Перевод песен theory of a deadman. Биография Theory Of A Deadman

1. анкерный столб, якорь (оттяжки буровой вышки)

2. "мертвяк" (зависшее дерево)

3. анкерная свая

4. анкерная стенка; анкерный блок

n стр. (анкерный) столб, свая (врытые в землю)

New large English-Russian dictionary . Новый большой Англо-Русский словарь. 2011


Англо-Русские словари Новый большой Англо-Русский словарь

Еще значения слова и перевод DEADMAN с английского на русский язык в англо-русских словарях.
Что такое и перевод DEADMAN с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for DEADMAN in dictionaries.

  • DEADMAN — noun Date: 1965 an anchor (as a metal plate) buried in snow and used (as in mountain climbing) to secure …
    Толковый словарь английского языка - Merriam Webster
  • DEADMAN — -ˌman, -aa(ə)n noun (plural deadmen) Etymology: Middle English deedman, from deed dead + man 1. : corpse — …
  • DEADMAN — /ded"man", -meuhn/ , n. , pl. deadmen /-men", -meuhn/ , adj. n. 1. Building Trades. a log, concrete block, etc., …
    Random House Webster"s Unabridged English Dictionary
  • DEADMAN — n. support, anchor
    Толковый словарь английского языка - Редакция bed
  • DEADMAN — noun Date: 1965: an anchor (as a metal plate) buried in snow and used (as in mountain climbing) to …
    Merriam-Webster"s Collegiate English vocabulary
  • DEADMAN — deadman BrE AmE ˈded mæn ⇨ˈdeb- ˌ deadman"s ˈ fingers BrE AmE
    Longman Pronunciation English Dictionary
  • DEADMAN — 1. анкерный столб, якорь (оттяжки буровой вышки) 2. "мертвяк" (зависшее дерево) 3. анкерная свая 4. анкерная стенка; анкерный блок n …
    Большой Англо-Русский словарь
  • DEADMAN — 1) анкерный столб, якорь (оттяжки буровой вышки) 2) "мертвяк" (зависшее дерево) 3) анкерная свая 4) анкерная …
    Большой Англо-Русский политехнический словарь
  • DEADMAN — 1) анкерный столб, якорь (оттяжки буровой вышки) 2) "мертвяк" (зависшее дерево) 3) анкерная свая 4) анкерная стенка; анкерный блок
    Большой Англо-Русский политехнический словарь - РУССО
  • DEADMAN — 1) анкерная свая 2) анкерный столб 3) анкерная стенка; анкерный блок 4) анкер, загрублённый в грунт
    Англо-Русский научно-технический словарь
  • DEADMAN
    Англо-Русский словарь по машиностроению и автоматизации производства 2
  • DEADMAN — анкерная плита, зарытая в землю
    Англо-Русский словарь по машиностроению и автоматизации производства
  • DEADMAN — анкерная свая, анкерный кол, анкер, заглублённый в грунт, "мертвяк"
    Англо-Русский словарь по строительству и новым строительным технологиям
  • DEADMAN — анкерный столб (якорь, к которому крепится оттяжка буровой вышки)
    Большой Англо-Русский словарь по нефти и газу
  • DEADMAN — анкер, заглублённый в грунт, проф. мертвяк - concrete deadman
    Англо-Русский строительный словарь
  • DEADMAN — [стр.] (анкерный) столб, свая (врытые в землю)
    Morteza English-Russian Dictionary
  • DEADMAN — n стр. (анкерный) столб, свая (врытые в землю)
    Англо-Русский словарь - Королев
  • DEADMAN — n. Pronunciation: " ded- ˌ man Function: noun Date: 1965: an anchor (as a metal plate) buried in snow …
    Merriam Webster Collegiate English Dictionary
  • DEADMAN"S TOE — noun see deadman"s hand 1c
    Webster"s New International English Dictionary
  • DEADMAN"S THUMB — noun see deadman"s hand 1a
    Webster"s New International English Dictionary
  • DEADMAN"S BELLS — noun plural see deadmen"s bells
    Webster"s New International English Dictionary
  • DEADMAN CONTROL — noun see deadman 6
    Webster"s New International English Dictionary
  • DEADMAN"S HANDLE — noun: a handle on a machine having a small button on it which must be kept pressed down by …
    Webster"s New International English Dictionary
  • DEADMAN"S HAND — noun 1. a. or deadman"s thumb: male orchis b. : male fern c. also deadman"s toe: a palmately …
    Webster"s New International English Dictionary

В музыке существует старая аксиома, которая говорит, что у тебя есть вся жизнь, чтобы сделать свою первую запись и в течение года сделать вторую. Это действует отрицательно на многие группы, которые, возвращаясь после тура, не находят слов для выражения и начинают молиться до полного падения на втором году своего существования. Однако для Theory of a Deadman (группа из Канады, город Ванкувер) возвращение в студию было возможностью экспериментировать и взрастить именно такую группу, о которой они всегда мечтали.

Не стоит полагать, что это было легко. Участники группы - вокалист Tyler Connolly, гитарист Dave Brenner и басист Dean Back - были настолько истощены после своего мирового тура с такими музыкантами, как 3 Doors Down, Saliva, Nickelback и 3 Days Grace, что последнее, что им хотелось делать - это писать новые песни. Поэтому они сделали перерыв на несколько месяцев и просто наслаждались жизнью.

"Gasoline" - второй альбом Theory of a Deadman - мгновенный и безотлагательный. Во всех отношениях группа является изобретательной и щепетильной, она выплеснула десятилетнее влияние рока и переделала его в собственные страстные песни, которые различны между собой в жанрах: от акустических баллад до гимнов в стиле электро. "No surprise" раскрывает электро- и акустическое звучание гитары, дополненное гармонией вокала и фоном. "Since You"ve Been Gone" вызывает дрожь и слезы своим мрачным бренчанием и содержит самый драматический вокал за всю карьеру Connolly. "Say Goodbye" представляет собой гармонию фольклорных ритмов и привлекательного вокала. "Better Off" - это мощная смесь струнных аккордов и мелких ритмов, подобных Bad Company и AC/DC, а "Santa Monica" - это большое количество струнных переборов и нежное арпеджио, которые подчеркивают пронзительное послание песни. Одна только строка "She fills my bed with gasoline" наталкивает на взрывное название альбома. В период времени, которое группа провела в пути, они познакомились с рок-идолами Zakk Wylde и Randy Bachman, которые присоединились к группе, добавили свою долю в историю рок-н-ролла, однако не в новый альбом.

В дополнение к насыщенным, спонтанным аккордам и мелодиям, Connolly написал откровенные и дискриптивные стихи. Некоторые песни были взяты из личного опыта, включая песню, которая говорит сама за себя "Hating Hollywood" и захватывающая песня о распаде семьи "Hello Lonely".

Другие треки были основаны на опыте, близком Connolly. "No Surprise" раскрывает наивного парня, вторая половина которого дурачит его с парнями из бара, а в песне "Santa Monica" - девушка парня пакует вещи и уезжает в Калифорнию. Не важно, отражает он свое прошлое или создает работу из ситуаций, которые наблюдает вокруг, написание песен дает Connolly стимул. Когда он сидит с ручкой и листом бумаги, то подъем вверх по карьерной лестнице - это последнее, о чем он думает. Он более заинтересован в очищении своего внутреннего "я".

Когда закончили написание песен, группа отправилась в Bay 7 Studios в Лос-Анджелесе записывать альбом вместе с продюсером Howard Benson и микшером Chris Lord-Alge. Benson и Lord-Alge участвовали в записях некоторых крупных рок исполнителей, таких как Hoobastank, Papa Roach, P.O.D., My Chemical Romance, Cold и т.д. Опытный продюсер и его команда внесли все самое лучшее в Theory of a Deadman. Группа использовала винтажные гитары и усилители, чтобы получить "монстерское" звучание, также добавили уникальные музыкальные элементы, такие как ситары, орган и струнные инструменты, чтобы приукрасить некоторые песни с альбома.

Участники Theory of a Deadman росли в шестиэтажном доме, их квартиры находились одна над другой в маленьком городе Северная Дельта в Канаде. Connolly и Back учились игре на гитаре в одной школе и работали в одном ресторане, а Brenner является младшим братом одного их друзей Beck. Группа выбрала это название из первоначального названия песни "Last song", композиция Connolly, написанная семь лет назад о человеке, который пишет мемуары перед самоубийством. Theory of a Deadman сделали себе имя во время своих живых выступлений на сцене Ванкувера.

Группа выпустила свой первый альбом "Theory of a Deadman" в 2002 году и вскоре была признана новой волной в течении четкого эмоционального хард-рока. Песни "Nothing Can Come Between Us", "Make Up Your Mind" и "The Last Song" получили широкую огласку на радио, а двухлетний тур укрепил и усилил их звук.

Трудно выделить главный хит из альбома "Gasoline". Ураганная песня "Better Off" - одна из любимый композиций группы, однако Brenner одинаково воспринимает "No Way Out". В целом альбом "Gasoline" получился не обычным соперническим рок-альбомом, в который входят только два сильных сингла, а всё остальное - только для количества. С таким хорошим отношением и сильным материалам Theory of a Deadman не нуждаются в удаче. Им просто следует разлить "Gasoline" и наблюдать за его горением.

I’m in love with an angel, heaven forbid
Made me a believer, with the touch of her skin

I’d go to hell and back with you
Still lost in what we found.
Until we hit the ground


You wanted a soldier
But it wasn"t me
So fly on your own
It’s time I let you go
Go

I’m in love with an angel, who’s afraid of the light
Whose halo is broken but the fight in her eyes?
Walls were built to keep us safe
until they’re crashin down
Worlds apart we were the same
Until you hit the ground

Maybe I’m crazy maybe I’m weak
Maybe I’m blinded by what I see
You wanted a soldier
But it wasn"t me
Because I could never set you free
So fly on your own
It’s time I let you go
Go

The walls are built to keep us safe
until they’re crashing down
Worlds apart we were the same
Until you hit the ground

Maybe I’m crazy maybe I’m weak
Maybe I’m blinded by what I see
You wanted a soldier
But it wasn"t me
Because I could never set you free
So fly on your own
It’s time I let you go

So fly on your own
It’s time I let you go
Go

Перевод песни: Ангел

Боже упаси, я влюбился в ангела,
Она обратила меня в веру одним прикосновением.

С тобой я бы пошел и вернулся из ада,
Все еще потерянный в обретенном нами.
Пока не спустились с небес на землю.


Тебе был нужен солдат,
Но им был не я,
Так лети дальше одна,
Мне пора отпустить тебя,
Отпустить.

Я влюбился в ангела, который боится света.
У кого от нимба остался лишь огонь в глазах?
Пока не рухнут.
Мы были едины, разделенные мирами,

Может быть, я сошел с ума, может быть, я слаб,
Может, я ослеплен тем, что вижу,
Тебе был нужен солдат,
Но им был не я,
Ибо мне не под силу дать тебе свободу.
Так лети дальше одна,
Мне пора отпустить тебя,
Отпустить.

Стены строят, чтобы они нас защищали,
Пока не рухнут.
Мы были едины, разделенные мирами,
Пока ты не спустилась с небес на землю.

Может быть, я сошел с ума, может быть, я слаб,
Может, я ослеплен тем, что вижу,
Тебе был нужен солдат,
Но им был не я,
Ибо мне не под силу дать тебе свободу.
Так лети дальше одна,
Мне пора отпустить тебя,

When you come around I don"t really know what to say
My mind is racing with thoughts that I can"t erase
Like if we"ve had a house to call our own
If we had a little girl
would she have your nose
This voice inside won"t leave me alone

Cause I wonder
if we could"ve made it last






One, one, one

When you come around you always ask
if I"m okay
I tell you that I"m fine
yeah just like a guy would say
I know you know somethings wrong
Cause you know me better than anyone
The truth is I never felt more alone

Cause I wonder
if we could"ve made it last
I wonder if we gave it all we had
Or if our tempers got the best of us
I wonder if I could"ve been a better man
Maybe you"d be with me "til the end
Cause even though we"re set and done
I still wonder if you could"ve been the one
One, one, one

When you come around I really don"t know what to say
I just really fucking miss you
and that will never change

Cause I wonder
if we could"ve made it last
I wonder if we gave it all we had
Or if our tempers got the best of us
I wonder if I could"ve been a better man
Maybe you"d be with me "til the end
Cause even though we"re set and done
I still wonder if you could"ve been the one
One, one
Could"ve been the one, you were the one, one
I still wonder
if you could"ve been the one

Та самая, единственная.

Когда ты приходишь, я не знаю, что сказать.
Моя голова полна мыслей, которых мне не изгнать.
Будто у нас был дом, который мы звали своим,
Будто у нас была маленькая дочка,
Был бы у нее твой нос?
Этот внутренний голос не оставит меня в покое.

Потому что я думаю,
Могли бы мы отвратить конец,






Когда ты приходишь, ты всегда спрашиваешь,
Все ли со мной в порядке.
Я тебе отвечаю, что все замечательно,
Как бы сказал любой парень.
Я знаю, ты знаешь, что что-то не так,
Ведь никто не знает меня лучше тебя,
Правда в том, что мне никогда не было так одиноко.

Потому что я думаю,
Могли бы мы отвратить конец,
Думаю, вложили ли мы все, что в нас есть,
Или наша вспыльчивость одержала верх?
Думаю, если бы я был лучшим человеком,
Может быть, ты была бы со мной до конца?
Потому что хоть уже все решено,
Я все еще думаю, а вдруг ты могла стать
Той самой, той самой, той самой.

Когда ты приходишь, я не знаю, что сказать,
Мне просто чертовски тебя не хватает,
И это не изменится никогда.

Потому что я думаю,
Могли бы мы отвратить конец,
Думаю, вложили ли мы все, что в нас есть,
Или наша вспыльчивость одержала верх?
Думаю, если бы я был лучшим человеком,
Может быть, ты была бы со мной до конца.
Потому что хоть уже все решено,
Я все еще думаю, а вдруг ты могла стать
Той самой, той самой.
Могла стать той самой, ты была той самой, той.
Я все еще думаю,
А вдруг ты могла стать той самой, единственной.