, темно, жарко, пусто, сыро, мокро, душно, шумно, ветрено, пустынно, уютно, тихо, пестро, холодно, хорошо, весело, плохо, солнечно, снежно и т.п. Например: « - Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, - сказала Анна» (Л. Толстой).

Безлично-предикативные слова этой группы обычно сочетаются лишь с обстоятельственными словами, редко с дополнением в родительном падеже, но при них не может быть дательного падежа, обозначающего субъект. Например:Там было пестро и шумно от народа (А. Толстой).

При наличии дательного субъекта эти слова обозначают состояние не среды, а субъекта, даже если в предложении при них имеются обстоятельственные слова. Например: Мне здесь душно; Ему там хорошо; Им там весело.