При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Конспект урока прислала: учитель математики высшей категории, Попович Ольга Васильевна СОШ № 5 г.Северодонецка Луганской области email: [email protected]
Урок для 5 класса
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. (Путешествие по станциям математики)
Цели:
- Образовательная: ознакомить учащихся с задачами на движение по течению и против течения; сформировать умение решать такие задачи, используя сложение и вычитание десятичных дробей; отработать навыки выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной, интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и трудовую компетентности, расширять кругозор.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность.
Ход проведения урока:
Проверка домашнего задания. Консультанты рассказывают о результатах проверки домашнего задания.
Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.
Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 7человек в ряду, проверяются тут же на уроке. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать консультантов. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.
Начинаем урок стихотворением:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!
1 станция. Устный счет
Девиз:
Тот из вас мне всех милее,
Кто считает всех быстрее.
Эстафета по рядам.
На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.
Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.
Задание:
Ответы:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 станция. Геометрические фигуры
Индивидуальная работа.
Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):
Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).
На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).
Задание:
3 станция. Смекалка
Девиз:
Если смекалку применить,
Задачку можно быстрее решить.
Работа в парах.
Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.
Задачи:
- Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
- Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
- На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
- У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
- Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
Ответы:
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Физкультминутка.По суджуку.
Историческая справка
Математики древнего Египта вместо обычных для нас знаков « + » и « - » использовали знаки (ноги идут)
Впервые учение о десятичных дробях в XV веке Самаркандский математик и астроном Джемшид ибн Масуд аль-Каши. В 1585 году фламандский ученый Симон Стевин Издал небольшую книгу под названием «Десятая» , в которой изложил правила действия с десятичными дробями.
В 1592 году стали отделять целую и дробную часть запятой.
В США, вместо запятой используют точку. В связи с бурным развитием программирования точка используется все чаще
4 станция. Гимнастика ума
Девиз:
Дружбу с дробями докажи
Сложение и вычитание покажи.
1.Запомнить цепочку выражений
2.Решить уравнения
3. Выполнить действие, выбрав наиболее рациональный порядок действий
1). 3,3+(0,7+5,2); (9,2) 2). 3,3+5,9+0,1 (9,3);3). 3,3-(0,1+0,3) (2,9);
4. Вычислить в метрах
1). 5,2м-3см;
2). 5,2м-3дм;
3). 5,2км-3м;
(1м=100см; 5,2м-0,03=4,77;)
(1дм=10см; 5,2м-0,3=4,9м;)
(1км=1000м; 5,2-0,003=5 197;)
По расчетам современного кибернетика и математика фон Неймана получилось, что мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки.
Работа с учебником. Посмотрите обложку учебника, где рассмотрим таблицы больших чисел.
5 станция. Движение
Девиз:
Знать должен каждый и стар и млад
Основные характеристики движения:
Расстояние-S
Скорость-V
Формула S = V t
Движение по реке
Собственная скорость V – скорость в стоячей воде озера
Скорость течения V т
Скорость по течению V по т. Vпо т.=V+Vт.
Скорость против течения Vпротив т.Vпротив т.=V-Vт.
V т = (Vпо т. + Vпротив т.) : 2
Собственная скорость катера | Скорость течения реки | Скорость катера по течению | Скорость катера против течения |
Решение упражнений:№841.843,858(2),860(3),865(1).
Физкультминутка для глаз.
6 станция. Тестовая
Девиз:
Тестовые задачи ты реши
Умения свои ты докажи
Взаимо-проверка.
Вариант 1
1. Какие из перемешенных выражений задаются (y г) Сумма:
2m 28Кг, 1Г 5 кг, 5г 4y.
1)8,568г; 2)8,73г, 3)8,433г; 4)8,326г.
2.Найти уравнение, корнем которого есть число 10.
1)х-2,093=0.207; 2)2,093-х=0,207; 3)12,903-х=2,093; 4)х+2,093=12,93.
3.Какое из приведенных чисел равно разности 10-0,090908?
1)9,010101; 2)9,909092; 3)9,090902; 4)0,919192.
4.Какое из данных чисел равно сумме корней уравнение х-1,048=0,9094 1,005-х=0,044
1)2,92; 2)1,19; 3)1,2; 4)2,91.
5.Какое из пар чисел является значением, собственной скорости катера и скорости против течения, если скорость течение реки 2,3 км/ч, а скорость течения 18,1 км/час.
1)16,2 и 13,9; 2)15,8 и 13,5; 3)20,44 и 18,1; 4)20,44 и 22,7.
Вариант 2
1.Какое из данных выражений ровно выражению в метрах суммы: 7м 5дм, 3м 7см и 2м 88мм.
1)12,955м; 2)12,658м; 3)12,838м; 4)14,08м.
2.Корнем какого из приведенных уравнений является число 2,005.
1)х+1,195=3,22; 2)3,2-х=0,195; 3)2,005-х=0; 4)1,005+х=2,005.
3.Какое из данных чисел равно разности 4-2,9996?
1)2,9994; 2)2,0004; 3)1,9994; 4)1,0004.
4.Какое из приведенных чисел является суммой корней уравнений.
х+5,4=10,31 и х-3,8=8,9 с точностью до единиц.
1)17; 2)18; 3)17,6; 4)16.
5.Какоя из приведенных пар чисел является записью значений собственной скорости и скорости по течения реки 2,6 км/ч, а скорость против течения 17,2 км/ч.
1)14,6 и 12; 2)19,8 и 22,4; 3)19,8 и 14,6; 4)19,8 и 17,2.
Коды тестовых ответов |
|||||
Подведение итогов
Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.
Заканчивает урок чтец или учитель:
Домашнее задание:842,859(1),854. 865(3,4)n.30
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей. Путешествие по станциям математики"
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
Урок математики в 5 классе по теме
Подготовила: учитель математики
Большакова Е.А
Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;
2) продолжить формирование вычислительных навыков;
3) привить интерес к предмету математики.
Ход урока.
I . Устные упражнения:
1) Угадай, какая дробь!
1. Пять целых две десятых =
а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002
2. Ноль целых восемь тысячных =
а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8
3. Три целых двадцать пять десятитысячных =
а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025
4. Шестнадцать целых пять сотых =
а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05
2
) Выполни действия:
3,07 – 1,06 = 2,01
=
II . Изучение нового материала.
1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.
2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».
3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.
4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).
Уравнять в дробях количество знаков после запятой | |||
Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой | |||
Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую | + 9,138 | ||
Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях | + 9,138 |
Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
III . Закрепление.
1. №1186 (б, в, г, д):
б) 16,78 – 5,48 = 11,3
в) 95,381 + 3,219 = 98,600
+ 3,219
г) 8,9021 + 0,68 =9,5821
+ 0,6800
д) 88,252 – 4,69 =83,562
2. Тесты с сигнальными карточками.
3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».
1) 2,31 + (7,65 + 8,69)
2) 14,537 – (2,237 + 5,9)
3) (24,302 + 17,879) – 1,302
4. Решить задачу.
Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?
IV . Итог урока.
Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.
- 6,8 _
- 6,8 _
V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.
закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
отработка навыков устного счёта;
выработка умений по применению полученных знаний;
проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
развивающая:
развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
воспитательная:
повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).
Структура урока:
Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.
Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради.– 5 мин.
Тест с взаимопроверкой - 12 мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Итог урока – 2 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 1)
Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.
Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала.
Расположите десятичные дроби в порядке возрастания и прочитайте их. (0,15; 3,75; 4,75; 16,008; 19,07; 53,09; 77,2)
Вопросы для повторения:
Как сравнить десятичные дроби?
(Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть.
Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше цифра в первом из несовпавших разрядов после запятой (в направлении слева направо).
Выполните сравнение дробей: (слайд 2)
7,040 = 7,04
Как складывают и вычитают десятичные дроби?
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Восстановите запятые: (слайд 3)
7,39 + 4,48 = 11_87
4,2 + 2_06 = 6,26
18_01 + 2,9 = 15,11
Вычислите: (слайд 4)
6 ,2 –42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 – 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;
4,76 + 4,94 = 9,7; 9,7 – 3,49 = 6,21; 6,21 + 0,07 = 6,28; 6,28 – 1,28 = 5.
Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради – 10 мин.
Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.
Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо. (слайд 5)
“Дорогие ученики. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. С большим уважением Винни Пух”.
Давайте попробуем схематично изобразить задачу из данных.(слайд 6)
Решение:
1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик
2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок
3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Винни Пух
Ответ: Винни Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.
Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 12 мин. (слайд 7)
Теперь проверим наши знания с помощью теста. На тест вам 10 мин.
Тест будет с взаимопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.
Вариант 1.
А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8
1. 4,599 <4,8 2. 4,599 = 4,8 3. 4,599 > 4,8.
А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.
1. 3,500 < 3,50 2. 3,500 = 3,50 3. 3,500 > 3,50.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 1ч 12 мин.
1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.
1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57
А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.
1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76
В 1. Найдите корень уравнения: у – 5,36 = 6,8 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч. Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?
Ответ:___________
Вариант 2.
А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500
1. 4,5 <4,500 2. 4,5 = 4,500 3. 4,5 > 4,500.
А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.
1. 6,799 < 6,8 2. 6,799 = 6,8 3. 6,799 > 6,8.
А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 30 мин.
1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч
А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.
1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67
А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.
1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84
В 1. Найдите корень уравнения: х – 7,54 = 4,6 .
Ответ:___________
В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч. Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость
течения реки.
Ответ:___________
С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?
Ответ:___________
Ребята 10 минут прошли, поменялись тетрадями и проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ». (слайд 8)
Оценим результат(слайд 9).
Критерии оценки:«5» - 8 заданий; «4» - 7 или 6 заданий; «3» - 5 или 4 задания.
Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - синий.
Молодцы! Хорошо поработали.
Физкультминутка – 1 мин. (слайд 10)
Буратино потянулся.
Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.
№841 (2), 850 (1), 853(1).
9,3; 9,1; 8,8; 8,4; 7,9; 7,3; 6,6.
9,3 – 6,6 = 2,7.
7,4 +3,2 = 10,6 дм - вторая сторона
10,6 + 7,4 = 18 дм - сумма двух сторон
18:4*5 = 22,5 дм – третья сторона
18 +22,5 = 40,5 дм.
Ответ: периметр треугольника 40,5 дм.
90,09 – (87,44 – (12,85 + 3,9) + 0,381) = 90,09 – (87,44 – 16,75)=90,09 – 70,69 = =19,4
Выполняем по мере успеваемости № 859 (а), 861 (1,2), 862 (а, б).
№861 (1,2)
1) 2,5 + 9,14 = 9,14 + 2,5;
2) 3,46 + 5,817 > 3,46 + 5,2.
А) 7, 5 6 4 Б) 3 4, 7 5 1
+ 5, 9 0 0 - 1 3, 2 8 0
1 3, 4 6 4 2 1, 4 7 1
IX . Домашнее задание – 1 мин. (слайд 11)
Откройте дневники и запишите задание на дом.
№897, 898, 900 .
X . Итог урока – 2 мин. (слайд 12)
Сегодня каждый из вас получил оценку за тест, плюс к этому … получают оценку за участие на уроке.
XI . Рефлексия – 1 мин.
Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. А теперь ответьте на вопрос «Вы чему-нибудь научились», используя следующие фразы.(слайд 13)
Сегодня на уроке я …..
Самым интересным для меня...
Урок мне …
Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 14)