От чего умер максим богданович. Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

Богданович Максим Адамович - белорусский поэт. Лирика Богдановича связана с народной поэзией, проникнута любовью к трудовому народу.


Богданович Максим Адамович родился 27 ноября (9 декабря) 1891 года. Поэт, переводчик, литературный критик и публицист, классик белорусской литературы. Родился в семье известного этнографа и историка, одного из руководителей местной организации «Народная воля» А. Е. Богдановича. Окончил Ярославский юридический лицей. В возрасте 25 лет умер от туберкулеза легких.

Впервые выступил в печати в 1907 со стихотворением в прозе «Музыкант» в газ. «Наша нива», издаваемой в Вильно. Единственный прижизненный сборник стихотворений «Венок» вышел в Вильно в 1913 на белорусском яsыке в типографии Мартина Кухты.

Литературное наследие Богдановича было впервые полностью собрано и издано АН БССР в 1927-29 при участии отца поэта.

Богданович известен как переводчик на белорусский язык поэтических произведений с русского, украинского, польского, французского, других европейских языков. Писал стихи по-белорусски и по-русски, однако последние значительно меньше.

Увлечение славянской народной поэзией побудило Богдановича создать стихотворное переложение отрывка из "Слово о полку Игореве" - «Песню про князя Изяслава Полоцкого». "Слово о полку Игореве", по свидетельству отца поэта, Богданович читал еще в детстве (в оригинале и в переводе А. Майкова). Переложение впервые опубликовано в календаре «Нашей нивы» на 1911. Богданович воспринимал "Слово о полку Игореве" как произведение, равно принадлежащее трем славянским культурам: русской, украинской и белорусской и тесно связанное с устной народной традицией. Богданович обратил внимание на социально-эстетические основы поэтической образности памятника: «Многие места в „Слове“ переполнены образами и сравнениями... взятыми из быта народа-земледельца». Богданович писал о интонационном и ритмическом богатстве текста "Слово о полку Игореве". В другой статье («Червонная Русь. Австрийские украинцы») Богданович назвал "Слово" старинной песней-былиной. Поэтическое переложение Богдановича, которое И. П. Еремин считал «вольным переводом», воспроизводит фрагмент о князе Изяславе Васильковиче («Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ... Трубы трубятъ городеньскіи»). «Можно предположить, что Богданович предпочел именно „Песню“ из-за последних ее строк. Переведенный отрывок из „Слова“ приобретал для самого поэта оттенок лирического напоминания о древнем городе, видавшем тевтонских рыцарей и монголов, шведов и Наполеона, бережно хранившем память о великом белорусском революционере Кастусе Калиновском и его друзьях». В комментарии к «Песне» в издании «Белорусские поэты» отмечено, что у Богдановича речь идет не о Гродно, а о Городне. Перевод фрагмента у Богдановича в целом близок древнему тексту. Однако в его начале опущено слово «единъ же», тем самым не передано противопоставление Изяслава другим князьям, игра глаголом «притрепати» у Богдановича не воспроизведена. Фраза «и с хотию на кровать...», являющаяся одним из «темных мест» "Слова", не вошла в переложение. Говоря о том, как Изяслав «изрони» душу, Богданович опустил эпитет «жемчужную», сняв при этом важную для поэтики "Слова" ориентацию на христианское представление о душе-жемчужине. Эпитет «храбрый» (о теле Изяслава) Богданович заменил на «удалая» (душа). Переложение фрагмента "Слова" у Богдановича - это первое поэтическое воспроизведение текста памятника на белорусский язык. Полный перевод на белорусский язык был опубликован лишь в 1921 Янкой Купалой. На русский язык «Песню про князя Изяслава Полоцкого» Богдановича перевел Н. В. Банников.

Максим Богданович – выдающийся классик белорусской литературы, один из творцов белорусской литературы и современного белорусского литературного языка, поэт, прозаик, литературовед, публицист и переводчик.

Родился Максим 9 декабря 1891 года (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец – Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем Минского городского начального училища, землеустроителем и оценщиком в Крестьянском земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Он известен как учёный-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом Максима Горького. Мать – Мария Афанасьевна Мякоты (1869-1896) – окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке у Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).

В 1892 году почти сразу после рождения Максима, семья переехала Гродно, а в 1896 году, после смерти от туберкулёза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович женился на Александре Павловне Волжиной (родной сестре жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын рос в семье Максима Горького (в двухгодовалом возрасте мальчик сильно заболел и умер). Поздней А.Я. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).

С 1902 по 1907 год Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Подросток находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановича собиралась народовольческая интеллигенция. Максим часто бывал на различных митингах и манифестациях, в результате чего получил в аттестате отметку “неблагонадёжного ученика” . В то время он изучает белорусский язык и литературу и знакомиться с материалами белорусскоязычных газет “Наша ніва” и “Наша доля”, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович отдавал предпочтение белорусскому языку. Это в особенности относится к его художественному творчеству.

1907 год принято считать началом литературно-художественной деятельности Максима Богдановича. Его первым, без сомнения, значительным художественным произведением была белорусскоязычная прозаическая повесть “Музыка”, которое сразу напечатала “Наша ніва”. В повести рассказывается легенда про Музыку, который “много ходил по земле и всё играл на скрипке”. Необычайными были и его скрипка, и музыка. Когда скрипка словно плакала в руках Музыки, то каждый плакал о своей доли, когда грозно гудели струны, люди подымали опущенные головы и гневом велики сверкали их глаза. За его музыкальное творчество “злые и сильные люди” заключили Музыку в тюрьму, где он и загинул. В этом произведении молодой автор в аллегоричной форме поведал о многострадальной судьбе Белоруссии на протяжении веков и высказал надежду на грядущие в скором времени перемены к лучшему.

С 1908 года Богдановичи жили в Ярославле, тут он продолжает свою учёбу в гимназии. В этот период юноша столкнулся тяжёлыми испытаниями. В 1908 году от туберкулёза умер старший брат Максима – Вадим, и сам он весной 1909 года заболел туберкулёзом. Отец отвёз Максима в Крым на лечение, что благоприятно повлияло на его состояние здоровья.

В 1908 году Максим Богданович написал первые лирические стихотворения "Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне", которые были напечатаны на страницах газеты “Наша ніва”. А начиная с 1909 года его проізведенія уже не сходят со страниц этой газеты. Среди прочих был и стих “Краю мой родны! Як выкляты богам... ", в которо отчётливо прозвучала тема социального гнёта и национального возрождения белорусов. Максим Богданович заявил о себе как о певце беды родного края, вместе со святой верой в его счастливое будущее. Это произведение, по некоторым оценкам, прставило его в один ряд с такими выдающимися классиками белорусской литературы как Якуб Колас и Янка Купала.

После окончания учёбы, в 1911 году, Максим Богданович имел намерение поступить в Петербургский университет, но по причине его слабого здоровья и сырого петербургского климата его желанию не суждено было сбыться. В том же году он призжает Белоруссию, где посещает город Вильно, где знакомится с известными деятелями белорусского народно-освободительного союза братьями И. и А. Луцкевичами и белорусским писателем, литературоведом, историком, филологом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Богданович поактически все лето прожил на усадьбе Ракутевщина близ Молодечно. До этого времени Максим имел только книжное представление о жизни своей Родины, но здесь, уже в двадцатилетнем возрасте, он смог вблизи увидеть жизнь и быт белорусов, белорусскую природу. По возвращении из Белоруссии в Ярославль, он поступает в Демидовский юридический лицей. При этом Максим настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

В тот период были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Места", "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына". Главным содержанием большинства произведений была борьба за гуманистические идеалы, и на первый план выдвигалась тема тяжёлой жизни белорусского народа, громко звучали идеи народно-освободительной борьбы против царской империи.

В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд перевел на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена. Кроме этого, в тот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности и до начала 20-го века. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "Глыбы і слаі" (напечатано в "Нашай ніве"), а также в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти до конце 1916 года были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Надо также отметить и профессиональное признание коллегами молодого литератора: Максим Богданович был принят в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы”

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал жить в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. В то время Максим Богданович написал такие известные произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня". "Страцім-лебедзь"- это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой только один Страцім-лебедзь отказался от Ноева ковчега, и сам вступил в единоборство со стихией потопа, но трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птицы, которые засели его, спасаясь от потопа. Хотя сам Потеряем-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицу. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении «Пагоня» автор обращается к героических страниц белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава"). Но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнюю возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте.

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имени Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - очень значимая часть духовного наледия и культуры белорусского народа. По мнению белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк... уникальная, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох.”

Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводов на белорусский язык произведения классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

Максим Богданович был в числе тех пионеров белорусского национального возрождения, кто попытался показать на место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусского нации.

Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 годах и в 1968 году. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 годы. Кроме того, в 1981 году в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями("Лявоніха", "Зорка Венера", "Слуцкія ткачыхі").

Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Вянок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

Произведения белорусского поэта были переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991 год.

БОГДАНОВИЧ Максим Адамович (27.11.1891, Минск — 12.5.1917, Ялта, похоронен на Ауткинском кладбище) — белорусский и русский поэт, переводчик, литературный критик.

Раннее детство прошло в Гродно, в разносторонне одаренном семейном кругу. Прабабушка и бабушка были талантливыми сказительницами, отец Адам Егорович — ученым-этнографом, мать — Александра Павловна, урождённая Волжина, человеком яркого литературного и музыкального дарования. Она умерла, когда Максиму было 5 лет.

Свыше 8 лет из своей недолгой жизни прожил Богданович в Ярославле(сюда перевели по службе отца). В 1911 Богданович окончил гимназию и летом съездил в Белоруссию, в Вильно, центр тогдашнего« белорусского возрождения». 1911−1916 — годы учебы в Демидовском юридическом лицее . Но юриспруденция не увлекала Богдановича. Это было время углубленного самообразования, изучения белорусского языка и литературы, годы активного литературного творчества. Дебютировал стихотворением в прозе« Музыкант»(1907). В 1913 выходит единственный прижизненный сборник стихотворений — «Венок».

Осенью 1916, окончив лицей, осуществляет мечту вернуться на родину и уезжает в Минск, где поступает на службу в губернскую продовольственную комиссию. Наследственная болезнь, туберкулез, заставляет его в феврале 1917 поехать в Ялту. Там он умер на 26 году жизни.

Главная страсть короткой жизни Богдановича — любовь к далекой родине, к истории и культуре белорусского народа. Он посвятил себя формированию национально-культурного самосознания этнической общности, волей судеб оказавшейся на периферии европейского культурного процесса. Выдвинутые им культурные задачи сохранили актуальность.

Как поэт Богданович испытал влияние двух культур — русской и белорусской. «Максим Богданович, чьим родным языком был русский, стал зачинателем и остается ведущим мастером белорусской поэзии, одарив ее своим русским языковым и литературным опытом»(Р. Якобсон). В стремлении к социальному и национальному освобождению белорусского народа Богданович был близок к таким поэтам, как Янка Купала, Якуб Колас и др. Болью за бесправное положение народа проникнуты его стихи« Межи», «Край мой родимый! Как проклятый Богом…» Но, не теряя интереса к социальной и гражданской теме, Богданович сумел сказать и о ценностях, которые, по его мнению, составляют основу бытия, об истоках вымечтанной им душевной жизни народа. Цикл« В заколдованном царстве» из сборника« Венок» был построен на мотивах и образах древней языческой мифологии, являлся попыткой разгадать« древнейший» лик родного народа. Герои цикла« Старая Беларусь» раскрывают разные грани национального самосознания. Стихотворения« Переписчик», «Летописец», «Книга» говорят о традициях белорусской культуры. В некоторых своих стихах Богданович обретает« вселенское видение».

Богданович — поэт высокой культуры стиха, в его лирике гармонически слиты чувства и мысли, пластика и музыка. «Мое творчество, — писал он, — было направлено, главным образом, на расширение круга тем и форм белорусской поэзии». Богданович был и самобытным прозаиком(рассказы« Марина», «Весной», «Мадонна», «Сон-трава», «Безумец»), мастером поэтического перевода(переводил на белорусский язык Пушкина, Шевченко, Франко, Гейне, Верлена), литературным критиком, ученым-исследователем(исследовал и рецензировал литературу многих славянских народов, музыкальные и живописные произведения).

В Ярославле общался с людьми, изучавшими историю Ярославского края, считавшими« родиноведение» задачей государственной важности. Среди его окружения — П.А. Критский , Н. Г. Огурцов, сотрудники «Голоса» , Н. К. Мочульский и А.Д. Титов , оставившие воспоминания о поэте, Д. А. Золотарев, Д. Д. Дебольский. Печатался в «Голосе» , в «Русском экскурсанте», где был объявлен в числе постоянных сотрудников. В издательстве К. Ф. Некрасова в серии« Библиотека войны» были изданы его брошюры о галичанах, угро-руссах.

В настоящее время Богданович считается классиком белорусской поэзии. В Минске и Ярославле открыты музеи поэта, установлены памятники. Столетний юбилей со дня рождения был внесен по решению ЮНЕСКО в календарь знаменательных дат человечества.

Максим Богданович родился 9 декабря 1891 года в семье педагога и ученого Адама Богдановича и Марии Мякоты в Минске. В 1892 году семья перебралась в Гродно, где умерла от туберкулеза мама поэта.

В 1896 году Адам Богданович с детками переехал в Нижний Новгород. Уже тогда Максим пробовал писать стихи на белорусском языке. В 1902 году он поступил в гимназию.

Во время революции 1905 года принял роль в бунтах, проведенных гимназистами. В 1906 году крестная мама Максима В. Семова выписывала для него “Нашу Долю”, а позже и “Нашу Ниву”. В конце года Богданович выписылал белорусские книжки и газеты в Нижегородскую тюрьму революционеру белорусского происхождения Степану Зенчонку. С 1907 года в “Нашей Ниве” начали появляться произведения Богдановича.

В июне 1908 Богдановичи вновь переехали - сейчас в Ярославль. В 1909 году Максим заболел туберкулезом. Закончив в 1911 году гимназию, он посетил родину, познакомился с братьями Луцкевичями и другими деятелями белорусского Возрождения. В том же году поступил в Ярославский юридический лицей. Во время обучения работал в ярославской газете “Голос”, много писал, печатался в разных русских и белорусских изданиях и получил известность.

Летом 1916 года, закончив лицей, Богданович возвратился в Минск, где жил на квартире Дзмитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но устроился на работу секретарем в губернскую продовольственную комиссию, много работал, а все свободное время отдавал литературному творчеству. Сначала 1914 года в Вильно в типографии Мартина Кухты вышел единственный прижизненный сборник стихов М. Богдановича “Венок” (на титуле книжки стоит 1913 год, но в том году её издать не успели).

В феврале 1917 друзья поэта собрали средства, чтоб он мог ехать в Крым лечиться от туберкулеза. Исцеление не посодействовало, и в том же году в Ялте Максим Богданович уер. Похоронен там же, на Новом городском кладбище; в 1924 году на его могиле был установлен монумент с 4-мя строчками из стихотворения поэта “Меж песков Египетской земли…”

Архив рукописей поэта хранился у его отца, но во время штурма Ярославля в 1918 году пострадал от пожара: хотя Адам Богданович смог спасти рукописи от полного поражения, часть их существенно обгорела. В 1991-1995 годах было издано собрание сочинений поэта в 3-х томах.


…. Хто мы такія?
Толькі падарожныя, — папутнікі сярод нябёс.
Нашто ж на зямлі
Сваркі і звадкі, боль і горыч,
Калі ўсе мы разам ляцім
Да зор?

Максім Багдановіч

Максим Богданович, один из самых любимых поэтов Беларуси, родился 9 декабря 1891 года. Он прожил всего лишь 25 лет. При жизни была издана единственная книга его стихов «Венок». Большую часть времени провел за пределами Беларуси, но, как никто другой, он дарил ей свою любовь, свои сердце и разум, свое творчество.

Первые 8 месяцев своей жизни Максим Богданович провел в Минске на Троицкой горе, в доме № 25 по улице Александровской (в 1991 году, в честь 100-летия со дня рождения белорусского классика, этой улице было дано его имя).

Отец Максима Богдановича, Адам Егорович Богданович (1862-1940), работал преподавателем 1-го городского училища. Человек многогранных знаний, известный этнограф, фольклорист, именно он создал в доме атмосферу высокой духовности и напряженной работы мысли. Его исследование «Пережитки древняго мIросозерцанIя у белоруссовъ» (Гродна, 1895) стало на долгие годы настольной книгой сына.


Маленький Максим с матерью Марией Афанасьевной

Однако отец Максима писал: «Чтобы покончить с вопросом о наследственности, скажу, что, по моему мнению, его (Максима) поэтический талант есть дар его матери, в ней самой дремавший в неразвитом состоянии».

Мать Максима — Мария Афанасьевна Мякота (1869-1896)- тоже была одаренным и талантливым человеком. Мальчику было только пять лет, когда её не стало (об этой удивительной женщине читайте мой следующий рассказ). После этой семейной трагедии Богдановичи покинули Беларусь, жили сначала в Нижнем Новгороде, а потом в Ярославле.

Пройдет время, но и там, на приволжских просторах, останется в глубине сознания эмоциональный образ той земли, где Максим родился, где осталось его детство, нежность материнской ласки, его мечты и надежды. Отсюда такая безукоризненная форма его стихов, которая так легко кладется на музыку.

В 1902 году Максим поступает в Нижегородскую мужскую гимназию. Заканчивает учебу в Ярославле в 1911 году, куда был переведен по службе его отец. Ещё обучаясь в гимназии, Максим Богданович заболел туберкулёзом и это очень повлияло на его становление как человека и творца. К тому же, уход из жизни от этой же болезни его матери и брата отчётливо показали ему насколько тонкая нить связывает больного туберкулёзом с жизнью. Часы могут остановиться в любой момент и поэтому нельзя тратить ни одной минуты. Богданович спешит жить.

Летом 1911 года, будучи взрослым человеком, по приглашению сотрудников редакции газеты «Наша ніва» Ивана и Антона Луцкевичей Максим Богданович посещает родину, где его уже знали как поэта. Еще в 1907 году газета «Наша ніва» напечатала его первое произведение – повесть «Музыка». Проведя несколько дней в Вильно, которая в начале прошлого века считалась центром белорусской культуры, он знакомится с коллекцией раритетов Великого княжества Литовского – белорусские иконы, резьба по дереву, рукописи. Максим впечатлен увиденным, особенно знаменитыми слуцкими поясами.


Братья Луцкевичи предложили ему после Вильно отдохнуть в фольварке Ракутёвщина, принадлежащему родному дяде Антона и Ивана Луцкевичей – Вацлаву Лычковскому (между Минском и Молодечно, станция «Уша»).

Родная земля стала для Максима источником особого творческого вдохновения. Этот период его жизни ряд исследователей творчества Богдановича сравнивают с пушкинским Болдино. Здесь родились его знаменитые два цикла стихов – «Старая Беларусь» и «Место», поэмы «У вёсцы» и «Вераніка».

Именно здесь, в Ракутёвщине, родился один из шедевров белорусской поэзии – стихотворение .

Поэтический талант юноши многогранен: он раскрывается в философской, любовной, пейзажной лирике. Стихи о природе занимают важное место в творчестве Максима. Мир природы, бесконечно разнообразный в своих формах, звуках и красках, любой порой года и в любое время дня и ночи волновал поэта.

Сборник стихов Максима Богдановича «Венок»

Плакала лета, зямлю пакідаючы;
Ціха ліліся слязінкі на поле.

В этих строчках мы чувствуем грустное прощание с чем-то очень дорогим и близким, когда сжимается сердце и хочется плакать, как «Плакала лета, зямлю пакідаючы».

«Ціха па мягкай траве сінявокая ноч прахадзіла» — читаем мы и реально ощущаем ночь и верим, что она действительно тихонько идет по земле.

Помимо своих стихов, Богданович переводил на белорусский язык Горация, Овидия, Гейне, Шиллера.

Особая страница его поэзии — любовная лирика. Юноша влюбляется в Анну Кукуеву.

Анна, – сестра друга Максима, красивая девушка с темными глазами и тонкими чертами лица, гимназистка, участница веселых студенческих вечеринок. Прекрасно играла на пианино, знала несколько иностранных языков. Светлое чувство любви к ней легло в основу поэмы Богдановича «Вероника», где поэт создает полный очарования образ своей возлюбленной.

Максим знал, что Анна будет поступать в Петербургскую консерваторию, и собирался сам поступить в Петербургский университет, чтобы быть рядом с любимой. Но мечтам не суждено было сбыться. Тетушка Анны, опекавшая девушку, узнав о том, что у Максима туберкулез легких, делает все, чтобы помешать их любви, и практически силой, заставляет племянницу выйти замуж за другого. В 1913 году Максим пишет свой знаменитый романс «Зорка Венера».

Разумом Максим понимал реальность такого финала. Разумом, но не душой.

Мне доўгае расстанне з Вамі
Чарней ад Вашых чорных кос
Чаму ж нядобры час прынёс
Мне доўгае расстанне з Вамі?

В 1916 году, окончив Ярославский Демидовский юридический лицей, Максим уезжает в Минск и устраивается на работу секретарем «Губернского продовольственного комитета». Минск был тогда прифронтовым городом: шла первая мировая война. Вместе с Ядвигиным Ш., Зоськой Верас, Всеволодом Фальским Максим Богданович помогал беженцам. По вечерам допоздна засиживался в городской публичной библиотеке имени Пушкина на улице Преображенской (ныне улица Интернациональная,31) — занимался составлением белорусского букваря и хрестоматии для начальных классов.

Жил Богданович в доме №14 на Мало-Георгиевской улице 9 (ныне улица Льва Толстого), где тогда же проживал и писатель Змитрок Бядуля. В 1986 году этот дом хотели снести: не вписывался в план застройки. Однако он был спасен - его демонтировали и перенесли на улицу Рабкоровскую. Сейчас здесь размещается филиал Государственного музея Максима Богдановича «Белорусская хатка».


История дома очень интересна. В начале Первой мировой войны тут находилась бесплатная столовая для беженцев. Позже, когда волна беженцев спала, правую часть дома стал снимать вместе с сестрами Змитрок Бядуля. Так как Максим был болен, то Бядуля поселил его в той части дома, где был отдельный вход. Его гостями были Аркадь Смолич, Ядвигин Ш., Владислав Голубок, Лявон Заяц. Именно здесь поэт написал шедевры белорусской патриотической лирики — поэму «Страцім – лебедзь», знаменитое стихотворение «Пагоня». В ставшем позднее знаменитым доме также жили Зоська Верас, Язеп Лесик, Александр Червяков.

Новый, 1917 год Максим встретил со своими минскими друзьями. Было много планов и надежд: в новом году решили издавать белорусский журнал. Но судьба распорядилась иначе. Давняя тяжелая болезнь постепенно отнимала силы. В конце февраля Максим простился с родным городом и уехал на лечение в Ялту. Больше он сюда не возвратился…

Отцу даже в голову не пришло волноваться за сына. Настолько спокойными были письма от него. «У отца и без меня забот много», — так ответил он хозяйке, решив, очевидно, что ничего не поможет…» (Из воспоминаний Адама Богдановича).

Он так и не отправил отцу свое последнее письмо: «Здравствуй, старый воробей. Молодому воробью плохо…».

Как не раз вспоминал Адам Богданович, у Максима была очень сильная духовная связь с матерью. Она умерла в 27 лет от той же болезни, и также как сын мужественно держалась до последней минуты, умудряясь что-то напевать своим тоненьким голосом в перерывах между приступами кашля.

25 мая 1917 года на 26-м году жизни Максима Богдановича не стало. Он похоронен в Ялте на старом ялтинском кладбище. На скромном деревянном кресте, с согласия отца, была сделана надпись: «Студент М.Богданович». Только единицы из современников понимали тогда, что на небосклоне белорусской поэзии загорелась очень яркая звездочка.