Краткая биография Маресьев А. П

Подвиг Маресьева лег в основу сюжета известной книги Бориса Полевого. Своей жизнью реальный герой смог доказать, что книга не была выдумкой советской эпохи. Это реальная история о вере в мечту и силе духа. Кем же был на самом деле Алексей Маресьев из "Повести о настоящем человеке"?

Детские годы

Родился Алексей Петрович Маресьев 20.05.1916 года. Его отца звали Петр Авдеевич, он умер, когда мальчику было три года. Отец принимал участие в Первой мировой, на которой получил множество ранений. Они и послужили причиной ранней смерти. Мать звали Екатерина Никитична. Женщина работала уборщицей на заводе по деревообработке, воспитывала троих сыновей.

Всегда считалось, что местом его рождения был Камышин. Маресьев был зарегистрирован в книге церкви, расположенной в городе Веревкин. Относился населенный пункт к Камышинскому уезду.

После окончания школы он учился на токаря по металлу. Учебное заведение располагалось при лесозаводе, на котором и началась его трудовая деятельность. Но мечтал молодой человек совсем о другом.

Профессия летчика, несмотря на ревматизм

Алексей Петрович Маресьев мечтал об авиации. Он два раза подавал документы в училище, в котором готовили летчиков. Но получал отказ. Связано это было с тем, что еще ребенком Алексей переболел тяжелой формой малярии. Она дала осложнение в виде ревматизма. Но молодой человек не оставлял надежды.

В 1934 году он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Урале. Комсомольская путевка позволила ему заниматься в аэроклубе. Через три года его мечта начала исполняться. Алексея призвали в армию.

Сперва он служил в авиационном погранотряде на Сахалине. После его направили в школу военных пилотов, располагавшуюся в Чите, а затем в Батайске. Алексей окончил обучение в 1940 году, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Маресьев был оставлен инструктором при учебном заведении. Когда началась Великая Отечественная, он был в Батайске.

Военное время

С началом войны летчик Маресьев был направлен на фронт. Он служил в двести девяносто шестом истребительном авиационном полку. Первый боевой вылет произошел летом 1941 года. Он совершил его над городом Кривой Рог (территория современной Украины).

В первые месяцы войны советская авиация испытывала серьезные проблемы. Связано это было с тем, что немецкие асы авиации существенно превосходили советских летчиков по опыту. Неравными были силы и в техническом плане.

Несмотря на это, Маресьев показывал отличные результаты. Менее чем за год он смог сбить четыре немецких самолета.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве - «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Послевоенная жизнь

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год - участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год - окончил партшколу;
  • 1956 год - стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год - выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год - принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год - получил звание полковника запаса;
  • 1989 год - нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Жена и дети

История Маресьева была бы не полной без упоминании о семье. С будущей супругой летчик познакомился после войны. Ее звали Галина Викторовна. В свое время она работала в Главном штабе ВВС. Прожили супруги вместе пятьдесят пять лет. Женщина умерла в 2002 году.

В браке у них родилось двое сыновей. Виктор работал инженером-автомобилистом, он неоднократно давал интервью об отце. Алексей был инвалидом с детства и скончался в том же году, что и отец.

Память о летчике и его героическом поступке навсегда запечатлена в искусстве.


Имя Алексея Маресьева уже давно стало символом мужества и отваги. История о том, как летчику удалось выжить после падения самолета, перенести ампутацию ног и снова взмыть в небо, воспетая в «Книге о настоящем человеке» Борисом Полевым , кажется, на первый взгляд, просто невероятной, но практически все в ней – правда. 18 дней, проведенные в лесу, встреча с медведем, сложнейшая операция и даже танец на протезах перед медкомиссией – все это на самом деле пережил советский летчик-герой . Но в книге можно найти и выдуманные эпизоды…

То, что Алексей Маресьев стал пилотом, - практически невероятно. В детстве Алеша рос болезненным ребенком, перенес малярию и в «награду» за это заработал ревматизм. Слабый физически, он вместе с тем был наделен от природы невероятной силой воли. Эту черту характера Алексей позаимствовал у отца, прошедшего Первую мировую войну.



Первые попытки попасть на учебу в летное училище были обречены на провал: хронические диагнозы, казалось, перечеркнули все надежды Маресеьва на то, чтобы связать свою жизнь с небом. Однако удача все же улыбнулась парню: в 1937 году он идет в армию и служит в авиации, пройдя курс обучения в Чите и Батайске.

Алексей начал войну 23 августа 1941 года в Кривом Рогу. Почти через год, 4 апреля 1942, состоялся тот самый бой в районе Демянского котла, в ходе которого самолет Маресьева был уничтожен немцами, но самому пилоту удалось выжить. 18 дней летчик пробирался к деревне, за это время ему довелось вынести немало испытаний. Тяжелее всего было переносить голод, в поисках еды обессиливший летчик попытался поймать ящерицу и ежа, обе попытки оказались тщетны.



Схватка с медведем у Маресьева действительно была, Полевой очень точно описал этот эпизод в книге. Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.

К деревне Маресьев дополз едва живым. Вначале его приняли за немца, поскольку он никак не реагировал на попытки местных жителей с ним заговорить. Когда стало понятно, что он «свой», стали выхаживать. Маресьев пробыл в деревне неделю, состояние его ухудшалось, но, к его счастью, самолет из Москвы за ним все же прилетел. В госпитале летчика тут же «списали» в число безнадежных, но по случайности профессор Теребинский увидел его состояние и тут же отправил героя на операционный стол.

Страсть летать оказалась сильнее физического недостатка. Еще не отбыв положенный срок в госпитале, Маресьев уже рвался на передовую. Характерный эпизод с танцами перед комиссией – не выдумка. Маресьев на самом деле отплясывал, правда, испытывая нестерпимую боль, раны кровили. К слову, летчик учился танцевать с одной из медсестер, но пару раз так отдавил ей ноги протезами, что решил оттачивать мастерство на соседе по койке.



Места сбылась: в 1943 году Маресьев был признан «годным» и отправлен в часть. Его долго не допускали к боевым вылетам, и взмыть в небо он смог лишь вместе с асом Александром Числовым. Летая с протезами, Маресьев сбил 7 вражеских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза. На фронте Маресьев познакомился с военным журналистом Борисом Полевым, рассказал ему о своей судьбе, и этот рассказ стал после основой книги.

Маресьев летал еще почти год, а после стал работать инструктором для подготовки бойцов. Новые самолеты требовали сверхнагрузок, и летчик правильно рассудил, на каком месте он сможет принести больше пользы.

Единственная история, которая была полностью выдумана Полевым, - это любовная линия. Свою единственную герой встретил уже после войны, их чувства были взаимны, и пара прожила счастливо 55 лет!

– еще один бесстрашный советский летчик, успехами которого восторгается весь мир!

Биография Алексея Маресьева летчика Советского Союза кратко изложена в этой статье.

Летчик Алексей Маресьев биография кратко

Биография Маресьева Алексея Петровича начинается 20 мая 1916 года. Он родился в городе Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего лишь 3 года. Мать сама растила троих сыновей, работая на деревообрабатывающем заводе уборщицей.

Получив среднее образование в школе, он сразу пошел работать токарем на лесозаготовительный завод. Но вместе с этим Алексей Маресьев мечтал только о небе. Он 2 раза подавал документы в летное училище. И два раза на медицинской комиссии его заворачивали. Причиной этого был ревматизм, от которого юноша страдал с детства.

В 1934 году он попал на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь Алексей Маресьев записался в аэроклуб и совершил первый полет.

Маресьев Алексей Петрович биография которого продолжается на Сахалине, где он проходил срочную службу. Позже обучался в Читинской школе военных пилотов и Батайском авиационном училище. Получил звание младшего лейтенанта и начал работать здесь инструктором, обучая молодежь как управлять авиационной техникой.

Как только началась Великая Отечественная война, Алексея Петровича перевели в действующую армию. Свой первый вылет Маресьев совершил в Кривом Рогу. Уже весной 1942 года летчик сбил 4 самолета врага.

Однажды под Новгородом 4 апреля 1942 года Алексей Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков. Его сбили. Советский офицер получил тяжелое ранение и вынужден был совершить посадку на территории врага. Раненный летчик 18 дней питался тем, что находил на земле. Его обессиленного нашли жители деревни около Валдая. У Алексея Петровича уже развилась гангрена на ногах и из госпиталя его направили в морг. На пути летчика перехватил профессор медицины Теребинский, который провел ему операцию по ампутации обеих голеней.

Маресьев понял, что будет жить, и стал готовиться к возвращению обратно на фронт. Он занялся изобретением тренировок, которые позволяют летать с протезами. В 1943 году летчик совершает боевой вылет в составе истребительного Гвардейского авиационного полка. Алексей Петрович сбил 2 истребителя врага и спас своих коллег. За данный подвиг ему присудили звание Героя Советского Союза.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

Маресьев Алексей Петрович родился 7-го мая 1916 года на хуторе Веревкин, что в бывшей Саратовской губернии. Это неподалеку от городка Камышин, который значится местом рождения Героя Советского Союза Маресьева по официальной версии. Алексей остался без отца в раннем детстве. Екатерина Никитична Маресьева воспитывала его и еще двоих своих сыновей сама. Она работала уборщицей. По вполне понятным причинам семья была достаточно бедная.

После школы и училища Алексей пошел работать на лесоперерабатывающий завод. Уже тогда он страстно мечтал стать летчиком. Но в летное училище его брать не хотели из-за ревматизма (в детстве Маресьев перенес малярию, давшую осложнения). В 1934 году по направлению комсомола Алексей поехал строить город Комсомольск-на-Амуре. Там он записался в местный аэроклуб. В 1937 году был призван на службу в Красную армию.

Когда мечта начала сбываться

Во время службы Маресьев получил возможность окончить летную школу в Чите. Затем он учился в авиационном училище в г. Батайск. Наконец-то он мог стать пилотом. В этот момент и началась война. Маресьев сразу же был направлен на фронт. Он служил на юго-западе, в районе г. Кривой Рог. Там же состоялся его первый боевой вылет. До перевода на Северо-Западный фронт в 1942 году молодой летчик уже успел сбить 4 фашистских самолета.

На новом участке фронта Маресье во время операции «Демянский котел» по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Маресьеву пришлось добираться до своих почти 18 суток, пока в районе деревушки Плав его не нашли местные крестьяне.

Ранение могло поставить крест на деле всей жизни

После ранения 5 апреля Алексею почти месяц пришлось ждать помощи. Отправили в Москву его только в начале мая. В результате у раненого развилась гангрена и тяжелейшее заражение крови. Жизнь летчика буквально висела на волоске. Московским профессорам пришлось ампутировать обе ноги, что и спасло жизнь Алексея. Но после такой операции ему можно было смело ставить крест на своей мечте об авиации.

Алексей Маресьев слишком страстно хотел летать, чтобы так просто сдаться. Как только прошла сильная боль после ампутации, он сразу же начал тренироваться. Целью себе этот героический человек поставил так хорошо научиться пользоваться протезами, чтобы можно было снова подняться в воздух на боевом истребителе. И ему это удалось.

Подвиг летчика

Уже в первые месяцы 1943 года Маресьев встал на ноги и прошел обучение в начальной летной школе в поселке Ибреси (Чувашия). Там он научился пользоваться протезами во время управления самолетом. Командование не хотело давать летчику боевые задания. Однако, обстановка на фронте была такой тяжелой, что иного выхода просто не было. Уже в июле Алексей снова вернулся в строй.

Всего на его счету почти 90 вылетов и 11 уничтоженных истребителей Вермахта. 7 из них он сбил уже будучи на протезах. В августе Маресьев был удостоен Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. Слава об этом волевом и мужественном человеке стала греметь далеко за пределами его родного полка. Тогда-то в числе других корреспондентов с ним и познакомился Полевой Б. Н., автор будущего романа о герое «Повесть о настоящем человеке». [С

В книге фамилия настоящего летчика была лишь немного изменена (на Мересьев). Благодаря Полевому его образ стал хрестоматийным. После войны Алексея Маресьева приглашали на вечера встречи с молодежью. Он еще некоторое время летал, потом занимался спортом и даже ставил личные рекорды. Был женат. В браке с Галиной Викторовной Маресьевой у них родилось 2 сыновей. Умер Алексей Петрович в 2001 году от инфаркта прямо накануне посвященного ему концерта.