Письменность и знания древних египтян пересказ. Формулировка темы, целеполагание

Современный урок – это такой урок, когда учащиеся должны уметь добывать и усваивать новые знания, сами воспринимать и исследовать новые факты, сведения и делать соответствующие выводы. Иными словами, высокая эффективность учебного занятия достигается тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность учащегося и педагога.
Эффективное обучение-это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием новой информации в новой учебной ситуации, вызывает определённый интерес у учащихся к уроку. Это помогает активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность школьника.
Учащиеся 5 класса – это дети ещё не отошедшие от игровых форм проведения урока и ещё не готовые к новым формам усвоения знаний, которые применяют учителя среднего звена. Они ещё находятся на переходном этапе учения, поэтому наравне с прежними формами работы нужно вводить и использовать новые, повышая их интеллектуальный потенциал. И хотя проведение такого урока связано с погружением в историческую ситуацию, всё же это игровая форма, в которой дети активно участвуют и причём все.

Тема. Письменность и научные знания в Древнем Египте.

Цели:

  • Познакомить учащихся с письменностью и научными знаниями в Древнем Египте, способами их получения и передачи следующим поколениям.
  • Продолжить формирование у учащихся умений отбора необходимого учебного материала для усвоения знаний по теме.
  • Воспитывать у учащихся уважение к людям, внёсшим вклад в цивилизованное развитие человечества.

Оборудование урока. Раздаточный материал в конвертах, новые слова, реквизит (фигурки бога солнца РА, условные головные уборы для учителей-египтян), карта «Древний Восток», оценочный лист работы в группе.

Форма проведения. Урок-ситуация: «Один день в школе Древнего Египта». В классе выбрать, для проведения условных, занятий 3-х «учителей-жрецов» и одного архивариуса, который готовит сообщение. Класс разделить на 3 группы, которые будут представлять египетских учеников, назначить из числа хорошо успевающих учеников группоргов. (желательно материал для «учителей-жрецов» и архивариуса раздать заранее, чтобы не было непредвиденных заминок в ходе урока, ко-торые могут отнять время)

Условия для ведения урока: на перемене с помощью дежурных по классу создать необходимую обстановку – расставить столы для работы групп, поместить на них фигурки бога РА, разложить оценочные листы следующего образца:

определить место, где будут находиться «древние учителя» в условных арабских костюмах.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие записи в тетрадях-новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения заданий.

Собеседование учителя с учащимися по теме «Древний Египет»

1. Скажите дети, что мы знаем по истории Древнего Египта?

Предполагаемый ответ:

1. Его местоположение.
2. Население и его занятия.
3. Управление в государстве.
4. Военные походы.
5. Пирамиды и другие сооружения.

2. Скажите дети, а как удалось об этом узнать, ведь все эти события происходили очень давно?

Что послужило источником наших знаний о жизни древних египтян?
Предполагаемый ответ: 1. Из письменных источников. 2. Из предметов, найденных при раскопках.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются надписями. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать что-то о жизни в Древнем Египте. (Показывает на доске рисунок и аналогичный дети рассматривают на местах, розданный им в конверте).

Да, его невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
Поэтому предлагаю вам сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность, давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский учёный Жан Франсуа Шампольон . (Учащийся, исполняющий роль архивариуса, делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им египетские иероглифы).

Текст архивариусу для сообщения

Шампольон Жан Франсуа жил в грозное, наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни.
Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил обещание.
Но прежде чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки.
Выучил арабский, персидский, халдейсикй, и ещё несколько других древних языков… Одолел китайскую письменность… Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов… Накопленные знания помогли ему понять, что: В египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой (показывает изображение и объясняет) :
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА» (так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)

После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию: «Один день в древней египетской школе».

Учащиеся разделены на 3 группы представляющие египетских учеников. У них на столах стоят фигурки имитирующие бога РА.

Вопрос 1 . Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?

Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. В отдалении сидят жрецы-учителя, которые будут у вас вести уроки. Почему жрецы? Можете удивиться вы. Да потому, что школы в Древнем Египте находились при храмах, а учителями там были жрецы-служители богов.
На столах, за которыми вы сидите, находятся фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать наши учебные занятия давайте выразим ему своё почтение, ведь все египтяне поклонялись ему, будь то дети или взрослые, простые земледельцы или вельможи, фараон или его слуги. (по указанию учителя ученики выполняют условный ритуал, после чего приступают к уроку в древнеегипетской школе).

Урок 1-й – урок письма проводит, назначенный заранее ученик

Материалы для учителя письма.

Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать (учитель показывает и объясняет прикреплённые на доске знаки).

Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки-рисунки назвали иероглифами «ИЕРОГЛИФЫ»). (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы научиться писать,будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.

(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)

Задание № 1

1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки-рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».

Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна быть у каждой группы.

После выполнения «Учитель письма» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.

Урок 2-й, математика проводит заранее назначенный ученик

Материал для учителя математики

Ученики запомните, что для того, чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на таблице знаки и поясняет их).

Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для строительства материалов.
Все вычисления, которые вы будете производить называются АРИФМЕТИКА (прикрепляет табличку АРИФМЕТИКА). (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы. Для этого вы должны знать ГЕОМЕТРИЮ (прикрепляет табличку ГЕОМЕТРИЯ). (Учащиеся записывают в тетрадь новое
слово с его пояснением).

Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.

Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время выполнения 3 мин.».

Задание №2

(решение выполнять египетскими знаками)

Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?

После выполнения «Учитель математики» собирает работы и проверяет по образцу приготов-ленному учителем.

Урок 3-й, астрономия. Его проводит заранее назначенный ученик

Материал для учителя астрономии

Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом? (обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы. А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона. Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими жрецами-звездочётами.
А теперь познакомимся с календарём. Запомните: Годом считается время от разлива Нила до следующего его разлива и он составляет 365 суток и делится на 12 месяцев, каждый месяц имеет 30 дней, а в конце каждого года добавляется 5 дополнительных суток, которые празднуются как дни рождения наших главных богов. Запомните, день делится на 12 часов, ночь тоже. А для того, чтобы вы не могли ошибиться во времени есть солнечные и водяные часы.

Учитель математики сообщает результаты проверенных работ.

Учитель астрономии : «Всем ученикам приступить к выполнению 3 задания. Время выполнения 3 мин.

Задание № 3.

1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ______________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ___________________________________
6. Для чего нужны эти знания? _________________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? _________________________________________________

После выполнения «Учитель астрономии» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.

Урок 4-й

Знакомство с правилами в древнеегипетской школе проводит сам учитель истории.

Учитель астрономии сообщает результаты выполнения задания.

Задание № 4

1.Согласен ли ты с правилами для учеников в школах Древнего Египта и почему?_______________
______________________________________________________________

____
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

2. Назови важнейшие науки которым учили будущих жрецов и писцов._____________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Выполнение задания проверяет сам учитель истории. Подводит итоги деятельности учащихся на уроке, просматривает оценочные листы, которые заполнял группорг. Объявляет оценки.

Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4. Подготовиться к обобщению учебного материала

Письменность и знания древних египтян

Язык

Время возникновения

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства.

На чем писали египтяне

Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника (с одноименным названием «папирус» - cyperus papyrus).

Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком (см. Техника изготовления папируса). Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1-2 см.).

Чем писали

Писцы писали обычно кисточкой, которую делали из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал.

Кто занимался исследованиями / был хранителем знаний

Жрецы были самыми образованными людьми в Древнем Египте. При каждом храме была библиотека, где хранили и переписывали свитки.

Что исследовали / что знали

В Древнем Египте зародилась география - наука об изучении Земли (правда, знания египтян были неточными: Землю они представляли в виде прямоугольника, окруженного океаном).

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов .

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Медицина: высокий для того времени уровень медицины связан с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Одним из высших достижений египетской медицины было учение о кровообращении и о значении сердца в этих процессах.

Врачи в Древнем Египте имели специализацию. Кто-то лечил желудок, кто-то глаза, кто-то зубы и т.п.

В Древнем Египте был отмечен довольно высокий уровень хирургии (об этом свидетельствуют найденные при раскопках гробниц хирургические инструменты). ().

Где учили : в школах при храмах.

Кто учил : жрецы.

Чему учили в школах

Прежде всего письму, чтению и устному счету. После этого изучали историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело. ().

Конспект

Стены египетских гробниц покрыты загадочными знаками, здесь и змея кобра, и ибис, и пирамида. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами — «священными письменами» (рис. 1).

Рис. 1. Египетские иероглифы ()

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности. Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампальону (рис. 2). Шампальон исследовал знаменитый Розеттский камень — плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э (рис. 3). Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Жан-Франсуа Шампальон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии .

Рис. 2. Жан-Франсуа Шампальон ()

Рис. 3. Розеттский камень ()

Для записей в Египте использовали разные материалы: каменные плитки, черепки битой посуды (остраки), кожу, дощечки, покрытые гипсом, но самым популярным материалом был папирус, который изготавливали из папируса — тростника, росшего по берегам Нила. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски выкладывали на ровной поверхности одну рядом с другой, сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Получившуюся кладку придавливали прессом, волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Для хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. Писали на папирусе тростниковыми кисточками, используя краски черного и красного цвета (рис. 4).

Рис. 4. Египетский папирус ()

Учиться в Древнем Египте могли только представители знати. Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты. Мы можем лишь догадываться об уровне научных знаний древних египтян. Египетские жрецы умели точно предсказывать дату начала разлива Нила по расположению небесных светил. Для измерения времени они употребляли водяные часы, делали сложные математические расчеты для возведения пирамид, знали секреты бальзамирования.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Chynga-changa.ru ().
  2. Nnre.ru ().
  3. Публичная историческая библиотека ().

Домашнее задание

  1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
  2. Какие материалы египтяне использовали для письма?
  3. Кто и когда разгадал тайну египетских иероглифов?
  4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

Класс: 5.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока : освоение новых знаний.

Цели:

личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;

метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в парах.

предметные - умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.

Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

1. Проверка домашнего задания в парах.

На карточках написаны вопросы, дети по очереди задают вопросы друг другу, оценивают ответы, ставят оценку на карточках.

1. Что такое пирамиды? (гробница фараона)

2. Какова высота пирамиды Хеопса?

3. Что такое мумия? (тело умершего обмотанное бинтами)

1. Назовите самую большую пирамиду? (Хеопса)

2. Что строили египтяне для богов? (храмы)

3. Как выглядел сфинкс? (тело льва, голова человека)

2. Новая тема: «Письменность и знания древних египтян».

Предположите, какие вопросы будем рассматривать?

Ответы учащихся.

Работать будем по плану:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

Дети работают в рабочих листах.

Задание на урок:

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это в Двуречье и в Египте. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Напишите предложения: «Воин идет к колодцу»,

«Воин плачет у колодца».

В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно. Ведь каждый иероглиф мог обозначать не только слово, но и согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Ученик: Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. 100, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

Напишите год, который у нас сегодня, пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете, какой цифры у них не было?

Система счета была сложной и громоздкой, но, несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным.

Работа на листах в парах.

1. Как египтяне назвали знаки-рисунки? _______________________________
2. Сколько их насчитывалось? ________________________________________

3. Каких звуков не было у древних египтян? ____________________________

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма - папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

Работа на листах в парах.

4. Как назывался основной материал для письма? ________________________
5. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки? ________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _____________________

3 . Школа и научные знания. Работа в парах.

Прочитайте фрагмент из книги Авдиева В.И. «История Древнего Востока» Выписать, какими знаниями обладали еще древние египтяне.

1) «…Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

2) «…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

3) Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной - север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище умерших душ), а левой стороной – Восток («Страна бога, т.е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта (движение небесных светил – астрономия; разлив Нила – календарь; время – водяные часы; медицина – хирурги, стоматологи, окулисты; география - представления о земле)

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа по учебнику.

Согласны ли вы с правилами для учеников в школах?

Работа на листах в парах.

7. Какие науки были известны египтянам? ______________________________

8. Где находились школы? ___________________________________________

9. Кто были учителями? _____________________________________________

Задание на урок:

Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

Учащиеся приводят доказательства, опираясь на материал урока.

Закрепление материала.

Рефлексия

Что узнали нового?

Нового

Интересного

Полезного

Важного

Поразительного

Смешного


Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.
Задачи урока.
Личностные:
 осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего
Египта;
 научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
 помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных
предметов;
 воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
 формировать логическое и историческое мышление учащихся;
 формировать умение сравнивать различные явления;
 научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в
новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для
решения практических задач.
Предметные:
 уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
 на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
 раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее
дешифровки;
 познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование урока. Раздаточный материал, новые слова, оценочный лист работы в
группе.
Форма проведения. Урок­ситуация: «Один день в школе Древнего Египта».
№п/п Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий итог
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие
записи в тетрадях новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения
заданий.
Мозговой штурм по теме «Древний Египет»
1. Определите термин?
1.Река в Сев. Вост. Африке?
2. Высокий тростник?
3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?
4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?
5. Кто вёл учёт населения?
6. Как наз. приспособление для полива полей?
7. Выдающиеся достижения человечества?

8. Искусство проектирования и постройки зданий?
9.Священные письмена? – ситуация затруднения.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются этими
священными письменами. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать что­то о жизни в
Древнем Египте.
Да, их невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
Верно о письменности и знаниях древних египтян. Запишем тему урока в тетрадь.
Мы действительно не знаем, что обозначают эти надписи. Поэтому предлагаю вам
послушать сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность,
давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский
учёный Жан Франсуа Шампольон. (Учащийся, исполняющий роль архивариуса,
делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им
египетские иероглифы).
Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832)
Текст архивариусу для сообщения
С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно
выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала
древняя история.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал
ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с
тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие
этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил
обещание.
Учитель: в египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть
справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в
различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть­слог, и даже один
только звук­букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной
рамкой (показывает изображение и объясняет):
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»
(так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)
14 сентября 1822 г. является началом прочтения иероглифов.
После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию:
«Один день в древней египетской школе».
Учащиеся работают в парах представляющие египетских учеников.
Вопрос 1. Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?
Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян
ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились
образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или

работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились
при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми
состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. Главными для египтян
были: письмо, арифметика и астрономия.(Все это было необходимо для их жизни)
Урок 1­й – урок письма
Материалы для учителя письма.
Уже в 4­3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли
удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в
письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать.
Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько
согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки­рисунки назвали
иероглифами (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В
нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и
дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы
научиться писать, будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите
черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не
выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой,
обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы
будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить
задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время
выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.
(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)
Задание № 1







Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна
быть у каждой группы.
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами,
которая должна быть у каждой пары.
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР
Физкультминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Урок 2­й, математика.
Материал для учителя математики
Ученики запомните, что для того, чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь
обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь
считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших
расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на
таблице знаки и поясняет их). Стр.64 учебника.
Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека
поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке
пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать
число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для
строительства материалов.
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на
участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы.
Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.
Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время
выполнения 3 мин.».
Задание №2 (решение выполнять египетскими знаками)
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20
мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков
на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на
проживание? Сможет ли храм иметь доход?
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР на доске. (240 мешков)
Урок 3­й, астрономия.
Материал для учителя астрономии
Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется
астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся
записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и
положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом?
(обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны

знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое
положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы.
А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда
идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в
завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона.
Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими
жрецами­звездочётами.
Задание № 3. Стр 64 учебник
Рефлексия




«Я» доволен своей

работой на уроке на

уроке
«Дело»: понял ли
материал? Узнал ли
больше?
«Мы»: насколько мне
помогли одноклассники?
времени
По
Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4.
Подготовиться к обобщению учебного материала

Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________

6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».

Рабы и
крестьяне
собрали с полей,
принадлежащих храму, 400
ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80
мешков
мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева.
Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?

ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку

рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?







Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________

3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?

__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ______________________

Конспект урока на тему «Письменность и знания древних египтян».

    Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих.

    Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, какое государство мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Обучающиеся отвечают на вопрос, называя страну – Древний Египет). (Слайд № 1).

Учитель: Вспомните, кто управлял Древним Египтом? (Обучающиеся отвечают «фараон»).

Учитель: Опишите географическое положение Древнего Египта (Обучающиеся описывают географическое положение, упоминая реку Нил).

Учитель: Молодец. Пожалуйста, покажите на карте реку Нил, которая протекала в Египте. (Обучающиеся показывают на карте реку)

Учитель: Если в Египте была плодородная земля, то каковым было в первую очередь их основное занятие?

Учитель: Скажите – это основное занятие на что было направлено?

Учитель: А что еще людям нужно для полноценной жизни?(Обучающиеся отвечают на вопрос - интеллектуальное развитие)

Учитель: Посредством чего его можно достигнуть? (Обучающиеся отвечают на вопрос – посредством каких-либо знаний, с помощью письма)

    Формулировка темы, целеполагание.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше с вами путешествие по Древнему Египту.

Учитель: Опираясь на вышесказанную информацию, обсудите в парах и сформулируйте тему урока. (Обучающиеся работают в группе и формулируют тему урока.)

Учитель: Итак, тема урока «Письменность и знания древних египтян ». Запишите название темы в тетрадь. (Слайд № 2)

Учитель: Ребята, предположите:

На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

Обучающиеся предполагают вопросы: Как писали древние египтяне? На чем они писали? Чему они обучались?Какие знания имели?

Учитель: Таким образом, ребята, вы выделили ключевые моменты нашего урока и тем самым определили цель и задачи урока.

    Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие существуют письменные знаки вообще? Какие знаки и какая письменность существует в нашей стране? Сколько их в нашем алфавите? Где у нас учат письменности? Cкажите, все ли должны этому научиться в нашей стране? (Обучающиеся отвечают на каждый вопрос.)

Учитель: А в древнем Египте не все должны были обучаться письменности, многие ее не знали, и в школу некоторым слоям населения вход был воспрещен. Предположите, почему так происходило?(Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос)

    Открытие нового знания.

    Иероглифы – что это такое ?

Учитель: Предлагаю поработать в ……. ? Каждая (- ый) …… читает с. 61-63 учебника и выясняет: как называлась письменность в Древнем Египте? В чем она выражалась, как она называлась? В чем заключалась трудность изучения иероглифов? (Обучающиеся выполняют задание и отвечают на вопросы.) (Слайд № 3).

Учитель: А как вы думаете, ребята, откуда люди могли узнать о древнеегипетских иероглифах?(Обучающиеся предполагают, высказывая свою точку зрения)

Учитель: А давайте с вами подробнее узнаем об этом открытии, посмотрев фрагмент фильма.

Учитель: Пожалуйста, ребята, что вы узнали о иероглифах? Кем они были открыты? Почему камень, на котором были написаны иероглифы называют Розетским? (Обучающиеся отвечают на данный вопрос)

    Папирус –материал для письма

Учитель: Ребята, чем и на чем вы пишите в школе?

Учитель: Совершенно верно, ручкой по бумаге. Предлагаю вам обратиться к иллюстрации учебника на странице 63 и ответить на вопрос: «А на чем писали в Египте?». (Обучающиеся работают с иллюстрацией и отвечают на вопрос). (Слайд № 4).

Учитель: Ребята, на основе уже имеющихся знаний, скажите – а как изготавливали папирус?

Учитель: А сейчас предлагаю вам узнать – каковы же были письменные принадлежности египтян, посмотрев на слайд (Слайд № 5)

Учитель: Предположите, как ими можно было пользоваться?

Учитель: Давайте на стр.64 найдем первый абзац и прочитаем его вслух, чтобы нас все услышали.

Физкультминутка:

Учитель: А сейчас давайте с вами проведем физкультминутку (Слайд № 6).

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай - думай голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

    Писцы учителя и новые знания

Учитель: Ребята, выскажите свое мнение: как вы думаете, а кто этому всему учил египтян?Обучающиеся предполагают и отвечают на вопрос «учителя»)

Учитель: Вспомните слои населения Египта и предположите – кто из них мог обучать египтян в качестве учителя?

Учитель: Верно, жрецы. А почему они имели такое право?

Учитель: А чему еще кроме письменности могли научить египтян жрецы, как вы думаете? (обучающиеся предполагают – различным наукам) Какие науки могли преподать жрецы, основываясь на основных занятиях египтян, их потребностях? (астрономия, календарь, водяные часы)

Если они не отвечают, то на с.64 предлагаю с этим ознакомиться.

Учитель: Верно, а так же наблюдали за звездами, старались проникнуть в тайну жизни самих богов.

Работа с документом

Учитель: Жрецы в египетских школах учили письму, счету, в основном это пригождалось людям, которые должны были подсчитывать и записывать налоги. Что это были за слои населения?

Учитель: Верно, то есть жрецы учили в школах будущих писцов, а не другие слои населения.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, чем была привлекательна для египтян должность писца? (Учитель выслушивает различные версии обучающихся)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли была дисциплина на уроке в египетской школе?

Учитель: Предположите, а как поддерживал порядок на учебных занятиях учитель-жрец?

Учитель: Давайте поработаем с текстом документа «Поучение писцов ученикам» на стр. 62 и ответим на данные вопросы.

Учитель: Изучив данный текст ответьте на вопрос: «В чем различие между современной дисциплиной на уроках и правилами, которые применялись к ученикам в Древнем Египте» (Обучающиеся отвечают на вопрос).

4.Рефлексия (итог урока)

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами выполним задание «да», «нет». Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.

    Научные знания древних египтян были тесно связаны с их повседневной жизнью. (Да)

    Впервые расшифровал иероглифы французский ученый Шампольон (Да)

    В египетской школе могли преподавать все желающие египтяне (Да)

    У писцов в школах не было никакой дисциплины (Нет)

    Письменность в Древнем Египте была настолько легка, что ею могли обучиться все желающие (Нет)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам самостоятельно подвести итог урока, но в парах. (С помощью приема + - интересно)

5.Д/з:

«3» - § 12 пересказ

«4» - §12 пересказ, ответить устно на вопросы в желтой рамочке на странице 64

«5» - §12 пересказ, выполнить письменно задание на с. 65 из рубрики «Подумайте».