Какие события происходят в 16 главе ася. Свидания героев и их разные намерения в одной из глав повести "ася"

Повесть Тургенева «Ася» - повесть о первой и единственной любви, которую главный герой не смог удержать. В произведении показано зарождение искреннего чувства между рассказчиком, молодым дворянином, путешествующим по Европе, и юной девушкой Асей. Любовь между этими героями сильна, но осложнена многими препятствиями: неблагородным происхождением Аси, импульсивностью и внутренней свободой девушки, трусливостью и неопытностью рассказчика.

Шестнадцатая глава повести повествует о свидании героев. Мы знаем, что молодые люди шли на него с разными намерениями. Ася хотела признаться в своих чувствах и уехать. Но, я думаю, в тайне она мечтала о том, чтобы господин Н. остановил ее, женился на ней. Но могла ли героиня быть уверенной в этом? Конечно, нет. Автор мастерски описывает психологическое состояние юной девушки: ее страх, неуверенность, робость, смущение и огромную силу любви, которой Ася не может сопротивляться.

В первый момент свидания юная героиня испытывает дикий страх и волнение. Это автор передает с помощью эпитетов и сравнений: «сидела, как испуганная птичка», ее рука «была холодна и лежала, как мертвая». Мы видим, что Ася не может побороть свое волнение – слова не идут у нее из груди: «Нет, не могу, - проговорила она и умолкла». И это неудивительно – в то время для семнадцатилетней девушки первой признаться в своих чувствах было сродни подвигу.

Однако Ася его совершает. Стоило лишь господину Н. сделать первый шаг, и девушка словно оттаивает. Она позабыла обо всех страхах и полностью отдалась своему чувству: «- Ваша... - прошептала она чуть слышно». Даже внешне в этот момент Ася совершенно преобразилась – она стала прекрасной. Автор передает это с помощью художественных средств: «лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул».

На протяжении свидания меняется и поведение господина Н. Вначале он просто жалел бедную девушку: «Мне стало несказанно жалко ее». Но постепенно герой поддается силе чувств девушки, ее искренности и эмоциональности. Господин Н. привлекает Асю к себе и хочет ее поцеловать, но внезапно останавливается.

Героя поражает трусливая мысль – он не может поцеловать Асю, потому что Гагин знает и о любви своей сестры, и о свидании. Если рассказчик что-то себе позволит, ему придется жениться на девушке. А к этому герой не был готов.

От такой мысли господин Н. приходит в дурное расположение духа и…начинает нападать на Асю. Он обвиняет девушку – зачем она во всем призналась брату, зачем посвятила его в свои планы: «…и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»

Герой ведет себя очень противоречиво. Вот он низко и подло обвиняет девушку в том, в чем она не виновата, а уже через минуту умоляет ее остаться: «Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену?»

При этом господин Н. ведет непрерывный внутренний монолог. Рассказчик сам не понимает, зачем он обвиняет девушку, ведь виноват-то он – он сам рассказал Гагину о предстоящем свидании.

В итоге господин Н. говорит, что им нужно расстаться. Для девушки эта новость, как и все поведение ее возлюбленного, стала большим ударом: «вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала». И так же внезапно девушка вскочила и исчезла.

Герой был просто ошарашен всем случившимся. Он не мог объяснить своего поведения – почему он вел себя так низко и глупо, говорил совсем не о том, о чем хотел сказать, делал не то, что хотел делать. Но было уже поздно.

Поведение героя повести стало предметом дискуссий литературных критиков. Так, Чернышевский и Писарев считали рассказчика инфантильным интеллигентом, не способным на самостоятельный поступок. Причину такого поведения критики видели в отсутствии общественных свобод и гражданского общества в России. Они считали, что человек, не имеющий четкой общественной позиции, не сможет принять решения и в личной жизни.

Мне же кажется, что господин Н. просто был слишком молод и неопытен. Он не смог разглядеть в Асе свою единственную любовь, не смог сразу переступить через предрассудки общества и решиться жениться. Он просто, в конце концов, не смог разобраться в своих чувствах. По-моему, этот герой достоин жалости, а не осуждения.

В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко ее. Я подошел к ней. Она еще больше отвернула голову...

Анна Николаевна, - сказал я.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня - и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.

Я желала... - начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, - я хотела... Нет, не могу, - проговорила она и умолкла.

Я сел подле нее.

Анна Николаевна, - повторил я и тоже не мог ничего прибавить.

Настало молчание. Я продолжал держать ее руку и глядел на нее. Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...

Ася, - сказал я чуть слышно...

Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке...

Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки.

Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

Ваша... - прошептала она чуть слышно.

Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. - Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

Да, - продолжал я, вставая и отходя в другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему все сказать.

Должны? - проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все пропало, все, все.

Ася поднялась было со стула.

Останьтесь, - воскликнул я, - останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело с честным человеком, - да, с честным человеком. Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скрываться перед вашим братом, когда он пришел сегодня ко мне.

"Что я такое говорю?" - думал я про себя, и мысль, что я безнравственный обманщик, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено, - так и звенела у меня в голове.

Я не звала брата, - послышался испуганный шепот Аси, - он пришел сам.

Посмотрите же, что вы наделали, - продолжал я. - Теперь вы хотите уехать...

Да, я должна уехать, - так же тихо проговорила она, - я и попросила вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.

И вы думаете, - возразил я, - мне будет легко с вами расстаться?

Но зачем же вы сказали брату? - с недоумением повторила Ася.

Я вам говорю - я не мог поступить иначе. Если бы вы сами не выдали себя...

Я заперлась в моей комнате, - возразила она простодушно, - я не знала, что у моей хозяйки был другой ключ...

Это невинное извинение, в ее устах, в такую минуту - меня тогда чуть не рассердило... а теперь я без умиления не могу его вспомнить. Бедное, честное, искреннее дитя!

И вот теперь все кончено! - начал я снова. - Все. Теперь нам должно расстаться. - Я украдкой взглянул на Асю... лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. - Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...

Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед - и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась. Я не выношу женских слез: при виде их я тотчас теряюсь.

Анна Николаевна, Ася, - твердил я, - пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте... - Я снова взял ее за руку...

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла...

Когда несколько минут спустя фрау Луизе вошла в комнату - я все еще стоял по самой середине ее, уж точно как громом пораженный. Я не понимал, как могло это свидание так быстро, так глупо кончиться - кончиться, когда я и сотой доли не сказал того, что хотел, что должен был сказать, когда я еще сам не знал, чем оно разрешиться...

Фрейлейн ушла? - спросила меня фрау Луизе, приподняв свои желтые брови до самой накладки.

Я посмотрел на нее как дурак - и вышел вон.

Повесть Тургенева «Ася» - повесть о первой и единственной любви, которую главный герой не смог удержать. В произведении показано зарождение искреннего чувства между рассказчиком, молодым дворянином, путешествующим по Европе, и юной девушкой Асей. Любовь между этими героями сильна, но осложнена многими препятствиями: неблагородным происхождением Аси, импульсивностью и внутренней свободой девушки, трусливостью и неопытностью рассказчика.

Шестнадцатая глава повести повествует о свидании героев. Мы знаем, что молодые люди шли на него с разными намерениями. Ася хотела признаться в своих чувствах и уехать. Но, я думаю, в тайне она мечтала о том, чтобы господин Н. остановил ее, женился на ней. Но могла ли героиня быть уверенной в этом? Конечно, нет. Автор мастерски описывает психологическое состояние юной девушки: ее страх, неуверенность, робость, смущение и огромную силу любви, которой Ася не может сопротивляться.

В первый момент свидания юная героиня испытывает дикий страх и волнение. Это автор передает с помощью эпитетов и сравнений: «сидела, как испуганная птичка», ее рука «была холодна и лежала, как мертвая». Мы видим, что Ася не может побороть свое волнение – слова не идут у нее из груди: «Нет, не могу, - проговорила она и умолкла». И это неудивительно – в то время для семнадцатилетней девушки первой признаться в своих чувствах было сродни подвигу.

Однако Ася его совершает. Стоило лишь господину Н. сделать первый шаг, и девушка словно оттаивает. Она позабыла обо всех страхах и полностью отдалась своему чувству: «- Ваша... - прошептала она чуть слышно». Даже внешне в этот момент Ася совершенно преобразилась – она стала прекрасной. Автор передает это с помощью художественных средств: «лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул».

На протяжении свидания меняется и поведение господина Н. Вначале он просто жалел бедную девушку: «Мне стало несказанно жалко ее». Но постепенно герой поддается силе чувств девушки, ее искренности и эмоциональности. Господин Н. привлекает Асю к себе и хочет ее поцеловать, но внезапно останавливается.

Героя поражает трусливая мысль – он не может поцеловать Асю, потому что Гагин знает и о любви своей сестры, и о свидании. Если рассказчик что-то себе позволит, ему придется жениться на девушке. А к этому герой не был готов.

От такой мысли господин Н. приходит в дурное расположение духа и…начинает нападать на Асю. Он обвиняет девушку – зачем она во всем призналась брату, зачем посвятила его в свои планы: «…и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»

Герой ведет себя очень противоречиво. Вот он низко и подло обвиняет девушку в том, в чем она не виновата, а уже через минуту умоляет ее остаться: «Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену?»

При этом господин Н. ведет непрерывный внутренний монолог. Рассказчик сам не понимает, зачем он обвиняет девушку, ведь виноват-то он – он сам рассказал Гагину о предстоящем свидании.

В итоге господин Н. говорит, что им нужно расстаться. Для девушки эта новость, как и все поведение ее возлюбленного, стала большим ударом: «вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала». И так же внезапно девушка вскочила и исчезла.

Герой был просто ошарашен всем случившимся. Он не мог объяснить своего поведения – почему он вел себя так низко и глупо, говорил совсем не о том, о чем хотел сказать, делал не то, что хотел делать. Но было уже поздно.

Поведение героя повести стало предметом дискуссий литературных критиков. Так, Чернышевский и Писарев считали рассказчика инфантильным интеллигентом, не способным на самостоятельный поступок. Причину такого поведения критики видели в отсутствии общественных свобод и гражданского общества в России. Они считали, что человек, не имеющий четкой общественной позиции, не сможет принять решения и в личной жизни.

Мне же кажется, что господин Н. просто был слишком молод и неопытен. Он не смог разглядеть в Асе свою единственную любовь, не смог сразу переступить через предрассудки общества и решиться жениться. Он просто, в конце концов, не смог разобраться в своих чувствах. По-моему, этот герой достоин жалости, а не осуждения.

В повести Тургенева «Ася» показана история несчастной любви двух молодых людей. Почему несчастной? Потому что у истории несчастливый конец, герои расстаются навсегда, у них остаются только лишь воспоминания, которые они пронесут через всю свою .

Шестнадцатая глава является кульминацией повести. В ней описано свидание главных героев, решается их дальнейшая судьба. Встреча происходит не на прогулке, как обычно. Ася сама организовала это свидание, нашла место, передала герою записку. Она хочет объясниться с господином НН, видимо, не в силах больше терпеть неопределенность их отношений.

Главный герой взрослый человек, наверняка у него уже случались в жизни любовные переживания. Поэтому он более опытен, он относится к своему возникающему чувству достаточно рассудительно. В отличие от него, Ася - это юная девушка, для нее это чувство незнакомо, поэтому она не знает как себя вести, и поступает так, как ей советует её сердце.

Ася пришла на свидание для того, чтобы рассказать о своей любви, признаться и уйти навсегда. Конечно, она надеялась, что герой остановит её, например, сделает ей предложение и она останется с ним.

Однако, герой повел себя явно недостойно, он не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки. Сейчас он сожалеет о своей нерешительности, но, к сожалению, сделать ничего нельзя. Причем, герой и сам не может понять ни своих чувств, ни своих поступков. Он удерживает Асю, когда та пытается уйти, а сам своими же словами отталкивает её, объясняет ей, почему им нельзя быть вместе. Мало того, он обвиняет во всем произошедшем Асю, что она, якобы, не дала развиться его чувству, разболтала об их отношениях брату.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба героев, если бы он на этом свидании решили бы соединить свои жизни. Эта повесть - как призыв не бояться своих чувств, не бежать от них, иначе впоследствии их постигнет жестокое раскаяние.

В этой главе описано последнее свидание Н. Н. и Аси. Н. Н. пришел на него с намерением отказаться от отношений с Асей. Она сидела «как испуганная птичка», как будто ждала смертного приговора. Её голос прерывался на каждом слове. Дальше наступило молчание, но вдруг Н. Н. его нарушил, то, что он сказал, было похоже на предательство. Н. Н. во всем обвинил Асю, брата, обстоятельства, «Что мы делаем!.. – воскликнул я и судорожно отодвинулся назад...» Девушка собралась уходить, Н.Н. сразу же стал просить её остаться, и продолжил её упрекать. Во время нравоучений Ася оправдывается, говорит тихо и испуганно. Последнее оправдание производит на героя сильное впечатление: «... а я теперь без умиления не могу его вспомнить. Бедное, честное, искреннее дитя!», но в ту минуту оно чуть не рассердило Н.Н. Он сказал слова, которые и заставили Асю уйти: «И вот теперь все кончено! Все. Теперь нам должно расстаться...». Ася «вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала», затем она быстро убежала. Это был конец.

Из этой главы мы узнаем, как Н. Н. переложил всю вину на Асю, чтобы не нести ответственность самому. В голове у Н.Н. пронеслась мысль: «Что я такое говорю?» Но было уже поздно, он не мог остановиться. Своими словами герой разрушил и свою жизнь, и жизнь полюбившей его девушки. Здесь мы видим Асю совсем другой, она грустная, не смеялась и почти ничего не говорила.

Эта глава – кульминационный момент повести, после нее все события повести идут на спад. Она имеет большое значение для раскрытия характеров героев и для их отношений. Здесь Н. Н. сказал Асе, что им надо расстаться. Он отпустил Асю, не удержал ее. Об этом он жалел всю свою оставшуюся жизнь.

Автор осуждает героя за это, поэтому он и остается один. Образ Аси преследовал его, Н.Н. просил у нее прощения, но было уже поздно. «Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее? «Безумец! Безумец! – повторял я с озлоблением»...

    Повесть И.С.Тургенева «Ася» это скорее драма, драма этой самой девушки Аси. Она встречает в своей жизни Н.Н.-молодого человека, который привлекает не только ее, но и который нравится ее брату, весьма начитанному и интеллигентному молодому человеку. Может...

    Ася в повести Тургенева - это девушка, у которой богато-одаренная натура, не испорченность света, умная, сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; у неё очень пленительная и непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия,...

    Н. Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается...

  1. Новое!

    Недавно я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева "Ася". Я не знала о чем она и, увидев название, подумала, что речь будет вестись от лица главной героини - Аси. Но, как видно, я ошибалась. Повествование ведется от главного героя...

  2. Новое!