О чем говорят за праздничным столом. Семейный праздник

Каждому из нас знакома с детства фраза: «Когда я ем, я глух и нем». Нам ее говорили мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитательницы в детском саду, учителя в школе. Этот список можно продолжать и дальше. Стоило только попытаться что-то сказать, как тебя сразу остановят вопросом: «Когда я ем, я… что?». И ты от безысходности повторяешь продолжение этой заученной фразы и снова начинаешь лениво ворочать ложкой остывший суп. Правда, став взрослым, все-таки изменяешь привычке и начинаешь больше говорить за столом — сегодня мы ходим на завтраки, обеды и ужины, чтобы пообщаться и обсудить свои дела. Мы посещаем деловые и дружеские обеды, ужинаем со знакомыми и незнакомыми, вдвоем и большой компанией, но мы очень мало знаем о том, как правильно вести себя за столом и, в частности, о чем говорить.

Культурные традиции, существовавшие в нашей стране до революции, были почти полностью утрачены в советский период. Связано это с тем, что пролетарская этика сильно отличалась от европейской. Сейчас нам приходиться заново изучать тонкости этикета.

Не надо так!

Замечать за собой недостатки под силу не каждому. Особенно, когда ты занят едой. Но все-таки нужно стараться.

  • Есть, как минимум, три темы, на которые нельзя разговаривать: политика, религия, деньги. Да, и еще Волан-де-Морт.
  • Не стоит громко приветствовать знакомого, появившегося в дверях. Это неприлично.
  • Если вы разговариваете с собеседником, сделайте над собой усилие и отложите в сторону телефон.
  • К вам подошел официант, но у вас очень интересная тема для разговора, и вы заставляете его ждать, пока не закончите свою мысль. Нет, нет и еще раз нет — так делать не стоит.
  • Также не следует звать официанта, если вы еще не определились с выбором блюд.

  • Старайтесь не шептаться и не говорить слишком громко. Идеальный вариант — беседа вполголоса.
  • Если за столом больше двух людей, разговаривая, поворачивайте только голову к собеседнику. Не нужно разворачиваться всем корпусом, ведь вы окажетесь спиной к другим гостям за вашим столом. Если вы едите вдвоем, предпочтительнее расположиться напротив друг друга.
  • Смотрите в глаза собеседнику, только, пожалуйста, не переусердствуйте!
  • При разговоре не употребляйте лексику, которая может смутить собеседника. Это не только мат или жаргон, но и незнакомые термины, а также слова одного из наречий эльфийского.
  • Если ваш собеседник по какой-то причине не ест мясо, помидоры или капусту, примите это как данность. Не нужно посвящать весь вечер допросам о его гастрономических пристрастиях.
  • Знать себе цену — дело хорошее. Однако рассказывать о себе слишком долго и в красках — неприлично. Скромность украшает, помните об этом.
  • Излишняя манерность также не приветствуется.

О чем?

Тема для разговора — вещь не совсем простая, как может показаться с первого взгляда. Казалось бы, чего тут выдумывать. Говори и говори. Но есть несколько особенностей, которые должен знать каждый воспитанный человек.

  • Если у вас с собеседником большая разница в возрасте, то начинать разговор и выбирать тему полагается старшему.
  • Существует золотое правило выбора темы для беседы: она должна быть интересна и понятна собеседнику. Если вы специалист в орнитологии — это хорошо, но, если ваш собеседник не в состоянии отличить снегиря от чайки, не утомляйте его рассказами о поведенческих особенностях канарейки в период зимнего солнцестояния. Если ваш собеседник воспитан, он, конечно, будет слушать все это и с заинтересованным видом кивать головой, при этом молясь про себя о скорейшем окончании вечера.
  • Всегда начинайте разговор с общих тем (кроме случаев, когда вы собрались обсудить что-то конкретное).
  • Если вы хотели бы сменить тему обсуждения, сделайте это корректно. В идеале — так, чтобы никто этого не заметил.
  • Следите за ходом своих мыслей, последовательностью и логичностью высказываний.
  • Если не знаете о чем говорить — говорите о еде. Это универсальная тема.

Неловко и молча

Часто бывает, мы встречаемся со старым другом и битый час не можем разойтись и закончить разговор. Говорим, говорим, говорим… Получаем удовольствие от вечера и беседы. Но бывает и так, что разговор не клеится сразу.

Вопрос-ответ и повисает неловкая пауза. Что делать? Надо помнить, что насильно мил не будешь. Хуже всего пытаться разговорить собеседника, скорее всего из этого ничего не выйдет. Во-первых, молчание — это не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд. Вы спокойно можете закончить есть. Во-вторых, если вдруг вы не из молчаливых, то самое время вспомнить Чехова. Когда у него не шли дела с рассказом, он писал на листе: «Что-то не пишется». И начиналось писаться. Также можно поступить и в разговоре. Констатируя факт, вы признаете проблему. И ваш собеседник тоже ее признает. А отсюда пара шагов до интересного разговора.

Если же все равно ничего не получается, то не стоит пытаться оживить упавшую замертво лошадь. Доедайте свой борщ, жмите руки и идите по своим делам. В конце концов, вы хотя бы поели.

Неудобный вопрос

Бывает и так, что собеседник проявляет себя не самым лучшим образом. К примеру, он пытается втянуть вас в обсуждение сплетен или задает вопросы, которые ставят вас в неудобное положение.

Как выйти из воды сухим и не обидеть вашего визави отказом? Обычно каждый из нас стремится сменить тему, добавив немного «воды» в разговор. Это наиболее мягкий и корректный выход. Оставить без ответа неудобный вопрос также проще, если задать несколько уточняющих вопросов. Притворившись что вы не расслышали или не поняли вопрос, перевести разговор в другое русло. Правда, особо непонятливые и настойчивые могут задать вопрос еще раз, или, еще того хуже, упрекнуть вас в изворотливости. Действительно, уходить от ответа здесь уже бесполезно. Остается одно — дать прямой и безапелляционный отказ. Для этого подойдет фраза: «Я бы не хотел это обсуждать, надеюсь, Вы не против». В исключительных случаях можно более резко прервать вопрос собеседника, тем самым показав, что он переходит допустимые границы.

«Вот и все, — скажете вы. — Теперь можно расслабиться. Любой английский лорд, проходя мимо, снимет перед вами цилиндр, пораженный вашим умением держать себя». А вот и нет. Это только начало. Но если вы будете соблюдать основные правила, то зарекомендуете себе интересным и вежливым собеседником. Человеком с хорошими манерами. И уж точно никто не скажет, что с вами не о чем разговаривать.

Случалось ли вам бывать на скучных застольях, где редкие банальные тосты перемежаются звоном ложек и тарелок и где хозяева и гости не знают, о чем говорить друг с другом?

К сожалению, неумение развлекать за столом себя и других – явление довольно распространенное. Как же научиться вести себя так, чтобы никому не было скучно?

Прежде всего, давайте рассмотрим ситуацию, когда вы – хозяйка застолья . Оптимальный вариант – это хорошенько продумать «культурную программу».

На крупные торжества – свадьбы, юбилеи, иногда даже похороны – часто приглашают тамаду и составляют . Однако при этом нередко перебарщивают с конкурсами и другими «номерами». Задумайтесь: возможно, гости хотят спокойно посидеть за столом, а не скакать как козлики, водить хороводы и отгадывать загадки… Поэтому «номеров» не должно быть чересчур много. Тамада может заниматься музыкальным сопровождением, устанавливать порядок произнесения тостов и проч.

Лучше всего, если тамада будет не наемный, а кто-то из своих. Во-первых, это обойдется дешевле или вообще бесплатно. Во-вторых, человек будет не просто выполнять свою работу, он ведь один из гостей, а значит, атмосфера будет искренней и непосредственной.

Если официального тамады нет, его роль придется исполнять вам. Не помешает не только составить заранее , но и сделать «домашние заготовки». Определитесь с примерными темами застольных бесед. Вероятно, вы приблизительно знаете круг интересов ваших гостей. Постарайтесь продумать тему для разговора с каждым. И обязательно включите в программу то, что может заинтересовать всех или хотя бы большинство – рассказ о путешествии, просмотр фотографий или видео, показ ваших ручных работ, какую-нибудь игру…

Стоит продумать и подбор гостей. Многие годами собираются одной и той же компанией. Этим людям интересно друг с другом, у них всегда есть общие темы для разговоров, и присутствие человека со стороны заставляет их ощущать себя неловко. Но если вы чувствуете, что компании не хватает «свежей струи», возможно, лучше пригласить кого-то нового. Хорошо, если это будет достаточно интересный и коммуникабельный человек, который сможет увлечь всех.

Также желательно, чтобы гости были совместимы друг с другом. Не следует собирать за одним столом людей, которые друг друга терпеть не могут – это добавит отрицательных эмоций и им, и вам. Также нежелательно приглашать человека, которому общая беседа априори будет неинтересна и которому вряд ли найдется пара для общения. Если вы хотите , тоже постарайтесь, чтобы он и она подходили друг другу не только по половому признаку, но и по общности интересов.

А как быть, если вы – гостья? Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда кто-то из гостей буквально затыкает всем рты, заставляя слушать бесконечные рассказы из собственной жизни. Понятно, что это нравится далеко не всем, ведь у каждого в идеале есть что порассказать. Если за столом царит такой говорун, не стоит притворяться «Золушкой». Не бойтесь его перебить и начать рассказывать что-то свое. Если вы знакомы с кем-то из гостей, то не помешает задать им вопросы касательно обстоятельств их жизни (конечно, если они не слишком личные). Но желательно все же затрагивать темы, которые заинтересуют большинство присутствующих, а не только пару людей.

Если вы оказались в компании, где большинство участников вам незнакомы, вспомните поговорку: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Не ждите, когда кто-то обратит на вас внимание. Вставляйте реплики в разговор таким образом, чтобы другие побольше узнали о вас. Это не значит, что говорить должна вы одна. Просто ваши реплики должны быть достаточно информативными для того, чтобы о вас можно было составить впечатление, хотя бы поверхностное.

Старайтесь почувствовать, что может быть интересно другим. Если вы по образованию математик, а за столом одни гуманитарии, то вряд ли следует затевать с ними разговор о математике. Если вы окончили философский факультет, то не надо заводить разговоры о философии в компании людей со средним образованием – говорите лучше на бытовые темы. Хотя иногда люди любят послушать что-то новое. Но в любом случае не стоит слишком грузить остальных, подавайте информацию дозированно и в доступной форме. Никто не мешает вам демонстрировать свой ум, и образованность, но не слишком «заигрывайтесь»!

Практически беспроигрышные темы для общей беседы – это политика, экономика, медицина и педагогика . Мужчины часто также любят поговорить о гаджетах. Хороший вариант – рассказать о каких-то любопытных случаях из вашей жизни или из жизни ваших близких. Но только если случай действительно интересный или забавный.

Многие любят в компании травить анекдоты . Но не все и не всегда настроены их слушать. К тому же, в наш век информации сложно выбрать , который не известен окружающим. Если вы рассказали анекдот, но его встречают вяло, продолжать не стоит.

Высмеивать кого-то за столом или выяснять отношения – это табу , даже если тут «все свои». Если вы чувствуете необходимость пообщаться с кем-то по душам, договоритесь с этим человеком об отдельной встрече или же уединитесь с ним в укромном месте, где никто больше вас не услышит.

Удачного вам общения за столом!

Накормить и напоить гостей — далеко не единственная обязанность хозяев. Важно организовать застольную беседу и направить ее в такое русло, чтобы всем было интересно и гости не делились на отдельные компании. Важно помнить, что существуют некоторые темы-табу за столом. Так, например, за столом не принято говорить о политике, религии, здоровье, денежных доходах, отсутствующих лицах. Поэтому лучше заранее обдумать темы для застольных бесед. Главное, чтобы они заинтересовали всех гостей.

Кстати, если когда-то считалось, что «когда я ем, я глух и нем», то в наше время правила этикета не рекомендуют отмалчиваться за столом. Разумеется, нельзя говорить с набитым ртом: прежде чем что-то сказать, следует проглотить пищу, которая находится во рту.

Разговор, по правилам, всегда должны начинать старшие. Младшему, которого представили, нужно подождать, пока к нему не обратятся. В том случае если начало беседы затянулось, младший может прервать создавшуюся неловкую паузу, сказав что-нибудь тактичное.

Многие люди знают, что нельзя, находясь в гостях, критиковать во всеуслышание подаваемое блюдо. Но также некорректно слишком громко восхищаться вкусом и внешним видом угощений.

Неприлично за столом настаивать, предлагая еду и напитки. Ни в коем случае не надо заставлять пить, требовать «штрафных» чарок для припоздавших. Никого из гостей не должен обижать чей-либо отказ выпить: у человека могут оказаться уважительные причины, которые он может и не объяснять. Тот, кто настойчиво принуждает остальных гостей пить за праздничным столом, рискует показать свою невоспитанность и полное незнание правил застольного этикета. Вообще веста беседу во время застолья — большое искусство. Ничто так не сближает людей, как приятный разговор, и ничто в то же время так не отталкивает собеседников, как оскорбительный и бесполезный спор. Беседа за столом отчетливо показывает уровень воспитанности человека. Пустая болтовня, навязывание другим гостям своего мнения свидетельствуют о неумении вести разговор, о способности слышать только себя, а не соседа. Такое поведение более чем невежливо. Недаром умение поддержать разговор — искусство, а умение слушать — искусство вдвойне. На хорошее воспитание и тактичность указывает проявление в разговоре с собеседником понимания, неподдельного интереса и т. д. Лучшей формой разговора за столом является беседа в виде вопросов и ответов, обмена соображениями и мнениями. При этом не следует задавать человеку множество новых вопросов, не выслушав ответа на предыдущие. Некультурно также прерывать говорящего.

Рассаживая гостей, мудрый хозяин должен принять во внимание особенности их характера и темперамента. В любой компании всегда найдутся занимательные рассказчики. Посадите их рядом с «молчунами», которые предпочитают слушать, нежели говорить. Каждый гость должен участвовать в беседе, даже если у него плохое настроение, нет особого желания блистать красноречием. Необходимо поддерживать хотя бы изредка разговор с теми, кто сидит рядом. Неучтиво и неприлично давать односложные ответы («да» и «нет») на вопросы. Считается также крайней бестактностью говорить резким, обижающим других и надменным тоном, если ваши утверждения ставятся под сомнение. В обществе также не принято говорить только с одним человеком. Желательно, чтобы в разговоре участвовали большее людей.

Желательно, чтобы в разговоре участвовало как можно большее число людей. Помните, что вечер, проведенный среди интересных собеседников, остается в памяти дольше, чем вкусное угощение.

В обществе не принято секретничать или, наоборот, говорить слишком громко. Беседу следует вести вполголоса. Разговаривая с соседом, поверните к нему только голову, так как поворачиваться всем корпусом считается бестактным — таким образом вы окажетесь сидящим спиной к другим гостям.

Садиться и вставать со стула необходимо бесшумно, приподнимая его при необходимости, а не перетаскивая. Сидеть «верхом» на стуле, качаться на ножках, небрежно облокачиваться о соседние спинки стульев считается некорректным. Таким же расценят ваше поведение, если вы будете ерзать или качать ногой.

Смотреть в потолок, листать газету или смотреть телевизор, не обращая никакого внимания на хозяев и других гостей, — крайне невежливо. Такой язык тела говорит о том, что вы забыли о правилах приличия.

В процессе разговора воздержитесь от излишней жестикуляции, не смейтесь излишне громко, не похлопывайте в знак одобрения собеседника по плечу или спине — не всем это нравится.

Разговор, в котором бы участвовали все присутствующие, возможен только в небольшой компании. При большом количестве гостей за столом ведут беседу главным образом с сидящими рядом и напротив.

Если за столом образовалось несколько групп беседующих гостей, хозяевам следует по возможности уделять внимание всем. Задача хозяев — в нужное время поменять тему разговора, если кто-то из гостей рассердился, обиделся или неудачно высказался.

Темы для разговоров на семейном празднике

Большим мастерством обладает человек, который умеет в нужный момент пошутить, рассказать анекдот, произнести остроумный тост. Однако и в этом нужно знать меру, не стоит слишком злоупотреблять остроумием и шутить по любому поводу. Чрезмерные бойкость и энергичность в этом отношении недалеки от пустого зубоскальства и могут вызвать антипатию, особенно когда шутки задевают присутствующих и, особенно, отсутствующих за столом. С чувством меры следует подходить и к анекдотам. Не стоит рассказывать заведомо старые, несмешные и, естественно, непристойные анекдоты. Однако если кто-то начал рассказывать известный вам анекдот, не следует его останавливать, а нужно постараться сделать заинтересованный вид и вежливо рассмеяться там, где этого ждет рассказчик.

Нетактично и нескромно занимать внимание соседей за столом рассказами о своих достижениях и яичных успехах. Примите во внимание также тот факт, что длинные монологи наводят на остальных гостей тоску. Если же вы были участником увлекательных событий, побывали в необычных местах, встречались с известными людьми и вас просят рассказать об этом, то поведайте об этом не очень распространенно. Свои личные заслуги и достижения благовоспитанный человек в любом случае старается не выставлять.

Каждому из нас не помешает освежить в памяти правила этикета за столом, а возможно даже узнать что-то новое о том, как надо себя вести во время еды. Самые важные правила этикета, которые нужно использовать абсолютно всем.

Каждый из нас замечает, когда в кафе за соседним столиком кто-то неаккуратно ест или украдкой вытирает руки о колени. Точно также другие люди замечают и наши ошибки, любое поведение бросается в глаза и может стать причиной конфуза. Поэтому лучше проверить себя и исправить собственное поведение при необходимости.

Как себя вести за столом

Общие правила касаются любой ситуации, они никогда не будут лишним. Первое, на что мы обращаем внимание, когда видим человека - его осанка. Осанка характеризует не только поведение или состояние человека, но еще и приоткрывает тайны его характера.

Неуверенный человек будет нервно ерзать на краешке стула, закомплексованный постарается ссутулиться, чтоб стать менее заметным. Сядьте ровно, но так, чтоб вам было удобно. Кисти рук можно класть на краешек стола или на колени, а локти лучше прижимать к бокам.

Кстати, чтоб научиться придерживать локти около туловища в советское время советовали периодически тренироваться - обедать, придерживая локтям пару увесистых книг. Это нужно для того, чтоб сформировался правильный телесный паттерн, и вы держали локти безупречно даже тогда, когда совсем об этом не думаете.

Правила столового этикета подразумевают практически все ситуации, которые могут произойти с человеком и дают четкую рекомендацию, как поступить в той или иной ситуации.

Естественно, застольный этикет в домашних условиях и ресторанный этикет несколько отличаются, Однако, есть правила, которые уместны в любой ситуации:

  • не стоит разговаривать слишком громко;
  • нельзя отводить вилку или ложку с едой слишком далеко от рта;
  • нельзя издавать звуки во время еды;
  • есть следует спокойно, без лишней спешки.

Ресторан

Правила поведения в ресторане подразумевают некоторую собранность - нужно вести себя правильно и достойно для того, чтоб произвести на окружающих приятное впечатление.

  1. Мужчина должен пропустить даму вперед, если же в ресторан отправляется компания мужчин или женщин, то все находятся в равных условиях или полагаются на инициатора ужина.
  2. Если за ужином должны встретиться несколько человек, и кое-кто опаздывает, то по обоюдной договоренности с остальными гостями можно подождать опоздавших около четверти часа. Более долгое ожидание - признак неуважения к пришедшим вовремя гостям.
  3. Если же опоздать довелось вам, то следует извиниться, а затем просто присоединиться к остальным. Не стоит привлекать особого внимания к факту опоздания и разъяснять причину, просто включитесь в застольную беседу.
  4. Во время встречи мужчины и женщины в ресторане, мужчина должен читать меню и предлагать своей спутнице какие-либо блюда. Для девушки в этом случае высказывать свое равнодушие - признак дурных манер. Этикет в ресторане подразумевает участие дамы в выборе блюд.
  5. В ресторане не следует вести беседу на повышенных тонах и громко смеяться. Если это произошло случайно, имеет смысл извиниться перед другими посетителями и вести себя тише. Соблюдайте этикет за столом, а если за соседним столиком кто-то неподобающе себя ведет, то об этом следует сообщить официанту.
  6. Начинать есть нужно тогда, когда официант вынес заказанные блюда всем присутствующим. Если человек, который ожидает приготовления своего блюда не против, он может высказать предложение другим приступить к трапезе.
  7. Категорически нельзя за столом заниматься гигиеническими процедурами - протирать салфетками лицо, шею и руки, расчесывать волосы или подкрашивать губы. Если вам требуется уделить внимание своей внешности, лучше сделать это в специальном помещении. Столовый этикет также не приветствует следы помады на посуде. Перед тем, как приступить к пище, девушка должна аккуратно снять помаду салфеткой.
  8. Некультурно выглядит и любое взаимодействие с пищей - еда на столе для того, чтоб её есть. Снимать фотографии для инстаграма, дуть на суп, придирчиво ковыряться в салате, комментируя ингредиенты - неприлично.
  9. Если в каком-то блюде вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).


Как обращаться с приборами

  1. Ни в коем случае не следует проверять чистоту приборов, а если все же заметили мутное пятнышко на вилке или ложке, нужно тихонько обратить внимание официанта на эту оплошность и вежливо попросить заменить.
  2. В большинстве ресторанов стол сервирован заранее, и приборы выложены с двух сторон от сервировочной тарелки.
  3. Не теряйтесь, если посуды на столе больше, чем вы ожидали увидеть - для всего есть свое предназначение, и если вы сомневаетесь в том, какую вилку или ложку следует взять, то всегда можно посмотреть, как эту задачу решат остальные гости.
  4. Те приборы, которые лежат от тарелки слева, используются левой рукой, а те, что выложены справа, нужно держать в правой руке.
  5. При сложной сервировке к каждому блюду полагаются свои приборы, поэтому если вы сомневаетесь, какую вилку следует брать, берите дальнюю - ту, что дальше всего от края тарелки. По мере смены блюд вы будете постепенно приближаться к самым ближним приборам.
  6. Нож используется либо для разрезания пищи, либо для намазывания паштетов и масла (например, во время завтраков). Не следует пробовать кусочки с ножа.
  7. Резать мясо или рыбу следует последовательно, по мере съедения. Нарезать сразу всю порцию - дурной тон. Принято считать, что так блюдо остывает быстрее и теряет свои главные вкусовые оттенки.

Усвойте заранее несколько отличий разных столовых приборов, чтоб не попасть впросак.


Вилки

  • столовой вилкой едят вторые горячие блюда, у нее четыре зубчика, а по длине она немногим уступает диаметру тарелки и кладется слева;
  • вилка для рыбы применяется для горячих блюд из рыбы, выглядит меньше закусочной и обладает четырьмя короткими зубчиками, рыбную вилку легко узнать по углублениям - они нужны для отделения косточек;
  • закусочная вилка - уменьшенный дубликат столовой вилки, едят ею холодные закуски;
  • десертная вилка - для пирогов, небольшая, соответствует размеру десертной тарелочки и выглядит нетипично;
  • фруктовая вилка оборудована двумя зубцами, обычно подается вместе с фруктовым ножом;
  • остальные вилки считаются вспомогательными, их кладут рядом с тем блюдом, которое ими нужно есть.

Ножи

  • столовым ножом едят любые вторые горячие блюда, его кладут справа от тарелки, лезвие развернуто к тарелке;
  • рыбный нож тупой и напоминает лопатку, используется для того, чтоб отделить мякоть рыбы от костей;
  • закусочный нож небольшой и имеет зубчики;
  • десертный и фруктовый нож выглядят похоже - они самые маленькие.

Ложки

  • столовая ложка - самая крупная, лежит справа от тарелки;
  • десертная ложка подается к десерту, который не требует разрезания - мягкие пудинги, желе и взбитые сливки;
  • ложку для мороженого подают вместе с креманкой;
  • коктейльная ложечка имеет очень узкую и длинную ручку;
  • чайная ложка может быть подана к любому горячему напитку;
  • кофейная ложечка - самая маленькая, подают только с черным кофе.

Диалоги и поведение за столом

Застольный этикет подразумевает не только использование приборов, правильное позиционирование и хорошую осанку, но также еще и манеру ведения диалогов и бесед.

Стоит отметить, что застольный этикет категорически запрещает обсуждать провокационные вопросы, которые могут привести к серьезному конфликту - поэтому следует воздержаться от комментариев о деньгах, политике и религии.

Как вести себя за столом и что говорить? Обязательно находите взглядом того, кто к вам обращается, выслушивайте не перебивая и лишь потом отвечайте. Если вы считаете какие-то вопросы собеседника неподходящими для приема пищи, деликатно предложите обсудить это чуть позже. Во всех остальных случаях отвечать следует легко и непринужденно.

Правила этикета в ресторане не подразумевают также яростных споров - воздержитесь от неуместных комментариев и разрядите обстановку милой шуткой, если кто-то другой повышает голос.

Не следует беседовать только вдвоем, привлекайте к разговору остальных участников трапезы . Например, если зашел разговор о недавно проведенном отпуске, можете поинтересоваться у одного из собеседников, собирается ли он ехать в отпуск в ближайшее время или какие места для отдыха предпочитает.

Также хорошим тоном в любой застольной беседе будет похвала хозяина, повара или инициатора встречи - найдите несколько добрых слов, чтоб отметить общую атмосферу вечера.

Краткий курс этикета

  • Поступайте так, как делает большинство.
  • Не указывайте другим на их ошибки , в самом крайнем случае это можно негромко сказать вполголоса и только своему соседу по столу.
  • Не отлучайтесь от трапезы надолго.
  • Выходя из-за стола - извиняйтесь.
  • Пробуйте все, а ешьте то, что нравится.
  • За общим столом не обсуждают диету, расстройства пищевого поведения, ограничения в алкогольных напитках и режим питания.

Некоторые правила поведения за столом лучше изучать глядя на картинки - посмотрите основные схемы сервировки стола, также можно посмотреть на видео, как правильно держать тот или иной прибор.

Застольный этикет - это не так уж сложно, если уделить ему немного времени, а следование всем правилам поможет представить себя лучшей стороны.

О чем говорить за столом? В больших и разношерстных компаниях часто за столом настает «тот неловкий момент», когда стоит тишина, и лишь гремят ложки.

Хозяйка видит в этом личное фиаско, гости кажутся себе неинтересными и некоммуникабельными. Как организовать застолье так, чтобы разговоры лились рекой, и всем было весело? И вообще, о чем принято говорить за столом?

Круг тем в каждой компании зависит и от общих интересов, и от возраста собравшихся. То, что для одних забавно, другим покажется пошлым и неуместным.

Например, в компании пожилых людей не стоит обсуждать современных кинозвед и однополые браки европейцев. В то же время взрослым не стоит при молодежи болтать о собственных болезнях и жизненных драмах старых знакомых.

Мужской компании будут неприятны дамские разговоры о памперсах и грудном вскармливании, а женщинам вряд ли понравится получасовой экскурс в тему рейсмусно-фуговальных станков.

В идеале поднятая тема должна быть интересна всем . Набросайте план, напишите шпаргалки. Обсуждать можно все – и свежие новости, и недавние поездки, и спортивные достижения, и светскую жизнь звезд, и секреты повышения общего друга, и даже фирменные секреты садоводства, если на них будет спрос.

О чем нельзя говорить за столом ? Не принято поднимать слишком интимные темы: почему Петр Петрович развелся, почему от Коли ушла жена (особенно, если Коля сидит рядом и бурно протестует), у кого что болит, и чем это полечить, и подобное.

Нельзя зло смеяться над другими, порицать, открыто осуждать и издеваться с улыбкой. Религиозные и политические дебаты и подсчет чужих денег – темы неблагодарные, вызывающие множество споров.

Шутки , смешные случаи из жизни , анекдоты всеми воспринимаются на ура . Однако, если вы видите, что ваши каламбуры «не идут» и вызывают лишь недоуменные взгляды, то лучше оставьте их для другой компании. Все-таки чувство юмора, как и улыбка, – понятие растяжимое.

Если вы – праздника, заранее подумайте о подборе гостей и о том , кто и кому будет интересен . За столом не всегда витает одна общая беседа, порой в уголках заводятся тихие разговоры на двоих-троих. Подумайте, кого с кем посадить и почему.

Например, ваша подруга Маша недавно сделала ремонт, а коллега мужа Павел подрабатывает декоратором. В это же время чета Ивановых купила новую квартиру – им явно будет, что обсудить вчетвером. Главное, правильно представить их и навести на эту мысль.

Гостей нужно «сортировать» не только по интересам, но и по возрасту. Никогда не приглашайте заклятых врагов и бывших жен/мужей. Рано или поздно грянет гром, и милому общению – конец.

Если гости начали скучать , можно поработать тамадой самому или предложить кому-то из гостей занять этот пост . Когда беседа организована и в ней вовремя появляются и тосты, и развлечения, то тосковать никому не приходится. Не забывайте иногда встряхивать собравшихся танцами, конкурсами и массовыми играми.

О чем говорить за столом, если публика собралась разная и малознакомая? Сперва заведите разговор на общую тему. Можете рассказать о меню, о поводе сбора, о своей квартире, о свежем ремонте, о диковинных персиках, выращенных на балконе и поданных к столу, о породе новой собаки, о достижениях годовалого сына…

Пускай гости вольются в струю беседы, выпьют пару рюмок. А там уже можно поднимать более узкие и интимные вопросы.

Если вам адресовали вопрос, невежливым будет :

Сказать просто «Да» или «Нет».

Обидеться и отказаться отвечать. Какой бы интимной ни была тема, надо вежливо от нее увильнуть. Сведите все к шутке или ответьте расплывчато. Ведь любопытствующий наверняка не пытался вас оскорбить.

Говорить за столом слишком тихо или ужасно громко. Самое лучшее, выбрать средний тон, отвечать подробно и с улыбкой. Но не затягивайте речь на полчаса, иначе другие заскучают.

Что нового произошло в вашей жизни? Прочитали фантастическую книжку и хотите ее всем посоветовать? Встретили общую старую подругу и узнали о ее карьерных достижениях? Сходили в новый торговый центр, и там с вами приключился десяток казусов?

Также придумайте вопросы гостям и хозяйке, если знаете, кто соберется. Не надо делать это вымученно, просто чтобы поговорить. Только искренний интерес положит начало увлекательной беседе . Но ведь люди очень многогранны, и наверняка в каждом найдется что-то, важное и полезное для вас.

Кроме того, у каждого человека есть конек – тема, на которую он любит порассуждать. Зная об этом, вы можете капнуть бальзам на их душу. Спросите подругу о поисках работы, товарища мужа – о нескончаемом строительстве дачи, дочку хозяйки – о коллекции кукол, Ивана Ивановича – о последней удачной рыбалке.

Чтобы с гарантией обратить на себя внимание, можно попросить совета в каком-то сложном деле . Может, вы выбираете машину? Или собираетесь где-то отдохнуть на зимних каникулах, но никак не решите, где именно.

Поверьте, в гостях сразу возникнет «спасательный» рефлекс, и они наперебой начнут рассказывать о собственном опыте. А кто нынче не любит поговорить о себе?