Определение слова эксперимент в физике. Эксперимент, как метод исследования

22.06.2019

Как заражаются этим недугом

Возвеличивание себя, влюбленность в свой идеальный образ, идеализирование своей персоны. И как следствие - вспыльчивость, крики и скандалы, если кто-то осмелится выразить свое несогласие с вышесказанным. Все это - явные симптомы звездной болезни.

Видео Олега Терещенко и Татьяны Даниловой.

В наше время каждый стремится стать известным и популярным. На это массмедиа отвечают кучей возможностей: кастинги телепроектов и талант-шоу идут постоянно. Главное - приди и прояви себя! И когда человек окажется избранным из сотни, тысячи (а организаторы скажут ему - из миллиона!) таких же, как он; когда над его образом поработают продюсеры, стилисты, дизайнеры и т.д.; когда под окнами будут собираться толпы поклонниц, а сцену станут засыпать цветами и игрушками - у него в голове зародится навязчивая мысль: "Я - звезда!"

От хамства до рукоприкладства

Американский поп-исполнитель Джастин Бибер не скрывает своей звездности. В Сети регулярно появляются рассказы о том, как, например, Джастин приходит в ресторан, заказывает еду, а потом вдруг делает другой заказ. Потому что то, что ему принесли, не нравится. Если начинают спорить - бросается тарелками и уходит. Или устраивает потасовки в ночных клубах. Или крушит номера в отелях. Или... Список можно продолжать долго.

А вот пример не из мира шоу-бизнеса. Российская сборная по футболу после проигрыша на чемпионате Европы обвинила в неудаче фанатов: мол, сыграли так, как за них болели. Причем некоторые из спортсменов высказались в нецензурной форме.

И как не вспомнить Того, кого нельзя спрашивать про ремейки? Кто регулярно посылает подальше журналистов в розовых кофточках, унижает свой менеджмент, бьет работниц концертных площадок...

На личном опыте

Практически все проявления звездной болезни связаны не только с "главным героем", но и с теми людьми, которые его окружают. Причем последние зачастую страдают либо морально, либо физически. Поэтому надо уметь поймать тот момент, когда твоя "звездность" находится еще в зародыше. Иначе потом будет сложнее.

Чего скрывать - симптомы болезни мы сполна ощутили на себе (а по мнению некоторых - все еще страдаем хронической формой "звездочки"). Когда мы только делали первые шаги в шоу-бизнесе, у нас появилась самоуверенность, пренебрежительность к мнению тех, кто с нами работал, предвзятое отношение к окружающим - часто проскакивала мысль, что все желают худшего. Справиться с этим нам помогло то, что нас двое. И когда один начинал "звездить", второй объяснял: "Чувак, ты не прав!" Помогало! Наверное, потому, что мы - братья, родные люди, и можем оценивать действия друг друга не предвзято.

Да и звездная болезнь бывает разная. Для одних это проблема, а для других - продуманный пиар-ход. Как тут не вспомнить Сергея Зверева, который говорит, что он звезда и все время пребывает в шоке? Наигранность, удивление и звездные ужимки - часть его образа. Благодаря этому его узнают, не забывают, а некоторые даже любят.

ОТ РЕДАКЦИИ

На этой неделе редакция "Комсомолки" пополнилась сразу двумя звездными репортерами. Эти ребята настолько привыкли работать в паре, что по отдельности уже и не воспринимаются. Братья Борисенко взялись осветить тему звездной болезни - с кем она приключается и как с ней бороться, да и нужно ли… Саша и Вова не скрывают, что и сами некоторое время страдали подобным недугом. Бешеная популярность на "Фабрике звезд" дала о себе знать, но они выработали свой способ диагностики и лечения заболевания. О чем и рассказали.

ГЛАС НАРОДА

Сергей:

Я считаю, что звездная болезнь - не болезнь, а наглость и какое-то поражение головного мозга.

Анна ДОБРЫДНЕВА, солистка группы "Пара Нормальных":

Я болела звездной болезнью в самом начале карьеры. Мы с Ваней Дорном выпустили очень удачный клип и за две недели стали мегапопулярны. Наша песня звучала отовсюду, мы занимали первые строчки хит-парадов… Но через некоторое время популярность пошла на спад так же внезапно, как и возникла. Вот тогда я начала понимать, что если собираюсь оставаться артистом, про тщеславие стоит забыть. Отличное средство - работать, а не заниматься самолюбованием.

Фото: Максим ЛЮКОВ.

Стас ШУРИНС, певец:

Я в свое время на себе испытал, что такое звездная болезнь. У нас тогда был очень жесткий график, и на фоне усталости мне хотелось просто отгородиться от всех. Ну и сваливается такая популярность… Казалось, что можешь себе позволить выходить за рамки приличий. Наверное, всему виной еще и юношеский максимализм. Ты мало знаешь, много хочешь - вот и выходит, что "ловишь звезду". Как от этого избавиться? Ну, главное, чтобы близкие люди вовремя сказали: "Эй, проснись! Ты такой же человек, как все остальные".

Фото: Максим ЛЮКОВ.

Александр ПЕДАН, телеведущий:

Этим недугом страдал неоднократно и особенно еще во времена КВНов. Ты - молодой, а тут тебя начинают узнавать. Появляется наглость, излишняя самоуверенность. Но время лечит и ситуации, в которых ты оказываешься. После взлетов бывают падения, ты приземляешься, как только у тебя что-то не получается. Проблема звездной болезни заключается в том, что ты перестаешь развиваться, начинаешь потихоньку деградировать.

Фото: архив "КП".

Люба ЮНАК, певица группы "Лавика":

Звездной болезнью могут болеть люди исключительно интеллектуально необразованные и бескультурные. Ну и юный возраст тоже дает свое. Как правило, это те, кто без серьезных усилий вдруг стал знаменитым. Группа риска - участники всевозможных талант-шоу. Ребята моментально оказываются на вершине, о которой еще вчера и не мечтали. Отсюда и "звездность".

Вы знаете, что такое «звездная болезнь»? Это не совсем то, что вы подумали Это заболевание совсем не относится к гигантам общества вроде Филиппа Киркорова или Перис Хилтон, оно свойственно в основном… космонавтам.

Второе название этой болезни - Синдром Космической Адаптации, который поражает космонавтов во время переходя между областями с разным уровнем гравитации, во время полета. Это недомогание длится всего несколько дней, к счастью, но ему подвержены большинство космонавтов, вне зависимости от опыта и возраста. По данным статистики, больше половины из жалуются на такой синдром (а сколько не жалуются и терпят? это я так, к слову…)

Обычно, адаптация к перемене силы тяжести занимает определенное время. Сила тяжести сопровождает всю нашу жизнь, и все системы организма приспособлены к нормальной, земной гравитации. При полете космического корабля космонавты испытывают несколько фаз ощущений, связанных с ее изменениями. Во-первых, на этапе взлета космонавт может испытывать тошноту, галлюцинации и дезориентацию. Во вторых, при наступлении невесомости человек также приспосабливается к исчезнувшей силе тяжести, что также не добавляет ему приятных ощущений - та же самая тошнота, потеря ориентации и другие неприятности.

Документ, написанный исследователем Сюзанной Ноой, доктором медицинских наук из университета Delft, показывает, что такие эффекты можно вызвать (естественно) приложением повышенной силы тяжести, например, с помощью центрифуг, в которых обучают пилотов и космонавтов. Несмотря на то, что подобные сеансы повышенной гравитации длятся в среднем около часа, летчики часто жалуются на симптомы космической болезни. Как оказалось, такие симптомы вызваны несобственно изменениями силы тяжести, а невозможностью адаптироваться к этому изменению. Результаты исследовани, проведенных с помощью центрифуги в Соестерберге, показали, что симптомы, полученные в центрифуге и собственно при полете в космос, вызываются одинаковым образом.

Человеческий орган, который контролирует положение в пространстве и баланс, находится во внутреннем ухе. Он называется отолит, состоит из двух свернутых в кольцо перпендикулярных каналов, устеленных изнутри чувствительными клетками и наполовину заполненными жидкостью. Это обеспечивает им чувствительность к наклону и ускорению в разных направлениях. По-моему, система, при своей простоте, гениальна (неудивительно, ведь она создана природой). Кстати, таких органов у человека, два - в левом и правом ухе.

Ранее специалисты считали, что указанный синдром вызван дисбалансом в левом и правом отолитах. Вышеуказанное исследование показало, что болезнь вызывается, когда имеет место длительное вращение жидкости внутри каналов. При этом асимметрия левого и правого органа равновесия не имеет большого значения, так как неприятные ощущения вызваны именно несвойственным поведением жидкости внутри каждого отдельного канала и отолита.

В процессе написания этой статьи я понял, что ее можно назвать не «Звездная болезнь», а «Гениальность природы-222». Можно подставить любое число, потому что природа, создавшая нас, бесконечно гениальна, и сложность даже такого небольшого органа, как «датчик положения» в человеке, в очередной раз подтверждает это.

Звездная болезнь - особый взгляд на мир, окружающих людей и на самого себя, когда человеком прочно правит предубеждение, что у него узнаваемое лицо и что ему достаточно щёлкнуть пальцами, чтобы всё стало так, как ему хочется. Звездная болезнь - проявление неадекватности.

Признаки «звездной болезни»

  • Стремление демонстрировать и всячески подчеркивать свой особый и привилегированный статус в группе.
  • Склонность нарушать принятые нормы поведения и установленные правила, а также требовать к себе особого отношения.

Человеку, пораженному «звездным недугом», начинает казаться, во-первых, что его «хочу» – это есть правильно и хорошо. Во-вторых, что если щёлкнуть пальцами, то что-то изменится.

«Звездная болезнь» может наблюдаться не только у людей известных и знаменитых, которые всегда на виду и которым чаще других достаются похвалы. Звездная болезнь распространена и в офисах, её симптомы одинаковы как для руководителей верхнего уровня, так у рядовых сотрудников. Предрасположены к «звездности» люди излишне амбициозные и склонные к завышенной самооценке. Однако, без воздействия внешних факторов такие качества сами по себе не являются основой для развития разрушительной болезни. Развитию «звездного недуга» способствет окружение.

Основные причины «звездной болезни»

  • Личностная предрасположенность (завышенная Самооценка, гипертрофированная Амбициозность).
  • Нереализованность амбиций человека в других сферах жизни.
  • Нарушение в процессе получения «обратной связи» (перехвалили, недооценили).
  • Нарушение субординации между руководителем и подчиненным.
  • Излишняя концентрация власти и полномочий в одних руках.
  • Культивирование чрезмерной конкуренции (оцениваются преимущественно индивидуальные, а не командные результаты).
  • Дефицит квалифицированных кадров на рынке труда - завышенная рыночная стоимость определенных категорий специалистов.
  • Стремительный карьерный рост, при определенной эмоциональной и профессиональной незрелости.

Доброе утро, друзья! На связи Ирина. С наступлением утра физические звёзды на небосклоне исчезают, но, на смену им, просыпаются другие «звёзды» и спешат на свои работы, чтобы там активно и презентабельно «звездить». И спасу нет от этой звёздности. Настоящие звёзды – далеко на небе, а эти – тут, рядом, в наших коллективах. Так что будем сегодня лечить звёздную болезнь. Вы спросите, чью конкретно? Ну, давайте не будем так прямо, пальцем в людей показывать нетактично. :)

В любом коллективе найдётся один-два работника, которые:

  • знают всё лучше всех
  • не празднуют авторитетов
  • не понимают границ своих полномочий
  • не пытаются контролировать своё поведение
  • ведут себя категорично и самоуверенно
  • преувеличивают свою ценность для компании
  • регулярно заявляют о своей исключительности
  • смотрят на коллег свысока
  • пренебрегают мнением остальных
  • отрицают любое противоположное мнение
  • требуют к себе какого-то особенного отношения
  • несут отрицательный заряд в команду
  • разрушают авторитет руководителя

Последствия звёздности для компании

Нужно признать, что сотрудники со звёздной болезнью могут хорошо разбираться в рабочем процессе, иметь большой опыт работы, быть эффективными и талантливыми, из-за чего расставаться с ними не очень легко (иногда их, на самом деле, некем заменить).

А не расставаться – себе же дороже, ибо вред от чьей-то звёздности просто колоссален: от простых каприз, жутко отвлекающих, вышибающих из колеи, будоражащих коллектив, до полного саботажа рабочего процесса. Это замедляет развитие компании. Но, самое главное, к «звезде» тянутся другие подобные «звёзды», образовывая некое болотце с нулевой эффективностью.

С чего начинается звёздная болезнь?

Как и разные физические диагнозы, звёздная болезнь развивается достаточно постепенно. Ей могут предшествовать разные факторы:

  • неформальные отношения с руководителем
  • неоправданно быстрый карьерный рост
  • синдром перехваливания

Ох, что же делать с этими «звёздами»? Дилемма из разряда «казнить нельзя помиловать»

С почестями уволить? Или помочь спуститься с небес на землю? Отправить освещать другой небосклон? Или попытаться вылечить эту звёздность? М-да, а это вообще лечится? Есть ли гарантия полного выздоровления? Не будет ли коллектив изнемогать в будущем от рецидивов чье-то не долеченной звёздной болезни? Ладно, давайте разбираться.

Если вопрос решать кардинально (это я об увольнении звёздного сотрудника), то нужно понимать, что такую «звезду» может взять на работу Ваш конкурент. А если решать вопрос не кардинально (это я о том, чтобы оставить звёдного сотрудника в коллективе), то нужно понимать, что он может демотивировать команду или вообще её развалить.

Многие руководители не знают, что делать со «звёздами» в коллективе – эдакая палка о двух концах. Многие считают, что лечить «звёздников» бесполезно, ведь болеют звёздной болезнью чаще всего опытные профессионалы, которые давно уже сформировались как личности. Для таких руководителей сотрудники со «звездой во лбу» - как хроническая болезнь: зачем тратить средства на «таблетки»? они же всё равно уйдут впустую. Такие руководители склонны к тому, чтобы, поговорив откровенно со «звёздниками», максимально дружелюбно расстаться с ними. Они относятся к зазнавшимся сотрудникам, как к камешку в ботинке, который мешает ходить, пока его не извлечёшь.

Но другие руководители считают, что увольнение – это крайняя мера, что отправить звёздного сотрудника восвояси – это не выход. Они относятся к «звёздникам», как к хорошему психологическому тренажёру, который абсолютно бесплатно (!) помогает остальным членам команды оттачивать уровень своей стрессоустойчивости.

Но практически все руководители сходятся в одном: со звёздным сотрудником нужно быть начеку (наблюдать за его поведением, вовремя корректировать, словом, бдить).

Если Вы всё же решите лечить звёздного сотрудника, прислушайтесь к нескольким советам:

Психологи считают звёздную болезнь нарциссическим расстройством, которое стабилизировать можно и нужно, но лишь путём психотерапии. Другими словами, если компания столкнулась с такой проблемой, нужно просто нанять психологов для помощи. Такой практики на предприятиях, увы, мало, приглашать на помощь психологов или психотерапевтов как-то не принято, но, поверьте, попробовать стоит. Ведь Вы не застрахованы от того, что в Вашем коллективе не появится когда-нибудь ещё один «звездун».

Лечить звёздную болезнь всегда лучше на ранней стадии. Вылечить маленькую капризную «звёздочку» легче, чем давно работающее в компании «созвездие».

Лекарством для поймавших вирус звёздности может стать перевод сотрудника на один или несколько постов ниже: человек ещё раз проходит тот же карьерный путь, но уже крепко задумавшись над своим поведением.

Поможет перевод на принципиально новую работу внутри компании: профессия новая, знакомых нет, "звездить" не получится.

Полезна система «кнутов»: например, санкции за нарушение строго очерченной HR–специалистом допустимой поведенческой модели.

Поможет, как ни странно, и новая мотивация. Возможно, человек уже достиг поставленной цели, а другой, более высокой, перед ним ещё не поставлено, вот он и пытается «самоутверждаться на пустом месте». Таким «звёздам» можно дать должность с особым названием типа «специалист высшей категории», «эксперт по работе с ключевыми клиентами», «ведущий менеджер». При таком раскладе «звездность» как-то сама собой нейтрализуется, идёт на спад, и даёт «звезде» возможность продолжать приносить высокий результат.

Поможет и включить звёздного сотрудника в какую-нибудь проектную группу для решения особо сложной задачи, чтобы он пережил ощущение, что он разбирается далеко не во всех сферах. Талантливой «звезде» нужно ставить задачу несколько сложнее, чем другим. Тогда ей будет некогда «звездить».

Заключение

Задача каждого руководителя не дать своим сотрудникам «поймать звезду». Самое эффективное и действенное лекарство от «звёздной» болезни – это… профилактика! Пусть Вашу жизнь и деятельность освещают только небесные звёзды! Успехов!

Прочитайте несколько дополнительных статей на похожую тему:

Публ. Неодобр. Высокомерное, чванливое поведение лица, пользующегося популярностью, известностью. БМС 1998, 53 …

звёздная болезнь - шутл. О высокомерном или капризном поведении человека, пользующегося известностью, популярностью … Словарь многих выражений

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Двенадцать болезней. Брян. Травянистое растение цикорий обыкновенный. СБГ 5, 8. Без болезни. Кар. (Волог.). Легко, без труда. СРГК 1, 88. Огненная болезнь. Разг. Устар. Лихорадка. Ф 1, 32. Отбиться от болезни. Волог. Поправиться, выздороветь. СВГ … Большой словарь русских поговорок

И; ж. 1. Конкретное заболевание, нарушающее деятельность организма (или его отдельных органов); расстройство здоровья. Болезни пчёл, домашнего скота. Болезни картофеля, земляники. Освобождён от работы по болезни (вследствие заболевания, слабого… … Энциклопедический словарь

Сифилис Treponema pallidum, вызывающая сифилис МКБ 10 A50. A … Википедия

болезнь - и; ж. 1) а) Конкретное заболевание, нарушающее деятельность организма (или его отдельных органов); расстройство здоровья. Болезни пчёл, домашнего скота. Болезни картофеля, земляники. Освобождён от работы по болезни (вследствие заболевания,… … Словарь многих выражений

Канал Disney ООО «Дисней Ченнел СНГ» … Википедия

Disney Channel Россия ООО «Дисней Ченнел СНГ» Текущий логотип канала Disney в России Страна … Википедия

ООО «Дисней Ченнел СНГ» … Википедия

Книги

  • Звёздная болезнь, или Зрелые годы мизантропа. Роман. Том II , Вячеслав Борисович Репин. «Звёздная болезнь…» – первый роман В. Б. Репина («Терра», Москва, 1998). Этот «нерусский» роман является предтечей целого явления в современной русской литературе, которое можно назвать… электронная книга
  • Звёздная болезнь, Мария Шарошкина. Здравствуй, мой дорогой Адресат. Помнишь, когда-то давно (так давно, что уже и неправда) ты ушёл, оставив меня наедине с заболеванием тобой? Спросишь, как я излечилась от своей Звёздной… электронная книга

исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:

1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;

2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.

Эксперимент

Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Существует три основные категории экспериментов: 1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента. - Аргументы за: Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части (экспериментальный редукционизм). - Аргументы против: Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. 2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» - т. е. замаскированного экспериментатора. - Аргументы за: Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. - Аргументы против: Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия. 3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. - Аргументы за: Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем. - Аргументы против: Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Эксперимент

Словообразование. Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.

Специфика. Характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых,

Лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Современная научная психология гордится (возможно, немного самоуверенно) тем, что она экспериментальная. Подразумевается, что психологические принципы основаны на хорошо контролируемых и повтори-мых экспериментах. В сущности, любой эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. При разработке эксперимента основное внимание уделяется: (а) самим условиям антецедента, обычно называемым независимыми переменными (или экспериментальными переменными), и (б) последствиям или результатам экспериментов, обычно называемым зависимыми переменными. Основной аспект любого эксперимента – контроль над независимыми переменными, при котором причинно-следственные связи могут быть обнаружены однозначно. Имеется тенденция использовать форму прилагательного экспериментальный в более широком и свободном смысле так, что оно охватывает и случайные наблюдения или простые процедуры попыток, которые не всегда хорошо контролируются. Это использование не является неправильным в любом этимологическом смысле, хотя его следует избегать, так как оно уменьшает строгость основного значения. См. контроль (1), экспериментальный проект, научный метод.

Эксперимент

метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

ЭКСПЕРИМЕНТ

проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

Э., который дублирует реальный мир,-Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. - Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных дополнительных переменных;

Лабораторный Э.-Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

Индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

Э. с одним испытуемым (single - subject) частный вариант индивидуального Э.;

Групповой, межгрупповой Э. (см. там же);

Кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

Бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

Мультивалентный, многоуровневый Э.-Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

Факторный Э. (см. там же);

Многомерный (multivariate) Э.- Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) -

Безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

Идеальный Э.-Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

Чистый (pristine) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными.условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

Бесконечный Э. - бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью - Э. полного соответствия - Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

Эксперимент

Экспериме́нт (от лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы , установления причинных связей между феноменами . Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию . Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной . Эксперимент - это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента: Безупречный эксперимент - невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) - математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k - это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент - способ познания природы , заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики , которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации . Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент - это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели - ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания - вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент - эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Литература

  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М ., 1997. С.88-141.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Эксперимент" в других словарях:

    - (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

    эксперимент - Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

    Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть … Сводная энциклопедия афоризмов

    Эксперимент - (лат. еxperimentum – сынау, байқау, тәжірибе) – нәрселер (объектілер) мен құбылыстарды бақыланылатын және баскарылатын жағдайларда зерттейтін эмпириялық таным әдісі. Эксперимент әдіс ретінде Жаңа заманда пайда болды (Г.Галилей). Оның философиялық … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (лат.). первый опыт; все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. опыт... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эксперимент испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ЭКСПЕРИМЕНТ, эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент. || Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов… … Толковый словарь Ушакова

    Эксперимент - Эксперимент ♦ Expérimentation Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие… … Философский словарь Спонвиля

Эксперимент как процесс научного познания

1. Эксперимент как метод научного исследования.

2. Виды экспериментов и их характеристика.

Эксперимент как метод исследования.

Эксперимент – это действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления.

При проведении исследования термин «эксперимент» включает: постановку опытов и наблюдение исследованного явления в определенных условиях, которые позволяют следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Т. е. эксперимент должен характеризоваться определенным постоянством (const).

Целью эксперимента является выявление свойств исследованных объектов, явлений; проверка справедливости гипотез и глубокое изучение темы научного исследования.

Назначение эксперимента определяет его постановку и организацию. В основу различий экспериментов положены:

1) способы формирования условий (естественных и искусственный);

2) цели исследования (формирующие, преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);

3) организация проведения (лабораторные, полевые, натуральные, производственные…).

4) способ постановки задач (закрытый и открытый);

5) структураизученныхобъектовиявлений (простые, сложные);

6) характер внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);

7) характер взаимодействия средства экспериментального исследования (обычный, модельный);

8) модели, которые исследуются в эксперименте (материальный, мысленный);

9) контролируемыевеличины (активный, пассивный);

10) числоварьируемыхфакторов (однофакторный, многофакторный);

11) характеризучаемыхобъектовилиявлений (технологический, социометрический и т. д.).

Виды экспериментов и их характеристика

(слева представлен № группы, в которую входят разные виды экспериментов; см. выше).

1. Естественный эксперимент . Предполагает проведение исследования в естественных условиях существования объекта исследования (в психических, педагогических, социальных и биологических науках).

Искусственныйэксперимент предусматривает создание искусственных условий для проведения исследования (применяется в естественных и технических науках).

2. Преобразующий эксперимент предполагает, что исследователь преднамеренно создаёт условия, которые, по его мнению должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.

Констатирующий эксперимент применяется с целью проверки определённых предположений (констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследователя и его результатам) выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент предполагает контроль за результатами внешних воздействий над объектом исследования с учётом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент используется в случае затрудненной классификации факторов, влияющих на изучение явлений, если отсутствуют достаточные предварительные данные. Его результат – установление значимых факторов и отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент – проводится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий, если две или более гипотез одинаково согласуется со многими явлениями. Он приводит к установлению правильности одной из выдвинутых гипотез и указывает на факты, которые противоречат другой (другим). В основу решаемого эксперимента положены серии опытов.

3. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с использованием типовых приборов, специальных моделирующих установок, оборудования и т. д. Как правило, в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его модель (образец).

Его недостаток – не всегда полностью воспроизводит (моделирует) реальный ход изученного процесса и, следовательно, требует проведения натурального эксперимента.

Натуральный эксперимент сводится к проведению научных исследований в естественных условиях и на реальных объектах. В зависимости от места проведения испытаний, натуральный эксперимент может проводится на производстве (производственные), в полевых условиях (полевые), на полигоне (полигонные), полунатурные и т. д.

Цель натурального эксперимента – обеспечить необходимое соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой создаваемый объект будет работать в дальнейшем.

4. Открытый эксперимент предполагает открытое объяснение испытуемым задач данного эксперимента. Это активизирует поведение испытуемых и способствует «поддержке» намечаемой работы.

Закрытый эксперимент предполагает сокрытие задач эксперимента от испытуемых (-мого) с целью получения объективных данных. Его тщательно маскируют, что исключает излишний самоконтроль со стороны испытуемых и позволяет им поведенческие реакции проявлять естественно.

5. Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих развлекательной структуры, небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.

Сложный эксперимент изучаются объекты и явления со сложной разветвленной структурой (большое количество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выполняющих сложные функции). Это приводит к сопутствующим изменениям состояния элемента (-ов) или связи (-ей) между ними.

6. Вещественный эксперимент предполагает изучение различных вещественных факторов на состояние объекта исследования, т. е. влияние чего-либо на что-либо.

Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии на объект исследования (для естественных наук).

Информационный эксперимент предусматривает изучение воздействия определенной информации на объект исследования (в биологии, психологии, кибернетике, социологии) т. е. изменение состояния объекта исследования под влиянием информации, которая ему сообщается.

7. Обычный эксперимент (классический) предлагает непосредственное взаимодействие экспериментальных средств с объектом исследования, которое является посредником между экспериментатором и объектом исследования.

Модельный эксперимент имеет дело с моделью, которая, как правило, входит в состав экспертной установки, замещая объект исследования и часто условия исследования данного объекта.

Недостаток – различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок; изучение поведения модели на моделирующий объект требует дополнительных затрат и теоретического обоснования.

8. Материальный эксперимент (используются материальные объекты исследования). представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром.

Мысленный эксперимент (идеализированный, воображаемый) представляет собой одну из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой производится в воображении структура реального эксперимента.

Средствами мысленного эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений. Например, знаковые модели, образные модели, образно-знаковые модели.

Он используется в педагогике, художественном творчестве, медицине и т. д.

9. Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и призван контролировать вход и выход исследовательской системы.

Пассивный эксперимент предусматривает изменение только выбранных показателей (параметров) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование и сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования. Например, наблюдение за изменением возрастных показателей человека, количеством заболеваний, рождаемостью и т. д.

10. Однофакторный эксперимент предполагает выделение нужных факторов, стабилизацию фактором, мешающих проведению исследования и поочерёдное варьирование факторов, которые представляют интерес для исследования.

Многофакторный эксперимент – все факторы (переменные) варьируются все сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов в данной серии экспериментов.