Как выбрать направление обучения. У вас нет денег

Выбор высшего учебного заведения – это первый шаг старшеклассника во взрослую жизнь, первое самостоятельное решение, от которого зависит его будущее. Именно поэтому к выбору вуза нужно отнестись со всей ответственностью. Перед тем, как выбрать вуз, для начала, нужно определиться с профессией или хотя бы сферой деятельности, в которой хочет работать молодой человек. Зачастую в старших классах у учеников уже появляются любимые предметы и увлечения, с которыми они бы хотели связать дальнейшую жизнь. Далее в зависимости от выбранной специальности нужно рассматривать все возможные варианты учебных заведений, которые есть в регионе.

Какой вуз выбрать

Нередко школьники делают свой выбор в пользу того или иного вуза по совету или настоянию родителей. С одной стороны, мама с папой отлично знают все способности своего ребенка и могут дать полезный совет. Но с другой стороны этот выбор лучше делать без давления со стороны. Излишние уговоры здесь ни к чему, ведь вся ответственность за дальнейшее обучение ляжет на плечи будущего студента. И он должен понимать, что его учеба по определенной специальности – это результат его собственного выбора.

Но как же школьник может принять взвешенное решение о том, какой вуз выбрать? Зачастую старшеклассники просто определяются с направлением – экономикой, медициной, педагогикой, программированием, и подают документы в вуз с соответствующим названием – экономический, медицинский, педагогический и т.д. В России такой вариант вполне приемлем. Хотя в Европе молодые люди, выпускаясь со школы, уже очень четко знают не только, по какой профессии они хотят работать, но также и какие обязанности им при этом придется исполнять. Этой практике стоит поучиться. Будет очень хорошо, если школьник в России точно так же задумается о своем будущем, четко представляя свое рабочее место. Это поможет ему избежать разочарований. Ведь на протяжении последних 2-3 лет обучения в школе он может не только готовиться к общим выпускным экзаменам, но также собирать информацию о понравившейся профессии, читать книги по данной специфике и начинать подготовку к прохождению программы вуза. Если же, вникая в суть работы, он вдруг передумает, у него еще будет время все изменить и спокойно выбрать вуз по специальности, которая ему действительно близка.

В каждом регионе сейчас есть множество вузов, предлагающих свои услуги по различным направлениям. И из всего разнообразия образовательных учреждений абитуриенту нужно выбрать 2-3 наиболее подходящих. Как это сделать? Прежде всего, расставляем приоритеты.

Важные вопросы при выборе вуза:

  • аккредитация вуза
  • высококвалифицированный преподавательский состав,
  • хорошая образовательная программа (государственная или негосударственная в частных вузах),
  • формы обучения (возможность дистанционного обучения),
  • условия приема (по результатам или при сдаче дополнительных экзаменов),
  • техническое оснащение вуза (компьютерами, лицензионным ПО, физическими и химическими лабораториями и т.д.),
  • наличие укомплектованной библиотеки (чтобы не покупать большинство книг за свой счет),
  • интересные предметы (как основные, так и дополнительные),
  • курсы, семинары и тренинги, проводимые на базе учебного заведения,
  • близость к месту постоянного проживания,
  • хорошие общежития для иногородних студентов,
  • интересная культурная программа (концерты, конкурсы, спортивные соревнования),
  • возможность (наличие контрактов с вузами Европы, США, Канады и др.),
  • наличие военной кафедры (важно для юношей) и т.д.

Информацию обо всем этом можно получить, заходя на сайты вузов, а также посетив их лично в дни открытых дверей. Кроме того, обязательно нужно поинтересоваться, какое количество бюджетных мест предоставляет учебное заведение. Некоторые семьи предпочитают отдавать детей в негосударственные вузы, которые зачастую работают лишь на платной основе. В них есть масса преимуществ, хотя многие работодатели с удовольствием берут на работу выпускников государственных вузов, полагая, что их образование более конкурентоспособно.

Сейчас у абитуриентов есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов. Конечно, специалисты советуют выпускникам воспользоваться этой возможностью. Единственное, на что нужно обратить внимание – вступительные экзамены, которые предлагает каждый вуз. Если результатов ЕГЭ достаточно, это просто замечательно. Если нужно сдавать дополнительные экзамены, которые в каждом из вузов могут отличаться, ученик должен быть готов к обширной подготовительной работе. А еще в некоторых вузах требуют представления приемной комиссии своих творческих работ. Об этом нужно узнать заранее, чтобы иметь возможность все вовремя сделать.

Как выбрать вуз для поступления

Для того чтобы из всего многообразия вузов найти несколько самых подходящих, можно полистать справочники или посетить специальные сайты. В интернете есть таблицы, в которых собраны вузы России с информацией об имеющихся в них специальностях и набором экзаменов. Таким образом, можно выбрать вуз по предметам ЕГЭ. Если ученик, кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике, готов сдать также несколько дополнительных экзаменов, в список которых входят физика, химия, история, география, биология, информатика, литература, обществознание и основные иностранные языки, он может найти для себя такой вуз, который зачислит его по хорошим результатам соответствующих экзаменов. Поэтому перед тем, как выбрать вуз для поступления, необходимо определиться с тем, какие предметы ученик сможет сдать на высоком уровне. В интернете можно найти информацию о том, какие баллы считаются достаточными для поступления в различные вузы страны. Конечно, выбрать вуз по ЕГЭ – это самый легкий путь. Но мы все же рекомендуем Вам идти в то учебное заведение, где Вам будет интересно учиться и получать желаемую профессию. А к необходимым экзаменам, как общим, так и дополнительным, можно подготовиться. Главное, пораньше определиться со своими приоритетами и вовремя начать заниматься.

Если вы окончили общеобразовательную школу и выбрали себе профессию, то можно сказать, что важнейший и тяжелейший этап уже пройден. Но вслед за этим возникает другая не менее сложная задача - это выбор учебного заведения, в котором вы и освоите азы своей будущей трудовой деятельности.

Попробуем ответить на вопрос, который волнует многих родителей и пока ещё не состоявшихся абитуриентов, - как выбрать вуз для поступления: что нужно знать, какие уровни образования бывают, что за формы обучения и другие не менее важные моменты и нюансы. Разберём каждый из возможных вариантов как можно тщательнее, чтобы родители и школьники могли подобрать наилучшее для себя учебное заведение.

Уровни образования

Перед тем как выбрать вуз, обозначим уровни учреждений, которые используются в нашей системе образования.

1. Общее. Сюда можно отнести образование, которое получает каждый школьник в нашей стране:

  • начальное (неполное, 8 классов);
  • основное (9 классов);
  • полное/среднее (11 классов).

2. Профессиональное (техническое). Это такое образование, которое позволяет получить все необходимые навыки для того, чтобы стать профессионал в той или иной области:

  • начальное (училища, лицеи);
  • среднее (колледжи, техникумы);
  • высшее (институты, университеты, академии).

3. Послевузовское. Это образование позволяющее получить учёную степень в аспирантуре, докторантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Если вы ещё не окончили школу и у вас появились какие-то сомнения, идти или не идти в 11 класс и как это повлияет на следующую учёбу (сколько вузов можно выбрать, баллы, специальности), то вам следует ознакомиться со списком ниже.

Возможности после девятого класса:

  • получить полное образование, продолжив обучение в школе;
  • подать документы в лицей или училище (начальное профобразование);
  • учиться в колледже или техникуме и получить среднее профобразование;
  • поэтапно получить начальное, а затем среднее профессиональное образование;
  • продолжить учиться после поэтапного обучения и подать документы в высшее учебное заведение.

После окончания одиннадцати классов открываются следующие возможности:

  • поэтапная учёба и освоение необходимых уровней профобразования;
  • обучение любому из вышеперечисленных уровней сразу.

Перед тем как выбрать вуз, не лишним будет заметить, что подавляющее большинство молодёжи предпочитает закончить 11 классов и подаёт документы в высшие учебные заведения. Это наиболее оптимальный и самый популярный вариант получения профессионального образования. Поговорим об этом варианте более подробно.

Уровни высшего профобразования

Перед тем, как выбрать вуз, следует знать, что до 1 сентября 2009 года российская система образования была одноуровневой, то есть студент отучивается пять лет в университете или институте и получает стандартный (базовый) диплом о присвоении ему определённой специальности.

Немногим позднее эта система была модернизирована, и ей на смену пришла трёхступенчатая структура обучения, чем-то схожая с западной. Перед тем, как выбрать вуз, рассмотрим её более подробно.

Бакалавриат

После окончания учебного заведения (4 года) выпускник получает на руки диплом о присвоении ему степени бакалавра. Это своего рода база в высшем образовании. Такой диплом позволяет готовить квалифицированных сотрудников в социально-экономической или производственной сфере, а также обеспечивать специальное развитие в объёме, необходимом для работы в общих видах деятельности того или иного направления.

Специалитет

Если студент дополнительно останется обучаться на один год, то по окончании он получит диплом специалиста. То есть человека, который в состоянии готовить работников с узкой специализацией и более высокой квалификацией. Этот вариант считается оптимальным для большинства учащихся: достаточно выбрать вуз по специальности и отучиться пять лет.

Магистратура

Дополнительное обучение в течение двух лет после получения звания бакалавра. Выпускник в этом случае становится магистром. Этот вариант предполагает более глубокую и узкую специализацию в том или ином направлении. Магистратура готовит людей, способных решать самые сложные задачи в любом виде деятельности: профессиональная, аналитическая, научно-исследовательская и т.д. Она же обеспечивает приток научно-педагогических кадров в вузы.

Каждый их этих уровней считается самостоятельным, и для того, чтобы продолжать обучение, необходимо сдавать экзамены. Можно выбрать вуз по баллам или из расчёта результатов единого государственного экзамена. В любом случае после того, как вы получите диплом специалиста или магистра, у вас будет возможность продолжить получать образование (послевузовское).

Наряду с вышеобозначенной структурой остаётся и привычная система получения специальности, к примеру, по медицинским программам.

Форма обучения

Итак, вы окончили школу, и перед вами стоит задача выбрать вуз по ЕГЭ или по баллам. Для начала не помешает решить для себя, какая форма вас устроит.

Сегодняшние вузы предлагают следующие :

  • очное (дневное);
  • очно-заочное (вечернее);
  • заочное;
  • компьютерное (дистанционное);
  • быстрое (экстернат).

Здесь основным критерием выбора является ваша индивидуальная способность к самостоятельному обучению. Если вы выберите дневную форму, то предполагает учащемуся присутствовать на ежедневных занятиях и конспектировать лекции преподавателей. В то время как экстерн подразумевает самостоятельный сбор и систематизирование необходимого учебного материала с соответствующим отчётом о полученных знаниях в конце семестра.

Чаще всего заочные и дистанционные формы обучения выбирают студенты, которые параллельно с учёбой собираются работать. Трудовая деятельность и одновременное обучение это конечно хорошо, но не всегда сторонняя занятость помогает в освоении профессии. Поэтому здесь нужно быть осторожным, иной раз лучше отказать себе в дополнительном заработке, но с успехом закончить семестр. Иногда работодатель идёт на уступки, предлагая заочникам дополнительные отпуска, сокращённые недели и другие льготы (естественно за свой счёт).

Группы вузов

По своей юридической форме все вузы можно условно разделить на две большие группы - это муниципальные и негосударственные.

Какое именно учебное заведение выбрать, зависит только от вас и от ваших финансовых возможностей. В муниципальных вузах есть возможность подать документы на бесплатное обучение (бюджетное), в то время как в негосударственных учреждениях это крайне редкое явление.

Что касается качества образования, то дипломы государственных заведений ценятся гораздо выше. Здесь ключевую роль играет множество факторов, и один из них - это сырая программа обучения в частных вузах. Тем не менее тот факт, что негосударственные учреждения более глубоко изучают некоторые отрасли (иностранные языки, IT-технологии и т.д.), делает их весьма привлекательными для узких специалистов.

Подводя итог

Необходим чётко уяснить для себя, что шансы поступить в высшее учебное заведение напрямую зависят от вашей подготовленности, поэтому не стоит полагаться на «авось», а тщательно проанализировать свои возможности и взвесить все «за» и «против».

И помните главное, что от вашего решения будет зависеть ваша дальнейшая жизнь. Не выбирайте вуз наобум или потому что друг посоветовал. Задумайтесь, готовы ли вы потратить четыре или более лет на освоение профессии, которая разонравится вам на второй год обучения.

Некоторые с детства знают, что хотят стать врачом или шахтёром. Другие вообще не представляют, кем работать. Кому-то финансы и результаты учёбы в школе позволяют пройти на любой факультет, а кто-то выбирает из того, что доступно. Как быть, если вы ещё не знаете, в какой университет лучше поступить? Зависит от того, что мешает вам определиться с выбором.

Вы не знаете, какой вуз лучше

Хороший университет - расплывчатое понятие. Чтобы понять, какой вуз сделает из школьника крутого специалиста, нужно перерыть кучу данных.

Учтите, что рейтинги университетов разные. Простые списки вроде «100 лучших вузов мира» не подходят: то, что они оценивают, не всегда нужно для будущей профессии. Ищите рейтинги, которые отражают трудоустройство выпускников: сколько специалистов нашло работу после учёбы, как быстро они устроились и работают ли по специальности вообще.

Информация для размышления:

  1. Рейтинги агентства «Эксперт РА»: начиная с абстрактного «лучший вуз» и заканчивая списком самых востребованных работодателями.
  2. Мониторинг Министерства образования и науки РФ о трудоустройстве выпускников.
  3. Рейтинг качества образовательной деятельности (также по версии Минобразования).
  4. Пример зарплатного рейтинга портала SuperJob. Поищите аналогичные подборки для других профессий.

Если вы собрались поступать, а ваше учебное заведение ни в каком списке не фигурирует, спросите у представителей вуза, легко ли выпускники находят работу. Возможно, вуз и не отслеживает судьбу всех выпускников, но хотя бы сотрудничает с работодателями и помогает в трудоустройстве. Расспросите о таких программах: действуют ли они и на каких условиях.

Пообщайтесь с выпускниками

  1. Как работодатели реагируют на диплом вуза?
  2. Пригодились ли знания с лекций и семинаров в работе?
  3. Как оценивают вуз коллеги?
  4. Довольны ли выпускники уровнем зарплаты? Как быстро продвигаются по карьерной лестнице?

Сходите на все дни открытых дверей

Вузы проводят встречи с абитуриентами, чтобы расхвалить себя. Походите, послушайте. Спрашивайте, как трудоустроиться после вуза, можно ли перевестись на другой факультет и как это сделать.

Узнавайте больше о возможностях обучения, поездок за границу. Задавайте вопросы об оборудовании в лабораториях и даже качестве еды в столовой.

Вы не знаете, кем хотите быть

Не переживайте, если ещё не , чем хотите заниматься. У вас есть время, чтобы выбрать дело своей мечты. Но если поступать вы хотите уже сейчас (чтобы не терять время или по другим соображениям), попробуйте найти подходящий вариант.

Поищите профессии, о которых не знаете

Откройте справочник профессий (у Министерства труда и социальной защиты РФ есть такой и такой) и посмотрите, кем вы можете работать. Просто читайте описания профессий по порядку. Если что-то понравится, зайдите на любой портал поиска работы и рассмотрите вакансии. Проанализируйте, какие требования предъявляют к соискателям и что вы должны будете уметь.

Иногда такой свободный поиск даёт больше, чем все тесты профориентации.

Выберите вуз с большим количеством направлений

Если через год-другой вы поймёте, что хотите заниматься совсем не тем, то сможете найти подходящую специальность внутри своего университета. Тогда будет проще перевестись на другой факультет и сдать дополнительные предметы.

Остановитесь на самом сложном

Если понятия не имеете, кем хотите быть, но учиться всё-таки надо (родители давят или вы боитесь армии больше, чем сессии), то выберите сложную специальность.

Во-первых, на сложных направлениях меньше конкуренция. Во-вторых, если вы решите сменить факультет или специальность, после сложной учёбы всё остальное покажется раем. В-третьих, навыки самодисциплины и преодоления трудностей - лучшее, что может дать современный вуз.

Выберите практическую специальность

Такую, чтобы вы могли сразу после учёбы или даже во время неё начать . Иначе после университета вы можете обнаружить себя с дипломом, который не нужен ни вам, ни нанимателю.

Лучше заработать на нелюбимой должности и накопить деньги на новое дело, чем потратить несколько лет на корочки, которые не пригодятся вообще.

У вас нет денег

Обучение - это дорого. Или нет?

Не зацикливайтесь на громком имени

Грубо говоря, если вы хотите стать математиком, вам надо стать математиком, а не студентом Самого лучшего математического университета. Поэтому ищите нужную специальность в других вузах и в других городах. Может, вы найдёте вариант за многие тысячи километров, но со стипендией.

Не останавливайтесь на Москве и Санкт-Петербурге: хорошие вузы есть не только в них. Исследование ВШЭ на тему доступности образования в 2016 году поможет по-новому взглянуть на географию образования.

Поступите в колледж

Колледжи дешевле. В них программу проходят быстрее. И через несколько лет на руках будет готовая специальность, работа и возможность учиться на заочном или вечернем отделении, не думая о том, как родители будут оплачивать учёбу.

Выберите вуз, в котором платят хорошие стипендии

Во многих вузах активных и талантливых студентов поощряют, выплачивая им дополнительные стипендии. Также деньгами может помочь регион.

Узнайте, есть ли в вузе, в который вы собрались, такие стипендиаты. Спросите, как они этого добились. Останется мелочь - стать одним из лучших студентов университета.

Попробуйте целевой набор

Целевой набор - это когда за ваше обучение платит предприятие, а после учёбы вы должны на этом самом предприятии отработать. Иногда договор заключается не с предприятием, а с муниципальными органами власти. По сути, это разновидность образовательного кредита, только возвращать долг приходится не деньгами, а работой.

Узнайте, есть ли в интересующем вас вузе целевой набор, спросите, с какими предприятиями там работают. Возьмите контакты отделов, которые заключают договоры, - и вперёд, изучать условия и особенности обучения.

Учтите, что приказы о зачислении целевиков подписываются раньше, да и заявления нужно подавать весной. Лучше всего успеть всё сделать на весенних каникулах.

Чек-лист выпускника школы

Если вы запутались, что делать прямо сейчас, проверьте себя по короткой инструкции:

  1. Определитесь, кем хотите быть.
  2. Составьте список вузов, в которых есть нужная специальность.
  3. Вычеркните учебные заведения, которые вам не по карману.
  4. В разных рейтингах проверьте положение оставшихся.
  5. Выберите несколько вузов, ради которых стоит постараться и сдать экзамены.

После того, как учащийся школы определился с будущей профессией, перед ним встаёт вопрос о выборе учебного заведения. В помощь абитуриенту предлагаются различные государственные и неофициальные рейтинги, опросы общественного мнения и работодателей. Но стоит ли доверять таким рейтингам? На что лучше опираться при выборе будущего ВУЗа? Попробуем разобраться.


Престижность ВУЗа

Престижность учебного заведения – пожалуй, самый часто употребляемый в общении критерий, но если спросить абитуриентов , в чём же он заключается, то многие не смогут дать точный ответ. Под престижностью мы чаще всего подразумеваем известность ВУЗа, его общественное признание, востребованность выпускаемых им специалистов на рынке труда. Если вы хотите узнать рейтинг самых престижных университетов, то лучше обратиться к данным от союзов работодателей и независимых агентств. Официальные рейтинги часто имеют туманные критерии для отбора и могут лоббировать чьи-то персональные интересы.

Государственный или частный?

Общественное мнение однозначно больше доверяет государственным учебным заведениям. Действительно, уровень образования там гарантирован, а образовательные программы соответствуют всем требованиям. Да и работодатели пока предпочитают принимать на работу именно выпускников государственных ВУЗов. Однако и среди частных учебных заведений есть очень известные, престижные и вполне уважаемые. К тому же некоторые новейшие направления и специальности можно получить только в частном учебном заведении, так как те более гибки в отношении учебного процесса. Дополнительным преимуществом государственного университета является наличие бюджетных мест. Если вы всё-таки решили поступать в частный ВУЗ, внимательно ознакомьтесь с учебной программой и решите, устраивает ли вас она и соответствует ли общепринятым параметрам.

Аккредитация университета

Дальнейшее трудоустройство студента

Это один из важнейших критериев оценки будущего ВУЗа, но вот узнать где-нибудь эти данные довольно сложно. Возможно, есть смысл посетить интернет-сообщества работодателей в выбранной вами сфере деятельности, узнать мнение профессиональных экспертов в личном общении. Неплохо поговорить с выпускниками университета, узнать у них, легко ли было им устроиться на работу.

Внеучебные мероприятия в ВУЗе

Плюсом для учебного заведения станет предоставление дополнительных образовательных и досуговых услуг, активное участие в общественной жизни города, партнёрские соглашения с иностранными учебными заведениями.

Другие критерии оценки ВУЗа

Среди менее важных критериев оценки можно выделить удобное месторасположение университета, его компактность (чтобы не ездить из одного конца города в другой по разным корпусам). Иногда анализируют профессорско-преподавательский состав, соотношение числа профессоров и студентов. Однако данный критерий не даёт в полной мере определить качество получаемого там образования. Не даст общего представления и количество учащихся, ведь чем больше студентов, тем, соответственно, меньше учебного материала и времени преподаватель может уделить каждому.

Если абитуриент не очень уверен в своих способностях, то чуть ли не главным критерием становится конкурс на место и проходной балл университета. Сюда же можно отнести и перечень вступительных экзаменов. Бывает, что на одну и ту же специальность в разных университетах требуют сдавать разные предметы.

Связи. Куда же в наше время без связей… Если у родителей абитуриента в каком-либо из ВУЗов есть знакомые, а тем более если они сами работают в этом учебном заведении, то и выбор учащегося, скорее всего, падёт именно на этот университет.

Выбор своей профессии и своего пути в жизни - задача непростая, ошибка может дорого стоить. Человек, выбравший не свое дело, и учится кое-как и работает без удовольствия. Что можно посоветовать будущим абитуриентам, выбирающим специальность ?

Людмила Абрамова - психолог-практик помогала нам найти ответы на эти вопросы.

Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще бывшие школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или, еще лучше, по принципу - куда возьмут с набранными баллами…

Если так случилось, и профориентация не произошла (не было сопутствующей программы в школе, не помогли тесты), то, как мне кажется, есть смысл не лететь сломя голову после школы в следующее учебное заведение, а подождать годик-другой.

Я, например, точно знаю, что в Америке это обычное дело - после школы оглядеться пару лет - созреть для дальнейшего обучения. Дети после школы устраиваются на простые работы, работают волонтерами, нарабатывают опыт общения в коллективе и получают рекомендации от работодателей. Попутно читают, изучают предложения университетов, совершают какие-то поступки, ошибки, взрослеют. Через какое-то время приходит жажда знаний. И вот тогда уже человек делает осознанный выбор в пользу той или иной специальности.

Хулио Иглесиас учился на бакалавра с перерывами почти 35 лет! Оставлял обучение, возвращался. Он получил, в конце концов, заветный диплом. Тем не менее, такой долгий путь в образовании не помешал ему стать успешным и приобрести мировую известность…

Выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение?

Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет - такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать. Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках…

Посоветовать тут, пожалуй, ничего не получится. Вот я скажу: верьте в свою мечту, идите за ней, не смотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете.

Вообще, выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна. Может быть, вам придется осваивать потом смежную специальность или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем.

А если хочется и туда и сюда, и еще в 2-3 места сразу? Что поможет сделать правильный выбор?

Самый простой способ определиться - это услышать себя. Но это одновременно и самый сложный способ. В потоке внешних голосов (родственники, друзья, всевозможные СМИ) очень трудно сосредоточиться и услышать свое «Я». Попробуйте выделить для этого специальное время раз в день, посидите в одиночестве, в тишине. Переберите варианты в уме, задайте себе вопрос и попробуйте услышать ответ внутри себя.

Как правило, через 5-10 минут такого сидения вам захочется встать, выскочить на улицу, пойти по своим делам... Но человеку, который не умеет найти время, чтобы услышать себя, советовать что-либо бесполезно. Он послушает тот голос, который будет громче «кричать» на тот момент.

Родители настаивают на определенной профессии, делают максимальные усилия, чтобы облегчить поступление в выбранный вуз… Довериться родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой? А вдруг ошибка?

Ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет. Хотя в это время еще существует «слабость» - зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам.

И родители, сами того не осознавая, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают, как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей!

Все-таки я убеждена, что нужно, как бы это ни было трудно, выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск. Когда заниматься поиском себя, как не в молодости?

Вообще, хороший родитель должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек. Оговорюсь, это очень трудно, но в этом совершенство родителя - уважать выбор своих детей.

Что вы скажете о профориентационном тестировании, насколько оно помогает?

Я провела огромное количество тестов и хочу сказать, что даже самые серьезные из них могут ошибаться. Ведь человек отвечает на вопросы, находясь на тот момент в определенном состоянии. Изменится состояние - изменятся и ответы.

Можно, конечно, скажем, определить направление деятельности - нравится ли больше общение с людьми или есть склонность к работе с техникой или цифрами, а может, к организации чего-либо. Но работу над собой, самостоятельное осознание своей индивидуальности ничто не заменит.

Устройте тест себе сами. Очень хотите стать врачом? Я посоветовала бы сначала посетить любое лечебное учреждение, посидеть в очереди, пообщаться с больными, врачами, медсестрами. Вы увидите, что, кроме собственно лечения недугов и облегчения боли, есть еще огромное количество бумаг, которые надо заполнять, есть выезды на дом. Существуют такие тонкости и нюансы профессии, о которых вы можете и не догадываться. И если после всего этого ваше решение стать врачом не изменится, значит, путь выбран правильно.

Если на 2-3 курсе вдруг решил сменить профессию?

В моей практике я частенько сталкиваюсь с таким кризисом в середине обучения. Молодежь обычно принимает решения резко, не нравится - уйду. Но сначала надо решить, не откуда уйти, а куда пойти. И вот пока нет четкого решения на второй вопрос, лучше не предпринимать никаких действий. Волевым решением заставить себя продолжать пока делать то, что делал,- учиться. Вот когда все осознается четко и выстроится в логичную цепочку, можно и сменить вуз или специальность. Можно просто взять тайм-аут, осмотреться и принять решение. Такие периоды раздумья, внутренней сосредоточенности необходимы каждому человеку.

Бывает, что решение принято и на самом деле надо уйти. Здесь придется пережить весь кризис ухода, и, в первую очередь, непонимание родителей. На первый план выходят, конечно, затраченные усилия по поступлению, деньги, нервы. Но подумайте, ведь вы все равно получили какие-то знания, какой-то опыт - разве это не стоит определенных усилий и средств? Можно сказать, что вы заплатили за то, чтобы понять, что вам НЕ НАДО.

Эдисон, изобретая щелочной аккумулятор, провел несколько сот тысяч опытов. Большинство из них оканчивались неудачей. Но и в неудачном исходе эксперимента Эдисон видел лишь приближение к цели по методу исключения непригодных решений.

Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше, чем потом жалеть о несделанном шаге всю жизнь.

Пять «Не» в заключение:

1. Не бойтесь перемен! С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь: повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

2. Не думайте только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

3. Не смотрите только на внешнее проявление профессии . За легкостью сценического, кинематографического образа не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

4. Не выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

5. Не бойтесь никакого своего решения. У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.