Орфография переводится с греческого языка как «правописание» или «правильно пишу» . Это понятие состоит из греческих слов «орфо», что означает «правильно» и «граф», что означает «пишу». Таким образом, орфография – это часть лингвистики, которая изучает правописание слов, а орфограмма тесно связана и с правописанием и с орфографией. Таким образом, орфограммой можно назвать написание слов, которое соответствует орфографическим правилам русского языка.
Выделяют несколько видов орфограмм:
- Безударная гласная, правильное написание которой можно проверить при помощи подбора однокоренного слова. Такая орфограмма может находиться не только в корне слова, но и в приставке и суфиксе. Например, запЕвать песню, но запИвать еду – правильность написания можно проверить, если подобрать такие проверочные слова, как «петь» и «пить». Или слово «молодой», где орфограммой является первая гласная «о». Правильность написания этой орфограммы можно проверить, если вы подберете однокоренное слово, в котором вы отчетливо услышите «правильную» буквы – молОдость, молОденький.
- Непроверяемая безударная гласная в корне. Эта гласная, также как и гласная из первого варианта орфограммы находится в слабой позиции, т.е. она находится не под ударением и поэтому если в слове необходимо написать букву «о», при произнесении мы можем слышать звук «а». Если в первом случае правильность написания можно проверить, подобрав однокоренное слово, то здесь такого слова нет и нужно просто запомнить, как должно писаться слово. Это слова-исключения – кОрова, мОлОко, цЫпленок, цЫган, цЫц.
- Проверяемая согласная. Например, столБ, дуБ, гриБ. Последний согласный звук «б» в речи слышится как парный ему звук «п». Для того чтобы понять как правильно писать слово с такой орфограммой, необходимо побобрать слово, в котором после этой орфограммы будет гласная – столбы, дубы, грибы.
- Непроверяемая согласная. РаЗрушить – в данном случае орфограммой является согласная буква «з» в приставке «раз-». Правильность написания этой согласной нельзя проверить, просто подобрав проверочное слово, но есть правило, что если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется приставка «раз-», если с глухой – приставка «рас-».
Кроме того, орфограммой может быть дефис, и даже пробел , т.е. раздельное написание слова – «по моему мнению» и «по-моему». В общей сложности, в русском языке насчитывают ни много ни мало 70 (!!!) видов орфограмм. Таким образом, орфограмма – это буква или место в слове, которое пишется тем или иным образом не в соответствии со здравым смыслом, а по орфографическим правилам русского языка.
Обозначить орфограммы в слове совсем не сложно – для этого достаточно просто подчеркнуть букву одной или двумя чертами, которая является орфограммой, и выделить часть слова, в которой есть орфограмма. Так, если вы нашли орфограмму «чередующиеся безударные гласные в корне» (зор – зар, ровн – равн, мок – мак, коса – каса, лож – лага), то вам нужно выделить корень слова и подчеркнуть гласную в нем, которая и является орфограммой.
Если правильное написание одной орфограммы зависит от другой, то первую мы подчеркиваем одной чертой, а вторую – двумя. Например, раСПоложился – «с» подчеркивается одной чертой, а «п» - двумя или беССлавный – первую «с» подчеркиваем одной чертой, а вторую – двумя.
Орфограмма
Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.
Основные разделы орфографии:
Написание морфем в различных частях речи,
Слитное, раздельное и дефисное написание слов,
Употребление прописных и строчных букв,
Перенос слов.
Безударные гласные делятся на не проверяемые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.
Непроверяемые безударные
Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих
Чередующиеся безударные гласные
Проверяют согласно правилам:
- в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
- проверяются суффиксом -а-:
- проверяются согласной корня:
Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова
1. В корне под ударением:
- пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:
шёпот (шепчет), шёлк (шелка);
- пишется О, если нет чередования с Е:
шорох, порох
2. В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий:
- в безударном положении пишется Е:
- под ударением пишется О:
3. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется Ё(Е).
4. В суффиксах пишется Ё(Е)
5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь
Буквы и-ы после ц
После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Исключения: слова на -ция (авиация).
Правописание согласных в корнях слов
- Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:
просьба - просить, ползти - ползу, труд - труды;
- Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:
поздний - опоздать, но: ужасный - ужас;
Употребление ь после шипящих на конце слов
В именах существительных:
- у существительных 3-го склонения ь пишется:
молодежь, полночь, ретушь, помощь;
- у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:
стеллаж, матч, карандаш, товарищ.
- У существительных множественного числа родительного падежа ь не пишется:
краж, телепередач, катюш, рощ.
В наречиях:
- ь пишется после ш и ч:
наотмашь, вскачь.
- ь не пишется после ж:
замуж. (Исключение: настежь.)
В кратких прилагательных ь не пишется:
В глаголах:
- В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:
напишешь, нагадишь.
- В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:
стричь, лечь.
- В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:
(что делать?) играть, гулять
Мягкий знак в числительных
Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, одиннадцать, двадцать).
Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семьдесят, шестьсот).
Мягкий знак в других случаях
Ь в глаголах пишется:
- в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
- в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
- в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): познакомь - познакомьте - познакомься.
Разделительные ь и ъ
Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:
Правописание приставок
1. Не изменяются на письме:
2. Приставки на З(С):
- буква З в приставках пишется перед буквами, обозначающими звонкие согласные:
- буква С в приставках пишется перед буквами, обозначающими глухие согласные:
3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :
- может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
- может быть близка по значению пере-;
Приставка при- :
- приближение, присоединение;
- близость;
- неполнота действия.
Буквы и-ы после приставок на согласный
После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:
После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:
Правописание суффиксов имен существительных
1. Суффикс пишется:
- после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
- после на д, т, з, с, ж, к, ч:
2. Суффикс пишется, если при склонении гласный е в суффиксе выпадает:
3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:
Правописание суффиксов прилагательных
Суффикс -к- пишется:
- в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму:
- в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц):
Суффикс -ск- пишется,
- если конечные гласные основы д, т, з сохраняются перед -ск-:
- в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:
Н и НН
Правописание Н и НН в прилагательных
Одна Н пишется: | НН пишется: |
---|---|
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан
ый.
Исключения: желанн ый, невиданн ый, негаданн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, стеклянн ый, деревянн ый, оловянн ый. |
В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломенн ый |
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, умн ый | В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый |
В кратких прилагательных, если в полной форме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). | В кратких прилагательных, если в полной форме пишется -нн-: дорога пустынн а (пустынн ая). |
В бесприставочном прилагательном ветрен ый | В приставочных прилагательных от слова ветер: подветренн ый |
Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных
Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида и не имеют при себе зависимых слов: печёный картофель, вязаная кофта, сушёные грибы, жареная рыба.
НН пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы:
- от глаголов совершенного вида:
связанная кофта, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);
- от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:
печённый в костре, вязанная из шерсти;
- в словах на -ованный, -ёванный:
иллюстрированный, корчёванный, балованный.
Исключения: кованый, жёваный.
- если у глагола есть приставка (кроме не):
приближенный.
История
«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»
Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени
Буква А (Я) в страдательных причастиях прошедшего времени пишется, если в неопределённой форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (обстрелять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях прошедшего времени пишется, если в неопределённой форме перед -ть стоит и или е: отпущенный (отпустить), рассмотренный рассмотреть.
Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку.
В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных "е, и" и т. п.).
Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.
Слово «орфограмма» - хорошо известное каждому школьнику и взрослому человеку. Сколько раз все слышали от учителя-словесника: «Не забывайте выделять орфограмму в слове». В русском языке есть целый раздел, который отвечает за правила написания слов, все эти основные правила составляют систему. Весь раздел, в котором изучаются правописания слов с точки зрения орфографии, можно представить в виде следующих подразделов:
- Написание морфем;
- Дефисное, раздельное и слитное написание;
- Прописные и строчные буквы в словах;
- Перенос слов;
- Графическое сокращение слов.
Все написания русских слов подчиняются принципам орфографии русского языка. Их тоже несколько, они имеют свои особенности, области применения. О каждом из них можно говорить долго. Важно уяснить самое главное, что есть в этих принципах.
Принципиальность орфографии
Все орфограммы можно разделить на такие, которые пишутся по принципам:
- Морфологии;
- Фонетики;
- Дифференциации;
- Традиционным способом.
Что подразумевает морфологический принцип ?
Обращается особое внимание на морфемы однокоренных слов. При письме они остаются неизменными, хотя фонетически могут видоизменяться. Этот принцип полностью игнорирует процессы, происходящие в фонетике: оглушаются или озвончаются согласные, смягчаются ли они. Все виды морфем в родственном словесном ряду остаются одинаковыми.
А что диктует фонетика?
При фонетическом написании слова вынуждены придерживаться того написания, которое слышится. Достаточно вспомнить приставки, оканчивающиеся на буквы «з» и «с». Буква «з» обозначает звонкий звук, значит, приставка с ней будет писаться в слове, корень которого тоже имеет звонкий согласный звук в самом начале. Полная противоположность отмечается с буквой «с». В качестве примера можно привести слово «беззаветный».
Есть приставки, которые представляют собой пары (раз - роз и рос - роз). Написание гласной в них зависит от ударения, например, «разгон » и «розвальни ».
Корни слов, в которых первая буква «и», зависят от приставок на согласную (исход - безысходный).
Что такое дифференцирование?
При дифференцированном принципе написания всё зависит от чередующихся гласных и букв или суффиксов, на которые необходимо обращать внимание. Это касается корней пир -пер, кас-кос и других.
По традиции пишутся слова, имеющие в своём составе непроверяемые гласные и согласные. Такое написание лучше всего проверять по словарю, можно, понадеявшись на память, запомнить. К ним относятся, в основном, исключения из правил и иностранные заимствованные слова.
Добавочные орфограммы
Есть ещё ряд орфограмм, которые влияют на целые группы слов, выделенных по схожести в написании. Написание через дефис, слитное или раздельное напрямую связано с самостоятельностью частей речи. Для этого необходимо знать, к какой морфологической единице относится рассматриваемое слово. Что это? Отрицательное или неопределённое местоимение, а, может быть, наречие. Для каждой части речи имеется свой алгоритм определения её написания. Например, местоимение кто-то пишется через дефис.
Синтаксис и лексика регулируют написание имён собственных и первых слов предложениях.
Перенос слов основан на членении на слоги. Существует несколько запретов для этого правила: нельзя переносить, не оставлять одну букву. Две одинаковые согласные можно переносить, распределив их на обе строчки. К примеру, перенести слово класса можно таким образом: клас-са.
Правил сокращения слов несколько. Нельзя сократить, выбросив начальную часть слова, не бывает сокращений, законченных на гласные буквы и буквы-знаки. Когда нужно сократить слово, убрать можно не менее двух букв.
В русском языке имеется множество правил по правописанию, выучив которые, можно не допускать письменных ошибок.
Что такое орфограмма, и как с ее помощью можно повысить уровень правописания?
Все правописание основано на соответствующих правилах или на традиционно избираемых исключениях. Задаваясь вопросом, что такое орфограмма, стоит обратиться к переводу с древнегреческого, где orthos означает «правильный», а gramma — «буква», то есть это правильное написание с помощью каких-либо орфографических правил.
Таблица орфограмм.
Разделяют 2 вида орфограмм: буквенные и небуквенные. С помощью определенного правила в любой морфеме выбирается нужная буква из нескольких вариантов.
Ко второму виду относится слитное или раздельное написание слова, дефисы, тире, сокращения, прописные буквы, знаки переноса, ударения, апострофы и т.д. При распознавании орфограммы человек должен говорить таким образом, чтобы в произношении была слышна ориентация на правило.
Примером определения на письме может послужить употребление звонких, глухих, парных или непарных в корне слова. Для письма нужной буквы следует подобрать подходящее проверочное слово или изменить словоформу.
Так в качестве примера можно рассмотреть существительное «код». В его корне буква «д» по ошибке может быть заменена на «т». Подчеркнув ее, пишущий выделяет орфограмму, которую можно будет проверить с помощью общепринятого правила «написание глухих согласных в корне слова».
Проверка правописания возможна с помощью изменения словоформы. Для этого «код» можно перевести во множественную форму «коды». В данном случае произношение соответствует написанию, а значит, орфограмма существительного «коды» отсутствует.
Как определить в разных морфемах?
Все орфограммы могут быть расположены в русском языке в различных морфемах:
- префиксе;
- корне;
- суффиксе;
- окончании.
Для определения правила выделяется морфема, в которой первое находится.
Если оно относится к чередующимся безударным гласным в корне, пишущему необходимо выделить эту часть и подчеркнуть ее. Так, в глаголе «расположились» часто допускают ошибку в корне «лож».
В данном слове при определении подчеркивают букву «о» в корне «лож» 1 чертой, а «ж», от которой зависит письмо орфограммы, — 2 чертами. Определить написание нужной буквы можно с помощью проверочного слова «расположен», где ударение как раз падает на «о».
В данном глаголе люди порой допускают ошибки и в префиксе (приставке). Его орфограмма — согласная «с», которую нужно подчеркнуть 1 чертой, а следующую согласную «п» — двумя, поскольку именно от нее зависит написание.
Далее отмечается префикс «по», в котором орфограмма — «о». На этом примере можно понять, что одно слово может содержать не одну орфограмму. Находя ее при морфемном разборе, подбирая проверочные слова, можно научиться правильному письму.
Как обнаружить?
Опознание возможно с помощью определения подходящего правила:
- наличие и количество безударных гласных в корне слова, которые можно проверить;
- присутствие гласных или согласных букв, не поддающихся проверке;
- согласные, которые можно проверить;
- согласные, что не произносятся;
- письмо гласных после шипящих;
- разделительные «ъ» и «ь»;
- письмо предлогов с различными частями речи;
- употребление мягкого знака на конце слова;
- смягчение согласных буквой «ь»;
- сочетания з/с, о/а, о/е, и/ы, которые после «ц», и т.д.;
- письмо прописных;
- употребление глаголов с «-тся»/«-ться» на конце;
- «не» с различными частями речи и пр.
Довольно часто люди допускают ошибки при написании «-тся»/«-ться» в глаголах. Для определения правописания следует понять, отвечает ли слово на вопросы неопределенной формы: «Что делать?» или «Что сделать?».
В данном случае перед «-сь» или «-ся» мягкий знак имеет место. Если слово является ответом на вопрос «Что делает?» или «Что сделает?», мягкий знак не пишут.
У кратких прилагательных «ь» тоже не пишется на конце. Примером может быть предложение «Хлеб горяч». В этом случае «горяч» пишется без «ь».
Определение письма с маленькой или большой буквы осуществляется на основе того, каким именно слово является: собственным или нарицательным.
Первые (имя, кличка животного, название реки и т.д.) всегда пишутся с заглавной. Нарицательными именами называют слова, имеющие обобщенный смысл: человек, река, город и т.д. Что касается названий партий, с заглавной пишется только первое слово.
Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.
Признаки орфограмм
Для того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, и некоторые другие случаи. Например, "во да", "зуб ", "сч астье", "желтый" или "само лет".
Виды орфограмм
После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.
Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова,
которые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.
Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются "парашют", "ветреный" или "заря".
Как применять орфограммы при написании
Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно
правильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".
Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".