Красный октябрь что там находится. Красный октябрь

Впервые о ликеро-водочном заводе «Кристалл» как об очередном пространстве, откуда вывезли станки и собираются завозить культуру с малым бизнесом, заговорили, когда в нем состоялся последний летний фудмаркет Stay Hungry Backyard , который до того уже отметился в знаковых промзонах - на Даниловской мануфактуре, где располагается «Афиша», и в «Красной Розе», где базируется «Яндекс». Для всех желающих тогда проводились экскурсии по кристалловской территории с рассказом о том, что скоро здесь будет обустроена самодостаточная экосистема с лофтами, офисами творческих компаний, мастерскими, шоурумами и всеми остальными атрибутами идеальной коммуны вплоть до детских садов и прачечных.

Москва уже набила руку на проектах по возвращению индустриальных пространств народу, ближайший пример - Artplay через реку от «Кристалла». Самое существенное отличие московского переосмысления заводов и фабрик от западной джентрификации заключается в том, что у нас совсем неразвито самоуправление, небольшие компании не умеют договариваться, чтобы действовать сообща, и новая жизнь у промзон возникает исключительно по велению девелоперских компаний. А ими движет единственная мотивация - заработать. Сейчас к тому же, пока валюта растет, схлопывается малый бизнес и лихорадит арендный рынок, правила реконструкции фабрик в очередной раз поменялись. Так что людям, взявшимся за переоснащение «Кристалла», придется запастись терпением и проявить изобретательность.

Вот ролик со Stay Hungry, демонстрирующий возможности завода «Кристалл». Видео: Митя Ланглебен

Команда

Возможность перерождения у самой знаменитой водочной фабрики России появилась благодаря тому, что за него взялась компания Krays, пока что замеченная в строительстве конвенционального жилья и торговых центров в регионах. Предполагают , что инициаторами выступили структуры Аркадия Ротенберга, чьи люди занимаются управлением «Кристаллом». Покорять столицу Krays начали, перетянув в свой проект сильную маркетинговую и продюсерскую команду.

Ее руководитель - Алекс Столярик, за плечами которого Гарвард и MIT, директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», занимавшийся развитием Никола-Ленивца, а еще раньше бывший генеральным директором фирмы, строившей «Афимолл». За маркетинг отвечает Анна Манюк - правая рука Олега Гончарова, бывшего руководителя дизайн-завода «Флакон», который теперь работает в «Архполисе» Максима Ноготкова и также работает с Никола-Ленивцем. «Флакон» тут ключевой ориентир: в отличие от «Винзавода», где галереи погрязли в коммунальных склоках, на «Флаконе» воплотилась идея кластера, как в Берлине, где концепция развития была прописана изначально, и арендаторы участвовали в ее реализации, а не только носили квартплату хозяевам. С «Флакона» же на «Кристалл» переманили директора по административно-экплуатационной части Тимура Болотова.

Сейчас, впрочем, перед командой стоит задача совсем иного уровня, чем наполнение квартала уютными лавочками с фалафелем и фестивалями, на которых продают китайские очки и войлочные бусы. Территория «Кристалла» - 9 гектаров, это почти четыре «Флакона» в трех минутах на машине от Садового кольца, причем на 2,5 гектара предполагается новая застройка.

Фотография: Варвара Геворгизова

Архитектурный проект и девелопмент

Пока застройка «Кристалла» на долгосрочном согласовании с властями, над его ядром - исторической частью - работает архитектурное бюро Map Architects во главе с Александром Порошкиным . Из реализованных им проектов - территория перед торговым центром Roomer на «Автозаводской» и благоустройство «Порт плаза», нового бизнес-комплекса с портом на ЗИЛе. Суть архитектурной концепции «Кристалла» - в совмещении исторической застройки с современным строительством. Тут в пример ставится «Фабрика Станиславского» на месте завода «Электропровод», где соседствуют бизнес-центр и театр «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. При застройке планируется использовать кирпич, металл, дерево - все те материалы, которые ассоциируются с промышленной эстетикой XIX века.

«Стоит также помнить, что это водочный завод, - рассказывает Порошкин, - смысловая составляющая его достаточно сильная, плюс сохранились артефакты в виде бочек или «водкопровода» - по нему можно пройти через все здания и вернуться туда же, откуда пришел. Мы хотим сохранить эту историю и дополнить». «Наша задача, как людей, понимающих значение творческой инфраструктуры, - добавляет архитектор, - показать, что необходим баланс между коммерческой эффективностью и культурной наполненностью». Кстати, насчет водки: на территории существует и никуда отсюда не денется Музей истории водки , где помимо коллекционных бутылок и непременного чучела медведя с подносом можно посмотреть и на дореволюционное производство.

Главное здание, где до весны планируется проводить выставки, в дальнейшем будет нарезано на жилые лофты, в соседних помещениях заработают мастерские. Проект освоения общественных пространств - входной зоны, террас у лофтов, внутренних двориков, садов и огородов - пока не сформирован. Самое энергетически сильное место на территории фабрики, где как раз проводился Stay Hungry Backyard, - это заброшенная железнодорожная станция и заросшие быльем рельсы. Она разделяет исторические корпуса с ангарами, на месте которых вырастет новое жилье, и по ощущениям напоминает нечто среднее между пейзажем из вестерна и Хай-Лайном . «Есть идеи связать эту ветку с прилегающими территориями, - рассказывает Алекс Столярик, - построить мост через Яузу, пустить трамвай к Artplay и к «Курской». Пока это все только на уровне задумок, но этот кусок юго-восточного округа определенно требует переосмысления. Здесь же напротив Андрей Гринев собирается развивать «Арт-квартал» , тут и парк 1 Мая есть, и парк «Лефортово». В программе «Новые лидеры территориального развития» в этом году «Кристалл» рассматривают как ключевой кейс, студенты «Британки» выстроились в очередь к Столярику со своими идеями - завод явно обеспечит архитектурно-урбанистическую общественность задачами на годы вперед.


Концепция культурного кластера

«Работая над «Флаконом», мы поняли, что такое творческая территория, которая является чем-то большим, чем просто объект недвижимости, - делится впечатлениями Анна Манюк, - мы выстроили несколько смысловых уровней проекта, сделав «Флакон» лабораторией эксперимента для города, для молодых творческих бизнесов, которые способны самостоятельно создавать свои пространства для работы и отдыха. Например, журнал Seasons, у которого офис на «Флаконе», на своих «Дизайн-субботниках» озеленил территорию, а весной такой же субботник они будут проводить уже на «Кристалле». Здесь мы хотим создать полноценный прототип самообеспечивающейся экономики. Конечно, мы не будем разводить коров и сажать злаки, но предполагается, что все жизненные потребности горожан - в красивых вещах, хорошем досуге, образовании детей, спорте и культуре - будут реализованы на «Кристалле».

«Мы говорим «город Кристалл», - заявляет Столярик, - потому что будем делать здесь настоящий городской форум с внутренней системой принятия решений и обменом продукцией между людьми. Часть средств с аренды мы будем реинвестировать в территорию, думаем о налаживании импортно-экспортных отношений с «Флаконом», Artplay и «Электрозаводом». О том, чтобы создать особую экономическую зону для проживающих. Есть даже сверхидея добиться налоговых послаблений, если нам удастся создать бренд Made in Kristall.

Лофтами в промзонах как таковых уже никого не удивишь - они есть на той же Даниловской мануфактуре. Но вокруг них кроме парковки, офисов и пары сетевых кафешек только бетон и пара газонов. У служащих с этими пространствами устанавливается такая же эмоциональная связь, как с офисными центрами в самых навороченных новостройках, - это просто место работы. В «Кристалле» предполагается, что жители будущих лофтов, новых более бюджетных домов и резиденты мастерских, творческих офисов и кафешек - одни и те же люди, которые сами вкладываются в развитие своей территории. «Если сравнивать с аналогичными проектами в недвижимости, то есть такой микрогород «В лесу» , - рассказывает Манюк, - там жители квартир могут с дисконтом купить коммерческие площади на первых этажах и открыть свои булочные, йога-студии и ветеринарные клиники. Мы исповедуем похожий подход, только «В лесу» находится на 7-м километре Пятницкого шоссе, а мы - внутри Третьего кольца».


Что и когда

Производство было вывезено с «Кристалла» только в апреле 2013 года - по распоряжению городских властей вся промышленность должна переехать за МКАД, но в некоторых цехах еще остались старые цистерны и прочий реквизит. Летом на территории завода, если прислушаться, можно было уловить призрачный запах водки. Кто-то из ликеро-водочных работников перебрался в область, кто-то не захотел, но, что принципиально, всему персоналу, обслуживающему завод, сохранили рабочие места. Пока что на «Кристалле» сохраняется пропускная система, во время проведения публичных мероприятий всех пускают свободно, а в скором времени охрана перейдет в режим видеонаблюдения.

Вторым большим проектом после Stay Hungry на «Кристалле» стала выставка «MediaNovation», открытая 1 ноября. Молодые художники - Елена Рыкова, Алексей Дьяков, Владлена Громова, Грета Демарис (большинство имен вам ничего не скажет) - представляют арт-объекты с использованием новых технологий: ручное цунами, микроскопическая съемка и более абстрактные произведения вроде «Улыбки сверхсущества». Экспонаты выставки расположились прямо в одном из производственных цехов - с белым кафелем на несущих колоннах и множеством коммуникаций на потолке. В канун открытия выставки инициатива

Обычно мы пишем о Петербурге, но сегодня решили немного отойти от этого правила. Мы хотим рассказать вам об арт-кластерах. О том, как они возникают и работают. И начнём сегодня с Москвы, а продолжим в следующий раз Петербургом, чтобы сравнить два города. Нам самим интересно, что получится и какой город выиграет. Про «Красный Октябрь», «Арму», «Винзавод» и «Флакон» — в нашем новом тексте о московских арт-кластерах.

Арт-кластеры – модный нынче термин, которым определяют чуть ли не треть инициатив, связанных с городской недвижимостью. Чтобы быть максимально в тренде и не путать понятия, стоит разобраться в критериях, которые предъявляют к этим образованиям. А еще хорошо бы выяснить, работают ли эти критерии на деле.

Победоносное шествие арт-кластеров по территории нашей Родины началось, разумеется, со столицы в начале 2000-х.

Как только специлисты начинают рассуждать о так называемой креативной недвижимости Москвы, звучат «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», Artplay, Flacon. Все это бывшие заводы, расположенные, как правило, в центре города. Отличаются они не столько внешней и внутренней эстетикой (хотя и ей тоже), сколько набором арендаторов, которые преимущственно связаны с архитектурой, искусством, дизайном и новыми медиа.

Сегодня арт-кластеры считаются чуть ли не самыми живыми местами Москвы: здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Иметь офис в креативном центре сегодня - значит, быть в тренде.

Развитие креативной недвижимости – тренд мировой, мы здесь не первооткрыватели. Так называемая ревитализация промышленных зон – второе основное направление в мировой урбанистике. Таких зон в Москве чуть ли не четверть территории.

Концепции столичных кластеров разнообразны: от наполнения офисными пространствами до выставочных площадей и сложных центров с элементами торговли. Зачем владельцы или управляющие компании так усложняют бизнес? Быстрее и легче было бы сдать помещения в аренду под офисы или же, если местоположение позволяет, превратить фабрики в элитное жилье.

Всё сложнее. За красивым названием «кластер» скрываются сложные объекты, где по тем или иным причинам по легкому пути не пойти: существуют ограничения по градостроительным регламентам, невозможно изменить целевое назначение или есть ограничения из-за охранного статуса.

«Красный Октябрь»: все на личных связях

В 2003 году на карте Москвы появился Золотой остров, где в планах должны были возвести корпуса элитного жилого комплекса. Золотой или в реальности Болотный остров – место зарождения одного из самых интересных кластеров столицы – «Красный Октябрь».

Дело в том, что застройщику проекта, компании «Гута Девелопмент», стройку на этом месте не разрешили. Одна из версий: Лужкову справедливо не понравилось, что в центре города, напротив Кремля, создается не общественное пространство, а закрытая территория.

По официальной версии, арт-кластер на месте бывшей шоколадной фабрики появился согласно концепции застройщика. Однако есть и другая версия. Из-за запрета на строительство простаивали порядка 90 % площадей фабрики, и тогда, чтобы получить хоть какую-то отдачу “Гута Девелопмент” стала сдавать их в аренду. При этом контроля или отбора заявок не было.

Концепция заселения площадей творческими людьми родилась абсолютно случайно и исключительно благодаря личным связям генерального директора компании Антона Чернова. Он предложил друзьям низкую ставку и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать затраты на отделку заводских помещений.


Место быстро стало очень популярным, и за счет сарафанного радио основными арендаторами стали люди из мира культуры и искусства. Именно они оценили необычную архитектуру фабрики, ее прекрасное местоположение и, по словам представителей компании, были готовы к тому, что через несколько лет их попросят освободить помещения.

«Гута Девелопмент» никогда не скрывала, что приютила дизайнеров и художников лишь до старта реконструкции. Все договоры заключались не более чем на два-три года. Срок действия самых последних заканчивался в начале 2013-го.


Кондитерская фабрика полностью сменила имидж, став модным местом для столичной богемы, что позволит застройщику серьезно снизить вложения в раскрутку бренда, начать продажи жилья на более ранних этапах и по более высоким ценам. Однако выставки и творческие инициативы по-прежнему занимают значительную часть Золотого острова и пока уходить не собираются.

«Арма»: без концепции ставки не повышать

По похожему пути пошла компания «Большой город», в чьей собственности находится территория завода «Арма».

Газгольдерный завод «Арма» был построен в 1861 году, после приватизации он в разное время принадлежал нескольким банкам, после чего отошел компании.

В середине 2000-х на «Арме» планировалось провести масштабную реконструкцию. В новой концепции развития этой территории ставка делалась на офисы. Запланированы были также помещения под стрит-ритейл, гостиницу. Разработанный проект предусматривал снос большинства зданий, расположенных на территории завода.


Однако подобная концепция привлекла внимание общественных организаций, борющихся за сохранение исторического наследия. Владельцам ничего не оставалось, кроме как сдавать помещения по низким ставкам. Заселение опять же проходило хаотично. Но особенно низкую ставку оценили, разумеется, творческие люди.


Топ-менеджеры «Большого города» не оставили первоначальных планов. Была проведена реконструкция одной из башен-газгольдеров. После этого арендная ставка поднялась. Это привело к резкому сокращению спроса на площади: ставка соответствовала классу А, а окружение башни не дотягивало и до класса В. В результате получилось так, что новых арендаторов «Большой город» не нашел, а часть старых потерял.


Сейчас на сайте кластера довольно короткий список арендаторов, а их качество намного уступает компаниям, осевшим на «Красном Октябре».

Artplay: управление и четкий отбор

А вот концепция компании Artplay имеет куда более видимые границы. Компания была образована в 2003 году и с первых дней существования базировалась на трех направлениях: мебельный шоурум, архитектурное бюро и выставочная деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом, привлекающим новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера. По этой же схеме был организован и первый центр Artplay.

Первый кластер находился в здании фабрики «Красная роза». Порядка 1000 кв. м Artplay использовала для собственных нужд - для организации выставок и продажи мебели, а 90% площадей было сдано в субаренду. Под крышей Artplay удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы.


Все находились в постоянном взаимодействии. Архитекторы генерировали торговым компаниям поток клиентов, а управляющая компания постоянно повышала интерес к проекту, организуя различные мероприятия.

В 2008 году Artplay пришлось поменять дислокацию.

Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.

А Artplay стала осваивать новую индустриальную площадку - территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры Artplay решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда - капитальный ремонт - сдача площадей в субаренду» - слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 тыс. кв. м, были переданы в управление Artplay, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна Artplay».


Первые этажи зданий отданы торговым операторам и заведениям общепита, верхние - под офисы.

Artplay отличается от большинства многофункциональных комплексов фейс-контролем арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающим является слово «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату.

Конкуренции со стороны соседей в Artplay не боятся, так как все играют на разных полях. У «Армы» нет четкой концепции, а «Винзавод» - это в первую очередь галерейный бизнес. У Artplay под выставки отдано всего 10 процентов. При этом основная цель проектов не заработать деньги, а сохранить имидж объекта.

«Флакон»: творите, что хотите!

Территория завода находится в собственности компании Николая Матушевского. Это основное отличие от предыдущей истории. Остальное – как по накатанному: низкие арендные ставки, творческие арендаторы, повышение ставок (территория завода полностью реконструирована и приведена в порядок, поэтому соседство разного класса площадей не пугает).

У проекта сильный акцент на бизнес-составляющую. Под офисы и торговлю отдано по 40% площадей. Оставшиеся 20% - это общественное питание, спорт, развлечения и выставочные площади.


«Флакон» поддерживает креативную атмосферу за счет многочисленных мероприятий: выставок, семинаров, воркшопов. Но все это без ограничений, как на Artplay. На сайте компании есть очаровательный лозунг: «Дизайн-завод «Флакон» – первый креативный кластер столицы с единственным законом – творите что хотите!”

Винзавод: модный подарок

Проект «Винзавод» принадлежит известному предпринимателю Роману Троценко. Территория, на которой расположился кластер, имела проблемы с юридическим статусом земли и строений, а также ряд градостроительных ограничений: схема «все снести и застроить» не сработала, и тогда завод был отдан под искусство.

Центром современного искусства “Визнзавод” руководит жена бизнесмена Софья Троценко. Бизнесом данную ининциативу назвать довольно сложно, поскольку «Винзавод» тратит все, что зарабатывает. Впрочем, Роман Троценко на возврат инвестиций, надо полагать, особо не рассчитывал. Скорее, это дорогой и модный подарок жене.


Однако в плане культурной жизни столицы проект позиций не сдает: на его территории по-прежнему располагаются ведущие российские галереи. Что крайне удобно – срез актуального и модного искусства можно посмотреть буквально за день.

В следующей части мы посмотрим, как возникают и работают арт-кластеры в Петербурге.

Мария Туркина

Фото: из пабликов кластеров «ВКонтакте», а также из ЖЖ nickned.livejournal.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

0+

На территории одного из самых креативных кластеров Москвы открылся кинотеатр Lumiere Hall - место, которому суждено стать знаковым для деловых и творческих людей. Здесь достаточно места и возможностей, чтобы продуктивно работать и хорошо отдыхать.

Берсеневская наб., д. 8

D.E.V.E. Gallery Moscow

Эта молодая галерея не привязана к строгим форматам или актуальной критике. Европейская свобода мысли и слова.

ул. Болотная набережная, д.11-1

Креативное пространство «Люмьер-Холл» 18+

В креативном пространстве «Люмьер-Холл», благодаря мультимедийным выставкам оживают полотна великих мастеров, ценители кинематографа получают удовольствие от тематических кинопоказов, а на концертах и фестивалях кипит яркая, современная, полная впечатлений жизнь.

ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 24

Ресторан «Река»

Ресторан «Река» - один из молодых ресторанов столицы, который уже успел получить неоспоримое признание столичных гурманов.

Берсеневская набережная, 6, стр. 2

18+

Институт развития города и нового образования. Институт обмена идеями и создания смыслов. Институт архитектуры комфортной среды и новых возможностей. Институт разумных действий.
Это всё - институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Берсеневская наб., д. 14, стр. 5а

Клуб RED

На территории знаменитой кондитерской фабрики «Красный Октябрь» располагается заведение, в котором творится новейшая музыкальная история столицы, - многоформатный концертный зал RED.

Болотная набережная 9, стр. 1

Антикинотеатр «Кино Хауз» 6+

Созданный по принципу антикафе, этот антикинотеатр идеально подойдёт для романтического свидания или просмотра любимого фильма в компании друзей. В «Кино Хаузе» всего 2 изолированных зала - для двух человек и для компании до 15 человек. В зале не будет незнакомых лиц и постороннего шума, во время просмотра вас никто не побеспокоит - комнаты запираются изнутри. Примечательно, что как такового репертуара в кинотеатре нет - вы можете принести фильм с собой или выбрать из предоставляемого каталога. Кинопросмотр разнообразят компьютерные приставки, караоке и электрогитары, на которых также можно сыграть. Приносить еду и напитки - разрешено.

Болотная наб., д. 7, стр. 4, ул. Русаковская, д. 1

Центр фотографии имени братьев Люмьер 6+

Центр фотографии имени братьев Люмьер является, пожалуй, ключевым местом столицы, посвящённым фотографии. Организуя новые выставки приблизительно раз в полтора–два месяца, он знакомит зрителей с шедеврами мирового фотоискусства.

наб. Болотная, д. 3, стр. 1

Joys Bar 18+

Место объединило под одной крышей ресторан в интерьерах американского стейк-хауса, клубное пространство с топовыми диджеями и музыкальными группами столицы, бар с напитками со всех континентов и веранду с отличным видом.

Берсеневский пер, д. 3/10, стр. 8

Центр Digital October 16+

Центр Digital October, деятельность которого сосредоточена в области новых технологий и технологического предпринимательства, - одна из немногих площадок Москвы, где встречаются лучшие профессионалы и эксперты технологического сообщества.

наб. Берсеневская, д. 6, стр.3

Клуб Gipsy 18+

Модернизация индустриальных очагов и перевоплощение их в оригинальные арт-пространства переживает настоящий бум. Промышленные помещения старых фабрик и заводов получают новую жизнь благодаря креативным замыслам художников и дизайнеров. Кинотеатры на крыше, лектории, магазины хендмейд, демократичные кафе - список самых увлекательных арт-кластеров Москвы в нашем материале

«Флакон»

Один из самых популярных кластеров расположился на территории бывшего стекольного завода, построенного в конце ХIХ века Фредериком Дютфуа. Торгово-выставочный комплекс общей площадью более 20 тыс. кв. метров со множеством лавочек, бутиков и мастерских был открыт в 2009 году и мгновенно стал настоящим арт-пристанищем для творчески нацеленной аудитории.

Здесь проводятся выставки, презентации и фестивали. Забавное название - «Флакон» - сохранено в честь промышленной отрасли бывшего дизайн-завода, на котором более века выпускали тару для духов.

Расположение: ст. м. «Дмитровская», ул. Б. Новодмитровская, 36, стр. 2

2

Культурный центр ЗИЛ

Первый и самый крупный Дворец культуры Москвы - настоящий памятник конструктивизма эры строящегося коммунизма. Проект братьев Весниных реализован не в самом «светлом» месте - на месте разоренного в 1930-х годах некрополя (где были погребены Муравьевы, Нарышкины, Шаховские и т.д.).

Бывший Дворец культуры Пролетарского района Москвы считается флагманским проектом города по модернизации клубных зданий. Многие изначальные архитектурные элементы ДК были воссозданы во время реконструкции 2008 года. Работа в ЗИЛе ведется по пяти основным направлениям: танцевальные студии, библиотека, исполнительское искусство, творческое развитие и лекторий.

Расположение: ст. м. «Автозаводская», ул. Восточная, 4, корп. 1

ЦСИ «Винзавод»

Открытый после реставрации в 2007 году центр современного искусства «Винзавод» расположен на территории бывшей усадьбы Волконских, которая в 1810 году была переоборудована в медово-пивоваренную фабрику.

Эволюция промышленного района Сыромятники, где находятся корпуса бывшей мануфактуры, весьма насыщена: по части строений легендарной усадьбы была проложена линия железной дороги, а главный дом оборудовали под 4-классное училище. К концу XIX века здесь располагалось целых семь промышленных построек, которые позже и вошли в комплекс винного комбината «Московская Бавария».

Автор проекта модернизации выставочного центра Александр Бродский поставил задачу сохранить колорит и внешний облик бывшей «трущобной фабрики». Сегодня в ЦСИ «Винзавод» проходят фешенебельные выставки, театральные постановки и фестивали.

Расположение: ст. м. «Курская», 4-ый Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

4

Artplay

Этот арт-центр стал одним из первых кластеров в Москве. Стилизованный торгово-офисный комплекс известен также как «Artplay на Яузе». Примыкающая к «Винзаводу» площадка превратилась в живую «тусовку» художников, фотографов, скульпторов, осветителей, инженеров, декораторов и других креативщиков от техники и искусства. Многие уверены, что кластеры Artplay и «Винзавод» когда-нибудь срастутся и здесь возникнет настоящий городской квартал мастеров, объединяющий все звенья современного искусства.

Оборудованная на заводе «Манометр» площадка расположена в 9-этажном здании, выдержанном в концепции «офисной работы, быта и досуга». Здесь есть кафе, магазины, действуют коворкинги. Зимой на крыше Artplay можно покататься на коньках, летом - послушать живое пение известных исполнителей. В свое время арт-площадку посещал создатель знаменитого кубика - Эрно Рубик. Здесь же проходил «Бал роботов». Территория кластера - насыщенное место современного арт-движения Москвы с дизайнерскими ярмарками и выставками.

Расположение: ст. м. «Чкаловская», Нижняя Сыромятническая ул., 10

5

«Даниловская мануфактура»

Бывшая фабрика им. Фрунзе берет начало в 1867 году: именно тогда купец первой московской гильдии Мещерин решился на финансирование строительства ткацкой фабрики по изготовлению ситца и платков с полным производственным циклом. Местом для мануфактуры выбрали территорию около Даниловского монастыря - отсюда и название.

От момента национализации до возвращения предприятию названия «Даниловская мануфактура» прошло около 70 лет. Сегодня бизнес-центр привлекает внимание не только историков, но и любителей fashion: в главном здании из красного благородного кирпича, выдержанного в стиле классического нью-йоркского лофта, с мансардами и печкой-буржуйкой в приемной, проходят различные творческие мероприятия и выставки. «Даниловская мануфактура» известна также как жилищно-офисный комплекс, многие новострои которого адаптированы под первозданный архитектурный стиль.

Расположение: ст. м. «Тульская», Варшавское шоссе, 9

6

«Гараж»

Ранее музей современного искусства «Гараж» располагался на улице Образцова - в помещении знаменитого Бахметьевского гаража, возведенного по проекту Мельникова-Шухова в 1927 году под английские автобусы «Лейленд». Несколько лет назад музей был перемещен в парк Горького - во временный павильон, спроектированный известным архитектором Сигэру Баном. Уникальность конструкции заключалась в том, что овальное помещение площадью 2 400 кв. метров с куполом было построено исключительно из экоматериалов, например бумажных труб.

С 2015 года «Гараж» располагается в новом месте - отреставрированном здании бывшего ресторана «Времена года». Уникальность новоселья не только в историческом аспекте (здание ресторана было построено в конце 20-х годов прошлого столетия). Автором проекта нового «Гаража» является легенда мировой архитектуры современности Рем Колхас, который известен такими работами, как музей «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе и центральная библиотека Сиэтла.

Задумка «Гаража» глобально культурологическая. Здесь проводятся выставки, лекции, арт-фестивали, презентации и демонстрации, задача которых - рассказать посетителю о безграничных масштабах и направлениях современного российского искусства.

Расположение: ст. м. «Парк культуры», парк Горького, слева от входа

7

«Красный Октябрь»

Один из крупнейших арт-кластеров российской столицы находится в бывшем здании шоколадной фабрики «Красный Октябрь» - на территории стрелки Болотного острова. Перевод промышленных мощностей предприятия на территорию концерна «Бабаевский» был осуществлен в 2007 году. С того момента «Красный Октябрь» зажил новой, культурной жизнью.

В краснокирпичном здании, являющемся архитектурной визиткой Москвы, располагаются клубы, рестораны, офисы, мастерские, выставочные залы, галереи и бутики. Центр богемной жизни, удачно вписанный в городскую инфраструктуру, очень популярен как у москвичей, так и туристов, заглядывающих в «Красный Октябрь» по пути от Кремля на Манежку, в Пушкинский музей, храм Христа Спасителя.

Расположение: ст. м «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 6

8

«Стрелка»

В паре минут ходьбы от Кремля, на территории «Красного Октября», расположилась «Стрелка» - некоммерческий негосударственный проект, открытый в 2009 году и действующий в том числе как своеобразное учебное заведение. Лекции, воркшопы, выставки, дискуссии для деятелей искусства, архитектуры и урбанистики привлекают посетителей со всего мира. Как говорят сами гости, проблемы, поднимаемые в «Стрелке», в обычных вузах не обсуждают.

Существует «институт» на средства одноименного , расположенного здесь же, на территории арт-кластера «Красный Октябрь». Датчанин-повар заведения готовит эксклюзивные блюда исключительно из фермерских продуктов.

Расположение: ст. м. «Кропоткинская», Берсеневская набережная, 14, с. 5-А

«Пунктум»

Культурный центр «Пунктум» - это авторский замысел Валерии Косяковой и Дарьи Дмитриевой. Небольшая арт-площадка имеет интеллектуальный, развивающий подтекст: здесь проходят семинары, обучающие тренинги, круглые столы, лекции, дискуссии, мастер-классы.

Важный элемент «Пунктума» - особые творческие мастерские, рассчитанные на людей с ограниченными возможностями. Арт-центр проводит и бесплатные мероприятия, поддерживая таким образом значимые, актуальные культурные проекты и инициативы, ориентированные на молодых талантов, студентов и детей.

Расположение: ст. м. «Новослободская», Краснопролетарская, 31/1, стр. 5

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».