Механизм формирования привычек и навыков. Посеешь навык – вырастет привычка

Деятельность (Петровский)- это внешняя (физическая), внутренняя (психологическая) активность человека, определяемая сознательной целью.

Деятельность (Платонов) - это взаимодействие человека с миром, в результате которой человек изменяет мир и самого себя.

Структура деятельности:

Структура деятельности включает - мотивы, действия, цели.

Цели:

    Цели - то, на что направлена непосредственно деятельность.

    Цель - это ради чего совершается деятельность.

    Цель - это предполагаемый результат.

Они бывают личные и общественные, далекие и близкие.

Мотивы:

    Это побуждение деятельности человека.

    Это обоснование решения поступать так, а не иначе.

Действие:

    Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотиву.

Действия бывают:

    Моторные.

    Двигательные.

    Центральные (умственные).

    Сенсорные (чувственные).

    Мнестические (связанные с памятью).

    Осознанные.

    Неосознанные.

    Физические.

    Внутренние (сравнивать, рассуждать), умственные (мыслительные операции).

Интериоризация - это переход внешнего действия во внутренний план.

Экстериоризация - это реализация умственного действия в предметном внешнем плане.

Этапы осуществления деятельности:

    Этап постановки цели

    Этап составления плана деятельности

    Этап исполнения, составленного плана.

    Проверка результатов и исправление ошибок.

    Сопоставление результатов с запланированным.

    Подведение итогов работы и её оценка.

Освоение деятельности осуществляется через действия, формирование навыков и привычек, умений.

Навык - это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными.

Этапы формирования навыка:

    Аналитический - овладение отдельными навыками действия.

    Синтетический - объединение элементов в единое действие.

    Автоматизация - упражнение с целью придания действию, плавности, нужной скорости, снять напряжение.

Умение - это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках.

Привычки - действие выполнение, которого стало потребностью, формирование через подорожание.

Ведущая деятельность - это деятельность, в которой формируются качественные изменения в данный период.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений , реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных компонентов, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач.

Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков . Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов :

    двигательные,

    познавательные,

    теоретические

    практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретически е умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка . От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5

2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7

2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9

2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10

2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11

3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17


ВВЕДЕНИЕ

Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося - одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек - самое изменчивое существо.

В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего состоят в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

1 УМЕНИЯ

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Пример соотношений элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя.

Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 НАВЫКИ

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Содержание контрольной работы по теме «Умения, навыки и привычки»

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5

2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7

2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9

2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10

2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11

3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17


ВВЕДЕНИЕ

Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося - одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек - самое изменчивое существо.

В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего состоят в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

1 УМЕНИЯ

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Пример соотношений элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя.

Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 НАВЫКИ

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

2.1 Виды навыков

В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности , выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков - обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться навыки правильного поведения.

2.2 Роль упражнения в выработке навыков

Навык формируется в упражнении. Упражнение - целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершен­ствования. В процессе упражнения деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводя­щих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый почерк, грамотное письмо, правиль­ную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщен­но, эффективный и качественный труд. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Органи­зуя упражнения, необходимо вызвать у обучающегося положи­тельное отношение к ним. Исследования показали, что для положительного отношения к тренировкам во время выработки некоторых двигательных навыков лучше отказаться от поопера­ционного обучения. Суть этого обучения заключается в том, что ученик сначала обучается только одной группе движений, необходимых в деятельности. Их выполнение доводится до со­вершенства, затем тренируются следующие. Лишь затем разрешается изготовление детали. Проучившись таким образом несколько месяцев и приобретя ряд навыков, человек теряет интерес к выполнению заданий, которые не приводят непосред­ственно к созданию продуктов труда. Это снижает интерес к обучению. В современных методиках обучения выработка навыков связывается с изготовлением несложных деталей. В об­щественно полезной трудовой деятельности навык совершенству­ется и развивается.

В создании положительного отношения к выработанному на­выку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровож­дающееся положительной оценкой, вызывает желание совершен­ствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык выраба­тывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводились.

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства...

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

При выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

3 ПРИВЫЧКИ

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка - потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отме­чал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно-технической революции, характеризуется прогрессирующим изменением условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека. Уже сегодня от него требуется небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим в порядок дня выдвигается весьма оптимистическая проблема третьего периода жизни-«активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70-80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья.

Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная стимулирующая роль сознания.

Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности, включать:

Понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

Понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

Овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;

Выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

Рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

Понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека.

Нравственность - важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет в том, что он собой представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей судьбе. Таким образом, в этом случае оказываются выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции и защиты личности.

Интеллектуальные психические и физические резервы организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни человека - задача, которую надо решать уже сегодня.

Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое требуется для этого - изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические физические возможности как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования личности - при наличии соответствующих социальных условий - иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 г. – 564с.

3. Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. – 286 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977 г. – 304 с.

5. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969 г.- 376 с.

6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.– 448 с.

7. Практическая психология: Учебник./Под. ред. акад. М.К. Тутушкиной. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 1997 г. – 336с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 г. – 672 с.

9. Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2003 г.. – 406 с.

Знания - обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды - делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, - это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение - способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык - это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка - сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).

Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого - он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Как формируется навык

Зная, что навык - это полуавтоматизированное, а затем уже и автоматизированное действие, следует пояснить термин "автоматизированный". Нет, малыш не автомат и не бездумный механизм. Однако согласитесь: если бы мы каждый раз при ходьбе решали задачу, как поставить ногу, то у нас не хватило бы энергии и сил на освоение более содержательных закономерностей окружающего мира. Значит, автоматизированные, заученные действия играют огромную роль: обладая ими, человек становится более умелым, ловким и даже удачливым. Такие навыки только начинают формироваться в раннем детстве.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку - это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: "Это я сам!" Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Последовательность и закономерность приобретения навыков

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой... И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум - двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков - длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни - платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они - своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни - привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи - может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима - первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

Возраст Навык освоения Проявления навыка
1 год 3 месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность
2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий

Формирование культурно-гигиенических навыков

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом - и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Формирование навыка опрятности

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.

С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощущения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное - после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
  • Ребенок должен ощутить разницу.
  • Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
  • Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
  • Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация - начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
  • Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
  • Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Что нужно знать о памперсах

  • Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
  • Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или при особых обстоятельствах, таких, как болезнь ребенка, длительный переезд и т. п.).
  • Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его "пограничного" нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
  • На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
  • Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас на крючке, а вы держите их в узде. Обходитесь без них дома, но, если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы на всякий случай.
  • Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, т. к. малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.
  • Ученые считают, что постоянное использование памперсов особенно недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии парникового эффекта, что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.

Любовь Николаевна Павлова
"Практическая энциклопедия раннего развития"

Навык - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения. Привычки появляются в результате упражнений, но могут формироваться и стихийно - моменты подражания. Привычки могут перерастать в потребности. Привычки - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения.

Навыки - это автоматизмы.

  • - формируется путем повторения. Может формироваться сознательно и неосознанно.
  • - характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Привычка и навык во многом сходны - привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе навыков, как и в основе привычек лежат динамические стереотипы. Есть надёжный признак, по которому можно отличить привычку от навыка - привычка имеет наклонность автоматически запускаться в типичных ситуациях. Мы печатаем этот текст методом десятипальцевой «слепой» печати - это навык, мы делаем это автоматически, не задумываясь, но «запускаем» его сознательно. А ковыряние в зубах - это привычка, она срабатывает на автопилоте, как только в зубах что-нибудь застревает, и человек просто «ловит себя на этом». Привычка становится потребностью в отличии от навыков.

Привычка и навык тесно связаны. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Например, навык умываться даёт ребёнку возможность делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери.

Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что касается привычки - то рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку. Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка, а навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение.