Какими бывают творческие рассказы в доу. Обучение детей творческому рассказыванию

из опыта работы с детьми 4-го года жизни

Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.

В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .

Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.

Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.

Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.

Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.

На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.

Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.

Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.

Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:

  • накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
  • углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
  • развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.

Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.

Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.

Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.

А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.

Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.

Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.

Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.

Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.

Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.

Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.

Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.

Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.

После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.

А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.

Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.

Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.

Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
  • развивать диалогическую речь;
  • закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.

В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.

Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.

Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.

Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.

Воспитание и углубление нравственных чувств.

Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.

Методы и приемы обучения

творческому рассказыванию

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами .

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имею­щихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фан­тазии и составить творческий рассказ.

Приемы обучения творческому рассказыванию:

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Этот прием используется в качестве подготовительного этапа.

Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано задание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была в лесу и заблудилась».

2. Придумывание детьми продолжения авторского текста.

Сначала детям читают рассказ, затем они его перессказывают, затем дается задание продолжить рассказ. Можно дать образец.

3. По данному началу рассказа придумать продолжение и конец.

Начало рассказа должно быть таким, чтобы заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Например: Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать песни птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы были какие - то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса

4. Вспомогательные вопросы являются приемом, когда воспитатель активно руководит творческим рассказыванием.

Вопросы помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. С помощью содержательных вопросов педагог активизирует память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая их к творческой деятельности.

Например, рассказ на тему «Случай во время ледохода»:

Воспитатель проводит с детьми беседу. Он говорит: * «Постарайтесь представить себе ледоход. Что можно увидеть на реке во время ледохода? Что можно услышать?» Дети делятся своими наблюдениями, а педагог одобряет и дополняет их. Если дети в ходе беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.

5. План в виде вопросов.

С планом педагог знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. Сам термин «план» не употребляется. При сообщении плана педагог сосредотачивает внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей, на полноте развития сюжета и т. д. Для плана лучше использовать 3-4 вопроса. Большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Например, детям предстоит придумать рассказ о том, как Гриша с друзьями ходил за грибами в лес. В процессе беседы дети знакомятся с основными пунктами плана:

«Как Гриша собирался в лес за грибами.

О чем он мог разговаривать с друзьями по дороге в лес.

Как он искал грибы и какие.

Что могло случиться с детьми, когда они собрались идти домой.»

Дети высказывают свои предположения по каждому из пунктов плана. Затем предлагается кому-то из детей повторить вопросы плана. После этого составляется рассказ.

6. Составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

Пример составления рассказа (сказки) по аналогии - фрагмент занятия по сказке «Бишка»

Оборудование: предметные картинки с изображением со­баки, кошки, коровы, курицы.

I. Чтение (рассказывание) логопедом сказки (басни) «Бишка».

-А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку да и прочь пошла.

II. Усвоение содержания - ответы на вопросы логопеда:

О чем попросили Бишку? Что сделала Бишка?

Как ответила Бишка, когда ее попросили почитать книжку?

Припомните и повторите ответ Бишки? Какие свои полезные дела назвала Вишка? Чему учит нас эта сказка (басня)?

III. Повторное чтение текста с установкой на запоминание. Пересказ по предложенному логопедом плану. Задание Бишке.

Отношение Вишки к чтению книжек. Рассказ Бишки о своих полезных делах.

IV. Придумывание такой же сказки о других домашних животных.

а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).

б) Придумывание выбранным животным кличек (кош­ка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).

в) Словообразование существительных с уменьши­тельно-ласкательным значением (кошечка Муроч­ка, коровушка Буреночка, курочка Пеструшечка).

г) Закрепление представлений детей об этих домаш­них животных в игре «Кто что делает?» путем подбора действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми.

кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает,

умывается, лакает молоко, лижет лапку... курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков

ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает... корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло;

пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает...

д) Размышления и ответы на вопросы:

Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, ку-рицу) почитать книжку?

Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица)? е) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).

Задание Мурке (Буренке, Пеструшке), Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.

Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о сво­их полезных делах.

ж) Варианты сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пест­рушке), придуманные детьми.

V. Итог занятия. Вывод делается с помощью логопеда:

Каждый должен заниматься своим делом, которое он зна­ет и хорошо умеет делать.

(Собака - сторожить дом и охотиться, кошка - ловить мышей, корова - давать молоко и кормить человека, курица - нести яйца, а учиться грамоте и читать книжки - это дело детей.)

7. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом – более сложный прием.

Сюжет должен быть таким, чтобы он вызывал желание придумать рассказ.

Педагог может предложить сюжет для придумывания реалистического рассказа или для придумывания сказки (это сложнее).

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера - мамина помощница», «Маша пришла, на помощь своему младшему брату», «Кто научил Катю переходить улицу». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к живот ному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка».

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую ини­циативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не толь­ко с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трех персонажей дает, в частности, основание вво­дить в описание диалог.

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их лю­бимые игрушки - зайчики, медвежата, матрешки, куклы и т. д.

На занятиях воспитателю следует различными приемами (воп­росами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально за­интересованное восприятие сюжета, а также учебных речевых заданий; побуждать детей к предварительному обдумыванию сво­их ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов.

Методика занятий, проводимых в начальный период обуче­ния, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее при­думывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий - непосредствен­ное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее исполь­зовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы.

8. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое сложное задание.

Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог может советовать, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине, и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед . Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Можно пояснить «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-то интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Приключения волка», «Что случилось в лесу с ежиком».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей, советует план, начинает сказку, помогает вопросами.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Творческие рассказы многообразны по степени сложно­сти и самостоятельности.

Наиболее сложным в этом перечне является придумы­вание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на дос­таточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зре­лости, а также в значительной степени зависит от природ­ной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».

Литература:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997

2. , Филичева. Екатеринбург, 1998.

Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать содержанием словес­ного творчества. Дети овладевают сложными формами связ­ной речи, словарем. У них возникает возможность действо­вать по замыслу. Воображение из репродуктивного, меха­нически воспроизводящего действительность превращает­ся в творческое (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как слож­ный психический процесс, неразрывно связанный с жиз­ненным опытом ребенка. Творческое воображение в дош­кольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наи­более легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творче­ства исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушако­вой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.» Творческое рассказывание детей рассматривает­ся как такой вид деятельности, который захватывает лич­ность ребенка в целом: требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имею­щихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фан­тазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова 1 , лежит восприятие произведений художественной литерату­ры, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм, (пословицы, поговорки, загадки, фра­зеологизмы) в единстве содержания и художественной фор­мы. Словесное творчество она рассматривает как деятель­ность, возникающую под влиянием произведений искусст­ва и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.



Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодей­ствуют на основе развития поэтического слуха.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочи­нении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворче­стве (создании новых слов - новообразований).

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей форми­рования художественного, в частности словесного, твор­чества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина от­мечала правомерность распространения понятия «творче­ство» на деятельность ребенка, отграничивая его. словом «детское». В формировании детского художественного твор­чества она выделяла три этапа 1 .

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль пе­дагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образ­ному видению окружающего (восприятие приобретает эсте­тическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребен­ку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств*. Процесс детского творчества не очень развернут во, времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность, (придумаем рассказ)] Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, вы­деление поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испы­тывая эстетическое удовольствие..Поэтому необходимы ана­лиз результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса» Знание особенностей формирования детского словес­ного творчества дает возможность определить педагогичес­кие условия , необходимые для обучения детей творческо­му рассказыванию.

Напомним, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Един­ственным источником комбинаторной деятельности воображения явля­ется окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жиз­ненного опыта, дающих материал для фантазии.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятель­ности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни* Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экс­курсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чте­ние книг. Так, перед описанием природы используются сис­тематические наблюдения за сезонными изменениями в при­роде и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обо­гащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубля­ет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литера­турного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диа­лог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Другим важным условием успешного обучения твор­ческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию ел оваря."Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, по­могающих описывать переживания, черты характера действу­ющих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, пе­реливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на кры­ши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

3. Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть струк­турой связного высказывания, знать композицию пове­ствования и описания.-

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возраст­ных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об од­ной игрушке, придумывание конца и начала к изображен­ному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто но­вое, рассказать о том, чего На самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с об­щими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку."

Темы для рассказывания могут быть с конкретным со­держанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня уха­живала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад»; «Почему девочка плака­ла», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвле­ченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой клас­сификации творческих рассказов, но условно можно выде­лить следующие виды: рассказы реалистического характе­ра; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется со­чинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изме­нение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети со­здают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необык­новенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с приро­дой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа мож­но использовать простейший прием рассказывания детей вме­сте с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумы­вают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девоч­ка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского тек­ста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Пока­зывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения твор­ческому рассказыванию усложняются (умение четко выст­раивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используют­ся все виды творческих рассказов, разные приемы обуче­ния с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит за­вязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным ге­роем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е.И.Тихеева рекомендовала давать такое на­чало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример 1 .

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пе­ние птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие - толстые, со свиса­ющими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творчес­ким рассказыванием, облегчающим ребенку решение твор­ческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описа­ния, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень ос­торожно. Можно спросить, что случилось с героем, о ко­тором ребенок.забыл рассказать. Можно подсказать описа­ние героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюже1у, предложенному педа­гогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети бу­дут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рас­сказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, моти­вировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повество­вания, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по гото­вым сюжетам разработала Э.П.Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: опи­сание персонажа, опора на образ главного героя при со­ставлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого при­ема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой свя­зи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог сове­тует, о чем можно придумать рассказ (об интересном слу­чае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку приду­мать название будущего рассказа и составить план («Снача­ла скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с вве­дения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Ор­ленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешество­вать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приклю­чения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к живот­ным дают ему возможность мысленно представить их в раз­ных условиях. Но необходим определенный уровень зна­ний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обуче­ние умению придумывать сказки о животных сопровожда­ется рассматриванием игрушек, картин, просмотром диа­фильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и струк­туру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскры­тый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему дела­ла. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они имеете жить. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец» 1 .

Развитие словесного творчества детей под влиянием рус­ской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного пове­ствования, развития сюжета (повторность, цепная компози­ция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают ис­пользовать эти элементы в их собственных сочинениях. Вос­питатель обращается к приемам совместного творчества: выби­рает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подска­зывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется са­мостоятельное развитие сказочного повествования: детям пред­лагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персо­нажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей 2 .

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффектив­ной считается такая последовательность обучения описа­нию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рас­сматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по пред­ставлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рас­сматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приве­дем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в бу­кеты желтые листья клена и березы, красные - осокорей, салатовые - ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срывают­ся с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услы­шать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Напри­мер, после небольшой беседы о весне и лексических упраж­нений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, ка­кая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, ро­систая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло.) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледно-розовая, как снег белая, нежная)».

Детское словесное творчество не ограничивается рас­сказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки - короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ве­дущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов - не только считалок, но и дразнилок - часто увлекает де­тей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные {нитка - в пруду есть улитка; дом - в реке живет сом). На этой основе появля­ются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после дли­тельных размышлений, иногда спонтанно в результате како­го-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей иг­рают загадки. Систематическое знакомство детей с литера­турными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения созда­ют условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества воз­можно при заинтересованности педагогов и создании не­обходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитан­ное стихотворение, народная песня должны царить в детс­ком саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубоко­му художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо до­полняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуман­ную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Этот пример взят из книги Джанни Родари «Граммати­ка фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978). В ней говорится о некоторых путях придумыва­ния рассказов для детей и о том, как помогать детям сочи­нять самим. Рекомендации автора книги находят примене­ние и в детских садах России.

  • 1. Развитие словаря.
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • Виды занятий по родному языку.
  • В зависимости от применения наглядного материала:
  • 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
  • 2. Правильная организация занятий.
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • 1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
  • «Придумай рифму».
  • «Запрещенные слова».
  • 1. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • В морфологии.
  • В словообразовании.
  • В синтаксисе.
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • 1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • 1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
  • Типичная структура занятий по пересказу:
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • 1. Раскройте содержание понятия «связная речь».
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • 1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • 1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?
  • § 11. Творческое рассказывание

    Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

    Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

    Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

    В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова (СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996), лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

    Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

    Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

    Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа (СНОСКА: Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

    На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

    Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

    На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

    Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

    Напомним, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

    Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

    Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

    Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

    Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

    Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

    Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

    Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

    Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

    Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

    Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

    В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

    Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

    Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

    Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

    В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

    Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

    С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

    В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

    Творческие рассказы

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Творческие рассказы
    Рубрика (тематическая категория) Лекции и статьи

    Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать ᴇᴦο содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую ϶тому содержанию.

    Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать ᴇᴦο композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

    Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

    Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, ᴇᴦο завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской ʼʼКак Миша варежку потерялʼʼ (см.: Хрестоматия для детей старшᴇᴦο дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: ʼʼНашел ли Миша свою варежку? Как ϶то произошло? Кто ему помог?ʼʼ Это дает толчок творческому воображению детей. Однако ᴇᴦο необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что ещё могло произойти с Мишинои̌ варежкой, т. е. предложить различные варианты (должна быть, она зацепилась за куст или её утащил щенок и т. п.).

    Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: ʼʼЧто случилось с Юройʼʼ, ʼʼКак Володя помогал Леночкеʼʼ, ʼʼСлучай в лесуʼʼ. Это должна быть и сказка: ʼʼПриключения зайцаʼʼ, ʼʼЧто сказал мне ежик по секретуʼʼ.

    Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

    Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорнои̌ форме. К примеру, в придумывании сказки ʼʼПриключения ежикаʼʼ воспитатель дает следующий план: ʼʼСначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошлоʼʼ. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

    Придумывание рассказа по теме, предложеннои̌ воспитателем (без плана), дает ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и ᴇᴦο форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены однои̌ темой, например серия рассказов про Лену. ʼʼНовое платье Леныʼʼ, ʼʼКакая игрушка понравилась Лене в детском садуʼʼ и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

    Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: ʼʼДень рождения лисыʼʼ, ʼʼКак заяц по лесу гулялʼʼ, ʼʼПриключения волкаʼʼ и т. д.

    Самый сложный вид рассказывания - ϶то придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Данный вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом ʼʼКто интереснее придумает сказкуʼʼ.

    Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для ϶того воспитатель дает образец оценки, например, говорит: ʼʼМне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - ʼʼрыжая шубкаʼʼ.

    Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано ϶то содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельнои̌ творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

    Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение ϶тому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года (ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼМое любимое время годаʼʼ) нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в ϶то время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает веснои̌? 3) Что происходит веснои̌ с деревьями и кустами? 4) Как живут веснои̌ птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

    На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

    Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на ʼʼравнении природных явлений (ʼʼЗима и летоʼʼ, ʼʼРека осенью и веснои̌ʼʼ, ʼʼЗимой и летом в лесуʼʼ). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

    В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

    К примеру, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему ʼʼВеснаʼʼ, воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественнои̌ выразительности.

    Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (должна быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: ʼʼКакое оно веснои̌? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?ʼʼ (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Далее предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После ϶того они составляют рассказы о весне.

    Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

    Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей веснои̌!

    Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

    Медведица, когда проснулась веснои̌, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: ʼʼЭх вы, несмышленыши!ʼʼ

    Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

    Веснои̌ был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день веснои̌ слышен был хрустальный звон!

    Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

    Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: ʼʼКак я рада, что тепло! Я буду расти!ʼʼ А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

    Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

    Солнышко веснои̌ пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: ʼʼКак хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!ʼʼ

    Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественнои̌ выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

    Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшᴇᴦο обучения в школе.

    Творческие рассказы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческие рассказы"2017-2018.