Ответственность перед самим собой. Хэмминг

ХХ век поставил на первое место вопрос о смысле жизни человека. Трагедии Первой и Второй мировой войны, Холокоста и вообще этно-религиозных чисток, политических репрессий во многих странах мира, углубляющийся экономический и экологический кризиспровоцируют на поиск ответа на этот вопрос. Решение может заключаться в осознании ответственности человека перед самими собой и универсумом. Ответственность накладывает на человека дополнительные ограничения, ограничивает желания и требует постоянной рефлексии собственных поступков.

Отрывок из книги «По ту сторону порабощающих нас иллюзий» немецкого социолога, психолога и психоаналитика, философа Эриха Фромма (1900–1980).

Я верю, что человек - продукт естественной эволюции, что он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее.

Я верю, что сущность человека постижима. Однако эта сущность не является субстанцией, характеризующей человека во все времена на протяжении истории. Сущность человека состоит в вышеупомянутом противоречии, присущем его существованию, и это противоречие заставляет его искать ответного решения. Человек не может остаться нейтральным и пассивным по отношению к экзистенциальной дихотомии. Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой? Каждый момент своей жизни человек вынужден отвечать на этот вопрос. Не только и не столько мыслями и словами, сколько самим способом бытия и действия.

Я верю, что существует множество ограниченных и убедительных ответов на вопрос о существовании: история религии и философии - это перечень таких ответов. Однако все ответы в основе своей распадаются на две категории. В одной человек пытается восстановить гармонию с природой, возвращаясь к дочеловеческой форме существования, устраняя такие специфически человеческие качества, как разум и любовь. В другой его цель - полное развитие человеческих сил, пока он не достигнет новой гармонии со своими ближними и с природой.

Я верю, что первый тип ответа ведет к краху. Он ведет к смерти, разрушению, страданию, но никогда - к полному развитию человека, к его гармонии и мощи. Второй тип ответа предполагает устранение алчности и эгоцентризма, он требует дисциплины, воли, уважения к тем, кто может указать правильный путь. И хотя этот ответ более труден, он единственный, не обреченный на провал. В самом деле, еще до того, как будет достигнута конечная цель, израсходованные на ее достижение деятельностные усилия уже производят объединяющее, интегрирующее действие, чем интенсифицируют жизненную энергию человека.

Я верю, что основным для человека является выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок содержит в себе этот выбор. Человек свободен сделать его, но его свобода ограничена. Существует множество благоприятствующих и неблагоприятствующих условий, склоняющих его к выбору: психический склад, специфика общества, в котором он родился, семья, учителя, друзья, которых он встречает и выбирает. И задача человека - раздвинуть границы свободы, усилить обстоятельства, благоприятствующие жизни и противостоящие тем, что способствуют смерти. Жизнь и смерть, как они обсуждаются здесь, - это не биологические состояния, а состояния бытия, отношения к миру. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенение, повторение. Подлинным несчастьем для многих оборачивается то, что они избегают выбора. Они ни живы, ни мертвы, жизнь становится для них бременем, бессмысленным предприятием, а деловая активность - средством самозащиты от мучительного пребывания в царстве теней.

Я верю, что ни жизнь, ни история не обладают таким высшим смыслом, который бы в свою очередь придавал жизни индивида смысл или оправдывал его страдания. Учитывая противоречия и слабости, наполняющие человеческое существование, вполне естественно, что человек стремится к «абсолюту», который дает ему иллюзию уверенности и освобождает его от конфликтов, сомнений и ответственности. Однако спасает или осуждает человека отнюдь не Бог, будь то в теологическом, философском или историческом облачении. Только человек способен найти цель жизни и средства для реализации этой цели. Нельзя найти спасительного окончательного или абсолютного ответа, но человек может стремиться к такой степени интенсивности, глубины и ясности переживания, которая придаст ему силы жить свободно и без иллюзий.

Я верю, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав выбор за него. Все, что может один человек сделать для другого, - это правдиво и с любовью, но без сентиментальности и иллюзий показать ему имеющиеся альтернативы. Поставив человека лицом к лицу с подлинными альтернативами, можно пробудить всю скрытую в нем энергию и обеспечить ему возможность выбрать жизнь в противовес смерти. Если он сам не способен сделать выбор в пользу жизни, никто больше не сможет вдохнуть в него жизнь.

Я верю, что есть два пути сделать выбор в пользу добра. Первый состоит в подчинении моральным требованиям. Этот путь может оказаться эффективным, однако надо учесть, что на протяжении тысячелетий лишь меньшинство выполняло требования десяти заповедей. Гораздо большее количество людей совершали преступления, если последние преподносились им как требования властей предержащих. Другой путь - прививать вкус к благополучию и совершенствовать ощущение его, поступая хорошо и правильно. Говоря о вкусе к благополучию, я не имею в виду удовольствия в бентамовском или фрейдовском смысле. Я подразумеваю чувство повышенной жизнестойкости, в котором я утверждаю свои силы и самотождественность.

Я верю, что смысл образования состоит в том, чтобы познакомить молодого человека с лучшей частью человеческого наследия. Но поскольку большая часть наследия выражена в словах, оно действенно только тогда, когда эти слова реализуются в личности учителя или в практической жизни и устройстве общества. На человека может повлиять только воплощенная идея; идея же, оставшаяся словесной, меняет только слова.

Я верю в способность человека к совершенствованию. Способность к совершенствованию означает, что человек может достичь своей цели, но вовсе не означает, будто он должен ее достичь. Если индивид не делает выбора в пользу жизни, если он не растет, он неизбежно превратится в разрушителя, в живой труп. Греховность и утрата самости столь же реальны, как добродетель и жизненность. Они для человека вторичны, если выбор его заключается в том, чтобы не осуществлять первичные возможности.

Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности. Наиболее сильное влияние оказывает семья. Но семья, как правило, является агентом общества, приводным ремнем для тех ценностей и норм, которые общество хочет внушить своим членам. Поэтому наиболее важными факторами для развития индивида являются структура и ценности общества, в котором он родился.

Я верю, что общество занимается как тем, чтобы содействовать человеку, так и тем, чтобы сдерживать его. Только в сотрудничестве с другими людьми в процессе труда развивает человек свои силы, только в историческом процессе создает он самого себя. Но в то же время большая часть общественных систем до сего дня служила целям меньшинства, желающего использовать большинство в своих интересах. Поэтому меньшинство пользовалось властью, чтобы дискредитировать большинство и запугивать его (а косвенно и себя), помешав тем самым всестороннему развитию его способностей. По этой причине общество всегда было не в ладах с человечностью, со всеобщими нормами, действительными для каждого человека. Только когда цели общества совпадут с целями человечества, общество перестанет уродовать человека и содействовать злу.

Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Мы различаемся по уму, здоровью, способностям. Тем не менее мы все едины. Все мы и святые, и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером.

Я верю, что человек может охватить опыт целостного универсального человека, только реализуя свою индивидуальность, а не пытаясь свести себя к абстрактному общему знаменателю. Жизненная задача человека совершенно парадоксально сочетает в себе реализацию индивидуальности и в то же самое время выход за ее пределы и достижение универсальности. Только полностью развитая индивидуальная самость способна отбросить Эго.

Я верю, что становящийся Единый Мир может начать существовать, только если появится Новый Человек - человек, вырвавшийся из архаических связей крови и земли и почувствовавший себя сыном человеческим, гражданином мира; человек, в большей степени преданный всему человеческому роду и жизни, нежели любой из их частей; человек, любящий свою страну потому, что он любит все человечество; человек, чьи взгляды не искажены преданностью только своему племени.[…]

Я верю в самосовершенствование человека, но сомневаюсь, достигнет ли он этой цели, если не пробудится в ближайшее время.

Дополнительная литература по теме

1. Марциновский В. Ф. Смысл жизни. URL: http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovich

2. Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1918. URL: http://www.vehi.net/etrubeckoi/smysl_zhizni/index.html

3. Франк С. Л. Смысл жизни. URL: http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html

1. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Л. : Изд. авт. (М. М. Рубинштейн), 1927. Ч. 1: Историко-критические очерки. 1927. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_istoriko-kriticheskie-ocherki_1927/

2. Пелевин В. О. Иван Кублаханов (рассказ). URL: http://psylib.org.ua/books/_pelev02.htm

3. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла / Перевод Маргариты Маркус.URL: http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt

1. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия / Перевод Т.С.Драбкиной. М.: Класс, 1999. URL: http://www.psylib.org.ua/books/yalom01/index.htm(Часть IV. «Бессмысленность»)

2. Руссо Жан-Жак. Исповедь (любое издание).

3. Толстой Л. Н. Исповедь (любое издание). Например, URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/ispoved/

Вопросы по главе

1. Каким образом осмысляет проблему смысла жизни религия?

2. Какие ценности определяют смысл жизни согласно философской концепции?

3. Как рассматривает психология вопрос о смысле жизни?

4. Не кажется ли вам, что сама постановка вопросы о смысле жизни, является бессмысленной?

5. Какие еще сферы человеческого духа могут быть задействованы при ответе на вопрос о смысле жизни?

6. Возможно ли открытие некой «универсальной формулы» смысла жизни или расхождения между разными концепциями этому абсолютно препятствуют?

Глава III. Тело и телесность

Никто не думает об ответственности перед самим собой. "Какая глупость", – скажите вы, – "Это же очевидно – я отношусь к себе так, как могу! Главное, что я добиваюсь целей!". Но давайте на несколько минут задумаемся о том, что же заставляет людей меняться? Конечно, боль, болезни, страх одиночества, разрушение личной жизни, кризисы.

Слишком часто тяжелое событие застает многих из нас врасплох, когда никто не готов принять жизнь с темной стороны. Как нападение ночью в переулке! Единственное, что может нас хоть немного подстраховать от ударов судьбы и помочь в кризисных ситуациях – это личная ответственность перед самим собой.
Проблема принятия личной ответственности тесно связана с отношением к себе. Ведь невозможно добиться переживания удовлетворения от жизни и от достигнутого, если в душе живет недовольство собственной личностью. Грубо говоря, если постоянно пренебрегать своими потребностями и одновременно требовать невероятных достижений, то в скором времени получите нервный срыв и поход по врачам.

Перфекционизм – бич нашего времени.

Социальные достижения не будут приносить радости от успеха – в тот момент, когда человек понимает, что заплатил слишком высокую цену. Например, столкнулся с разрушением личной жизни или постоянным напряжением, которое невозможно снять без антидепрессантов, амфитаминов или алкоголя. Возможен и такой вариант – жизнь под гнетом страха потерять достигнутое. Так, сознание человека замыкается в извечный круг между скукой и страданием – нет понимания и удовлетворения потребностей плюс недовольство собой.

Принятие личной ответственности перед собой и за себя

Принятие личной ответственности напрямую связано с заботой о себе, без которой невозможно сохранить высокую мотивацию к жизни и обрести смысл существования. Давайте рассмотрим, что включает в себя это понятие.

Забота о себе, как о целостном живом существе, у которого есть духовные, телесные и эмоциональные потребности, помимо социальных и финансовых. Умение различать эти потребности и своевременно удовлетворять приносит в жизнь гармонию и баланс. Мы вынуждены учиться жить в своем внутреннем мире, в своем теле, с другими людьми. Проще говоря, речь идет о наработке навыков регуляции внутренних процессов, которым никто никого не обучает в обычном жизни.


Забота о теле. Никакой социальный успех не принесет наслаждения, если сидеть перед кабинетом онколога, нарколога или психиатра. Все просто – нет физических ресурсов, нет сил – нет здоровья. Если с утра до вечера пропадать на работе, то начнешь жить ради того, чтобы ходить на работу. Жизнь превратится в строгую циклическую последовательность между "надо" и "срочно". Вряд ли такое положение вещей позитивно отразится на здоровье.

Забота о душевной жизни , которая тоже относится к категории здоровья. Часто люди обращаются к психологу, когда эмоции зашкаливают и они не могут с ними справиться. Некоторые считают, что в состоянии терпеть душевный дискомфорт и у них все в порядке до тех пор, пока не столкнуться с необходимостью серьезного многолетнего лечения. Приходят к специалисту лишь тогда, когда душевные проблемы становятся такими сильными, что начинают разрушительно влиять на работу, здоровье и отношения.


Забота о себе в межличностном пространстве. Человек хочет получать любовь и секс, признание и уважение, поэтому забота о межличностных отношениях остается одной из приоритетных. Если учесть, что любовь купить за деньги нельзя, а секс не спасает от одиночества, то человек без прочной партнерской или дружеской связи остается на "голодном" пайке. К сожалению, полностью автономных личностей не бывает.

"Не хочешь – заставим, не можешь – научим!"

Почему в жизни возникает столько перекосов? Казалось бы, все – умные люди, знают о том, как должно быть, но не получается – то хвост увязнет, то клюв!

Оказывается, что ответственность перед другими людьми усваивается быстро и легко через страх наказания или осуждения, а об ответственности перед собой до сих пор знают лишь единицы и формируется она в помогающем стиле воспитания.

Как было в детстве? Сделал уроки – молодец, иди гуляй! Помыл посуду – герой! С двойкой лучше домой не приходить. Как было в детстве, так и осталось во взрослой жизни. Угроза социального возмездия вызывает страх, который играет роль психологической границы. Страх останавливает, замораживает и призывает быть внимательным.

Самый простой способ отнять у человека возможность жить в согласии с собой – напугать.

Лет тридцать назад редко какой родитель интересовался желаниями ребенка или его склонностями, если они не были ярко выражены. А уж если у ребенка возникали психологические проблемы, то, безусловно, из-за какой-нибудь ерунды. Лень, отсутствие стремлений, "глупость" или "тупость" – вот наиболее частые родительские формулировки.

Ответственность перед другими людьми тесно связана с требованием соответствия. Сначала соответствуешь требованиям родителей и школы. Потом институт, работа. Страх несоответствия – мощный инструмент влияния. Все заботы крутятся вокруг того, чтобы получать больше одобрения и признания. Пока человек занят стремлением соответствовать, он все больше принимает ответственность перед другими на себя.

Внешнее становится важнее внутреннего.

Со временем человек замечает, что здоровья не хватает и близкие отношения не выстраиваются. Потому что в душе многие успешные люди так и остаются напуганными детьми – "хороший" мальчик или "хорошая" девочка, которые "должны" соответствовать. Они оглядываются на партнера и видят чужого человека. Идут к врачу и пугаются еще больше.

Ответственность перед собой – вещь настолько размытая и мало обсуждаемая, что трудно понять, где она начинается и заканчивается. Может ли общество обязать человека быть счастливым? А здоровым? По идее, человек сам выбирает – быть счастливым и здоровым или не быть. Да и само понятие "счастья" – вещь глубоко субъективная. Что значит быть счастливым? Делать любимую работу? Быть с любимым человеком? Собирать марки или забираться на высокую гору?

Однако пресловутая свобода воли – быть или не быть без понимания собственных возможностей, потребностей и желаний не работает также, как в случае с социальной ответственностью: "Не хочешь – заставим, не можешь – научим!". Никто не может обязать быть счастливым и ответственным ради себя и человек отчаянно забивает на свои потребности и желания до поры до времени, потому что боится вызвать неодобрение.

Все читают умные книги про счастье, только почему-то реализовать прекрасные идеи не могут. Все просто на самом-то деле. Хочешь быть счастливым? Прими ответственность за свою жизнь на себя.

Личная ответственность перед собой: "А ты хозяин своей жизни?"

Если мы представим, что у нас есть возможность задать вопрос об ответственности перед собой двум крайне противоположным группам людей, то откроем удивительную вещь. Пусть в одной группе собрались люди с гиперответственностью, перфекционизмом, стремлением к социальному успеху, а в другой – все раздавленные тяготами жизни, инфантильные и безответственные и попросим эти группы оценить свой собственный уровень ответственности перед собой. Что же мы увидим?

Примерные мальчики и девочки, точно так же, как и не примерные, инфантильные и зависимые в равной степени отказываются почему-то быть счастливыми – не воспринимают свою жизнь, личность как самоцель. Чувство пустоты и бессмысленности существования будет сковывать одинаково сильно столь разных людей. Первых, потому что сильно напуганы и заняты стремлением к социальному успеху, а вторых в силу отсутствия веры в возможность каких бы то ни было изменений.

Если говорить про мотивы людей первой и второй группы, то можно обнаружить жертвенный тип поведения. Они приносит себя в жертву или чувствует себя жертвой других людей. К большому сожалению, выбор такого стиля жизни также не является осознаваемым, что приводит к разочарованию и переживанию личной неуспешности, несчастности.


Люди из этих двух групп просто не знают о том, как следовать за собой и понимать свои потребности, разбираться в собственных чувствах, удовлетворять свои подлинные желания – в близости, сопричастности с заботой о себе. Они – жертвы обстоятельств.

Как стать проектом самого себя?

Ответьте прямо сейчас на простой вопрос: "Что делает вас счастливыми?". До тех пор, пока вы не найдете ответ на этот вопрос, чем бы вы не занимались и каким бы ни был ваш статус, вы не почувствуете вкус жизни.

Как бы сказал Жан-Поль Сартр: "Человек есть не что иное, как проект самого себя".

Вспомните пирамиду потребностей Маслоу – человек, достигший высот собственной самореализации счастлив уже тем, что просто есть и способен быть в гармонии с другими и с собой. Способность к творческому обмену с другими людьми делает жизнь яркой и насыщенной.

Как сформировать чувство личной ответственности перед собой и научиться заботиться о персональных нуждах?

Выходить за пределы ограничений, зашоренности и развиваться! Наконец-то осознать, что в погоне за внешними целями, теряется здоровье, которое с каждым годом становится более хрупким, а поддерживать его все тяжелее и дороже. Рушится личная жизнь или вовсе не складывается, потому что требует внимания и участия.

Перестать отрицать очевидные вещи, забивать на них и уделять внимание себе и своим самым важным потребностям! Планировать время на здоровье, личную жизнь и отдых сознательно. Просто брать и ставить в график. Не забывать дарить жене цветы и по приходу домой обнимать и улыбаться, а мужу выражать благодарность и нежность.

Признаться себе в своих страхах, навязчивых мыслях, тревоге, которая мешать спать по ночам, прерывает сон кошмарами, а по утрам будит с петухами. Идти на боль, чтобы разрешить внутренние противоречия, которые мешают радоваться и быть счастливым.

Научиться наконец-то радоваться всем благам, которые заработаны тяжелым трудом!

Личная ответственность перед самим собой подразумевает вполне очевидные вещи:

1. Рассчитывать собственные силы и не брать нагрузки больше, чем сможете вынести. Оставляйте время для восстановления, сна, отдыха и развлечений;
2. Планировать финансы. При возможности разделите заработок на три части. Первую откладывайте на "черный день", вторую оставляйте на ежедневные траты, с третьей возможны эксперименты.
3. Заботиться о здоровье своевременно как телесном, так и психическом, не допуская срывов и не нарушая своей безопасности;
4. Учитывать удовлетворение собственных потребностей в первую очередь – любой дефицит приводит к "перегреву". Чем дольше "перегревается" человек, тем сильнее его эмоциональное напряжение и эмоциональный голод, тем ближе эмоциональный или психический срыв;
5. Не допускать замкнутости на своих проблемах, организовывать "питательные" встречи с людьми, которые щедро делятся поддержкой и позитивными эмоциями;
6. Стремиться к реализации желаний;
7. И, наконец, главное – не оставляйте чувства без внимания. Задавайте себе каждый день вопрос: "Что сегодня я сделаю только для себя?". Не для других, не потому, что "надо", а только для себя самого. Если вы себя бросите, оставите в горе или печали, кто позаботится о том, чтобы вам стало хорошо?

Эрих Фромм написал: "Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность". Если вы идете туда, куда хотите, даже трудности будут преодолеваться быстрее.

Человек – существо, состоящее из души и тела. Поэтому наши обязанности делятся на два вида:
а) обязанности перед телом;
б) обязанности перед душой.
Обязанности перед телом.
1. Питаться правильно. Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. Сказано в Священном Коране:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي اْلأرْضِ حَلاَلاً طَيِّبًا
Значение: «О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только чистое и дозволенное Аллахом».468
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый верующий469».
Отсюда ясно, что Пророк, хотел, чтобы мусульмане были сильными не только духовно, но и физически.
2. Беречь здоровье. Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Спросил один из арабов: «О, Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, слуги Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О, Пророк, что это?». Он ответил: «Старость».475
Наша религия запрещает употребление алкоголя и наркотиков, повелевает избегать всякого рода вредных воздействий на организм.
Один из величайших даров Всевышнего Аллаха – это здоровье. Человеку под силу сохранить этот дар. Если нет здоровья, трудно жить полноценной, счастливой жизнью. Человек зачастую не ценит здоровье. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Многие люди обманываются в двух вещах (т.е. не могут оценить две вещи): в здоровье и в свободном времени».471
Для того, чтобы сохранить здоровье, следует прислушиваться к советам врачей, например, делать прививки. Надо избегать нахождения в местах, где можно заразиться. Есть хадис нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где сказано: «Избегайте проказы, как льва».472
Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) лечился от болезней сам, и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени. Пророк сказал: «Нет из мусульман того, кого в болезни не очистил бы от грехов Аллах, подобно тому, как Он освобождает дерево от тяжести листьев».474
«Все, что посылается правоверному: головная боль, усталость, болезнь или печаль, даже просто грусть — есть искупление его грехов».476
В Исламе известны такие медики, как Абу Бакр Рады и Ибн Сина (Авиценна). По их книгам обучаются в Европе и в наше время. Лечение не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха (таваккуль), наоборот, после того, как больной сделает все, что требуется для исцеления, искреннее упование и мольба необходимы.
3. Уделять внимание чистоте. Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Чистота – половина веры».477
«Когда один из вас проснется, пусть вымоет руки свои прежде, чем прикасаться к посуде с водой (или другой домашней утвари), ибо неведомо, к чему прикасалась рука во сне».478
«Пять непременных условий естества человека: быть обрезанным, брить волосы в паху, обстригать ногти, брить волосы в подмышках и подстригать усы».479
«Надевайте белые одежды. Подлинно, они чище и приятнее. И заворачивайте в белый саван умерших».480
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение уходу за зубами. Он говорил: «Используйте мисвак».481
«Намаз, совершенный после использования мисвака, имеет семидесятикратное превосходство».482
«Употребляйте мисвак, ибо он очищает рот — это угодно Всевышнему Аллаху. Ангел Джабраиль столь настойчиво советовал мне пользоваться мисваком, что я испугался, не будет ли это вменено мне и моей общине как фард».484
«Если бы я был уверен, что не отягощу свою общину, я бы приказал использовать мисвак при каждом омовении».485
Мисвак – это зубная щетка, которую изготавливают из дерева арак, растущего в Саудовской Аравии. Для чистки зубов так же можно использовать современные зубные щетки, изготовленные из чистого сырья.
Обязанности перед душой.
1. Защищать душу от ложных убеждений.
2.Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.
3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) о важности знаний сказал: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина».486
«Кто стремится к знаниям, приобретенные им знания являются искуплением его грехов».487
«Кто совершает путь для получения знаний, тот на пути Аллаха до возвращения».488
«Тому, кто следует по пути получения знаний, Аллах облегчает дорогу, ведущую в Рай».489
«Тот, кто, зная ответ, не ответит на заданный ему вопрос, в Судный День будет обуздан огнем».490
«Кто учится не ради Аллаха и хочет получить знания ради кого-то кроме Аллаха, пусть готовит себе место в Аду».491
4. Избавляться от нелицеприятных, пагубных мыслей и наклонностей.
5. Воспитывать в себе положительные черты характера.
Отрицательные черты характера: враждебность, гневливость, завистливость, лживость, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, деспотич ность и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование без разрешения того, что дано на хранение, жестокосердие…
Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, благовоспитанность, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Дружи с теми, кто поможет тебе в воспитании нафса. Пребывай на их лекциях. И не дружи с теми, кто помогает тебе следовать за устремлениями нафса. Вначале займись воспитанием своего нафса, и, воспитав его, займись другими. Занимаясь воспитанием других, не забудь воспитать и себя».

КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА

1. Приглашать в гости Богобоязненных, добропорядочных, бедных людей, исключая при этом грешников (если же приглашать грешников, то с целью, рассказать им о религии и призвать не совершать запретного).
2. Не приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей.
3. Не приглашать к себе только богатых людей.
4. Не засиживаться в гостях долго после приёма пищи.
5. Угощать гостя, не спрашивая, будет, ли он есть или нет.

КУЛЬТУРА ПРИЕМА ПИЩИ

1. Употреблять разрешенные (халяль) продукты. Сказано в Священном Коране: «О, уверовавшие! Вкушайте благую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь».492
В другой суре сказано: «Вкушайте наилучшую (халяль) пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, что вы творите».493
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Пища харам убивает сердца, а халяль – оживляет его. Есть пища, вкушая которую человек занимается только мирским, а есть пища, вкушая которую человек занимается ахырат. Есть пища, способствующая возникновению любви к Аллаху – Создателю обоих миров».
2. Мыть руки до и после еды. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Благословение пищи — в мытье рук перед едой и после».494
Не опаздывать к столу, заставляя других долго ждать.
3. Начинать еду с «Бисмиллях» и заканчивать словами (ду’а) «Альхамдулиллях». Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если один из вас приступает к еде, пусть скажет «бисмиллях». Если же забудет сказать «бисмиллях», то вспомнив, пусть скажет «бисмилляхи авваляху ва ахираху».495
4. Брать ближний кусок. Есть правой рукой. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Скажи «бисмиллях», ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой».496 «Если один из вас ест, пусть ест правой рукой, и если пьет, пусть пьет правой рукой; подлинно, шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».497
«Ни в коем случае не ешьте и не пейте левой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».498
5. Брать кусок, который поместится в рот, и глотать его разжевав.
6. Не разговаривать с едой во рту. Не вести пустые разговоры.
7. Не брать следующий кусок, не проглотив предыдущий. Жевать сомкнув губы.
8. Не принимать в пищу не созревшие фрукты.
9. Не дуть на еду для того, чтобы остудить ее. Не вдыхать воздух в стакан во время питья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда один из вас пьет, пусть не дышит в посуду, из которой пьет воду, и в отхожем месте пусть не прикасается к своей плоти правой рукой».499
Не пить на одном дыхании и с той стороны, где надколото или есть трещина.
Пророк пил в три приема, после каждого глотка вбирал в себя воздух и говорил так: «Бесспорно, это очень полезно, и вода вливается в тело, свободно проходя через горло».500
В другом хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:«Не выпивайте воду на одном дыхании, уподобляясь верблюду, а выпивайте за два или три приема. Скажите «бисмиллях» перед тем, как начать пить, и скажите «альхамдулиллях», когда вы попьете».501
10. Не совершать за столом неприятных для присутствующих действий.
11. Не допускать расточительства во время еды, не класть себе больше, чем можешь съесть. Сказано в Священном Коране: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих».502
12. Желательно доесть все, что в тарелке (куском хлеба следует собрать оставшееся и съесть).
13. Закончив, есть во время трапезы с джама‘атом, не надо уходить раньше других.
14. Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.
15. Нежелательно есть на улице.
16. Закрывать посуду. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Перед заходом солнца не пускайте детей на улицу, потому что в это время шайтаны заполняют все пространство. Спустя немного времени после захода солнца можете их выпускать. Закрой двери с упоминанием Имени Аллаха (например, Бисмиллях), погаси светильник с упоминанием Имени Аллаха, закрой сосуд с водой с упоминанием Имени Аллаха, закрой посуду с едой с упоминанием Имени Аллаха. (А если не найдешь, чем закрыть), положи что-нибудь (сверху). Тогда шайтан не сможет открыть закрытое. Тушите светильники, иначе (их) может задеть мышь, и случится пожар».503
Шейх Мухйиддин Ибн Араби (рахматуллахи алейхи) так объяснил этот хадис: «В году есть одна неизвестная ночь, в которую ниспосылаются все болезни. Эти болезни обязательно попадут в открытый сосуд с водой или едой».

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Так же, как мы внимательны во время еды к тому, что попадает в наш рот, следует следить за тем, что из него выходит, то есть за своими словами. Религия Ислам учит нас следить за своей речью.
Культура речи:
1) задумываться о последствиях сказанного;
2) не говорить слова, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни;
3) не перебивать речь другого, не говорить слова, которые могут обидеть;
4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;
5) не хвалить кого-то чрезмерно;
6) не повышать голос, разговаривая со старшими;
7) не говорить много без необходимости;
8) при разговоре не кривить рот, не ставить себя выше других, не искать ошибки в речи собеседника;
9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;
10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.
11) не выдавать чужие секреты.Когда спросили у нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где путь к спасению, он ответил: «Храни свой язык».504
Сказал Имам Ар-Рифа’ий (рахматуллахи алейхи): «Твой язык подобен льву, если ты охраняешь его, то и он тебя охраняет, а если выпустишь его – он тебя съест».
В хадисах сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит».506
«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай».507
«Поистине, раб Аллаха может произнести слова, угодные Аллаху, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб Аллаха может произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад».508
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выража­ют свою покорность языку, говоря: Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямо­ты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».509

ДРУГИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Наши глаза, уши, руки и ноги также нуждаются в воспитании и контроле. Для этого необходимо:
1. Руки и ноги удерживать от харама и от нанесения ими вреда другим.
2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, никого не беспокоить взглядом.
3. Не слушать ложь, сплетни и то, от чего нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни.
4. Не наносить вреда здоровью, чести или имуществу другого человека.

Хвала Аллаху за то, что мы мусульмане, за шариат, который оберегает нашу духовную и физическую сторону. Запрещая что-то и обязывая на что-то, Всевышний заботится о нас.

Помимо общеизвестных обязанностей, о которых знает каждый из нас, есть еще некоторые виды обязанностей, о которых, как я заметил, забывают многие.

Кроме обязанности верить в существование и Единственность Всевышнего Аллаха, совершать поклонение (‘ибада), выполнять Его повеления и избегать того, что Он запретил, и так далее, есть еще обязанности, которые иногда человек считает не столь важными, например, намаз. Но обязанность есть обязанность, и относиться к ней халатно – значит, относиться халатно к религии в целом.

Обязанности перед самим собой

Человек – это создание, состоящее из души и тела. Поэтому обязанности людей перед самими собой делятся на два вида: обязанности перед телом и душой.

Обязанности перед телом

1. Правильно питаться . Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. В Священном Коране говорится:

يـأَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِى الارْضِ حَلَالاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَـانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только доброе и дозволенное Аллахом. Не следуйте шайтану, который соблазняет вас есть недозволенное или отказываться от дозволенного Аллахом. Ведь вы уже знаете, что шайтан – ваш заклятый враг и подталкивает вас совершать плохие дела ». (Аль-Бакара, 168)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

المؤمن القوي خير وأحب الى الله من المؤمن الضعيف

«Для Всевышнего Аллаха сильный (телом и верой) верующий лучше и любимее, чем слабый верующий ». (Муслим)

2. Беречь здоровье . Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Один человек спросил: «О Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О рабы Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О Пророк, что это?» Он ответил: «Старость». (Джами" ас-сагир)

3. Уделять внимание чистоте . Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

الطَّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ

«Чистота – половина веры ». (Муслим)

Обязанности перед душой

1. Защищать душу от ложных убеждений.

2. Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.

3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.

4. Избавляться от пагубных мыслей и наклонностей.

5. Воспитывать в себе положительные черты характера.

Иногда человек может подумать, что очень трудно соблюдать все это и другие веления Всевышнего, но стоит просто пожелать, сделать шаг, постараться приложить усилие воли, и все получится. Ведь Всевышний Аллах и ангелы нам помогают, в то время как заблудший Иблис пытается нам мешать. Пусть Всевышний одарит нас терпением и стойкостью. Амин.

Саид Абдулаев

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Википедия

Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
Д.А. Леонтьев | Яндекс словари | Социальная психология. Словарь

  • Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
  • Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
  • Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
  • Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

Преимущества ответственности

  • Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах.
  • Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.
  • Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.
  • Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

Проявления ответственности в повседневной жизни

  • Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.
  • Трудовая деятельность. Руководитель компании всегда возлагает на себя ответственность за деятельность подчинённых; чем более ответственным человеком он является, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.
  • Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
  • Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.
  • Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

Как развить в себе ответственность

  • Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.
  • Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.
  • Организационная работа. Работа с людьми, организация их скоординированных действий – большое подспорье в развитии собственной ответственности.
  • Отношения с детьми. Общаясь со своими детьми, человек оказывается в ситуации, когда он не может не нести за них ответственность. При отсутствии выбора человек мобилизуется и становится в дальнейшем более ответственным.

Золотая середина

Безответственность | полное отсутствие готовности нести ответственность.

Ответственность

Гиперопека | избыточная ответственность за кого-либо.

Крылатые выражения об ответственности

Свобода – это ответственность. Вот почему все её так боятся. - Бернард Шоу - Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность. - Антуан де Сент-Экзюпери - Быть личностью трудно. Быть свободным – значит взять на себя бремя ответственности. - Николай Бердяев - Два смысла в жизни – внутренний и внешний
У внешнего – семья, дела, успех;
А внутренний - неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех. - Игорь Губерман - Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть. - Уинстон Черчилль - Андрей Курпатов / 12 нетривиальных решений обрести мир в своей душе Книга Андрея Курпатова посвящена воспитанию чувства ответственности. Именно мы ответственны за все, что происходит в нашей жизни, считает известный психолог. Автор рассматривает этот вопрос через призму теории разумного эгоизма. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект Книга посвящена проблемам социально ответственного поведения в бизнесе. Как имидж, деловая репутация влияют на эффективность его развития.