Кто такие греко татары. Откуда у грека фамилия

(чрезвычайно близком к крымскотатарскому языку) . Кроме того, название урумы носят потомки армян, принявших халкидонское вероисповедание (укр.) русск. и со временем эллинизировавшихся

Этноним

Термин «урум» происходит от арабского слова رُوم ‎ («рум»), означающего «римлянин, римский», а впоследствии - «византийский» (восточно-римский) и «греческий». Слова, начинающиеся с согласного «р», были нетипичными для тюркских языков, поэтому чтобы облегчить произношение, их носители добавляли к началу слова гласную. Однако, в современном турецком языке написание «urum» считается устаревшим, несмотря на то, что оно продолжает бытовать; за литературную форму принято написание «rum».

Приазовские урумы

См. также

Напишите отзыв о статье "Урумы"

Примечания

Библиография

  • Гаркавець О. Уруми Надазов’я. Iсторiя, мова, казки, пiснi, загадки, прислiв’я, писемнi пам’ятки - Алма-Ата: УКЦ, 1999.
  • Гаркавець О. - Алма-Ата: Баур, 2000. - 632 с.
  • Смолина М. Урумский язык. Урум дили. Приазовский вариант: Учебное пособие для начинающих с аудиоприложением - Киев: Бланк-Пресс, 2008.

Отрывок, характеризующий Урумы

Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

– Ну, начинать! – сказал Долохов.
– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.
– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.

Урумы — (греч. Ουρούμ , урум; тур. Urum , крымскотат. Urum ), азербайджански Berzen экзоэтноним, использовавшийся некоторыми тюркоязычными народами (турки, крымские татары) для обозначения греческого населения мусульманских государств, преимущественно Османской империи. УРУ́МЫ, этническая группа греков, говорящих на анатолийском диалекте турецкого языка. Урумами турки называют всех греков, и для греков говорящих на турецком языке этот термин стал самоназванием. Предки урумов переселились в 19 веке из внутренних областей Турции на Цалкинское нагорье в Центральной Грузии, где смешалось с другими греческими этническими группами. Часть урумов поселилась на Северном Кавказе, где основала ряд селений. К концу 20 века урумы во многом утратили свое этническое самосознание и в ходе переписи 2002 года в Российской Федерации только 54 человека назвали себя урумами.


Термин «урум» происходит от арабского слова رُّومُ ‎ («рум»), означающего «римлянин, римский», а впоследствие — «византийский» (восточно-римский) и «греческий». Слова начинающиеся с согласного «р» были нетипичными для тюркских языков, поэтому чтобы облегчить произношение, их носители добавляли к началу слова гласную.


По указу Екатерины II в 1778–1779 гг. греки из Крыма были переселены на незаселенные земли побережья Азовского моря. где и основали г. Мариуполь и 20 сел, названия которых повторяли крымские топонимы – Старый Крым (Ески Крым), Ялта, Урзуф и др. Руководил переселением митрополит Игнатий (Гозатдинов), возглавлявший Готфийско-Кефайскую епархию.

Лингвистически греки Приазовья разделяются на две группы. Часть из них говорит на урумском (одном из тюркских языков), тогда как родной язык другой части – румейский (греческая группа индоевропейской семьи). Урумский язык сочетает в себе как огузские, так и кыпчакские диалектные черты.

Обе группы называют себя греками и исповедуют православие. Первые годы в Приазовье греки составляли особую епархию и сохраняли специфику церковного обряда, который затем был приведен в соответствие с требованиями Синода. Большинство современных приходов Приазовья относится к Русской православной церкви.

В Приазовье из Крыма греки перешли уже с двумя родными языками, и на новых землях тюркоязычные и грекоязычные греки селились отдельно друг от друга. Смешанное население оказалось только в Ени-Сала (современный поселок Великоновоселовка).

Исторически греки Крыма (а позже Приазовья; совр. Донецкая область Украины) были представлены двумя группами: эллиноязычными румеями и тюркоязычными урумами (также известными как греко-татары). Обе группы населяли регион столетиями (они состояли из потомков греческих колонистов IV века до н. э.—IV века н. э. а также тех, кто в разное время иммигрировал из Анатолии), однако последние прошли через ряд социальных и культурных процессов, в результате которых их родным языком стал тюркский.

Исторически греки Крыма (а позже Приазовья; совр. Донецкая областьУкраины) были представлены двумя группами: эллиноязычными румеями и тюркоязычными урумами (также известными как греко-татары). Обе группы населяли регион столетиями (они состояли из потомков греческих колонизаторов IV века до н. э.— IV века н. э. и тех, кто в разное время иммигрировал из Анатолии), однако последние прошли через ряд социальных и культурных процессов, в результате которых их родным языком стал крымскотатарский. Определенную, а по мнению ряда исследователей главную роль в этногенезе урумов сыграло местное христианское население, в первую очередь гото-аланы. В 1777 году, после аннексии Крыма Россией, по приказу Екатерины Великой все греки полуострова были расселены в Приазовье; с тех пор они известны как приазовские греки. Некоторые западные лингвисты считают, что говор приазовских урумов отличается от крымскотатарского на более, чем диалектном уровне, вследствие чего его считают отдельным кипчакским языком.


Сравнивая карту Приазовьяи Крыма, многие обращали внимание на сходство в названиях населённых пунктов. При заселении Приазовья греки часто старались оставить новым селениям старые крымские названия. Так появилась ещё одна Ялта, Урзуф, Старый Крым – даже Мариуполь. К поселением с таким названием относится и Мангуш. Нынешние коренные греки этого посёлка – греки-урумы – являются потомками византийцев, некогда живших в крымском Мангупе.

Урумы проживают в Грузии в Бешташени (груз. ბეშთაშენი ) — село в 5 километрах от Цалки на юге Грузии Йалкского района края Квемо-Картли.

В РФ на черноморском побережье Кавказа,район Новороссийска. А также Таманский полуостров, посёлок Крымский.

О происхождении урумов ходит много споров-единой точки зрения нет. Скорее всего они образовались в результате метисации различных эллинских племён с тюрками –христианами, причём как с кипчаками, так и с Огузами. Легндарная история такова. Якобы турки –османы потребовали от греков: Ya dilini deyiş, ya da dinini(смените Веру или же язык). И Урумы сохранили Веру- Православное христианство. Считается, что урумы частью возникли в восточной Анатолии и в Крыму.

Выше были представлены фотографии урумов. Смотрите также

А теперь для сравнения греки балканские

Этноним

Термин «урум» происходит от арабского слова رُّومُ ‎ («рум»), означающего «римлянин, римский», а впоследствие - «византийский» (восточно-римский) и «греческий». Слова начинающиеся с согласного «р» были нетипичными для тюркских языков, поэтому чтобы облегчить произношение, их носители добавляли к началу слова гласную. В современном турецком написание «urum» считается устаревшим, несмотря на то, что оно продолжает бытовать; за литературную форму принято написание «rum».

В настоящее время термин «урум» используется следующими субэтническими группами греков в качестве самоназвания:

  • Приазовские греки, говорящие на урумском языке (Украина)
  • Цалкские греки, говорящие на диалекте турецкого языка (Грузия)

Приазовские урумы

Цалкские урумы

Эту малоизвестную субэтническую группу греков иногда именуют триалетскими греками или закавказскими греками-туркофонами. Понтийские греки называют их Τσαλκαλιδείς («цалкалидис»); этнонимом, связанным с названием района, в котором урумы когда-то составляли этническое большинство.

Говор цалкских урумов близок многим центральноанатолийским диалектам турецкого. Однако некоторые лингвисты (Баксаков) классифицируют его как отдельный огузский язык, по причине различий в фонетике, лексике и грамматике. Другие считают урумский турецкий более близким к азербайджанскому языку , нежели к литературному турецкому, и утверждают, что урумский в его современной форме является скорее диалектом азербайджанского. В поздних советских переписях азербайджанский также указывался в качестве родного языка урумов, однако причиной этому вероятно было неприязненное отношение советской номенклатуры к турецкой культуре. Урумский турецкий в школах не преподавался; его носители посещали школы с преподаванием на русском или азербайджанском.

Цалкские урумы называют свой говор bizimce (тур. «наш язык / говор»). С распространением русского языка, многие восприняли последний в качестве родного. Начиная с 1980-х, среди греков-туркофонов наблюдается некая форма культурного возрождения. Исследования А.Аклаева показали, что 36 %, не владея греческим языком, назвали его родным. 96 % выразило желание изучить греческий.

По сравнению с греками-эллинофонами Грузии, урумы были менее подвержены эмиграции после распада Советского Союза , поэтому сегодня они составляют бо́льшую часть греческого населения республики. Тем не менее, эмиграция имела место, что привело к снижению численности греков в Цалке с 35 тысяч до 3 тысяч, в результате чего они более не являются этническим большинством района. Многие уехали в Грецию и в Краснодарский край (гг. Краснодар , Абинск , Сочи , Геленджик).

Примечания

Смотреть что такое "Греко-татары" в других словарях:

    Содержание 1 Татары 1.1 Современные народы 1.2 Название других народов 1.3 … Википедия

    - (греч. Ουρούμ, урум; тур. Urum, крымскотат. Urum) экзоэтноним, использовавшийся некоторыми тюркоязычными народами (турки, крымские татары) для обозначения греческого населения мусульманских государств, преимущественно Османской империи и… … Википедия

    Урумы (греч. Ουρούμ, урум; тур. Urum, крымскотат. Urum) экзоэтноним, использовавшийся некоторыми тюркоязычными народами (турки, крымские татары) для обозначения греческого населения мусульманских государств, преимущественно Османской империи и… … Википедия

    БЕЛАРУСЬ - [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Львов крупнейший город Западной Украины, который на протяжении многовековой истории было научным, культурным и национальным центром региона. В древнейшие времена столица Галицко Волынского государства, впоследствии … … Википедия

    - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Астайкин. Андрей Анатольевич Астайкин Дата рождения: 10 февраля 1966(1966 02 10) (46 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

    ГАЛИЦКАЯ РУСЬ - историческая область на сев. вост. склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет (совр. Львовская, Тернопольская, Ивано Франковская области Украины, юг Подкарпатского воеводства Польши (ист. Перемышльская земля)). Галицкое княжество… … Православная энциклопедия

Урумы известны как греко-татары и являются представителями крымских народов. Под этот термин попадают армяне, которые приняли халкидонскую веру, цалкинские греки, перебравшиеся в Российскую империю из-за нападений османов.

Название

Этноним «урум» происходит от арабского слова «римский». Позднее слово трансформировалось в иное понятие. Под урумами стали понимать греков. Изначально гласной буквы в названии народа не было, однако из-за трудности произношения слова «рум» в арабском языке появилась такая приставка.

Исследователи подчеркивают разницу между урумами и румеями (рамеями), которые являются представителями приазовских греков. Их главным отличием является язык. Урумы используют тюркские диалекты, тогда как румеи говорят на среднегреческом языке.

Язык

Урумский относят к родственным крымско-татарскому. В нем выделяется несколько диалектов, а именно:

  • кыпчакский;
  • огузский;
  • средний.

Такова классификация С.Н. Муратова. В урумском помимо диалектов есть множество говоров. Существует и весьма специфический язык, относящийся к фольклорному. Урумы используют его редко, в нем фигурируют мариупольский и старо-крымский говоры.

История

Урумы и рамеи являются единым этносом с разными языками. Точных версий происхождения обоих представителей не существует. Существует мнение, согласно которому урумы ассимилировали как греки среди крымских татар.

Причиной заселения территории Приазовья стали действия Российского правительства. Существовали опасения набега крымских татар и ногайцев на земли Российский империи. По повелению императрицы Екатерины II началась колонизация пустых пространств. К концу 18 столетия греков из Крыма переселяли массово, задаче был присвоен высший приоритет, операциями руководили такие знаменитые полководцы, как Суворов и Румянцев. Однако греки не были насильными пленниками Российской империи. Им предлагались разные земли.

Первой на очереди оказался участок при современном Павлограде. Греки не согласились заселяться ввиду малого количества леса и воды. Екатерина II поспешила дать льготы, которые позволяли переселенцам получать полное освобождение от воинской обязанности, не уплачивать налоги 10 лет и создать собственный орган самоуправления. Меры, предпринятые императрицей, сохраняли церковное управление за действующим митрополитом. В результате грекам была дана территория, приуроченная к нынешнему Павловску.
Досоветский период охарактеризовался для урумов влиянием украинского населения. Проживая в Мариупольском греческом округе, они неизбежно контактировали с русскими и украинцами, что существенно влияло на культурные особенности народа. Русский язык стал превалировать, причем это касалось не только речи, но и письменности. Многие из интеллигентных семей обучались в школах, где преподавали на русском языке. Однако благодаря тому, что греческая община в Приазовье была довольно крупной, процессы ассимиляции были приостановлены. Это помогло приазовским грекам сохранить свою самобытность.

СССР способствовал сохранению культуры урумов, популяризируя в Приазовье театры, школы, прессу и литературу на греческом языке. Однако из-за отсутствия достаточного количества учителей наблюдалось сохранение тенденции вытеснения родного языка крымско-татарским. В итоге сформировался так называемый новогреческий, который не знали ни учителя, ни сами ученики, а это вынуждало отдавать детей в русские школы.

Постепенно Советский Союз начал сворачивать политику поддержки коренного населения Приазовья, учреждения культурного характера закрывались вместе с греческими школами, усиливались репрессии, в том числе в отношении посольства Греции. Тем не менее многие из приазовских греков поддерживали коммунизм, что снискало положительную реакцию Верховного Совета. Хрущевская оттепель, начавшаяся в 50-е годы, снизила число репрессий, однако дальнейшая поддержка национальных меньшинств прекращалась. Политика всеобщего равенства и братства подразумевала, что любые национальные различия не являются существенными. Если в начале 30-х годов из 100 тысяч проживающих на Украине греков более 80% считало греческий родным языком, то к концу 80-х таковых было меньше 20%.

Численность

Практически все урумы живут на Украине. Приблизительное число представителей этноса составляет 250 тысяч человек. Основная масса людей сосредоточена в Донецкой области. В переписи населения ранее многие указывали себя как украинцев или русских. Сейчас тенденция стала изменяться в пользу самобытности.

Жизнь

Урумы попадают под действие закона Украины «О Национальных меньшинствах». Он гарантирует людям соблюдение прав и свобод, в том числе культурных, социальных, экономических и политических. На территории Мариуполя ведется активная социальная деятельность. Население получает необходимые медицинские услуги. Регулярно проводится фестиваль Греческой культуры и песни. Сюда приезжают общественные деятели из Греции, а в 2008 г. в Мариуполе побывал президент Греческой республики. В этом же году был открыт просветительский центр «Меотида». В нем изучается греческий язык наравне с культурой и историей.


Известные люди

Среди урумов и греков Приазовья есть известные личности.


  1. Паша Ангелина стала первой женщиной, создавшей тракторную бригаду, в которой состояли исключительно женщины. Она много раз становилась депутатом Верховного Совета Советского Союза. Дважды стала героем социалистического труда.
  2. Большой славы удостоился Георгий Бахчиванджи - известный летчик, участвовавший в Великой Отечественной войне. Он первым испытывал реактивный самолет и погиб в 1943 г. Был удостоен звания капитана.
  3. Константин Челпан является одним из самых знаменитых инженеров Советского Союза. Долгое время он занимался разработкой конструкции дизельных двигателей. Именно ему принадлежит создание двигателя для самого известного советского танка Т-34.

Культура

Самым важным культурным явлением в жизни урумов является фольклор. Существовало несколько типов сказок:

  • о животных;
  • песенные сказки;
  • прозаические с древними восточными мотивами;
  • разнообразные, возникшие на основе усвоения культур других народов.

Характерными особенностями всех сказок является отстаивание силы и мудрости.


На примере героев читатель может понять, кто трус, кто хитрец, а кто глупец. Все сказки написаны несложным языком, в них используется много бытовых выражений. Стилистический язык нейтрален.

Явным примером сказок с древневосточными мотивами является легенда «О матери и детях», в которой рассказывается о двух дочерях и одном сыне. Суть ее повествования сводится к наказанию детей за то, что они отказались помочь матери в трудную минуту. В результате старшая дочка обращается в черепаху, сын становится ежом. Только младшая дочь пришла на помощь, хотя и она превращается в иное существо, становясь пчелкой.

Традиции

Во время свадебного торжества песни практически не утихают. Они сопровождают весь процесс обряда, повествуя истории о женихе и невесте. Вплоть до 19 в. сохранилась практика ранних браков. Приданое девушке готовили с юных лет. Как правило, в его роли выступали ковры, шелка, постельное белье, скатерти, одежда. Чтобы показать готовность к браку, девушка должна была продемонстрировать способности в рукоделии. Особым почетом пользовались вышивание и вязание крючком. Настоящая мастерица должна была уметь вязать кружева. В прежние времена девочке и мальчику еще с пеленок выбирали будущих жениха или невесту. Молодых редко знакомили друг с другом. Они получали такую возможность только во время проведения церемонии обручения. Браки всегда были крепкими и крайне редко распадались.


Каждый свадебный обряд предполагал сватанье. К девушке и ее родителям в дом приходили сваты, вручая бутылку вина или водки. Несмотря на то, что все было предрешено заранее, родственники невесты часто отказывали, даря кабак (тыква, кабачок). Кроме него, символами отказа служили орехи и вилки. Со стороны жениха дарили фрукты, шелковые платки, украшения и платья.
Жениху и невесте разрешалось сидеть в отдельной комнате вместе во время переговоров их родителей. Традиционным подарком девушки для будущего мужа всегда была рубашка. На сватанье гостей нужно угощать жареной рыбой и слоеным пирогом с начинкой из риса и мяса.

На свадебное торжество непременно должны прийти и кумы. Руководство над процессом брал сват. Подруги со стороны невесты должны были взять с собой петуха, чтобы исполнить с ним танец. Затем птицу отдавали шаферам. Песни пели не только женщины, но и мужчины. Прибывая в дом жениха, молодые встречают родителей. Его мать должна держать в руках тарелку, которую предварительно наполняли зерном и монетами. Обряд сохранился по сей день. Подойдя к матери, жених и невеста наклоняют головы, а мать жениха поднимает тарелку над их головами трижды, желая долгих лет и сладкого хлеба.

Большой популярностью среди урумов пользуется праздник «Панаир». Он представляет собой целый пир, обычно празднуемый в июне. Готовиться к нему заранее, созывая людей со всех окрестных деревень. Приходят на собрание только мужчины, в празднике не участвуют овдовевшие женщины. Руководство над праздником всегда брал на себя староста села. От каждого дома требуется приготовить блюдо, которое будет подано на стол. Самые богатые преподносят барана. Во время «Панаира» проводятся скачки и борьба. От каждого села выбирался самый сильный и самый известный борец. Если он побеждал, то награда его была поистине велика - принести в родное село барана означало устроить грандиозный пир. Сейчас скачки стали редкостью, а вот традиция борьбы (куреш) до сих пор сохранилась. Столкновения борцов сопровождаются песнями и плясками.

Еще одним любимым среди многих урумов праздником является «Мышка». На нем соревнуются в искусстве исполнения музыки, используя бубны, зурну и скрипку. В Новый год принято поздравлять жителей всего села, обходя каждый дом. Утром семья ест пирог, в который кладутся монетки. Едят пирог аккуратно, если попадется монета, значит человек получит в новом году счастье.

Урумы знакомы с пасхой, перед которой они тщательно убираю дом. В Страстную пятницу делать ничего нельзя, на следующий же день принято прибираться в доме и отправляться вечером в церковь. В воскресное утро наступает время праздничного завтрака.


В традициях урумов сохранилось произношение пословиц, причем не только на праздники, но и в быту. Пословица помогает человеку показать себя мудрым, культурным и смышленым. В лексике урумов насчитываются десятки тысяч пословиц, включающих греческие, украинские, русские. Многие из них появились под влиянием обстоятельств. Одному только труду посвящено 12 поговорок, скупости - 40, а о самой жизни - более 20. Среди уникальных урумских пословиц есть довольно интересная, которая звучит как «Если получил удар камнем, в ответ ударь хлебом». Буквально ее следует понимать, как выражение «Нельзя держать зло в себе». Это прекрасно характеризует урумов, как позитивных и стойких людей.

Видео

Photo-1LДо сих пор историки не пришли к единому мнению, зачем в 1778 году, когда российские войска контролировали положение в Крыму, когда реалистически мыслящие политики понимали, что присоединение Крымского ханства к Российской империи предрешено (оно состоялось через 5 лет) – зачем было выселять с полуострова все христианское население, которое дружески встретило единоверные российские войска и могло стать опорой будущей российской администрации?

Историки выдвигают много версий – от добровольного исхода до депортации, то есть насильственного выселения. Сторонники версии добровольного переселения ссылаются на то, что царским правительством было принято решение выделить в пределах Российской империи на каждую ревизскую душу (т.е. на каждого члена семьи мужского пола) по 30 десятин земли. Греки освобождались на десять лет от государственных налогов и на сто лет – от рекрутской повинности. Это был пряник. Но был и кнут.

Вот представьте себе – Вы живете там, где жили Ваши отцы, и деды, и прадеды. Имеете свой дом, свою землю, свои виноградники. Вы владеете фабрикой, или магазином, имеете друзей, какие-то связи в обществе, являетесь добросовестным налогоплательщиком. И вдруг появляются российские войска во главе с известным полководцем, и предлагают вам добровольно переселиться из своей исконной родины на побережье Черного моря, где предки ваши жили более двух с половиной тысяч лет куда-то на север, в земли запорожских казаков. Взамен предлагаются какие-то льготы. Отказаться нельзя. Что это – добровольный исход или насильственное выселение?

И кому оно было выгодно, это переселение, и кто первым поднял вопрос о нем?

Каковы были цели данного проекта?

ПРИЧИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Основной стратегической целью России в те времена – на пути к завоеванию Константинополя – было завоевание Крыма. Этим самым Россия обеспечивала установление влияния над Черным морем. Как писал В.О.Ключевский, «После Ништадтского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики: один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта ("Русская история. Полный курс лекций в трех книгах")

В ходе первой русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия добилась в 1772 году объявления независимости Крыма. Следующим шагом должно было быть, естественно, присоединение Крыма. Чтобы ускорить тот процесс, да так, чтобы для Европы это выглядело как желание самих татар – в Крым был отправлен претендент на престол хан Шагин-Гирей, человек, по словам Екатерины ІІ, «душевно познающий цену дарованной Отечеству его вольности». 10 марта 1777 года А. В. Суворов, как пишут исторические источники, одними маневрами своих войск рассеял неорганизованное воинство крымского хана Девлет-Гирея, что позволило Шагин-Гирею войти в Крым, где 29 марта он был провозглашен ханом.

Но, несмотря на то, что крымский хан Шагин-Гирей был усажен на престол с помощью суворовских штыков, он пытался Крымское ханство превратить в сильное независимое государство. Это никак не входило в планы Екатерины и Потемкина. Фельмаршалом Румянцевым был предложен вариант экономического ослабления Крымского ханства путем вывода из Крыма основной категории налогоплательщиков. Таковыми в Крыму были греки, а также армяне и грузины, в руках которых была сосредоточена практически вся торговля ханства. Все они исповедывали православную религию, и сам собою напрашивался вариант спасения православных от мусульманского угнетения.

Насколько большое значение придавалось тогда этому проекту, можно понять из письма Румянцева, который писал тогда Екатерине, что вывод православных из Крыма "может почесться завоеванием знатной провинции". Румянцев считал, что, в силу политических и экономических реалий того времени, переселение православных будет очень выгодным для Российской империи.

Этим выводом Крым ставился в экономическую зависимость от России, и, таким образом, мечта о покорении Крыма становилась для правителей России еще ближе.

Кроме того, этим выводом преследовались еще сразу две цели. С одновременным подрывом экономики ханства осуществлялось заселение земель Запорожской Сечи – вместо выселяемых на Кубань и ушедших за Дунай казаков. А второй, может быть, даже более важной, целью было показать всей просвещенной Европе жестокость мусульманского населения Крыма по отношению к православным народам Крыма – и переселение преподнести как благородную миссию по спасению христиан от "магометанского ига" и "убережения их от "мстивого ятагана".

МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО…

Как нельзя кстати пришлись тут письма митрополита Игнатия к Екатерине с просьбами принять православных Крыма под покров России. Игнатий Гозадинов, родившийся на острове Фермия, был назначен митрополитом Готфейско-Кафайской епархии в Крыму в 1771 году. И это тоже было, как отмечали многие историки, одной из побед российской дипломатии. Потому что Игнатий практически сразу после прибытия в Крым стал писать письма о принятии крымских православных под покровительство "Великой императрицы".

Надо отметить, что в этих письмах не было ни строчки о переселении. Но… мавр сделал свое дело. 23 марта 1778 года фельдмаршал Петр Румянцев назначил Суворова командующим войсками Крыма и Кубани. Суворов собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. 23 апреля, в день Пасхи, митрополит обратился с этим призывом к своей пастве.

Суворов вместе с Игнатием действовали очень энергично – ведь они были в ответственности перед самой императрицей – по склонению прежде всего православных священников к переезду.

И уже 22 июля 1778 года Суворов пишет письмо к Шагин-Гирею, в котором сообщает, что "Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на просьбы христиан…, Всемилостивейше соизволяет переселить их в свои границы, надеясь, что Вы, Светлейший Хан, не токмо Высочайшей воле Покровительницы своей прекословить не будете, но и благоспешествовать не оставите, поелику все, что до особы Вашей касается, предохранено и награждено будет. Сему Высочайшему соизволению повинуясь, исполнять я долженствую…"

Это письмо Суворова стало для Шагин-Гирея громом с ясного неба и не могло не привести его в ярость. В знак протеста хан покинул свой дворец и разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы. Он отказался принимать Суворова и представителя русского правительства Константинова (грека по национальности), прося Суворова только об одном – отсрочить переселение на 25 дней. Шагин-Гирей написал письмо Екатерине – и ждал ответа. Суворов решительно отказал, потому что ответ Екатерины он знал заранее. Русское правительство прислало из Азовской губернии 6000 подвод, на которых были размещены греки, армяне и грузины. И эскортируемые войсками А.В. Суворова 31386 человек двинулись в путь.

Переселение началось в августе 1778 г. Вначале переселили городское население из Кафы, Бахчисарая, Карасубазара, Козлова, Ак-Мечети и Старого Крыма (5 августа – 1.122 души, 15 августа – порядка 3 тыс.душ). Затем переселили сельское. Уже 18 сентября (за полтора месяца!) все было завершено.

ЖИЗНЬ НА ИСКОННОЙ РОДИНЕ

Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80-ти населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма, четверть из них была горожанами. Греки предпочитали южный берег Крыма, где были рассеяны по большому количеству селений (самые крупные из них: Большая Каракуба – 1.423 чел., Стела – 1.228, Мангуш – 773, Сартани – 743, Бишуи – 686, Керменчи – 477).

Большинство городского населения промышляла ремеслом, а шестая часть греков занималась торговлей. Основными занятиями сельских жителей были отгонно-пастбищное скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен); на Южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханская перепись недвижимого имущества, составленного на полуострове при их переселении, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей различных конфессий и даже священнослужителей. Все это население было встроено в существующую систему расселения и хозяйствования, большинство греков было татароговорящими, немало армян участвовало в самом прибыльном бизнесе тех дней – работорговле и т.д.

Следует отметить веротерпимость, существовавшую в средневековом Крыму, которая приводила к многочисленным смешанным бракам, а также к тесным этническим контактам, способствовавшим интеграции. Например, в судейских книгах XVII в. приводятся такие факты: мусульманка Фатьма из с.Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из ее дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесен в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда, жены христианина Балабана. В другом случае христианка Иниша усыновила татарского ребенка и оставила ему все свое имущество. Принадлежность членов одной семьи к разным конфессиям также не была исключением: в с.Ай-Георги христианин Бийгельди, сын Бийберди, судился с женой своего брата, мусульманкой Хангельди, дочерью Трандафила; из родных братьев Сеита, Магомета, Топа и Бебия первые два были мусульманами, а два вторые – христианами; Джантемир, сын Дмитрия был христианин, а сестра его Сайме – мусульманка, у мусульманина Мустафы жена Десфина и дочь их Феодора были христианками.

«МОИХ ПРЕДКОВ-ГРЕКОВ ЗАРУБИЛИ СОЛДАТЫ…»

Из "Известий Таврической ученой архивной комиссии" 1899 года, N30 мы узнаем, что "когда в 1778 г. греков переселяли из Крыма, то многие из них, не желая покидать родные края, приняли мусульманство и сказались татарами. И до сих пор в некоторых селениях Южного берега татары соблюдают христианские обычаи и носят чисто греческие фамилии (Кафадар, Барба и т.п.) с прибавкой специфического "оглу" (сын).

Известный исследователь Крыма, посетивший Крым 13-14 июля 1898 года, А.Л.Бертье-де-Лагард писал: "Выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле".

Симера мавру урано,

Симера маври мера;

Симера ули клегуне,

Кета вуна липуне…

Сегодня черное небо,

Сегодня черный день

Сегодня все плачут

И горы грустят…

Эта греческая песня была записана более ста лет назад. Она исполнялась Н.Яцко на румейском и урумском языках.

Переселение, вернее, выселение, состоялось, несмотря на нежелание многих уезжать. Историк Петрушевский в книге "Генералиссимус князь Суворов", изданной в 1884 г., пишет: "Переселение было в основе своей насильственное". Кассандра Костан в книге "3 літератури маріупольських греків", изданной в 1932 году, говорит о том же: "грецькі народні маси були проти цього переселення".

"Переселением греков руководил генерал А.Суворов. Оно проходило жестоко. По семейному преданию, моих предков-греков зарубили солдаты за отказ переселяться", – писал В. Джувага в мариупольской газете "Ильичевец" в 1997 году.

В Крыму греки оставляли свои дома, магазины, мельницы, виноградники и много другого имущества, нажитого на протяжении жизни и перешедшего в наследство от предков.

Я думаю, что только этот небольшой перечень фактов не может не поставить под сомнение версию добровольного исхода греков из Крыма и версию гуманной миссии Екатерины по отношению к грекам. А, между прочим, до сих пор в Мариуполе и некоторых греческих селах рьяные поклонники Екатерины II продолжают ее "обожествлять" и благодарить за проявленную милость.

На проводившейся в Мариуполе в 1996 году международной конференции ученый из греческого города Янина Христос Ласкаридис о событиях 1778 года сказал так: "Митрополит Игнатий, в действиях которого есть также доля вины, сам оказался жертвой политики российского правительства, поскольку переселение было инициативой российских властей".

"ВЫВОД КОНЧЕН!…"

А.В. Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков. Кроме того, в начале 1779 г. хан Шагин-Гирей получил вознаграждение за ушедших христиан в размере 50 тыс. рублей, и такая же сумма была выделена братьям хана, беям, мурзам и ханским чиновникам

Всего Россия выделила на эту акцию 230 тыс. рублей.

Центром поселения была назначена Новоселица – нынешний город Новомосковск Днепропетровской области.

Греков, покинувших Крым, насчитывалось 18391 человек, из них – 87 представителей духовенства. С ними было 12598 армян, которых вывезли под Ростов.

О результатах переселения более чем красноречиво свидетельствуют стро¬ки из прошения, поданого в двадцатых годах XIX столетия уполномоченными греков-переселенцев Министру внутренних дел Ланскому: "Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем и как действовали болезни, произошедшие от перемены климата, воды, тесноты квартир и большей частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой исти¬не, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать из 9 тысяч мужского пола выходцев не осталось и третьей части…"

"Между переселенцами открылись раз¬ные недуги и сверх того, появилась в то время в Новороссийской и Азовской губерниях повальная болезнь, отчего многие в дороге померли".

Тут необходимо учесть, что указанная треть – это количество тех, кто, в конце концов, поселился на отведенных землях. Остальные – не все умерли: некоторые остались в Екатеринославе, другие поселились в Таганроге. Отметим также, что многие все-таки вернулись в Крым.

ДВА ГОДА ВРЕМЕННОГО ЖИТЬЯ

Митрополиту Игнатию предоставленные земли в центре Запорожской Сечи не понравились. Впрочем, А.А.Скальковский и некоторые отечественные этнографы считают, что истинные причины были в другом. Во-первых, чисто религиозные – Игнатий хотел оградить свою паству от русских и украинцев. Во-вторых, предлагавшиеся земли были не очень удобны для земледелия.

Похоже, еще в "крымские" времена митрополит Игнатий не питал особых симпатий к запорожцам. Ему были известны случаи, когда прежние греческие переселенцы на запорожские земли сливались с казаками. При этом греки даже церкви свои переносили из Крыма в Сечь. Бывали случаи, когда греки вступали в запорожское войско. Видимо, именно для обсуждения этих вопросов митрополит Игнатий выехал в Петербург 2 июля 1779 года.

В конце концов митрополит добился, что места поселения греков были определены новым документом – ордером Потемкина губернатору Азовской губернии Черткову от 29 сентября 1779 года. Ордером Потемкина отводимая грекам территория определялись в границах Павловского уезда – бывшей до 1775 года Кальмиусской паланки Запорожской Сечи. Город для купцов греки могли построить в устье Кальмиуса. Но здесь уже был город Павловск (ранее Кальмиус), названный в честь сына Екатерины II. Греков не устраивало название, ибо свой город они хотели назвать Марианополем, по имени села близ Успенского монастыря в Крыму, и в честь Святой Марии, чудотворную икону которой они намечали установить в главном соборе города. Главная святыня крымских греков – икона Божьей Матери – на берега Азовского моря была перенесена монахами Успенского монастыря. К сожалению, этот памятник средневековой византийской живописи был утерян в период Гражданской войны.

Напомним, что в устье реки Волчьей, где греки отказались поселиться, намечался к строительству город именно с таким названием, правда, в честь другой Марии – жены наследника русского престола, невестки Екатерины. Проблема разрешилась чрезвычайно просто. Без бюрократических проволочек Потемкин просто поменял двум городам названия и Павловск стал Мариуполем, а предполагавшийся Марионополь – Павлоградом. Городу на Кальмиусе присвоилось название Мариуполь согласно Указу императрицы Екатерины II, всему уезду присваивалось наименование Мариупольский.

Однако возникли новые проблемы. Отведенные грекам земли были заселены. Их надо было освободить. Проживавшим здесь "малороссийским" поселянам разрешалось остаться на местах лишь зиму 1779-1780 года и лето – до снятия урожая. После этого они должны были покинуть эти места.

Таким образом, одно насильственное переселение – христиан из Крыма – вызвало новое, такое же насильственное перемещение сотен, а может быть, и тысяч людей из Приазовья.

НОВАЯ РОДИНА

Весной 1780 года начался завершающий этап переселения – переход христиан-греков в Мариупольский уезд.

Переходили небольшими партиями, состоящими из жителей одного или нескольких крымских селений, и селились по желанию на определенных для устройства сел местах. На территории Мариупольского уезда переселенцы из Крыма поселились в 20 селах.

Выходцы из крымских городов и сел селились отдельно друг от друга, образуя кварталы и селения. Так появились села Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана и многие другие. В них основывались храмы, одноименные с оставшимися в Крыму. В некоторых селах, как Урзуф, храмы уже были – казацкие. Они просто передавались грекам.

Греки пяти небольших сел: Демерджи (Фуны), Алушты, Улу-Узень, Кучук-Узень, Куру-Узень, располагавшихся у подножия горы Демерджи, поселились вместе. Присутствуя при освящении новой церкви Феодора Стратилата, митрополит Игнатий поразился щедрости греков, пожертвовавших в этот день около много живности. Видимо, учитывая это обстоятельство (а также то, что только священник села Демерджи дошел до нового места, в то время как остальные умерли в пути ), митрополит дал новому селу пышное название – Константинополь, в честь столицы Византии и родины всех греческих митрополитов.

Константинополь поныне существует. В нем живут выходцы из Алуштинского района. Нынешний поселок относится к Великоновоселковскому району Донецкой области. Его население – около 1000 человек – занято сельским хозяйством. Фамилии местных жителей: Демерджи, Чердаклы – в память об исторической родине.

А в Володарском районе было село Византия (ныне Ключевое, а "Византией" названо сельскохозяйственное предприятие на территории села), и недалеко от него, под самим Мариуполем есть села Македоновка и Херсонес.

26 июля 1780 года во главе с митрополитом Игнатием переселенцы прибыли в город Мариуполь. Здесь поселились выходцы из шести крымских городов: Кафы (Феодосии), Бахчисарая, Карасубазара, Козлова (Гезлева – Евпатории), Бельбека, Балаклавы и предместья Бахчисарая Мариам. Большинство этих названий долгие годы сохранялось в названиях городских предместий, где жили ремесленники (Кефе, Гезлеве, Карасубазар, Бахчисарай и Марьинск), а позже – в названиях улиц.

Вместе с переселенцами в Мариуполь прибыли представители губернской администрации для организации первых выборов Мариупольского греческого суда – органа самоуправления, выполнявшего административные, полицейские и судебные функции на территории всего уезда. Первым председателем стал купец Хаджи (Хаджинов) Михаил Савельевич.

15 августа 1780 года в Мариуполе состоялись торжества по случаю завершения переселения. Переселение крымских христиан-греков, продолжавшееся более двух лет, завершилось.

Новые места явно уступали старым крымским и по красоте, и по природным условиям. Но дело было сделано, процесс переработки этнокультурного состава и хозяйственной структуры начался, и поэтому правительство даже после присоединения Крыма к России в 1783 году не разрешило грекам и армянам возвратиться (лишь немногим из них удалось вернуться на свою родину).

"МНОГИЕ ГРЕКИ ЖЕЛАЛИ ВОЗВРАТИТЬСЯ ОБРАТНО"

В книге "Мариуполь и его окрестности", изданной в 1892 году, читаем: "Многие греки желали возвратиться обратно; доходило иногда до открытого неповиновения, – и тогда укрощались строгими от начальства мерами и правительство в необходимости было высылать военные команды для усмирения беспокойных". Волнения были во всех селах, а в особенности проявилось в 1804 году в селах Сартана, Чердаклы, Малый Янисоль, Карань и других. Свое стремление вернуться в Крым бунтовавшие объясняли тем, что "они и предки их там жили". Непросто складывались отношения митрополита с переселенцами. К тому же, если в Крыму митрополит был не только духовным лицом, но и судьей своего народа, то в Мариуполе он таких прав был лишен, вследствие чего возникали некоторые трения с представителями местной власти. Владея поместьем из нескольких домов, рыбным заводом и лавками, он построил дачу и посадил сад. По указанию председателя городского суда (по нашим понятиям – мэра города), усмотревшего, вероятно, незаконность в действиях митрополита, была снесена ограда и сад уничтожен. И вот тогда произошло событие, заставляющее задуматься о многих конъюктурных, вперемешку с политическими, моментах творения "новой" истории Мариуполя. Игнатий, отслужив обедню, вышел на Покровскую могилу, что на Георгиевской улице, предложил своим сторонникам отделиться от противников и в лице председателя городского суда проклял тех.

Все бедствия – ежегодные засухи, повальные болезни, как, например, холера в 1830 году, когда вымирали целые улицы – Георгиевская и прочие – народ приписывал проклятию своего предводителя".

Сегодня митрополит Игнатий УПЦ Московской патриархии канонизирован – возведен в лик святых. Что ж, он пережил немало, и во всей этой трагедии с переселением вина его была лишь относительная. Как мог, он старался в тех условиях своему народу помочь. Не всегда его понимали – потому что перед своими соплеменниками он был как раз тем стрелочником, который во всем виноват. За стремление Екатерины и ее фаворитов захватывать все больше и больше территорий, принося неисчислимые страдания населявшим те территории народам.

Митрополит Игнатий умер 16 февраля 1786 года. На похороны не приехал ни один из высших церковных чинов – архиереев. Епископ Дорофей, возглавивший после Игнатия епархию, в отличие от своих соплеменников, в Крым уехал. Резиденцию он устроил в Феодосии. Этот факт я комментировать не буду.

СПОРЫ О ЦЕРКВЯХ

В Мариуполе греки правили службу сначала в казацкой Свято-Николаевской церкви. Рядом с ней они начали строить Харлампиевский собор. От церкви запорожцев туда был перенесен колокол. Долго также хранились казацкие серебряное монастырское кадило и железный крест, который венчал Свято-Николаевскую церковь. Каким-то образом этот крест потом попал в село Богатырь, где в 1890 году профессор Ф.Браун записал легенду, в которой говорилось, что этот крест был привезен из Крыма.

Кроме Свято-Николаевской церкви, жители Кальмиуса (Павловска) успели возвести каменные стены церкви Марии Магдалины (в том месте, где сейчас здание Укрсоцбанка). "Малороссийской нации люди" (как писали в архивах), которые были обязаны все переселиться в Павлоград, переселились не все. Более двух тысяч их (греков в Мариуполе было чуть более трех тысяч) хотели, чтобы им вернули хотя бы церковь Марии Магдалины. Около трех лет продолжались споры и препирательства между мариупольской управой благочиния и греческим судом, пока, наконец, эта церковь не была отдана казакам. Освящена она была в 1791 году. В 1897 году ее перенесли на то место, где сейчас в Мариуполе Театральный сквер.

Кстати, главный собор в Мариуполе сегодня называется Свято-Николаевским.

КОНЕЦ ОДИССЕЕ

Из-за отсутствия скота, орудий труда земли, переданные грекам, не были освоены в полной мере. В скором времени часть земель была возвращена в государственные владения, так как русское правительство было заинтересовано в полном заселении и хозяйственном освоении территории. В силу этого с 1790 по 1796 год с разрешения российского правительства в Северное Приазовье начинают переселяться прибывшие сюда из Европы представители других стран, которые по вероисповеданию причислялись к католикам, лютеранам, кальвинистам и другим протестантским направлениям. Крестьянская реформа 1861 года и последующие за ней буржуазные реформы 60-90-х годов XIX века отразились и на организации местного управления. Были ликвидированы национальные окру¬га и особые права (привиле¬гии) отдельных национальных групп населения. На местах создавались единые общегражданские органы управления.

Трагедия греческих переселенцев так и осталась трагедией в памяти потомков тех переселенцев. Но некоторые конъюнктурщики от политики превращают ее сегодня в фарс, пытаясь одну из акций в захватнической политике царской России представить этакой заботой самодержавия о православных в ханском Крыму.

Сейчас в многонациональной Донецкой области проживают около 100 тысяч греков – потомков тех, кто 220 лет назад обрел свою родину в Приазовье.

Трагически, кстати, сложилась и судьба крымского хана Шагин-Гирея. Он был вынужден отречься от престола в пользу императрицы Екатерины II. Шагин-Гирей попытался организо¬вать мятеж, но он был быстро подавлен. После чего бывшего властителя Крыма простили и отправили в почетную ссылку в Воронеж. Тоскуя в плену, он попросил позволения поехать в Константинополь. Его отпустили, но вскоре он был там умерщвлен турками.

Анатолий Герасимчук .