Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро, я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!
(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)
Ход экспериментальной деятельности.
Детям загадывается загадка о воде:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут её -…(вода)
Где в природе можно встретить воду?
(в реке, озере, ручейке…)
А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.
Может кто-нибудь знает, как она называется?
А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?
(вода, моря и океаны)
Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: - вода, которую можно пить, называется пресной.
А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)
А как будет называться вода в море? (морская)
А в озере? (озёрная)
В реке? (речная)
В роднике? (родниковая)
А в болоте? (болотная)
Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)
А ещё кому нужна? Для чего?
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)
Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.
(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)
Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:
1. Внимательно меня слушать.
2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.
3. Ничего не трогать на столе без разрешения.
4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.
(дети занимают места в «лаборатории»)
1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.
Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)
Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".
2.
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.
(выкладываем картинку-символ на доску).
3.
Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)
(выкладываем картинку-символ на доску).
4.
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
(выкладываем картинку-символ на доску).
В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!
Ну, вот закончилась игра
Нам на занятие пора!
(проходят к стульчикам, садятся)
В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?
(роса, лед, туман…)
Давайте ещё поиграем с водичкой.
Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.
(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти
подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)
В: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла!
Ко мне капелька пришла,
Только в садик я вошла.
Плачет бедная, грустит,
А потом и говорит:
Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!
И сказала я в ответ:
Нет, таких детей здесь нет!
Мы водичку бережём.
Капелька заулыбалась
И с подарком я осталась!
Но сначала вы ответить мне должны,
Что же будет без воды?
(ответы детей)
В: Ни умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»
Давайте повторим все вместе.
(повторяют)
Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.
(смотрят мультфильм)
В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)
Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.
Давайте попробуем.
(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)
В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?
(называют свойства воды)
Рефлексия:
Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно - то тучке.
Ирина Терпилко
Программное содержание :
1. Закрепить с детьми свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Уточнить значение ее для всего живого.
2. Развивать познавательный интерес, мышление и речь детей в процессе экспериментирования с водой; ввести в активный словарь детей слова : жидкость бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа :
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты : превращения снега в воду; воды в лед.
Беседы : «Где можно встретить воду?» , «Кто живет в воде?» .
Словарная работа : лаборатория, лаборант, бесцветная, жидкая, безвкусная, прозрачная.
Материалы и оборудование : кукла – капелька, тазик, стаканчики пустые, баночки с водой, тарелочки, пробирки разной формы, стакан с молоком, чайные ложки по количеству детей, соль, сахар, жидкое мыло, карточки – символы, обозначающие свойства воды, гуашь зеленая, желтая, красная, термос, зеркало, мыльные пузыри, эмблема «Помыл руки- не забудь плотно закрыть кран»
Ход занятия.
(Стук в дверь) . – Ребята, кто- то к нам пришел? Я сейчас посмотрю.
Кто это? (Капелька)
Капелька : Вы меня узнали? Я – Капелька воды! Я пришла к вам в гости. Я со своими
сестричками – снежинками долго путешествовала и мне очень интересно, чем вы занимались, что
нового узнали, пока меня не было.
Воспитатель : Капелька, мы говорили о тебе. Ты посиди послушай, посмотри, что мы нового
узнали о тебе. Сейчас дети прочитают стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких , стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить :
Без неё нам не прожить!
Воспитатель : Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
(Нет. Вода , как волшебница умеет превращаться и быть разной).
Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки.
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)
К маме – речке бегу.
И молчать я не могу.
Я сынок ее родной,
А родился я весной. (Ручей)
На земле осталась я
После летнего дождя.
Разлеглась среди дороги ,
Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа)
Белый падает горох прямо на голову – Ох!
Он сбивает с яблонь цвет и полям приносит вред. (Град)
Покружилась звездочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Вот видите, ребята, вода бывает разной .
Для чего нужна вода и как мы ее используем? (Картинки)
Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы, ребята, сегодня
будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой.
Опыт №1. Вода – жидкая , не имеет формы. (Символ)
Что означает эта карточка?
Дети : Вода переливается , жидкая, не имеет формы.
Воспитатель : Как это можно доказать?
На столе стоит тазик, стаканчики с водой, сосуды разной формы. Дети переливают воду из
стаканчиков в тазик, в другие сосуды.
Что вы сейчас сделали с водой? (вылили, перелили) .
Вывод : Вода льется , переливается. Она не имеет формы. Принимает ту форму, в каком сосуде она
находится.
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода ? И что обозначает этот символ? (бесцветная)
Сейчас мы это проверим.
Опыт №2. «Вода бесцветная » (символ)
На столе стакан воды и стакан молока.
Что это? (молоко)
Какого цвета молоко? (белого)
А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Какого цвета вода ? (прозрачная, бесцветная)
Как вы это узнали? Что вы сделали?
В оба стакана положили коктельные палочки. В стакане с водой палочку видно, а в стакане с
молоком не видно.
Ребята, а я знаю, что вода изменяет цвет . Хотите убедиться в этом? Сейчас я покажу фокус. (на
столе 3 баночки с крышками. На крышках гуашь. Закрываю баночки и взбалтываю. Вода меняет
Вывод : вода прозрачная , а молоко непрозрачное. Вода меняет цвет , если в нее что-то добавили.
Опыт №3. «Вода не имеет вкуса и запаха» . (символ)
Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы? (да)
Что означает этот символ? (вода не имеет запаха и вкуса)
Как это можно определить? (понюхать, попробовать) .
А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
Какая она? Соленая, сладкая, горькая? (она безвкусная)
Ребята, я предлагаю вам положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на
столе. Размешайте а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Вывод : Вода не имеет вкуса и запаха. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Воспитатель : - Капелька, посмотри какие ребята молодцы! Сколько уже нового они нам
рассказали. Хорошо потрудились, можно и отдохнуть немного. Мы приглашаем на нашу
разминку.
Разминка : Капля – раз, капля два,
Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах)
А потом быстрей, быстрей (бег по кругу)
А мы зонтики раскрыли
От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)
Ну, вот, отдохнули и снова за работу. У нас еще есть, что рассказать Капельке интересного.
Опыт №4. «Пар – это тоже вода » (символ)
Что нам говорит этот символ?
На столе стоит термос с кипятком. Что это? (термос)
Возьмем термос с кипятком, откроем его и посмотрим , что происходит.
Из горлышка термоса что мы видим? (пар)
Что бы было лучше видно, поставим зеркальце к горлышку термоса.
Что мы видит на зеркальце? (капельки воды)
Когда их становится много, во что они превращаются? (в воду)
Вывод : Пар – это тоже вода .
Опыт №5 : «Вода – растворитель » (символ)
Что означает этот символ? (вода – растворитель )
Ребята, а где вы могли наблюдать, что в воде можно что-то растворить? (сахар, соль, мама стирает,
порошок). Эти вещества быстро растворяются в воде.
На столе тазик с водой, жидкое мыло. Покажите, как в воде растворится жидкое мыло и что из
этого получается. Какая вода получается ? (мыльная) .
Что из мыльной воды можно выдувать? (мыльные пузыри) .
Вывод : Вода – растворитель . В ней можно растворять быстрорастворимые вещества.
Воспитатель : Но вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает
вода . Ребята, Капелька хочет с вами поиграть в игру «Это можно или нет» . Какие вы
внимательные и послушные.
Я сосульку полижу Я по тоненькому льду
И снежочком закушу На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ Дайте дети мне ответ
Это можно или нет? Это можно или нет?
А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Молодцы, ребята.
Ребята, Капелька хочет спросить у вас, как вы думаете, надо ли беречь воду? Ведь ее очень много.
Какая людям нужна вода (чистая)
А что бы получить чистую воду, люди затрачивают много сил для ее очищения. Воду нужно
беречь, плотно закрывать кран.
Капелька принесла вам вот такую памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран» .
Мы повесим эту памятку над умывальником.
В конце нашего занятия вспомним свойства воды. А помогут вам символы.
Вода – это жидкость , ее можно наливать, переливать, выливать.
Вода –бесцветная ,
Вода безвкусная ,
Вода не имеет запаха ,
Вода – это пар ,
Вода – растворитель .
Понравилось ли вам наше занятие ? Какое задание было самым интересным? Какое самое трудное?
Мы будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше о ней.
Наше занятие окончено . Капелька вас благодарит за интересное занятие и принесла вам
подарки. (мыльные пузыри)
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание »
Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.
Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «коммуникация »
Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.
Способствовать развитию мышления, любознательности
Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия.
1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей: это загадка о воде.
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?
Дети читают стихи:
«Хлюп – хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
С. Капутикян.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Г. Ладонщиков.
«Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы принесу.
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте,
Не жалейте!
А хотите,
В лейку лейте –
Поливайте огород,
Он ведь тоже воду пьет!
Е.Благинина.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?
Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать.
Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.
Много воды выпить – живот может заболеть.
Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.
Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?
Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.
Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?
Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.
Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.
Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.
Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.
В воде – человечки стоят рядом друг с другом.
В кусочке льда – крепко держаться за руки.
В паре – постоянно двигаются.
Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!
Дети загадывают загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель
Корней Чуковский:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Сценарий
Конспект открытого занятия в средней группе «Волшебница - вода»
Цели:
1. Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы.
2. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Задачи:
ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это
жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
закреплять умение работать с прозрачной посудой;
закреплять умение работать с растворами;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
воспитывать бережное отношение к воде;
Материал:
прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, стакан с молоком, сахар,
соль, краски, кисточки; плюшевый Мишка, кубики льда, картинка Звездочки.
Ход занятия
Воспитатель:
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла
(показывает картинку Звездочки),
Говорит, мне чудо гостья,
Вот любуюсь свысока,
Нравится мне ваша Земля, голубая и большая,
Красками всегда играет,
Расскажите почему, ведь сама я не пойму!
Воспитатель:
Давайте расскажем Звездочке, почему наша планета Земля такая красивая?
Дети:
Воспитатель:
Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта
водой. Именно поэтому она такая голубая.
(Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите
внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что
на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже
вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают).
Стук в дверь. Появляется Незнайка.
Мишка:
Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Мне очень грустно. Я сегодня узнал, что
оказывается, ничего не знаю о воде. Можно мне остаться с вами и узнать что-нибудь о воде.
Воспитатель:
Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей.) Присаживайся.
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода?
Дети.
(Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Дети по одному рассказывают о том,
что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода основной источник жизни на
Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни
птичек, ни рыбок, ни людей. Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам,
без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)
Воспитатель:
Мишка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают
немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами
превратиться в лаборантов. А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель:
Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети
переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети:
Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не
смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель:
На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку
в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она
просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Вывод:
вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель:
А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас покажу вам
фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать
волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель:
Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель:
Подуйте теперь на баночки.
(Дети говорят слова, дуют.)
Воспитатель:
А теперь мы потрясем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети:
Воспитатель:
В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель:
Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-
Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус?
Дети по желанию выполняют фокус.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье?
Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель:
А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается
кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод
: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель:
давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество,
которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь
попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель:
оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель:
Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить
свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-
нибудь?
Вывод:
вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам Звездочке,
Мишке немного отдохнуть.
Дети выполняют физкультминутку:
Капля первая упала – кап!
И вторая побежала – кап!
Мы на небо посмотрели –
Капельки – кап-кап запели,
Намочились наши лица,
Мы их вытирали.
Ну а туфли посмотрите –
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведём, И все капельки стряхнём,
От дождя убежим, под кусточком посидим.
Опыт № 5:
Воспитатель:
Молодцы ребята! А теперь давайте покажем Звездочке где может прятаться водичка.
Воспитатель показывает детям кусочки льда, предлагает взять желающим в руки.
Воспитатель:
Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, наши руки
теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед - это что? (Ответы детей.)
Правильно, лед - это тоже вода, только твердая и холодная.
Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.
Воспитатель:
Много мы рассказали Звездочке и Мишке о воде. Ребята, Звездочка, Мишка а вы
знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран?
Мишка:
А зачем воду беречь, её вон сколько?!
Воспитатель:
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная
вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать
в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-
напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку.
И подарим Мишке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).
Мишка:
Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не
имеет запаха. Вода прозрачная. Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.
Воспитатель:
Прежде чем попрощается с Звездочкой и Мишкой, давайте вспомнить все, про что мы
её рассказали?
Просмотр презентации: «Для чего нужна вода!»
Воспитатель:
Ну что ж ребята Звездочка и Незнайка теперь знают что такое вода, благодаря вам и
говорят большое спасибо! Давайте попрощаемся с ними и скажем – До новых встреч!
ИТОГ: Так о чем же мы говорили с вами? Чему Мишку и Звездочку учили? Что (имя ребенка)
понравилось? Что такое лед? В какие цвета окрашивали воду?
Конспект занятия в средней группе «В»
Тема: «вода и её свойства»
Воспитатель: Шкидра О.В.
Конспект занятия в средней группе «В»
Воспитатель: Шкидра О.В.
Тема: «вода и её свойства»
Образовательная область: «Познание»
Раздел: Формирование целостной картины мира.
Ознакомление с природой.
Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи: «Образовательные»
Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, познакомит с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.
«Развивающие». Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, развивать вкусовой анализатор.
«Воспитательные». Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Материал: миска с водой, стаканчики с водой, стаканчики, гуашь, краски, соль, сахар, лимонная кислота, кофе, чай, варенье, аудиозапись «Журчание ручья».
Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила Чебурашку, он был очень расстроенный.
Я спросила почему и он рассказал мне о том, что они с Геной К играли в школу. Гена был учителем и попросил Чебурашку рассказать о воде и её свойствах.
А Чебурашка ничего об этом не знает. Я пригласила его к нам в детский сад и обещала, что мы ему поможем.
Воспитатель: «Поможем ребята?»
Дети: «Да»
Воспитатель: -Чебурашка, сейчас у ребят начнется интересная занимательная деятельность познания, где мы будем говорить о воде и определять её свойства, а ты внимательно слушай и запоминай.
Звучит музыка журчания ручья.
Воспитатель:-Ребята послушайте и определите, что это за звуки?
Дети:- Это звуки воды.
Воспитатель:-Правильно. Это журчит ручей.
Стук в дверь. Приходит Капелька.
Воспитатель:- Посмотрите ребята к нам в гости пришла Капелька.
Капелька:-Здравствуйте ребята.
Дети:-Здравствуй Капелька.
Воспитатель:-Капелька путешествовала по всему свету, многое видела, много интересного узнала. Давайте послушаем, что она нам расскажет.
Капелька читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель:-Так ли это? Как вы думаете, сможем ли мы прожить без воды?
Дети:-Без воды нам не прожить.
Воспитатель:-А для чего нам нужна вода?
Дети:-Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.
Воспитатель:-А от куда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте рассмотрим картинки. Назовите их.
Дети:-Лужа, ручей, болото, озеро, море.
Воспитатель:-Значит Капелька это частица чего?
Дети:-Воды.
Воспитатель:-Правильно Капелька?
Капелька:-Да.
Воспитатель:-А от куда берутся капельки?
Дети:-Из тучи.
Капелька хлопает в ладоши:-Правильно, молодцы!
Воспитатель:-Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?
Дети:-Нельзя.
Воспитатель:-Почему?
Дети:-Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.
Воспитатель:-Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.
Воспитатель:-Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?
Дети:-Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.
Воспитатель:-Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.
Игра физминутка: «Вода-не вода».
Воспитатель называет слова, если в них есть вода, то дети хлопают, если нет, то топают ногами.(Стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан).
Воспитатель:-Вода-это жидкое вещество, она льётся, течёт, вода бесцветная, не имеет запаха, вкуса, сейчас мы в этом убедимся с вами. Давайте вместе с Капелькой и Чебурашкой пойдём в нашу лабораторию.
Воспитатель:-Капелька, Чебурашка, а вы знаете что такое лаборатория?-Нет.
Воспитатель:-А ребята наши знают и сейчас вам расскажут.
Дети:-Лаборатория-это место, где проводят опыты, делают открытия.
Воспитатель:-А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?
Дети:-Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.
Опыт №1
Возьмите стаканчики с водой и капнете на дощечку. Что происходит с водой?
Дети:-Она растекается.
Возьмите пустые стаканчики и зачерпните воду из миски, а теперь вылейте.
Вылилась ли вода из стаканчика?
Значит вода что делает?
Дети:-Льётся.
Вода льётся, течёт-значит она какая?
Дети:-Жидкая.
Опыт №2
Возьмите стаканчики с водой, посмотрите и скажите, есть ли у воды цвет?
Дети:-Нет. Она бесцветная.
А может ли вода стать цветной?
Дети:-Да может, она может быть разных цветов, для этого нужно добавить краску или гуашь.
Дети добавляют.
Какого цвета вода стала у вас в стаканчиках?
Ответы детей.
Опыт №3
Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Вода пахнет?
Дети:-Нет. Вода не имеет запаха.
А что сделать, чтобы появился запах?
Дети:-Добавить чай, кофе, варенье.
Чем сейчас пахнет вода?
Ответы детей.
Опыт №4
Возьмите стаканчики с водой и попробуйте её на вкус? Какая вода по вкусу?
Дети:-Безвкусная.
Добавьте в воду соль, сахар, лимонную кислоту. Какая по вкусу стала вода?
Ответы детей.
Зарисовка опытов.
1.Вода-это жидкость, которая льётся, течёт.
2.Вода не имеет цвета.
3.Вода не имеет запаха.
4.Она бесцветная.
5.Она может растворять соль, сахар.
Чебурашка, помогли ли тебе ребята узнать про воду и её свойства.
Чебурашка:-Да ребята, спасибо. Я теперь всё расскажу Гене и получу хорошую оценку.
Капелька, а тебе понравилось как наши ребята работали?
Капелька:-Молодцы ребята! Хорошо отвечали! Но мне пора отправляться в путешествие. До свидания!
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, помогли Чебурашке, а теперь пора поиграть.