Образ Робинзона. Какова его роль в композиции драмы “Бесприданница”? «Бесприданница» главные герои

Лица:

Паратов . Кнуров . Вожеватов . Робинзон . Лариса . Карандышев . Илья . Гаврило . Иван . Цыгане и цыганки .

Декорация первого действия. Светлая летняя ночь.

Явление первое

Робинзон с мазиком в руках и Иван выходят из кофейной.

Иван . Мазик-то пожалуйте! Робинзон . Не отдам. Ты играй со мной! Отчего ты не играешь? Иван . Да как же играть с вами, когда вы денег не платите! Робинзон . Я после отдам. Мои деньги у Василия Данилыча, он их увез с собой. Разве ты не веришь? Иван . Как же вы это с ними на пикник не поехали? Робинзон . Я заснул; а он не посмел меня беспокоить, будить, ну, и уехал один. Давай играть! Иван . Нельзя-с, игра не равна; я ставлю деньги, а вы нет; выигрываете — берете, а проигрываете — не отдаете. Ставьте деньги-с! Робинзон . Что ж, разве мне кредиту нет? Это странно! Я первый город такой вижу; я везде, по всей России все больше в кредит. Иван . Это я оченно верю-с. Коли спросить чего угодно, мы подадим; знавши Сергея Сергеича и Василья Данилыча, какие они господа, мы обязаны для вас кредит сделать-с; а игра денег требует-с. Робинзон . Так бы ты и говорил. Возьми мазик и дай мне бутылку... чего бы?.. Иван . Портвейн есть недурен-с. Робинзон . Я ведь дешевого не пью. Иван . Дорогого подадим-с. Робинзон . Да вели мне приготовить... знаешь, этого... как оно... Иван . Дупелей зажарить можно; не прикажете ли? Робинзон . Да, вот именно дупелей. Иван . Слушаю-с. (Уходит.) Робинзон . Они пошутить захотели надо мной; ну, и прекрасно, и я пошучу над ними. Я, с огорчения, задолжаю рублей двадцать, пусть расплачиваются. Они думают, что мне общество их очень нужно — ошибаются; мне только бы кредит; а то и один не соскучусь, я и solo могу разыграть очень веселое. К довершению удовольствия, денег бы занять...

Входит Иван с бутылкой.

Иван (ставит бутылку). Дупеля заказаны-с. Робинзон . Я здесь театр снимаю. Иван . Дело хорошее-с. Робинзон . Не знаю, кому буфет сдать. Твой хозяин не возьмет ли? Иван . Отчего не взять-с! Робинзон . Только у меня — чтоб содержать исправно! И, для верности, побольше задатку сейчас же! Иван . Нет, уж он учен, задатку не дает: его так-то уж двое обманули. Робинзон . Уж двое? Да, коли уж двое... Иван . Так третьему не поверит. Робинзон . Какой народ! Удивляюсь. Везде поспеют; где только можно взять, все уж взято, непочатых мест нет. Ну, не надо, не нуждаюсь я в нем. Ты ему не говори ничего, а то он подумает, что и я хочу обмануть; а я горд. Иван . Да-с, оно, конечно... А как давеча господин Карандышев рассердились, когда все гости вдруг уехали! Очень гневались, даже убить кого-то хотели, так с пистолетом и ушли из дому. Робинзон . С пистолетом? Это нехорошо. Иван . Хмельненьки были; я полагаю, что это у них постепенно пройдет-с. Они по бульвару раза два проходили... да вон и сейчас идут. Робинзон (оробев). Ты говоришь, с пистолетом? Он кого убить-то хотел — не меня ведь? Иван . Уж не могу вам сказать. (Уходит.)

Входит Карандышев , Робинзон старается спрятаться за бутылку.

Явление второе

Робинзон , Карандышев , потом Иван .

Карандышев (подходит к Робинзону). Где ваши товарищи, господин Робинзон? Робинзон . Какие товарищи? У меня нет товарищей. Карандышев . А те господа, которые обедали у меня с вами вместе? Робинзон . Какие ж это товарищи! Это так... мимолетное знакомство. Карандышев . Так не знаете ли, где они теперь? Робинзон . Не могу сказать, я стараюсь удаляться от этой компании; я человек смирный, знаете ли... семейный... Карандышев . Вы семейный? Робинзон . Очень семейный... Для меня тихая семейная жизнь выше всего; а неудовольствие какое или ссора — это боже сохрани; я люблю и побеседовать, только чтоб разговор умный, учтивый, об искусстве, например... Ну, с благородным человеком, вот как вы, можно и выпить немножко. Не прикажете ли? Карандышев . Не хочу. Робинзон . Как угодно. Главное дело, чтобы неприятности не было. Карандышев . Да вы должны же знать, где они. Робинзон . Кутят где-нибудь: что ж им больше-то делать! Карандышев . Говорят, они за Волгу поехали? Робинзон . Очень может быть. Карандышев . Вас не звали с собой? Робинзон . Нет; я человек семейный. Карандышев . Когда ж они воротятся? Робинзон . Уж это они и сами не знают, я думаю. К утру вернутся. Карандышев . К утру? Робинзон . Может быть, и раньше. Карандышев . Все-таки надо подождать; мне кой с кем из них объясниться нужно. Робинзон . Коли ждать, так на пристани; зачем они сюда пойдут! С пристани они прямо домой проедут. Чего им еще? Чай, и так сыты. Карандышев . Да на какой пристани? Пристаней у вас много. Робинзон . Да на какой угодно, только не здесь; здесь их не дождетесь. Карандышев . Ну, хорошо, я пойду на пристань. Прощайте. (Подает руку Робинзону.) Не хотите ли проводить меня? Робинзон . Нет, помилуйте, я человек семейный.

Карандышев уходит.

Иван, Иван!

Входит Иван .

Накрой мне в комнате и вино перенеси туда!

Иван . В комнате, сударь, душно. Что за неволя! Робинзон . Нет, мне на воздухе вечером вредно; доктор запретил. Да если этот барин спрашивать будет, так скажи, что меня нет. (Уходит в кофейную.)

Из кофейной выходит Гаврило .

Явление третье

Гаврило и Иван .

Гаврило . Ты смотрел на Волгу? Не видать наших? Иван . Должно быть, приехали. Гаврило . Что так? Иван . Да под горой шум, эфиопы загалдели. (Берет со стола бутылку и уходит в кофейную.)

Входит Илья и хор цыган .

Явление четвертое

Гаврило , Илья , цыгане и цыганки .

Гаврило . Хорошо съездили? Илья . И, хорошо! Так хорошо, не говори! Гаврило . Господа веселы? Илья . Разгулялись, важно разгулялись, дай бог на здоровье! Сюда идут; всю ночь, гляди, прогуляют. Гаврило (потирая руки). Так ступайте усаживайтесь! Женщинам велю чаю подать, а вы к буфету — закусите! Илья . Старушкам к чаю-то ромку вели — любят.

Илья, цыгане и цыганки, Гаврило уходят в кофейную. Выходят Кнуров и Вожеватов .

Явление пятое

Кнуров и Вожеватов .

Кнуров . Кажется, драма начинается. Вожеватов . Похоже. Кнуров . Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел. Вожеватов . Да ведь у них дешевы. Кнуров . Как хотите, а положение ее незавидное. Вожеватов . Дело обойдется как-нибудь. Кнуров . Ну, едва ли. Вожеватов . Карандышев посердится немножко, поломается, сколько ему надо, и опять тот же будет. Кнуров . Да она-то не та же. Ведь чтоб бросить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей! Вожеватов . Так вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее? Кнуров . Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные; а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее! Вожеватов . Мудреного нет; Сергей Сергеич ни над чем не задумается: человек смелый. Кнуров . Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет. Вожеватов . Еще бы! что за расчет! Кнуров . Так посудите, каково ей, бедной! Вожеватов . Что делать-то! мы не виноваты, наше дело сторона.

На крыльце кофейной показывается Робинзон .

Явление шестое

Кнуров , Вожеватов и Робинзон .

Вожеватов . А, милорд! Что во сне видел? Робинзон . Богатых дураков; то же, что и наяву вижу. Вожеватов . Ну, как же ты, бедный умник, здесь время проводишь? Робинзон . Превосходно. Живу в свое удовольствие и притом в долг, на твой счет. Что может быть лучше! Вожеватов . Позавидуешь тебе. И долго ты намерен наслаждаться такой приятной жизнью? Робинзон . Да ты чудак, я вижу. Ты подумай: какой же мне расчет отказываться от таких прелестей! Вожеватов . Что-то я кг помню: как будто я тебе открытого листа не давал? Робинзон . Так ты в Париж обещал со мной ехать — разве это не все равно? Вожеватов . Нет, не все равно! Что я обещал, то исполню; для меня слово — закон, что сказано, то свято. Ты спроси: обманывал ли я кого-нибудь? Робинзон . А покуда ты сбираешься в Париж, не воздухом же мне питаться? Вожеватов . Об этом уговору не было. В Париж хоть сейчас. Робинзон . Теперь поздно; поедем, Вася, завтра. Вожеватов . Ну, завтра, так завтра. Послушай, вот что: поезжай лучше ты один, я тебе прогоны выдам взад и вперед. Робинзон . Как один? Я дороги не найду. Вожеватов . Довезут. Робинзон . Послушай, Вася, я по-французски не совсем свободно... Хочу выучиться, да все времени нет. Вожеватов . Да зачем тебе французский язык? Робинзон . Как же, в Париже да по-французски не говорить? Вожеватов . Да и не надо совсем, и никто там не говорит по-французски. Робинзон . Столица Франции, да чтоб там по-французски не говорили! Что ты меня за дурака, что ли, считаешь? Вожеватов . Да какая столица! Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотел с тобой ехать. Робинзон . Браво, браво! Вожеватов . А ты полагал, в настоящий? Хоть бы ты немножко подумал. А еще умным человеком считаешь себя! Ну, зачем я тебя туда возьму, с какой стати? Клетку, что ли, сделать да показывать тебя? Робинзон . Хорошей ты школы, Вася, хорошей; серьезный из тебя негоциант выйдет. Вожеватов . Да ничего; я стороной слышал, одобряют. Кнуров . Василий Данилыч, оставьте его! Мне нужно вам сказать кой-что. Вожеватов (подходя). Что вам угодно? Кнуров . Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.

Робинзон прислушивается.

Вожеватов . То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж? Кнуров . Да, пожалуй, если угодно: это одно и то же. Вожеватов . Так за чем же дело стало? Кто мешает? Кнуров . Вы мне мешаете, а я вам. Может быть, вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто. Вожеватов . Отступного я не возьму, Мокий Парменыч. Кнуров . Зачем отступное? Можно иначе как-нибудь. Вожеватов . Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка? Кнуров (в раздумье). Если скажу: орел, так проиграю; орел, конечно, вы. (Решительно.) Решетка. Вожеватов (поднимая руку). Ваше. Значит, мне одному в Париж ехать. Я не в убытке; расходов меньше. Кнуров . Только, Василий Данилыч, давши слово, держись; а не давши, крепись! Вы купец, вы должны понимать, что значит слово. Вожеватов . Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово. Ведь я с вами дело имею, а не с Робинзоном. Кнуров . Вон Сергей Сергеич идет с Ларисой Дмитриевной! Войдемте в кофейную, не будем им мешать.

Кнуров и Вожеватов уходят в кофейную. Входят Паратов и Лариса .

Явление седьмое

Паратов , Лариса и Робинзон .

Лариса . Ах, как я устала. Я теряю силы, я насилу взошла на гору. (Садится в глубине сцены на скамейку у решетки.) Паратов . А, Робинзон! Ну, что ж ты, скоро в Париж едешь? Робинзон . С кем это? С тобой, ля-Серж, куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами кончено. Паратов . Что так? Робинзон . Невежи! Паратов . Будто? Давно ли ты догадался? Робинзон . Всегда знал. Я всегда за дворян. Паратов . Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят — на какого Медичиса нападешь. Не отлучайся, ты мне будешь нужен! Робинзон . Для тебя в огонь и в воду. (Уходит в кофейную.) Паратов (Ларисе). Позвольте теперь поблагодарить вас за удовольствие — нет, этого мало, — за счастие, которое вы нам доставили. Лариса . Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет? Паратов . Прежде всего, Лариса Дмитриевна, вам нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно мы еще успеем завтра. Лариса . Я не поеду домой. Паратов . Но и здесь оставаться вам нельзя. Прокатиться с нами по Волге днем — это еще можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! Какую пищу вы дадите для разговоров. Лариса . Что мне за дело до разговоров! С вами я могу быть везде. Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой. Паратов . Вы поедете на моих лошадях — разве это не все равно? Лариса . Нет, не все равно. Вы меня увезли от жениха, маменька видела, как мы уехали — она не будет беспокоиться, как бы поздно мы ни возвратились... Она покойна, она уверена в вас, она только будет ждать нас, ждать... чтоб благословить. Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой. Паратов . Что такое? Что значит: «совсем не являться»? Куда деться вам? Лариса . Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет. Паратов . Какая экзальтация! Вам можно жить и должно. Кто откажет вам в любви, в уважении! Да тот же ваш жених: он будет радехонек, если вы опять его приласкаете. Лариса . Что вы говорите! Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует. У меня один жених: это вы. Паратов . Извините, не обижайтесь на мои слова! Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне. Лариса . Что вы говорите! Разве вы забыли? Так я вам опять повторю все с начала. Я год страдала, год не могла забыть вас, жизнь стала для меня пуста; я решилась, наконец, выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней. Явились вы и говорите: «Брось все, я твой». Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала. Паратов . Все это прекрасно, и обо всем мы с вами потолкуем завтра. Лариса . Нет, сегодня, сейчас. Паратов . Вы требуете? Лариса . Требую.

В дверях кофейной видны Кнуров и Вожеватов .

Паратов . Извольте. Послушайте, Лариса Дмитриевна! Вы допускаете мгновенное увлечение? Лариса . Допускаю. Я сама способна увлечься. Паратов . Нет, я не так выразился; допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса . Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов . Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов . Нет. Лариса . А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов . Я обручен. Лариса . Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь. Лариса . Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.) Паратов . Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовала. Лариса . Поглядите на меня!

Паратов смотрит на нее.

«В глазах, как на кебе, светло...» Ха, ха, ха! (Истерически смеется.) Подите от меня! Довольно! Я уж сама об себе подумаю. (Опирает голову на руку.)

Кнуров , Вожеватов и Робинзон выходят на крыльцо кофейной.

Явление восьмое

Паратов , Лариса , Кнуров , Вожеватов и Робинзон .

Паратов (подходя к кофейной). Робинзон, поди сыщи мою коляску! Она тут у бульвара. Ты свезешь Ларису Дмитриевну домой. Робинзон . Ля-Серж! Он тут, он ходит с пистолетом. Паратов . Кто «он»? Робинзон . Карандышев. Паратов . Так что ж мне за дело! Робинзон . Он меня убьет. Паратов . Ну, вот, велика важность! Исполняй, что приказывают! Без рассуждений! Я этого не люблю, Робинзон. Робинзон . Я тебе говорю: как он увидит меня с ней вместе, он меня убьет. Паратов . Убьет он тебя или нет — это еще неизвестно; а вот если ты не исполнишь сейчас же того, что я тебе приказываю, так я тебя убью уж наверное. (Уходит в кофейную.) Робинзон (грозя кулаком). О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию! (Уходит.)

Вожеватов подходит к Ларисе.

Лариса (взглянув на Вожеватова). Вася, я погибаю! Вожеватов . Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь. Лариса . Вася, мы с тобой с детства знакомы, почти родные; что мне делать — научи! Вожеватов . Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы... я ничего не могу. Верьте моему слову! Лариса . Да я ничего и не требую от тебя; я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мной вместе! Вожеватов . Не могу, ничего не могу. Лариса . И у тебя тоже цепи? Вожеватов . Кандалы, Лариса Дмитриевна. Лариса . Какие? Вожеватов . Честное купеческое слово. (Отходит в кофейную.) Кнуров (подходит к Ларисе). Лариса Дмитриевна, выслушайте меня и не обижайтесь! У меня и в помышлении нет вас обидеть. Я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку?

Лариса отрицательно качает головой.

И полное обеспечение на всю жизнь?

Лариса молчит.

Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Лариса поворачивает голову в другую сторону.

Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат.

Лариса молчит.

Вы расстроены, я не смею торопить вас ответом. Подумайте! Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня, и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало. (Почтительно кланяется и уходит в кофейную.)

Явление девятое

Лариса одна.

Лариса . Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть... Ах, как дурно, как кружится голова. (Подпирает голову рукой и сидит в забытьи.)

Входят Робинзон и Карандышев .

Явление десятое

Лариса , Робинзон и Карандышев .

Карандышев . Вы говорите, что вам велено отвезти ее домой? Робинзон . Да-с, велено. Карандышев . И вы говорили, что они оскорбили ее? Робинзон . Уж чего еще хуже, чего обиднее! Карандышев . Она сама виновата: ее поступок заслуживал наказания. Я ей говорил, что это за люди; наконец она сама могла, сама имела время заметить разницу между мной и ими. Да, она виновата, но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться. У ней нет ни братьев, ни близких; один я, только один я обязан вступиться за нее и наказать оскорбителей. Где она? Робинзон . Она здесь была. Вот она! Карандышев . При нашем объяснении посторонних не должно быть; вы будете лишний. Оставьте нас! Робинзон . С величайшим удовольствием. Я скажу, что вам сдал Ларису Дмитриевну. Честь имею кланяться! (Уходит в кофейную.)

Карандышев подходит к столу и садится против Ларисы.

Явление одиннадцатое

Лариса и Карандышев .

Лариса (поднимая голову). Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем вы здесь? Карандышев . Где же быть мне? Лариса . Не знаю. Где хотите, только не там, где я. Карандышев . Вы ошибаетесь, я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать вас. И теперь я здесь, чтобы отмстить за ваше оскорбление. Лариса . Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было. Карандышев . Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может. Лариса (глубоко оскорбленная). Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня! Карандышев . Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю? Лариса . Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину. Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.) Лариса (оттолкнув его). О, нет! Каждой веши своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас. Карандышев . Что вы говорите! мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов? Лариса (со слезами). Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова. Карандышев . Что вы, что вы, опомнитесь! Лариса . Ну, так я сама пойду. Карандышев . Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю. Лариса (с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы. Карандышев . Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен. Лариса . Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе. Карандышев . Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня. Лариса . Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты. Карандышев . Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Лариса (с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня. Карандышев . Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? (Падает на колени.) Я вас люблю, люблю. Лариса . Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу. Карандышев (вставая). О, не раскайтесь! (Кладет руку за борт сюртука.) Вы должны быть моей. Лариса . Чьей ни быть, но не вашей. Карандышев (запальчиво). Не моей? Лариса . Никогда! Карандышев . Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.) Лариса (хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул.) Карандышев . Что я, что я... ах, безумный! (Роняет пистолет.) Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние... (Поднимает пистолет и кладет на стол.)

Из кофейной выходят Паратов , Кнуров , Вожеватов , Робинзон , Гаврило и Иван .

Явление двенадцатое

Лариса , Карандышев , Паратов , Кнуров , Вожеватов , Робинзон , Гаврило и Иван .

Все . Что такое, что такое? Лариса . Это я сама... Никто не виноват, никто... Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов . Велите замолчать! Велите замолчать! Лариса (постепенно слабеющим голосом). Нет, нет, зачем... Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю. (Посылает поцелуй.)

Громкий хор цыган.

16 октября 1878 г.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Паратов, Лариса и Робинзон.

Лариса. Ах, как я устала. Я теряю силы, я насилу взошла на гору. (Садится в глубине сцены на скамейку у решетки.)

Паратов. А, Робинзон! Ну, что ж ты, скоро в Париж едешь?

Робинзон. С кем это? С тобой, ля-Серж, куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами кончено.

Паратов. Что так?

Робинзон. Невежи!

Паратов. Будто? Давно ли ты догадался?

Робинзон. Всегда знал. Я всегда за дворян.

Паратов. Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь. Не отлучайся, ты мне будешь нужен!

Робинзон. Для тебя в огонь и в воду. (Уходит в кофейную.)

Паратов (Ларисе). Позвольте теперь поблагодарить вас за удовольствие - нет, этого мало, - за счастие, которое вы нам доставили.

Лариса. Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я - жена ваша или нет?

Паратов. Прежде всего, Лариса Дмитриевна, вам нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно мы еще успеем завтра.

Лариса. Я не поеду домой.

Паратов. Но и здесь оставаться вам нельзя. Прокатиться с нами по Волге днем - это еще можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! Какую пищу вы дадите для разговоров.

Лариса. Что мне за дело до разговоров! С вами я могу быть везде. Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой.

Паратов. Вы поедете на моих лошадях - разве это не все равно?

Лариса. Нет, не все равно. Вы меня увезли от жениха, маменька видела, как мы уехали - она не будет беспокоиться, как бы поздно мы ни возвратились… Она покойна, она уверена в вас, она только будет ждать нас, ждать… чтоб благословить. Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой.

Паратов. Что такое? Что значит: "совсем не являться"? Куда деться вам?

Лариса. Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет.

Паратов. Какая экзальтация! Вам можно жить и должно. Кто откажет вам в любви, в уважении! Да тот же ваш жених: он будет радехонек, если вы опять его приласкаете.

Лариса. Что вы говорите! Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует. У меня один жених: это вы.

Паратов. Извините, не обижайтесь на мои слава! Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне.

Лариса. Что вы говорите! Разве вы забыли? Так я вам опять повторю все с начала. Я год страдала, год не могла забыть вас, жизнь стала для меня пуста; я решилась, наконец, выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней. Явились вы и говорите: "Брось все, я твой". Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала.

Паратов. Все это прекрасно, и обо всем мы с вами потолкуем завтра.

Лариса. Нет, сегодня, сейчас.

Паратов. Вы требуете?

Лариса. Требую.

В дверях кофейной видны Кнуров и Вожеватов.

Паратов. Извольте. Послушайте, Лариса Дмитриевна! Вы допускаете мгновенное увлечение?

Лариса. Допускаю. Я сама способна увлечься.

Паратов. Нет, я не так выразился; допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.

Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?

Паратов. Нет.

Лариса. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.

Паратов. Я обручен.

Лариса. Ах!

Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь.

Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало.

Лариса. Поглядите на меня!

Паратов смотрит на нее.

"В глазах, как на небе, светло…" Ха, ха, ха! (Истерически смеется.) Подите от меня! Довольно! Я уж сама об себе подумаю. (Опирает голову на руку.)

Кнуров, Вожеватов и Робинзон выходят на крыльцо кофейной.

ЛИЦА :

Евфросинья Потаповна, тетка Карандышева.

Карандышев.

Огудалова.

Вожеватов.

Робинзон.

Илья-цыган.

Бесприданница. Фильм-спектакль 1974 года по драме А. Островского

Кабинет Карандышева; комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стене прибит над диваном ковер, на котором развешано оружие; три двери: одна в середине, две по бокам.

Явление первое

Евфросинья Потаповна и Иван (выходит из двери налево)

Иван . Лимонов пожалуйте!

Евфросинья Потаповна . Каких лимонов, аспид?

Иван . Мессинских-с.

Евфросинья Потаповна . На что они тебе понадобились?

Иван . После обеда которые господа кофей кушают, а которые чай, так к чаю требуется.

Евфросинья Потаповна . Вымотали вы из меня всю душеньку нынче. Подай клюковного морсу, разве не все равно. Возьми там у меня графинчик; ты поосторожнее, графинчик-то старенький, пробочка и так еле держится, сургучиком подклеена. Пойдем, я сама выдам. (Уходит в среднюю дверь, Иван за ней.)

Входят Огудалова и Лариса слева.

Явление второе

Огудалова и Лариса.

Лариса . Ах, мама, я не знала, куда деться.

Огудалова . Я так и ожидала от него.

Лариса . Что за обед, что за обед! А еще зовет Мокия Парменыча! Что он делает?

Огудалова . Да, угостил, нечего сказать.

Лариса . Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться. Вот мы ни в чем не виноваты, а стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего, он даже весел.

Огудалова . Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью, вот он и весел. Да разве ты не замечаешь? Его нарочно подпаивают.

Лариса . Ах, ах! Останови его, останови его!

Огудалова . Как остановить! Он - не малолетний, пора без няньки жить.

Лариса . Да ведь он не глуп, как же он не видит этого!

Огудалова . Не глуп, да самолюбив. Над ним подтрунивают, вина похваливают, он и рад; сами-то только вид делают, что пьют, а ему подливают.

Лариса . Ах! Я боюсь, всего боюсь. Зачем они это делают?

Огудалова . Да так просто, позабавиться хотят.

Лариса . Да ведь они меня терзают-то?

Огудалова . А кому нужно, что ты терзаешься. Вот, Лариса, еще ничего не видя, а уж терзание; что дальше-то будет?

Лариса . Ах, дело сделано; можно только жалеть, а исправить нельзя.

Входит Евфросинья Потаповна.

Явление третье

Огудалова, Лариса и Евфросинья Потаповна.

Евфросинья Потаповна . Уж откушали? А чаю не угодно?

Огудалова . Нет, увольте.

Евфросинья Потаповна . А мужчины-то что?

Огудалова . Они там сидят, разговаривают.

Евфросинья Потаповна . Ну, покушали и вставали бы; чего еще дожидаются? Уж достался мне этот обед; что хлопот, что изъяну! Поваришки разбойники, в кухню-то точно какой победитель придет, слова ему сказать не смей!

Огудалова . Да об чем с ним разговаривать? Коли он хороший повар, так учить его не надо.

Евфросинья Потаповна . Да не об ученье речь, а много очень добра изводят. Кабы свой материал, домашний, деревенский, так я бы слова не сказала; а то купленный, дорогой, так его и жалко. Помилуйте, требует сахару, ванилю, рыбьего клею; а ваниль этот дорогой, а рыбий клей еще дороже. Ну и положил бы чуточку для духу, а он валит зря; сердце-то и мрет, на него глядя.

Огудалова . Да, для расчетливых людей, конечно…

Евфросинья Потаповна . Какие тут расчеты, коли человек с ума сошел. Возьмем стерлядь: разве вкус-то в ней не один, что большая, что маленькая? А в цене-то разница, ох, велика! Полтинничек десяток и за глаза бы, а он по полтиннику штуку платил.

Огудалова . Ну, этим, что были за обедом, еще погулять по Волге да подрасти бы не мешало.

Евфросинья Потаповна . Ах, да ведь, пожалуй, есть и в рубль, и в два; плати, у кого деньги бешеные. Кабы для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого! Опять вино хотел было дорогое покупать в рубль и больше, да купец честный человек попался; берите, говорит, кругом по шести гривен за бутылку, а ерлыки наклеим какие прикажете! Уж и вино отпустил! Можно сказать, что на чести. Попробовала я рюмочку, так и гвоздикой-то пахнет, и розаном пахнет, и еще чем-то. Как ему быть дешевым, когда в него столько дорогих духов кладется! И деньги немалые: шесть гривен за бутылку; а уж и стоит дать. А дороже платить не из чего, жалованьем живем. Вот у нас сосед женился, так к нему этого одного пуху: перин да подушек, возили-возили, возили-возили, да все чистого; потом пушного: лисица, и куница, и соболь! Все это в дом, так есть из чего ему тратиться. А вот рядом чиновник женился, так всего приданого привезли фортепьяны старые. Не разживешься. Все равно и нам форсить некстати.

Лариса (Огудаловой) . Бежала б я отсюда, куда глаза глядят.

Огудалова . Невозможно, к несчастью.

Евфросинья Потаповна . Да коли вам что не по себе, так пожалуйте ко мне в комнату; а то придут мужчины, накурят так, что не продохнешь. Что я стою-то! Бежать мне серебро сосчитать да запереть, нынче народ без креста.

Огудалова и Лариса уходят в дверь направо, Евфросинья Потаповна - в среднюю. Из двери налево выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов.

Явление четвертое

Паратов, Кнуров и Вожеватов.

Кнуров . Я, господа, в клуб обедать поеду, я не ел ничего.

Паратов . Подождите, Мокий Парменыч!

Кнуров . Со мной в первый раз в жизни такой случай. Приглашают обедать известных людей, а есть нечего… Он человек глупый, господа.

Паратов . Мы не спорим. Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп.

Кнуров . И сам прежде всех напился.

Вожеватов . Мы его порядочно подстроили.

Паратов . Да, я свою мысль привел в исполнение. Мне еще давеча в голову пришло: накатить его хорошенько и посмотреть, что выйдет.

Кнуров . Так у вас было это задумано?

Паратов . Мы прежде условились. Вот, господа, для таких случаев Робинзоны-то и дороги.

Вожеватов . Золото, а не человек.

Паратов . Чтобы напоить хозяина, надо самому пить с ним вместе; а есть ли возможность глотать эту микстуру, которую он вином величает. А Робинзон - натура выдержанная на заграничных винах ярославского производства, ему нипочем. Он пьет да похваливает, пробует то одно, то другое, сравнивает, смакует с видом знатока, но без хозяина пить не соглашается; тот и попался. Человек непривычный, много ль ему надо, скорехонько и дошел до восторга.

Кнуров . Это забавно; только мне, господа, не шутя есть хочется.

Паратов . Еще успеете. Погодите немного, мы попросим Ларису Дмитриевну спеть что-нибудь.

Кнуров . Это другое дело. А где ж Робинзон?

Вожеватов . Они там еще допивают.

Входит Робинзон.

Явление пятое

Робинзон (падая на диван) . Батюшки, помогите! Ну, Серж, будешь ты за меня богу отвечать!

Паратов . Что ж ты, пьян, что ли?

Робинзон . Пьян! Рааве я на это жалуюсь когда-нибудь? Кабы пьян, это бы прелесть что такое-лучше бы и желать ничего нельзя. Я с этим добрым намерением ехал сюда, да с этим добрым намерением и на свете живу. Это цель моей жизни.

Паратов . Что ж с тобой?

Робинзон . Я отравлен, я сейчас караул закричу.

Паратов . Да ты что пил-то больше, какое вино?

Робинзон . Кто ж его знает? Химик я, что ли! Ни один аптекарь не разберет.

Паратов . Да что на бутылке-то, какой этикет?

Робинзон . На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндар-бальзам» какой-то. Не пройдет мне даром эта специя, уж я чувствую.

Вожеватов . Это случается: как делают вино, так переложат лишнее чтоннибудь против пропорции. Ошибиться долго ли? человек - не машина. Мухоморов не переложили ли?

Робинзон . Что тебе весело! Человек погибает, а ты рад.

Вожеватов . Шабаш! Помирать тебе, Робинзон.

Робинзон . Ну, это вздор, помирать я не согласен… Ах! хоть бы знать, какое увечье-то от этого вина бывает.

Вожеватов . Один глаз лопнет непременно, ты так и жди.

Робинзон . Ну, вот, изволите слышать, опять бургонского! Спасите, погибаю! Серж, пожалей хоть ты меня. Ведь я в цвете лет, господа, я подаю большие надежды. За что ж искусство должно лишиться…

Паратов . Да не плачь, я тебя вылечу; я знаю, чем помочь тебе; как рукой снимет.

Входит Карандышев с ящиком сигар.

Явление шестое

Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон и Карандышев.

Робинзон (взглянув на ковер) . Что это у вас такое?

Карандышев . Сигары.

Робинзон . Нет, что развешано-то? Бутафорские вещи?

Карандышев . Какие бутафорские вещи! Это турецкое оружие.

Паратов . Так вот кто виноват, что австрийцы турок одолеть не могут.

Карандышев . Как? Что за шутки! Помилуйте, что это за вздор! Чем я виноват?

Паратов . Вы забрали у них все дрянное, негодное оружие; вот они с горя хорошим английским! и запаслись.

Вожеватов . Да, да, вот кто виноват! теперь нашлось. Ну, вам австрийцы спасибо не скажут.

Карандышев . Да чем оно негодное? Вот этот пистолет, например. (Снимает со стены пистолет.)

Паратов (берет у него пистолет) . Этот пистолет?

Карандышев . Ах, осторожнее, он заряжен.

Паратов . Не бойтесь! Заряжен ли он, не заряжен ли, опасность от него одинакова: он все равно не выстрелит. Стреляйте в меня в пяти шагах, я позволяю.

Карандышев . Ну, нет-с, и этот пистолет пригодиться может.

Паратов . Да, в стену гвозди вколачивать. (Бросает пистолет на стол.)

Вожеватов . Ну, нет, не скажите! По русской пословице: «На грех и из палки выстрелишь».

Карандышев (Паратову) . Не угодно ли сигар?

Паратов . Да ведь, чай, дорогие? Рублей семь сотня, я думаю.

Карандышев . Да-с, около того: сорт высокий, очень высокий сорт.

Паратов . Я этот сорт знаю: Регалия капустиссима dos amigos, я его держу для приятелей, а сам не курю.

Карандышев (Кнурову) . Не прикажете ли?

Кнуров . Не хочу я ваших сигар - свои курю.

Карандышев . Хорошенькие сигары, хорошенькие-с.

Кнуров . Ну, а хорошие, так и курите сами.

Карандышев (Вожеватову) . Вам не угодно ли?

Вожеватов . Для меня эти очень дороги; пожалуй, избалуешься. Не нашему носу рябину клевать: рябина - ягода нежная.

Карандышев . А вы, сэр Робинзон, курите?

Робинзон . Я-то? Странный вопрос! Пожалуйте пяточек! (Выбирает пять штук, вынимает из кармана бумажку и тщательно завертывает.)

Карандышев . Что же вы не закуриваете?

Робинзон . Нет, как можно! Эти сигары надо курить в природе, в хорошем местоположении.

Карандышев . Да почему же?

Робинзон . А потому, что если их закурить в порядочном доме, так, пожалуй, прибьют, чего я терпеть не могу.

Вожеватов . Не любишь, когда бьют?

Робинзон . Нет, с детства отвращение имею.

Карандышев . Какой он оригинал! А, господа, каков оригинал! Сейчас видно, что англичанин. (Громко.) А где наши дамы? (Еще громче) . Где дамы?

Входит Огудалова.

Явление седьмое

Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Огудалова.

Огудалова . Дамы здесь, не беспокойтесь. (Карандышеву тихо.) Что вы делаете? Посмотрите вы на себя!

Карандышев . Я, помилуйте, я себя знаю. Посмотрите: все пьяны, а я только весел. Я счастлив сегодня, я торжествую.

Огудалова . Торжествуйте, только не так громко! (Подходит к Паратову.) Сергей Сергеич, перестаньте издеваться над Юлием Капитонычем! Нам больно видеть: вы обижаете меня и Ларису.

Паратов . Ах, тетенька, смею ли я!

Огудалова . Неужели вы еще не забыли давешнюю ссору? Как не стыдно!

Паратов . Что вы! Я, тетенька, не злопамятен. Да извольте, я для вашего удовольствия все это покончу одним разом. Юлий Капитоныч!

Карандышев . Что вам угодно?

Паратов . Хотите брудершафт со мной выпить?

Огудалова . Вот это хорошо. Благодарю вас!

Карандышев . Брудершафт, вы говорите? Извольте, с удовольствием.

Паратов (Огудаловой) . Да попросите сюда Ларису Дмитриевну! Что она прячется от нас!

Огудалова . Хорошо, я приведу ее. (Уходит.)

Карандышев . Что же мы выпьем? Бургонского?

Паратов . Нет, уж от бургонского увольте! Я человек простой.

Карандышев . Так чего же?

Паратов . Знаете что: любопытно теперь нам с вами коньячку выпить. Ковьяк есть?

Карандышев . Как не быть! У меня все есть. Эй, Иван, коньяку!

Паратов . Зачем сюда, мы там выпьем; только велите стаканчиков дать, я рюмок не признаю.

Робинзон . Что ж вы прежде не сказали, что у вас коньяк есть? Сколько дорогого времени-то потеряно!

Вожеватов . Как он ожил!

Робинзон . С этим напитком я обращаться умею, я к нему применился.

Паратов и Карандышев уходят в дверь налево.

Явление восьмое

Кнуров, Вожеватов и Робинзон.

Робинзон (глядит в дверь налево) . Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит. Наливают, устанавливаются в позу; живая картина. Посмотрите, какая у Сержа улыбка! Совсем Бертрам. (Поет из «Роберта».) «Ты мой спаситель. - Я твой спаситель! - И покровитель. - И покровитель». Ну, проглотил. Целуются. (Поет.) «Как счастлив я! - Жертва моя!» Ай, уносит Иван коньяк, уносит! (Громко.) Что ты, что ты, оставь! Я его давно дожидаюсь. (Убегает.)

Из средней двери выходит Илья.

Явление девятое

Кнуров, Вожеватов, Илья, потом Паратов.

Вожеватов . Что тебе, Илья?

Илья . Да наши готовы, собрались совсем, на бульваре дожидаются. Когда ехать прикажете?

Вожеватов . Сейчас все вместе поедем, подождите немного!

Илья . Хорошо. Как прикажете, так и будет.

Входит Паратов.

Паратов . А, Илья, готовы?

Илья . Готовы, Сергей Сергеич.

Паратов . Гитара с тобой?

Илья . Не захватил, Сергей Сергеич.

Паратов . Гитару нужно, слышишь?

Илья . Сейчас сбегаю, Сергей Сергеич! (Уходит.)

Паратов . Я хочу попросить Ларису Дмитриевну спеть нам что-нибудь, да и поедемте за Волгу.

Кнуров . Не весела наша прогулка будет без Ларисы Дмитриевны. Вот если бы… Дорого можно заплатить за такое удовольствие.

Вожеватов . Если бы Лариса Дмитриевна поехала, я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром оделил.

Паратов . Представьте, господа, я и сам о том же думаю; вот как мы сошлись.

Кнуров . Да есть ли возможность?

Паратов . На свете нет ничего невозможного, говорят философы.

Кнуров . А Робинзон, господа, лишний. Потешились, и будет. Напьется он там до звериного образа - что хорошего! Эта прогулка дело серьезное, он нам совсем не компания. (Указывая в дверь.) Вон он как к коньяку-то прильнул.

Вожеватов . Так не брать его.

Паратов . Увяжется как-нибудь!

Вожеватов . Погодите, господа, я от него отделаюсь. (В дверь.) Робинзон!

Входит Робинзон.

Явление десятое

Паратов, Кнуров, Вожеватов и Робинзон.

Робинзон . Что тебе?

Вожеватов (тихо) . Хочешь ехать в Париж?

Робинзон . Как в Париж, когда?

Вожеватов . Сегодня вечером.

Робинзон . А мы за Волгу сбирались.

Вожеватов . Как хочешь; поезжай за Волгу, а я в Париж.

Робинзон . Да ведь у меня паспорта нет.

Вожеватов . Это уж мое дело.

Робинзон . Я пожалуй.

Вожеватов . Так отсюда мы поедем вместе; я тебя завезу домой к себе; там и жди меня, отдохни, усни. Мне нужно заехать по делам места в два.

Робинзон . А интересно бы и цыган послушать.

Вожеватов . А еще артист! Стыдись! Цыганские песни - ведь это невежество. То ли дело итальянская опера или оперетка веселенькая! Вот что тебе надо слушать. Чай, сам играл.

Робинзон . Еще бы! я в «Птичках певчих» играл.

Вожеватов . Кого?

Робинзон . Нотариуса.

Вожеватов . Ну, как же такому артисту да в Париже не побывать. После Парижа тебе какая цена-то будет!

Робинзон . Руку!

Вожеватов . Едешь?

Робинзон . Еду.

Вожеватов (Паратову) . Как он тут пел из «Роберта»! Что за голос!

Паратов . А вот мы с ним в Нижнем на ярмарке дел наделаем.

Робинзон . Еще поеду ли я, спросить надо.

Паратов . Что так?

Робинзон . Невежества я и без ярмарки довольно вижу.

Паратов . Ого, как он поговаривать начал!

Робинзон . Нынче образованные люди в Европу ездят, а не по ярмаркам шатаются.

Паратов . Какие же государства и какие города Европы вы осчастливить хотите?

Робинзон . Конечно, Париж, я уж туда давно собираюсь.

Вожеватов . Мы с ним сегодня вечером едем.

Паратов . А, вот что! Счастливого пути! В Париж тебе действительно надо ехать. Там только тебя и недоставало. А где ж хозяин?

Робинзон . Он там, он говорил, что сюрприз нам готовит.

Входят справа Огудалова и Лариса, слева Карандышев и Иван.

Явление одиннадцатое

Огудалова, Лариса, Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев, Иван, потом Илья и Евфросинья Потаповна.

Паратов (Ларисе) . Что вы нас покинули?

Лариса . Мне что-то нездоровится.

Паратов . А мы сейчас с вашим женихом брудер шафт выпили. Теперь уж друзья навек.

Лариса . Благодарю вас. (Жмет руку Паратову.)

Карандышев (Паратову) . Серж!

Паратов (Ларисе) . Вот видите, какая короткость. (Карандышеву.) Что тебе?

Карандышев . Тебя кто-то спрашивает.

Паратов . Кто там?

Иван . Цыган Илья.

Паратов . Так зови его сюда.

Иван уходит.

Господа, извините, что я приглашаю Илью в наше общество. Это мой лучший друг. Где принимают меня, там должны принимать и моих друзей. Это мое правило.

Вожеватов (Ларисе тихо) . Я новую песенку знаю.

Лариса . Хорошая?

Вожеватов . Бесподобная! «Веревьюшки веревью, на барышне башмачки».

Лариса . Это забавно.

Вожеватов . Я вас выучу.

Входит Илья с гитарой.

Паратов (Ларисе) . Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров . Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев . Нельзя, господа, нельзя, Лариса Дмитриевна не станет петь.

Паратов . Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть, и станет.

Лариса . Извините, господа, я и не расположена сегодня, и не в голосе.

Кнуров . Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев . Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов . А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов . Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев . Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю.

Огудалова . Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев . Нет, нет! Я положительно запрещаю. Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!

Карандышев , надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов . Илья!

Илья . Что будем петь, барышня?

Лариса . «Не искушай».

Илья (подстраивая гитару) . Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.

Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса. Во втором куплете слегка пристает Робинзон.

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не хочу предаться вновь
Раз обманувшим сновиденьям.

Илья (Робинзону) . Вот спасибо, барин. Выручил.

Кнуров (Ларисе) . Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов (с мрачным видом) . Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)

Вожеватов . Послушать да и умереть - вот оно что! (Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

Карандышев . Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны. Мы сейчас выпьем шампанского за ее здоровье.

Вожеватов . Умную речь приятно и слышать.

Карандышев (громко) . Подайте шампанского!

Огудалова (тихо) . Потише! Что вы кричите!

Карандышев . Помилуйте, я у себя дома. Я знаю, что делаю. (Громко.) Подайте шампанского!

Входит Евфросинья Потаповна.

Евфросинья Потаповна . Какого тебе еще шампанского? Поминутно то того, то другого.

Карандышев . Не мешайтесь не в свое дело! Исполняйте, что вам приказывают!

Евфросинья Потаповна . Так поди сам! А уж я ноги отходила; я еще, может быть, не евши с утра (Уходит.)

Карандышев идет в дверь налево.

Огудалова . Послушайте, Юлий Капитоныч!.. (Уходит за Карандышевым.)

Паратов . Илья, поезжай! чтоб катера были готовы! Мы сейчас приедем.

Илья уходит в среднюю дверь.

Вожеватов (Кнурову) . Оставим его одного с Ларисой Дмитриевной. (Робинзону.) Робинзон, смотри, Иван коньяк-то убирает.

Робинзон . Да я его убью. Мне легче с жизнью расстаться!

Уходят налево Кнуров, Вожеватов и Робинзон.

Явление двенадцатое

Лариса и Паратов.

Паратов . Очаровательница! (Страстно глядит на Ларису.) Как я проклинал себя, когда вы пели!

Лариса . За что?

Паратов . Ведь я - не дерево; потерять такое сокровище, как вы, разве легко?

Лариса . Кто ж виноват?

Паратов . Конечно, я, и гораздо более виноват, чем вы думаете. Я должен презирать себя.

Лариса . За что же, скажите!

Паратов . Зачем я бежал от вас! На что променял вас?

Лариса . Зачем же вы это сделали?

Паратов . Ах, зачем! Конечно, малодушие. Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать.

Лариса . Да, надо правду сказать, вы надолго отравили мою жизнь.

Паратов . Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут…

Лариса (тихо) . Говорите!

Паратов . Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью.

Лариса . Чего же вы хотите?

Паратов . Видеть вас, слушать вас… Я завтра уезжаю.

Лариса (опустя голову) . Завтра.

Паратов . Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.

Лариса (тихо) . О каком?

Паратов . О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног.

Лариса . Но как же?

Паратов . Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах - поедемте!

Лариса . Ах, а здесь? Я не знаю, право… Как же здесь?

Паратов . Что такое «здесь»? Сюда сейчас приедут: тетка Карандышева, барыни в крашеных шелковых платьях; разговор будет о соленых грибах.

Лариса . Когда же ехать?

Паратов . Сейчас.

Лариса . Сейчас?

Паратов . Сейчас или никогда.

Лариса . Едемте.

Паратов . Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса . Куда вам угодно.

Паратов . С нами, сейчас?

Лариса . Когда вам угодно.

Паратов . Ну, признаюсь, выше и благородней этого я ничего и вообразить не могу. Очаровательное создание! Повелительница моя!

Лариса . Вы - мой повелитель.

Входят Огудалова, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Иван с подносом, на котором стаканы шампанского.

Явление тринадцатое

Огудалова, Лариса, Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Иван.

Паратов (Кнурову и Вожеватову) . Она поедет.

Карандышев . Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну. (Все берут стаканы.) Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны. Ваши похвалы - для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае. Да-с, талантов у нее действительно много. Но не за них я хочу похвалить ее. Главное, неоцененное достоинство Ларисы Дмитриевны - то, господа… то, господа…

Вожеватов . Спутается.

Паратов . Нет, вынырнет, выучил.

Карандышев . То, господа, что она умеет ценить и выбирать людей. Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она умеет отличать золото от мишуры. Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась. Она искала для себя человека не блестящего, а достойного…

Паратов (одобрительно) . Браво, браво!

Карандышев . И выбрала…

Паратов . Вас! Браво! браво!

Вожеватов и Робинзон . Браво, браво!

Карандышев . Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь. Она меня помяла, оценила и предпочла всем. Извините, господа, может быть, не всем это приятно слышать; но я счел своим долгом поблагодарить публично Ларису Дмитриевну за такое лестное для меня предпочтение. Господа, я сам пью и предлагаю выпить за здоровье моей невесты!

Паратов , Вожеватов и Робинзон . Ура!

Паратов (Карандышеву) . Еще есть вино-то?

Карандышев . Разумеется, есть; как же не быть? Что ты говоришь? Уж я достану.

Паратов . Надо еще тост выпить.

Карандышев . Какой?

Паратов . За здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева.

Карандышев . Ах, да. Так ты предложишь? Ты и предложи, Серж! А я пойду похлопочу; я достану. (Уходит.)

Кнуров . Ну, хорошенького понемножку. Прощайте. Я заеду закушу и сейчас же на сборный пункт. (Кланяется дамам.)

Вожеватов (указывая на среднюю дверь) . Здесь пройдите, Мокий Парменыч. Тут прямо выход в переднюю, никто вас и не увидит.

Кнуров уходит.

Паратов (Вожеватову.) . И мы сейчас, едем. (Ларисе.) Собирайтесь!

Лариса уходит направо.

Вожеватов . Не дождавшись тоста?

Паратов . Так лучше.

Вожеватов . Да чем же?

Паратов . Смешнее.

Выходит Лариса с шляпкой в руках.

Вожеватов . И то смешнее. Робинзон! едем.

Робинзон . Куда?

Вожеватов . Домой, сбираться в Париж

Робинзон и Вожеватов раскланиваются и уходят.

Паратов (Ларисе тихо) . Едем! (Уходит.)

Лариса (Огудаловой) . Прощай, мама!

Огудалова . Что ты! Куда ты?

Лариса . Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге.

Огудалова . Бог с тобой! Что ты!

Лариса . Видно, от своей судьбы не уйдешь. (Уходит.)

Огудалова . Вот, наконец, до чего дошло: всеобщее бегство! Ах, Лариса!.. Догонять мне ее иль нет? Нет, зачем!.. Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить, так потеря не велика.

Входят Карандышев и Иван с бутылкой шампанского.

Явление четырнадцатое

Огудалова, Карандышев, Иван, потом Евфросинья Потаповна.

Карандышев . Я, господа… (Оглядывает комнату.) Где ж они? Уехали? Вот это учтиво, нечего сказать! Ну, да тем лучше! Однако когда ж они успели? И вы, пожалуй, уедете? Нет, уж вы-то с Ларисой Дмитриевной погодите! Обиделись? - понимаю! Ну, и прекрасно. И мы останемся в тесном семейном кругу… А где же Лариса Дмитриевна? (У двери направо.) Тетенька, у вас Лариса Дмитриевна?

Евфросинья Потаповна (входя) . Никакой у меня твоей Ларисы Дмитриевны нет.

Карандышев . Однако что ж это такое, в самом деле! Иван, куда девались все господа и Лариса Дмитриевна?

Иван . Лариса Дмитриевна, надо полагать, с господами вместе уехали… Потому как господа за Волгу сбирались, вроде как пикник у них.

Карандышев . Как за Волгу?

Иван . На катерах-с. И посуда, и вина, все от нас пошло-с; еще давеча отправили; ну, и прислуга - все как следует-с.

Карандышев (садится и хватается за голову) . Ах, что же это, что же это!

Иван . И цыгане, и музыка с ними - все как следует.

Карандышев (с горячностью) . Харита Игнатьевна, где ваша дочь? Отвечайте мне, где ваша дочь?

Огудалова . Я к вам привезла дочь, Юлий Капитоныч; вы мне скажите, где моя дочь!

Карандышев . И все это преднамеренно, умышленно - все вы вперед сговорились… (Со слезами.) Жестоко, бесчеловечно жестоко!

Огудалова . Рано было торжествовать-то!

Карандышев . Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Евфросинья Потаповна . Да полно ты, перестань! Не о чем сокрушаться-то!

Карандышев . И ведь это не разбойники, это почетные люди… Это все приятели Хариты Игнатьевны.

Огудалова . Я ничего не знаю.

Карандышев . Нет, у вас одна шайка, вы все заодно. Но знайте, Харита Игнатьевна, что и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники - злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет. Если мне на белом свете остается только или повеситься от стыда и отчаяния, или мстить, так уж я буду мстить. Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого. (Схватывает со стола пистолет и убегает.)

Огудалова . Что он взял-то?

Иван . Пистолет.

Огудалова . Беги, беги за ним, кричи, чтоб остановили.

Для перехода к предыдущему / следующему действию пьесы пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже.

Робинзон – простой человек, любящий иногда «выпить», не очень следит за собой. Он не очень разговорчив и во всём слушается Паратова, у которого есть деньги. Робинзона, также как и Ларису можно назвать «жертвой» Паратова, как ни преувеличенно это будет сказано, так как они оба полностью или хотя бы в большей степени зависят от него, полагаются на него, доверяют ему.

Скорее всего, основная роль этого персонажа – это раскрытие характера Паратова, людей того времени, т.е. эгоистичных и самовлюблённых, бесчеловечных, а так же как противовес всем остальным. В последнем случае, Робинзон очень отличается от всех остальных, он не за чем не охотится, он просто живёт в своё удовольствие, думая лишь о жизни, о природе и так далее. Его не очень интересует его будущее, он живёт сегодняшним днём, получая все, что хочет. Несмотря на всю его отдалённость от всех, Робинзон не кукла, он не лишён некоторых «живых» качеств. Он постоянно льстит Паратову, даже без причины, ему это просто нравится, его это также развлекает, как и Паратова. Робинзон – игрушка, вещь для Паратова; и в конце драмы Лариса, признаваясь Карандышеву, говорит, что она тоже вещь. Лариса. «Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину… я вещь а не человек».

История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе со своим другом – Непутёвым и капитан выбросил их на остров. Опят же хочется заметить, что Островский не случайно выбирает для своих героев говорящие имена. Когда Паратов проплывал мимо, он решил взять Счастливцева – актёра, чтобы тот его развлекал во время пути. Впервые он появляется в самом начале драмы вместе с Паратовым. На нём: «… плащ, правая пола закинута на левое плечо, мягкая высокая шляпа…». Паратову наплевать на Робинзона, тот нужен ему только для развлечения, чтобы Робинзон, так как он актёр – играл свою роль – заботливого друга.

Утренняя гимнастика в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста... Утренняя гимнастика в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выпол...

«Тарас Бульба» как историческая повесть: особенности поэтики произведения... В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный...

История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе со своим другом – Непутевым и капитан выбросил их на остров. Опят же хочется заметить, что Островский не случайно выбирает для своих героев говорящие имена. Когда Паратов проплывал мимо, он решил взять Счастливцева – актера, чтобы тот его развлекал во время пути. Впервые он появляется в самом начале драмы вместе с Паратовым. На нем: “… плащ, правая пола закинута на левое плечо, мягкая высокая шляпа…”. Паратову наплевать на Робинзона, тот нужен ему только для развлечения, чтобы Робинзон, так как он актер – играл свою роль – заботливого друга.

Робинзон – простой человек, любящий иногда “выпить”, не очень следит за собой. Он не очень разговорчив и во всем слушается Паратова, у которого есть деньги. Робинзона, также как и Ларису можно назвать “жертвой” Паратова, как ни преувеличенно это будет сказано, так как они оба полностью или хотя бы в большей степени зависят от него, полагаются на него, доверяют ему.

Скорее всего, основная роль этого персонажа – это раскрытие характера Паратова, людей того времени, т. е. эгоистичных и самовлюбленных, бесчеловечных, а так же как противовес всем остальным. В последнем случае, Робинзон очень отличается от всех остальных, он не за чем не охотится, он просто живет в свое удовольствие, думая лишь о жизни, о природе и так далее. Его не очень интересует его будущее, он живет сегодняшним днем, получая все, что хочет. Несмотря на всю его отдаленность от всех, Робинзон не кукла, он не лишен некоторых “живых” качеств. Он постоянно льстит Паратову, даже без причины, ему это просто нравится, его это также развлекает, как и Паратова. Робинзон – игрушка, вещь для Паратова; и в конце драмы Лариса, признаваясь Карандышеву, говорит, что она тоже вещь. Лариса. “Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину… я вещь а не человек”.

(No Ratings Yet)

Образ Робинзона. Какова его роль в композиции драмы “Бесприданница”?

Другие сочинения по теме:

  1. Рассказывая о двадцати восьми годах, которые провел Робинзон на острове, Дефо впервые в литературе развернул тему работы. Именно работа помогла...
  2. 1 сентября 2011 года я ступил на палубу корабля. Я убежал от своих родных ради путешествия в далекие края. На...
  3. Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились...
  4. Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным...
  5. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  6. Покой не для Робинзона, он с трудом высиживает в Англии несколько лет: мысли об острове преследуют его днем и ночью....
  7. Если Т. Манн относится к типу писателя-литературоведа, философа, создателя жанра интеллектуального романа, то и Р. Вагнер был не просто композитором,...
  8. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных...
  9. В 1719 році Дефо видав роман з довгою назвою “Життя, незвичайні й дивні пригоди Робинзона Крузо, моряка з Йорка, що...
  10. “Божественная комедия” – величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и...
  11. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических...
  12. “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д....
  13. “Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого...
  14. Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,...
  15. Богачевская О. Двести страниц “Жизни и приключений Робинзона Крузо”. “