Майн кампф на русском языке читать. "Майн Кампф" - самая опасная в мире книга? Против Веймарской республики

Джордж Оруэлл

Рецензия на «Майн кампф» Адольфа Гитлера

Символичной для нынешнего бурного развития событий стала осуществленная год назад публикация издательством «Херст энд Блэкетт» полного текста «Майн кампф» в явно прогитлеровском духе. Предисловие переводчика и примечания написаны с очевидной целью приглушить яростный тон книги и представить Гитлера в наиболее благоприятном свете. Ибо в то время Гитлер еще считался порядочным человеком. Он разгромил немецкое рабочее движение, и за это имущие классы были готовы простить ему почти все. Как левые, так и правые свыклись с весьма убогой мыслью, будто национал-социализм – лишь разновидность консерватизма.

Потом вдруг выяснилось, что Гитлер вовсе и не порядочный человек. В результате «Херст энд Блэкетт» переиздало книгу в новой обложке, объяснив это тем, что доходы пойдут в пользу Красного Креста. Однако, зная содержание книги «Майн кампф», трудно поверить, что взгляды и цели Гитлера серьезно изменились. Когда сравниваешь его высказывания, сделанные год назад и пятнадцатью годами раньше, поражает косность интеллекта, статика взгляда на мир. Это – застывшая мысль маньяка, которая почти не реагирует на те или иные изменения в расстановке политических сил. Возможно, в сознании Гитлера советско-германский пакт не более чем отсрочка. По плану, изложенному в «Майн кампф», сначала должна быть разгромлена Россия, а потом уже, видимо, Англия. Теперь, как выясняется, Англия будет первой, ибо из двух стран Россия оказалась сговорчивей. Но когда с Англией будет покончено, придет черед России – так, без сомнения, представляется Гитлеру. Произойдет ли это на самом деле – уже, конечно, другой вопрос.

Предположим, что программа Гитлера будет осуществлена. Он намечает, спустя сто лет, создание нерушимого государства, где двести пятьдесят миллионов немцев будут иметь достаточно «жизненного пространства» (то есть простирающегося до Афганистана или соседних земель); это будет чудовищная, безмозглая империя, роль которой, в сущности, сведется лишь к подготовке молодых парней к войне и бесперебойной поставке свежего пушечного мяса. Как же случилось, что он сумел сделать всеобщим достоянием свой жуткий замысел? Легче всего сказать, что на каком-то этапе своей карьеры он получил финансовую поддержку крупных промышленников, видевших в нем фигуру, способную сокрушить социалистов и коммунистов. Они, однако, не поддержали бы его, если бы к тому моменту своими идеями он не заразил многих и не вызвал к жизни целое движение. Правда, ситуация в Германии с ее семью миллионами безработных была явно благоприятной для демагогов. Но Гитлер не победил бы своих многочисленных соперников, если бы не обладал магнетизмом, что чувствуется даже в грубом слоге «Майн кампф» и что явно ошеломляет, когда слышишь его речи. Я готов публично заявить, что никогда не был способен испытывать неприязнь к Гитлеру. С тех пор как он пришел к власти, – до этого я, как и почти все, заблуждался, не принимая его всерьез, – я понял, что, конечно, убил бы его, если бы получил такую возможность, но лично к нему вражды не испытываю. В нем явно есть нечто глубоко привлекательное. Это заметно и при взгляде на его фотографии, и я особенно рекомендую фотографию, открывающую издание «Херста энд Блэкетта», на которой Гитлер запечатлен в более ранние годы чернорубашечником. У него трагическое, несчастное, как у собаки, выражение лица, лицо человека, страдающего от невыносимых несправедливостей. Это, лишь более мужественное, выражение лица распятого Христа, столь часто встречающееся на картинах, и почти наверняка Гитлер таким себя и видит. Об исконной, сугубо личной причине его обиды на мир можно лишь гадать, но в любом случае обида налицо. Он мученик, жертва, Прометей, прикованный к скале, идущий на смерть герой, который бьется одной рукой в последнем неравном бою. Если бы ему надо было убить мышь, он сумел бы создать впечатление, что это дракон. Чувствуется, что, подобно Наполеону, он бросает вызов судьбе, обречен на поражение, и все же почему-то достоин победы. Притягательность такого образа, конечно, велика, об этом свидетельствует добрая половина фильмов на подобную тему.

Он также постиг лживость гедонистического отношения к жизни. Со времен последней войны почти все западные интеллектуалы и, конечно, все «прогрессивные» основывались на молчаливом признании того, что люди только об одном и мечтают – жить спокойно, безопасно и не знать боли. При таком взгляде на жизнь нет места, например, для патриотизма и военных доблестей. Социалист огорчается, застав своих детей за игрой в солдатики, но он никогда не сможет придумать, чем же заменить оловянных солдатиков; оловянные пацифисты явно не подойдут. Гитлер, лучше других постигший это своим мрачным умом, знает, что людям нужны не только комфорт, безопасность, короткий рабочий день, гигиена, контроль рождаемости и вообще здравый смысл; они также хотят, иногда по крайней мере, борьбы и самопожертвования, не говоря уже о барабанах, флагах и парадных изъявлениях преданности. Фашизм и нацизм, какими бы они ни были в экономическом плане, психологически гораздо более действенны, чем любая гедонистическая концепция жизни. То же самое, видимо, относится и к сталинскому казарменному варианту социализма. Все три великих диктатора упрочили свою власть, возложив непомерные тяготы на свои народы. В то время как социализм и даже капитализм, хотя и не так щедро, сулят людям: «У вас будет хорошая жизнь», Гитлер сказал им: «Я предлагаю вам борьбу, опасность и смерть»; и в результате вся нация бросилась к его ногам. Возможно, потом они устанут от всего этого и их настроение изменится, как случилось в конце прошлой войны. После нескольких лет бойни и голода «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей» – подходящий лозунг, но сейчас популярнее «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Коль скоро мы вступили в борьбу с человеком, провозгласившим подобное, нам нельзя недооценивать эмоциональную силу такого призыва.

Два тома и 500 страниц повторяющихся, напыщенных и примитивных обличений - вот что такое «Майн Кампф». Тем не менее, у книги есть своя логика. Идеи - служившие поначалу предвыборными заявлениями, а после прихода Гитлера к власти, ставшие холодной реальностью - были анти-версальскими, анти-веймарскими, антикоммунистическими и антисемитскими. В этой статье мы рассмотрим подобные анти-идеи, а заодно и другие, такие как «единство немецкого народа» и идею расового превосходства.

Автобиография и Мировоззрение

Помимо выражения сущности нацизма, «Майн Кампф» содержит интересные сторонние высказывания и, благодаря поразительной откровенности автора, отчасти проливает свет на мировоззрение одного из самых ненавистных диктаторов двадцатого века. Адольфу Австрийскому хватило самоуверенности, чтобы стать диктатором соседней страны.

«Майн Кампф» демонстрирует явную заносчивость Гитлера. Он пишет, что в школьные годы он был необычайно одарённым мальчиком, с «врождённым ораторским талантом… <и> очевидным талантом к рисованию». Более того, он «стал маленьким вожаком. Занятия в школе давались <ему> очень легко». Тем не менее, правда состоит в том, что Гитлер оставил школу в 16 лет без диплома. И всё-таки он продемонстрировал некоторую скромность, заявив, что «всякое выдающееся движение на этой земле обязано своим взлётом выдающимся ораторам, а вовсе не выдающимся писателям». Без сомнения, Гитлер не был выдающимся писателем.

Как же тогда книга увидела свет? Предпринятая Гитлером попытка переворота в ноябре 1923 г. в Мюнхене, закончилась провалом и его тюремным заключением. По иронии судьбы, Пивной путч определённо сыграл на руку лидеру нацистов. Гитлер стал известен как человек действия: путч принёс ему национальную известность и привлёк внимание элит, которые только надавали Гитлеру по рукам, приговорив к пяти годам тюрьмы, из которых он отсидел всего 9 месяцев. Революционные усилия Гитлера привели к тому, что он всё больше становился представителем, скорее даже выразителем, политических прав Германии. Гитлер, несомненно, стал частью консервативной и националистической враждебности против послевоенной Веймарской республики.

Джеймс Мёрфи, переводчик «Майн Кампф» на английский, в издании 1939 г. отметил, что Гитлер «писал в состоянии эмоционального стресса, вызванного историческими событиями того времени». Мёрфи имеет в виду те специфические обстоятельства 1923 г., поставившие Германию в отчаянное положение - гиперинфляция, затруднения в выплате репараций, Рурский конфликт и стремление Баварии отделиться и образовать независимое католическое государство.

Несмотря на неуспех переворота, тюремное заключение предоставило Гитлеру время и место записывать - или хотя бы надиктовывать - свои идеи. Лишение свободы позволило Гитлеру «заняться книгой, которую многие мои друзья уже давно просили меня написать и которая мне самому кажется полезной для нашего движения». Именно Рудольф Гесс, партийный соратник, также заключённый в Ландсбергскую тюрьму, записывал высказывания Гитлера. Насколько сильно он поучаствовал в написании книги, никто не знает. Гитлер посвятил свою книгу 18 мученикам, «павшим героям» Пивного путча; в то время как второй том (под заголовком «Национал-социалистическое движение») был написан в память о его близком друге Дитрихе Экхарте.

«Майн Кампф» описывает юные годы Гитлера в Ламбахе, время, проведённое в кофейнях Вены, и его участие в Первой мировой войне. Между 1907 и 1913 гг. Гитлер ничего не добился в Вене, разве что стал язвительным политическим обозревателем. В течение этих шести лет, он наблюдал за работой австрийского парламента - Рейхсрата - критиковал депутатов за использование славянских языков, критиковал очевидный хаос, но больше всего критиковал «торги и сделки вокруг назначения руководителей отдельных министерств».

Как бы то ни было, великая война наполнила его жизнь светом. В самом деле, он пишет, что когда разразилась война: «Я немедленно подал заявление принять меня добровольцем в один из баварских полков». Здесь же Гитлер отмечает, что собирался служить Германии, а не многонациональной, непрочной Австрийской империи, в которой был рождён.

Помимо автобиографических сведений и явной злобы, Гитлер демонстрирует определённую последовательность мыслей и тем. Сперва «человек вырабатывает себе, так сказать, общую платформу, с точки зрения которой, он может определять свое отношение к той или другой политической проблеме. Только после того как человек выработал себе основы такого миросозерцания и приобрел твердую почву под ногами, он может более или менее прочно занимать позицию в злободневных вопросах». Поиском и выражением такого мировоззрения и стал его главный труд - «Майн Кампф». За своими взглядами на действительность Гитлер обратился к таким идеям XIX века, как социал-дарвинизм, евгеника и антисемитизм - понятие, введённое Вильгельмом Марром для обозначения ненависти к евреям.

Гитлер, как социал-дарвинист, расценивал жизнь (и существование нации), как борьбу за выживание. В противоположность своим марксистским соперникам, которые обращали внимание на классовую борьбу, Гитлер фокусировался на межрасовом конфликте. Он полагал, что народы и расы находятся в неизбежном соревновании друг с другом и только наиболее приспособленный мог выжить. Интересно, что первоначально он назвал свой труд «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости». Человеком, который предложил гораздо более простое название «Майн Кампф» - «Моя борьба» - был издатель Макс Аманн, разочарованный малым количеством автобиографических сведений, описанных Гитлером.

Его книга выражает страстный и мутный национализм, стремящийся возродить древние германские мифы. «Майн Кампф» - труд убеждённого антисемита, который сумел увязать ненависть к евреям со своими взглядами на Версальский мирный договор 1919 г., Веймарскую республику и марксизм. В этом смысле можно сказать, что сочинение Гитлера подпитывало, а возможно и сформировало, основные предвыборные заявления нацистов. Помимо консервативных взглядов, Гитлер высказал свои расово-националистические убеждения.

Навязчивый национализм Гитлера подтверждается одним из самых интересных мест «Майн Кампф» - невероятной одержимостью Гитлера гимном «Deutschland über Alles » (Германия превыше всего). Он рассказывает, как он и его товарищи для поднятия духа громко пели эту песню в окопах, на партийных собраниях и при любом удобном случае. Адольф, несомненно, пел лучше всех: в конце концов, в детстве он был церковным певчим.

Адольф не только долго тянул ноты, также долго он таил злобу. Националисты и многие немецкие солдаты, вернувшиеся с войны, были убеждены, что победу Антанты обеспечили забастовки рабочих (во время революционных волнений осенью 1918 г.) и сдавшееся правительство. «Майн Кампф» поддерживает эту «Легенду об ударе ножом в спину», но также невольно демонстрирует неосведомлённость Гитлера о дефиците и тяжёлом положении военной Германии, охваченной эпидемией гриппа («испанкой»). Невозможно было и дальше поддерживать военное напряжение, к тому же, если бы Веймарское правительство не капитулировало, Германию ожидало вторжение и оккупация.

Против Версальского договора

«Майн Кампф» сконцентрирована на капитуляции Германии и условиях мира. В самом первом абзаце книги Гитлер отстаивает нарушение версальских условий и утверждает, что Аншлюс (соединение) с Австрией ради Великой Германии - это «цель, которой нужно добиваться всеми средствами». Далее он продолжает:

"Лишь после того как Германская империя включит в рамки своих границ последнего немца, лишь после того как окажется, что такая Германия не в состоянии прокормить в достаточной мере все свое население, - возникающая нужда дает народу моральное право на приобретение чужих земель. Тогда меч начинает играть роль плуга, тогда кровавые слезы войны орошат землю, которая должна обеспечить хлеб насущный будущим поколениям".

Книга призывает к нарушению международного права, особенно к преодолению версальских условий и потерь, которые понесла Германия. Ради этого Гитлер готов отстаивать использование «всей силы меча». Однако Гитлеру мало одного возвращения к прежнему положению. Сначала он хочет Аншлюс, а потом и «жизненное пространство»:

«Чтобы стать мировой державой, Германия непременно должна приобрести те размеры, которые одни только могут обеспечить ей должную роль при современных условиях и гарантировать всем жителям Германии жизнь».

Гитлер считал, что такую безопасность обеспечили бы условия, достигнутые Брестским миром в марте 1918 г. Этот договор, заключённый с поверженной Россией, отрезал от неё западные территории - от Прибалтики до Кавказа - на которых находилась половина российской промышленности и сельскохозяйственных земель.

Странным образом, Гитлер считал Брестский мир «невероятно гуманным», а Версальский договор - «грабежом среди бела дня». Несомненно, территориальные потери, репарации и ответственность за развязывание войны были тяжким бременем, но не менее тяжкими были условия немецкого «мира», наложенные на поверженную Россию.

Гитлер считал, что территория Германии неприемлемо мала, по сравнению с Великобританией, Россией, Китаем и Америкой. «Майн Кампф» не скрывает военных целей и завоеваний, к которым стремился лидер нацистов. Более того, он сделал свои амбиции достоянием общественности. И такая искренность должна была предостеречь Союзников от политики умиротворения в 1930-х.

Против Веймарской республики

Послевоенная Германия была связана парламентской конституцией и пропорциональной избирательной системой. Это стало полным разрывом с кайзеровской Германией. Гитлер с презрением относился к этой системе: «Демократия, существующая сегодня в Западной Европе, это предвестник марксизма». Более того, он не особенно доверял избирателям: «Народ по большей части глуп и забывчив».

Не меньше склонности он проявлял, критикуя Веймарскую республику, называя Рейхстаг «кукольным театром». Несомненно, Веймарская демократия имела проблемы роста, а недолговечные, хрупкие политические коалиции эту демократию совершенно не укрепляли. Однако Гитлер возмущался самой демократической системой: «Большинство <избирателей> не только является представителями глупости, но и представителями трусости».

Против коммунизма

Страх перед хаосом кровавой российской революции 1917 г. добавил ещё одну тему в список ненависти Гитлера, который стал непримиримым антикоммунистом и антисоциалистом. Гитлер оплакивал падение царского строя, правящую элиту которого считал «германской». В то время как новый большевистский строй был всего лишь проявлением и платформой еврейской агрессии. Он считал, что коммунисты - это «человеческая накипь, которая захватила врасплох громадное государство, произвела дикую кровавую расправу над миллионами передовых интеллигентных людей, фактически истребила интеллигенцию и теперь, вот уже скоро десять лет, осуществляет самую жестокую тиранию, какую когда-либо только знала история». Помня о волнениях рабочих, которых Гитлер обвинял в капитуляции Германии в 1918 г., и дальнейших социалистических волнениях, он уверенно считал, что «ближайшей приманкой для большевизма в нынешнее время как раз и является Германия».

Гитлер ненавидел уклонистов, дезертиров и негодяев, которые избежали «сражений на полях Фландрии» и вместо этого ускорили Ноябрьскую революцию 1918 г. «Из-за марксистских махинаций, Социал-демократическая партия, преданная на словах новой республике, помогла подавить радикалов (независимых социалистов и спартакистов) и эффективно подмяла под себя Веймарскую республику».

Гитлер считал Россию не только рассадником коммунизма, он также воспринимал её, как очаг влиятельных евреев и, что важнее всего, как источник безграничных ресурсов и земель. «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены». И далее: «Россия, лишившаяся своего верховного германского слоя, уже тем самым перестала иметь какое бы то ни было значение как возможный союзник немецкой нации… чтобы провести успешную борьбу против еврейских попыток большевизации всего мира, мы должны, прежде всего, занять ясную позицию по отношению к Советской России». Тотальная враждебность! Ничего не изменилось для Гитлера с момента написания «Майн Кампф» и до вторжения в Советский Союз в 1941 г. Только голый прагматизм заставил его подписать краткосрочный и циничный договор о ненападении с СССР 23 августа 1939 г.

Народное единство

В противоположность международному большевизму, обращавшемуся к рабочему классу, Гитлер отстаивал национализм, пронизывающий все слои общества. Идея народного единства (Volksgemeinschaft ) стала логичным продолжением того единства военного времени, когда боевой опыт солдат впервые отразил сплоченность Германии. «Мы, солдаты, на фронте и в окопах не спрашивали раненого товарища: «Ты баварец или пруссак? Католик или протестант?». В окопах мы чувствовали народное единство».

Как итальянские солдаты были готовы натянуть чёрные фашистские рубахи, выступая против коррумпированного послевоенного правительства, так немецкие солдаты пополняли ряды добровольческих корпусов (фрайкоров), а некоторые входили и в штурмовые отряды (СА).

Сильно завидуя древним, фантастическим с виду, империям Британии и Франции, немецкие националисты решили опереться на своих философов XIX века, которые вернули к жизни героические легенды прошлого. Ведь Германия, так или иначе, была отдельным европейским сообществом, и у которой был свой «особый путь» (Sonderweg ). Гитлер определённо был убеждён в неразрывной связи немецкого народа со Священной Римской империей, Пруссией Фридриха Великого и Германией Бисмарка. Немецкая индивидуальность отчётливо проступала в сочинениях Гёте, Гегеля и Ницше. Идентичность немцев и свойственное им самокопание нашли своё отражение в музыке Рихарда Вагнера, которого обожал Гитлер.

Идеи народного единства и немецкой индивидуальности были не так уж редки в то время. Однако Гитлер довёл национализм до его наиболее радикальной формы - превосходства арийской расы над всеми остальными. Гитлер утверждал, что Германия является неотъемлемой частью высшей арийской культуры и расы. Вот как он размышлял во время своего заключения: «Все то, что мы имеем теперь в смысле человеческой культуры, в смысле результатов искусства, науки и техники - все это является почти исключительно продуктом творчества арийцев». Отметив такие очевидные качества арийцев, он требовал их сохранения: «Государство есть средство к цели, <которая> состоит в сохранении прежде всего только того ядра, которое действительно принадлежит к данной расе и обеспечивает ей развитие тех сил, которые заложены в этой расе».

Гитлер отстаивал устаревшие антинаучные идеи расовой чистоты. Он боялся растворения арийских качеств у немцев и проводил параллели с животным миром: «Каждое животное спаривается только со своим товарищем по роду и виду. Синичка идет к синичке, зяблик к зяблику»! Гитлер предостерегал, что сила Франции приносится в жертву её колониальной и социальной политике, которая рано или поздно приведёт к тому, что «последние остатки франкской крови исчезнут, растворившись в новом европейско-африканском мулатском государстве».

В «Майн Кампф» Гитлер отдаёт дань ещё одному очевидному расовому качеству: «Греческий идеал красоты потому и остался бессмертным, что тут мы имели изумительное сочетание физической красоты с благородством души и широким полетом ума».

Гитлер отстаивает ежедневные двухчасовые занятия физкультурой в школе. «При этом ни в коем случае не следует отказываться от одного важного вида спорта, на который к сожалению и в нашей собственной среде иногда смотрят сверху вниз, - я говорю о боксе… Мы не знаем никакого другого вида спорта, который в такой мере вырабатывал бы в человеке способность наступать, способность молниеносно принимать решения и который вообще в такой мере содействовал бы закалке организма». Несмотря на такое преклонение Гитлера перед боксом, немецкий чемпион мира в супертяжёлом весе начала 1930-х, Макс Шмелинг, тем не менее, аккуратно избежал вступления в НСДАП и так и не стал арийской иконой. Вместо этого, Шмелинг продолжал тренироваться под руководством тренера-еврея, а позднее даже укрывал евреев.

Совершенно ясно, что расовый национализм Гитлера и его страсть к народному единству наложились на ложную идею арийского превосходства. Германия должна была стать чистым национальным сообществом, основанным на идеализированном представлении об арийцах. В интересах нации, пишет он, «чтобы в брак вступали люди с красивыми телами, ибо только это способно обеспечить нашему народу действительно красивое потомство».

Позже, нацистская политика и такие организации, как гитлерюгенд и КДФ (институт досуга), растиражировали образ белокурых, здоровых детей и их семей. Нацистский строй провозгласил даже идею искусственного отбора: школьники изучали евгенику, а девушки следовали «Десяти заповедям выбора жениха». Здоровых женщин, не имеющих партнёров, побуждали пользоваться клиниками Лебенсборн («источник жизни») для производства следующего поколения арийцев.

Против евреев

Идеализированные представления Гитлера о немецкости и арийстве легче всего понять на фоне карикатурного еврейства. На протяжении всей книги, он неоднократно возвращается к «еврейскому вопросу». Он практически одержим этой темой.

С одних позиций Гитлер описывает евреев - обитателей венских трущоб: «Люди эти неособенно любят мыться… Меня по крайней мере часто начинало тошнить от одного запаха этих господ в длинных кафтанах. Прибавьте к этому неопрятность костюма и малогероическую внешность». С других позиций, он отмечает еврейство социал-демократов и журналистов. Более того, для него они были марксистами, желавшими уничтожить национальную экономику и пытавшимися создать себе «известную самостоятельную базу, не подчиненную какому бы то ни было контролю других государств, с тем, чтобы оттуда можно было еще более невозбранно продолжать политику мирового мошенничества».

Ещё более неудачно Гитлер описывает еврейских банкиров и политических лидеров: обе группы стремятся к своей цели - сионизму - утверждению еврейского господства. Со своей социал-дарвинистской точки зрения, Гитлер считал расовую войну неизбежной и искал возможность остановить «завоевание мира евреями». То есть, он приписывал евреям свои собственные низменные цели!

Зловеще и пророчески Гитлер сокрушается: «Если бы в начале войны мы решились задушить ядовитыми газами 12-15 тысяч этих еврейских вожаков, губящих наш народ… тогда миллионные жертвы, принесенные нами на полях войны, не оказались бы напрасными». В таких выражениях «Майн Кампф» предлагает возможное решение «еврейского вопроса».

Заключение

На фоне величественных проектов завоеваний и теорий превосходства, представленных в «Майн Кампф», Гитлер также включил в своё сочинение вполне земные подробности - в каком-то смысле, это самые интересные места в книге. Гитлер упоминает даты, количество посетителей и даже погоду во время партийных собраний. Он цитирует свои успешные споры на крупномасштабных собраниях в кофейнях. Он также рассказывает о нацистских плакатах: «Красный цвет для наших плакатов мы избрали, конечно, не случайно, а по зрелом размышлении. Мы хотели этим как можно больше раздразнить красных, вызвать у них возмущение и провоцировать их на то, чтобы они стали ходить на наши собрания».

Тем не менее, кроме фундаментального противостояния Версалю, Веймару, коммунизму, СССР и еврейству, «Майн Кампф» содержит предвыборные заявления нацистов (в таких слоганах, как «Разбить цепи Версаля» и «Долой слабую Веймарскую демократию») и предсказания основных направлений внутренней и внешней политики Гитлера в 1930-х. По общему признанию, в последствии он пытался преуменьшить значение идей, раскрытых в «Майн Кампф». Будучи рейхсканцлером, он даже настаивал, что его книга отражает только «фантазии за решёткой». Точно также он пытался дистанцироваться в глазах иностранной аудитории от своих наиболее радикальных и агрессивных идей: об этом свидетельствуют договоры о ненападении с Польшей (1934 г.) и с Советским Союзом (1939 г.).

В 1939 г. переводчик Мёрфи сообщил английским читателям «Майн Кампф» о том, как Гитлер заявил, что его поступки и публичные заявления нужно расценивать как частичный пересмотр отдельных положений его книги.

Проблема такого оптимистического взгляда была в том, что к этому времени Гитлер уже подстегнул широкое использование концентрационных лагерей, одобрил кровопролитие во время Хрустальной ночи, ликвидировал демилитаризацию Рейнской области, оказал военную помощь фашистам генерала Франко, захватил Австрию и аннексировал Судетскую область. Без всякого сомнения, Гитлер готовился к большой войне. По словам историка Алана Буллока: «Цель его международной политики никогда не менялась, от первых строчек в «Майн Кампф» в 1920-х вплоть до атаки на СССР в 1941 г.: Германия должна расширяться на восток».

«Майн Кампф» позволила гитлеровскому «чертежу» Третьего Рейха стать достоянием общественности. Незадолго до смерти, в своём прощальном политическом заявлении Гитлер застрял на тех же проблемах, которые он высказал в 1924 г. В разрушенном Берлине Адольф записал: «Из пепла наших городов и монументов произрастёт ненависть к международному еврейству, которое больше всех в ответе за всё»

Главный труд Гитлера не умер вместе с ним и не потерял своего настоящего значения: как обычно зло надолго переживает своих родителей. В наше время сочинение Гитлера запрещено в большей части Европы и, возможно, поэтому оно стало подпольной и незаконной культовой классикой для всех нацистов в современной Германии и Австрии.

У Британии есть свой доморощенный расист Джон Тиндейл, вдохновлённый словом Гитлера. Тиндейл был председателем Национального фронта до основания Британской национальной партии: без всякого стеснения он заявлял, что «"Майн Кампф", как Библия для меня». Он отстаивал высылку иммигрантов из Великобритании и в стиле нацистов требовал ввести «расовые законы о запрете брака между бриттами и неарийцами: нужно применять медицинские меры для предупреждения размножения тех, у кого имеются наследственные заболевания». Незадолго до своей смерти в июле 2005 г. он был запоздало арестован по обвинению в расовой ненависти.

Анти-израильские настроения арабского мира нередко обращаются к антисемитизму; отсюда и популярность сочинения Гитлера в этом мире. На пороге 2005 г. за две недели в Турции было продано 100 тыс. копий «Майн Кампф». А в Палестине обличения Гитлера уже давно возглавляют список бестселлеров. Ранее египетский президент Насер, пытавшийся повести арабский мир против Израиля, нашёл великолепный способ мотивировать армейских офицеров - подарить им карманное издание арабского перевода «Майн Кампф». Читали они напыщенную прозу Гитлера или нет - вот вопрос!

В 1979 г., когда войска Танзании успешно отразили натиск армии Уганды и в свою очередь захватили вражескую столицу, на столе в кабинете диктатора Иди Амина обнаружилась копия «Майн Кампф». Печально известный африканский смутьян, диктатор Уганды, был также рьяным критиком Британской империи. Он даже провозгласил себя королём Шотландии! Влияние, которое оказало сочинение Гитлера на такого человека, как Иди Амин, убедительно показывает что представляет собой книга и кем являются её читатели.

От переводчика: Если ты, дорогой читатель, не доволен содержанием статьи, тебе . А если ты недоволен качеством перевода, то пиши там, где тебе удобней: в комментариях, личных сообщения, по почте.


Ровно 90 лет назад, 18 июля 1925 г., состоялась первая публикация «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Предлагаем несколько интересных фактов о "нацистской библии".

1) Гитлер хотел назвать свою книгу "Четыре с половиной года борьбы c ложью, глупостью и трусостью", но Макс Аманн, практичный директор нацистского издательства, который должен был издавать ее, возражал против столь тяжеловесного и малопривлекательного заголовка и урезал его. Книга получила название "Моя борьба" ("Майн кампф").

2) За исключением Библии, ни одна книга не продавалась в таких количествах в период нацистского правления, когда немногие семьи чувствовали себя в безопасности, не выставив книгу на почетное место у себя в доме. Считалось почти обязательным - и, безусловно, разумным - дарить "Майн кампф" жениху и невесте к свадьбе, а школьнику по окончании школы любого профиля. К 1940 году, спустя год после начала второй мировой войны, в Германии было продано
6 миллионов экземпляров этой книги.

3) По одним данным Гитлер отказался от выплаты ему вознаграждений за продажи книги полностью. По другим данным он сделал на книге состояние.

4) В СССР перевод книги Григория Зиновьева был издан в 1933 году ограниченным тиражом для изучения партийными работниками.

5) О России Гитлер писал следующее: "Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своём подчинении это громадное государство. "

6) Гитлер писал, что политика завоевания новых земель Германией возможна только при союзе с Англией, Италией и Японией.

7) В некоторых странах продажа этой книги запрещена (например, в Германии и России), а в некоторых странах Mein Kampf может продаваться легально.

8) Кому достаются авторские отчисления от продажи Mein Kampf? Нет - вовсе не родственникам Гитлера. Авторские права на Mein Kampf принадлежат Баварии, а именно ее министерству финансов, которое запрещает продавать книгу в Германии и пытается сделать то же самое в других странах. Права на книгу у Баварии истекают 1 января 2016 г., через 70 лет после смерти автора. После этого книга станет "общественным достоянием".

9) Несколько лет назад британцы пришли в шок, обнаружив на полке "Лучшие подарки на Рождество" в одном из крупнейших сетевых книжных магазинов страны книгу Майн Кампф. Причем книга оказалась там вовсе не случайно. На владельцев сети подали в суд.

10) Вовсе не обязательно, что каждый немец, купивший "Майн кампф", прочел ее. Можно было услышать от многих убежденных нацистов, что им было трудно читать эту книгу, и не так уж мало немцев признавались, что не смогли осилить до конца высокопарный опус в 782 страницы. Можно, по всей вероятности, утверждать что если бы большее число немцев, не являвшихся членами нацистской партии, прочли эту книгу до 1933 года и если бы государственные деятели разных стран внимательно изучили ее, пока еще не было поздно, то и Германию, и весь мир удалось бы спасти от катастрофы.

(«Mein Kampf» - «Моя борьба»), книга Гитлера, в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии «Майн кампф» считали библией национал-социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Первую часть «Майн кампф» Гитлер написал в тюрьме Ландсберга, где отбывал срок за попытку государственного переворота (см. «Пивной путч» 1923). Многие его соратники, в том числе Геббельс, Готфрид Федер и Альфред Розенберг, уже опубликовали брошюры или книги, и Гитлеру страстно хотелось доказать, что, несмотря на недостаточное образование, он также способен внести свою лепту в политическую философию. Поскольку пребывание почти 40 нацистов в тюрьме было необременительным и комфортным, Гитлер многие часы проводил диктуя первую часть книги Эмилю Морису и Рудольфу Гессу. Вторая часть была написана им в 1925-27, уже после воссоздания нацистской партии.

Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости». Однако издатель Макс Аман, не удовлетворясь столь длинным названием, сократил его до «Моя борьба». Крикливый, сырой, напыщенный по стилю первый вариант книги был перенасыщен длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдавало в Гитлере полуобразованного человека. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер отметил в первоначальном издании тысячи грамматических ошибок. Хотя в последующих изданиях были сделаны многие стилистические исправления, общая картина осталась прежней. Тем не менее книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра «Майн кампф». Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.

Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера. Немцы, писал он, должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства. Несмотря на поражение в 1-й мировой войне, необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в будущем занять свое место предводителя человечества.

Гитлер охарактеризовал Веймарскую республику как «величайшую ошибку XX века», «уродство жизненного устройства». Он изложил три основных представления о государственном устройстве. В первую очередь, это те, кто понимает под государством просто в той или иной степени добровольное сообщество людей с правительством во главе. Подобное представление исходит от самой большой группы - «свихнувшихся», которые олицетворяют «государственную власть» (StaatsautoritIt) и принуждают народ служить им, вместо того, чтобы самим служить народу. Примером является Баварская народная партия. Вторая, не столь многочисленная группа признает государственную власть при соблюдении определенных условий, таких как «свобода», «независимость» и прочие права человека. Эти люди рассчитывают, что подобное государство сможет функционировать таким образом, что бумажник каждого будет набит до отказа. Эта группа пополняется в основном из числа немецкой буржуазии, из либеральных демократов. Третья, наиболее слабая группа возлагает надежды на единство всех людей, говорящих на одном языке. Они надеются достичь единения нации благодаря языку. Позиции этой группы, контролируемой Националистической партией, наиболее шатки ввиду очевидной лживой подтасовки. Некоторые народы Австрии, к примеру, никогда не удастся германизировать. Негр или китаец ни за что не сможет стать немцем лишь потому, что он свободно говорит по-немецки. «Германизация может произойти только на земле, а не в языке». Национальность и раса, продолжал Гитлер, заключена в крови, а не в языке. Смешение крови в Германском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное. Ничего хорошего не произошло в восточных районах Германии, где польские элементы в результате смешения осквернили германскую кровь. Германия оказалась в глупом положении, когда в Америке широко распространилось мнение, будто иммигранты из Германии сплошь являются немцами. На самом же деле это была «еврейская подделка немцев». Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости» Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости»

Все эти три взгляда на государственное устройство в основе своей фальшивы, писал Гитлер. Они не признают ключевого фактора, который заключается в том, что искусственно создаваемая государственная власть базируется в конечном счете на расовых основах. Первейшая обязанность государства сохранять и поддерживать свои расовые основы. «Коренным понятием является то, что Государство не имеет границ, но подразумевает их. Именно в этом заключается предпосылка развития высшей Kultur, но никак не причина этого.

Причина лежит исключительно в существовании расы, способной совершенствовать собственную Kultur». Гитлер сформулировал семь пунктов «обязанностей государства»: 1. Понятие «раса» необходимо поставить в центре внимания. 2. Необходимо сохранять расовую чистоту. 3. В качестве первоочередной задачи ввести практику современного контроля за рождаемостью. Больным или слабым должно быть запрещено иметь детей. Германская нация должна быть подготовлена к будущему лидерству. 4. Необходимо поощрять занятия спортом среди молодежи до беспрецедентного уровня подготовленности. 5. Необходимо сделать армейскую службу окончательной и высшей школой. 6. Особое значение следует уделять изучению расового вопроса в школах. 7. Необходимо пробуждать среди граждан патриотизм и национальную гордость.

Гитлер не уставал проповедовать свою идеологию расового национализма. Вторя Хьюстону Чемберлену, он писал, что арийская или индоевропейская раса и, прежде всего, германская, или тевтонская, является именно тем «избранным народом», о котором говорили евреи, и от которого зависит само существование человека на планете. «Все, чем мы восхищаемся на этой земле, будь то достижения в области науки или техники, - творение рук немногих наций и, вероятно, скорее всего, одной единственной расы. Все достижения нашей Kultur есть заслуга этой нации». По его мнению, этой единственной расой является арийская. «История с предельной ясностью показывает, что любое смешение арийской крови с кровью низших рас приводит к деградации носителя Kultur. Северная Америка, чье громадное население составлено из германских элементов, и которая лишь в малой степени смешалась с низшими, цветными расами, представляет образец цивилизации и Kultur, в отличие от Центральной или Южной Америки, где романские иммигранты в значительной степени ассимилировались с местным населением». Германизированной Северной Америке, наоборот, удалось остаться «расово чистой и несмешанной». Какой-нибудь деревенский парень, которому не дано понять расовых законов, может навлечь на себя беду. Гитлер призывал немцев присоединиться к параду победы (Siegeszug) «избранных рас». Достаточно уничтожить арийскую расу на земле, и человечество погрузится в зияющую темноту, сравнимую со Средневековьем.

Гитлер поделил все человечество на три категории: создатели цивилизации (Kulturbegr?nder), носители цивилизации (KulturtrIger) и разрушители цивилизации (Kulturzerstirer). К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Постепенное мировое распространение арийской цивилизации вплоть до японцев и других «морально зависимых рас» привело к созданию второй категории - носителей цивилизации. К этой группе Гитлер причислил в основном народы Востока. Только по внешнему виду японцы и иные носители цивилизации остаются азиатами; по внутренней сути они являются арийцами. К третьей категории разрушителей цивилизации - Гитлер отнес евреев.

Гитлер вновь повторил, что как только на свете появятся гении, человечество тут же причислит к ним «расу гениев» - арийцев. Гениальность врожденное качество, поскольку «она зарождается в мозгу ребенка». Вступая в контакт с низшими расами, ариец подчиняет их своей воле. Однако вместо того чтобы сохранять свою кровь в чистоте, он стал смешиваться с туземцами, до тех пор пока не начал перенимать духовные и физические качества низшей расы. Продолжение этого кровного смешения означало бы уничтожение старой цивилизации и потерю воли к сопротивлению (Widerstandskraft), являющейся принадлежностью исключительно носителей чистой крови. Арийская раса занимала свое высокое место в цивилизации потому, что осознавала свое предназначение; ариец всегда готов был пожертвовать своей жизнью ради остальных людей. Этот факт показывает, кто является венцом будущего человечества и в чем заключается «сущность жертвенности».

Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям. «Резкой противоположностью арийцу является еврей. Едва ли какая-нибудь нация на земле обладала инстинктом самосохранения в той степени, в какой его развил т. н. «избранный народ». Евреи никогда не имели своей собственной Kultur, они всегда заимствовали ее у других и развивали свой интеллект, вступая в контакт с другими народами. В отличие от арийцев, стремление евреев к самосохранению не выходит за рамки личного». Еврейское чувство «сопричастности» (Zusammengehirigkeitsgef?hl) базируется на «весьма примитивном стадном инстинкте». Еврейская раса была «откровенно эгоистичной» и обладала только мнимой Kultur. Не нужно быть идеалистом, чтобы убедиться в этом. Евреи не были даже расой кочевников, потому что кочевники хотя бы имели представление о слове «труд».

Помимо ненависти к евреям, Гитлер не обошел стороной и марксизм. Он возложил на марксистов вину за происходящее разложение национальной крови и утрату национальных идеалов в Германии. Марксизм будет подавлять германский национализм до тех пор, пока он, Гитлер, не возьмет на себя роль спасителя.

Дьявольское влияние марксизма Гитлер приписал евреям, которые хотели бы вырвать с корнем «носителей национального интеллекта и сделать рабами в их же собственной стране». Самым жутким примером подобных усилий является Россия, где, как писал Гитлер, «тридцати миллионам позволили умереть от голода в страшных мучениях, в то время как образованные евреи и жулики с фондовой биржи добивались господства над великим народом».

Чистый в расовом отношении народ, писал Гитлер, никогда не сможет быть порабощен евреями. Все на земле можно исправить, любое поражение можно в будущем превратить в победу. Возрождение немецкого духа наступит, если сохранить в чистоте кровь немецкого народа. Поражение Германии в 1918 Гитлер объяснял расовыми причинами: 1914 год был последней попыткой заинтересованных в национальном сохранении сил противостоять надвигавшемуся пацифистскомарксистскому уродованию национального государства. Что было необходимо Германии, так это - «тевтонское государство германской нации».

Изложенные в «Майн кампф» экономические теории Гитлера полностью повторяют доктрины Готфрида Федера. Национальное самообеспечение и экономическая независимость должны прийти на смену международной торговле. Принцип автаркии основывался на допущении, что экономические интересы и деятельность руководителей экономики должны быть всецело подчинены расовым и национальным соображениям. Все страны мира постоянно поднимали тарифные барьеры, чтобы сократить импорт до минимума. Гитлер рекомендовал гораздо более радикальные меры. Германия должна отрезать себя от остальной Европы и достичь полного самообеспечения. Достаточное для существования рейха количество продовольствия можно производить и внутри собственных границ или на территории сельскохозяйственных стран восточной Европы. Произошли бы ужасные экономические потрясения, если бы Германия и так не находилась уже в состоянии крайнего напряжения и не привыкла к нему. Борьба против международного финансового капитала и кредитов стала основным моментом программы достижения независимости и свободы Германии. Твердая линия национал-социалистов избавляла от необходимости подневольного труда (Zinsknechtschaft). Крестьяне, рабочие, буржуазия, крупные промышленники - весь народ находился в зависимости от иностранного капитала. Необходимо освободить государство и народ от этой зависимости и создать национальный государственный капитализм. Рейхсбанк должен быть поставлен под правительственный контроль. Деньги на все государственные программы, такие как развитие гидроэнергетики и дорожное строительство должны быть получены через выпуск государственных беспроцентных облигаций (Staatskassengutscheine). Необходимо создать строительные компании и промышленные банки, которые будут предоставлять беспроцентные займы. Любые состояния, накопленные во время 1-й мировой войны, следует считать приобретенными преступным путем. Полученные за счет военных заказов прибыли подлежат конфискации. Торговые кредиты должны находиться под контролем правительства. Вся система промышленных предприятий должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить участие рабочих и служащих в прибылях.

Необходимо ввести пенсионное обеспечение по старости. Такие крупные универмаги как «Тиц», «Карштадт» и «Вертхайм» следует преобразовать в кооперативные и сдавать в аренду мелким торговцам.

В целом представленные в «Майн кампф» аргументы носили негативный характер и предназначались для всех недовольных элементов в Германии. Взгляды Гитлера носили ярко националистическую окраску, были откровенно социалистическими и антидемократическими. Кроме того, он проповедовал ярый антисемитизм, подвергал нападкам парламентаризм, католицизм и марксизм.

А втором книги «Моя борьба» является один из самых кровавых диктаторов в истории – Адольф Гитлер. Mein Kampf (оригинальное название на немецком) является автобиографией Гитлера.

Первая часть

В первой части рассказывается о том, где родился, о семье, учёбе, переезде в Вену, мыслях о едином немецком государстве, отношении к славянам, евреям и так далее. Далее он уезжает в Германскую Империю (Второй Рейх), в Баварию. Затем он отправляется на западный фронт во время Первой Мировой.

Вторая часть

Вторая часть – о идеях национал-социализма (нацизма). Сделаю небольшое отступление.

Многие жители стран бывшего СССР считают, что нацизм и фашизм – одно и тоже. Но это абсолютно неверно, это разные идеологии.

В нацизме играет самую важную роль нация, в фашизме – государство. Это самые главные отличия.

Книга наполнена идеями (хотя это выражается ко второй части) превосходства арийской нации над всеми, идеями антисемитизма (эсперанто – является пунктом еврейского заговора) и отрицательного отношения к парламентаризму, социал-демократии, славянофобии (Гитлер боялся славянизации Австро-Венгрии). Отрицательно относился к идеям Маркса.

Гитлер хорошо относился к профсоюзам (т.к. могут стать инструментом для оздоровления), пропаганде.

Россию он считал государством, которое жило за счет германского ядра в интеллигенции. Но после Революции 1917-го года это место заняли евреи, а немцы были уничтожены. Потому Россия тоже исчезнет, как и евреи.

Сама книга была издана в 1925. Изначально книга не пользовалась большим спросом, но когда в 1933 году национал-социалистическая партия заполучила власть – продажи увеличились в разы. Она выдавалась бесплатно всем членам НСП, а с 1936 и на свадьбах вместо Библии. Следует отметить, что Гитлер от доходов отказался.

Вторая книга

Далее была написана Вторая книга. Но из-за низких продаж первой книги её не решился издать издатель, так как совсем понизит продажи. Но когда Гитлер пришёл к власти, тогда её решили не издавать по другим причинам. Она была спрятана в сейфе. И лишь в 1946 году она была найдена. А в 1961 году опубликована, в 1962 – перевод на английский.

Следует отметить, что в Российской Федерации «Моя борьба» в соответствии с федеральным законом об экстремизме 2002 года – запрещена. Из-за чего достать легальную печатную копию не представляет возможности (хотя в Интернете можно отыскать, но ценники довольно высокие и высок шанс того, что обманут). Но вот в том же Интернете найти электронную копию довольно просто.

Mein Kampf переводился на множество языков. Первый перевод на русский был осуществлён в 1930-х годах в ограниченных тираже для партийных работников. Далее были переведены отрывки в 1990 году в журнале «ВИЖ». Полноценный перевод был сделан издательством «Т-Око» в 1992 году. Кстати, издание этого года чаще всего и можно скачать.

Спасибо, что прочитали эту статью. Изучайте дальше историю!