Конспект урока сложение десятичных дробей. Урок по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей

\ Для учителя математики, алгебры, геометрии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока прислала: учитель математики высшей категории, Попович Ольга Васильевна СОШ № 5 г.Северодонецка Луганской области email: [email protected]

Урок для 5 класса

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. (Путешествие по станциям математики)

Цели:

  • Образовательная: ознакомить учащихся с задачами на движение по течению и против течения; сформировать умение решать такие задачи, используя сложение и вычитание десятичных дробей; отработать навыки выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной, интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и трудовую компетентности, расширять кругозор.
  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность.

Ход проведения урока:

Проверка домашнего задания. Консультанты рассказывают о результатах проверки домашнего задания.

Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.

Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 7человек в ряду, проверяются тут же на уроке. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать консультантов. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.

Начинаем урок стихотворением:

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица!

Устный счет! Мы считаем в уме!

1 станция. Устный счет

Девиз:

Тот из вас мне всех милее,

Кто считает всех быстрее.

Эстафета по рядам.

На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.

Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.

Задание:

Ответы:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

2 станция. Геометрические фигуры

Индивидуальная работа.

Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):

Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).

На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).

Задание:

3 станция. Смекалка

Девиз:

Если смекалку применить,

Задачку можно быстрее решить.

Работа в парах.

Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.

Задачи:

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
  2. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
  3. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
  4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
  5. Что легче килограмм ваты или килограмм железа?

Ответы:

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Физкультминутка.По суджуку.

Историческая справка

Математики древнего Египта вместо обычных для нас знаков « + » и « - » использовали знаки (ноги идут)

Впервые учение о десятичных дробях в XV веке Самаркандский математик и астроном Джемшид ибн Масуд аль-Каши. В 1585 году фламандский ученый Симон Стевин Издал небольшую книгу под названием «Десятая» , в которой изложил правила действия с десятичными дробями.

В 1592 году стали отделять целую и дробную часть запятой.

В США, вместо запятой используют точку. В связи с бурным развитием программирования точка используется все чаще

4 станция. Гимнастика ума

Девиз:

Дружбу с дробями докажи

Сложение и вычитание покажи.

1.Запомнить цепочку выражений

2.Решить уравнения

3. Выполнить действие, выбрав наиболее рациональный порядок действий

1). 3,3+(0,7+5,2); (9,2) 2). 3,3+5,9+0,1 (9,3);3). 3,3-(0,1+0,3) (2,9);

4. Вычислить в метрах

1). 5,2м-3см;

2). 5,2м-3дм;

3). 5,2км-3м;

(1м=100см; 5,2м-0,03=4,77;)

(1дм=10см; 5,2м-0,3=4,9м;)

(1км=1000м; 5,2-0,003=5 197;)

По расчетам современного кибернетика и математика фон Неймана получилось, что мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки.

Работа с учебником. Посмотрите обложку учебника, где рассмотрим таблицы больших чисел.

5 станция. Движение

Девиз:

Знать должен каждый и стар и млад

Основные характеристики движения:

Расстояние-S

Скорость-V

Формула S = V t

Движение по реке

Собственная скорость V – скорость в стоячей воде озера

Скорость течения V т

Скорость по течению V по т. Vпо т.=V+Vт.

Скорость против течения Vпротив т.Vпротив т.=V-Vт.

V т = (Vпо т. + Vпротив т.) : 2

Собственная скорость катера

Скорость течения реки

Скорость катера по течению

Скорость катера против течения

Решение упражнений:№841.843,858(2),860(3),865(1).

Физкультминутка для глаз.

6 станция. Тестовая

Девиз:

Тестовые задачи ты реши

Умения свои ты докажи

Взаимо-проверка.

Вариант 1

1. Какие из перемешенных выражений задаются (y г) Сумма:

2m 28Кг, 1Г 5 кг, 5г 4y.

1)8,568г; 2)8,73г, 3)8,433г; 4)8,326г.

2.Найти уравнение, корнем которого есть число 10.

1)х-2,093=0.207; 2)2,093-х=0,207; 3)12,903-х=2,093; 4)х+2,093=12,93.

3.Какое из приведенных чисел равно разности 10-0,090908?

1)9,010101; 2)9,909092; 3)9,090902; 4)0,919192.

4.Какое из данных чисел равно сумме корней уравнение х-1,048=0,9094 1,005-х=0,044

1)2,92; 2)1,19; 3)1,2; 4)2,91.

5.Какое из пар чисел является значением, собственной скорости катера и скорости против течения, если скорость течение реки 2,3 км/ч, а скорость течения 18,1 км/час.

1)16,2 и 13,9; 2)15,8 и 13,5; 3)20,44 и 18,1; 4)20,44 и 22,7.

Вариант 2

1.Какое из данных выражений ровно выражению в метрах суммы: 7м 5дм, 3м 7см и 2м 88мм.

1)12,955м; 2)12,658м; 3)12,838м; 4)14,08м.

2.Корнем какого из приведенных уравнений является число 2,005.

1)х+1,195=3,22; 2)3,2-х=0,195; 3)2,005-х=0; 4)1,005+х=2,005.

3.Какое из данных чисел равно разности 4-2,9996?

1)2,9994; 2)2,0004; 3)1,9994; 4)1,0004.

4.Какое из приведенных чисел является суммой корней уравнений.

х+5,4=10,31 и х-3,8=8,9 с точностью до единиц.

1)17; 2)18; 3)17,6; 4)16.

5.Какоя из приведенных пар чисел является записью значений собственной скорости и скорости по течения реки 2,6 км/ч, а скорость против течения 17,2 км/ч.

1)14,6 и 12; 2)19,8 и 22,4; 3)19,8 и 14,6; 4)19,8 и 17,2.

Коды тестовых ответов

Подведение итогов

Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.

Заканчивает урок чтец или учитель:

Домашнее задание:842,859(1),854. 865(3,4)n.30

Продолжается век.

И другой приближается век.

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей. Путешествие по станциям математики"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Урок математики в 5 классе по теме

Подготовила: учитель математики

Большакова Е.А

Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;

2) продолжить формирование вычислительных навыков;

3) привить интерес к предмету математики.

Ход урока.

I . Устные упражнения:

1) Угадай, какая дробь!

1. Пять целых две десятых =

а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002

2. Ноль целых восемь тысячных =

а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8

3. Три целых двадцать пять десятитысячных =

а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025

4. Шестнадцать целых пять сотых =

а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05

2
) Выполни действия:



3,07 – 1,06 = 2,01

=


II . Изучение нового материала.

1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.

2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».

3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).

Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой

Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

+ 9,138

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+ 9,138

Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

III . Закрепление.

1. №1186 (б, в, г, д):

б) 16,78 – 5,48 = 11,3

в) 95,381 + 3,219 = 98,600

+ 3,219

г) 8,9021 + 0,68 =9,5821

+ 0,6800

д) 88,252 – 4,69 =83,562

2. Тесты с сигнальными карточками.

3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».

1) 2,31 + (7,65 + 8,69)

2) 14,537 – (2,237 + 5,9)

3) (24,302 + 17,879) – 1,302

4. Решить задачу.

Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?

IV . Итог урока.

Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.

- 6,8 _

- 6,8 _

V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.

    закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;

    отработка навыков устного счёта;

    выработка умений по применению полученных знаний;

    проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.

    развивающая:

    развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

    воспитательная:

    повышать заинтересованность в изучении предмета математики;

    воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

Структура урока:

    Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.

    Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.

    Закрепление полученных знаний. Работа в тетради.– 5 мин.

    Тест с взаимопроверкой - 12 мин.

    Физкультминутка – 1 мин.

    Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.

    Домашнее задание – 1 мин.

    Итог урока – 2 мин.

    Рефлексия – 1 мин.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 1)

Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

    Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.

Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала.

Расположите десятичные дроби в порядке возрастания и прочитайте их. (0,15; 3,75; 4,75; 16,008; 19,07; 53,09; 77,2)

Вопросы для повторения:

Как сравнить десятичные дроби?

(Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть.

Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше цифра в первом из несовпавших разрядов после запятой (в направлении слева направо).

Выполните сравнение дробей: (слайд 2)

7,040 = 7,04

Как складывают и вычитают десятичные дроби?

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

    записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

    выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

    поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Восстановите запятые: (слайд 3)

7,39 + 4,48 = 11_87

4,2 + 2_06 = 6,26

18_01 + 2,9 = 15,11

Вычислите: (слайд 4)

6 ,2 –42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 – 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;

4,76 + 4,94 = 9,7; 9,7 – 3,49 = 6,21; 6,21 + 0,07 = 6,28; 6,28 – 1,28 = 5.

Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.

    Закрепление полученных знаний. Работа в тетради – 10 мин.

Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо. (слайд 5)

“Дорогие ученики. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. С большим уважением Винни Пух”.

Давайте попробуем схематично изобразить задачу из данных.(слайд 6)

Решение:

1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик

2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок

3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Винни Пух

Ответ: Винни Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.

    Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 12 мин. (слайд 7)

Теперь проверим наши знания с помощью теста. На тест вам 10 мин.

Тест будет с взаимопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.

Вариант 1.

А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8

1. 4,599 <4,8 2. 4,599 = 4,8 3. 4,599 > 4,8.

А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.

1. 3,500 < 3,50 2. 3,500 = 3,50 3. 3,500 > 3,50.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 1ч 12 мин.

1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.

1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57

А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.

1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76

В 1. Найдите корень уравнения: у – 5,36 = 6,8 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч. Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость

течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?

Ответ:___________

Вариант 2.

А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500

1. 4,5 <4,500 2. 4,5 = 4,500 3. 4,5 > 4,500.

А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.

1. 6,799 < 6,8 2. 6,799 = 6,8 3. 6,799 > 6,8.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 30 мин.

1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.

1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67

А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.

1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84

В 1. Найдите корень уравнения: х – 7,54 = 4,6 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч. Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость

течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?

Ответ:___________

Ребята 10 минут прошли, поменялись тетрадями и проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ». (слайд 8)

Оценим результат(слайд 9).

Критерии оценки:«5» - 8 заданий; «4» - 7 или 6 заданий; «3» - 5 или 4 задания.

Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - синий.

Молодцы! Хорошо поработали.

    Физкультминутка – 1 мин. (слайд 10)

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

    Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.

№841 (2), 850 (1), 853(1).

9,3; 9,1; 8,8; 8,4; 7,9; 7,3; 6,6.

9,3 – 6,6 = 2,7.

7,4 +3,2 = 10,6 дм - вторая сторона

10,6 + 7,4 = 18 дм - сумма двух сторон

18:4*5 = 22,5 дм – третья сторона

18 +22,5 = 40,5 дм.

Ответ: периметр треугольника 40,5 дм.

    90,09 – (87,44 – (12,85 + 3,9) + 0,381) = 90,09 – (87,44 – 16,75)=90,09 – 70,69 = =19,4

Выполняем по мере успеваемости № 859 (а), 861 (1,2), 862 (а, б).

№861 (1,2)

1) 2,5 + 9,14 = 9,14 + 2,5;

2) 3,46 + 5,817 > 3,46 + 5,2.

А) 7, 5 6 4 Б) 3 4, 7 5 1

+ 5, 9 0 0 - 1 3, 2 8 0

1 3, 4 6 4 2 1, 4 7 1

IX . Домашнее задание – 1 мин. (слайд 11)

Откройте дневники и запишите задание на дом.

№897, 898, 900 .

X . Итог урока – 2 мин. (слайд 12)

Сегодня каждый из вас получил оценку за тест, плюс к этому … получают оценку за участие на уроке.

XI . Рефлексия – 1 мин.

Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. А теперь ответьте на вопрос «Вы чему-нибудь научились», используя следующие фразы.(слайд 13)

Сегодня на уроке я …..

Самым интересным для меня...

Урок мне …

Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 14)