Личностная зрелость как высший уровень развития личности. Психологическая зрелость

Зрелость личности - социальная и психологическая: в чем разница?

Мне уже задавали вопросы, почему я делаю большие паузы между статьями. В том смысле, что если взялась вести блог, НУЖНО продолжать. В этой статье я решила объяснить почему же я всё таки делаю большие паузы.

Первая причина заключается в том, что я уже давно не живу по принципу «нужно», «должен», «обязан», «делай как все», я живу по принципу «откликается Душа или нет». А вторую причину я сейчас опишу.

Когда я начинала своё развитие 8 лет назад, я и представить не могла, куда меня заведет этот Путь, на который я стала. Я тогда ничего не знала о Душе, мне просто было очень плохо, и я пыталась разобраться, почему мне так плохо.

Но с первых шагов этого Пути я поняла, что меня заносит всё глубже и глубже в духовные темы. И чем дальше и глубже я исследую Жизнь, тем больше осознаю, что всё в нашем физическом мире имеет свои корни и причины именно в Духовном мире.

Другими словами, мы НЕ люди, получающие опыт духовного развития, а мы Духовные существа, получающие опыт физической жизни на Земле. То есть, Я – это Душа, а Душа НЕ ограничена 90 годами жизни. Душа – вечное существо.

Поэтому, в данной статье я хочу объяснить разницу между социальной и психологической зрелостью личности. А также объяснить, как это связано с моим не регулярным ведением блога.

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности.

И рассматривать следующие периоды зрелости человека:

младенец (0-1 год)
ребенок (2-12 лет)
подросток (13-18 лет)
юноша (19-25 лет)
взрослый (26-65 лет)
старик (66-90 лет)

Социальная зрелость - от слова социализация, социум. В социуме зрелость человека рассматривают именно так.

Но поскольку, мы Духовные существа, как я уже сказала, для нас важно понимать, чем отличается зрелость личности социальная от психологической.

Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности.

Другими словами, психологическая зрелость личности касается уже НЕ социализации, а сути человека. А суть человека – это Душа, а Душа – это вечное существо.

Поэтому, мы НЕ можем ограничить вечное существо 90 годами жизни. Нам важно понимать, что до и после нашей жизни, тоже что-то происходит. И если мы отрезаем себя от Вечности, мы отрезаем себя и от всех важных Законов Мироздания.

Если мы заглянем в жизнь чуть глубже нашего привычного взгляда, где есть только работа, дом, пикники, путешествия, и снова работа, дом, пикники, путешествия, и так далее по кругу, мы увидим бесконечную глубину. Такую же бесконечную, как и сам Дух, который является источником всех наших Душ.

Наши страдания НЕ случайны, друзья! От нас отрезали Истину, огромный кусок Мироздания, заставили бегать как белки в колесе, и жить по принципу социума «нужно», «должен», «обязан», «делай как все». И только попробуй сделать как твоей Душе угодно! Сразу получишь по голове!

Психологическая зрелость личности

Когда мы говорим о психологической зрелости личности, мы уже говорим о психологии, а не о социуме. А психология – это наука о Душе.

Поскольку, Душа – это вечное существо, как я уже повторила несколько раз, мы не можем ограничить Душу 90 годами жизни. Нам нужно расширить своё сознание и подняться чуть выше, чтобы увидеть бОльшую картину.

У Алекса Яновского я услышала отличную метафору на эту тему.

Если смотреть в окно с первого этажа, можно увидеть только ствол дерева, растущего под окном. Если смотреть в окно, с 5-го этажа, можно увидеть крону дерева и улицу. Если смотреть в окно с 10-го этажа, можно увидеть весь район и стадион вдалеке.

Так и я предлагаю вам посмотреть на зрелость личности с 10-го этажа.

Поскольку, весь мир – это фрактал или голограмма, мы можем перенести те же самые периоды развития с отрезка 90 лет на Вечность.

И тогда мы будем рассматривать зрелость личности (Души) в следующих периодах:

младенец (инфантильная личность)
ребенок (адаптация)
подросток (успешная адаптация)
юноша (само исследование)
взрослый (зрелость)
старик (интеграция)
мудрый (полная реализация, как Будда, Христос)

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел , и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 - атманическое тело - моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 - будхиальное тело - мои истинные желания, ценности - ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 - каузальное тело - событийные потоки - ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 - ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 - эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 - энергетическое тело (эфирное) - ощущение энергии в теле
тело/план №1 - физическое тело - ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность (младенец) . У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок) . Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток) . Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Переход из внешнего пространства во внутреннее пространство

Само исследование – взрослый человек, который ведет себя как (юноша) . Человек начинает думать: ребята, мы вообще не теми вещами живем. Мы все части Бога, мы все браться, сестры. И жить надо в любви, равенстве, искренности и согласии. Человек прыгает сразу в идеалы атманического плана. И соответственно он тут не адекватен. Поскольку, жить отсюда он не может. Происходит разрыв между событийным планом (каузеальным) и атманическим.

Это люди, восторженно идущие во внутренний мир, занимающиеся саморазвитием . Но, как правило, здесь на этой стадии это хаос. Человек будет пробовать всё. У него здесь нет Пути. Он не становится, например йогом и пошел. Он бегает и на астрологию, и на йогу, и куда угодно. Чакры чистим, и в Буддийские традиции посвящение получим, и Каббалу не мешает изучить. То есть, здесь всё вызывает восторг, поскольку оно внутреннее, и оно имеет огромную силу. Там огромная сила лежит. То есть человек говорит: сюда, сюда всем надо. Но как сюда попасть он не знает. Рано или поздно он понимает, что хватит ля-ля, надо что-то делать. То есть, хочешь йогой заниматься, давай заниматься, если ты так хвалишь йогу. И тут он переходит на стадию зрелости. Он становится на какой-то Путь.

Зрелость (взрослый) . Стадия зрелости – это выяснение собственного отношения ко всему, что есть в этом мире. Человек должен найти своё отношение, а не книжное. То есть человек должен начать всё чувствовать. И вот именно на этой стадии человек начинает разборки с тем, что мешает ему чувствовать. И это разборки очень серьезные. У него может радикально меняться жизнь, профессия, семья, может быть развод, что угодно. Потому что он больше врать не может. Всё, лицемерие больше не допускается, так как оно искажает пространство человека.

Поэтому он будет убирать все источники лицемерия. Менять пространство. И, по сути, он будет выходить в своё пространство. У него должно быть своё любимое занятие, любимые люди, любимое место и т.д. Всё не моё человек должен убрать. То есть, на стадии само исследования человек прыгнул на атманический план. На стадии зрелости он спускается на будхиальный план. И начинает изучать свои ценности, что для меня реально важно, а что не важно. Так возникает целостность. Не важно, НЕ делай, важно, иди, делай.

Интеграция (старец) . Это стадия, когда человек созрел, когда он осознал свои ценности, у него происходит интеграция. У него будхиальный план полностью состыкован с событийным планом (каузеальным). Он делает только то, что хочет и реализует своё Предназначение.

Полная реализация (мудрый) . Это духовный путь. Человек как личность созрел. И всё, больше ему узнавать про себя нечего. Во внешнем пространстве я себя знаю, во внутреннем пространстве я себя знаю. Что изучать то? Он идет уже к Богу, в уединение.

Важный вывод

Оказалось, что зрелость моей Души на стадии "Само исследования", и переходе на стадию "Зрелости" и "Интеграции". А я много лет пыталась жить на стадии "Успешной адаптации". Но с Душой не поспоришь. Не будешь прислушиваться к Душе, будешь страдать.

Здесь есть одна внешняя ловушка. Люди, которые живут на стадии "Успешной адаптации", внешне могут выглядеть более успешными, чем те, кто живет на стадии "Само исследования" и "Зрелости". Вторые, выглядят внешне менее успешными, так как занимаются само исследованием, а не повышением дохода. Но по уровню зрелости Души, вторые находятся выше.

В моём случае, слава Богу, мне удаётся держаться также на стадии "Успешной адаптации", в основном, благодаря своему любимому мужу. И, конечно же, благодаря моим приложенным усилиям в укреплении наших отношений, что в свою очередь привлекает к нам поток изобилия, который я не могу НЕ отметить. И я также благодарна за это Творцу/Всевышнему/Богу!!!

Источник : Уровни Зрелости Личности (Души) взяты из тренингов и сатсангов Юрия Менячихина (Сидхартхи), просветленного человека, который пережил состояние самадхи (переживание себя Единым Сознанием).

P.S. Если Вам было интересно читать про уровни зрелости Души, возможно, Вам также будет интересно почитать про уровни сознания человека. Уровни сознания человека и уровни зрелости Души, это по сути одна и та же тема, только под другим углом изложенная.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

А.Г. Портнова (Кемерово)

Аннотация: Анализируются подходы к определению понятия «личностная зрелость». Приведен обзор исследований, посвященных различным аспектам личностной зрелости. Выделены параметры, которыми характеризуется зрелая личность. Предложено определение личностной зрелости в рамках системного подхода. Обозначены пути и перспективы исследования данного феномена в возрастном и дифференциальном аспектах.

Ключевые слова: зрелость, личность, личностная зрелость, развитие, онтогенез, личностный рост.

Процессы и закономерности взросления как этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития взрослого человека, встречаются нечасто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью .

«Сейчас наступает то время, когда научное исследование закономерностей психического развития человека, психологических свойств его личности становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм, методов и средств работы с людьми...» .

Самым важным из последствий такого открытия Б.Г. Ананьев считал создание научной основы проектирования личности и ее стратегий, ее формирования.

Успешное формирование гармонически и всесторонне развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития .

Исследователи, занимающиеся проблемами психологии развития личности, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему развивается и как развивается, т.е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если само развитие - это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: «Куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие?» .

На наш взгляд, современный подход к анализу развития требует обратиться к таким концепциям, которые позволят получить ответ на вопрос о цели развития, представление о вариативности целей.

Гуманистическое направление считается «психологией эталонов», здесь созданы идеальные образы зрелой, здоровой личности. В отличие от адаптационных теорий личности, многие из которых фокусируются на нарушениях адаптации, оно сконцентрировано на изучении зрелых и творческих людей, на постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой природы.

Объяснение развития с точки зрения этой стратегии возможно при четком понимании итоговой детерминации на каждом возрастном этапе, т.е. при хорошем представлении о состоянии развитой системы на данном этапе, приближение к которому придает значение процессам его достижения.

Однако сосредоточившись лишь на описании характеристик максимально развитых, зрелых личностей, исследователь утратит способность к прогнозированию развития, формирования личности, если не будет учитывать фактический склад личности, оценивать актуальные состояния, в том числе и де-задаптивные, способные стать источником личностного роста, движения к зрелости.

Более традиционной стратегией исследования развития личности является описание исходного психологического статуса индивида, источника или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма).

Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития, на которой достигается зрелость, составляет основу для анализа промежуточных стадий, форм .

Попытка осуществить интеграцию вышеупомянутых стратегий предпринята в работах Э. Эриксона и Э. Фромма. Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э. Эриксон показывает, что самой логикой развития личность периодически подводится к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Человек, принимая вызов в ходе каждого психосоциального кризиса, получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Успешно разрешив один кризис, он продвигается в своем развитии к следующему. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития. Э. Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности и искать истоки организации зрелой личности на предшествующих стадиях жизни .

Таким образом, зрелость личности может быть рассмотрена в контексте психологических эффектов развития как его цель. Эриксон выделяет такие каче-

ства зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других; через воспитание передаются нормы общества, ценности, которые определяются конкретными экономико-культурными условиями. Развитие человека представлено как процесс формирования новых качеств, предполагающий наличие актуальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих влияние на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и детерминируют ее восприимчивость к воздействию социальной среды, посредством ряда механизмов определяют степень включения в систему общественных отношений .

В настоящее время актуально научное обоснование оптимума развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода.

Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз развития психических характеристик человека в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития .

Зрелость - интегральное качество личности, поэтому оно изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой, психологией и др.

Современное состояние проблемы актуализирует междисциплинарный и межотраслевой подходы к анализу зрелости личности. Их реализация позволит, на наш взгляд, комплексно и прицельно осуществлять поиск маркеров, критериев, признаков зрелости личности в целях их последующей практической оценки.

Науки социального и биологического цикла содержат сведения о специфичных для них характеристиках здорового, зрелого, полноценно функционирующего человека (физиология, биология, социология, право, педагогика, философия, этика).

В отраслях психологии представлены отдельные аспекты психологического знания о признаках зрелости личности (дифференциальная психология, социальная психология, психология личности и психология развития).

Акмеология, онтопсихология, культурная антропология, социальная педагогика, новые синтетические дисциплины, образованные на «стыке» наук социального и биологического циклов и отраслей психологии, характеризуются прежде всего конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии человека, о процессе достижения зрелости, они ока-

зались концептуальными звеньями в системе наук о человеке, человекознании. Именно здесь, по нашему мнению, могут быть обнаружены самые емкие, системные критерии зрелости личности.

Понятие «зрелость» часто используется в науках социального, гуманитарного цикла. «Социальная зрелость личности - понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя» .

«Социальная зрелость, обобщенная характеристика развития личности, подразумевает... превращение личности в полноценный субъект общественной деятельности и достижение определенного минимума развития» .

В.И. Матис дает следующее определение социально зрелой личности: «.это устойчивая система социально значимых черт, включающая профессиональную, мировоззренческую, нравственную зрелость, характеризующих социальный тип личности того или иного общества или общности» .

Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования самосознания и рефлексии не может послужить, по мнению Г.С. Сухобской, надежной основой для развития социально зрелого поведения личности .

Зрелость психического развития человека как основа его социальной зрелости оценивается через социальное проявление. Зрелость психического развития создает лишь возможность для самоосуществле-ния человека как члена социума и индивидуальности. Эта возможность реализуется при оценке поведения человека сквозь призму социальных ценностей. С понятием социальной зрелости следует связывать внутреннюю установку личности только на ценности, имеющие позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, на гуманистические ценности .

Новая интерпретация понятия «зрелость» дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин развития способностей, таланта, творчества (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др.).

В социально-психологических и общепсихологических исследованиях понятие «зрелость» трактуется по-разному; большое количество исследований, как научных, так и практических, посвящено рассмотре-

нию этого понятия, что обусловлено современной социальной ситуацией развития человека. Современное общество предъявляет личности особые требования, среди которых важное место занимает личностная зрелость. Обществу нужны граждане, которые являются субъектами своей жизни, что возможно только при сформированности личностной зрелости. Характеристика человека как субъекта раскрывает способ организации личностью своей жизни .

Человек как субъект, по мнению А.В. Брушлинс-кого, инициирует и развивает на высшем уровне системности свою специфическую активность. Этот уровень характеризуется предельной целостностью, интег-ральностью всех противоречивых и многообразных компонентов и подуровней. Такой уровень субъект-ности может быть рассмотрен как высшая степень развития зрелости личности, что в свою очередь является одним из компонентов зрелости человека .

Б.Г. Ананьевым было положено начало развитию идеи интеграции знаний о человеке и пониманию, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека в обществе, создавая его биографию .

В отечественной психологии существуют серьезные наработки по данной проблематике (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, К. Муздыбаев, В.И. Слободчиков,

А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.). Однако до сих пор не исследована полностью проблема становления личностной зрелости, факторов ее становления, недостаточно вскрыты различия в формировании личностной зрелости у мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности. Остается много вопросов в определении формальной структуры личностной зрелости и ее системных характеристик .

О сложности определения объективных критериев зрелости человека писал Б.Г. Ананьев, отмечая, что в психологической литературе происходила замена понятия «зрелость» понятием «взрослость». Даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и субъектно-деятельностной (профессиональной) зрелости. Эти понятия не являются тождественными и описывают разную психологическую реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека .

Использование понятия личностной зрелости в современных психологических публикациях предполагает выделение двух основных аспектов - зрелости как этапа жизни и зрелости как уровня развития.

В работе В.М. Русалова выделяются дефинитивный и акмеологический типы зрелости. Первый тип зависит от биологических свойств человека, второй характеризует достижение психическими образованиями своего наивысшего, акмеологического значе-

ния, что обеспечивает человеку личностный рост, наивысшие уровни его развития .

Различные аспекты личностной зрелости рассматривались в связи с изучением самоактуализации (А. Маслоу, K. Гольдстейн, X. Хейлиген, М. Дениэл,

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.П. Паттурина, Е.Е. Вахромов); личностного роста (A. Эйджел, К. Роджерс, С.Л. Братченко); личностного мастерства (M. Хоренер, П. Сенге); самореализации (К.А. Абуль-ханова-Славская, Э.В. Г алажинский, И.Б. Дерманова,

В.Е. Клочко, Л.А. Коростылева, О.М. Краснорядце-ва, Б.Д. Парыгин, Ф. Перлз, Э. Фромм); самотранс-ценденции (В. Франкл, А.А. Реан); самоутверждения (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев); личностного самоосуще-ствления (Л.А. Анцыферова, Б.С. Братусь, Ш. Бюлер, Е.П. Варламова, Е.А. Лукина); самосознания (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе); развития потенциала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); достижения акме (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.); психологии жизненного пути личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова); субъектной активности (В.Н. Панферов); жизненных отношений и смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); жизненных ориентаций (А.А. Грачев); стиля и смысла жизни (Л.Н. Коган); жизненного мира (В. Шутс).

Известно, что личностная зрелость является одним из структурных компонентов зрелости человека. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что этапы зрелости человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, познания, общения не совпадают по времени.

Создание собственной среды, благоприятной для «развития и самореализации», по мнению Е.Ф. Рыбалко, является характерным признаком зрелой личности .

М.Ю. Семенов определяет зрелую личность как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно-потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Лично-стно зрелый человек характеризуется потребностью выходить за существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением .

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию знаний и способностей, к конструктивному решению различных проблем; эмоциональная зрелость.

Исследование Р.М. Шамионова, проведенное под руководством Л.А. Головей, показало, что личност-

ная зрелость является сложным структурным образованием, включающим в себя характеристики ответственности в разных сферах деятельности, эмоциональной зрелости, самоконтроля поведения, самостоятельности, адекватности самоотражения, высокого уровня реализованности событий жизни, адекватности целеполагания .

Личностная зрелость входит в общую структуру личности и оказывается взаимосвязанной с рядом личностных особенностей, таких как общительность, следование социальным требованиям, мягкость, доверчивость, радикализм, уверенность в себе, естественность.

Личностная зрелость подчиняется общим законам онтогенетического развития и характеризуется гете-рохронностью. Формирование параметров личностной зрелости проходит ряд этапов, в ее развитии чередуются сензитивные, критические периоды и периоды стабилизации. Формирование личностной зрелости обусловливают как внутренние (субъективные, объективные), так и внешние факторы .

На методологическом уровне в психологии разработан системный подход, он реализован применительно к личности . Однако на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений зрелости личности. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к различным отраслям психологии. Необходима целостность в исследовании компонентов, признаков, маркеров, критериев зрелости - когнитивного, эмоционального, регуляторного (волевого, мотивационного), и динамического, результативного (компетентностого) в их взаимосвязях. Эти проблемы ждут своего решения.

Несмотря на наличие работ и разнообразие возможных подходов к исследованию зрелости, вопросы анализа зрелости как системного качества личности остаются нераскрытыми.

Кроме того, содержание личностной зрелости, ее структурно-функциональные характеристики должны определяться задачей развития каждого возрастного периода .

До настоящего времени в психологии рассматривалась проблема личностной зрелости в аспекте изучения ее структурных компонентов, но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в том числе на разных этапах возрастного развития .

Данный подход поможет решить целый ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза зрелости, полоролевых вариаций проявления зрелости в поведении.

Представление о системном характере личностной зрелости предполагает, что она является интегральной характеристикой, механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность его жизни, жизненного пути, профессиональной деятельности, самореализации, это должно найти отражение в степени различной выраженности ее основных признаков, маркеров, критериев на разных стадиях онтогенеза, в полоролевой специфике, различных предпосылках отдельных аспектов.

Три типа теоретического анализа - функциональный, структурный и динамический - ведут к целостному (системному) анализу феномена развития личности в процессе достижения зрелости.

По нашему мнению, зрелость представляет собой многомерное, разноуровневое качество личности, обладающее структурными, динамическими свойствами. Уровневые, структурные характеристики зрелости специфичны на каждом возрастном этапе. В целом функцией личностной зрелости является преобразование (регуляция) процесса онтогенетического развития в целенаправленный, системный, лич-ностно обусловленный процесс, приобретающий индивидуальные черты как в средствах, условиях, так и в целях данного развития.

Зрелость выступает качеством личности, обусловливающим способы осуществления и самоосуществ-ления, организующим жизненный путь личности, его направление, стратегии прохождения, регулирующим сложную систему отношений личности с окружающим миром и самим собой (к результатам собственной деятельности) и иерархизованность данной системы.

Зрелость характеризует личность как целостную, непрерывно развивающуюся, как сложное системное образование, не сводимое к свойствам, характеристикам ее структурных компонентов и отдельных ее аспектов; определяет личность как сложное системное образование, которое может быть описано в терминах «гармоничность», «соразмерность», «иерар-хизованность», «соподчиненность ее свойств».

Разработка психологической концепции личностной зрелости как системного качества личности на основе анализа возрастно-полового и дифференциального аспектов позволит решить ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза и развития, полоролевых вариаций проявлений личностной зрелости.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под

ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

3. Бодалёв А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. № 3.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. 352 с.

6. Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. 2000. № 11-12.

7. Галажинский Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский

психологический журнал. 2001. № 13. С. 28-31.

8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1986.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

10. Кон И.С. Социальная психология. М.: Воронеж, 1999. С. 177.

11. Коростылева Л.А., Зайцева Ю.Е. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. Вып. 4.

12. Краснорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 42-44.

13. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва; Воронеж, 1996.

14. Матис В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул, 1995. С. 38.

15. Проблемы общей акмеологии / Под ред. А.А. Реана, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко и др. СПб.: СПбГУ, 2000. 156 с.

16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

17. Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1.

18. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 83-97.

19. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 256 с.

20. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости - Электронный ресурс: // http:// selfmoney.narod.ru/semen.htm

21. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.

22. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

23. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрогогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

24. Шамионов Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 19 с.

25. Швеньк Е.В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения-2006 / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 235-237.

26. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. 592 с.

27. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва; Воронеж, 1996.

PERSONAL MATURITY: THE APPROACHES TO DEFINITION A.G. Portnova (Kemerovo)

Summary. The article is about different approaches to definition of the concept «personal maturity». It includes review of various aspects of personal maturity. The author presents different characteristics of mature personality. The personal maturity is defined in context of system approach paradigm. The article describes ways and perspectives of scientific research of named phenomenon in age and differential aspects.

Key words: maturity, personality, personal maturity, development, ontogenesis, personal improvement.

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости - совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация - понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

В концепции К. Роджерса в качестве образца психологического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Если человек свободен и умеет прислушаться к себе, опереться на себя, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к более полноценной жизни, к большей личностной зрелости. С. Л. Братченко и М. Р. Миронова на основе работ К. Рождерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые складываются из интраперсональных и интерперсональных.

К иптраперсопальпым критериям относятся:

  • принятие и понимание себя;
  • открытость внутреннему опыту переживаний;
  • ответственная свобода;
  • целостность и конгруэнтность;
  • динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Интерперсональные критерии включают:

  • принятие и понимание других;
  • социализированное^ (как конструктуивные социальные оношения, компетентность в разрешении межличностных проблем);
  • творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам).

В экзистенциально-ориентированных подходах также фигурирует представление о зрелости. Так, основатель гештальттсрании Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность , как способность находить опору в самом себе. Э. Фромм важнейшей чертой человеческой личности считал способность любить . В этой связи он выделял зрелую любовь, которая характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, зрелость в трактовке Фромма - это зрелость межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей 1 . В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми. Салливан считал, что показателем здорового развития служит способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни целеустремленно и по собственному замыслу (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмо- лов), ответственность (П. Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов), способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь), способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств - автономность, независимость (Л. И. Божович). С. К. Нартова- Бочавер , рассматривая феномен и категорию зрелости в психологии, говорит о психологической суверенности , которая близка к таким понятиям, как устойчивый образ Я и система способов поведения личности, способность принимать решение, опираясь на внутреннюю поддержку, сепарация от других, ответственность и локус контроля.

Г. С. Сухобская рассматривает показатели зрелости психического развития человека и относит к ним следующие способности:

  • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях;
  • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии, несмотря на обстоятельства и мотивировки («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания;
  • способность «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, одновременно развивая качество прогнозирования, выполнения и оценивания запланированного;
  • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

Вместе с этим Сухобская различает также и социальную зрелость , отмечая при этом, что зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения. Это те случаи, когда хорошо развитые рефлексия и практический интеллект могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Однако личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в поведении, не всегда может считаться социально зрелой (партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит). Понятие социальной зрелости определяется внутренней установкой личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т.е. на гуманистические ценностиК

С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития. Это масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. А. Л. Журавлев рассматривает психосоциальную зрелость человека, главными критериями которой являются толерантность, гуманистическая направленность на реализацию общественно значимых целей.

В концепции Л. Колберга наличие высокого уровня нравственного сознания, является одним из критериев личностной зрелости.

Представления о личностной зрелости фигурируют также в психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г. Крайг). Здесь делается акцент на преемственности ее формирования и вкладе каждого возрастного этапа в развитии определенных характеристик зрелости. Э. Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целостность. Чтобы раскрыть характеристику целостности, следует проследить путь развития личности. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности , формирование которого - особенно острая проблема подростково-юношеского периода. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). Другими качествами зрелой личности, формирующимися во взрослости, являются интимность , сочетающаяся с определенной долей дистанцированное™, автономности и избирательности (ранняя взрослость), продуктивность (как забота и ответственность, способность сосредоточиться на объективной задаче) и интегративность (целостность, завоевание всех предыдущих стадий). Итак, зрелость предполагает развитие в достаточной степени таких качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность, дистанцированность, способность быть верным, любить и заботиться, мудрость.

Дж. Ловингер, продолжая идеи о преемственности развития и развитии в течение всей жизни, связывает в своей теории развитие эго и когнитивное развитие. Она выделяет семь основных стадий:

  • 1) досоциальная (полная зависимость от взрослых);
  • 2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения);
  • 3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях);
  • 4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам);
  • 5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика);
  • 6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями);
  • 7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Зависимость стадий от хронологического возраста не является обязательной. По оценкам Ловингер, седьмой стадии достигают менее 1% взрослых 1 . Таким образом, зрелость определяется развитостью эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, эффективное совладание с внутренними конфликтами, конгруэнтность и целостность , терпимость и уважение в отношениях к другим.

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

Широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

Мера развития личности как субъекта;

Характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

Социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.


6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

Ответственность;

Терпимость;

Саморазвитие;

Позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

УДК 159.923

Балык Анна Сергеевна

Цыбуленко Ольга Петровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ

Balyk Anna Sergeyevna

Tsybulenko Olga Petrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF PERSONALITY: THEORETICAL CONCEPTS AND APPROACHES

Аннотация:

Становление зрелости личности - процесс многосторонний и, следовательно, гетерохронный. Психологическую зрелость личности отечественные и зарубежные авторы связывают как с биологическими, так и с социальными критериями. Также в структуре психологической зрелости личности выделяют четыре базовых, фундаментальных компонента: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративность, вокруг которых определенным образом группируется множество других компонентов. Однако для целостного понимания человека как «владельца», «носителя» этих ипостасей, осмысления всей сложности зависимостей между ними необходимо сведение результатов изучения в единую картину. Попытка подобного сведения предпринята в представленной статье.

Ключевые слова:

личность, я-концепция, самоактуализация, саморазвитие, жизнедеятельность, зрелость, психологическая зрелость.

Development of personality maturity is a multilateral and, therefore, heterochronic process. Russian and foreign authors associate psychological maturity with both biological and social criteria. Also, in the structure of psychological maturity of a person there are four basic, fundamental components, around which many other components are grouped in a certain way. However, for the holistic understanding of a human as an "owner" and "carrier" of all these incarnations, comprehension of the complexity of the dependencies between them, it is necessary to integrate the results of the studies into a single picture. The article presents an attempt of such integration.

identity, self-concept, self-actualization, self-development, life, maturity, psychological maturity.

Научный интерес к проблеме зрелости личности на современном этапе общественного развития связан с теоретическими и экспериментальными исследованиями человека в контексте многообразных проявлений в пространстве его жизнедеятельности: отношение человека к самому себе, к межличностному взаимодействию в близком и дальнем окружении, к собственной жизни среди людей, к своей профессиональной деятельности и ее результатам. В современной психологии в структуре зрелости личности выделяются различные аспекты, в соответствии с которыми можно говорить о наличии психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, нравственной, социальной и психологической зрелости.

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется как многомерный и многогранный конструкт. Причем представители различных психологических подходов и направлений в своих изысканиях делают акцент на разных составляющих данного понятия, выделяя центральные в его психологическом содержании свойства.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), психологии развития (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А.Г. Портнова), акмеологии (А.А. Бо-далев, А.Л. Деркач, А.А. Реан), отечественной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев и др.). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Г. Олпорт является автором одной из тех концепций, которые максимально полно описывают структуру психологической зрелости личности. Он считал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни процесс становления и развития. В процессе изучения психологической зрелости ученый обращал особое внимание на уникальность каждого человека, каждой личности. По его мнению, не существует единых критериев для описания абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько самих развивающихся: «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Также автор считал, что в попытках найти универсальные критерии психологической зрелости, которые подошли бы для каждого человека, мы забываем о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно.

Значимым моментом в концепции Г. Олпорта является его идея об отсутствии взаимосвязи психологической зрелости с хронологическим возрастом человека. По его мнению, личность приобретает зрелость в той или иной степени при столкновении с трудностями и страданием. В данном тезисе содержится предположение ученого о том, что механизм формирования зрелости личности связан с преодолением ею трудных жизненных ситуаций.

Г. Олпорт выдвинул идею о том, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1) широкие границы «я»,

2) теплые социальные отношения,

3) положительное представление о самом себе,

4) реалистическое восприятие,

5) способность к пониманию себя и юмор,

6) обладание цельной жизненной философией.

Автор такого направления, как гуманистическая психология, А. Маслоу рассматривает понятия «психологическая зрелость» и «психологическое здоровье» как тождественные. Он считал, что иерархия потребностей, состоящая из пяти базовых потребностей человека, является актуальной в процессе жизни для каждого человека. В контексте ее рассмотрения в рамках психологической зрелости, по мнению А. Маслоу, чем выше человек сможет подняться в этой иерархии, тем большую самобытность, более многообразные индивидуальные качества, личностные свойства, а в итоге психологическую зрелость он приобретет. «В том случае, когда человек внутренне чувствует себя свободным и при возникающей необходимости прислушивается к себе и может опереться на себя, всецело доверяя себе и отражая происходящее в его внутреннем мире, его стремление к верхней ступени - самоактуализации реализуется в полную силу и он достигает большей зрелости» .

Таким образом, в гуманистической психологии психологическая зрелость является понятием, связанным со стремлением личности к вершине в иерархии потребностей, к самоактуализации. В соответствии с таким пониманием психологической зрелости личности А. Маслоу в качестве основных черт, которыми обладает зрелый, самоактуализирующийся человек, выделил: адекватное восприятие реальности (реалистичность), непосредственность, сосредоточенность на проблеме (а не на себе), автономность, независимость от окружения (самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), демократический характер (уважительное отношение к другим, эмпатия), способность устанавливать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

К. Роджерс в своей концепции психологическую зрелость личности связывал с я-концеп-цией. Составляющими частицами я-конструктов являются бессознательные механизмы, сформированные в раннем возрасте, сознательные паттерны поведения, а также механизм идентификации. В результате в процессе онтогенетического развития у человека складывается субъективная картина окружающей действительности, основанная на индивидуально пережитом личностью опыте, который также становится значимой частью образа «я». И чем более высокого уровня психологической зрелости достигла личность, тем более индивидуально, рельефно сформировано и выражено ее фундаментальное ядро - «я».

Таким образом, согласно теории К. Роджерса, я-концепция, имеющая взаимозависимость с психологической зрелостью личности, представляет собой разнообразные фрагментарные эмоциональные, когнитивные, межличностные впечатления личности, постепенно складывающиеся в целостное ядро. Стимулом, лежащим в основе развития я-концепции, является желание человека реализовывать свой потенциал в различных видах и формах жизнедеятельности.

С.Л. Братченко и М.Р. Миронова на основе работ К. Роджерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые разделяются на внутри- и межличностные.

К внутриличностным критериям относятся:

Принятие и понимание себя,

Открытость внутреннему опыту переживаний,

Ответственная свобода,

Целостность и конгруэнтность,

Динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Межличностные критерии включают:

Принятие и понимание других,

Социализированность (как конструктивные социальные отношения, компетентность в разрешении межличностных проблем),

Творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам) .

В экзистенциально-гуманистических концепциях также исследуется феномен психологической зрелости. Например, в гештальт-терапии Ф. Перлз в качестве основного критерия психологической зрелости выделял автономность и рассматривал этот критерий как способность личности опираться на самого себя, доверять своему внутреннему опыту. Э. Фромм связывал понятие зрелости личности с ее способностью любить. Зрелую любовь он интерпретировал как способность личности заботиться о другом, уважать интересы другого, нести ответственность за другого. Исходя из этого, согласно Э. Фромму, психологическая зрелость напрямую проявляется в межличностных отношениях, которые сопряжены с заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей . Близка к концепции Э. Фромма в отношении понимания и интерпретации психологической зрелости теория межличностных отношений Г. Салливана, согласно которому здоровое психическое развитие рассматривается в контексте зрелых межличностных отношений, причем значимым аспектом является способность личности устанавливать близкие отношения с другими людьми. Г. Салливан считал, что психологически зрелая личность способна одновременно испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется и в отечественной психологии. Однако здесь акцент, в отличие от зарубежных исследований, смещается с межличностных отношений на субъектные характеристики личности. Так, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов связывают психологическую зрелость со степенью активности личности в выборе траектории своего жизненного пути, ее способностью к организации жизни в соответствии с собственным представлением. П.Я. Гальперин, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов выделяют в качестве значимой взаимосвязь зрелости личности с ответственностью. Б.С. Братусь обозначает зрелость как способность разделять идеальные и реальные жизненные цели и установки. Л.И. Божович определяет зрелость как способность личности к автономии и независимости. С.К. Нартова-Бочавер, изучая феномен психологической зрелости, делает вывод о ее непосредственном проявлении в устойчивом образе «я», в системе поведенческих паттернов личности, в способности принимать решения, основываясь на собственных внутренних представлениях об окружающей действительности, и готовности нести ответственность за них.

Г.С. Сухобская наряду с изучением таких аспектов зрелости, как личностный смысл образования взрослого человека, продуктивные тенденции развития, самоопределение, рассматривает и показатели зрелости психического развития человека. В качестве значимых показателей зрелости личности она выделяет способности:

К прогнозированию своего поведения;

Преодолению себя, самомотивации с целью достижения поставленных целей;

Самоанализу своей деятельности и полученных в результате ее выполнения результатов;

Рефлексии на основе накопленных аффективных впечатлений;

- «извлечению уроков» из собственного поведения;

Адекватной эмоциональной реакции в различных жизненных ситуациях.

Интересным моментом в концепции Г.С. Сухобской является автономное исследование понятия «социальная зрелость». По ее мнению, эти структуры личности развиваются независимо друг от друга, причем зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения у одного и того же человека. В качестве подтверждения своего тезиса автор предлагает рассмотрение личности, использующей хорошо развитую рефлексию и практический интеллект с целью оправдания социально неблаговидных поступков; либо личности, полностью разделяющей ценности социума и соблюдающей их в поведении, что не всегда свидетельствует об осознанном ценностном выборе, а зачастую говорит о высоком уровне конформизма личности .

Понятие «психологическая зрелость личности» в акмеологической концепции рассматривается главным образом с точки зрения морально-нравственного развития. Психологическая зрелость представляется авторами данного направления как категория, заключающая в себе гуманистическую направленность личности, континуум норм и правил поведения и отношений. Один из представителей акмеологической концепции А.Л. Журавлев в качестве основополагающих критериев зрелости личности выделяет толерантность, высокую значимость межличностных отношений и гуманистическую направленность на реализацию общественно значимых целей.

Психологическая зрелость является непосредственным объектом исследования в психологии развития (Г. Крайг, Дж. Ловингер, Э. Эриксон). Авторы данного направления считают, что психологическая зрелость формируется в процессе онтогенеза человека и на каждом возрастном этапе закладывается фундамент определенных характеристик зрелости. В частности, Э. Эриксон считает, что основополагающим компонентом психологической зрелости личности является чувство идентичности, сензитивным периодом для формирования которого считается подростковый и ранний юношеский возраст. Зрелость в высшей степени развития, по мнению Э. Эриксона, достигается личностью в процессе закрепления и упрочения чувства идентичности («Кто я такой?»). Далее в процессе взросления, на этапе юности, ранней взрослости и взрослости у человека формируются такие качества зрелой личности, как способность к близости в сочетании с сохранением собственной автономности, результативность, выражающаяся в способности ставить цели и достигать их, и интегративность, складывающаяся на завершающем этапе жизненного пути человека и заключающаяся в целостности всех составляющих структур зрелости личности. Чтобы понять глубокую характеристику целостности и интегративности личности, необходимо изучить весь путь развития личности в его неповторимости. Таким образом, с позиции психологии развития психологическая зрелость - это структура, формирование которой обеспечивается благодаря развитию личностью таких качеств, как индивидуальность, способность к близости, автономность, ответственность и мудрость.

Еще один представитель психологии развития Дж. Ловингер, изучая психологическую зрелость личности, объединяет развитие эго и когнитивное развитие как ее определяющие составляющие. Ученый выделяет семь основных стадий в формировании психологической зрелости человека:

1) досоциальная (полная зависимость от взрослых),

2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения),

3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях),

4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам),

5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика),

6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями),

7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Ключевым моментом данной теории является утверждение автора о том, что каждая последующая стадия в своем развитии сложнее предыдущей. Причем наличие зависимости каждой стадии от хронологического возраста необязательно, но ни одна из стадий не может быть пропущена в ходе развития. По мнению Дж. Ловингер, лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Исходя из частных теорий психологии развития можно сделать вывод о том, что психологическая зрелость определяется мерой автономности и независимости личности, ее способностью опираться на себя, строить эффективные межличностные отношения и, наконец, целостностью, достигаемой в конце жизни.

Опираясь на проведенный теоретический анализ различных психологических концепций по предмету исследования, можно сделать вывод о том, что понятие психологической зрелости личности в современной психологии многоаспектно и пока еще определено недостаточно четко. В результате краткого обзора имеющихся исследований на предмет понимания сущности и процесса формирования психологической зрелости мы можем рассматривать данное понятие в единстве двух его аспектов: индивидуально-психологического (внутриличностного) и социально-психологического (межличностного). Кроме того, теоретический обзор позволил выделить общие аспекты психологической зрелости личности в соответствии с определениями, лежащими в основе их выделения и раскрывающими их психологический смысл. Данные аспекты представлены ниже.

1. Ответственность (А.А. Реан, А.Г. Асмолов, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Кассель), «сознательная независимость» (К. Роджерс), локус контроля (С.К. Нартова-Бочавер).

2. Осознанное, реалистичное восприятие мира (Г. Олпорт), самопонимание (К. Роджерс), способность ставить реальные и идеальные цели (Б.С. Братусь), оценочная рефлексия (Г.С. Су-хобская).

3. Потребность в самоактуализации (А. Маслоу), направленность на саморазвитие, открытость изменениям (К. Роджерс, А.А. Реан).

4. Самопринятие и самоуважение - принятие себя (Г. Олпорт); гибкая я-концепция, стремление я-реального к я-идеальному (Н.Е. Харламенкова).

5. Автономия - самостоятельность, опора на себя, самоподдержка (Ф. Перлз); автономность (Дж. Ловингер), психологическая суверенность (С.К. Нартова-Бочавер); способность противостоять давлению и оценкам окружающих (К. Роджерс).

6. Сила характера (Б.Г. Ананьев), творческая реализация (К. Роджерс), способность справляться с неопределенностью (Г. Олпорт).

7. Управление и организация собственной жизни - создание собственной среды развития (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко); способность к постановке целей и реализация собственного решения (Г.С. Сухобская); регуляция собственного поведения сознательно в процессе жизни (К.А. Абульханова-Славская), самоконтроль (Р.М. Шамионов).

8. Целостность, конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б.Г. Ананьев), идентичность, складывающаяся в процессе онтогенеза (Н.Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), приобретение полной целостности образа «я» (К.Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон).

9. Широта интересов и связей с миром (Д.А. Леонтьев); многогранное чувство «я» (Г. Олпорт), выражение творческого начала в разнообразных сферах жизни; открытость опыту (Г. Крайг).

10. Толерантность, социальная направленность поведения (А.А. Деркач, А.А. Бодалев), снисходительность, демократический склад характера (Г. Олпорт); гуманистические ценности (Г.С. Сухобская), нравственное сознание (Л. Колберг).

11. Способность строить межличностные отношения (Г. Салливан, В.Н. Мясищев, Р.В. Ов-чарова); теплота в отношении к другим (Г. Олпорт); способность любить, заботиться (З. Фрейд, Э. Фромм); уважение и эмпатия по отношению к другим людям (Э. Фромм, К. Роджерс).

В статье сделана попытка раскрыть сущность понятия «психологическая зрелость личности». Перечисленные выше аспекты психологической зрелости позволили определить ее состав и психологическое содержание. Однако в современной психологии зрелость рассматривается как целостная и непрерывно развивающаяся характеристика, как сложное системное образование, которое не сводится к отдельным свойствам личности, а является слаженной гармоничной системой. В заключение стоит отметить, что о достижении личностью психологической зрелости можно говорить в полной мере, начиная с периода средней взрослости, то есть 35-45 лет, после того как пережит кризис середины жизни. В этот период происходит значимое становление и формирование большинства аспектов психологической зрелости личности, поэтому ориентация «на себя» сменяется ориентацией на ценности внешнего мира и других людей.

1. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014.

3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.

4. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.

6. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.